Алексей Широких
Панкратий Дмитриевич Петров
В книге освещается государственная и общественно-политическая деятельность члена Президиума ЦИК ЯАССР, заместителя Председателя ЦИК ЯАССР с 1923-го по 1926 год, наркома юстиции и земледелия ЯАССР, члена Совета Национальностей ЦИК СССР Алексея Дмитриевича Широких, внесшего фундаментальный вклад в историю Якутии.
Книга приурочена к 100-летию образования Якутской АССР.
Предназначена для широкого круга читателей.
Панкратий Дмитриевич Петров
Алексей Широких
К читателю
Старинные фотографии всегда вызывают особенное чувство, испытав которое, человек стремится окунуться в очарование и неповторимый дух ушедшей эпохи. Эти молчаливые свидетели прошлого являются бесценным документальным свидетельством предыдущего поколения, интересны тем, что открывают путь не только к общению, но также дают неоценимую возможность прочувствовать прошлое и пробудить чувства истинного родства и визуального сходства.
Ни один документальный источник не может дать такую подробную самобытную картину прошлого, как ушедшие в века фотографии, дающие огромный прорыв в познании прошлого. И такие уникальные фотографии сохранились в сундуке нашей бабушки Шадриной Агриппины Ивановны, пережившей наполненное болью эхо нашего недавнего прошлого, отдававшееся в ее душе полузабытым страхом и содроганием. Любившая свободно мыслить, Агриппина Ивановна в свое светлое завтра вступила мудрым, просветленным человеком и сумела сохранить многочисленные исторические фотографии, в том числе семьи Широких Алексея Дмитриевича, благодаря которым после скрупулезного изучения изображенных в личностном и биографическом контексте мной написана книга «Алексей Широких». А найденные в Национальном архиве РС(Я) документальные материалы предоставили возможность установить с достаточной ясностью и достоверностью новые факты о жизни и деятельности А.Д. Широких, через призму которых удалось восстановить и дополнить общественно-политическую эпоху на рубеже XIX—XX веков.
Наша бабушка – человек, принявший боль и страдания своего мужа Скрябина Адама Васильевича, лишенного всяких прав, обездоленного могущественной машиной уничтожения, которая не только калечила судьбы людей, но и нагромождением лжи, ложными обвинениями на долгие годы делала имена оставшихся в живых про2клятыми.
Выдержавшая в годы красного террора, Гражданской войны, раскулачивания, репрессии, засухи, Великой Отечественной войны тот предел сверхмерного материального лишения, за которым силы человеческие даже у самого стойкого исчерпываются, Агриппина Ивановна не потеряла власть над своим сердцем и, взглянув на подлинные ценности человечества по-новому, научилась ценить и понимать людей, проверяя их принципы и убеждения на прочность. Крепость мысли и твердость характера она восприняла у своих родителей. Отец бабушки Шадрин Иван Петрович, с детства направлявший мировоззрение Алексея Широких в нужное русло, с годами вдохновил и помог ему стать государственным мужем. Судя по их переписке, Алексей Дмитриевич до конца жизни нуждался в советах своего учителя, который наедине с собой был поэтом, философом, но среди друзей был на редкость общительным мыслителем. Он обладал редчайшим даром общения – умел говорить и слушать одинаково чутко. Его отличали умственная неутомимость, жажда впечатлений, отзывчивость в отношении младшего поколения. Всякий, кто соприкасался с ним, чувствовал в нем доброты, отечески мудрой ласки гораздо больше, чем он, быть может, сам хотел.
В итоге имеем книгу об Алексее Дмитриевиче Широких, которому до сих пор не было должного заслуженного воздаяния за его огромный вклад в историю Якутии. Генетически богатая талантами земля Хахсыта Западно-Хангаласского улуса родила сына, воистину достойного возвращения из небытия.
П.Д. Петров
Предисловие
Алексей Дмитриевич Широких, известный государственный и общественно-политический деятель, наставник и советник молодых руководителей только что образованной автономной республики М. Аммосова, П. Ойунского, И. Барахова, был выходцем из Хахсытского наслега Западно-Хангаласского улуса. Родился в средне-зажиточной семье. Окончил Якутское реальное училище, стал учителем Октемского училища, первого в Западно-Хангаласском улусе учебного заведения с трехгодичным сроком обучения под названием «Инородческое одноклассное училище», которое было открыто в январе 1874 года. Первым учителем был В.Г. Неустроев – старший брат К.Г. Неустроева-Урсика.
А.Д. Широких в 1902—1907 гг. заведовал Октемским училищем, при нем в 1902 году одноклассное училище было преобразовано в двухклассное училище с пятилетним сроком обучения. В те годы передовые взгляды молодого заведующего сыграли огромную роль в развитии образования в родном улусе. Он во всем придерживался либерально-демократических взглядов В.В. Никифорова, с именем которого тесно связаны общественная, политическая деятельность и либеральные идеи в начале ХХ века. Вокруг него, родоначальника либеральных идей в Якутии, сгруппировались И.С. Говоров, отец и сын В.Н. Ксенофонтов и Г.В. Ксенофонтов, А.П. Рязанский, Е.М. Егасов, И.П. Шадрин, П.А. Афанасьев, П.Н. Сокольников, А.Д. Широких, Р.И. Оросин, Г.С. Ефимов, С.А. Новгородов, А.И. Софронов, А.Е. Кулаковский, И.Г. Соловьев и другие.
В 1912 году А.Д. Широких в числе 14 лиц представил губернатору Якутской области И.И. Крафту заявление о созыве съезда инородцев. Работа съезда якутов в 1912 году показала заметное пробуждение общественного сознания. На съезде верховодили прогрессивно настроенные интеллигенты. Съезд якутов стал важным событием в общественной жизни области. Съезд был встречен с большим интересом, а решения съезда получили живой отклик среди местного населения.
В первые же дни Февральской революции Якутская городская Дума сложила свои полномочия и предложила ЯКОБ принять на себя обязанности Якутского городского общественного управления впредь до выборов нового состава городской Думы на основании всеобщего равного прямого и тайного голосования.
18—24 декабря (31 декабря?–?6 февраля) 1917 года в Якутске состоялось первое Чрезвычайное земское собрание гласных Якутского уезда, которое избрало уездную управу во главе с А.Д. Широких. Земское самоуправление мыслилось как переходный этап к полной национально-территориальной автономии. Весь процесс должен был осуществиться демократическим путем через созыв Учредительного собрания. А.Д. Широких был в центре всех этих преобразований.
«Таким образом, изучая документы якутского самоуправления, следует признать, что за два года своего существования земство осуществляло руководство областью без диктата центра. Патриоты родного края в своей деятельности опирались на широкие трудовые массы, их внутреннюю политику поддержала и зажиточная часть населения. Они ориентировались на все слои населения, политические силы, не отдавая предпочтения какой-либо партии», – писал историк Е.Е. Алексеев в своей книге «Национальный вопрос в Якутии» (С.78).
Наиболее полно талант и организаторские способности А.Д. Широких раскрылись в 20-х годах прошлого столетия.
С I Всеякутского учредительного съезда Советов Пленум Якутского обкома РКП(б) заявил о необходимости при создавшихся условиях проявления доверия со стороны обкома к якутской национальной интеллигенции и призвал отдельных членов «воздержаться от старых выступлений по адресу интеллигенции».
7 февраля 1923 года ЯЦИК обратился к населению республики с призывом встать на борьбу с пепеляевщиной. Вместе с опергруппой Байкалова выехали заместитель Председателя ЯЦИК А.Д. Широких, член бюро обкома РКП(б) С.М. Аржаков, губвоенком П.А. Рубин, командир Якнарревдота Г.Ф. Сивцев, командир ЧОН И.Л. Карпель, врачи Г.А. Антипин и И.Н. Скрябин. Неоспоримый авторитет и роль А.Д. Широких в сплочении рядов якнарревдотовцев и в разгроме пепеляевцев были очевидными.
После смерти В.И. Ленина с новой силой возросло недовольство политикой обкома в отношении национальной интеллигенции. Максим Аммосов писал Исидору Барахову из Москвы: «Настроение у студентов очень левое. В частности, готовится протест против избрания членом ЦИК СССР Широких. Мне серьезно не удалось переговорить ни с кем. Узнал-то об этих вещах только вчера-позавчера… Недовольство растет в отношении Никифорова. Во всем этом я могу лишь усмотреть слишком академический, абстрактный, поверхностный подход к делу…» (М.К. Аммосов. Неизвестные страницы жизни и деятельности. С.113).
Имя Алексея Дмитриевича Широких, одного из лидеров якутской интеллигенции и национального либерально-демократического движения, одного из создателей и руководителей якутского парламентаризма и земского самоуправления, неразрывно связано с именами В.В. Никифорова, Г.В. Ксенофонтова, К.О. Гаврилова, М.К. Аммосова, И.Н. Барахова, П.А. Ойунского. Трагедия их заключается в том, что они были обречены временем пролетарской революции и репрессий.
«В феврале 1926 г. в Якутске проходил IV Всеякутский съезд Советов. В работе съезда отражалась общественно-политическая борьба, характерная для Якутии того времени. А.Д. Широких на этом съезде состоял делегатом от беспартийных. Достаточно сказать, что около половины делегатов съезда образовали «беспартийную фракцию», члены которой обязывались выступать по заранее заготовленным единым тезисам. Среди них была установлена определенная дисциплина. Большая часть этой фракции состояла из представителей местной буржуазной интеллигенции во главе с И. Афанасьевым, М. Винокуровым-Индигирским, А. Широких, М. Суздаловым и др.» (История Якутской АССР. Изд-во АН СССР, М., 1963. Том III. С.118).
Автор книги П.Д Петров возродил честное имя одного из видных деятелей либерально-демократической интеллигенции, члена ЯКОБ, председателя демократического союза «Свобода» (ЯТСФ), заместителя председателя Якутского Национального комитета, председателя Якутской уездной земской управы, Якутского уездного комиссара, заместителя Председателя ЯЦИК, наркома юстиции и земледелия ЯАССР, делегата XII Всероссийского съезда Советов, члена ЦИК СССР, незаслуженно забытого нашим обществом Алексея Дмитриевича Широких. Он раскрыл многие неизвестные страницы из жизни и государственной, общественно-политической деятельности А.Д. Широких.
А.Д. Широких предстает перед нами как один из ярких представителей первой плеяды якутской национальной интеллигенции, как известный в свое время государственный и общественный деятель. Он стоял у истоков якутской автономии, его можно считать первым парламентарием республики, который непосредственно принимал участие в разработке и принятии Конституции (Основного Закона) РСФСР.
Имя и деятельность А.Д. Широких не нашли должного отражения в исторической литературе. О нем до последнего времени существовали лишь отрывочные данные. Автор книги на основе солидной документальной базы, впервые введенной в научный оборот, вернул современникам доброе имя своего известного земляка.
П.Д. Петров был уже сложившимся исследователем. Он занимался исключительно исторической персонификацией. Это довольно новое направление в якутской историографии. Назовем его солидные издания, получившие признание общественности: «Адам Скрябин – первый якутский самодеятельный композитор» (2011), «Иннокентий Сивцев-Мытыйыкы» (2012), «Анастасия Сивцева. Воспоминания» (2014), «Достояние истории» (2015), «Достояние народа» (2020), «Дмитрий Петров» (2021), статьи в журнале «Чолбон» «Тыгынтан хаан тамайар Уйбаан Саадырын» (2013, №10), «Эргэ хаартыскаттан сиэттэрэн…» (2017, №10) и серия статей за 2020 год.
Надеемся, что эта книга будет полезной для всех, кто интересуется новейшей историей своего родного края.
П.Н. Харитонов-Ойуку,
член Союза писателей РФ,
лауреат Государственной премии имени П.А.Ойунского, народный писатель РС(Я)
Видный государственный и общественно-политический деятель Якутии
Добрый дух священной Куллаты
Неисчезающая доисторическая память о событиях в местности Куллаты может воскресить не только безвозвратно уходящее время, быт и культуру, традиции и обычаи, родовые корни, но и преданных забвению людей.
В 1741 г. Укта (правнук Тыгына), от которого ведет свое начало род Кулаковских, Шадриных и др., на нынешней территории Хахсыта организовал ы?ыах для населения Хахсытского и Октемского наслегов Хангаласского улуса, в котором принял участие член II Камчатской экспедиции Якоб Иоганн Линденау. Он записал алгысы о Творце Вселенной, о потомках Тыгына, зафиксировал священную местность Куллаты. Этот ы?ыах можно отнести к разряду исторических событий, так как алгысы, записанные Я. Линденау от самих якутов как прообраз якутского фольклора, являются ценным этнографическим источником середины XVIII века и памятником ранней якутской письменности на латинице. «Ayug-tangaran aburatun, Kisi-kara bol!» – благословение Укты каждому выпивавшему кумыс из его чорона, записанное Якобом Линденау.
Признанный фольклорист и авторитетный краевед Якутской АССР Дмитрий Иванович Дьячковский-Сэ?эн Боло (1905—1948 гг.), уроженец 1-го Бологурского наслега Ботурусского улуса, по рекомендации П.А. Ойунского в 1937 г. был зачислен в штат Института языка и культуры, где занимался составлением сборника устных преданий якутов «Прошлое якутов до прихода русских на Лену», который в 1938 г. был издан под редакцией Платона Алексеевича Ойунского.
Сборник, в котором как нельзя лучше были проанализированы родовые связи прошлых столетий, имел печальную перспективу не дойти до наших дней. После прикрепления к Платону Алексеевичу клейма «враг народа» в том же году весь тираж сборника был изъят и уничтожен.
В своем сборнике легенд и преданий «Прошлое якутов до прихода русских на Лену» Сэ?эн Боло написал о проживании трех родов на земле Хахсыта:
– Молтуновский (Шадрины, Алексеевы, Захаровы, Платоновы, Прокопьевы, Поповы);
– Эриэновский (Широких, Григорьевы, Кириллины, Абрамовы, Барашковы, Конниковы);
– Ыстыйевский (Егоровы, Федоровы, Колесовы).
Один из представителей рода хахсытцев Молтуун (внук Укты), придерживавшийся правильных воззрений на суть бытия и явлений, в 1770 г. принял либо осознанное, либо под воздействием каких-то традиций решение о принятии христианского вероисповедания. Он был наречен Павлом Шадриным и стал фамильным родоначальником в Хангаласском улусе, что стало известно из высеченного на надгробном камне родословной от Эллэя до 1878 г.
Нареченный за неиссякаемый источник премудрости «Билээччи Молтуун», он прославился в улусе как проницательный предсказатель, обладавший вещей думой таинственной силы. Высокого роста, худощавый Молтуун приобрел известность своим сопереживанием и состраданием к населению улуса. Приходя на помощь, он находил выход из любого создавшегося положения, отыскивал нужные слова сочувствия и успокоения. И люди, соприкоснувшиеся с его философией, сложили предание о том, что старца и в преклонном возрасте из-за надобности в его премудростях возили с собой в большой кожаной суме.
Другой представитель этого рода праправнук Молтууна Иван Галактионович Шадрин после окончания учебы в начале XIX века в Якутске вернулся в родной Хахсыт и врос корнями в долине устья речки Куллаты. На радость жителям Хахсыта этот чистейшей души человек занимал должность головы на протяжении многих лет, и благодарные земляки за мудрость, за начитанность признавали в нем философа. По собранным и изученным материалам об Эллэе и его потомках он нацелился на старославянском алфавите составить родословную потомков от Эллэя до 15-го поколения. И к своему 70-летию на надгробном камне высотой в 1,5, шириной в 1 сажень исполнил свое заветное желание. Составить родословную по поколениям до Тыгына в хронологическом порядке ему помогли предания стариков, правильность которых вполне заслуживает доверия.
В середине прошлого века писание на камне на родовом захоронении Шадриных у речки Куллаты было показано академику А.П. Окладникову, чтобы убедить его в родословной связи якутов и Эллэя. После этого камень был перевезен в Краеведческий музей имени Ем. Ярославского, где он долго пылился на складе, а со временем и вовсе исчез.
Предвидя перемены в политической и общественной жизни страны, внук Ивана Галактионовича Шадрина Иван Шадрин счел необходимым сохранить для потомков свою родословную в рукописном варианте, как было высечено на камне.
Родословная Ивана Петровича Шадрина, якута, Хахсытского наслега, Западно-Хангаласского улуса, Якутского округа и области
«Во время царствования царя Иоанна Грозного, вследствие завоевания Сибири 1575 г. атаманом донских казаков Ермаком, один из князей Сибирских по имени Эллэй, убегая от преследования казаков, построил плот и поплыл вниз по течению реки Лена. Он остановился в том месте, где впоследствии был основан город Якутск; здесь он нашел одного бурята по имени Амазона с семейством. Поселившись у него, Эллэй женился на дочери Амазона, построил дом, обзавелся хозяйством и стал первым предком якутов.
В супружестве с дочерью Амазона Эллэй имел несколько сыновей и дочерей, но настоящая родословная подразделяется в нижеследующем порядке от Эллэя:
1. Акун аба?ан Эллеев
2. Хордой хо?осун Акун аба?анов
3. Дойдуса-дархан Хордой-хо?осунов
4. Муннан Дойдуса-дарханов
5. Тыгын Муннанов
6. Чамчун Тыгынов
7. Торонай Чамчунов
8. Укта Торонаев
9. Тайяаса Уктанов
10. Молтун Тайяасов, при крещении в 1770 г. Павел Шадрин
11. Алексей Павлович Шадрин
12. Галактион Алексеевич Шадрин
13. Иван Галактионович Шадрин
14. Петр Иванович Шадрин
15. Иван Петрович Шадрин
При Тыгыне, в 1630 г., впервые пришли русские в числе двадцати казаков, которые оказались разведчиками, прозимовав в Якутске, летом они исчезли, а в то время самая завоевательная партия казаков находилась в верховье реки Лены и занималась постройкой башни, и когда русские приплыли на множестве плотов, то якуты их сначала не допускали на берег, ведя ожесточенную борьбу днем и ночью. Тогда русские прибегнули к хитрости – раздавали якутам разные безделушки и подчевали сластями с водкой, затем предложили мирные переговоры, в которых, конечно, требовали земли, размером хотя бы в бычью шкуру. Якуты удивились такому малому размеру просимой русскими земли, согласились и дали в знак разрешения одну бычью шкуру. Из этой кожи русские выкроили такой ниткообразный, длинный ремешок, что когда они протянули, то захватили все то место, в котором они желали соорудить деревянную крепость. Это давало право русским завоевать область и в 1660 г. основался город Якутск.
Настоящая родословная составлена моим дедом Иваном Галактионовичем Шадриным. Хотя надо полагать, что в первой части родословной особенно в хронологическом порядке названий по поколениям до Тыгына, может быть, автору послужили те предания стариков, которые велись до письменного периода якутов, и они вполне заслуживают моего доверия в существенной правильности.
Считая необходимым привести биографию автора, в настоящей родословной кратко излагаю ее.
Дед мой родился в 1808 году и умер в 1884 году. До двадцатилетнего возраста он жил и воспитывался в городе, затем переселился в свой Хахсытский наслег и там жил почти безвыездно и зажиточно, более пятидесяти лет. Нес службу по должности родового старосты шесть лет и оспаривателя тридцать четыре года.
По наружности он был человек физически здоровый и рослый, грамотный по-славянски, набожный, знающий наизусть почти все молитвы и главные псалмы псалтыря; не употребляющий алкоголь и табака, не знающий карт, охоты и значения роскоши. По всем этим признакам и по моим впечатлениям при его жизни я решительно считаю его в высшей степени духовно нравственным.
После его кончины и до сих пор носится в среде народа, с которыми он жил и вел знакомства, его популярность – за своеобразного мудреца-философа, под названием «Халыбчыкан о?онньор». От него осталось довольно много книг и рукописей, но, к сожалению, по неграмотности наследников почти что все уничтожено и расхищено. Тогда я был тринадцатилетним мальчуганом, только что начавшим учить грамоту. Теперь по уцелевшим бумагам и сохранившимся в моей памяти о деятельности деда можно заключить, что деду моему давно созрела мысль и представилась идея составить правильное порядковое поколение его от Эллэя; для этого, особенно в последние года своей долголетней жизни собирал не мало материалов от разных источников.
В 1878 г. в память 15-му поколению от первобытного якута-предка в Якутской области до его внука сооружен им каменный памятник, в котором он собственноручно высек изречения из библии и даты сего родословия.
Последнее без изменения даты и смысла перевел я на современный язык, дополнив настоящим разъяснением».
Уроженец села Хахсыт Западно-Хангаласского улуса Иван Петрович Шадрин был человеком прогрессивных взглядов. Являясь прямым потомком Тыгына в десятом колене, он отличался воспитанностью и галантностью человека, тонко чувствовавшего эстетику вежливости. Иван Петрович был исследователем быта и культуры родного народа, почитателем русской классической литературы, прекрасным поэтом, обладавшим редкой способностью анализировать происходившие процессы.
Размышляя об исторической судьбе родного народа, единственным верным шагом спасения от разрушения он считал поднятие уровня духовной культуры народа саха до уровня культуры развитых государств, ибо со второй составляющей, а именно с материальной, тягаться с ними пока было сложно. Был уверен, что достойное приобщение своей культуры к более высокой есть путь к спасению от вымирания.
В первой половине XIX столетия, когда Хангаласский улус не был разделен на Восточную и Западную, в Нерюктяе (вблизи Павловска) местный богач То?у?аан Сааба организовал ы?ыах. Накануне организаторы ы?ыах получили из Ботурусского улуса вызов на единоборство – замшевые торбаса гигантского размера. Старейшины улуса, сраженные размером обуви, впали в глубокое раздумье, выбирая достойного соперника этому богатырю.
Борцовский т???лгэ окружал живой круг из зрителей, являвшийся символом Жизни и вечного движения якутов. Криками и похвалами поддержали выход в центр круга богатырей, накрытых одеждой белого и черного цвета – символы нового и уходящего годов. В борьбе, требующей столько же силы, сколько ловкости, наваливаясь всею тяжестью тела на противника на голову ниже, Сыллыыр Б??? (Обутов) схватил противника двумя руками за штанину, поднял его на воздух и, прокрутив над головой три раза, без труда эффектно бросил на землю. Соперник, приземлившись на обе ноги, резким нырком обхватил в тиски исполинский стан удалого богатыря и, чуть наклоняясь, дал шлепок под колено и разжал руки.
Радость и восторг хангаласцев были безмерны! «Ха?алас улуу?ун дьоло улахан эбит. Дьи?инэн миэхэ кыайтарбат ки?и кэлэн о?унна», – так высказался о своей победе Николай Семенович Широких, письмоводитель Хахсытского наслега, родной дед Алексея Дмитриевича Широких. Видимо, при принятии христианского вероисповедания фамилия Широких в Хангаласском улусе появилась благодаря их могучим, широкоплечим предкам…
Для кардинального преобразования всей общественной и социальной структуры в любой общественно-политической формации необходимы инициаторы нововведений из образованной части населения, которые в силу своего социального статуса должны быть в авангарде происходящих перемен. Недостаточное количество высоконравственных интеллектуалов из коренного населения Якутии на стыке XIX—XX веков Хангаласская земля восполнила рождением целой плеяды таких блестящих интеллигентов, как Г.В. Ксенофонтов, А.Д. Широких, М.И. Шадрин, А.В. Скрябин, Г.У. Гермогенов-Эргис и многих других, обладавших большими потенциальными возможностями для дальнейшего преобразования и развития Якутии.
Среди подписавшихся под письмом-протестом о нецелесообразности раздела Хангаласского улуса на два улуса с отдельными инородными управами, хранящимся в Национальном архиве Республики Саха (Якутия), был и уроженец Хахсытского наслега Западно-Хангаласского улуса Николай Семенович Широких, получивший образование в Якутске. В семье у него было трое детей – Александр, Дмитрий и Харитина. Из них младший сын Дмитрий пошел по стопам отца, став писарем в инородной управе Западно-Хангаласского улуса. 18 февраля 1884 г. в семье Анны Егоровны и Дмитрия Николаевича Широких родился сын Алексей.
Окружающая среда, священная местность Куллаты с первых дней сознательного бытия поставили Алексея в самые благоприятные условия для развития способностей и становления характера. Это было той духовной атмосферой, в которой прошли детство и годы юности Алексея Широких. И пусть в дальнейшем его жизнь сложится трудно, а порой трагически, ему она не изменит до самого конца жизни.
Якутская земля богата людьми, жизнь и деятельность которых были направлены на строение общества в духовном измерении, на развитие его интеллектуально-нравственных свойств, на обогащение внутреннего бытия человека. Среди них уроженцы земли тыгынитов, объединявшие в себе знание и мудрость, разум и душу, дававшие людям возможность осознать ценность своей личности, проявлять себя в жизни свободными и творческими. А их гуманизм и моральная ответственность, помноженные на образованность, являлись не только преодолевающей силой надвигающейся опасности перемен в социальной структуре общества, но и ускоряющей силой в процессе преобразования общественного развития в родном крае и преодолении бездуховности в его сознании.
Две души, но единая воля
Алексей Широких во время учебы в Якутском реальном училище познакомился с воспитанницей Якутской женской гимназии Зинаидой Неустроевой из знатного рода заседателя Степной думы Никифора Гермогенова-Чохооной кинээс (1784—1850 гг.), потомки которого «были не только князцами, но и известные люди в XIX—XX веках из плеяды якутских интеллигентов – братья Неустроевы, первый якутский композитор А.В. Скрябин, фольклорист, лауреат Государственной премии имени П.А. Ойунского Г.У. Гермогенов-Эргис, архитектор Г.У. Гермогенов, да и отец В.В. Никифорова-Кюлюмнюр был близким родственником династии Гермогеновых» [2].
Данные из метрических записей Неустроевых свидетельствуют о том, что «5 мая 1848 года состоялось бракосочетание Гаврила Константиновича Неустроева (1824—1865 гг.) и Марфы Никифоровны Гермогеновой (1830—1860 гг.) из Эргитского рода Хангаласского улуса».
Дочь Никифора Гермогенова Марфа родила 11 детей, из которых в историографии Якутии известны сыновья – отец Зинаиды Василий (1851—1908 гг.), Иннокентий (1854 г.р.), Митрофан (1857 г.р.), Константин (1858 г.р.), а также ее родной брат Александр Гермогенов-Табысхаан кулуба – голова Западно-Хангаласского улуса, к 31 годам от роду за отличие в службе награжденный серебряными медалями на Станиславской, Аннинской, Владимирской лентах и серебряным кортиком. У него была мечта – купить за деньги свободу и справедливость для своего народа, но мечту его сгубила беспредельная алчность тех, кто брал.
Характеризуя его, В.В. Никифоров-Кюлюмнюр написал: «Он, по утверждению всех знавших его инородцев, совершенно не злоупотреблял своим положением и вниманием и не только не брал взяток от своих инородцев, как это широко практиковалось в то время инородческими родоначальниками, но и оказывал помощь всем обращающимся к нему совершенно бескорыстно» [3].
Из братьев Неустроевых в памяти народной имена Константина, выпускника физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, преподавателя Иркутской женской гимназии, первого ученого, казненного в 1883 г. за участие в революционной деятельности в г. Иркутске; Митрофана, знакомого с известным русским писателем, публицистом и социал-демократом Н.Г. Чернышевским, отбывавшим в Вилюйске ссылку; Василия, потомственного почетного гражданина и родоначальника династии учителей Широких. Четвертый их брат Иннокентий был первым учителем Баягантайского народного училища, позже стал священником.
Тесть А.Д. Широких Василий Гаврилович Неустроев начал свою тридцатилетнюю педагогическую деятельность в 1874 г. в одноклассном училище Западно-Хангаласского улуса. Его жена Ирина Васильевна родила двух дочерей – Зинаиду (1884 г.р.) и Зою (1889 г.р.), первая из которых в будущем стала женой Алексея Дмитриевича. 10 февраля 1902 г. 46-летний Василий Гаврилович вступил во второй брак с 29-летней Татьяной Петровной Барашковой, о чем свидетельствует запись в метрической книге Октемской Свято-Троицкой церкви. В этом браке родилось трое детей: Анна (09.12.1902 г.), Гавриил (08.03.1904 г.), София (апрель 1907—24.02.1908 г.). Зинаида Неустроева была крестной своей маленькой сестры Анны, что установлено по метрической книге Свято-Троицкой церкви.
Когда отец по болезни был вынужден оставить службу, Зинаида Неустроева перед окончанием последнего курса Якутской женской гимназии обратилась к инспектору народных училищ Якутской области с прошением о назначении ее учительницей Алексеевского народного училища Западно-Хангаласского улуса. Данное прошение было решено положительно Министерством народного просвещения. Был издан приказ № 562 от 18 октября 1901 г. за подписью инспектора народных училищ Якутской области Огородникова: «Дочери почетного гражданина Зинаиде Васильевне Неустроевой. Постановлением моим сентября 1 дня с.г. № 7 Вы назначены исполняющей обязанности учительницы Западно-Хангаласского начального училища, уведомляя о сем, предлагаю Вам принять училище и имущество его, составить акт приема и о последующем донести мне».
После окончания Якутской женской гимназии Зинаида Васильевна Неустроева, унаследовавшая от бабушки Марфы Никифоровны природную красоту, перед которой не смог устоять канцелярский служащий 2-го разряда Гаврил Константинович Неустроев, работала учительницей в Инородческом одноклассном училище в Октемском наслеге Западно-Хангаласского улуса, тем самым продолжила профессию отца. В 1901 г. Василий Гаврилович Неустроев функции заведующего училищем передал дочери, отличавшейся исключительно добросовестным отношением к профессии и верностью учительской деятельности, а в 1902 г. одноклассное училище было преобразовано в двухклассное училище с пятилетним сроком обучения.
В том же году после окончания Якутского реального училища Алексей Широких получил свидетельство учителя и был назначен на работу в этом училище, где проработал заведующим в течение шести лет.
Крепкая семья рождается у окрыленных и вдохновленных любовью людей, и заявление о том, что миром правит любовь, связано у них с желанием понять место и роль семьи в обществе и пройти через все страдания, горести и неудачи, сохраняя и приумножая нравственность и духовность в супружеских отношениях. За год совместного преподавания в училище у Зинаиды Васильевны и Алексея Дмитриевича было достаточно времени часто и тесно общаться друг с другом. Схожие жизненные ценности и надежды, одинаковые мечты и ожидания обычно приводят к счастливому браку. 6 июля 1903 г. в Свято-Троицкой церкви с. Октем Западно-Хангаласского улуса состоялось венчание Зинаиды Васильевны и Алексея Дмитриевича. Таинство совершили священник церкви Иннокентий Колодезников и дьякон Георгий Берденников – брат того самого священника Берденникова, который 26 декабря 1897 г. в церкви с. Т?бэ Намского улуса крестил М.К. Аммосова. Он из семьи потомственного священника Петра Михайловича Берденникова, служившего в Борогонской Вознесенской церкви с. Томтор Усть-Алданского улуса.
На свадьбе подарили серебряную посуду с выгравированными вен- зелями «Н.З.В.», которую Зинаида Васильевна бережно хранила как самую дорогую память о совместной жизни с Алексеем Дмитриевичем.
Счастливый брак – не только облагораживающий и воодушевляющий солнечный луч, он также обусловлен необходимостью выполнения семьей радостной, жизненно важной и глобальной функции воспроизводства человеческого рода. В семье Зинаиды Васильевны и Алексея Дмитриевича родилась первая дочь Нина, последующие три дочери Екатерина (11.03.1907 г.), Марфа (04.06.1908 г.) и Александра (08.08.1909 г.), к сожалению, умерли в раннем возрасте. Единственный сын Иван родился 13 ноября 1913 г., а дочь Мария появилась на свет 4 июня 1918 г. Сложилась настоящая счастливая семья православного вероисповедания, которая за короткую, но яркую семейную жизнь достигла главного смысла и цели супружеской пары – рождение и воспитание детей.
Нина Алексеевна Широких родилась 7 декабря 1903 г. В 1922—1923 гг. она работала учительницей во 2-й школе г. Якутска, в начале 1924 г. – учителем при обществе «Саха омук» и в том же году поступила в Иркутский университет. В Иркутске Нина встретила студента университета Василия Гагарина, уроженца Жехсогонского наслега Ботурусского улуса, который стал ее мужем. На втором году учебы Нина оставила университет, и в 1926 г. молодые вернулись в г. Якутск.
В.С. Гагарин был назначен заведующим отделом политического просвещения Наркомпроса ЯАССР и членом Областной контрольной комиссии ВКП(б). В 1927 г. у них родился сын Альберт, а в 1928 г. – дочь Изабелла. Однако семейная жизнь была короткой. В 1928 г., сильно простудившись во время тушения пожара в театре, Василий Степанович умер. После смерти мужа Нина Алексеевна некоторое время работала руководителем детского сада «Национальный», инспектором социально-правовой охраны несовершеннолетних при Наркомпросздраве. Получив назначение для дальнейшей работы в г. Вилюйск, она год работала заведующей воспитательной частью Вилюйского детдома, затем три года в Вилюйском педагогическом техникуме завучем и преподавателем общественно-экономических дисциплин.
В 1934 г. она переехала в Верхневилюйск, где вторично вышла замуж за секретаря Верхневилюйского райкома партии Г.Г. Переваловa. В браке с ним Нина Алексеевна родила двух сыновей: Эрнеста (1936 г.), умер в младенческом возрасте и Бориса (1938 г.).
Судьба Гаврила Герасимовича сложилась трагично, он попал под молох сталинских репрессий и был арестован в марте 1939 г. Нину Алексеевну тут же исключили из рядов ВКП(б) с формулировкой «За потерю бдительности». Г.Г. Перевалов умер в тюрьме в июле 1940 г. Нина Алексеевна Широких умерла 15 февраля 1947 г.
Иван Алексеевич Широких родился 13 ноября 1913 г. в Якутске. Жена Зоя Широких родила двух сыновей – Леонида и Владимира. У Владимира родились две дочери: Инга и Кира. Со слов Инги Владимировны, отец ее родился в Верхоянске. Леонид с семьей проживал в Калуге, связи с родственниками не имел.
Вспоминает Инга Владимировна Исаева, внучка И.А. Широких: «Дедушка умер, когда я закончила девятый класс. Я не знаю, сколько лет он жил в Верхоянске. Они с бабушкой жили отдельно от нас. Он был очень заботливым, добрым. Хорошо рисовал, учил меня рисовать лошадей. После инсульта (до 1971 г., еще до моего рождения) он не мог говорить хорошо. Когда не мог что-нибудь сказать, его глаза становились мокрыми. Я знала, что он очень любил всех нас».
И.А. Широких окончил Якутскую национальную военную школу, основанную на базе Якутской национальной военной роты в сентябре 1925 г. по инициативе Председателя ЯЦИК П.А. Ойунского. Первые выпускники школы вышли из ее стен в 1927 г., последний выпуск состоялся в 1941 г. Работал заведующим интернатом, учителем рисования, физкультуры и военного дела. Умер 6 августа 1987 г. в Якутске.
Он является одним из участников лыжного перехода Якутск—Хабаровск. «В 1932 г. в январе-феврале 7 курсантов Якутской национальной военной школы под командованием политрука Наумова Гурия Васильевича (Антоновка, Нюрбинский район, подполковник, награжден двумя орденами Красного Знамени, Великой Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды и многими медалями) совершили лыжный переход Якутск—Хабаровск, пройдя в течение 42 суток 2040 километров. Этот переход в истории лыжного спорта – первый по дальности и скорости. И совершен он в условиях бездорожья и ночевок под открытым небом на снегу. В Хабаровске участников перехода принял Маршал Советского Союза В.К. Блюхер, который сказал: «Вы, якуты, люди Севера, показали свою способность выполнить любое боевое задание» (Из монографии Д.Д. Петрова «Якутия в годы Великой Отечественной войны». Ч. II).
Мария Алексеевна Широких родилась 4 июня 1918 г. в доме на Николо-Преображенской улице г. Якутска. Семью Широких часто посещали гости. Некоторые имена маленькая Мария хорошо запомнила – Максим Аммосов, Семен Донской-II, Платон Ойунский. Освежив в памяти те далекие годы, Мария припомнила, как мама, накрыв стол, звала детей с собой в другую комнату, чтобы не мешать папе и гостям беседовать и обсуждать важные государственные дела. Марии было 13 лет, когда не стало отца и в памяти у нее он остался большим теплым человеком с добрым лицом, с коротко подстриженными волосами, немного колючими, щекотавшими ее усами.
После смерти Алексея Дмитриевича Зинаида Васильевна с детьми Иваном и Марией переехали в г. Вилюйск к дочери Нине, где Мария поступила в Вилюйский педагогический техникум, став на тропу учительской династии Неустроевых-Широких. В техникуме она познакомилась с П.Н. Тобуроковым, впоследствии известным народным поэтом Якутии. Дружба с этим прекрасным молодым человеком продолжалась и после окончания техникума, между ними в течение полувека сохранялись очень теплые дружеские отношения, о чем свидетельствует их переписка, длившаяся до 1992 г.
После окончания техникума с красным дипломом в 1936 г. Мария Алексеевна начала трудовую деятельность в Верхневилюйской неполной средней школе учителем биологии и русской литературы. Верхневилюйск для Марии Алексеевны стал не только началом ее трудовой деятельности, но и местом, где она встретила свою большую любовь, которую пронесла через всю жизнь. Хрупкая учительница Мария покорила сердце светлоглазого красавца, первого гармониста Верхневилюйска Семена Иосифовича Доброскокина, и в 1938 г. они сыграли свадьбу. Через год родилась дочь Полина.
25 июля 1942 г. Семен Иосифович получил повестку в военкомат. Мобилизованных на фронт в августе отправили эшелоном на баржах по реке Лена до Якутска. Мария, носившая под сердцем ребенка, на восьмом месяце беременности с двухлетней дочкой на руках в грозном 42-м переехала в Якутск к маме и Нине. Мария решила продолжить образование и после родов в ноябре поступила в Якутский государственный учительский институт. В 1944 г. закончила его с красным дипломом. В июне 1947 г. Семен Иосифович был демобилизован из рядов Советской Армии. Он приехал в незнакомую ему Амгу и наконец-то смог обнять жену Марусю, дочерей Полину и маленькую Таню.
Общий педагогический стаж Марии Алексеевны – 68 лет. Она – заслуженный учитель ЯАССР, отличник народного просвещения РСФСР, почетный гражданин Амгинского улуса, награждена медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». У Марии Алексеевны трое детей – Полина, Татьяна и Валерий, жила в с. Амга у внучки Елены Валерьевны Доброскокиной – учительницы Амгинской средней школы. Умерла 19 ноября 2013 г.
Главной составной частью в воспитании подрастающего поколения, которое со временем займет передовые позиции во всех прогрессивных преобразованиях родного края, должна стать сфера образования. Для реорганизации и гармонизации сложившейся системы образования в Якутии, в том числе в Западно-Хангаласском улусе, для решения исторической необходимости создания базисных основ обучения якутских детей на родном языке достаточным оказалось появление профессионально занимавшихся и обладавших определенными морально-этическими качествами людей. Именно таких людей в конце XIX века Хахсытская земля родила народу саха в лице А.Д. Широких и М.И. Шадрина. Жизнедеятельность Алексея Дмитриевича и Михаила Ивановича в области образовательной системы создала дополнительно ту неразрывную нить прошлого и настоящего, благодаря которой педагогические династии Неустроевых-Широких и Шадриных получили всенародное признание не только в родной республике, но и в Российской Федерации.
Алексей Дмитриевич внес достойный почести вклад в образование Якутской области, уже на ранней стадии своей трудовой деятельности проявив неутомимый характер и доказав умение и способность отстаивать, убеждать и разрешать поставленные перед собой задачи в любых вышестоящих инстанциях, какими бы сложными и невыполнимыми, на первый взгляд, они ни казались.
Обладая потенциальными возможностями руководителя и даром организатора на ниве общественно-политической и просветительской деятельности, в 1909 г. А.Д. Широких начал работать в инородческой управе Западно-Хангаласского улуса и закончил активную преподавательскую деятельность. Во время работы в управе Алексей Дмитриевич держал под пристальным вниманием Алексеевское двухклассное училище с пятилетним сроком обучения. За постоянную помощь, опеку и заботу его назначили почетным попечителем училища.
Обеспокоенный состоянием учебного процесса, обеспечением учебных заведений национальными кадрами и материальной базой школ, весной 1911 г. он написал обширное представление на имя губернатора Якутской области Ивана Ивановича Крафта о состоянии системы образования в Западно-Хангаласском улусе. В данном письме А.Д. Широких внес конкретные предложения по улучшению образования в родном улусе. Для максимального охвата общеобразовательным процессом детей из отдаленных наслегов он предложил с учетом климатических условий Якутского края строительство пансионов при училищах, а также строительство нового учебного корпуса Алексеевского училища в с. Октем и открытие учительской семинарии в Якутске по подготовке учителей для национальных школ, стараниями которых якутские дети получали бы не формальные, а необходимые и достаточные знания и умения, чтобы, усвоив их, выйти на высокий уровень саморазвития. Таким образом, во внесенном представлении на имя губернатора Якутской области информация о тревожном состоянии образования в конкретном улусе выходила за рамки одного Западно-Хангаласского улуса.
В докладной записке Его превосходительству господину Якутскому губернатору от 20 марта 1911 г. «О состоянии народного образования в Западно-Хангаласском улусе» (НА РС(Я). Ф. 288-и. Оп.1. Д.30), исходя из статистических данных улуса, где на 20,5 тысяч душ получали образование в двух школах 43 ученика, Алексей Дмитриевич сообщил о критическом положении народного образования в борьбе с поголовной безграмотностью местного населения. Характеризуя своего преемника, заведующего Алексеевским народным училищем Николая Прокопьевича Порядина (сын составителя якутско-русского словаря в 1878 г. Прокопия Порядина), он написал: «…при таком положении вещей все труды и старания старшего учителя Порядина, человека, преданного делу обучения, не могут иметь достаточного успеха».
В результате докладной записки А.Д. Широких Иван Иванович Крафт осенью 1911 г. посетил Алексеевское училище. Его превосходительство приятно удивили достаточно приличная библиотека и наличие проекционного аппарата. Через три дня он издал Приказ о необходимости рассмотрения на улусном сходе вопроса о строительстве нового здания училища. По положительному решению Западно-Хангаласского улусного схода строительство народного училища в с. Октем началось в 1912 г. Ввели новое здание училища в эксплуатацию в 1914 г., а годом раньше открылась учительская семинария в Якутске.
Так, по непосредственной инициативе А.Д. Широких первое образовательное заведение в улусе, построенное на средства инородца Ивана Павлова из Одунинского наслега Западно-Хангаласского улуса в 1874 г. и получившее по инициативе В.Г. Неустроева в 1878 г. с высочайшего соизволения название «Алексеевское народное училище» в честь великого князя Алексея Александровича, обрело второе дыхание. Здание училища сохранилось до настоящего времени.
Из недр собственного народа
Несмотря на то, что работа заведующего Октемским училищем, именовавшимся в честь великого князя Алексея Александровича Романова Алексеевским училищем, отнимала массу времени, Алексей Дмитриевич Широких был в гуще всех политических и общественных событий, происходивших в родном Западно-Хангаласском улусе и Якутском крае.
В 1906 г. под руководством В.В. Никифорова было организовано собрание представителей улусов и интеллигенции, на котором в присутствии более 200 участников утвердили Устав либерально-демократической организации «Союз якутов». Был избран Центральный комитет вновь образованного сообщества в составе В.В. Никифорова, В.Н. Ксенофонтова, И.С. Говорова, П.А. Афанасьева, Н.А. Готовцева, П.В. Слепцова, И.И. Аммосова, Н.Н. Скрыбыкина, И.А. Попова, В.Ф. Артамонова, которые в квартире Ивана Гаврильевича Васильева на Полковой улице подготовили телеграмму на имя Председателя Совета Министров Российской империи С.Ю. Витте.
В телеграмме сообщались требования сообщества «Союз якутов» о признании всех земель на территории Якутии собственностью якутов, в том числе земель, находившихся в использовании казны, церкви и прочих; о введении земского самоуправления в области, предоставлении права на избрание в Государственную Думу представителя от якутов; об уравнении местных жителей в гражданских правах со всем населением Российской империи; об устранении полицейского контроля над инородческими учреждениями.
Очевидно, требования «Союза якутов» пришлись А.Д. Широких по душе и помогли ему в дальнейшем сформировать свое мировоззрение и стать на тропу политической деятельности для консолидации общественных сил в решении общенациональных задач в рамках либерально-демократического движения.
После открытого выступления «Союза якутов» против существовавшего режима в 1906 г. дом Ивана Петровича Шадрина стали посещать представители прогрессивной и образованной части населения Якутского края, среди которых были И.С. Говоров, А.Е. Кулаковский, Н.Е. Афанасьев, А.П. Рязанский, Е.М. Егасов, А.Д. Широких, братья В.И. и А.И. Софроновы, политссыльный В.П. Цветков и другие.
С точки зрения безграничной возможности человеческого разума и природной среды, являющихся важным и определяющим фактором в формировании и развитии любого народа, они стремились к усовершенствованию и обогащению духовной составляющей жизнедеятельности своего народа.
В силу того, что история человечества есть борьба людей за образование и общественный прогресс, эти прогрессивные люди старались путем внедрения просветительства добиться возрождения родного края. «Союз якутов» мог со временем перерасти в организованный союз просветителей как аналог образовательной организации «Общество просвещения», организатором и председателем которого был их идеолог, мудрейший Иннокентий Степанович Говоров.
Из воспоминания Георгия Ивановича Шадрина: «…Из всех этих приятелей отца меня и Михаила особенно поражали двое: А. Рязанский и А. Кулаковский…
А. Кулаковский был шумливым, громко и весьма охотно декламировал свои стихи и пел. Как будто весь он был пропитанным рассказами. Очень горячо и пылко оспаривал вопросы, связанные с якутской письменностью и грамматикой. В этой области среди участников бесед он не имел оппонентов. Его выступления особенно удивляли Михаила. Он весь превращался в слух, а после этого перебирал и вспоминал стихи.
Первый (А. Рязанский) поражал своей эрудированностью в области исторических и географических наук. Обладая обширной памятью, при беседах и спорах он давал авторитетные и бесспорные справки. С ним обычно никто не вступал в спор. Во время застолий он предпочитал читать «Биржевые ведомости» или что-нибудь другое и больше двух-трех рюмок не выпивал, всегда уходил трезвым» [4].
Отмечая непреклонность и неотступность от своих принципов организатора и председателя образовательной организации «Общество просвещения», уроженца II Елтехского наслега Борогонского улуса И.С. Говорова (1856—1925 гг.), в обширном письме Иннокентию Степановичу о состоянии грамматики якутского языка А.Е. Кулаковский писал из Вилюйска: «Но, дяденька, как бы мне опять Вас не осердить, простите великодушно. Вас исключили на съезде из «наших» потому, вероятно, что Вы любите всегда высказывать свои мысли открыто, без лести и околичностей, как делают другие "политиканы"».
Понимая, что не все так в культурном и экономическом подъеме Якутского края, который все безнадежнее скатывался в пропасть из-за временных попутчиков – носителей лжи и снобизма, поглощенное беспокойством объединение просветителей все чаще стало собираться и дискутировать об обустройстве родного края.
«Возникновение просветительства в Якутии тесно связано с проникновением в область капиталистических отношений и борьбой за продление феодально-патриархальных порядков в Якутии. Именно в начале 20-го века впервые проявили себя В.В. Никифоров, А.Е. Кулаковский, А.И. Софронов как социально-политические просветители. Будучи сыновьями своего времени, они поднялись до уровня демократических деятелей, защитников жизненно важных интересов своего народа» [5].
Молодая поросль якутской интеллигенции, руководимая идеями либерально-демократического движения В.В. Никифорова-Кюлюмнюр и вдохновленная духовными размышлениями И.П. Шадрина, начала развиваться и расширяться в сторону социально-политического просветительства, что помогло многим с годами стать лидерами общественной и политической жизни народа саха, в том числе Алексею Дмитриевичу Широких стать государственным мужем [6]. Подтверждение тому избрание А.Д. Широких делегатом от Западно-Хангаласского улуса на съезд представителей улусов и волостей Якутских инородческих и крестьянских обществ в 1908 г.
Первое заседание, созванное администрацией съезда, открылось 21 марта в Якутске. На повестке дня было два вопроса:
1) об уравнивании дорожной и подводной повинности;
2) о мерах и средствах улучшения жилищ инородцев.
На первом в своей жизни съезде А.Д. Широких свое выступление начал с предложения включить в повестку дня вопросы о земле и ее распределении внутри инородческого общества, которые внес на рассмотрение делегатов В.В. Никифоров-Кюлюмнюр.
Мудрые, деловые люди, успешные хозяйственники, активные общественные, государственные деятели, просветители и меценаты, прославившиеся щедростью, благотворительностью и заботой о родном крае, были избраны народом на съезд якутов в честь празднования 300-летия Дома Романовых. Сильная группа поддержки в лице В.Н. Ксенофонтова, И.П. Шадрина, которых делегировал Западно-Хангаласский улус как знатных своих земляков, и А.Д. Широких, одного из инициаторов организации данного съезда, оказала неоценимую помощь в поисках истины в судьбоносных для якутского народа решениях съезда, в регулировании и направлении спорных и важных вопросов в нужное русло.
Ярким примером позитивного обогащения и взаимовлияния не только в духовной, но и в социально-политической жизни якутского народа стали поэма Алексея Елисеевича Кулаковского «Сон шамана» и письмо «Якутской интеллигенции», расположившиеся, хотя и позже, в один ряд с шедеврами мировой литературы.
Отказ А.Е. Кулаковского, выполнившего колоссальную, кропотливую работу по подготовке к съезду тезисов и рукописей (переписал письмо «Якутской интеллигенции» в пяти экземплярах вручную – нынешнему поколению не понять), от дальнейшего участия в работе съезда до сих пор вызывает много вопросов, на которых нет ответа.
В статье «Исторические судьбы Письма Кулаковского» профессор Георгий Прокопьевич Башарин писал: «В Заложной части Якутска разыскан (1941—1942 гг.) дом семьи Васильевых, где накануне выезда на Всесоюзный тюркологический съезд Кулаковским, по слухам, были оставлены его документы и рукописи произведений». Во время работы Всесоюзного тюркологического съезда в начале 1926 г. семья Шадриных проживала в том же районе, где на Полковой улице располагался и дом Васильева.
В настоящее время обнаружены два экземпляра рукописи письма «Якутской интеллигенции». Первый («архивный») был передан Е.М. Молотковым или И.Е. Петровым в первой половине 30-х гг. первому секретарю Сунтарского райкома ВКП(б) Н.С. Максимову, сдавшему рукопись в партийный архив, а второй экземпляр («неустроевский»), судя по заглавию рукописи, был предназначен для выступавших на заседаниях съезда. Особый интерес вызывают редактирование и корректировка текста «неустроевского» варианта рукописи, а также то, для кого были предназначены тезисы «Якутской интеллигенции» для устного выступления на инородческом съезде 1912 г.
Значительная часть выступлений была пронизана идеями письма «Якутской интеллигенции», которые витали в зале заседания съезда и оказали, бесспорно, сильное влияние на его работу. В заседаниях и прениях съезда активное участие приняли И.С. Говоров, Е.М. Егасов, А.П. Рязанский [7], в выступлениях которых можно было услышать отредактированные и корректированные, возможно, ими или одним из инициаторов съезда А.Д. Широких [8], тезисы письма «Якутской интеллигенции».
О вкладе друзей-просветителей в написание письма А.Е. Кулаковский отметил: «…Кроме того, разработка предлагаемых вопросов едва ли посильна единичным людям – потому она всецело предоставляется соединенной силе интеллигентов, патриотов и народных масс».
Труд А.Е. Кулаковского «Якутской интеллигенции», просветленный длинными ночами напролет в немеряных обсуждениях с друзьями и растиражированный его каллиграфическим почерком, предназначался, вне всякого сомнения, «соединенной силе интеллигентов», которые редактировали и корректировали его для подготовки к выступлениям на заседаниях и в прениях съезда. И круг их ограничен и известен.
Михаил Шадрин-Налтан как литературный критик, рецензируя произведения А.Е. Кулаковского, позже в статье «Якутский Ленрот» написал: «Может быть, еще преждевременно сравнивать Кулаковского с Ленротом (поэтом, собравшим и объединившим финский народный эпос), но, по крайней мере, когда читаешь этот сборник стихотворений, то не знаешь, как назвать эти звучные песни и поэмы – творением ли вдохновенного поэта-импровизатора или этнографа-диаскеваста (обрабатыватель народного эпоса).
Сборник Кулаковского – не финские «калевалы», ибо все песни (их всего 8) носят несомненные черты личного творчества, но все же много в нем и эпического. В творчестве поэта Кулаковского больше всего личных качеств этнографа Кулаковского, поэтому самобытная красота песен, оригинальность поэтических образов, колоритность речи, богатство лирического содержания поэм имеют своим источником героический эпос якутов».
Итоги трудовой деятельности Алексея Дмитриевича к концу 1912 г. можно оценить по его наградам, которые он успел заслужить за столь короткий период работы: серебряная медаль для ношения на груди на Станиславской ленте за усердие и светло-розовая в память о 300-летии царствования Дома Романовых [9]. За короткое время один из инициаторов организации съезда якутов в честь 300-летия Дома Романовых стал лидером земского самоуправления и партии «Якутский трудовой союз федералистов». И в этом есть немалая заслуга его наставника и вдохновителя, уроженца села Хахсыт Хангаласского улуса Ивана Петровича Шадрина. Эпистолярную запись своих мыслей, переживаний и тревог он вел в стихотворной форме. Лира его – иносказательная исповедь двух миров человека, насыщенная метафорами и оборотами речи, вскрывающими не только процесс мышления, но и образные мысли, которые возникали из глубины мироощущения. Отсюда и вера в какую-то иную реальность, вера в свою философию.
«С точки зрения И.П. Шадрина, чтобы вникнуть в смысл происходящих природных и исторических событий, необходимо понять логику и цели его создателя – Бога, Мирового Разума или Мирового Духа. Это следовало из его определения, что «аан дайды» (земной мир или, как перевел И.П. Шадрин, «дверь во вселенную») устроен и функционирует разумно. …Божество находится вне мира сего, этот мир устроен Им настолько совершенным, что Ему нет надобности вмешиваться в дальнейший ход мировой жизни. Он оставил мир на произвол судьбы в автономном управлении» (из статьи Панкратия Петрова «Мысли изложены мастерски», журнал «Якутский архив», 2017 г.).
Годы Первой мировой войны
Первая мировая война привела к существенным изменениям в повседневной работе общественных организаций, занимавшихся социально значимой и культурно-просветительской деятельностью в Якутском крае. В 1914 г. для решения военно-организационных проблем, таких как организация добровольной помощи раненым воинам и их семьям, материальная помощь действующей армии и другие, в Якутске был создан инородческий комитет Якутского отделения Российского общества Красного Креста.
25—29 ноября 1915 г. в Якутске состоялось совещание глав и представителей улусов Якутского округа для обсуждения вопроса о продолжении пожертвований населения на нужды войны. На совещание были приглашены члены комитета Якутского отделения Российского общества Красного Креста В.В. Никифоров, А.И. Софронов, К.О. Гаврилов, И.П. Шадрин и А.Д. Широких.
Председателем совещания был избран доверенный из Борогонского улуса И.С. Говоров, товарищем (заместителем) председателя – доверенный из Западно-Хангаласского улуса Г.В. Ксенофонтов, секретарями были избраны члены инородческого комитета общества Красного Креста К.О. Гаврилов и А.Д. Широких.
На совещании главами и представителями улусов были рассмотрены следующие вопросы и приняты соответствующие постановления:
1. О продолжении пожертвований населения на нужды войны;
2. О желательности открытия университета в Иркутске и о сборе пожертвований на его устройство;
3. Об организации частных запасов посевных семян и о способах их хранения;
4. Об участии населения в последнем внутреннем государственном займе;
5. О снабжении инородческого населения чаем и сахаром;
6. О распределении врачебных и фельдшерских пунктов.
7 июня 1915 г. А.Д. Широких был зачислен в штат Якутской областной управы исполняющим должность делопроизводителя [10], а через два года стал руководителем канцелярии городской управы. Несмотря на загруженность на новой должности, Алексей Дмитриевич продолжал активно заниматься просветительской работой и 17 октября 1915 г. решением собрания Потанинского просветительного общества Якутской области был избран членом Правления этого общества.
На данном этапе жизни внимание А.Д. Широких привлекла активизация просветительской деятельности Потанинского общества, направленная на необходимость культурного и национального самоопределения народов Сибири на равных правах с другими народами России, а также на общественное возрождение населения Сибири для защиты прав на самостоятельное и независимое существование.
По его твердому убеждению, просвещением и переустройством жизни населения Якутской области должно было заниматься сообщество единомышленников, понимавших важность отстаивания своей культуры для обеспечения развития духовного и национального самосознания якутского народа, приобщая его к образовательному процессу и высшим достижениям европейской цивилизации. Такое убеждение определило его неизменное отношение к Потанинскому просветительству и областничеству на протяжении нескольких лет.
Потанинское просветительное общество было организовано в начале XX века в г. Томске известным ученым Григорием Николаевичем Потаниным и объединяло вокруг себя представителей сибирской интеллигенции, занимавшихся в дореволюционном культурно-просветительском пространстве Сибирского региона исключительно просветительской и пропагандистской деятельностью.
После Февральской революции 1917 г. Потанинское просветительное общество вступило на путь открытой политической борьбы. Как и следовало ожидать, представители самой активной и влиятельной на территории Сибири общественно-политической организации после Октябрьской революции оказались в стане противников власти Советов. Достойным внимания оказался тот факт, что члены Потанинского общества, обеспечивавшие последовательную борьбу против власти большевиков в революционной эпохе и во времена Гражданской войны в России, занимали различные должности в структурах новой власти. Необходимо отметить, что они не сражались с оружием в руках против советской власти, а использовали идейно-политические формы борьбы.
Очередное общее собрание членов Потанинского просветительного общества Якутской области состоялось в здании Якутской городской Думы, где в руководящий состав вновь выбрали тех же лиц. Дополнительно в связи с расширением полномочий и решением новых задач Потанинского общества было принято решение избрать кандидатами в члены Правления общества В.Н. Соловьева, Н.Е. Афанасьева и Е.М. Егасова.
25—26 ноября 1916 г. А.Д. Широких принимал участие в совещании представителей улусов Якутского округа, на котором обсуждался ряд вопросов, таких как продолжение пожертвований населения на нужды войны, открытие университета в Иркутске, сбор пожертвований на его устройство, организация частных запасов посевных семян, способы их хранения и другие.
Февральская революция 1917 года
А.Д. Широких был сторонником принципов демократии и парламентаризма. В силу этого он поддержал многообещающую Февральскую революцию 1917 г. и с головой окунулся в эпицентр всех происходивших изменений. Алексей Дмитриевич продолжал работать руководителем канцелярии городской управы, был избран депутатом в городскую Думу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70596250?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.