Человек у горизонта

Человек у горизонта
Рабадан Багдаев
Если бы они знали, какие мысли блуждают в моей голове, они назвали бы меня сумасшедшим или философом. Часто философов называют сумасшедшими. Им невдомёк, что они живут в абсурдном мире. В этом пафосе удовлетворения собственных амбиций. Как и у многих людей, у меня возникало чувство, что я родился не в то время и не в том месте.

Человек у горизонта

Рабадан Багдаев
Однажды я увидел удивительное явление. Раньше этого никогда не замечал. Стоящий под деревом, я заметил, как свет солнца проникал сквозь густую листву. Ветер ласково качал ветви, и свет играл среди зеленых листьев. Блики солнца падали на мои глаза, создавая игривые лучи, которые словно ласкали мою душу. Никогда раньше я не ощущал такую умиротворенность и гармонию с окружающим миром. Вот тогда, я осознал, что я стал частью этого прекрасного мира. Внезапно я почувствовал вкус жизни настолько глубоко, что словами трудно описать. На мгновение, стоя под деревом и наблюдая это прекрасное явление природы, я ощутил себя на вершине горы, чувствуя, что я и есть весь мир. В тот момент, все мои прежние привилегии и суета показались такими ничтожными и незначительными. Я осознал, насколько хрупка и уязвима моя жизнь, которая казалась до сих пор устойчивой и стабильной. Я поймал мгновение и прочувствовал его до самых глубин своей души. Я отказался от прошлых привилегий и начал ценить каждый миг жизни. Это явление изменило меня, оно перекроило мои приоритеты и наполнило мою душу смыслом. Я понял, что прожил эту жизнь не напрасно.
(Моему отцу посвящается)

© Рабадан Багдаев, 2024

ISBN 978-5-0062-6534-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Часть 1:
Полый человек

Глава 1
В небольшом, но красивом городе на берегу моря, который был известен прежде всего своими морскими видами, туристы любили проводить время в летний сезон, посещая многочисленные кафе, рестораны, отели и ночные клубы. Однако теперь, в осенние дни, город казался пустым и заброшенным, а его обитатели, подобно самому городу, были окутаны туманом повседневности. Улицы города словно паутина, схватывающая людей в единый поток забот и проблем. Темные переулки старательно скрываются от глаз туристов, открывая дверь в скрытые аллеи и малозаметные уголки городской жизни. Фасады домов, потрескавшиеся от времени, и наглухо закрытые окна, занавесками прикрывающиеся от любопытных взглядов, выдают подсознательные мотивы города. Высокие каменные здания отдают холодом и отчужденностью, создавая атмосферу гранитной суровости. Однако, в парке всё меняется. Это место, где человек может свободно размышлять, чувствуя себя сопричастным природе и окружающей среде. Родство с природой пробуждает чувство свободы внутри, создавая ощущение гармонии и внутреннего спокойствия. Все города, несмотря на свою индивидуальность, на удивление похожи друг на друга. Здесь самая свободная и творческая мысль теряется, исчезая в потоке бытовых проблем и забот, точно так же, как и в любом другом городе. Люди живут в соответствии с социальными условиями, которые создал город. Город – это множество темпераментов и характеров, каждый из которых придает городу свою неповторимую атмосферу. Звуки города – это сигналы автомобилей, разговоры прохожих, музыка из кафе и радостный смех детей. А вот тишины здесь не найти.
Жизнь в городе может показаться скучной и монотонной. Повторяющиеся действия, привычки и паттерны поведения создают ощущение однообразия. Но каждый город обладает неповторимыми чертами, которые делают его особенным. Как человек, стремящийся к выражению собственной уникальности, я часто ощущаю, как внешние стандарты подавляют мое индивидуальное начало. Внутри города соперничают стандартные здания спальных районов, разнообразные кафе и торговые центры. Но именно в уютных кофейнях я нахожу исключительность, которая оживляет облик города. Захватывающим фактом является то, что ночной город раскрывается в полную меру и распахивает свои двери и все свои прелести. Возможно, днем город спит, но ночью он пробуждается и раскрывает всю свою величественность. Взгляните на меня – как я прекрасен! Аллеи и фонари уличного освещения выделяют всю красоту ночного города. Город предстаёт перед нами как живой организм, который не только меняется постоянно, но и проявляет свою уникальность. Каждое здание имеет собственную неповторимую архитектуру, отображая характер самого города. Все эти изменения происходят от центра к окраине. Через своих жителей город проявляет свои подсознательные мотивы. Эти мотивы проявляются через стереотипное мышление. Но не каждый осознает эту сторону города. Где причина и следствие превращаются в каузальную атрибуцию. Любой город – это стандартная форма существования. В котором формируются одномерные люди.
Солнце закатывалось за горизонт и город который менялся в течении дня, постепенно погружался в темноту. Незнакомец среднего роста нервно продвигался по тротуару, одетый в светло-бежевый плащ и без головного убора. В его руках находился небольшой чемодан, который слегка покачивался с каждым его шагом. Не смотря на сумерки, было ясно, что погода скоро изменится и дождь не за горами. В его походке читалась волнение, наблюдаемое по его широким шагам и размашистым движениям руками. Незнакомец не был жителем этого города и только сегодня прилетел на самолёте. Он спешил к ближайшей гостинице, поскольку у него было важное дело, заставившее его покинуть свой привычный дом и отправиться сюда. Его мысли скитались в прошлом – вскоре он получил письмо от своего давнего друга, и именно оно привело его в этот город. Однако незнакомец не мог предугадать, какие сюрпризы и переменные ждут его впереди. Незнакомца звали Матиас. Он приехал в гости к своему единственному другу Алексу. Они дружат с первого курса университета. Многие боялись Алекса в университете из-за его способности читать мысли, хотя он сам не обладал экстрасенсорными способностями. Его интуиция и острота ума позволяли замечать мельчайшие детали в одежде и жестах. Эта способность давала ему возможность угадывать характер, интересы и род деятельности собеседника. Словно настоящий герой детективных романов. Алекс был студентом психологического факультета и с большим энтузиазмом изучал психоанализ. Однажды, Матиас сидел в уютном кафе, как водится, погруженный в чтение книги «Посторонний» французского писателя Альбера Камю. Внезапно, к нему за столик присел Алекс и загадочно спросил.
– Ну что, дружище? Нравится роман?
– Довольно интересная книга, – ответил Матиас.
– Странный выбор книги. Не каждый будет читать именно такие произведения. Особенно в современном обществе одномерных людей. Ведь никто не хочет признаться, что жизнь абсурдна. – Меня зовут Алекс, – сказал юноша и протянул свою руку в знак приветствия.
– Матиас, – улыбнувшись ответил он и крепко пожал ему руку. Вот так они и познакомились. Прошло уже пять лет с тех пор, но их дружба продолжалась на протяжении всего периода учёбы. Матиасу всегда было интересно проводить время с ним. Но после окончания университета, Алекс решил вернуться в свой родной городок и начал работать психоаналитиком, имея постоянных пациентов. Некоторые из них были весьма известными представителями городской элиты. И вот спустя двадцать лет Матиас получает от него письмо.
В письме было только несколько предложений, но они встревожили его до глубины души. «Дорогой. Матиас, я пишу тебе, потому что у меня ближе тебя никого нет. Я понял всю абсурдность своего существования только тогда, когда услышал диагноз врачей. Начал понимать жизнь только сейчас. Но самое главное, я начал понимать смерть. Мы не можем выбирать, когда умрём. Но можем выбирать, как будем жить. Твой друг Алекс Б». Это письмо заставила Матиаса, бросить все свои дела и приехать в этот город. Подойдя к зданию небольшого отеля. Профессор быстро зарегистрировался и попросил портье отнести его чемодан в номер, а сам направился в центр города, где жил его друг. Как только он вышел из отеля, начал накрапывать дождь. Но Матиас не обратил на это внимание и даже не заметил как промок. Быстрыми шагами он дошёл до дома, где жил его друг.
Дверь была открыта. Несколькими прыжками он одолел лестницу и вбежал в комнату. В кресле, лицом к окну сидел человек лет сорока. Его взгляд был устремлён куда-то вдаль. На виске зияла рана, и капли крови стекались по лицу. Руки свисали вниз. У кресла лежал пистолет. В голове Матиаса звучал один вопрос: Почему? Что могло его сподвигнуть на это? Закрыв дверь, он медленно спустился по лестнице и вышел на улицу. Дождь уже закончился. Из-за туч вышла яркая луна, которая освещала улицу. Как ни в чем небывало прохаживались жители города. Неужели никому нет дела до того, что происходит внутри другого человека. Все погружены в себя, а значит я один. Вокруг меня никого нет. С такими мыслями он извлек свой мобильный телефон и позвонил в полицию. Затем уселся на бордюр и обхватил голову руками.
После прибытия полицейских и скорой помощи, его допросили и, предупредив, чтобы он временно не покидал город, отпустили в отель. Матиас пережил необычный вечер, из-за которого его жизнь перевернулась с ног на голову. Неожиданная смерть друга, привело его в замещательство. Он сел в такси, назвал адрес отеля и погрузился в осмысление происходящего. Матиас смотрел через окно автомобиля и видел только размытые огни города. Он почувствовал себя отрешенным от реальности, словно находился внутри собственного личного кошмара. Пытаясь вернуться к действительности, он сосредоточился на звуках вокруг себя: едва слышные голоса радиостанций, шум проезжающих машин, тихое дыхание водителя. Все это создавало атмосферу, в которой Матиас находился между миром реальности и своего внутреннего мира мыслей и переживаний. Перед Матиасом простирался ночной город, разноцветные огни казались ему незавершенными и неуловимыми искрами жизни. Он смотрел в окно, пытаясь собрать свои размытые мысли о том, с чем ему придётся столкнутся здесь, в этом городе. Когда такси остановилось перед отелем, Матиас медленно вышел и взглянул на здание. Величественное и одновременно мрачное, оно казалось ему островком в океане мрачных искушений. «Это начало новой жизни», – подумал Матиас. В его глазах горело желание найти ответы.
Матиас провел бессонную ночь, ворочаясь в постели. Он никак не мог избавиться от вопросов, мучивших его. Что же заставило его друга покончить с жизнью? Ведь он всегда был полон жизненных планов и энтузиазма. Депрессия и меланхолия ему не были свойственны. И именно это было не понятно. Как такой человек вообще мог написать это письмо и самое главное покончить с собой. На следующее утро он встал с постели. Голова его была ватной. Матиас чувствовал, что с ним что-то происходит. Внутри него сломалась какая-то пружинка, которая заставляла сдерживать мысли. Он посмотрел в окно. Мир раскрывался перед ним в необычных оттенках, вызывая чувство полного преображения. Вероятно, такое чувство непривычности было результатом пережитого им стресса. Вдумываясь в это явление, он осознал, что действительно, если посмотреть рано утром в окно, обычное окружение может показаться совершенно незнакомым и чужим. Это потому, что человек не сразу воспринимает реальность. Матиас смотрел на мир и людей, которые спешили по делам. Ему стало не по себе. Он вдруг осознал, что тоже является частью этого мира. Ему так хотелось вырваться из него. Перестать быть частью и освободиться. Вырваться из поглотившего его «левиафана», превратившего его в часть чего-то. Он так хотел быть кем-то, а не частью. Спустившись вниз, в фойе отеля. Матиас заказал кофе и сел за столик вблизи окна. Люди сновали туда-сюда, они спешили потратить свое время не имевшее отношение к собственной жизни. Размышляя, он на время позабыл о событиях произошедших с ним недавно.
Человек это часть города, он винтик огромного социального механизма. Пока ты нужен, тебя поддержат и помогут. Но как только ты выпал из общего, перестанешь быть частью, тебя просто заменят. Общество приручило нас. Ты не выживешь один и не сможешь сбежать. Мы не видим себя вне структуры, вне системы и формализма. Раньше Матиас никогда об этом не думал. Спокойно жил в этом мире, отчуждаясь в работе. Был частью этого слаженного механизма. И как только эти мысли овладели им, к его горлу подступил ком. В груди все сжалось и начало давить. Это чувство заставило его привстать и подойти к окну. Руками он уперся на подоконник. Что с тобой происходит Матиас? Внезапно зазвонил мобильный телефон. Молодой сотрудник отеля, одетый в элегантную темно-синюю форму, поднял трубку. Сделав какое-то замечание своему собеседнику по другую сторону провода, он вежливо попросил его подождать и подошёл к Матиасу.
– Мистер Матиас вас какая-то женщина просит подойти к телефону, – сказал работник отеля. Матиас подошёл к стойке регистрации отеля и поднял трубку телефона.
– Алло, Это мистер Матиас? -прозвучал женский голос в телефоне.
– Да!
– Я хозяйка дома, ваш друг снимал у меня квартиру. Вы не могли бы подъехать сюда? Это очень важно- голос в трубке был взволнован. И как-то резко связь оборвалась.
Матиас расплатился за кофе и вышел на улицу. На этот раз он двинулся через парк, чтобы сократить время. Неожиданно ему в голову пришла мысль: именно деревья дают городу частичку природы. Здесь мы можем хоть как-то чувствовать себя частью природы. На небе серые облака собирались в тучи. Над городом плотно нависла угрожающая гроза. Мрачные облака тяжело проплывали в небе, вызывая тревогу в сердце каждого, кто оглядывался вверх. Но для Матиаса эти облака оказались необычными. Каждое из них, раздирая тучи, превращалось в удивительный образ или живописный рисунок, который словно магически возникал прямо перед его глазами. Такое странное зрелище вызвало в нем невольный вопрос: откуда берутся эти образы и почему именно он видит их в своей голове? Его сознание как будто бунтовало против обыденности. И вместе с ним бунтовала природа. Серые облака, тусклое небо, всё это предвещало что-то ужасное и в тоже время манящее к себе. Размышляя он подошел к дому, где у порога его встречала домохозяйка лет сорока пяти. Увидев Матиаса она приветливо улыбнулась и сказала.
– Доброе утро мистер Матиас. Извините за беспокойство. Я нашла в комнате вашего друга дневник. На обратной стороне обложки увидела надпись: «Отдать мистеру Матиасу-после моей смерти».
– Откуда вы узнали где я остановился- с удивлением спросил Матиас.
– Понимаете, городок у нас маленький и гостиница одна. Вот я туда и позвонила, так как поняла, что вы приезжий. – Возьмите, – сказала она и протянула ему чёрный блокнот. Матиас поблагодарил хозяйку и взял протянутый ему блокнот. Вернувшись в парк, он сел на скамейку. Хотел открыть дневник. Но что-то в нём сопротивлялось. Вся его сущность говорила: Зачем тебе это нужно. Человека не вернёшь. Выброси этот дневник, вернись в отель, забери свои вещи и поезжай прочь из этого города. Оправляйся домой, – повторял ему внутренний голос. Но с другой стороны, что-то внутри него бунтовало против устоявшейся обыденности. Которое уже давно стало для него привычным и очень тяготила. Ему нужна была встряска, что бы чувствовать себя живым. Он не мог себе позволить остановится и повернуть назад. Взяв себя в руки, Матиас открыл блокнот и начал читать.
Письмо Алекса Б
В этот блокнот я записываю свои мысли, впечатления, воспоминания. В надежде на то, что ты, Матиас, прочитаешь и сохранишь мои записи. И эти мысли успокаивают меня. Как сказал один философ: Человек – существо социальное. И желание власти. Является одной из самых главных мотивов человеческой деятельности. Власть над другими даёт возможность чувствовать свою значимость. Как-то обозначить себя в этом мире. Мы создаем определённый образ. И любыми средствами пытаемся под этот образ подходить. Вместо того, что бы выявить свою самость. Мы впихиваем себя в образ, под который по своей сути не подходим. И ищем в этом удовлетворение. Мы так привыкаем к этому образу, что перестаем понимать саму необходимость жизни. Маска прирастает к нашей сущности. Постепенно перестаёт удовлетворять наш внутренний мир. Власть как и подчинение на самом деле это бегство в конформизм. Вы удивитесь, как многие с удовольствием становятся подчиненными. Не надо брать на себя ответственность. Легко отчуждаемся в любой деятельности. В этом мире на самом деле нет значимых вещей. Мы теряем время на то, что по своей сути не имеет значения.
Весь этот эмоциональный выплеск, вся эта сумбурная жизнь-лишь трата времени. Вот так я и живу в мире мыльных пузырей. В мире иллюзорных образов. Которые на самом деле для моей жизни не имеют важности. Жизнь, как и смерть всегда личностна. Только ты живёшь и никто не сможет прожить жизнь за тебя. Никто не сможет умереть за тебя. И в этом смысле ты одинок. На этом этапе времени ты должен взять ответственность на себя. Понимая, что ты не только обречён жить в этом абсурдном мире, но и то, что ты конечен. Следовательно другого шанса нет. Для того, что бы реализовать себя в этом мире. Люди не видят мир вокруг себя. И той красоты мира, который их окружает. Однажды я сидел на скамье в парке и обнаружил удивительное явление. На самом деле, это не было особенным явлением, но мы зачастую игнорируем подобные природные моменты. Солнечный свет проникал сквозь листву деревьев, ветер колыхал их, а лучи солнца играли среди зеленых листьев. Игра света падала мне на глаза, и от этого я ощущал удовлетворение и покой. Никогда раньше у меня не возникало такого ощущения умиротворения. Во мне что-то изменилось, я чувствовал себя единым с этим миром. Больше мне не нужно было притворяться и носить маску. Я осознал настоящую ценность жизни и понял, кто я на самом деле. Просто сидя на скамейке, я проникся всеми оттенками красок, красотой природы и вселенной. В прошлом я не замечал, насколько прекрасна природа и сколько у нее цветовых оттенков. Свет солнца, проникающий сквозь листву деревьев, приносил мне огромное восхищение и радость. Я просто затерялся в этом потоке эмоций и ощущений, и так продолжал сидеть около двадцати минут, полностью упиваясь моментом. Ничто не мешало мне заняться размышлениями. Я вдыхал воздух, который пропах поздней осенью. Запах влажной листвы, смешанный с ароматом амбры и мускуса, насыщал каждую мою клеточку. Каждый год осень вызывала у меня беспричинную тоску и тревогу, я никогда не мог этого объяснить.
Внезапно я почувствовал вкус жизни настолько глубоко, что словами трудно описать. Я начал заполняться живыми эмоциями и радостью от существования. Если бы кто-то взглянул на меня в данный момент, мог бы подумать, что перед ним стоит искусственный манекен в витрине, такой же неподвижный и незримый. Но только при более пристальном рассмотрении можно заметить, что это настоящий человек. В этот миг все мысли охватили мое существо. Раньше я был лишь пустой оболочкой. Человеком, без ответственности. Я боялся свободы, боялся признать ужасающую правду о бессмысленности мира. Стремился убежать от этой правды, стать рабом конформизма и иллюзий, лишь бы не знать. Именно такие поступки совершают сегодняшние люди. Они не желают прикладывать усилия. Но ведь жизнь это усилие стать человеком. Мы становимся больше продуктом культуры и экономики. Теряя возможность быть самим собой. Я хочу донести проблематику современного человека. Который стал полым, одномерным. Почему люди живут в мире отчужденности и всеобщего конформизма. Не воспринимая себя настоящего. На протяжении всей истории, человечество создавало общество научного и экономического прогресса. И это позволило удовлетворить основные потребности человека. Эта ритуализация простого действия и жестикуляция пафоса. Не имеющая духовности. При этом мы перестали воспринимать мир и себя. Мы живем только рады сиюминутных радостей развлечений. Удовлетворения материальных потребностей. Человек перестал ценить красоту природы и внутреннюю красоту собственного мира. Социальные и экономические блага, заменили нам блага духовные. Это то, что делает из нас человека. Дает нам возможность достичь индивидуализации. Способность быть самим собой, а не стремится угодить другим. Иметь возможность реализовать свои духовные качества. Честно выражать себя. Я очень люблю прогуливаться по парку. Именно в парке проявляется врождённое чувство природы, которое присуще каждому. Но заглушается из-за стремления к материальным ценностям. Я наслаждаюсь тем, что в мне происходит. Вижу мир в его изначальной красоте. В нём нет искусственности, созданное людьми. Мы окружаем себя искусственными объектами. Не хотим больше жить в естественной природе. От этих мыслей я почувствовал какое-то тепло в груди.
Гуляя по улицам и скверам города, я осознал, что город искусственен. И вместе с городом мы сами становимся искусственными, теряем свою естественность. Да, конечно, я понимаю, что человек всегда находится вне природы. Он не определён и всегда обладает возможностью стать кем-то. В природе всё предопределено, кроме человека. Именно человек обладает свободой быть тем, кем захочет. Но как мы распорядились данной возможностью? Мы создаем для себя рамки и загоняем себя в них. Становимся заложниками собственных творений. Вещи, предметы на нас влияют больше, чем мы на них. Таким образом, модус обладания прямо пропорционален модусу подчинения. Выпадая из мира, человек становится собой. Но здесь необходимо заметить, если мы будем рассматривать человека, которое выпадает из мира в масштабах Вселенной. То удивимся тому, что на самом деле мы неделимое целое с миром и выпасть из него, по сути не можем. Мысль не была бы мыслью, не имея возможности сталкиваться с объективной реальностью. Мы можем увидеть красоту рассвета или заката только потому, что этот рассвет есть в действиях природных законов. Планета вращается вокруг солнца, и человек смотрит на рассвет, восхищаясь красотой этого действа. Он чувствует умиротворение и эстетическое наслаждение. Это действие произошло целостно, и в результате возникает творческий акт мышления.
Меня охватило чувство, что я маленькая песчинка на бескрайных просторах вселенной. Что я одинок в этом мире. В груди у меня что-то сжалось и заныло. Неужели это и есть то, что экзистенциалисты называли заброшенностью. Я заброшен в этот мир и мне одиноко. И меня от этих мыслей охватил ужас и страх. Я хочу вернуться обратно в конформизм автомата. Больше не хочу быть кем-то. Верните меня обратно в забвение, в иллюзию. Я снова хочу быть частью чего-то. Мне не нужна свобода здесь я одинок. Но мысль уже прошла и опыт состоялся. Я не могу вернуться обратно. Как же я иногда завидую тем, кто не видит реальности и абсурдности мира. Как же я хотел бы снова быть не знающим. Но, к сожалению, это невозможно. Если уже состоялся опыт понимания, то переиграть невозможно. Проходя через сложные психологические процессы, мы находим самого себя. Без этого невозможно стать человеком. Полый человек – отчуждён и пуст. Так постучишь и услышишь пустоту. В нём отсутствует собственная причина существования. Человек все также зависит от собственных инстинктов. Страхи и тревоги овладевают нами. От экзистенциальных проблем человек так и не смог избавиться, они постоянно его преследуют. И в то же время именно духовность, заложенное в нас, помогает справиться и переосмыслить эти страхи. Вопрос о смысле существования постоянно подводит человека к пониманию абсурдности. Тем самым доводит его до депрессии, неконтролируемых страхов. Самые сильные страхи человечества – страх жизни и смерти. Они постоянно преследуют нас на протяжении всей нашей жизни. Мы задаемся вопросами: Кто Я и Что я здесь делаю. Эти вопросы заставляют нас искать ответы и соответственно искать себя в этих ответах. Поиск смысла неизбежно связан с поиском самого себя.
Полый человек – это человек, который бежит от этих вопросов и ищет спасение от абсурдности существования в стремлении обладать. Такой человек не задает вопросов. Следовательно не живет, а существует. Чем же отличается жизнь от существования. Большинство из нас не берут ответственность на себя, поэтому они не живут. Существование это лишь определение себя в мире. Мы перестали задавать вопросы. Только стремимся удовлетворить сиюминутные потребности. Я тоже на протяжении определенного времени был полым человеком. Но вдруг что-то произошло, и я начал задаваться вопросами. Эти вопросы заставили меня переосмыслить свою жизнь и по-другому взглянуть на мир вокруг себя.
Во мне происходило переосмысление ценностей, понимание многогранности и многоаспектности мира. Но самое главное – понимание своего внутреннего мира. Это самый загадочный и самый таинственный мир явлений, образов, ассоциаций. Я погрузился в этот загадочный мир духовного отчуждения, чтобы попытаться по-другому взглянуть на себя. Важное качество человека это способность рефлексировать, задавать вопросы о себе и пытаться найти ответы на них. Именно этим я и займусь. Именно через осознание себя человек формирует представление о мире. Самосознание – одно из сложных и интересных механизмов внутреннего мира человека. Статус и материальный достаток определили мой выбор в жизни. Этот выбор уже говорит о полом человеке. Так как отсутствует самостоятельный выбор и жизнь мне не принадлежит. Я бегу от ответственности за самого себя. Моя жизнь однообразна. Каждое утро я выполняю одни и те же действия, умываюсь, варю кофе, иду на работу по одной и той же дороге. Даже не задумываюсь о том, что потерял свою жизнь или обменял ее на конформизм, стремление удовлетворить свои инстинкты. Мы проявляем себя только в свободной неопределенности. Когда честно выражаем себя, а не загоняет себя в конформизм автомата. В жизни человека всегда должна проявляться неоднозначность: духовность, творчество и свобода. Человек стремится к переоценке ценностей, когда сталкивается с пограничной ситуацией – пониманием абсурдности и конечности существования. Именно так он становится полноценным человеком. Теряя опору, создает свой собственный фундамент. Этой опорой становится он сам, а не мир. Сегодня я проснулся с мыслями о смерти. Нет, не в том смысле, о чем ты подумал, Матиас. А в смысле философского вопроса о жизни и конечности существования. Жизнь – это бунт против абсурдности. Стремление преодолеть самого себя, свои страхи и тревоги. И через эту борьбу человек узнает что-то о себе, и понимает: вот я стою перед бездной собственной обреченности. И, несмотря на эту обреченность, я ищу себя. Свою потенциальную возможность понять себя и найти смысл. А в чём смысл, если мир абсурден? Смысл жизни всегда в возможности. Пока эта возможность существует, мы можем сказать миру: вот я здесь, и я человек, который является творцом самого себя. Я всегда ощущаю свою уязвимость в присутствии других людей, и это мешает мне быть полностью собой. Мне хотелось бы стать великим для окружающих, чтобы они видели только мои положительные черты, но это невозможно. Однако, я ценю тот факт, что я стремлюсь понять мир вокруг себя. Вопреки любым преградам и абсурдам, я хочу встать на ноги и, взглянув вверх, вскрикнуть миру: «Я – творец, я – воплощение свободы». Истина есть внутри меня, и через собственную ответственность я смогу создать своё существование и стать самим собой. Несмотря ни на какие обстоятельства, я все же способен достичь глубокого осознания своей сущности. Однако, в этом процессе возникают непреодолимые преграды – стены, которые нельзя обойти или перелететь. Эти стены представляют собой не только сознание ограниченности, но и сложности самой жизни, с ее непредсказуемыми обстоятельствами. Ключевой проблемой и непреодолимым препятствием являются другие люди, общество, которое нас окружает. С одной стороны, мы вынуждены приспосабливаться к их образам, надевать маску, чтобы соответствовать социальным ролям.
Мало того, что я нахожусь в определенных рамках, которые сам для себя обозначил, так еще и нахожусь под взглядами других людей. Они судят меня, они смотрят на меня через себя. Другой человек есть всегда скрытая смерть моих возможностей. Я всегда соотношу себя с другими и завишу от другого человека. И я ничего не могу с этим поделать, потому что я живу в обществе. И поэтому я не могу развернуться в полную силу своих возможностей. Я постоянно соотношу свои действия с чужой оценкой, с другим мнением о себе. Люди всегда формируют о нас собственные взгляды, оценки, убеждения, ярлыки. Поэтому я всегда остаюсь один на один с самим собой. Если понять эту истину, мы сможем взять свою жизнь и, опираясь на себя. Взяв на себя ответственность, сделать с самим собой что-либо. Только через усилие, через творчество я смогу себя реализовать. Сегодня я решился пройти обследование, хотя не очень люблю медицинские учреждения. У меня возникает такое чувство, что я себе не принадлежу. В любой момент врачи могут изменить мою жизнь, поставив неутешительный диагноз. И здесь невольно задаёшься вопросом: Что лучше: быть в неведении и умереть неожиданно? или знать о том, что ты вскоре умрешь. Знать или жить в незнании. И это касается не только понимание конечности, но и в понимании жизни. Что лучше: жить рабом обстоятельств и плыть по течению или обрести свободу и самому отвечать за себя. Мои опасения оказались не напрасными. врач констатировал рак головного мозга.
– Сколько мне осталось доктор? спросил я.
– От шести до десяти месяцев. Хотя были случаи жили и дольше – ответил доктор.
Я поблагодарил доктора, и вышел. Вдруг во мне что-то изменилось. Я начал воспринимать себя и мир иначе. Где-то я уже читал об этом состоянии. Ах, да вспомнил! – «пограничная ситуация». Осознавая свою конечность и абсурдность существования, я вдруг почувствовал себя полым человеком. Мне сложно признаться, что у меня проблемы в понимании себя и в отношении к миру. Я судорожно цепляюсь за свои идеи и убеждения, мне сложно расстаться с ними. Я боюсь потерять то, что считаю своим. И вот, осознавая абсурдность и принимая то, что меня ждет впереди, я решил сбежать из этого мира. Я знаю, Матиас, ты меня осудишь за эту трусость и, скорее всего, никогда не примешь мое решение. Но я прошу помнить меня другим, не таким слабым. Моему лучшему другу Матиасу от Алекса Б.

Глава 2
Завершая чтение дневника, Матиас почувствовал себя опустошённым. Он никак не мог вспомнить фамилию своего друга. Помнил лишь имя и начальную букву фамилии. Ну, это не так важно, – подумал Матиас. Важно другое. Мир для него изменился, он перестал его радовать своими красками. Матиас почувствовал, что жизнь перестает иметь смысл. В этом мире он чужой и все, что он может сделать, так это стать частью мира. Стать другим, не собой, стать изнанкой жизни. Перевернуть обзор восприятия и посмотреть на мир внутренним взглядом. Матиасу захотелось выбросить этот блокнот и забыть о нем, но его что-то сдерживало. Размышляя о прочитанном, он никак не мог ухватить одну мысль. Поэтому попытался слепить хоть какой-то смысл из того, что у него было в голове. Мы стали пусты. В нас нет духовности и творчества. Страх который опустошает нас. Мы живем на уже готовых стандартах, концепциях, идеологиях. Перестали размышлять и творить. Главным смыслом существования стало как можно больше потреблять и выполнять определенную функцию. Мы ничего не выбираем. Создавать что-либо для души, стало не модным.
Уже вечерело. Матиас подошёл к зданию. Интересно, как формирует пространство наше сознание. Не пространство формирует вещи, а вещи и предметы формируют пространство через человека. Для человека этот мир не воспринимается как дом. Он постоянно что-то ищет. Мы в постоянном поиске себя и своего места в мире. Мое мировоззрение формирует мое отношение к миру. Если мы будем воспринимать мир таким, каков он есть, не вкладывая в мир собственные формы и образы, то этот мир потеряет эстетичность и красоту. Зайдя в отель, Матиас взял ключи и поднялся в свой номер. Волнения охватили его, и он никак не мог устоять перед искушением снова открыть блокнот и заняться чтением продолжения. В глубине души он еще сохранял надежду найти там желанное объяснение своему главному вопросу: Почему? Матиас вошёл в свой номер, устало опустился в кресло, включил настольную лампу и принялся читать. «Я должен понять», прозвучали слова в его голове. Взгляд Матиаса поднялся и внезапно зацепился за запыленный граммофон. Бережно открыв его, он обнаружил, что в граммофоне уже находится пластинка с записью песни «Can’t Help Falling in Love» в исполнении Криса Айзека. Матиас включил пластинку и тихо уселся в кресло. Слушая музыку, он успокоился. На него хлынули воспоминания. Он думал о девушке, с которой когда-то встречался, будучи студентом. И вот, закрыв глаза, Матиас сразу визуализировал ее образ. Она стояла перед ним, в чёрном платье. На петлице платья красовалась маленькая, блестящая, покрытая золотистой каймой бабочка. Солнечные лучи, отражаясь от бабочки, создавали мерцающие блики, которые пронзали его глаза и создавали ослепительное зрелище. Девушка танцевала как будто под ту музыку, которая играла в граммофоне. Она взмахивала руками, и казалось, будто она хочет взлететь. Но музыка постепенно утихала, и воспоминания покинули Матиаса. И внутри он почувствовал тоску вперемешку со страхом. Осень постепенно вступала в свои права.
Листья на деревьях начинали желтеть. Ранним утром, когда Матиас покинул гостиницу, морской ветерок подул прохладой. Небо было пасмурным, и по нему плыли густые тучи. Все это явственно намекало на скорый дождь. Сегодняшний день был посвящен похоронам его друга, и Матиасу необходимо было присутствовать. Величие обязательства требовало его присутствия на последнем прощании. Несмотря на то, что Матиас не предавался восторгам, связанным с кладбищами, они все же напоминали ему о преходящей сущности всего на свете. Но обязанность побудила его отпустить личные предпочтения в сторону. Матиас остановил такси и, сообщив место назначения, сел в него. Глядя в окно профессор смотрел на перемещающиеся дома и суету улицы. В мифологии Древней Греции олимпийские боги завидовали людям (их смертности). Потому что именно понимание конечности делает жизнь значимой. Жизнь имеет смысл только тогда, когда ты понимаешь, что у тебя она одна и другой не будет. Ты должен прожить эту жизнь целостно. Он держал в руках дневник своего приятеля. Внутри него самого происходила борьба. С одной стороны, он не хотел читать этот дневник. Интуиция ему подсказывала: то, что в нем написано, перевернет всю его жизнь, его убеждения и взгляды. А с другой стороны, внутри него полыхал огонь любопытства и желание понять причину самоубийства его друга. Матиас задумался о религии, несмотря на то, что он сам не был религиозным человеком. Смерть его друга вызвала у него внутреннюю тревогу и заставила проявить интерес к религиозным вопросам. В ходе своих размышлений, Матиас пришел к выводу о главной цели религии – жизни после смерти, как утверждают многие верующие люди. Для религиозного человека, настоящая жизнь на земле представляет собой временное убежище, которому не нужно уделять особого внимания. Хочется подчеркнуть, что я не собираюсь критиковать религиозные убеждения, а лишь отмечаю сознательные мотивы, проявляемые верующими людьми. Для них текущая жизнь – всего лишь период на пути к истине. В результате, Матиас приходит к выводу, что эта почти бесконечная концепция идеала бессмертия умаляет ценность «здесь и сейчас».
Хуже всего обстоят дела с наукой в данном вопросе. Она ничем не объясняет феномен смерти и представляет только убеждения материалистов, погружая человека в безысходность. С научной точки зрения, смерть лишена значения, в фокусе внимания науки лишь сама жизнь. Наука отказывается задумываться над вопросами смерти, по сравнению с человеком, она является всего лишь математической формулой. Человек – психологическое существо, он задает экзистенциальные вопросы, ответы на которые наука не предлагает, поскольку эти вопросы лежат за пределами познания. Для науки существует только мир вокруг и вокруг моего тела, то, что можно ощутить физически. Сам человек безразличен науке; ей интересны только мир, природа, общество, но личность человека не представляет интереса для науки. Она не может ответить на экзистенциальные вопросы. Понимание смерти – возможность отказаться от чувственного и материального и стремиться к более высокому пониманию жизни. А ответ в самом человеке. Необходимо заглянуть в себя. Сама смерть даёт смысл к жизни. Человек начинает жить только после того, как осознаёт конечность. При жизни я не считался с отцом. Я раньше не осознавал, что он так значим для меня. Только после того, как его не стало. Я почувствовал утрату, почувствовал смерть. И понял важную истину: только когда мы теряем своих близких, начинаем ценить их. Как только ты понимаешь, что можем потерять, начинаешь ценить. И ярче чувствуешь свою жизнь. Такси подъехало до кладбища. Профессор расплатился с такси, положил блокнот во внутренний карман пальто и вышел.
Похоронная процессия уже завершила свой путь. Тело друга опустили в землю. Священник начал что-то читать. И вдруг полил дождь. Матиас открыл зонт. Его взгляд упал на лицо молодого человека. Который был среди толпы стоящих у могилы Алекса Б. Этот молодой человек ему показался знакомым, но он никак не мог вспомнить, где он его видел и почему это лицо ему так знакомо. Когда священник остановился, все двинулись в обратный путь. Это все, – с облегчением вздохнул Матиас и механически, неосознанно прикоснулся к блокноту, спрятанному во внутреннем кармане его пальто. Матиасу было совершенно непонятно, почему он это сделал. Но часто наши поступки происходят без всякого осознания.
Вернувшись в город, он медленно и спокойно направился к парку. Он всегда ценил этот парк за его искусственную природу. Сел на скамью, находящуюся посреди парка. Вокруг него стояли хвойные деревья, а также клен и ольха. Он ощутил тревогу, вызванную не только самими записями в дневнике своего друга. В них присутствовало что-то загадочное, пугающее. Но главным образом его встревожило то, что автор этих записей обратился именно к нему. В нескольких предложениях он явно услышал свое имя. И смысл текста заключался в том, что именно понимание конечности собственного существования дает возможность нам осознать целиком и полностью, что такое жизнь. И как нам в полной мере реализовать себя, стать самим собой. Он долго смотрел вдаль, как будто что-то пытался усмотреть там, за горизонтом.
Матиас вдруг почувствовал себя одиноким и заброшенным. И никто не сможет ему помочь избавиться от этих чувств. Надо бороться и бунтовать против этого мира, – подумал Матиас. Взять на себя ответственность, опереться на себя. Искать опору вне себя – бесполезное занятие, потому что мир не дает мне эту возможность. Всё, что есть в мире. Не соотносится со мной. Искать опору в мире – это все равно, что ловить мыльные пузыри. Нет резона искать в мире смысл. Добро или зло это человеческие понятия. Мир таков, каков он есть. Не понимая эту истину. Человеку часто задаёт себе вопрос: Почему со мной, таким хорошим человеком, происходят плохие вещи? А проблема не в мире, а в тебе самом. Когда-то профессор Матиас написал диссертацию на тему философии абсурда, и сейчас он вспомнил несколько строк из этой диссертации. Для того чтобы разобраться в данной проблематике, необходимо глубокое понимание внутреннего мира человека, внутреннего ощущения жизни, в которой человек сталкивается с выбором и отношением к миру. И здесь человек неизбежно сталкивается с вопросом о жизни: Что такое жизнь? И есть ли возможность прожить свою собственную жизнь Если жизнь абсурдна, то стоит ли вообще жить. Он должен найти ответ на этот вопрос, чтобы понять себя. Люди делятся на две категории: Одни бегут от абсурдности существования, стремятся покончить с этой проблемой через собственную смерть. Это люди, которые испугались жизни. У них нет сил сражаться, нет сил бороться с этим миром. И они совершают бегство, чтобы покончить с проблематикой абсурда через смерть. Эта трусость лишает человека важной составляющей стать человеком через бунт, через усилие, несмотря ни на что, стать самим собой.
Прежде чем разобраться в причинах бегства от абсурда, необходимо понять: Что же такое человек? Самый важный вопрос, который волнует человека и может заставить его поступать неадекватно. Это вопрос разлада между моим внутренним ощущением и миром вокруг меня. Когда мы вдруг понимаем, что наши ощущения и наше отношение к миру является иллюзорным, субъективным, не относящимся к реальности. Накладывая на мир собственные чувства. Когда я хочу, чтобы люди считали меня хорошим. А мир и другие люди не отвечают мне взаимностью. И у меня не получается преодолеть эту стену. Потому что мир ко мне безразличен. Возникает такое чувство, как будто мир не соотносится с моими ощущениями? Если попытаемся понять, что такое мир. Мы придём к следующему выводу, смыл этому миру придаёт человек. То есть не надо искать смысла в мире объективном. У нас возникает проблема тогда, когда мы хотим сделать этот мир понятным, то есть соединить мир с самим собой, сделать мир человеческим. Люди пытаются проецировать себя в мир, и у них ничего не выходит. И когда они это поймут, возникнет чувство абсурда. Потому что мир не имеет к нам никакого отношения. Мир антипсихологичен. Когда человек осознает, что все его попытки сделать мир понятным оканчиваются неудачей, у него начинается депрессия, апатия, тревога. И вот здесь возникает мысль о том, что мир по отношению к человеку абсурден. Это понимается в контексте разлада между миром и человеком. Когда мы сталкиваемся с непониманием, с абсурдными ситуациями в мире и в жизни.
Мы привыкли жить будущим и часто откладываем свое настоящее на потом. Говорим себе: Я сделаю это завтра, на следующей недели, через месяц или год. Забываем о том, что жизнь – это здесь и сейчас, в настоящем. Что будущее может и не наступить. Откладывая себя на потом, мы теряем свою возможность. Вот однажды проснемся и поймем. Что завтра уже не будет. Ты прожил свою жизнь и тебе придётся свыкнуться с этой мыслью. Ты уже в конце остановки. И все эти установки о том. Что ты сделаешь это завтра. Завтра будет лучше, чем вчера. Все эти временные откладывания бессмысленны. И причина этому то, что человек конечен и в этой мысли прослеживается смысл нашего существования. Ты можешь реализовать себя только здесь и сейчас. Пока ты жив, у тебя есть возможность. Являясь ребёнком любознательным, Матиас постоянно искал ответы и всё время задавал вопросы. Сначала родителям, которые многих ответов не знали, потому что имели только общее образование. Отец всю жизнь работал в доках грузчиком, а мать была домохозяйкой. И как вы догадались, семья была среднего достатка. Как и все родители, они хотели. Что бы их сын добился того, чего не добились они. Учился Матиас с неохотой, не потому что не имел способности. А потому что ему было не интересно зубрить одно и то же. Ему больше нравилось докапываться до смысла текста. С детства он зачитывался в библиотеке трудами великих философов. Особенно ему нравились тексты Эпикура, Ницше, Сартра и Камю. И впоследствии он напишет диссертацию на тему «Философия Абсурда». Но не все преподаватели могли толком объяснить ему смысл текстов. Поэтому ему самому приходилось искать ответы на вопросы. После окончания школы он поступает в университет, философский факультет. Отец был не доволен выбором сына. Разве философия может прокормить тебя – говорил он часто. Когда Матиасу исполнилось двадцать лет, отец умер от рака лёгких. Он был заядлым курильщиком. А затем и мать заболела, и он был вынужден всё свободное время ухаживать за матерью. И когда вечером он садился читать книгу по философии, мать часто понукала его за это.
– Зачем тебе эта философия Лучше бы пошёл в инженеры или стал врачом. Как-никак больше пользы для других. И тебе заработок, – говорила она.
После смерти отца, мать прожила еще пять лет. Это был тяжелый период для него. Он ощущал глубокую пустоту и одиночество, словно его заброcили в этот мир. В конце концов, Матиас продал родительскую квартиру и переехал в центр города, чтобы быть ближе к университету и библиотеке – его источникам вдохновения и знаний. С новым местом жительства началась размеренная и однообразная жизнь. Однако, после получения диплома, Матиас решил пойти еще дальше и поступил в аспирантуру. Он посвятил себя научным исследованиям и долгим часам работы над диссертацией, чтобы достичь своей цели. Наконец, все усилия были вознаграждены. Матиас успешно защитил свою диссертацию и получил степень доктора философии. Это дало ему возможность преподавать экзистенциальную философию в университете, распространяя знания и вдохновение среди молодого поколения студентов. Для него начался новый этап жизни, открывая множество возможностей для роста и самореализации. Он полностью посвятил себя работе. Семьей он так и не обзавелся.
В студенческое время он встречался с несколькими девушками, но серьёзных отношений не было. Всё его время поглощала философия. В последствии часто сожалел о том, что не завел семью. Особенно когда оставался один в пустой квартире. Все эти мифы о том, что завтра будет лучше, чем вчера, все эти временные откладывания лишены смысла. И причина этому то, что человек конечен. В этой мысли прослеживается смысл нашего существования. Ты можешь реализовать себя только здесь и сейчас. Пока ты жив, у тебя есть возможность и не упусти ее. Понятие конечности существования, с другой стороны, делает мою жизнь абсурдной. И это понимание спускает человека с небес на землю, заставляет его совершить переоценку ценностей. Я могу изучать этот мир, открывать различные законы природы. Мы можем наблюдать красивые явления природы, закат и рассвет. Но никогда не сможем сказать, что этот мир мой. И это заставляет нас чувствовать отчаяние. Сам по себе мир не имеет разумности. Это мы пытаемся вложить в мир разумность. Единственное, что может примирить мир и человека – это понимание себя как часть мира. Наш опыт часто начинается со сравнения себя с другим человеком. В результате мы сталкиваемся с разочарованием, потому что другой человек не подходит под наш образ. Который мы для себя обозначили. И это так же приводит нас к пониманию того, что мир и я находимся в разладе. Я вижу и воспринимаю одно, а реальность это совсем другое. Это не подходящий мне мир в смысле того, что я никак не могу подойти к этому миру. Ни с какой стороны, потому что у мира не сторон. Когда мы сталкиваемся с внутренним миром другого человека. Нам хочется что бы другие принимали нас такими, какие мы есть. Пытаемся проявить себя в мире. Очеловечить природу и мир. Но снова сталкиваемся с проблемой абсурда. Вся фишка в том, чтобы научится жить в состоянии этого постоянного абсурда. Выделять себя из мира. Понимать, что мир таков, какой он есть. Выявляя смысл жизни. Нам надо научится принимать этот мир. Прервав свои воспоминания и мысли, Матиас взглянув в окно. Солнце закатилось за горизонт и город погрузился в ночную жизнь. В этом городе ночная жизнь очень бурная. Многие вышли из дома прогуляться по улицам и переулкам. Семейные пары бродили по парку или побережью моря, а молодые пары сидели в кафе. Люди в этом городе бегут от жизни. Потому что существуют по принципу как можно больше удовлетворять потребности. Матиас встал и пошёл по аллее парка в сторону отеля. Он всегда был не особенно общительным, и единственный его настоящий друг теперь лежит в земле. Матиас выпил кофе перед сном так как хотел почитать. Но его сморило в сон.
На следующее утро он встал с постели. Во рту у него чувствовался горьковатый вкус вчерашнего кофе. Он подошёл к окну и увидел семиэтажное сероватое здание. Которое располагалось напротив его отеля, через дорогу. Потрескавшаяся в некоторых местах стена намекала на то, что здание не новое. Это здание напоминало ему многоаспектность бытия. Где-то там живут люди. У каждого из них своя собственная история жизни. Каждый из них смотрит на мир через свой собственный взгляд. И надеется на то, что другие видят этот мир, так же как и он. Матиас почувствовал такую тоску, что у него заныло в груди. Он хотел бежать от этого чувства в общество. Я не хочу больше сидеть тут один. Срочно бежать к другим, в конформизм автомата, в отчужденность. Этот город что – то делает со мной. Мне срочно надо отсюда уехать, – подумал Матиас. И начал было собираться, как вдруг вспомнил причину своего приезда. Надо сначала разобраться в случившемся! А для этого необходимо остаться, – подумал Матиас.
Он вышел на улицу и направился в кафе, небольшое но уютное, которое располагалась за парком. Матиас вошёл и увидел, что посетителей в кафе было мало. Сев за столик у окна, он заказал кофе и десерт медовик. Он часто заказывал этот десерт в своем любимом кафе недалеко. И вдруг Матиас подумал: Интересно, у них в меню есть медовик. Но к удивлению официант принял заказ. Наверное, во всех кафе одинаковое меню, – подумал он и улыбнулся. Звучала спокойная музыка. Эта музыка напомнила ему о жизни Black Wonderful Life. Слушая музыку Матиас смотрел в окно, его мыслями овладело чувство отрешённости от собственной жизни. Он любил размышлять вспоминая прошлое и мечтая о будущем. Понимая при этом, что это всего лишь интерпретация прошлого в виде надежды. Эти минуты рефлексии особенно ему нравились, так как он понимал и распознавал причину своих мыслей. Именно эти мгновения делали его жизнь цельной и придавали смысл его существованию. Но в данную минуту его мысли остановились на надежде. Ведь мы неправильно формулируем это понятие. Надежда должна быть возможностью и действием, а не просто желанием. Матиас вспомнил отрывок из произведения Ф. Кафки-«процесс» где описывается пассивная надежда. И так мы сидим в надежде, что жизнь даст нам шанс, даст нам разрешение, вместо того, что самим взять в руки собственную судьбу.
Официант принес ему кофе. Профессор положил в кофе две ложки сахара. И продолжал мысленно схватывать свою жизнь, через интроспекцию. Неожиданно для нас происходят события в жизни, которые выбивают нас из его повседневного привычного существования, из привычной нам жизни. Эта ситуации показывают человеку в одну секунду. Все эти ценности, статусы, все твои заслуги, которыми ты так гордился, на самом деле ничего не стоят. Мы можем прожить жизнь, так и не поняв её смысл. Так и не поняв, кто мы такие. И только когда мы переживаем хрупкость своего мира, которое кажется до поры до времени устойчивым и стабильным. Мы начинам приближаться к пониманию себя. К пониманию самой загадочной в мире природы человеческой натуры. Матиас почувствовал, как по его спине пробежали мурашки. Человек только тогда понимает самого себя, когда приходит к осознанию конечности собственного существования. Человек есть всегда вещь в себе. И, несмотря ни на какие основания, он с изумлением обнаруживает противоречивость сущности и существования. Расплатившись за кофе, Матиас вышел на улицу и направился в парк. По алее парка прогуливались молодые пары. Недалеко от парка располагалось море. К морю вела широкая прямая улица, это был проспект. По обеим сторонам проспекта перемещались автомобили. Медленно двигаясь вперед, они сигналили друг другу. Иногда, прерывая сигнал автомобилей, слышался смех прохожих, которые шли по тротуару и спешили по своим делам. Матиас шёл в сторону моря. Его не покидала мысль, что он что-то упустил в своей жизни. Ему казалось, что в записях его друга прослеживается важная мысль, которую он никак не может уловить. Направив свой взгляд к горизонту, он спокойно двинулся по направлению к морю, все еще слыша в своей голове приятную мелодию, предвещающую грядущие перемены. Уже несколько дней Матиас задавал себе вопрос: что именно пытался сказать его друг в своем дневнике? Однако пока что ответ оставался неясным и недоступным. Он осознавал, что своя жизнь ускользает от него, словно облако, которое невозможно удержать в руках. Занимаясь устоявшимися социальными ролями, он ощущал себя отчужденным от самой сущности жизни. Человек представлял лишь крохотную составляющую общей системы ценностей, где нет места индивидуальности. В результате он упускал возможность настоящего существования. Человек создал этот мир для себя, мир второй природы. Он построил дома, фабрики и заводы. Кичится и гордится, считая себя хозяином этого мира. И не замечает того, что этот мир так быстро смог поглотить его самого. Отношения между людьми теряют характер личностного, настоящего, искреннего общения и приобретают характер манипуляции. Когда люди в этом обществе ощущают себя товаром. Отчуждаясь, человек теряет самого себя. Человек теряет свои личностные, уникальные черты и превращается в продукт собственного труда, собственных желаний, становится продуктом идеологий.
Будучи неотъемлемой частью общества, мы не можем проживать в изоляции. Мы стремимся создать условия для сосуществования в обществе. С этими мыслями Матиас вышел на улицу. Его охватило ощущение отсутствие себя в мире. Это не я в мире, а мир во мне. В груди у него заныло и закружилась голова. Не в силах продолжать движение, Матиас присел на скамейку. В это мгновение, мимо проходил молодой человек. Заметив Матиаса, он не смог удержаться и подошел к нему, задав вопрос: «С вами все в порядке?»
– Да, со мной все хорошо, – ответил Матиас и, сделав глубокий вдох, почувствовал себя лучше. Боль в груди отступило. Со мной такое впервые, – подумал он. Матиас поднял голову вверх, как будто искал спасение в небесах. Еще вчера он мог уехать из этого города, но что-то его останавливало. Именно здесь он сможет найти ответы на свои вопросы. Ему начало казаться, что это именно то место, где он сможет найти себя. Человек изначально, с самого своего рождения, пытается понять, как он здесь оказался. А самое главное, что теперь с этим делать.
Все наши рассуждения упираются в две важные мысли. Каждый человек обладает набором ключевых установок благодаря которым они чувствуют свою жизнь. Они существуют, наибольшей степенью очевидной вероятности. И у каждого из нас имеет свой вектор суждения о мире, этот вектор складывается из таких вещей, которые в данный момент кажутся правдивыми. У человека есть возможность исследовать предположения, которые для нас могут носить неочевидный характер. Люди, как правило, задумываются о вещах, которые имеют далеко не определённый и вероятностный характер. Существуют два вида вероятностей: это те события и факты, которые случаются в нашей жизни. И все наши убеждения, которые мы вырабатываем на протяжении нашего личностного опыта. Наше согласие теми вещами, которые нам предлагают в виде информации другие люди. Большинство людей привыкло отстаивать свои убеждения и взгляды порой достаточно слепо и фанатично. Мы очень часто стоим на своём, даже если нам приводят неоспоримые факты и доказательства того, что мы неправы. Мы не можем часто отказаться от своих, пусть даже ошибочных, мнений. Если мы будем сравнивать такие этические феномены: добро и зло. И начнём думать, что они обладают самостоятельной автономной сущностью. То придем следующим выводам. От нас ничего не зависит, а это иллюзия. Категории добра и зла связаны психологическими аффектами, удовольствия и страдания. в результате мы придем к такой абсурдной мысли, что все нравственные ценности и идеалы проявляются в наших чувственных формах восприятия.
Добро – это то, что нам приносит удовольствие, а зло – то, что приносит страдание. На самом деле добро – это этический символ общего понимания взаимопомощи, а не только эгоцентрическая позиция достижения удовольствия. И здесь мы выносим из человека в мир, в некий поступок, а не внутреннее эмоциональное составляющее. Люди – удивительные существа, потому что они всегда предпочитают сиюминутное удовольствие зрелому размышлению о том, что будет с ними в будущем. Это людская неспособность думать о дальнейшем, думать далеко вперёд. Неспособность предвидеть результаты своих поступков. Природа человека – это стремление получить удовольствие здесь и сейчас. Люди пытаются откладывать какие-то неприятные события в силу того, что боятся испытать негативные чувства. Это одна из черт, которая характеризует человека. Но проблема в том, что в мире такого понятия, как добро и зло нет. Мы начинаем разделять жизнь на две категории, удовольствие и страдание. Но на самом деле мир не имеет к нам абсолютно никакого отношения, он абсурден и не соотносится с нашими эмоциональными формами чувственного восприятия. Пот выступил у него на лбу. Он никак не мог подумать, что в своем рассуждении он придёт к осознанию заброшенности. Нет, он не хочет даже в мыслях говорить это слово. Слово, которого он боялся и не мог даже в мыслях принять. И многие другие тоже не смогут принять: Абсурд.
Вот уже несколько недель он в этом городе, который его не отпускал. Глядя в окно и наблюдая огни мчащихся автомобилей, он выпускал струйку сигаретного дыма, пытаясь избавиться от бешеного потока мыслей, пронизывающих его сознание. Нужно бежать из этого урбанистического ада, который схватил его в свои лапы и чудовищным образом перекручивает его судьбу. Матиас потряс головой, прикрывая лицо ладонями, пытаясь смыть тяжесть мыслей, которая изматывала его. Он отгородился от этого города, находясь где-то вне его пространства. Скоро он вновь погрузится в привычную жизнь, проторенной дорогой. Дом, университет, кафе, и снова дом. Единственное, что приносило ему истинное удовлетворение в жизни, это время, проведенное в уютных кафе за чтением книг, а возможно, и медовик, который он так любил. Постепенно все эти привычные черты будут поглощены повседневной рутиной. Именно с такими мыслями Матиас улегся на диване и скользнул в сон.

Глава 3
Рано утром Матиас взглянул в окно. Небо было пасмурным, в воздухе чувствовалось приближение дождя. Взяв зонт, он вышел из отеля на улицу. Подошёл к ларьку, где готовят кофе и столкнулся с интересной личностью. – Уважаемый! -окликнул, он его. Не угостите булочкой и кофе. Перед ним стоял мужчина лет сорока, низкого роста, в рваном пиджаке и джинсах. Густые седые волосы говорили о том, что он давно не посещал парикмахерскую. В руках держал черный пакет со всеми своими пожитками.
– А ну вали отсюда! -крикнул продавец из ларька.
– Ничего страшного, всё нормально. Подойдите, я угощу вас, – сказал Матиас. Вдруг незнакомец начал говорить такое, что у профессора пробежали мурашки по телу.
– А вы знаете, что в современном обществе не нужен человек Нужны только одномерные люди. Мы сами себя не знаем, да и не хотим знать. Являясь самым разумным существом на планете, мы не умеем управлять собой. Мы для самого себя остаемся загадкой. Не смотря на то, что человечество многое узнала об анатомии, генетики, нейрофизиологии. Человеческое сознание остается для нас тайной. Уникальность человека является еще в том, что только он способен понимать и определять себя в мире. Определять сущность через свое существование. У профессора аж челюсть отвисла.
– Извините, а как вас зовут? И откуда такие мысли? -спросил Матиас.
– Как меня зовут? Не важно. Важно то, кем вы являетесь для самого себя, – сказал незнакомец. Профессор расплатился за два кофе и булочки, взял собеседника за руку и предложил сесть на скамейку. Он с удовольствием согласился. Когда еще можно поговорить с умным человеком – подумал он.
– Вы не могли бы еще что ни будь рассказать – спросил Матиас.
– Конечно! -ответил, незнакомец. – Я уже лет десять как бездомный. И в этом, знаете, есть очень важный плюс. Я свободен от обывательских проблем. Поэтому я наблюдаю за людьми и многое чего заприметил. Они все бегут по своим делам, не замечая время и себя во времени.
– Вот вы знаете: Что такое человек – спросил незнакомец. Профессор не успел ничего ответить, как незнакомец продолжил. Боясь его прервать. Профессор внимательно слушал.
– Сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой. Причем не только, чем он фактически является, но и чем он может быть. Может ли он стать господином собственной судьбы. Быть творцом собственной жизни. Это проблема смысла жизни, проблема отчуждения личности. А также свободы и мотивов поведения. Выбора поступков, целей и средств деятельности. Эти вопросы издавна волновали людей. Люди – это существа, которые всегда ищут смысл и стремятся его понять. Смысл жизни – это ключевая человеческая характеристика. Мы обречены его искать и всегда находим сами. Люди всегда будут сталкиваться с этой проблемой, стремлением ответить на вопрос: Что такое смысл жизни? Они перестали стремиться к свободному творчеству. Человек находится между пересечениями двух миров – объективном и субъективном. В этом пересечении проявляются категории человеческого восприятия. Все наши представления о внешнем мире. Человек наблюдает какие-то закономерности. И способен вырабатывать какие-то общие знания об этом мире.
И тут в разговор вступил Матиас. – Это закономерная связь имеет в себе единое основание, которое объединяет собой весь окружающий мир. Мы завязаны в пространственно-временной реальности, и не можем от этого отказаться. Поэтому должен быть единый знаменатель, который сможет собрать всё то многообразие окружающего мира. И этим единым знаменателем является человек. Мы наблюдаем этот мир и вносим символы. Которые выражаем вербально. Это то, что я вижу, слышу, наблюдаю. То, что я могу разложить по основаниям, по законам логики и мышления. Именно человек формирует пересечение между собственным сознанием и реальностью. Для человека объекты, которые его окружают и формируют пространство. Через собственное полотно времени, человек видит определённые процессы и события. Именно они и составляют узоры этого полотна.
– Знаете, я никогда не любил научные формулировки, распределение по категориям, понятиям, – продолжил мой собеседник. Научный метод беседы мне чужд. В них нет духовности, а лишь констатация факта. Ученные философы как будто пытаются на что-то опираться, вместо того, чтобы свободно размышлять. Вот и вы распределяете по категориям, вместо того, чтобы дать своему разуму свободу мышления, и он сам выведет вас на нужные мысли. Продолжая наш диалог, я бы хотел обсудить такое явление как жизнь. Она дана нам или мы брошены в неё. Поэтому жизнь это проблема, которую мы вынуждены решать. Этот внезапный, непредсказуемый характер и составляет сущность жизни. В то же время жизнь, которую я осуществляю – это моё решение. Она не даётся нам в предопределённости, а состоит из наших собственных решений. Моя жизнь состоит из возможности участвовать в осуществлении собственного проекта, а не из необходимости заниматься чем-то одним. Таким образом, жизнь оказывается соединяющим в себе фатальность и свободу. Свобода предлагает нам определенный диапазон возможностей, а фатальность формирует для нас различные варианты судьбы. Мы принимаем фатальность и внутри неё решаемся на судьбу.
– Эта фраза из моей статьи, которую я написал, когда мне было двадцать лет – прервал его профессор. В глазах Матиас читалось грусть. Он вдруг понял, что вся его дальнейшая жизнь была пустой. Вдруг Матиас начал рассказывать историю, которую долго держал в себе.
– По соседству со мной жила старенькая бабушка. Она собрала деньги и купила себе могилу. С плитой и камнем. Написала там своё имя. Каждый день ходила на кладбище и ухаживала за своей могилой. Носила цветы, красила ограду. И вот однажды я не выдержал и спросил её:-Зачем всё это? Ведь могила пустая.
– Знаешь, сынок, а ведь все могилы пустые. Там уже никого нет. Или ты хочешь сказать, что в могилах кто-то есть.
– Да, конечно. Там тела умерших, – ответил я.
– Там нет души, а значит они пустые. А разве тело может осознавать что-либо без души. Ведь душа – это и есть человек, а тело – это лишь вместилище человека.

– Следовательно, там нет человека, а значит, они пустые. Только имена на камнях. Но люди постоянно ухаживают над пустыми могилами.
– Удивительный рассказ. Он заставляет задуматься. Не каждый способен понять или принять эти экзистенциальные вопросы. Которые мы с вами сегодня обсуждали. Сказав эту фразу, собеседник попрощался и ушёл.
Матиас еще долго смотрел ему в след. Только сейчас профессор понял, в чём главное назначение того, чем он занимался вот уже тридцать лет. Он обычный профессор факультета философии в университете города. Вот уже пятьдесят лет был человеком без свободы. Да, конечно! Философия – это особое мировоззрение, позволяющая воспринимать себя и других через глубокие этические, эстетические формы мышления. Он понял, что преподает предмет, который в современном прагматическом обществе не нужен. Студенты не воспринимают его предмет всерьёз или вообще не понимают, что еще хуже. Матиас стал воспринимать свою работу как неизбежный фактор своего существование. Механически готовясь к лекции и собирая материал, к нему приходило осознание, что преподавать философию – это не значить жить по философски. Обыденность убивает во мне человека. Рассуждая о человеке, стремясь понять, что есть такое человек. Мы приходим к выводу, что в подавляющем своём большинстве люди живут в ситуации повседневности. Не осознавая того, что с ними происходит. Не осознавая тех глубинных механизмов, тех скрытых связей, отношений, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Не понимая, что их жизнь есть нечто больше, чем бездумное существование. Жизнь от людей также скрыто, как их собственный внутренний мир. И что бы понять эту проблематику, нам необходимо выявить механизмы, которые определяют нашу способность воспринимать себя. Вопросы, которые мучили Матиаса все эти годы, неожиданно для него стали прояснятся. Он зашёл в свой номер и лег спать.
Утром его разбудил луч солнца, проскользнувший по стене и упавший ему на лицо. Открыв глаза, он понял, что настал полдень. Об этом свидетельствовало яркое освещение комнаты отеля, которую солнце пронзало своими золотистыми лучами. Он уже двадцать дней находился в этом городе, который стал неотъемлемой частью его самого. Каждый уголок этого места запечатлелся в его сердце – узкие улочки, сохранившие дух прошлого, пышные парки, окутанные таинственностью, оживленные площади, где смешиваются голоса истории и современности. Этот город стал его ароматом воздуха, его звуком трафика, его мелодией жизни. Каждое утро, когда солнце освещало его номер в отеле, он просыпался с мыслью о том, что он не только турист, а часть города. Он был свидетелем его течения, потока жизни, пульсирующего ритма, которым этот город дышал. Матиас втягивал эту энергию, наслаждался ею и возвращался к своим делам, жаждущий еще большего погружения в его особое мироздание. И все же, несмотря на это, он порывался уехать, покинуть эти улочки и площади, и перейти на новую главу своей жизни. Однако что-то тянуло его обратно, позволяя этому городу сохранить свою привлекательность и удерживать его здесь. Может быть, это был вызов его судьбы, приключение, которое еще не завершилось до конца. И вот каждое утро, когда он просыпался под лучами солнца, он задавал себе один и тот же вопрос: что же именно удерживает его в этом городе? Может быть, это его загадка, его тайна, которую ему предстоит разгадать. А может быть, это просто любовь – к городу, к его атмосфере, к его людям. Смотря на яркое сияние солнца, переливающееся на его лице, он понимал, что каждый новый день в этом городе – это возможность открыть новую главу в своей истории, остаться на мгновение в этом приятном состоянии и полностью погрузиться в уникальную атмосферу этого места. И кто знает, может быть, сегодня он найдет ответ на свой вопрос и осознает, что именно этот город дарит ему то, чего он так долго искал.
Матиас встал, оделся, выпил кофе, съел сэндвич с курицей и вышел на улицу. Город был оживленным. Парк, который располагался перед отелем, был полон людей. Он с интересом разглядывал их. Его мучил важный вопрос: Что же такое объединяет этих людей? Прогуливаясь по аллее парка, он услышал голос за спиной.
– Извините, я вас ещё вчера заметил, но постеснялся подойти. Матиас обернулся и увидел молодого человека лет двадцати пяти. Высокого роста, худощавого, светлыми короткими волосами, высоким лбом, с небольшой залысиной по бокам, в очках и с портфелем.
Матиас неожиданно вспомнил этот молодой человек был на похоронах его друга Алекса Б. Лицо молодое, почти детское. Голубые глаза часто щурились во время разговора.
– Вы не узнаете меня, профессор? И, не дожидаясь ответа, он продолжил. – Я ваш бывший студент. Меня зовут Артур Барион. Знаете, мне очень нравились ваши лекции, особенно те идеи, которые рассматривали философию сознания.
– Да, я вас узнал. Вы тот любознательный молодой человек, который постоянно задавал вопросы. Остальным было не интересны мои лекции, а вы все время сидели в передних рядах и с увлечением записывали мои лекции.
– Знаете, профессор, я окончил университет и выбрал научную специализацию квантовой физики. Ваши лекции по философии мне на многое открыли глаза.
– Даже сейчас, занимаясь наукой, я перечитываю Ваши лекции, и это мне помогает понять многие аспекты физической науки. Я задался вопросом: а где возникает пересечение сознания и объективного мира. И пришел к интересному выводу. Этот вывод я сделал на основании ваших лекций о феноменологии и экзистенциализме. Такой точкой пересечения мира и сознания является жизнь человека. Как неудивительно это звучит, именно человек и его существование является точкой пересечения сознания и мира. Только человек способен соединить их через такую категорию собственного существования, как жизнь. Почему я выбрал в качестве точки пересечения эту категорию. Жизнь – это слияние сознания и реальности. Человек, созидая и направляя свое сознание, способен ослабить влияние окружающего мира на себя. Таким образом, возникает неотъемлемый процесс осознания мира через призму собственного сознания – измерение. Не вдаваясь в сложные термины, отмечу: культура, мышление и творчество позволяют сознанию формировать окружающую реальность. Именно через жизнь каждого индивидуума сознание и мир взаимодействуют, создавая новые отношения и возможности. Многие не понимают это качество жизни я имею виду как точку отчета. Возьмём такой важный элемент современного общества, как образование. Современное образование – это пустышка. Оно не даёт сегодня человеку ничего из того, что ему действительно нужно. Это пустая университетская деятельность. Анализируя современное общество, мы видим, что проблема с образованием – одна из главных.
Современные люди не стремятся к самосовершенствованию. Самопознание потеряло свою значимость. Что бы развиваться, человек должен искать, задавать вопросы, падать и вставать. А не думать как все, не быть стадным животным. Человек должен грамотно относится к окружающей реальности через работу над собой, над своим разумом и сознанием. Цель жизни – это прогрессировать, развиваться, реализовать свой потенциал. Приобретать знания об окружающем мире и о себе самом. Я часто вспоминаю тезис: «Нужно жить так, чтобы тебе хотелось прожить эту жизнь снова. В точности так, как ты проживал её до этого»[1 - Ф. Ницше]. Молодой человек задержал паузу, а потом произнес.
– Извините! Я не даю вам вставить слово в разговор.
– Ничего страшного, просто я с вами абсолютно согласен, – ответил Матиас.
– Никогда бы не подумал, что мои лекции сумели оказать кому-то реальную пользу. В последнее время я все чаще замечаю, что студенты не проявляют интереса к моему предмету. Эта бесконечная борьба напоминает мне извечное накатывание камня вверх по горе Сизифа – и она начинает меня изматывать. В результате, желание читать лекции было утрачено. Когда-то я уделял много времени и усилий для тщательной подготовки, стремился к глубине и интересности передаваемой информации. Но ваша встреча заставила меня задуматься и посмотреть на это с другой стороны. Я вдруг вспомнил одну мысль. «Человек это множество точек в пространстве, и многие из них не осознаваемо для человека».
– Спасибо вам большое. Жаль, что мне надо идти, но я надеюсь на новую встречу.
– Может быть, – ответил он. Молодой человек пожал Матиасу руку и, попрощавшись, быстрыми шагами отправился на работу. Профессор с интересом наблюдал, как его собеседник удаляется. Внезапно у него возникла мысль: Если бы не это неожиданная встреча, вероятно, он никогда не вспомнил бы о нём. В нужное время они встретились именно тогда, когда это было необходимо.

Глава 4
Формируя те жизненные позиции, в которых мы находим смысл своего существования. Но ведь жизнь состоит не только из событий, позволяющих мне познавать мир вокруг себя. Часто я воспринимаю свое существование через эмоциональные, чувственные аффекты. И в процессе жизни, особенно в определенном возрасте, человек начинает задавать себе экзистенциальные вопросы: о смысле жизни, о себе самом. Именно с этих вопросов и начинается переосмысление ценностей и процесс самопознания. Есть еще очень важная вещь в процессе самопознания – это интеллектуальная свобода. Она свободна от страстей. Это гармоничное соединение наших мыслей и наших эмоций. При этом она не обусловлена постоянным контролем над эмоциями. Это постоянная работа над собой и осмысление того, что есть истина. Одним из важных проблем человека, является привязанность к вещам. Эта дает возможность избавиться от этой привязанности и посвятить себя творческому процессу. Нет ничего важнее и дороже отношений между родными людьми. Жизнь, как личная трагедия всегда состоит из эмоционального долга перед самим собой. Что бы развиваться, человек вынужден искать, задавать вопросы, падать и вставать. Только в процессе цикличности жизненных событий проявляется трагизм, на основе которой формируется качество человечности.
Время всегда заставляет нас преодолевать себя через личную трагедию, подниматься над собой, стремится к чему-то более высокому. И вот через этот трагизм понимания конечности человек вынужден преодолевать это чувство. Когда в одну секунду все те ценности, статусы, все те заслуги, которыми он так гордится, на самом деле ничего не стоят. Жизнь становится для человека более яркой, когда он оказывается частью собственной жизни. А не отказывается от неё. Наверно это имел виду мой друг в своих размышлениях о жизни, – подумал Матиас. Только когда мы осознаем хрупкость своего мира, которое кажется нам до поры до времени устойчивым и стабильным. Начинаем осознавать подлинную свободу и осознаём себя действительно свободным человеком. Когда мы наблюдаем красоту природы в нашей душе. В этот момент зарождается совершенно невероятное чувство. Стоя на вершине горы нам кажется, что мы и есть мир. Мы сами себя принимаем. Это тоже момент раскрытия. Когда я понимаю, что прожил эту частичку своей жизни не напрасно. От этих мыслей Матиас взмок и самое главное, не смог объяснить себе, почему. Прогуливаясь по парку, он и не заметил, как начался дождь. Открыв зонтик Матиас медленно пошёл в сторону кафе.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/rabadan-bagdaev/chelovek-u-gorizonta-70560550/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

notes
Примечания

1
Ф. Ницше
Человек у горизонта Рабадан Багдаев
Человек у горизонта

Рабадан Багдаев

Тип: электронная книга

Жанр: Современная русская литература

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 17.04.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Если бы они знали, какие мысли блуждают в моей голове, они назвали бы меня сумасшедшим или философом. Часто философов называют сумасшедшими. Им невдомёк, что они живут в абсурдном мире. В этом пафосе удовлетворения собственных амбиций. Как и у многих людей, у меня возникало чувство, что я родился не в то время и не в том месте.

  • Добавить отзыв