Белгородская область. Это моя земля. #киберпутеводитель
Елизавета Жукова
Инна Крицкая
Галина Шкирдова
Татиана Березницкая
Амарант
Денис Мищук
Татьяна Синицына
Софья Деркач
Светлана Ефимова
Светлана Гасова
Валентина Соколова
Данила Резцов
Яна Ярова
Елена Доронина
Кристина Нифонтова
Анастасия Буркова
Иван Мордвинкин
Эд Кузиев
Древние греки и скифы, ратные и трудовые подвиги, меловые горы и пещеры, музеи и заповедники… Достопримечательности Белгородской области – это бесконечная тема научных исследований и художественного поиска. В книге собраны легенды победителей конкурса «Белгородская область. Это моя земля», прошедшего под девизом «Такое могло произойти только здесь». Рассказы материализуются в киберпутеводитель: мобильные приложения, фильмы, видеоигры… Проект создан Федеральным центром гуманитарных практик РГГУ.
Белгородская область. Это моя земля
#киберпутеводитель
Авторы: Нифонтова Кристина, Гасова Светлана, Мордвинкин Иван, Жукова Елизавета, Резцов Данила, Буркова Анастасия, Шкирдова Галина, Ярова Яна, Ефимова Светлана, Соколова Валентина, Крицкая Инна, Деркач Софья, Амарант, Синицына Татьяна, Мищук Денис, Доронина Елена, Кузиев Эд, Березницкая Татиана
Продюсер Андрей Сулейков
Руководитель оргкомитета Елена Наймушина
Координатор Яна Боднева
Редактор, корректор Ольга Рыбина
Иллюстратор Наталия Венедиктова
Куратор Алексей Пищулин
© Кристина Нифонтова, 2024
© Светлана Гасова, 2024
© Иван Мордвинкин, 2024
© Елизавета Жукова, 2024
© Данила Резцов, 2024
© Анастасия Буркова, 2024
© Галина Шкирдова, 2024
© Яна Ярова, 2024
© Светлана Ефимова, 2024
© Валентина Соколова, 2024
© Инна Крицкая, 2024
© Софья Деркач, 2024
© Амарант, 2024
© Татьяна Синицына, 2024
© Денис Мищук, 2024
© Елена Доронина, 2024
© Эд Кузиев, 2024
© Татиана Березницкая, 2024
© Наталия Венедиктова, иллюстрации, 2024
ISBN 978-5-0062-8157-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Благодарность партнерам
Издательство «Это моя земля», жюри литературного конкурса «Белгородская область. Это моя земля», оргкомитет киберпутеводителя выражают сердечную признательность партнерам проекта, благодаря которым состоялись конкурс легенд и создание сборника:
• Управление по туризму Белгородской области;
• Туристский информационный центр Белгородской области;
• Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный комплекс «Алгоритм Успеха» Белгородской области;
• Федеральный центр гуманитарных практик;
• Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет»;
• Школа дизайна НИУ ВШЭ;
• Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС);
• Президентская платформа «Россия – страна возможностей»;
• Программа «Другое дело»;
• Издательство «Литературная газета»;
• Редакция «Комсомольская правда»;
• Журнал «Мир Музея»;
• ОСИГ – Общенациональный Союз Индустрии Гостеприимства;
• Вести Туризм – информационное интернет-агентство;
• Интурмаркет – международная туристическая выставка;
• Brand Analytics – система мониторинга и анализа социальных медиа;
• ООО «Аппреал».
Жюри литературного конкурса
Замшев Максим Адольфович
Российский писатель, поэт и прозаик, публицист, литературный критик, переводчик с румынского и сербского языков.
Председатель Правления Московской городской организации Союза писателей России, член Союза журналистов России. Заслуженный работник культуры Чеченской Республики (2010). Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Главный редактор «Литературной газеты».
Пищулин Алексей Юрьевич
Директор Федерального центра гуманитарных практик РГГУ. Главный редактор художественного иллюстрированного журнала «Мир Музея». Сценарист и режиссер телевизионных документальных фильмов.
Подзолкова Ия Станиславовна
Начальник управления по туризму Белгородской области.
Ершов Евгений Геннадьевич
Директор ОГАУ «Белгородский центр туризма».
Сулейков Андрей Владленович
Продюсер Федерального центра гуманитарных практик РГГУ (ФЦГП). Автор курса и преподаватель сторителлинга. Член Союза писателей России. Коллекционер городских легенд.
Белый город в центре черной земли
«Конечно, вряд ли… это скорее аллегория… но, может, все-таки он действительно белый?» – еду на мотоцикле сквозь сотни метров фруктовых садов по обеим сторонам трассы и размышляю. На подъезде к городу воображение рисует улицы и проспекты с чистыми белыми домами. До сих пор я там никогда не был и жду чего-то особенного.
Это удивительный город в центре благодатной земли. На меловой скале еще в древние времена селились люди. По одной из легенд, городу больше десяти веков. В 1995 году Центральный Банк России даже выпустил серебряную монету «1000-летие Белгорода». На реверсе внушительная крепость на высоком берегу и старинная грамота.
В конце XVI века город был еще раз «официально» основан как южный форпост Московского царства. Место было выбрано стратегически очень удачно – прямо в геополитической болевой точке: в окрестностях проходили важные шляхи, отсюда заселялись пустые земли Малороссии, здесь проходила засечная черта. Впоследствии крепость атаковали польско-литовские захватчики, татары и черкасы, а в конце XVII века здесь был учрежден Белгородский полк, который отличился в битве при Полтаве. Именно со знамени этого полка такие выразительные лев и орел перешли на флаг и герб области.
Фашисты почти разрушили город, а когда его отвоевали обратно – в Москве прогремел первый салют. В честь Белгорода. С этого момента все победы Советской армии сопровождались салютами. Прохоровское поле – на территории которого в 1943 году, 12 июля, в день апостолов Петра и Павла, состоялось величайшее в истории танковое сражение – находится как раз на Белгородчине.
Такие места – где бьет энергия прошлого – особенно важны, ценны и будут всегда интересны. Через них проходит живая история страны, здесь слышен ее пульс, стоит только выйти на простор и прислушаться. Именно об этом – настоящий сборник легенд.
Я был здесь последний раз по дороге в Крым в середине нулевых годов. Из сегодняшнего дня то время кажется другой, беззаботной и растерянной эрой. Сегодня здесь опять пульсирует история великой страны, а рядом опять происходят судьбоносные события.
Петр Дмитриевич Тренин-Страусов,
заместитель директора Федерального центра гуманитарных практик, сооснователь маркетплейса услуг гидов наэкскурсию.рф
Предисловие от Белгородской области
В ваших руках книга, которая, вне всякого сомнения, никого не оставит равнодушным, ведь в ней выражение искренней любви к родному краю. Сборник приглашает отправиться в увлекательное путешествие по Белгородской земле. Наша область – уникальный край, форпост южных рубежей России, который стоит на защите государства с XVII века.
Каждая эпоха создала множество преданий о Белогорье. Авторы легенд, вошедших в этот сборник, смогли искренне и эмоционально отразить особый облик нашего края, погрузить читателя в историю и традиции Белогорья, создать легкую тайну вокруг территории, которую хочется поскорее раскрыть.
Туристские легенды выполняют одну из ключевых задач экономики впечатлений. Сторителлинг является важным нематериальным ресурсом, неотъемлемой составляющей брендинга территорий, он привлекает туристов и формирует позитивный образ как отдельных городов, так и целых стран.
Пусть эта книга станет для вас источником вдохновения и новых открытий, а каждая легенда оживет перед вашими глазами и вдохновит вас посетить наше замечательное БелОГОрье, познакомиться с его историей и культурой, местами силы.
Ведь БелОГОрье удивляет!
Добро пожаловать!
Ия Станиславовна Подзолкова,
начальник управления по туризму Белгородской области
Предисловие от РГГУ
Древняя и новейшая история Белгородской области по праву становится источником вдохновения для разных авторов. Так, и в научной литературе, и в художественных произведениях неоднократно возникала тема белгородских достопримечательностей, что подчеркивает интерес к ним со стороны читателей, а сам белгородский регион привлекает множество туристов, в нем проводятся исторические фестивали и творческие конкурсы.
Конечно, меня как специалиста, чья сфера интересов лежит в первую очередь в Античности и Средневековье, привлекает аналогичный период в истории белгородского региона, ведь не секрет, что Белгородчина находится по соседству с центром античной греко-римской цивилизации, эхо древней истории которого слышно до сих пор.
Самые первые контакты между населением нынешней территории белгородского края и античным миром относятся к VI—III векам до н. э. Как нам известно теперь, в то время на землях Северного Причерноморья возникли древнегреческие колонии, а по Дону и Северскому Донцу шла торговля с Боспорским царством, которое владело устьем Дона.
Верховья реки Оскол были северо-восточной окраиной скифских территорий. А самым известным и значительным памятником истории Белгородчины является Борисовское городище на Ворскле.
Белгородская земля помнит и племена сарматов, которые занимали территории от черноземной лесостепи до Северного Причерноморья, о чем свидетельствует ряд сарматских памятников, преимущественно в Поосколье.
Богатства белгородской земли недаром привлекают внимание специалистов, не удивительно, что и студенты не обошли этот регион стороной. Так, студенты РГГУ в рамках курса «Конструктор городских легенд» в 2023 году стали создавать художественные тексты, в основу которых легла реальная история Белгородчины. Легенды, созданные в ходе курса, попали на литературный конкурс, организованный Федеральным центром гуманитарных практик РГГУ. Работы победителей конкурса вошли в киберпутеводитель «Белгородская область. Это моя земля».
Его авторы – студенты РГГУ – применяют полученные знания для продвижения регионов России. Так, в 2024 году студенты выиграли грант на организацию студенческой экспедиции «Открываем Россию заново», по результатам которого планируется сборник легенд и научно-популярных текстов о городе Новотроицке Оренбургской области.
Регионы России оказываются в центре внимания, открывая себя туристам и исследователям, а их история получает художественное осмысление. Мне хотелось бы от всего сердца пожелать авторам творческих успехов, вдохновленных историей, культурой и традиционными ценностями народов России.
Павел Петрович Шкаренков,
доктор исторических наук, профессор,
проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Российский
государственный гуманитарный университет»
Предисловие от НИУ ВШЭ
В Школе дизайна НИУ ВШЭ мы учим предпринимательству в сфере креативных индустрий. Студенты осваивают создание среды для инноваций, запуск культурных проектов и привлечение инвестиций на корпоративном, муниципальном и федеральном уровнях. Лучшие идеи слушателей Школы дизайна, направленные на продвижение территорий, публикуются на платформе «Креативный город». А многие выпускники уже построили бизнес с устойчивой экономической моделью в сфере креативных индустрий.
В рамках практико-ориентированного обучения «Сторителлинг – продвижение бренда и продукта через легенды» студенты предложили идеи для обогащения художественного образа Белгородской области. Благодаря всероссийскому конкурсу «Белгородская область. Это моя земля» креативных решений для этого региона стало больше.
Федеральные и региональные эксперты – члены жюри конкурса отметили уровень работ студентов Школы дизайна. Среди победителей Светлана Гасова и Кристина Нифонтова. Горжусь вами!
Студенты верят, что созданные тексты станут основой для материализации идей в новые медийные форматы: фильмы, графические новеллы (комиксы), видеоигры. Подобные форматы могут стать основой для креативного предпринимательства. Такие бизнес-гипотезы немедленно проверяются на практике под руководством наставников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Наталья Алексеевна Платонова,
профессор Школы дизайна Национального исследовательского
университета Высшая школа экономики
Священная пещера
Кристина Нифонтова
Иван бежал через темный лес, ветки деревьев хлестали его по лицу, каждый шаг отдавался болью в измученном теле. Лес вокруг превратился в размытый лабиринт из деревьев и теней, дыхание вырывалось из груди хриплыми рывками.
Иван знал, что нельзя останавливаться. Они были за ним. Их тяжелые шаги грохотали по земле, приближаясь с каждой секундой. Их грубые голоса, полные злобы и угроз, эхом разносились по лесу, заставляя кровь стынуть в жилах.
Он не мог остановиться. Он знал, что если остановится, они догонят его. Он должен был продолжать бежать, бежать до тех пор, пока его легкие не сдадутся.
Сердце Ивана билось так сильно, что он почти не слышал собственное дыхание. Внезапно перед ним, словно из ниоткуда, возникла пещера, темная и загадочная, как дверь в другой мир. Он замедлил бег, в его голове были две противоположные мысли: страх и надежда. Страх от того, что пещера может оказаться ловушкой, и надежда на спасение. Но ужас перед преследователями был сильнее. Без долгих раздумий он бросился к пещере в надежде, что она даст ему хоть какой-то шанс на спасение.
Иван забежал в пещеру, его дыхание прерывисто вырывалось из груди. Перед ним был длинный узкий коридор. Свет, проникающий внутрь, был бледным, тусклым и лишь слегка освещал темноту. По обе стороны коридора тянулись арки, еще Иван увидел колонны – словно стражи, охраняли они тайны пещеры.
Иван начал осторожно продвигаться вперед. Пройдя несколько десятков шагов, он увидел, что коридор разветвляется. Правое ответвление было засыпано землей, а проход налево вел в большой зал, напоминающий церковь. Куполообразный свод, поддерживаемый колоннами, возвышался над ними, а в центре мерцало подобие иконостаса с царскими дверями. На стенах зала были высечены кресты и написаны углем религиозные фразы.
Иван прислушался, напряженно вглядываясь в темноту пещеры, он ожидал услышать преследователей, но вокруг была тишина. Его сердце по-прежнему гулко билось в груди. «Неужели спасение?» – подумал он.
Он сел на холодный пол пещеры, оперся на ее стену и прикрыл глаза. Вдруг от входа послышались шаги. Иван оцепенел от ужаса, он даже не мог открыть глаза. «Вот и все…» – пронеслась в его голове, как он думал, последняя мысль.
– Вставай, сын мой, – послышался глубокий мужской голос.
Иван открыл глаза. Перед ним стоял высокий мужчина, лицо его обрамляла длинная седая борода. Он был одет в черную рясу, на груди его висел большой серебряный крест.
– Дрова я принес, костер разожги, – сказал мужчина, скидывая охапку дров в центр зала.
– Вы кто? – спросил Иван.
– Ты костер разожги, а потом уже вопросы задавай.
– Что вы тут делаете? Вы священник? – ничего не понимая, продолжал спрашивать Иван.
– Священник-священник… Ты в храме божьем, кому тут еще быть? Ты лучше скажи, те ребята, что по лесу ходят, кричат, оружием звенят так, что спать невозможно, они с тобой?
Иван нервно сглотнул.
– Нет… – неуверенно и протяжно сказал он.
– С тобой, с тобой… Твои это друзья. Зачем святому отцу врать? У тебя-то я надеюсь оружия нет?
– Нет у меня оружия, и никакие они мне не друзья. Преследуют он меня, смерти моей хотят. Помогите мне, не выдавайте меня, прошу вас.
– Помочь… Помочь только Бог может. Я вижу, ты, Иван, человек верующий.
Будучи в шоке, Иван даже не заметил, что мужчина назвал его по имени.
– Ты помолись, да все беды пройдут, – продолжал незнакомец.
– Верующий? Неверующий я и ни одной молитвы не знаю.
– Молитвы знать необязательно, сын мой. Ты вот тут на колени встань… – Священник указал на пол рядом со стеной, на которой были изображены кресты. – Глаза закрой, да молитва сама к тебе придет.
Иван раздраженно выдохнул.
– Ну что за бред? Какая молитва ко мне придет? – сказал он.
– А ты делай, как я говорю. Выхода у тебя другого нет. Слышишь?
В эту секунду Иван явственно услышал голоса.
– Сашка, слышь! Куда он побежал?!
– Да черт его знает! Сейчас тут еще посмотрю, может, спрятался где! Может, яма какая или пещера!
Старец подошел к Ивану и тронул его за плечо.
– Мало времени у тебя, сын мой. Встань да помолись.
Повинуясь какой-то неведомой воле, Иван опустился на колени. В голове звенела пустота.
– Молитва, молитва… Я не знаю ни одной молитвы!
Мысли, как пчелы, роились в его голове. Он не мог сосредоточиться. Окружающее погрузилось в туман, и вдруг сквозь этот туман проступило лицо его бабушки, и он явственно услышал ее слова: «Ванечка, внучок… Запоминай: „Отче наш, сущий на небесах…“»
Ивана как будто окатило горячей волной. Он вспомнил, как бабушка учила его молитве, вспомнил ее мягкий добрый голос, ее теплые руки, которые гладили его по голове, когда он был маленьким, вспомнил, как они ходили в храм и как нравились ему в детстве золотые иконы и дрожащие огоньки свечей. И сама собой из его уст полилась молитва:
Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки.
Аминь.
Иван открыл глаза. Рядом с ним никого не было.
– Святой отец? Где вы? – негромко спросил он.
Ответа не было.
Иван медленно поднялся на ноги, прислушался. Из леса донесся голос:
– Да, все, Саш, ушел он. Уходим отсюда.
Иван стоял, затаив дыхание. Он слышал удаляющиеся шаги и затихающие голоса преследователей. Иван выждал некоторое время и медленно подошел к выходу из пещеры… Прислушался. Вокруг стояла тишина. Слышен был только шелест листьев на ветру и утреннее пение птиц. Он осторожно вышел наружу. Никого.
Иван вздохнул полной грудью. Воздух был чист и прозрачен. Иван посмотрел на небо и перекрестился.
Справка об объекте
Шмарненская пещера
Россия, Белгородская область,
Старооскольский район, с. Шмарное
Шмарненская пещера вырублена в недрах меловой горы неподалеку от села Шмарное в Старооскольском районе. Археологи спорят о происхождении подземелья, а местные рассказывают множество легенд.
Первоначально у пещеры было три входа. Два сейчас засыпаны землей. Сохранившийся вход узкий, из него идет 24-метровый коридор с двумя ответвлениями. В них есть арки, колонны и углубления разной формы, в которых свободно может поместиться человек. На стенах высечены кресты и написаны углем разные религиозные фразы. Правое ответвление ведет к двум засыпанным входам. В пещере имеются две кельи. Левое ответвление ведет в зал, напоминающий церковь: куполообразный свод, который поддерживают колонны, а в центре – подобие иконостаса с царскими дверями.
По преданиям, подземелье – это часть монастырского комплекса, основанного до татарского нашествия. Считается, что во время набегов Батыя местные жители спаслись именно в монастырском подземелье.
Упоминания о Шмарненской пещере встречаются в записях второй половины XVI века. А к середине XIX века в подземелье поселился крестьянин села Долгая Поляна Владимир Костелев. Он украсил большой зал иконами и проводил в нем службы.
Во время Великой Отечественной войны в пещере прятались партизаны. После там был склад для хранения сельхозпродуктов.
Никакого специального снаряжения для посещения подземелья не требуется. Однако там нет освещения, а температура – четыре градуса. Лучше взять фонарик и теплую одежду. Также следует учитывать ветхость пещерного комплекса.
Источник:https://bel.cultreg.ru/places/243/shmarnenskaya-peshera
Энергетические фракталы в Головчино
Светлана Гасова
Верите ли вы в эзотерику? Чувствуете ли магию чисел, фигур? Кажется ли вам, что в мире есть вещи, которые естественные науки пока не могут объяснить?
В Белгородской области есть место, довольно странное и загадочное. Само его происхождение окутано различными мистификациями. Находится оно в селе Головчино и представляет собой круглое здание с двумя этажами и подвалом. История его появления очень запутанна и туманна. Сейчас туда водят экскурсии, но когда-то оно было центром притяжения тех, кто искал пути к просветлению и знаниям, недоступным простым людям.
До наших дней здание успело послужить и стенами сахарного завода, и зернохранилищем, но сохранилось оно неплохо.
После реставрации в 2006 году круглый дом превратился в музей – развлечение для туристов.
Эта история основана на воспоминаниях очевидцев, заставших реставрационные работы в том самом круглом здании: местных жителей, архитекторов и краеведов, которые рассказали о его предназначении.
Итак, история.
В середине XVIII века земли, на которых здание построено, были во владении одного именитого семейства, во главе которого находился Иван Хорват – приближенный к императорскому двору генерал-поручик, серб по происхождению. При нем Головчино почти не менялось. Но после смерти генерала Хорвата село унаследовали его дети, Осип и Николай. Осип, старший из братьев, сыграл ключевую роль в появлении круглого здания.
Осип Хорват, так же как и отец, служил при дворе. Он работал на фаворита императрицы Платона Зубова, благодаря протекции которого быстро продвигался по службе. Ума ему было не занимать. Ему пророчили отличное будущее. Все шло замечательно. Казалось, Осипу Ивановичу помогали неведомые силы. Однако в какой-то момент его постигла судьба отца. С приходом к власти Павла Первого он попал в немилость и был осужден, после чего покинул службу. Есть все основания полагать, что в этот период жизни Осип Хорват увлекся оккультными науками, нумерологией и эзотерикой. Не исключено, что он тайно был введен в масонский орден.
Годы правления Екатерины Великой считаются временем расцвета масонства в Российской империи. Сети этой организации постепенно распространяются по Высоким кругам. Там и тут стихийно возникают ложи, не имеющие централизованного управления. Причем появлялись они не только в больших городах, таких как Санкт-Петербург и Москва, но и в небольших уездных центрах. Вскоре немалая часть знати была посвящена в союз вольных каменщиков. Среди них, скорее всего, был и Осип.
Приехав в родное имение, он задумал большой план по перестройке Головчино. Взглянув на карту села, каждый может увидеть принцип, которому все подчиняется. Идеальная симметрия, пересечение равных линий под прямым углом. Символы циркуля и угольника на перекрестках улиц и загадочный тихий сад, повторяющий паттерн обустройства села. Но жемчужиной и центром Головчино можно считать то самое круглое здание.
Если провести прямые линии между чудесами света, крупнейшими городами мира и полюсами, то эта постройка будет находится четко на их пересечении. Попробуйте сами, и вы поймете. По поверьям эзотериков и нумерологов, эта точка обладает невероятным энергетическим потенциалом. А круглый дом концентрирует энергию внутри себя.
Здание имеет причудливую архитектуру. Большой цилиндр, вбирающий в себя малый. Таким образом, внутреннее помещение представляет собой один замкнутый бесконечный коридор с выходом на винтовую лестницу, ведущую на верхний этаж малого цилиндра. Круг – древний символ замкнутого самовоспроизводящегося идеала. Воспроизводимость, фракталы и кратности – все здесь основано на идеальных пропорциях. На трех уровнях расположено четыре входа, четко выходящих на четыре стороны света. Узоры на паркете воспроизводят фигуры, заложенные в архитектурный ритм здания.
Круглое здание сразу после постройки представляло собой храм солнца, место собрания тех, кто жаждал добраться до тайн познания. Неизвестно, как именно проходили оккультные обряды, но понятно одно. На какое-то время Головчино стало центром…
А что же стало с Осипом Хорватом? Он исчез. Именно что исчез. Он просто пропал. В документах не сохранилась ни дата, ни место, ни причина его смерти. Никто не скажет, что с ним случилось. Его тайны ушли вместе с ним. Однако многие полагают, что в своих поисках секретов мироздания он продвинулся достаточно далеко. И все, что ему удалось постичь, зашифровано в стенах круглого здания, в саду и на улицах села Головчино.
Приезжайте в Головчино. Быть может, именно вы сможете разгадать тайны этого места…
Справка об объекте
Круглое здание
Россия, Белгородская область,
Грайворонский район, с. Головчино,
ул. Кравченко, д. 9А
Здание абсолютно круглое, в одном большом цилиндре расположен другой, поменьше. Стоит в селе Головчино с 1790 года. Тогда это была земля помещиков Хорватов. Зачем его так построили – непонятно до сих пор. Гипотез много: конюшня, склад, усыпальница… Но все эти бытовые теории меркнут перед одной, самой загадочной: якобы Круглое здание могло быть культовым масонским храмом солнца. Окна здания и входы соответствуют сторонам света. А построено оно в месте небывалой энергетической активности. Просто рай для эзотериков.
Неподалеку от круглого здания Хорватов находится парк той эпохи, и он имеет довольно странную планировку: квадрат в квадрате. Парк также строго ориентирован по частям света. В его архитектуре, как и в архитектуре Круглого здания, зашифрованы числовые символы, связанные с орденом масонов. Деревья, высаженные по лучевым линиям, пересекаются и образуют римское число XIX. А в самом центре парка располагается круг, который по диаметру совпадает с тем самым Круглым зданием.
Источник: https://bel.cultreg.ru/overviews/89/legendy-graivorona-krugloe-zdanie-v-sele-golovchino
Чудесная причина
Иван Мордвинкин
Большой мир за окном жил движением – все майские деньки напролет жильцы суетились туда-сюда, малышня уже носилась без шапок, а подростки пинали истертый мяч, стараясь забить его в ворота, а не в окно.
В своем дворе Гоша знал всех жильцов поименно, хотя самого Гошу мало кто видал.
Жильцы и их гости весь день куда-нибудь бежали, шли, собирались пойти или сидели на скамейке под березой, чтобы уйти потом. Таков был большой мир за окном – в нем все ходили.
Но Гоша жил по эту сторону окна. В мире маленьком.
К вечерним сумеркам он перебирался на диванчик, опираясь на сильные для своих семнадцати лет руки, зажигал светильник и окунался в мир любимых книг, будто снова заглядывая в большой мир, но теперь не через окно, а через книжное воображение.
Когда с работы приходила мама, он уже сидел в прихожей на высокой табуретке так, чтобы было похоже, что он стоит, выслушивал мамины новости и принимал ее плащ и платок. Потом, как Тарзан, цепляясь за прикрученные к стене поручни и почти не касаясь слабыми ногами пола, он «мчался» на кухню и там цыкал на маму – сиди, мол, сам накрою.
Рассказывал ей о новом рецепте, кормил ее, слушал ее, улыбался ей и всматривался в ее глаза, чтобы разглядеть в них отклики новых вкусов.
Все изменилось в выходной.
Тем вечером ребята и девчата, которые могли бы быть Гошиными одноклассниками, не учись он на дому, как всегда собрались на скамейке подурачиться, посмеяться и побренчать на гитаре. Из окна третьего этажа, даже раскрытого, Гоша не мог разобрать всех их слов, но те шутки, какие долетали целиком, веселили его, и он улыбался, а иногда и тихо хохотал, хлопая себя по распухшим коленкам и беззвучно давясь собственным смехом. А потом полушепотом повторял удачные остроты, опять тихо заливался или вставлял свои реплики. Должно быть, тоже весьма искрометные.
Так все майские вечера он «общался» у своего подоконника в «компании друзей», которых давно уж узнавал по голосам, представлял их лица, и мечтал о бинокле, без которого жизнь казалась неполноценной. Все-таки вблизи настоящие лица друзей куда интереснее и детальнее того, что видно издалека и что достраивает воображение, смешивая настоящее с вымышленным.
В тот выходной в соседнем дворе случилась свадьба, молодежь подхватилась и хохочущей гурьбой умчалась вон, позабыв гитару на столике у скамьи под березой. Салют глядеть.
Гоша потянулся через подоконник, будто следуя за друзьями, перевесился через него, полагаясь на силу рук, но пальцы скользнули по гладкой крашеной доске, и на мгновение он увидел тротуар и клумбы на земле двумя этажами ниже его окна, которых раньше не видал. Даже в пятках защекотало от ужаса высоты.
Чудом он спохватился, рванулся назад и плюхнулся в свое приоконное креслице, с глухим стуком завалившись вместе с ним на ковролин, застилавший полы его комнаты. Потом приподнялся, уселся на пол, глянул на окно, на кресло, на свои несчастные ноги и, еще наполненный веселым настроением, расхохотался взахлеб.
В комнату вбежала испуганная мама, видя его смех, тоже вроде бы рассмеялась, притворно хватаясь за сердце и стараясь шутить непринужденно. Но глаза ее заблестели, как и положено блестеть глазам мамы, сын которой живет на пути поручней между подоконником, диваном и кухней.
Она помогла ему, Гоша снова вернулся к окошку, чтобы дождаться возвращения «друзей». Но мама ушла в свою комнатку, и ее дрожащий шепот, порывами переходящий на всхлипы горячей и многословной жалобы перед иконами, снова напомнил ему детство, когда много всего пришлось пережить. Но не пришлось победить.
Гоша боялся маминых слез.
Он отвернулся от окна, глянул на книгу, пусто ждущую его на диване, и даже двинулся было к ней, но махнул рукой и… раскричался во все горло, тряся сжатыми кулаками и корча гримасы отчаяния, но беззвучно, без голоса, а только шепотом вопя куда-то в потолок и захлебываясь слезами, из-за которых тут же заложило нос и шепот одеревенел и осип. А значит, надо еще тише, чтобы не слышала мама.
Но мама слышала.
К вечеру они раскрыли окно на кухне, чтобы впустить в квартиру звуки и запахи весны, пили чай и много шутили, потому что были бодры и потому что не унывали. В глаза только друг другу не смотрели. Главное – не смотреть в глаза.
Однако с того, хотя и простого с виду, случая мама будто отступила на годы назад, снова уцепилась за мертвые надежды и пустилась по второму, уже до тошноты изученному, кругу бегать с папкой диагнозов по врачам, таскать за собою Гошу на проклятых костылях и все старалась разглядеть двери в прочной, непробиваемой стене, какою от Гоши отгородился величественный и холодный большой мир.
– Хотя бы коленки только, – уговаривала она кого-то по телефону. Но, получив отказ, бодрилась, улыбалась Гоше уверенно и предлагала другой вариант лечения, вот еще, мол, говорят, есть новая методика.
Гоша тоже улыбался, соглашался, они снова куда-то ехали. Но в конце тяжких мучений, только ранящих надежду грубостью безнадеги, смотрел на свои слабые ноги, на воспаленные колени и мечтал только принять обезболивающее и скорее вернуться домой, в свою комнатку.
И больше никогда не сидел у окна.
На новую волну маминых терзаний никто не откликался участливо, а всякий знакомый и родственник бодрил словами, но все отводили глаза.
Так в их жизни появилась бабушка – мама Гошиного папы, от которого осталась только красивая фотография в черной рамочке да много молчаливых слов в Гошином сердце.
– Вот бабушка еще советует… – не унималась мама. – Говорит, у них там есть вода специальная. Попробуем?
***
Деревня Обуховка казалась совсем другой планетой – здесь все было не так, как за окном его комнаты. А сама бабушка была не похожа на маму.
– Вот водичка наша… Божья Матушка, помоги, – бормотала она себе под нос, когда поливала Гошины коленки из щербатого чайничка. Вода стекала в тазик, в коем покоились Гошины ноги, и щекотала подошвы ступней. – Божья Матушка поможет, она никогда не оставляет нас.
Гоша молчал в ответ, больше увлеченный бабушкиными мозолистыми руками, ее двором, прислоненным к сараю заржавленным велосипедом, желтыми от летнего солнца домами и деревьями за изгородью и синей полоской леса на горизонте.
Воду вытирать бабушка запретила, и они молча ждали, пока ноги высохнут сами собою.
– Ну вот, – улыбнулась бабушка по-детски довольно, будто у Гоши отросли новые ноги. – Теперь все хорошо. Блинцов не хочешь? Со сметанкою!
Гоша дернул плечами и всмотрелся в ноги – обычные, белые без загара, как у мертвеца, аж с синевой. И до слез худые.
– Ну? – снова улыбнулась бабушка. – Пойдем, что ли?
Гоша снова глянул на ноги, потом со страхом на бабушку и попробовал подняться. Ноги задрожали, он схватился за колени и свалился обратно на табуретку.
– Коленки! – воскликнул он и скривился от боли.
Бабушка обняла его за голову, прижала к себе и долго гладила по темени, как заклинание без конца лопоча одно лишь слово:
– Ничего. Ничего. Это ничего…
Но с утра, на всякий случай, Гоша первым делом оглядел ноги. Но, увы, они оказались обыкновенными. Больными.
В бабушкином домике поручней не было, и Гоше пришлось в полумраке пробираться по-над стенкой на душную кухню, потом на веранду, на крыльцо…
– От и слава Богу! – воскликнула бабушка, перекрестилась и поклонилась в сторону. – Пришел?
– Пришел… – ответил Гоша, глядя с высокого крыльца на маленькую бабушку.
– Сам пришел?
– Сам, – хмыкнул он. Но потом, следя за ее мыслью, осенился и своей – пришел без поручней и костылей, хоть и по стенке.
Серьезно и сосредоточенно он оглядел свои ноги сверху вниз и понял, что стоит. Пошатываясь, держась за перила крыльца, но стоит сам!
Не в силах видеть своих ног хоть отчасти живыми и цепко хватаясь за двери и косяки, он, согнувшись, как торопливый старичок, вернулся обратно в дом, твердо сел на надежную табуретку у кухонного стола и снова оглядел ноги.
– А что за вода у вас? – обратился он к вослед вошедшей бабушке.
– Со святого источника! – ответила она не то с гордостью, не то с простоватым благоговением. – Есть у нас источник Божией Матушки. Он целительный и исцеляет всякого желающего от любой-прелюбой болезни. Такой свято-ой!
Весь день Гоша просидел на кухне, невзирая на духоту, но встать на ноги не решался: одно дело – бабушкина простота, во всем видящая чудо Божие, а другое дело непробиваемая реальность большого мира. Что из них правда?
К вечеру, не без бабушкиной помощи, он перебрался из кухни в комнатку, улегся на ветхую кушетку, на какой рос еще его отец, тут же устало заснул и босой побежал по лугу к той синей полоске леса, что днем видел со двора.
Но бабушка не унималась. Наутро она снова уперлась в непробиваемую стену реальности и настояла на продолжении: отправила Гошу на источник с одним из односельчан – пенсионером Яковом Владимировичем на его «Жигулях».
С ними поехали и еще двое соседей.
На месте они помогли Гоше выбраться из машины и бегло ознакомили с местными достопримечательностями.
Пройдя горбатым мосточком, Гоша огляделся, выбрал местечко и неуклюже приземлился на траву рядом с колодцем, похожим на крошечную бревенчатую церковку без передней стенки. На дне ее клубилась ключевая вода, льющаяся из трубки, и Гоша слушал ее журчание, пытаясь различить в звуке воды что-нибудь необыкновенное.
Да только для него теперь все необыкновенным было, ибо обыкновенного-то он и не ведал еще.
Двое других спутников Якова Владимировича, тоже пожилые люди, оживленно засуетились вокруг источника. Один из них, на вид самый молодой (хотя Гоша плохо различал возрасты старше пятидесяти), по имени Роберт, с еще довольно густыми волосами и сравнительно крепкий, тут же решительно разделся до трусов и, не крестясь, пригнулся к колодчику, умылся из струи, крякнул громко и трусцой спортсмена побежал к речушке, в которую впадала вода родника:
– Все за мной! – скомандовал он. – Вода одна и та же – значит одни и те же вещества!
Старички последовали его примеру. Вначале Яков Владимирович, улыбчивый, медленный толстяк с глубоким грустным взглядом, а за ним и худощавый, костистый дед Матвей с длинной клиновидной бородой и пугливыми глазками – самый древний из них.
После купания паломники расселись на траву рядом с Гошей, разложили скатерть с угощениями.
– Все это просто чистая химия процесса! – с уверенностью разъяснил Роберт, потрясывая в руке надкушенное яблоко. – Стоит взять воду на анализ, и тут же выяснится, что она богата каким-нибудь редким соединением. Вот и получают некоторые исцеления. А некоторые не получают – не та болезнь и не то вещество!
Гоша глянул искоса на Роберта, потом на родник, на церковку и на множество иконок, коими все строение было увешано теми, кто когда-то получил исцеление. Интересно, что было бы с ними, знай они о «химии процесса»? И что сказали бы на этот довод изображенные на иконах святые люди, которые теперь уж в точности знали все тайны.
После обеда дед Матвей, который со строгостью несогласного поглядывал на Роберта, не выдержал и разразился длинной речью в защиту обрядов и примет, без которых исцелению не быть:
– Какая еще химия? Ишь ты! – бубнил он возмущенно в свою косматую бороденку. – Тут вера нужна, и сделать все правильно надо. Нужно вещь какую-нибудь свою в ручей бросить, что-нибудь из одежды, чтобы болезнь ушла вместе с нею по течению. Вот что надо выполнить, родник – он ведь живой! А то – вещества… Ишь! Верить надо!
Роберт только рассмеялся в ответ. Но дед Матвей, неразборчиво ворча, запустил в ручей свои старые рукавицы – руки у него болели.
Яков Владимирович, поразмыслив, с идеей деда согласился не вполне, хмыкнул скептически, но платок носовой в руках повертел. Потом, однако, сунул его обратно в рюкзак:
– Я думаю, что все дело в свойствах человеческой психики. Это называется психосоматика. Эффект плацебо, знаете ли. Верите вы в химию или в обряды народные – во что верите – тем и исцеляетесь, – и он, фыркая и покряхтывая, грузно свесился над водопадиком, умылся ледяной водой, щедро оплескав и живот – мучила его язва. Потом распрямился с одышкой. – Тут главное дать себе верную позитивную установку. Поверить в себя.
Старики, каждый при своем, слушали Якова Владимировича молча, что принял он за интерес, а потому взялся показать пример: закрыв глаза и погрузившись в какое-то внутреннее созерцание, ему только понятное, долго так стоял, шумно вдыхая и выдыхая воздух всем своим объемным телом, и бормотал:
– Я верю… Верю в силу подсознания. Верю… Ай, комар, зараза! Верю…
Двое других друзей подражали ему, но уж совсем несерьезно, даже выпятили вперед животы, передразнивая своего «учителя» и похохатывая у него за спиной.
Вскоре все трое ушли к речушке, где плескались, шумя, как дети, дорвавшиеся до воды.
Гоша тем временем подполз к колодцу, окунул в воду усталые пальцы и поднес к глазам, чтобы разглядеть воду, будто мог в ней что увидать.
Но ничего в ней не разглядел, как не разглядел ничего и внутри себя, сколько ни силился понять, как человеку можно самому себя исцелять, если он не сам себя создает, а только что и умеет – так это себя погубить. Но тут особый дар не нужен.
Окунуться в тот день Гоша так и не решился. Надышался и навздыхался только до головокружения.
Через полчаса старики засобирались, дед Матвей, истово крестясь левой рукой и кланяясь, набрал «полторашку» с собой, а Яков Владимирович умылся напоследок. Так… от жары.
– А ты чего не купаешься? – спросил у Гоши Роберт. – Может твоим ногам оно как раз подойдет. Надо пробовать, проявлять мужество и стойкость!
– Не хочу пробовать, – отмахнулся Гоша и отвернулся. – Хочу исцелиться. А химия и так есть у меня. Таблетки…
Роберт, уставший от споров, молча помог Гоше подняться, подал костыли и отвел к машине, по пути сорвавшись-таки в препирательство и вдавшись в свою теорию относительно веществ, их целительной силы и неуместности домыслов о чудесах.
Бабушка ждала Гошу у калитки, глядя из-под ладони в синий горизонт.
– Купался? – спросила она с надеждой, когда уже уселись за стол, стоящий у теневой стенки домика, жадно захваченной диким хмелем.
– Нет. От моей болезни нет химии. А там все дело в химии… А уж в силу тряпки, брошенной в ручей, я и вовсе не верю! Это уж совсем глупая причина для исцеления. И как же тогда вы говорите, что всякому помогает?
– Всякому, мой хороший! – твердо успокоила бабушка и пододвинула к Гоше тарелочку тыквенной каши. – Помогает по милости Божией, а не по составу воды. От любой хворобы! Только не ищи причину вокруг себя, у Бога она, причина-то эта чудесная. И не жди, что сразу будет исцеление или потом будет. Будет просто, и все тут! Не сомневайся.
– Да как же не сомневаться?
– Да так как-то… Не думай ты про всякие причины. Не думай. Не то это место, где мыслями поможешь делу. Душой к Боженьке обернись, а в голове не думай. Все равно не придумается там ничего хорошего. Грех только один.
Ежедневно бабушка поливала Гошины ноги водой из источника.
Но он теперь рвался туда, к тому колодчику в виде церковки, который тянул его неотрывно своей неразгаданной тайной, своими исцелениями и дребезжанием ручейка, в котором ему виделись мамины слезы и слышался ее смех.
Каждую субботу ездил он со своими новыми друзьями на источник, но окунаться не торопился – все понять хотел, в чем сила воды и как к ней подступиться.
А тут еще и бесконечные теории его спутников – ну как тут исцелишься, когда в голове то суеверия, то надежды на самого себя, а то и простой расчет на «химию процесса»?
В одну из суббот старички не приехали и вместо родника Гоша убыл с бабушкой на церковную службу, исповедовался, а на другой день причастился Христовых Тайн, впервые так близко «познакомившись» с Богом.
Но только явились они с бабушкой с воскресной литургии, едва в дом взобрались по высоким ступенькам, услыхали гудок: «Жигули» старенькие тарахтят за двором, а через калитку уж перевесился Яков Владимирович:
– Гоша! Мы сегодня опять едем – еще кое-какие подходы проверим. Ты с нами?
Гоша только метнулся обратно в дом за костылями и вскоре уже ехал к любимому своему местечку во всем этом большом мире.
Только приступили к роднику, разгорелся новый спор. Но сути экспериментальных подходов своих сополомников Гоша не разобрал – как только перешли мосток, сунул он в оба уха по кусочку ваты и остался в тишине.
Дождавшись, когда друзья, испытав очередные безумные методики, уйдут плескаться в холодную реку, подобрался к колодцу.
Здесь он поднялся, перекрестился, шатаясь, как деревце, отставил костыли по обе стороны от «домика» и уселся на порог «церковки», прямо в штанах окунув ноги в воду и встав босыми ступнями на донные камушки.
Шумная струя сковала его ноги ледяной водой, пронзая измученные нервы острой болью. Гоша сморщился, напряженные ноздри его задышали шумно, и он схватился за коленки. Но, как ни больно, ног не вынимал – уж очень умел он их терпеть, ноги свои невезучие.
Не умел только о Боге помышлять, как о чем-то сущем. Но попробовал, припоминая церковное богослужение, глядя на иконы и сквозь ушную вату глухо бубня самому себе и Богу:
– Господи, исцели мои ноги. Не по моей вере или еще как… А просто… Исцели, нужны они мне очень, – как-то внезапно вздрогнув и всхлипнув, вспомнил бабушкины наставления и дрожащим от холода голосом произнес: – Божья Матушка, помоги!
Вскоре старики вышли из речки, раскинули на траве плед и разложили перекусы.
Яков Владимирович хотел было пригласить и Гошу, но увидал вовремя, что не надо бы сейчас.
– Плачет сидит паренек, так и льются слезы, – вздохнул он. – Такой парень хороший, а видишь, ноги совсем не ходят. Не верит, видимо, разум его в исцеление.
– Да может и верит, – парировал дед Матвей. – Только тут надо все правильно сделать. А вы, молодые…
Он махнул рукой и замолчал.
– Если химсостав подойдет… – пробормотал Роберт, но оба собеседника глянули на него с хмурым недоверием, и он сдался. – Кто знает, каков тут механизм? Не всем ведь помогает, значит, постановим, что механизм неизвестен и любая версия имеет право на существование.
Компромисс всех устроил. Но, перекусив и впав в дремоту, друзья вновь решили освежиться и битые полчаса спорили в реке, потом на берегу, потом снова в реке…
Когда же собрались уезжать, вспомнили про Гошу.
– Нигде нет парня… Го-ша! – прокричал Яков Владимирович в окружающий воздух, но Гоша не отозвался. – Только костыли одни остались возле источника! Го-ша!
Долго они искали его в окрестном пролеске, куда вроде бы и следы на траве указывали. Наконец, оставили Роберта у родника и поехали к Гошиной бабушке.
– Гошу потеряли! – выпучив глаза, набросился на бабушку Яков Владимирович.
– Пущай уж, – с улыбкой махнула рукой бабушка. – Спит он, бедненький. Слава Богу и Божьей Матушке. Своим ножками пришел! Да так плакал всю дорогу, что, небось, от слез-то из сил и выбился.
И сама она прослезилась умилительно, покачала головой в ситцевом платочке, перекрестилась и уставилась на старичков улыбающимися глазами, да с таким выражением странным и неуловимым, будто глядела на них из другого какого мира, где все хорошо, где нет ни печали, ни воздыхания.
– Как… ножками? – с кряхтением выбрался из машины и дед Матвей. – Домой пришел?
– Пришел, мой хороший! А чего ж не прийтить? – она вытерла мокрые глаза. – А куда ж ему прийтить-то?
– Дак он же… Дак он же! – захлебнулся дед Матвей словами. – Ноги-то у него… Ишь ты!
– А все уж… – опять махнула бабушка рукой. – Ноги-то. У нас-то источник, он такой святой!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70608997?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.