Психосоматика

Психосоматика
Елена Николаевна Скрипачева
Цель изучения дисциплины заключается в обеспечении студентов системой теоретических знаний в области психосоматики, выступающей как одна из основных социально значимых отраслей современной клинической психологии, для подготовки к профессиональной деятельности в сфере «человек – человек».Рекомендовано для подготовки бакалавров по направлениям: психология, педагогика, социальная работа, социология, менеджмент, экономика, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов в системе дополнительного образования. Пособие будет полезно бакалаврам, магистрам.

Елена Скрипачева
Психосоматика

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного курса в рамках высшего учебного заведения продиктована рядом причин, в числе которых, отмечено, что в последнее время растет число больных с соматическими заболеваниями, что говорит о высоких нервных нагрузках в профессиональной сфере вызывает перенапряжение функции жизненно важных систем организма человека, он не в состоянии адаптироваться к ним, вследствие чего возникают соматические и психические расстройства. Однако, не многие на сегодняшний день понимают значение самой психосоматики в лечении заболеваний. В данном пособии представлены теории отечественных и зарубежных исследователей по теме психосоматики и психосоматические заболевания.
Цель изучения дисциплины заключается в обеспечении студентов системой теоретических знаний в области психосоматики, выступающей как одна из основных социально значимых отраслей современной клинической психологии, для подготовки к профессиональной деятельности в сфере «человек – человек».
Курс состоит из 4 лекций, которые состоят из нескольких параграфов, включая контрольные вопросы по каждому разделу. В главе 4 приведены примеры характерологических особенностей больных с психосоматическими заболеваниями и методы диагностики.

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОСОМАТИКЕ

1.1. История развития науки
о психосоматических расстройствах
Развитию «психосоматики» как науки предшествовал огромный интерес к взаимосвязи психики и тела. Еще в «Гиппократовском сборнике» выделяется взаимосвязь между телесным и духовным. В этом сборнике собраны работы Гиппократа и его учеников, представлявших иные направления древнегреческой медицины. В этих трудах отражены взгляды врачей, которые составили основу развития клинической медицины. В сборник вошли представления
о целостности организма; отражены, установленные связи между болезнями и пр. Однако, в сборник не вошли труды Гиппократа о темпераментах, которые и по сей день продолжают жить. Так, по мнению Гиппократа, все люди делились на четыре типа по своей конституции и поведенческому характеру. Если в организме преобладало количество крови, то такой человек относился к сангвиникам. Избыток желтой желчи характерен для холериков, а слизи – для флегматиков. Большая концентрация чёрной желчи характерна для меланхоликов. Данные знания сегодня выглядят наивно, хотя зерно было заложено и проросло в различные направления.
Да и сегодняшнее представление о взаимосвязи между телесным и духовным умножается с каждым годом1.
Тело и душа взаимосвязаны. Эмоциональное состояние способно определять физическое самочувствие.
Чувства стимулируют выброс гормонов. Длительный гормональный дисбаланс, в свою очередь, способен привести к возникновению определенных заболеваний.
Ученые напрямую связывают негативный эмоциональный статус с развитием гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваний, а также с нарушениями иммунитета. Есть данные, убедительно доказывающие, что инфекционные и аутоиммунные заболевания, а так же аллергические реакции во многом обусловлены эмоциональным состоянием человека.
Исследования показали, что депрессия часто ведет к развитию онкологических и сердечных болезней. А тревога и страх вызывают учащенное сердцебиение, пролапс митрального клапана, синдром раздраженного кишечника, головные боли напряжения и другие недуги.
В 1818 г. Иоганн Хайнрот, немецкий врач, впервые употребил термин «психосоматика». При использовании данного термина подразумевалось, возникновение различных заболеваний и расстройств через влияние переживания людьми чувств вины, стыда и злобы.
После создания психоаналитической теории Фрейд совместно с Брейером доказал, что «подавленный аффект», «психическая травма» путем «конверсий» могут проявляться соматическим симптомом. Ярким примером может служить картина с истерической конверсией, которую невозможно было связать ни с одним из локализуемым анатомическим повреждением и установить связь с причинами и периодами развития заболевания. В своей совместно работе Фрейд и Брейер показали исчезновение симптомов у клиентки, как только удавалось той при помощи гипнотических техник снова пережить травму или негативные воспоминания, которые могли предшествовать и являться причиной возникновения данного расстройства. Этот и подобные эксперименты дали огромное развитие теории психоанализа, в частности изучения психологических механизмов защиты – сопротивление, перенос и пр. Позже Дюбуа, Шарко и др.авторитетные исследователи того времени дополнили результатами гипнотических экспериментов исследования Фрейда.
Таким образом, сформировалось учение, что нервные нарушения вызываются переживаниями и должны лечиться путем воздействия на психику. После второй мировой войны философские идеи Фрейда, основанные на полученных результатах в области терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов, получили дальнейшее развитие в теории эмоциональных конфликтов Ф. Александера. Его работы показали, что эмоциональное состояние человека является одной из причин возникновения соматических заболеваний. Александер рассмотрел в своих работах эмоциональное проявление вегетативных срывов. Так, он полагал, например, что болезни двенадцатиперстной кишки предшествует конфликтная ситуация, которая развивается у самых разных личностей в детстве и может приобретать доминирующее значение в дальнейшей жизни этих людей. Он пытался объяснить и составить схемы для каждого вегетативного невроза. В этих схемах Александер показал взаимосвязь формирования и усиления симптома. Например, больных язвенной болезнью отказ от орально-рецептивных желаний приводит к орально-агрессивным реакциям, которые в свою очередь вызывают чувство вины и страха. Это компенсируется выраженным стремлением к деятельности, которая усиливает неосознанное оральное стремление к зависимости.
Александер объединил в схематическом изображении (рисунок 1) две основные установки («вступления в бой» и «отступления») с их нервным субстратом и исход этих тенденций в психосоматические заболевания, блокируемых внешними или внутренними причинами.
Справа на рисунке указаны состояния, которые могут развиваться, если блокируется разрешение враждебных агрессивных побуждений (борьба или бегство) и проявляется замещающее поведение. Слева – состояния, которые развиваются при блокировании стремления к поиску зависимости и помощи.
Таким образом, теории Александера и его учеников стали известными и ценными в истории после того, как:
– были определены и произведены некоторые изменения в принятые тогда нозологические единицы – бронхиальной астмы, гипертиреоза и др., которыми он пользовался (важно, что в настоящее время эти диагнозы ставят более дифференцированно, с учётом патогенеза и взаимодействия с психологическими и социальными условиями);



Рисунок 1. Схематическое изображение понятия специфичности в этиологии вегетативных нарушений функций

– изменился взгляд на специфический конфликт, который перестали рассматривать, как основной патогенетический принцип;
– произошло специфическое интегрирование единых функций.
Ряд других ученых пошли отличным путем от Александера и его учеников, например, французские исследователи Марти и М. де Мюзан и др., которые так же под впечатлением теории Фрейда получили новые эмпирические данные иными методами. Соответственно, на сегодняшний день не существует однозначного мнения по данной науке и методам работы.
Таким образом, хоть психосоматика и занимает самостоятельный раздел в медицине, отношение к ней до сих пор весьма неоднозначно. Однако медицина не отрицает того, что развитие этого направления позволило повысить эффективность лечения.

1.2. Определение понятия «психосоматика»
Само слово «психосоматика» – включает в себя два др.-греч. слова ???? – душа и ???? – тело и представляет собой направление в медицине.
На сегодняшний день единого определения термина «психосоматика» не существует. Так как предлагается множество подходов к ее изучению, то и сама психосоматика рассматривается, как (по Пезешкиану):
1. Взаимоотношения между психикой и телесными функциями и представляет собой научное направление.
2. Ряд феноменов, связанных с взаимовлиянием психического и телесного, в том числе целый ряд патологических нарушений.
3. Одно из направлений в медицине, которое занимается лечением психосоматических заболеваний.
Таким образом, психосоматика можно представить, как часть психологической и медицинской науки, которая объясняет взаимосвязь нашего важного эмоционального опыта (невозможность проявить гнев, беззащитность в чувстве страха, запрет на проявление чувств) и соматическое (физическое) самочувствие, болезни.
Предмет психосоматики – психосоматические заболевания.
Соответственно, задачи, которые выполняет психосоматика рассматривают в междисциплинарном направлении и узком (практическом) направлении:
Задачи междисциплинарного научного направления:
– лечение заболеваний и, следовательно, находится в рамках медицины;
– исследование влияния эмоций на физиологические процессы, она является предметом исследования физиологии;
– как отрасль психологии она исследует поведенческие реакции, связанные с заболеваниями, психологические механизмы, воздействующие на физиологические функции;
– как раздел психотерапии она ищет способы изменения деструктивных для организма способов эмоционального реагирования и поведения;
– как социальная наука она исследует распространенность психосоматических расстройств, их связь с культурными традициями и условиями жизни.
Практические задачи:
1. Профилактика:
– психогигиена – предупреждение развития неблагоприятных психосоматических и соматических заболеваний; группа риска – люди с невротическим складом личности, психопаты и акцентуированные личности, алекситимики;
– вторичная профилактика – формирование правильных представлений и отношения человека к себе, болезни и миру в целом, формирование психоиммунитета;
– предотвращение развития осложнений третичная профилактика.
2. Диагностика.
– дифференциальная – постановка диагноза, выявление удельного веса психологического фактора в развитии заболевания;
– динамическая – отслеживание и предупреждение динамики развития болезни.
3. Психологическая помощь – консультирование, коррекция, психотерапия, сенсомоторная коррекция.
4. Реабилитация – восстановление статуса человека, которая включает в себя и профессиональная трудовая реабилитация, социальная реабилитация.
Предметом в психосоматике выделены психосоматические заболевания, соответственно, любое психосоматическое заболевание можно обозначить как свойство человеческого организма как системы. При этом необходимо понимать, что данное определение не рассматривает по отдельности части, оно состоит из совокупности психических и физиологических (включая наследственные) свойств индивида. Понимание того, что взаимодействие этих подсистем с окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание, а понимание эффективного воздействия, включая методы психотерапии, приведет к хорошему результату.
Нельзя отрицать роль и воздействия нагрузок на программы генетической защиты в историческом аспекте. Научно доказана взаимосвязь, что организму для приспособления к окружающей среде важны психические возможности, не меньше, а иной раз и больше, чем приспособление через тело. В книге «Смертельные эмоции» Д. Колберт показал, как подавляя эмоции человек становится сам причиной разрушительных процессов в своем организме, так как первоначальная функция эмоций связана с мобилизацией организма на защиту в встраиваемый социальный контекст.
По современным представлениям качестве объекта исследований психосоматики как науки выделили психосоматические состояния, болезни и расстройства. Можно наблюдать не отдельные изменения или нарушения – а выделены три группы болезненных психосоматических состояний человека:
– проявление психических расстройств на телесном уровне (т.е. те случаи, когда психологические нарушения «вылезают наружу» в виде различных болезненных физических реакций);
– физиологические патологии и различные заболевания, формирующиеся под влиянием психогенных факторов, в частности психотравмирующих ситуаций;
– проявление физиологических отклонений на психологическом уровне (случаи обратного действия, когда телесные заболевания и расстройства существенно сказываются на психологическом состоянии и психическом здоровье).
В свою очередь первые две группы принято разделять на три вида: конверсионные реакции, функциональные расстройства и психосоматозы.
Таким образом, на сегодняшний день психосоматика – это развивающая отрасль в медицине, которая имеет важное практическое значение, знание которого существенно влияет на картину болезни.

1.3. Психосоматические расстройства и заболевания: конверсионные симптомы, функциональные синдромы, психосоматозы
Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку, то есть общее название тех ситуаций, когда у человека происходит болезненное состояние без объективных причин. Данные симптомы относят к сложным феноменам. Проявление симптома – является своеобразной игрой нашего подсознания и имеет символический характер, который понимается как попытка справится со сложной ситуацией. демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Кроме того, данные симптомы могут сопровождаться механизмами вытеснения. Примерами являются истерические параличи и парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.
Функциональные синдромы. Проявления психосоматических расстройств второй группы выглядят как нарушения каких-либо органов или целых систем организма, при неопределенных жалобах. Так пациент может одновременно указывать на то «больное» место или систему, где нет никаких органических повреждений. Эти нарушения могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему. Врач затрудняется с установлением диагноза относительно этой симптоматики. В отличие от конверсионных симптомов, отдельный симптом не имеет специфического значения, будучи неспецифическим следствием нарушенной телесной функции. Подобные нарушения описывал Александер, как телесные проявления, которые сопровождаются признаками эмоционального напряжения без характерных черт и обозначил их органными неврозами.
Психосоматозы – психосоматические болезни в более узком смысле. В группу этих болезней отнесены те, где первично проявляется телесная реакция на конфликтное переживание. Данный вид характеризуется и предрасположенностью, что может влиять на выбор органа при реакции организма на ситуацию. Заболевания, связанные с органическими изменениями, принято называть истинными психосоматическими болезнями, или психосоматозами. Для пациентов свойственны конфликты: близости – дистанцирования и конфликт зависимости – независимости. Кроме того – эти люди характеризуются ригидностью, повышенным чувством долга, независимостью и другими качествами.
Первоначально, Ф. Александер в 1950 г. выделил 7 психосоматозов: бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз.
Данные психсоматозы и наличие болезненных проявлений характеризуют клиентов следующим образом.
Гипертония – интерперсональное напряжение между агрессивными импульсами и чувством зависимости (большой социальный контроль, нереализованная потребность во власти). У такой личности часто присутствуют противоречивые стремления: направленность на прямоту, откровенность и вежливость, учтивость, стремление избегать конфликтов.
Язва – потребность человека в защите, поддержке и опеке. Одновременно – сила, самостоятельность и независимость к которым он стремится.
Бронхиальная астма – противоречие между желанием нежности и страхом перед ней. Конфликт «владеть – отдать». Часто истерический характер и неспособность выпустить гнев наружу, что приводит к приступам удушья.
Сахарный диабет – чувство хронической неудовлетворенности.
Нейродермит, псориаз – пассивность, проблемы с самоутверждением.
Язвенный колит – часто возникает после потери объекта и катастроф переживания. Заниженная самооценка, большая чувствительность к собственным неудачам, сильное стремление к зависимости и опеке.
Ревматоидный артрит – застывшая и преувеличенная позиция, демонстрация высокого уровня самоконтроля. Тенденция к самопожертвованию и преувеличенная потребность помочь окружающим, но эта помощь носит агрессивную окраску.
Коронарная болезнь (болезнь менеджеров) – характерна для активных и предприимчивых людей. Коронарный тип личности, предрасположенный к инфаркту миокарда – высокий уровень притязаний, выраженное влечение к достижению цели, стремление к конкурентной борьбе. Стремится сделать все быстрее и лучше всех, одержим этим стремлением. Постоянно напряжен, систематически преодолевает чувство усталости. В случае появления неконтролируемой ситуации, утрате контроля и самообладания может возникнуть ишемия.
На сегодняшний день в этот список входят около 100 заболеваний – стенокардия, инфаркт миокарда, мигрень, различные кожные и аллергические заболевания, ожирение, сахарный диабет, остеохондроз, радикулит, ревматизм, рак, инфекционные заболевания и пр.
Выделяя причины возникновения психосоматических расстройств, необходимо отметить неоднородность факторов, влияющих на уязвимость и степень переживания человека воздействия различного рода нагрузок, включая психоэмоциональные стрессы.
На рисунке 2. Можно видеть, что существует как минимум три основных фактора, которые влияют на возникновение психосоматической реакции. На сегодняшний день американский гипнолог Лесли Лекрон наиболее ярко представил классификацию психологических причин возникновения психосоматических реакций, но данная классификация вызывает массу споров, в связи околонаучным подходом самого автора. Однако ученые согласны, что причинами могут быть – внутренний конфликт индивида, самонаказание и вторичная выгода самой болезни.



Рисунок 2. Причины психосоматических реакций О.Л. Литвиной

Основные факторы психосоматических расстройств:
– неспецифической наследственной и врожденной отягощенностью соматическими нарушениями и дефектами;
– наследственным предрасположением к психосоматическим расстройствам;
– нейродинамическими сдвигами (нарушениями деятельности ЦНС);
– личностными особенностями;
– психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих событий;
– фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов;
– особенностями психотравмирующих событий.
Соответственно, многие исследования показывают и механизм формирования психосоматического расстройства. Одним из важных условий, на которое стоит обратить внимание – это длительность формирования (например, психосоматоза) реакции организма на гнетущую ситуацию, одномоментной реакции не возникает. Например,
1. Человек решил перейти на другую работу, чтобы разрешить финансовые проблемы, но работа оказалась не совсем по его статусу и не соответствовала ожиданиям по заработной плате. Соответственно, запускаются механизмы защиты и человека гнетет – разочарование, злость, раздражение. Поэтому при выходе на работу он начинает все чаще «болеть».
2. Руководитель высказал необоснованное недовольство работой сотруднику, публично. Сотрудник был публично оскорблен и опозорен. Ему становится крайне не по себе, после пережитого позора. На следующее заседание можно наблюдать картину, когда сотрудник не появится – так как организм «отказался» посещать такие мероприятия.
Во всех вышеперечисленных ситуациях – психический фактор выступает как пусковой механизм психосоматоза. Таким образом, при наличии эмоционального переживания, которое не блокируется психологической защитой, а, соматизируясь, поражается соответствующую ему систему органов, и происходит формирование психосоматического заболевания.

1.4. Методы исследования
Изучение взаимосвязи взаимодействия телесных и душевных процессов как было отмечено ранее не является достаточно разработанным. Однако понимание того, что связь существует и требует дополнительных разработок в этой теме является актуальным. При постановке психосоматического диагноза Бройтигам выделил два основных метода: диагностическая беседа и психологическое тестирование. Цель данных методов заключается в нахождении связей во времени между началом соматических проявлений и анамнестически достоверными жизненно важными изменениями. Для этого необходимо знание о личности пациента, условия его развития и пр.
Диагностическая беседа. Цель беседы – выявить смысловую связь у пациента с внешней и внутренней историей его жизни. Время проведение беседы по разным источникам варьируется от 30 до 60 минут. При беседе рекомендуется гибкое структурирование:
Цель визита. На данном этапе необходимо, чтобы клиент своими словами описал свое состояние, обратить внимание на то – какими речевыми оборотами владеет клиент в описании своих жалоб на здоровье. Если клиент самостоятельно называет свой диагноз, то рекомендуется прояснить – его понимание симптомов данного диагноза.
Вторым этапом рекомендуется выяснить долготу проявления симптоматики относительного данного заболевания. Здесь важно, чтобы клиент мог вспомнить подобные реакции организма на схожие переживания в анамнезе жизни.
Решающим для понимания внутренних конфликтов и внешних психосоциальных связей является вопрос о жизненной ситуации к моменту начала болезни: «Что произошло в вашей жизни, когда это случилось? Что в то время появилось нового в вашей жизни, кто появился в вашей жизни и кто ушел из неё?». Если же невозможно установить связь между жизненными кризами и началом болезни (в том числе и при повторных беседах), то психосоматическую природу заболевания следует поставить под сомнение.



Рисунок 3. Анамнез в психосоматике

При выявлении подобных реакциях в ранние сроки – стоит обратить внимание на наследственность и поговорить о родителях и семье.
Создание итоговой картины. Анализ полученных данных (рисунок 3).
Диагностическая беседа благодаря своей рациональности в благоприятных случаях имеет характер проясняющего и высвобождающего акта и, следовательно, терапевтический характер.
Психологическое тестирование. Психологические тесты – это стандартизованные психодиагностические методы, предназначенные для изучения и оценки (как количественной, так и качественной) своеобразных свойств личности в её переживаниях и поведении. В отличие от беседы тесты помогают составить объективную оценку состояния пациента. Наиболее распространённый , например, тест MMPI, который содержит 566 вопросов и пытается охватить клинически определяемые черты личности (ипохондрические, истерические, психопатические свойства, тенденции маскулинизации-феминизации, параноидные, психастенические, шизоидные и маниакальные черты, а также социальная инверсия). Однако огромным минусом является время проведения данного теста. Поэтому многие исследователи в своем арсенале имеют проективные методики: тест Розенцвейга и пр. Однако особое внимание обратим, что психологические тесты дополняют общую диагностику. Бройтигам (1998 г.) отмечал важность выбора комплекса и тестовых методик, где должны быть учтены следующие принципы:
1. Относительная простота применяемых методик.
2. Быстрота их проведения.
3. Полнота изучения исследуемого явления.
4. Взаимная дополняемость применяемых методик.
5. Высокая суммарная валидность.
6. Достаточная чувствительность к изменению наблюдаемого явления у здоровых и больных, а также к изменению показателей в течение лечения.
На сегодняшний день список моделей исследования значительно расширен.
Типичные модели исследования:
1. Метод поперечных срезов. В данном случае психические и телесные характеристики измеряются одновременно. Положительные моменты методы: Метод не требует больших временных затрат. Используются статистические процедуры. Минусы: так как заболевание развивается достаточно длительное время, то данный метод не может обеспечить четкое понимание связи между причинами и следствием.
2. Лонгитюдный метод. Этот метод интересен и является уникальным, так как позволяет измерять различные психологические и социальные факторы на разных временных этапах развития испытуемого. Делаются первичные замеры, спустя какое-то время – замеры повторяются. Положительный аспект метода: позволяет подтвердить или опровергнуть влияние психических процессов на соматическом уровне за счет временного измерения. Минус: Сложность измерения из-за длительного наблюдения, долгого по времени.
3. Эксперимент. Данный метод является общепризнанным. Положительные аспекты: наглядность. Минус: не выявляет прямую зависимость причинно-следственных отношений.
4. Оценка эффективности. В этом случае предполагается, что, если та или иная психологическая интервенция, направленная на решение конкретной проблемы, была эффективной (улучшилось состояние здоровья, изменилось поведение), следовательно, данная проблема может рассматриваться как этиологический фактор. В области психосоматики широко известно исследование Д. Шпигеля с соавторами (Spiegel et al., 1989), посвященное оценке эффективности терапии пациентов, страдающих раком. Этот метод также используется для выявления факторов безопасного и рискованного поведения Минус метода в том, что возникает трудности определения «эффективности».
5. Нарративный анализ. Данный метод включает в себя устное или письменное повествование истории действий испытуемого. Важными особенностями нарратива являются: конструируемый и передаваемый при его посредстве личностный смысл;
– воздействие, которое он оказывает на аудиторию,
– влияние, которое он испытывает со стороны аудитории;
– наличие одной или нескольких сюжетных линий;
– влияние на чувство самоидентичности;
– стратегия действий, которая строится на его основе;
– эстетические характеристики.
Этот метод наиболее популярный.
6. Фокус-группы. Данный метод используется чаще для сравнения того или иного качества, фактора и пр.

Контрольные вопросы
1. Кем был введен термин «психосоматика»?
2. В чем состоит концепция психосоматических болезней Ф. Александера?
3. Что такое «подавленный аффект»?
4. Психосоматика является отраслью чего?
5. Какому направлению принадлежит предположение, что психосоматические симптомы являются конверсией психологических проблем в физическое (соматическое) состояние?
6. Что выделяют по современным представлениям качестве объекта исследований психосоматики как науки?
7. Что относится к соматическим заболеваниям?
8. Перечислите факторы, возникновения психосоматических заболеваний.
9. Стремление сделать все быстрее и лучше всех, постоянное напряжение
может привести к чему?
10. Что относится к методам исследования в психосоматике?
11. К какой группе тестов относится тест фрустрации Розенцвейга?
12. Возможность исследователя наглядно вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством какого метода?

Примечания
1 URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1014692/Kolbert_-_Smertelnye_emocii.html (дата обращения: 09.01.2022).
2 Alexander F. Psychosomatische Medizin, De Gruyter. Berlin, 1951.
3 http://www.e-reading.club/bookreader.php/1014692/Kolbert_-_Smertelnye_emocii.html (дата обращения: 09.01.2022).
4 URL: https://studfiles.net/preview/1809970/page:9/ (дата обращения: 09.01.2022).

ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

2.1. Характерологические типологии и модели личности
На сегодняшний день представлены различные теории и модели возникновения психосоматических заболеваний. Классификаций по направлению психосоматики также существует немало.
Характерологическое направление Гиппократ, У. Шелдон, Ф. Данбара
Учение Гиппократа. Данное направление имеет большую историю своего развития от Гиппократа, который описал людей с разными темпераментами: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.
Сангвиник – уравновешенный, оптимистичный. Эти люди характеризуются жизнерадостностью, общительностью. Он легко переживает неудачи, исполнителен, но не всегда выполняет свои обещания.
Холерик – смелый, несдержанный. Эти люди обычно инициативны, эмоциональны. Они легко преодолевают трудности, схватывают информацию на лету. Обладают лидерскими качествами, хорошими коммуникациями. Обычно они задорны, вспыльчивы.
Флегматик – спокойный, сдержанный. Этот человек вялый, пассивный, не берет на себя много. Не любит много говорить, очень спокоен.
Меланхолик – чувствительный, болезненнореагирующий на замечания. Тонкочувствующий.
Теория Э. Кречмера и У. Шелдона. Данную хронологию этого направления развили Уильям Шелдон и Эрнст Кречмер. Опираясь на типы фигур они (по отдельности) описали свои теории взаимосвязи типа фигуры и темперамента:
Эндоморф характеризуется слабым телосложением с избытком жировой ткани, пухлостью, наличием большого живота, жира на плечах и бедрах, круглой головой, неразвитыми мышцами. Этот человек любит комфорт, хорошую еду и ориентирован на общественное мнение.
Мезоморф имеет широкие плечи и грудную клетку, крепкими руками и ногами, массивной головой. Это люди отличаются сильным и смелым характером, предпочитают физическую активность, риск.



Рисунок 4. Типология по У. Шелдону

Эктоморфы обычно с вытянутым лицом и с высоким лбом. У них длинные конечности и узкая грудная клетка. Эти люди любят уединение и покой, любят рассуждать, обладают тихим голосом.
Теория Ф. Данбар. Дальше в развитии психосоматики в характерологическом направлении пошла доктор Фландерс Данбар (1948 г.), которая выдвинула теорию профилей личности. По аналогии с Кречмером она создала классификацию больных психосоматического характера. В своей работе она обощила опыт двадцатилетней работы и выдвинула постулат, что необходимо знать не только какой конфликт, но и у какой личности. Она ввела явление двух типов личности:
– «личность, склонная к несчастьям» – импульсивность, авантюризм, низкии. контроль агрессии, особенно к авторитетам, неосозноваемое чувство вины, тенденции к самонаказанию;
– «личность, склонная к инфаркту миокарда» – выдержанность, самообладание, склонность к самопожертвованию.
Она выделила в своей концепции 4 типа личности: гипертонический, коронарный, аллергический и склонный к травматизации, где
1. Коронарный тип личности. Эти люди имеют агрессивность, гневливость, жестокость. Они упрямы и раздражительны. Преобладание лидерских качеств.
2. Аллергический тип личности обладает повышенной тревожностью, характеризуется неудовлетворенностью потребностями в любви и защите и как следствие повышенная сексуальность.
3. Травматичный тип характеризуется как личность, склонная к несчастьям. Эти люди импульсивны, спонтанные порывы, неумение управлять своей агрессивностью, тенденции к самонаказанию.
4. Гипертонический тип выделяет повышенная гневливость, чувство вины за собственные враждебные импульсы.
Так как, данная концепция «профиля личности» быстро получила свою популярность и распространение по всему миру, то многие ученые начали проводить исследования в области связей между типами личности пациентов и психосоматическими заболеваниями. В 1974 г. американские кардиологи Розенманн и Фридман назвали поведение коронарной личности «поведением типа А». Однако, хоть в современной медицине применение этого подхода приобрело большое значение в исследовании определенной типологии «личностей риска», на сегодняшний день есть и скептики данной теории, утверждающие, что существует мало данных для того, чтобы концепцию Данбар считать достоверной.

2.2. Психоаналитические концепции
В данном направлении развитие психосоматики можно рассмотреть в нескольких концепциях.
Конверсионная модель З. Фреида. Положение Зигмунда Фрейда доминировало в период развития его теории и возникновение модели о конверсии эмоционального конфликта на соматические функции организма было очевидным. Конверсия – это смещение психологического конфликта в соматическую сферу. Энергия неразрешённого эмоционального конфликта «переводится» в телесную сферу и вызывает развитие конверсионных симптомов, символически выражающих подавленные, вытесненные в бессознательное неприятные чувства. Однако вызываемое аффектом энергетическое напряжение никуда не девается и обращается в болезненный симптом. Выбор симптома и органа имеет символическое значение, генетически обусловленную предиспозицию и связь с инфантильным травматическим опытом.
Теория М. Шура. Шур предложил модель десоматизации и ресоматизации. Данная модель включала в себя определение психосоматической болезни как болезнь слабого эго связанная с возвратом на предыдущие стадии развития. Шур рассматривал психосоматическую регрессию как шаг назад к первоначальному уровню, на котором душа и тело ещё реагировали как единое целое, соматически разряжая напряжение. Так, он предполагал, что ребенок переживает негативные моменты через эмоциональное проявление и телесное – дрожь по телу и пр. Однако с взрослением такие проявления аффекта у него проходят при благоприятном развитии, при неблагоприятном – возникает процесс ресоматизации аффекта. В рамках этой коцепции регрессивной симптоматики Шур устанавливает также связь между конверсионными симптомами и их органическим эквивалентами.
Теория вегетативного невроза и специфичности конфликта Ф. Александера. Теория Александера вобрала в себя дифференцированные психологические гипотезы с физиологическими и патологическими соматическими процессами. Он заново оценил все теории, изучил вегетативные неврозы, и рассмотрел их как функциональные нарушения в различных системах без поражения внутренних органов и классические психосоматические заболевания (язвенную болезнь 12-перстнои. кишки, бронхиальную астму). Именно Александера считают «отцом» психосоматики. Его анализ связи между психологическими феноменами и клиническими симптомами получил позже название «гипотезы психосоматической специфичности» и превратился в основной объяснительный принцип психосоматической медицины. Все психосоматические расстройства, по мнению Александера, объясняется взаимодействием трех факторов:
1. Психологические факторы – это специфические личностные, «психодинамических» особенности, неразрешенные внутренние конфликты, определяющих тот набор привычных негативных эмоций, которые человек испытывает в эмоциогенных ситуациях.
2. Физиологические факторы – это конституциональная неполноценность (повышенная уязвимость) тех или иных органов.
3. Социальные факторы – неблагоприятные воздействия жизненной среды.
Саму же «специфичность следует искать в конфликтной ситуации». Модель вегетативного невроза можно связать с проявлением закона поляризации и свободы выбора в организме. Человек, вступая во взаимоотношения с окружающим миром, может занять как минимум две позиции: пассивную и активную. При этом каждая из них может быть как добровольной (исходя из индивидуальных особенностей характера и темперамента), так и вынужденной (вызванной внешним давлением, вступающей в конфликт с индивидуальными особенностями). Вынужденная (как активная, так и пассивная) позиция рождает максимальное число соматических заболеваний. Таким образом, по мнению Александера, вегетативные неврозы возникают на основе неосознанного конфликта в процессе патологического невротического развития, которое ведёт к тому, что не выполняются действия, направленные на внешний объект. Главным лечебным фактором в этих ситуациях может стать сознательная работа по превращению вынужденной позиции в добровольную и выбор срединного пути развития (гармоничное чередование фаз активности и пассивности).
Психосоматическая концепция А. Мичерлиха. Концепция двухфазного вытеснения является продолжением концепции ресоматизации. Александр Мичерлих представил неразрешенный конфликт в двух фазах: на первои. фазе – на психическом уровне путем формирования разных эмоциональных и поведенческих расстройств путем вытеснения, на второй фазе – сдвиг на телесный уровень.
Митчерлих представлял развитие психосоматического процесса в такой последовательности (Кулаков, 2003 г.):
1. Сначала человек пытается справиться с конфликтом при помощи исключительно психических средств на психосоциальном уровне:
– при достаточной зрелости личности он пытается разрешить конфликт при помощи обычных средств социального взаимодействия (например, путем обсуждения соответствующих проблем, путем стратегий совладания) или посредством зрелых механизмов защиты (вытеснение, сублимация);
– в случаях, когда использования нормальных (здоровых) механизмов защиты недостаточно, подключаются невротические (патологические) защитные механизмы (например, невротические депрессии, навязчивые мысли и действия, страхи, фобии и т.п.);
– иногда защитные механизмы включают всю личность в целом; в таких случаях говорят о невротическом развитии личности или неврозе характера.
2. Если по каким-либо причинам не удается справиться с угрожающим сущесвованию конфликтом чисто психическими средствами, т.е. не срабатывает первая линия обороны, подключается защита второго эшелона – соматизация, которая со временем может привести к структурным изменениям в том или ином органе. Это защита на психосоматическом уровне.
3. Современные психоаналитики выделяют еще и третий уровень защиты – психотическое симптомообразование (Кернберг, 2000 г.). Наблюдения за многими пациентами, страдающими психозами, показывают, что часто обострение психотического состояния у них сменяется психосоматическими расстройствами.
Когнитивный подход к специфике психосоматических расстройств – «схема тела» по П. Шильдеру. Схема тела – биологическая, психологическая, социальная конструкция, изучение психодинамики, которой позволяет объяснять развитие тех или иных психосоматических нарушении.. Данное понятие было введено П. Шильдером для описания системы представлений человека о физической стороне собственного Я, о своем теле, в виде своеобразной телесно-психологической «карты». Он связывал «схему тела» с инстинктивными потребностями и межличностным опытом. Таким образом, по мнению Шильдера, возникновение нарушений схемы тела приводят к нарушению всех форм отношений: с самим собой, с окружением и пр. Схема тела – не являлась пассивной – это динамически – историческая формация, которая развивалась в процессе активной деятельности. Схема тела формируется из фрагментов телесного и психического переживаний, что формирует представления о внутреннем и внешнем мире и создает «репрезентативный ключ». Поэтому люди порой действуют стереотипно, если в карте тела присутствуют белые пятна, то возникает психосоматическое нарушение.
Теория нарушения структуры Я.Г. Аммона. Данная теория по мнению автора говорит о том, что психосоматические нарушения возникают в следствии нарушения взаимодействия окружающими в раннем периоде жизни. При дефиците функций во взрослом состоянии под действием социальных стрессоров проявляется в виде психосоматических заболеваний. Таким образом, согласно Аммону, психосоматическое заболевание – это выражение структурного нарушения Я. Аммон выделяет две группы психосоматической. симптоматики: первичную – генерализованную фиксированием, затрагивающим первичные функции «Я» (нарушение моторики, речи, зрения, пищевого поведения) и вторичную – динамическую, привязанную к ситуации с архаичным символообразованием органическои. симптоматики. Он рассмотрел отношения матери и ребенка, где мать изначально воспринимает ребенка как больное существо, а его соматические потребности – как оскорбление.
При этом психосоматическое заболевание имеет двойную функцию:
1. Оно дает матери возможность избежать внутреннего конфликта амбивалентного отношения к ребенку и предоставляет ту форму взаимодействия с ребенком, которая созвучна ее бессознательным требованиям и страхам. Как мать больного ребенка она получает поддельную идентичность, позволяющую отграничить себя от ребенка.
2. Приспособление к бессознательному конфликту амбивалентности матери в форме болезни дает ребенку свободу для развития функций своего Я в других зонах.
Таким образом, теория Аммона, указывает, что проявления психических и соматических расстройств в каждом случае – нарушения межличностного процесса психосоматического развития, и поэтому всякая форма патологии, даже в форме индивидуального заболевания, восходит к патологическому нарушению взаимодействия в группе, членом которой является больной и носителем симптомов которой он служит.

2.3. Концепция алекситимии
Алекситимия, согласно концепции Сифнеоса, нарушения в когнитивно-аффективнои. сфере, снижающие способности к вербализации и осознанию эмоциональных переживании.. Основные проявления в ограниченной проявляется способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций.
Достоверные данные исследований показали, что больные в ситуации обследования имели банальные, не развивали свои мысли, наблюдалась речевая бедность, неспособность к фантазиям. Характерно, что во время контакта, особенно в критической ситуации, больные заменяют ожидаемые от них речевые обороты или воображаемые представления жестами, т.е. у них срабатывает телесная иннервация.
Алекситимия характеризуется четырьмя типичными признаками разной степени выраженности в каждом отдельном случае (Бройтигам и др., 1999 г.):
1. Своеобразная ограниченность фантазии. Пациенту трудно пользоваться символами, результатом чего является своеобразный тип мышления, который можно определить, как «механический», «утилитарный», «конкретный». Речь идет о связанном с текущим моментом, ориентированном на конкретные реальные вещи мышлении, которое почти не затрагивает внутренние объекты, лишено колоритности, утомляет собеседника в разговоре и часто производит впечатление тупости. Оно организовано прагматически-технично и направлено на механическую и функциональную сторону описываемого.
2. Типичная неспособность выражать свои чувства. Пациент не в состоянии связывать вербальные или жестовые символы с чувствами. Он переживает чувства как нечто неструктурированное, во всяком случае – не передаваемое словами. Часто пациент описывает свои чувства через окружающих («моя жена сказала… врач сказал…») либо вместо чувств описывает соматические ощущения.
3. Примечательно, что психосоматические пациенты хорошо приспособлены к товарищеским отношениям, что даже определяется как «гипернормальность». Их связи с конкретным партнером характеризуются своеобразной «пустотой отношений». Поскольку они не в состоянии разбираться в психологических структурах, их отношения остаются на уровне конкретно-предметного использования объектов.
4. Из задержки на симбиотическом уровне и связанного с этого недостатка дифференцировки субъект-объект вытекает неспособность к истинным отношениям с объектом и к процессу переноса. Происходит тотальное идентифицированные с объектом; психосоматический больной существует, так сказать, с помощью и благодаря наличию другого человека (его «ключевой фигуры»). Это объясняет тот факт, почему потеря (вымышленная или реальная) этой «ключевой фигуры» («потеря объекта») так часто оказывается ситуацией, которая провоцирует наступление болезни (или ухудшение ее течения).
Таким образом, алекситимия есть некая совокупность признаков, характеризующих психический склад индивидов, которые предрасположены к специфически психосоматическим заболеваниям.
Для объяснения причин возникновения выдвинуто пять различных гипотез.
1. Гипотеза дефицита. В её основу положено мнение J. Ruesch о том, будто у этих больных имеет место «первично-застревающее» на более ранней стадии развитие, а не фиксация с присоединяющейся регрессией, как это происходит при неврозах. Эта гипотеза имеет важное значение и для терапии, которая включает аспект развития.
2. Гипотеза регрессии вследствие травмирования подразумевает психосоматическое симптомообразование аналогично трактовке невротических симптомов как следствия фиксации на травмирующем факторе с присоединяющейся регрессией на более раннюю стадию развития. Эта модель не может, однако, объяснить, почему возникает соматический, а не психический симптом.
3. Гипотеза наследования пока не может обсуждаться, поскольку для её обоснования слишком мало достоверных данных.
4. Гипотеза нейроанатомически-нейрофизиологического нарушения. Имеются скорее спекулятивные предположения («функциональная комиссуротомия»), которые представляются невероятными. То же относится и к следующей гипотезе.
5. Гипотеза социально-психологического формирования реакции. В свете этой гипотезы алекситимия интерпретируется как феномен типичного приспособления к западному индустриальному обществу, в котором требуется конкретно-реалистическое, эмоционально малоокрашенное приспособительное поведение.
Многие исследователи бесспорно соглашаются с присутствием аликсетимии, однако основные возражения сводятся к ее неспецифичности, то есть она обнаруживается не только у психосоматических больных, но и у здоровых людей. Поэтому на сегодняшний день принято говорить об алеситемическом поведении.
«Торонтская алекситимическая шкала»
Инструкция. Вам предложено некоторое количество вопросов; на них следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Не тратьте время на обдумывание. Пропускать вопросы нельзя. Давайте только один ответ на каждое утверждение.

Бланк опросника






Оценка результатов.
Ответ «совершенно согласен» оценивается в 1 балл, «совершенно не согласен» – в 5 баллов.
Оценка уровня алекситимии производится путём суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы.
При этом баллы, поставленные при ответы на вопросы, 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 21, 24 считаются со знаком минус.
Уровень алекситимии у здоровых людей – до 62 баллов.
63, 73 балла – зона риска, свыше 74 баллов – наличие алекситимии.
Ниже приведен средний уровень алекситимии у больных с психосоматическими расстройствами, больных неврозами и здоровых лиц (p<0,01): психосоматические заболевания: бронхиальная астма – 71,8+1,4; гипертоническая болезнь – 72,6+1,4; язвенная болезнь – 71,1+1,4. Неврозы – 70,1+1,3.
Контрольная группа здоровых – 59,3+1,3.
Таким образом, для алекситимии характерны изменения эмоциональных категорий и речевого аспекта. При речевом аспекте выделяют:
– сниженное употребление эмоциональных категории. речи;
– аморфность и нерасчлененность оценочных суждении., категоричность и полярность оценок, их детерминация внешними социальными нормами, замена эмоциональных категории. другими модальностями;
– сниеженную способность к пониманию и узкий спектр использования в речи эмоциональных аспектов: интонации, тона, громкости, акцентуации слов и т.п.;
– бедность мимики и пантомимики, сопровождающих речевое поведение;
– сложность создания доверительных отношении., эгоцентризм.

2.4. Теория стресса
Ганс Селье в своей теории рассматривал психосоматические расстройства как неотреагированные эмоции, которые влекут за собой истощение организма, так как данный организм обладает некачественными адаптивными способностями. В 1936 г. он ввел понятие «стресс», которое на сегодняшний день очень актуально. Современные представления о стрессе рассматриваются прямо или косвенно во многих исследованиях. Однако, сам стресс по Г. Селье, это реакция организма на неблагоприятное воздействие, которое влечет за собой мобилизацию защитных систем психики и организма в целом. Основными признаками наличия стресса выделяют ухудшение памяти, головные боли, боли в желудке и пр. Селье отмечал, что под воздействием любых неблагоприятных сильных воздействий в организме происходит перестройка защитных сил, что влечет за собой увеличение гормонов (выброс адреналина), «замирание» обмена веществ и пр.
При этом организм, несмотря на изменение своего состояния, приобретает способность сохранять относительную стабильность внутренней среды. Эта реакция была им оценена как адаптивная и названа генерализованным адаптационным синдромом.
По Селье кривая ответных реакции. на стрессовое воздействие у животных и человека включает три фазы («триада Селье»): тревоги, адаптации (резистентности) и истощения (рисунок 5):
Фаза 1: реакция тревоги: в этот период активируется эндокринная система, которая «включает» гормональные изменения. Однако, Семье считал, что данные изменения направлены на приспособление организма к стрессовым условиям.
Фаза 2: фаза резистентности (от англ. resistance – сопротивление). Это фаза поддержания определенного гормонального уровня в крови при нахождении субъекта в стрессовой ситуации.
Фаза 3: фаза истощения наступает при условии продолжительного неблагоприятного воздействия. Организм «не замечает» влияние стресса, в силу исчерпания ресурсов и невозможности выделения в кровь определенных гормонов и иных веществ, помогающих справиться со стрессовой ситуацией.
Таким образом, при триаде формируется неспецифическая резистентность, но при увеличении силы эффекта и исчерпании защитных возможностей организма наступает его гибель.
Селье так же рассмотрел, что влияние на организм может быть разными по характеру и по силе. Например: свадьба или длительная болезнь. Поэтому им были введены такие понятия как эустресс (положительный, стимуляционный стресс) и дистресс – патологический.. Он отмечал, что не существует четкой границы между стрессами и, безусловно, есть зависимость от устойчивости организма.


Рисунок 5. «Триада» Селье

Современные исследования о стрессе говорят о наличии «болезней стресса» – инфаркт, инсульт и пр. Тем не менее, необходимо понимание, что стресс Селье, отличается от медицинского определения «стресса». Существует более 20 теорий стресса.
Рассмотрим некоторые современные научные подходы к изучению стресса5.
Первый классический. В нем рассматривается стресс – как ответ на неблагоприятное воздействие. В этом подходе рассматривают конкретные переменные – сила, характер, ответные реакции. Возникновение синдрома ответных реакций является, таким образом, свидетельством одновременного развития стресса. В исследованиях такого рода стресс обычно рассматривается как зависимая переменная, как ответная реакция на раздражающий фактор. Следует учесть, что подобный ответ, в свою очередь, может стать стимулом для появления дальнейших ответных реакций.
Положение Селье о неспецифическом общем адаптационном синдроме господствовало в науке много лет, однако в последние годы имеются данные о том, что его точка зрения преувеличена. Например, американский физиолог Мейсон показал, что некоторые вредные физические условия (физическая нагрузка, голодание, жара) не вызывают общего адаптационного синдрома. Есть также данные, свидетельствующие о том, что если адаптационный синдром и возникает, то необязательно проявляются все характеризующие его симптомы.
Имеются достоверные показатели специфичности, особенно связанные с выделением катехоламинов. Существует гипотеза о том, что ситуация, вызывающая тревогу, связана с выделением адреналина, в то время как реакция агрессивности сопровождается выделением норадреналина. Шведский ученый Эйлер, получивший Нобелевскую премию за выдающиеся исследования роли адреналина и родственных ему гормонов в реакции стресса, попытался на основании данных об изменении содержания катехоламинов в биологических жидкостях человека и животных квалифицировать стресс с точки зрения наблюдающихся сдвигов в симпатико-адреналовой системе. Он предположил, что сдвиги в содержании норадреналина чаще наступают при тех стрессорных воздействиях, при которых для организма наиболее важны гомеостатические, гемодинамические или терморегуляторные изменения (изменение положения тела, мышечная работа, охлаждение).

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70583122?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Психосоматика Елена Скрипачева
Психосоматика

Елена Скрипачева

Тип: электронная книга

Жанр: Учебная литература

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 23.04.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Цель изучения дисциплины заключается в обеспечении студентов системой теоретических знаний в области психосоматики, выступающей как одна из основных социально значимых отраслей современной клинической психологии, для подготовки к профессиональной деятельности в сфере «человек – человек».Рекомендовано для подготовки бакалавров по направлениям: психология, педагогика, социальная работа, социология, менеджмент, экономика, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов в системе дополнительного образования. Пособие будет полезно бакалаврам, магистрам.

  • Добавить отзыв