«Почему Анчаров?» Книга IX
Галина Щекина
М. Анчаров – художник, бард, сценарист, поэт и писатель. Многосторонняя личность, покорившая тысячи читательских сердец. Спустя сто лет актуален. Почему? Об этом размышляет Анчаровский круг. Об и статьи Г. Щекиной.
«Почему Анчаров?» Книга IX
Составитель Галина Щекина
Дизайн облдожки Никита Щекин
Корректор Ольга Воробьева
ISBN 978-5-0062-6150-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Галина Щекина
Анчаров, человек Благуши
Заметки о творчестве Михаила Анчарова
к 100-летию со дня рождения
К читателю
Данный выпуск сборника необычный, в нем собраны все статьи Галины Щекиной об Анчарове, написанные в разные годы для Анчаровских чтений. В чем секрет популярности Михаила Леонидовича, возможно, особенность его прозы, которая больше всего притягивает автора. Но поскольку М. Анчаров еше и сценарист, то некоторые вопросы касаются фильмов, снятых по его сценарию. Анчров вырос на Благуше, есть такой малый район Москвы с особенной, хулиганской песенной атмосферой. Анчаров прославил Благушу, поэтому его иногда называют благушинским философом.
Облик радости бесконечной
Более 20 лет своей жизни я прожила так, будто он рядом. Разговаривала с ним, как с давнишним другом, памятью обращалась к нему и в чёрные минуты, и в светлые, писала ему письма, которых он так и не прочёл. Не успела сказать ему главное – сообщить, что начала писать. Мне чудилось, что мне удастся это сделать в последний момент. Но вот заливает чёрным июль 1990-го: Михаила Леонидовича Анчарова не стало.
Анчаров возник в моей жизни неожиданно, когда мне было шестнадцать. Выйдя по весне из тяжёлой болезни, я оказалась на улице и обнаружила – сладкий тяжёлый воздух, крик грачей. Солнце било совсем по-весеннему, земля исходила паром, динькала капель. В таком мареве предстоящего счастья жизни я впервые взяла в руки его книжку: «Сода-Солнце» она называлась. Новая эра началась с того, что я ничего не поняла! Я схватила рукой голый провод, меня дёрнуло разрядом и не отпустило. Бежали строчки, смысл ускользал. Голова шла кругом, я смеялась и плакала. Целые главы оседали во мне, не растворившись. А я всё глотала и глотала. Но это было для меня спасением. Я была мрачным ребёнком, ершистым в общении, с заклеенными очками. Меня ненавидели за пятёрки и отца-директора. Это была отверженность недетская и глубокая. Жить не хотелось, причин было много, зато в книжке оказалось – всё просто.
* * *
Оказывается, жить можно без кошмаров, ничего не бояться, есть на свете добрые души, умным быть приятно, а смысл жизни в том, чтобы придумывать и бросать идеи пачками, «не заботясь об исполнении». Вот это была жизнь! Меня поманили вовремя, я не успела сдохнуть от тоски, деревенская девчонка, часами стоящая у сломанного проигрывателя, вертя пальцем пластинку. Вот из-за этого первого толчка я стала жадной до книг, до музыки, начала сочинять песни, писать дневники, учиться рисовать…
«Он принёс шесть таблеток творчества, и шестеро отравленных на следующий день решили пять проблем из шести. Не решил только самый результативный. Он таблетку не ел, он всю ночь делал анализы и узнал, что в таблетках нет ничего, кроме муки и сахара. Так в чём же дело? Растормозилось воображение! Так в институте археологии появился… ковёрный клоун».
По отрывку из повести Михаила Анчарова «Сода-Солнце» видно, что главное – это искусство и его роль в жизни человека. Творчество – самое естественное состояние человека. Способ жизни, причём высший её способ.
* * *
Михаил Анчаров – писатель, поэт, философ, художник, сценарист, изобретатель, один из первых в стране бардов, учитель Высоцкого. Родился в 1923 году в семье инженера в Москве. Владимир Высоцкий не раз говорил, что его песни начались с Анчарова. А как раз Анчарова сегодня знают гораздо меньше, чем Высоцкого.
Анчаров создал целый цикл повестей – «Теория невероятности», «Золотой дождь», «Сода-Солнце», «Голубая жилка Афродиты», «Поводырь крокодила». Общее в этих книгах – постоянные герои, озорной десант, заброшенный в наше время из светлого будущего. На ходу врываются они в нашу жизнь. Они баламутят всех, мистифицируют, любят и бьются насмерть…
А язык! Академисты могли ругать его за анекдотизм, за инфантильность и косноязычие, за перескоки из эпохи в эпоху. Но, товарищи, когда начинаешь читать Анчарова, важно не умереть со смеху. Для глубокого читателя найдётся и философия, и подтексты, и ретроспекция. А для зеваки – богатое развлечение. Язык Анчарова – лёгкий, блестящий, он всегда полон доброты и самоиронии. Когда Анчарова спросили, как он работает над словом, он сказал, что не понимает, о чём речь. В смысле – главное должно быть не слово, а впечатление. Читатель может почувствовать то же, что и автор (та самая адекватность текста). И если у читателя возникнут дрожь и слёзы, непонятно от чего – значит, всё удалось. А какие для этого слова потребовались, крепкие или, наоборот, нежные – неважно.
* * *
Когда мне стало по-настоящему худо, я решилась и поехала прямо к Анчарову в Москву. Мне говорили: «Ты сошла с ума, это же крайний случай, не стыдно? Если все начнут ездить?» меня пугали: «Любишь-любишь, а приедешь – там полный угол пустых бутылок и его небритая рожа». Родители говорили: «Нечего ездить и трепать языком. Денег не дадим. Баловство».
Но что деньги! Денег я заняла, и мы с подружкой из заводского общежития узнали в адресном бюро место жительства и пошли его искать по морозной яркой Москве. Это был февраль 1974 года. Три часа мы ходили вокруг его дома, замерзать дальше было некуда, а входа не нашли. Наконец, наблюдательная бабка спросила нас, чего мы, сердешные, ищем? Ответили – мы пришли по адресу, договорились, а войти не смогли. Бабка была доверчивая русская и провела нас через «Союзпечать». Это был дом, где жили артисты. Вот для того и хитрость эта, чтобы покой иметь. Лифт вознёс нас в мир иной на четырнадцатый этаж. Мы позвонили в дверь. От ужаса болел живот, подгибались ноги. После звонка в проёме двери появился большой красивый человек в дублёнке. Это был он, Анчаров. Он спросил нас о чём-то, я не поняла. Через раскрытую дверь увидела висящую на стене картину, на ней – красавица, а рядом с картиной стояла она же, только живая.
Я задумалась, глядя на неё, и перестала бояться. Как со стороны я услышала свой чужой голос: «Приехала из другого города, просить у Вас аудиенции». Анчаров, засмеявшись, уточнил: «А для чего? Показать что? Песни, стихи, сценарии?» – «Ничего нет, я так». – «Ах, за жизнь поговорить?», – рассвирепел вдруг он. – «Да когда же кончится это, когда перестанем болтать и дело делать начнём?» Красавица вмешалась: «Миша, не кричи, дай девочке телефон». И придерживая у горла сползающую кофту, сама протянула бумажку, как лекарство. Он куда-то опаздывал и побежал к лифту, и мы с ним. Мы съехали с небес на землю!
Всё-таки состоялся тот разговор, на следующий день. Не узнать было человека. Поцеловал руку, подвинул тапки. Накричав накануне, он извинился. Оказалось, приходил кто-то расспрашивать про Довженко. «Что теперь скорбеть? Раньше надо было ценить, до смерти. Горько мне стало, вот и завёлся».
У Анчарова то и дело звенел телефон. Это был композитор Катаев, автор музыки к спектаклю «День за днём». Он сказал: «Нет, не сейчас, тут небольшой разговор есть» (и смешливо глянул на меня).
Я разглядывала причудливую комнату писателя, кругом были книги, черепки, картины. На картинах повторялось лицо темноволосой красавицы, а сама она в соседней комнате гладила бельё. Это была актриса Нина Попова.
О чём мы тогда говорили? Я хотела тогда бросать институт, а он мне: «И что делать будешь?» – «Буду бродить по Руси». – «Да брось, ты же сопьёшься, пропадёшь. У нас есть писатель-врач, есть военный, есть граф. А ты, может, экономистом будешь. Занятие не так важно, всё равно опыт; ведь родители, небось, в горе, что ты с занятий сбежала?». – «А откуда знаете, что сбежала?» – «Так у тебя на лбу всё написано». Удивился, что замуж не иду. «Не берут? Что значит, косая? Ведь не из-за этого!»
И быстро доказал мне, что для писательства ни бросать институт, ни увиливать от замужества не надо. «Надо пройти через всё, получить уникальный опыт, и тогда тебе будут доверять люди».
* * *
«Это наступит внезапно, это как роды – не остановить. Ты сама поймёшь, если не растеряешь своё светлое… тебе нужен коммунизм – ну, пусть будет, в рамках отдельно взятой личности. Где ты – там и коммунизм». Говорили мы об инерции голода и испытании сытостью, которая ещё не скоро настанет. А вот когда настанет, тогда волей-неволей придётся искать другие потребности.
«История – вещь небыстрая… Писатель и художник могут приблизить хотя бы косвенно, догадкой… Хочешь помочь человеку – не долби его. Сейчас все умные, все мысли накручивать умеют. Ты попробуй, отогрей лучше, а отогретый человек сам до всего додумается».
Он ничего не наврал, понимаете! Всё оказалось правдой, он жил по тем же законам, которые открыл, и он же их первое подтверждение. И никаких там пустых бутылок в углу.
Много раз я хотела вернуться и сказать, что всё так и случилось, как он сказал. Сбылась семья и работа, сбылся первый рассказ. Нашлись люди, которые любят его так же, как я. Но не сбылась наша вторая встреча. Что толку выть в голос, осознавая потерю? Можно ведь раскрыть любую его книгу и радость обрести бесконечную.
Опубликовано 2 августа 1990 года в газете «Вологодский подшипник». Тираж 1600 экз.
Комментарий Раисы Коротких
«Облик радости бесконечной» – рассказ об очень многом. Радость бесконечная, но такая, что, читая, чувствуешь бесконечно много. Боль, удивление, восхищение поступком девушки, поехавшей к тому, кто был так нужен. «Меня поманили вовремя, я не успела сдохнуть от тоски, деревенская девчонка, часами стоящая у сломанного проигрывателя… Вот из-за этого первого толчка я стала жадной до книг, до музыки, начала сочинять песни, писать дневники, учиться рисовать…».
Читаешь, и вопишь – непонятно от чего. «Было ли это у меня?». Был ли тот, к кому, как ОНА, поехала бы, преодолев все. Наверное, живых не было. Был только Чехов, которого чувствовала сердцем, кажется, знала о нем все, переживала за Лику, ревновала к Лидии, ощущая связь их отношений с сюжетом «Дамы с собачкой». Жила каждым его рассказом. Переживала, когда собрался на Сахалин». Он до сих пор со мной. Но почему не пошла за ним? «Что толку выть в голос, осознавая потерю».
Наверное, не хватило той силы, страстности, чтобы – было бы так, как у НЕЁ.
В науке тоже хватает творчества. «Способ жизни, причём высший её способ».
Но почему же душа скорбит, словно о несбывшейся «радости бесконечной?».
Ах, Галина Александровна, Галина Александровна! Почему мне так радостно и больно от бесед с Вами? Поберегу Ваши глаза. Я ведь все равно прошла мимо Вашего сердца.
А это уже совсем конец разговора с Вами: «А если у читателя возникнут дрожь и слёзы, непонятно от чего – значит, всё удалось». Анчаров порадовался бы за Вас: «Все удалось».
Мой «День за днем» на экране и в жизни
Вместо послесловия к телеспектаклю 1971 года
Строчку в телепрограмме увидела случайно. Я тогда училась на первом курсе экономического факультета, одинокая в городе Воронеже и в университете, куда меня с трудом устроили родители. Я к тому времени вполне себе представляла, кто такой Анчаров, так как шестнадцатилетней школьницей прочитала «Соду-Солнце». Это был шок. Повесть меня совершенно опьянила. Жизнь в глухой провинции (райцентр Эртиль, под Воронежем) казалась мне дико мрачной. Учеба в школе, много нервов, прополка огорода, чтение книг, как правило, втайне, кручение пальцем пластинок на сломанном проигрывателе – вот из чего состоял каждый день. Я сталась крутить ровно, чтоб пластинка не завывала. Нашу семью не любили. Я помню, как из мести отцу-директору наших собак душили или разрывали и вешали на заборе. Отец хотел работать честно, многих увольнял. Эта вражда была не личной, скорее социальной. Точно помню, жить не хотелось, мечтала уйти из жизни без шума. После столкновения с Анчаровым изменилось все: из мрачного ипохондрика превратилась я в настоящего оптимиста. У меня появилась надежда, что жизнь теперь пойдет не напрасно. «День за днем» смотрела в Воронеже, сидя в пустой «телевизионке», как называлась комната в рабочем общежитии завода им. Ленина, куда меня определил папа, когда мне не дали общежитие от университета. Я сначала смотрела одна, а потом стала всем рассказывать, и народ подтягивался. К концу второй части прибегало человек 10—12. Все смотрели на меня странно, потому что во время просмотра я вскакивала, сверкала глазами и восклицала: «Видите?» И в голосе были волнение и гордость, как будто содержание имело ко мне отношение. Конечно, все видели. Моментами у меня закипали слезы и на меня опять смотрели, пожимая плечами, однако понемногу тоже проникались и радостно кивали мне. И я видела – на моих глазах они из чужих становились своими. А ведь это были простые рабочие завода – девушки, матери-одиночки, цеховые работницы, труженицы заводской столовой, пенсионерки. Семейные жили в другой половине. Был человек по кличке «вахтер Иванов», как он сам себя называл. В острые моменты, например, там, где провоцировали медсестру Таню, или где фигурировал бывший муж Лели, он вскакивал, топал ногой и ругался матом. Он не мог нормально сказать, что его волновало, но реагировал сильно. Вахтер Иванов, сядьте, успокойтесь.
Когда я училась в университете, нас часто посылали в колхоз. Днем работа, а вечером, если холодно, либо песни под гитару в круг, либо кто-то что-то рассказывает. Я рассказывала «День за днем». Правда, один сюжет, без философских выкладок. Каждый раз, когда сериал повторяли, я получала все более мощное впечатление, мне постепенно раскрывалась его глубина. Или, может, я умнела с годами. Сама того не замечая, я менялась, подражала героям телефильма.
Когда я, окончив университет, начала работать, у меня поменялось не только настроение, но и поведение, я уже не молчала на собраниях, пыталась высказать какую-нибудь упрямую крамольную мысль. Меня поджигали мои друзья из сериала, я надеялась, что это им бы понравилось. Внутри была сжатая пружина, она при несправедливостях разжималась. «Нормальные же люди не молчат!» – оправдывала сама себя, имея в виду жителей коммунальной квартиры из сериала. Они и стали для меня примером «нормальных» людей. Если попадались на моем пути люди, которые были похожи на героев сериала, я их сразу узнавала, издалека. Если не попадались, начинала очень тосковать.
Из-за Кости Якушева я поступила в Заочный университет искусств в Москве, Армянский переулок, 13. Кажется, на сегодняшний день он не существует, а тогда, в 70-х, был. Говорилось же – надо на всякий случай уметь все. И вот мне так яростно захотелось уметь все. В общем, я училась на отделении станковой живописи и графики всего два года, но моя наставница Наталья Константиновна успела не просто приучить меня, несобранную и порывистую, к систематической работе, но еще дала почувствовать вкус и радость соприкосновения с цветом. И гораздо позже, разглядывая живописные работы Анчарова, я вспоминала сразу, как сладко держать в руке кисть и мелок сухой краски. Помню, когда рисовала глиняный кувшин и глиняный стаканчик, небрежно провела мелом там, где должны быть блики. И вдруг все ожило, засветилось. Такая радость была.
Отдельная история с песнями Анчарова.
Поскольку в сериале все поют, мне тоже петь захотелось. И я на гитаре стала учиться играть. Начала ходить в клуб еще в Ейске, потом был клуб «Откровение» в Вологде. Дети были еще маленькие, ходили за мной хвостиком… И я пыталась не только Анчарова петь, но и вологодских авторов узнала, вместе со всеми подпевала песням Митяева, Визбора, Окуджавы. Да что говорить, Цветаева тоже пришла ко мне вместе с гитарой. Это было освоение большого и близкого заранее мира.
Один раз на вечеринке спела «Мне в бокал подливали вино», на свой собственный мотив и сказала, что слова Анчарова. «Чего? – удивился один из гостей, – это тот, что Грина любит?» Я потеряла дар речи. Грина-то я любила еще до того, как Анчарова узнала. Такие совпадения каждый раз подтверждали, что мне крупно повезло: я наткнулась на что-то настоящее. И я стала другие книги Анчарова искать…
И «Теория невероятности», и «Золотой дождь» понравились мне еще больше, чем сериал. Получилось, что все мои родные люди – в его книгах и в сериале, в одном мире, а я по-прежнему одна, в другом мире. Этот разрыв меня доконал, и в 1974 году я поехала в Москву искать Анчарова. Это история уже описана благодаря писательнице Татьяне Тайгановой, но началось-то все с сериала «День за днем». Естественно, я начала писать автору длинные письма, которые упали в бездну. Письма после сериала приходили Анчарову мешками, он их даже читать не успевал. Когда я оказалась у него дома в 1974 году, я своими глазами видела эти серые мешки из почтовой бумаги. Как бы я сейчас почитала те письма! И свои, которые провалились туда, как в пропасть, и чужие. Ведь это был поворотный момент. Душа, до того блуждавшая в потемках, вылетела куда-то к свету. В 1990 году Анчарова не стало, об этом мне сказали друзья из Литературного института. Умер. И я не успела показать ему свои первые рассказы, как мы договорились при встрече, а они тогда уже были! Горе было неимоверное.
От личного к общему
Прошли годы. Я все жизнь искала тех, кто любит Анчарова. И однажды они пошли на меня настоящим прибоем. Я создала в сети две группы «Анчаровский круг» в интернете, сама стала администратором. Я раздувала пламя памяти, но уже не одна…. Однажды человек Александр Шитик, прислал мне десять тысяч – «я все равно пропью». Так зародился Анчаровский фонд.
Потом начались Анчаровские чтения, где стало возможным обмениваться взглядами на книги, песни, картины Мастера. Как следствие – сборник статей «Почему Анчаров?». Такое делать в одиночку невозможно.
Мне сейчас помогают многие. И мне просто повезло, что я среди «своих», среди единомышленников. Это Анчаров «встретил» нас, сделал друзьями. И Анчаровское движение сейчас есть во многих городах России, и я многих знаю лично.
После просмотра телефильма 2016 года у меня во многом поменялось восприятие первого советского сериала «День за днем». Если раньше я смотрела на каждого героя по отдельности, и он (она) слепили мне глаза, то теперь, с возрастом, важнее стали явления более общего порядка. Закономерности, что ли. Позволю себе эти маленькие открытия здесь привести.
Акценты 1 серии, которые пропущены нечаянно. Общий скандальный перегрев, где все бурлят, ругаются, где все вышли из терпения, все шиворот-навыворот все же не производит на меня мрачного впечатления. Хотя так не должно быть: добряка Большого бранят за разбитую машину, а паршивец Толич уходит как ни в чем ни бывало. Но это же реализация добра: Большой берет на себя чужую вину… Это сильно, нетипично. Прием «хороший человек в трудной ситуации» действует во всем своем размахе. И тетя Паша художника просит – нарисуй на портрет покойного мужа звездочку Героя. Вроде бы нельзя врать, но он рисует. Потому что правда жизни и правда искусства не одно и тоже. Вообще тут сразу чувствуется масштаб замысла: не об одном человеке, а обо всех. Об общности! И каждый дорог.
Акценты 2 серии: первое – всех притягивает центр действия, что случись – все стягиваются в круг… И второе – как умеют разглядеть «хорошего» в «плохом». Спрашивается: зачем им нужны «тупая» Леля и «хулиган» Толич? Нет, дают авансы! А потом «переливают»! Для меня это загадка. Устала я перековывать людей, ухожу от тех, кто предает. Но когда вижу, как это делают жители коммунальной квартиры, просто дух радуется.
Акценты 3 серии. Можно ли устраивать проверки на порядочность? Нет, тот, кто это делает – сам непорядочен. В чем разница между художником Костей и художником Борисом? В том, что Борис хочет казаться, а Костя – хочет быть, но не казаться. Самая сильная картина – та, которой еще нет. Почему это происходит? Потому что работает воображение, а когда уже есть картинка, воображение молчит.
Акценты 4 серии. Большой не хочет уступать Седому свою девушку. Ему кажется, он такой большой, что его не объехать: «Я не могу тебе уступить». А Седой – а я могу тебе уступить, уеду. Тут кто кому подарок делает? Кажется, что Седой Большому. А на самом деле Большой тоже делает подарок, не отдает, чтобы Седой ощущал ценность Тани. Да Большой и завлабу подарок делает, что уговаривает сдать заявку завлаба, которая лучше. Выходит, они все время делают друг другу подарки. Только ждут, чтобы великодушие свое проявить! Что творят! Добро борется с добром в целях еще большего добра. Вот захочешь стать добрее, черта с два. Не сможешь. Но иногда так обидно, что ни при тебе, ни для тебя такого не случалось. Ничего такого! Женя резюмирует – когда один другому подарок делает, это еще неизвестно, кто кому… У обоих душа с крыльями… Настроение серии грустное, но она сама такая гармоничная, мягкая. Потому что люди не бегут никуда, у них есть время выслушать друг друга. Ничего-ничего…
Акценты 5 серии. Здесь все вверх дном – праздник 9 мая и драматизм прошлой любви заставляют Женю корчиться на огне ревности. Ревнует ко всему – к войне, Дзидре, ко всему, что отбирает ее любимого. Такова участь младших жен. Ясно также, что этот праздник раньше был всенародный. А теперь локальный. Но не только для солдат! Сейчас это непонятно. И солдат почти не осталось.
Акценты 6 серии. Леля по умолчанию плохая, хотя она ничего такого не сделала. Как избавиться от установившегося предубеждения? Никак. Но ведь коммуналка принимает Лелю даже такой. Все ненавидят ее мужа, хотя он тоже ничего не сделал. Диплом Большого – стихийное бедствие, все жужжат вокруг, так здорово. А за меня никто так не переживал… Поэтому меня питает чужое сочувствие…
Акценты 7 серии: мужчины без женщин всегда хорохорятся, мотаются на военные сборы, надутые как индюки. Они, как Костя, бьются над картиной, но только не над холстом, а над картиной мира. Они, как Большой, бодрятся, собирая чемоданы, и руки их дрожат, когда они от себя женщину отрывают. Они, как Дядя Юра, орут на всех, достают всех своим пережитым опытом (я не умный, я старый). Они, как Толич, сцепив зубы, уезжают, потому что мама замуж выходит… и стараются перестать быть маленькими. Но душа ноет, и они кричат в трубку – приезжай!
Акценты 8 серии. Когда хорошим людям плохо – Жене, Косте, теть Паше и дядь Юре, то плохим людям особенно хорошо. Чем хуже Дядь Юре – тем лучше его хитрой дочке. Круг коммуналки резко сузился, потому что все уехали. И каждый, как в мощном прожекторе, весь-то виден. Такая нервотрепка, такое напряжение связей. И когда это разрешается счастливо, и ты уже не верил в это – грудь лопается прямо, сердце вот-вот разорвет… Да неужели же будет по-нашему? Наверно, это самое фантастическое место…
Акценты 9 серии. Когда у людей все новое – новый друг, новая квартира, Новый год – они почему-то цепляются за старое. И зачем-то тайком ходят на старую квартиру углы трогать – зачем? Затем, что память о пережитом еще горяча. Именно поэтому Дядь Юра смотрит больными глазами на привычные стены! И именно в этот момент идет главная песня. А когда они сдвигают бокалы, нельзя удержаться от слез, ведь я затылком и спиной вспоминаю минуты, когда я пережила с ними Новый год впервые, это впечаталось в меня на генном уровне. И с тех пор каждый Новый год я радуюсь и тревожусь, дрожу от ужаса и восторга. Именно поэтому. Ведь лучших друзей у меня и не было.
Негеройский герой Анчаров
Повесть «Страстной бульвар» была опубликована в «Студенческом меридиане» в №1 за 1978 год. По ней Анчаров сделал сценарий телефильма «Москва. Чистые пруды», премьера которого состоялась 21 февраля 1979 года на втором канале ЦТ. Это был тогда московский канал (В. Юровский).
Когда мы, друзья Анчаров в Вологде выбирали фильм для встречи «Чистые пруды», член Анчаровского круга Олег Моисеев стал нас критиковать, ибо «Чистые пруды» не самый лучший фильм. Хочу ответить Олегу Моисееву, который критикует нас за выбор фильма. Да, возможно есть другие, более совершенные киноленты, связанные с именем Анчаров. Но «Москва. Чистые пруды» – фильм с хорошим, очень светлым финалом, он проникнут радостным ожиданием, даже тревога – нет от горя, а от приближения счастливой развязки. Это очень рождественский по настроению фильм. И люди там красивые, посмотрите на их наивные советские лица. И опять же это в духе Рождества. А о том, что фильм часто слабее литературной первоосновы – это понятно, вся глубина повести трудно достижима. Хочется доброты, сказки. У Анчарова лирическая тема всегда на первом месте. Социальный фон в конце 17 – начале 18 ужасен, люди ищут опоры и позитива. И в «Чистых прудах» все это есть.
Галина Александровна говорит:
– Юра, скажи что-нибудь?!
Я молча улыбаюсь и отрицательно мотаю головой. Мне пока нечего сказать; пока эмоции не улеглись, пока в голове не выстроилась четкая картинка, пока на поверхности одни пузыри, как в стакане с пивом, проводя аналогию с фамилией главного героя. Пена должна осесть, чтобы можно было насладиться вкусом.
1. Книга лучше?
На следующий день после фильма прочитал книгу. В отличие от фильма, ее название – «Страстной бульвар» подразумевает некую страсть. И в книге она есть, возможно, сокрытая до поры, но есть, чего не скажешь о фильме, возможно, потому название и поменялось.
Если в двух словах – книга понравилась. Текст, как пшенная каша с изюмом, как я люблю: сплошной, сумбурный, с постоянными скачками во времени, с не менее сумбурными, схематичными диалогами, живой текст.
Все персонажи просты и ясны. Про Жигулина все понятно уже в четвертом абзаце: «Всё так складно получалось у Жигулина в воображении». Он там и живет, в своем воображении, как, впрочем, до сих пор делают многие – реальность, она не всегда красива, и жить в ней сложно. И вот он такой, идеалист. Добавляют штрихов к портрету и его размышления о том, что на войне юноши не взрослеют, а сразу становятся старыми, и не представляют, какова она, взрослая мирная жизнь. Он и не представлял – его работа со взрывами, как продолжение войны, а кроме работы ничего нет. Да и просто есть такие люди, энтузиасты, так и написано про него.
Валя не оставила никаких впечатлений, притом что подробно описана в самом начале. Ну да, смелая, бесшабашная девочка, но и время такое было. А как по мне, вот в этой конкретной книге можно было и вообще не описывать никого, за исключением отдельных значащих деталей – лысина, например, или ноги нет. Какую ценность для всей истории представляет то, была ли Валя рослая женщина в очках с высокой грудью, или маленькая худенькая и без очков? По-моему – никакой. Говорят, фильм/книга о том, что мужчины измельчали, и всё взвалилось на ее хрупкие женские плечи. Но ведь так и было, мужчин после войны не хватало в принципе, вот и пришлось.
А вот Мызин – самый сложный и интересный персонаж. Он не главный герой, он уже стар и у него все позади. Но с высоты своего опыта он не старается, как это бывает, научить всех вокруг уму-разуму, а даже напротив – сам может поучиться у молодых. И только надеется на благополучный исход. Молодец же дед!
Говорят, так не бывает. Серьезно, не бывает фильмов/книг с хэппи-эндом? Конечно, это сказка, а сказка – она и должна быть с хорошим финалом.
Единственное, что не понравилось в книге – это заигрывания с читателем. «Вы спросите, почему…», «Вы, конечно, хорошо знаете…», «Помните, как она сидела…» и так далее. Такие вещи всегда портят картинку, разрушают иллюзию погружения».
2. Фильм
Хорошо, что прочитал книгу после фильма, иначе впечатление о нем было бы гораздо хуже, хотя, казалось бы – куда уж. В книге Жигулин, хоть и плешивый, но живой. Тут же все время ходит с одной и той же гримасой на лице, а точнее – с полным их, гримас, отсутствием. Ну да, в молодости он немного поживее, посмеялся несколько раз, но все равно не то. Как и все прочие актеры. Что это – задумка режиссера, неудачный актерский состав, либо же просто за сорок лет настолько поменялись требования публики? Современный фильм – это всегда масса подробностей и натуральных деталей, даже если это битва Оптимуса Прайма с Воландемортом на лазерных костылях. Но нет, в дни январских каникул я успел посмотреть и Иронию судьбы, и Ивана Васильевича, и Бриллиантовую руку, и много чего еще из советского фонда кино. Да, в них есть заметные современному искушенному зрителю шероховатости и недостатки, но они не затеняют сути: это хорошие фильмы. «Москва. Чистые пруды» – фильм неудачный, хотя и у него есть один плюс – талантливый актер Невинный, который единственный смотрится гармонично.
Вообще, сама манера повествования книги, на мой взгляд, совершенно не подходит для экранизации; ладно повествования, но диалоги! В тексте они смотрятся гармонично, там весь текст такой, он сметан белой ниткой, широкими стежками, записан разноцветными ручками на салфетках; он этим живет и дышит, и ничего не надо другого, и все понятно. В кино – не понятно, там нет авторского текста, и те же самые слова повисают в пустоте. Потому что люди так на самом деле не говорят, в книге – говорят, а в жизни и в кино это смотрится фальшиво.
Вот так увидел эту историю зритель Юрий Головченко.
Хочу сказать, что слово главный герой имеет несколько значений. Хочу сказать, что герой как автор подвига – это одно. А герой как персонаж – другое.
И если сначала Человек по фамилии Жигулин предстает как автор подвига – сапер, подрывник, – то потом он просто персонаж. Непонятно, как себя ведет этот лихой вояка забыл жену? В стране было много солдат, но ни один из них не забыл жену. Да еще такую жену как Валю – вообще дико. А это завязка действия…. Забыть он не мог, значит, когда они сталкиваются все у Мызина и накрывают на стол – Жигулин цепляется – а где я вас видел? Да как где? В постели у себя видел. В этой неловкой сцене Валю жалко, равно как и героя – персонажа, который струсил… И тут мне становится ясно, почему в киноварианте реплики Жигулина отданы его дружку Чугунову. И когда именно Чугунов начинает якобы вспоминать, где это он ее видел, то это естественно выглядит – Валя красавица, чувственная женщина и умница, к тому же.
Вот ошиблись два человека и не узнали друг друга. Так уж и ошиблись? Чушь. Они все понимали оба – и тогда, на вокзале, и за эти чаем, который они так и не выпили. Но кто оказался героем? Не Жигулин, а Валентина…. Она.
Женщина, в анчаровских историях всегда мудрее, человечнее, не о себе же думала, а о нем. Куда же он, дурачок, пойдет, если его дом тут? Прямо под носом.
Чем же отличается повесть от фильма? Мне кажется, в повести Жигулин глубже. Он сам волнуется и встречи хочет, а в фильме чурбан чурбаном. В повести его чувства поданы сильнее: «Потом Жигулин услышал музыку из дома напротив и включил приёмник. Ему показалось, что это музыка из её окон. Он поискал волну и нашёл, и два приёмника заиграли в унисон. Потом там переменили волну, и Жигулин понял, что его испытывают. Он нашёл и эту волну. Сердце его бухало, как ему не полагается бухать. Там снова переменили волну, и теперь Утёсов пел старую песню о сердце, которому не хочется покоя. Жигулин заметался по шкале, потом догадался и кинулся из комнаты».
Может, действительно – советский человек обязан работать до полусмерти, но счастье ему не положено? И Саня Жигулин честно воевал и честно работал, и Валя так… Но когда пришло время счастья – они растерялись.
Нет, развязка должна быть счастливой. «За одного битого двух небитых дают… А кому он нужен, человек-отбивная? Пора перестать копить опыт беды. Пора копить опыт радости…» Никак не иначе. Иначе, зачем эта победа, эта работа, зачем тогда все? Я смотрю, в нынешних книгах, все любовные истории идут на разрыв. Неправильно. Анчаров же говорил – хватит уже изучать опыт беды, пора изучать опыт радости. А у нас и до сих пор его нет…
Конечно, Сан Саныч тут уже не герой – автор подвига. Это все осталось за кадром. Он здесь герой персонаж. А Валя, наоборот, герой как автор подвига.
И вот Мызин не герой – автор подвига, он герой-персонаж. Но он их заново свел. Потому что душа у него больше за Сан Саныча, и вообще за других болела душа, не за себя. И он единственный ведет себя естественно, и ему веришь как никому. Да, он повар, он пил и воровал, он просит песню, и он клянется не воровать, потому что к Сан Санычу привязан. И он молодец, конечно…
Страстной бульвар
Книга чудо. Это не просто история про любовь, а про то, что все зависит от человека. И кого схватить за руки на подножке, и кому отдать свою комнату, если уходишь на войну. А кому вообще верить в жизни? Книга короткая, но она про главное. Анчаров – любимый писатель, я это поняла в 16 лет. А потом, когда поехала к нему на разговор, увидела, что в книгах не обманывает.
Вот такое же ощущение от повести «Страстной бульвар», ощущение правды и остроты жизни. Не у всех, правда. Один зритель воскликнул: «Да не любил он ее! За 17 лет, пока он болтался по стране, уж можно было понять». Остальные завозмущались, защищая нашего героя. Человек, показавший себя героем на войне и на взрывной работе, испугался встречи с женщиной, то есть повел себя далеко не как герой. «Где я ее видел? – Да у себя в постели, дорогой товарищ (хочется ему подсказать)». Лукавит Сан Саныч. Много пережили на войне солдаты страны. Но такого еще не бывало, чтоб жену забывали.
Внезапную панику перед любовью объясняют так: «Мальчики на войне не взрослели, я сразу старели (Ю. Головченко). Помните кино «Простая история» (1960), Героиня Саша Потапова с горечью бросает своему несостоявшемуся любимому, секретарю райкома Данилову: «Хороший ты мужик. А не орел». Вот этот не орел в нашем случае Сан Саныч, ведет себя аналогично. Да, не хочет Вале на шею инвалида. Да, пасует перед настоящей красавицей. Но ведь сам пришел…
Направление судьбы, которая ведет куда надо, безошибочно. И сильнее тут оказывается женщина. Валя, Валентина Михайловна. Она, накрывая стол у соседа, может дерзить и егозить, но когда видит, что свидание не получилось, сбивается на шепот и лепет: «Но как же, Санечка?». И переходит к решительным действиям.
Тут надо учитывать – герой как автор подвига и герой как к персонаж. Разные они. Саныч на войне герой как автор подвига, а в мирное время, с людьми – герой как персонаж.
А еще самый тут удивительный герой – Мызин. Он вообще не герой – повар, пьет, ворует. А в итоге видим – теплее его нет никого, и именно он познакомил Сан Саныча заново. Это аспект житейский. А теперь более важный литературный. Негеройский герой – маленький человек важный для Анчарова.
У все на слуху – песня об органисте: Рост у меня не больше валенка. Вот когда этому музыканту суждено взлететь, и стать выше других – мы видим Анчаров покатывает высоту не физическую, а духовную, это убеждает окончательно. Маленький музыкант становится героем автором подвига, возносится надо всему внутренне.
Литературная первооснова может быть истолкована так. Герой Жигулин, появившийся в 1978 году, был странный и обозначал героев более позднего времени. Возможно героев чудиков Шукшина. Герой Жигулин странный, так как отходит от привычного героя соцреализма. Ведь Анчаров любил ломать шаблоны и не стал бы описывать то, что подходит под понятие советского шаблона. На войну уходили или приходили, героя могли убить (Баллада о солдате), а если нет он возвращался. Тут же – не убили, но не вернулся.
После войны утвердился герой как в романе Николаевой «Битва в пути», или, например, «Повесть о директоре МТС и главном агрономе». Социальный фон – преодоление разрухи. Но когда в 70-х годах появился герой Анчарова, соцфон фон изменился и герой и сложнее, он уж сильно отличался от николаевского Бахарева, он стал более сложным и неправильным. Вот это уже ближе к Жигулину. Такое объяснение образа Жигулина можно дать, чтобы объяснить его как не героического, но дорого нам человека.
Ехать к Анчарову
(Анчаровсккие чтения
Хроника 2015—2016 годов)
Ехать к Анчарову – это было обязательно. Раз в год почитатели Анчарова собирали на Анчаровские чтениея Болеешь ты или нет, найдешь ты денег на билет до Москвы ил займешь, но ехать надо. Я всегда готовилась к этому заранее. В программе студии тему Анчарова теперь проходим каждый год, состав меняется. И в 2015 году было большое сопротивление. О, какие мины корчили студийцы, какие шпильки вставляли. Одной не нравится песенное творчество (слов не расслышать через гитарное бряканье), другому спектакль «День за днем» кажется занудным, третьему просто лень читать. Один умник читал Улисса и цитировал, а вот Анчарова даже листать не стал. Ну, что ж, они презрение показывают, но мне это ясно – просто лень вникать, легче эпатировать училку. Не страшно. Когда в библиотеке кривят губы работники – это хуже. В каком-то году библиотека Тендрякова не поддержала мой проект Анчаровского центра. Никого не пригласили, хотя я предлагала свою помощь. Выставку делать не захотели – видите ли, это читальный зал, а книги все в абонементе. Тогда я принесла им все свои личные книги Анчарова и попросила девочку Наташу Комарову из Детской библиотеки принести плакат, и читальный зал поставил выставку, посвященную Дню рождения Анчарова, и я сказала спасибо.
А начиналось все в Бибилиотеке им. Леромонтова на Барболина, 6. Инициативу друзей Анчароваподхаптила Наталья Васильевна Морозова, она раболтала там в доглжности замместителя директора. Достойнешая, оюразованная личносьб, сама горячая поклонника Михатла Анчарова. Первые Анчаровские чтения прошли при еее полной поддержке в 2011году. Организаторы Алексейи Олег Моисеевы.
И вот утро, Ярославский вокзал. Несколько лет я уговаривала приехать Игоря Панасенко, но он не мог и не мог, потому что у него День Рождения и ДР Анчарова совпадает – 28 марта. И конечно, друзья и близкие – ни в какую. А в 2015 году Панасенко проявил дикое упорство и сделал себе подарок, купив билет на Анчаровские чтения. И близкие смирились.
Мы нашлись с ним у входа в метро и побежали искать провожатого: Кирилл Гущинский (админ сообщества «Анчаров» в ЖЖ) обещал сопроводить до могилы Анчарова. Молчаливый человек в черном, спасибо ему, в московской холодрыге повел на Донское кладбище – это вообще подвиг. Почему? Потому что там свой климат, за входными воротами холод даже летом… На наше счастье, в метро столкнулись с Еленой Стаферовой! Причем она сама меня окликнула! Хорошо. На кладбищемы не доюралисьбы без Игоря Кобаидзе.
Раньше я обливалась слезами у знакомого 17 номера, а сейчас это был студеный свет и радость. «Смотри, – дрожащим голом сказала я, – смотри, с какими хорошими людьми ты свел меня. Все они любят тебя, смотри!» И поцеловала холодный камень, и бледные гвоздики положила. А Кирилл всегда ставит такую лампадку, которая не гаснет от ветра. Когда-то мы даже пили коньяк, но сейчас все стало строже… Игорь Крбаидзе и Лена подошли, поклонились. И мы шепотом прочитали несколько его строчек: «Пустыри на рассвете, пустыри, пустыри…»
Время валит набок огромные колумбарии, а сделать с его словами ничего нельзя – «ведь я ж любовь, застывшая на века». Потом зашли в храм поставить по свече у распятия. Прости, Господи, его грешную яркую душу. Далее по программе – Трактир на Пятницкой неподалеку от Центра авторской песни. Поели, отогрелись и вот результат – ноги отстегнулись совсем. Хотелось заснуть на полу.
А в ЦАПЕ еще никого не было, но народ быстро подтягивался. Перед началом уже зал забит. Почему на дверях у них никогда не работает защелка? Потому бедность, все на честном слове.
Но именно эти люди, энтузиасты ЦАПа, подали Юровскому всю билетную выручку. Сбор денег на мемориальную доску писателю Анчарову продолжается!
Виктор Юровский в костюме торжественно познакомил с женой Марией Николаевной. А вон Юра Ревич! «Юра, ты уже начал писать Анчарова для ЖЗЛ?» – «В процессе, в процессе…» Неловкие объятия старых пеньков, как они теплы и трогательны. Есть люди с палочками, они из последних сил, но приходят каждый год, я вижу их знакомые лица. Надо же, даже родственники прибыли – это Ирина Анчарова, жена племянника МЛА, внучка племянницы, и Лариса Кулешова, сестра последней жены его, Ирины Анчаровой, Лариса с сыном. Она помогает сыну Анчарова, Артему. А Юровский помогает по вопросу авторских прав.
Все было необычно в тот раз.
Программу вдруг начал сам Костромин, хотя прежде выходил к концу. Ревич объявил про обновления на сайте Анчарова, про рукописи его песенных стихов, про истории с письмом Нины Грин. Отсюда и первые Анчаровские песни.
Праздником стали речи Татьяны Визбор и Вероники Долиной. И сами они значительные персоны, имена знаковые, и слова теплые. Таня Визбор – дочка знаменитого певца, радиоведущая. Прозвучала история вмешательства Анчарова в судьбу Татьяны: когда она осталась без дома, Анчаров заступился, и это повлияло на всю ее дальнейшую жизнь. Две передачи она сделала, напоминая о нем в российском эфире. Вероника Долина с каким-то белым лицом, видно, от плохого самочувствия, все же прочла знаменитый стих «Есть у меня два имени» и спела две песни. Долина, поэт и бард, жила с Анчаровым в одном дворе. С Анчаровым дружила, его книгам зачитывалась. Непросто ей далось, а пришла. Это было таким же подарком, как появление Александра Мирзаяна на Третьих Анчаровских чтениях. Третьи чтения – они вообще были особенными, как я считаю. Ведь это – празднование 90-летия Анчарова. К чему Лермонтовская библиотека приурочила первую в истории персональную выставку Михаила Леонидовича. Да-да, при жизни Первый бард не выставлялся… Вологодский художник Нико не пожалел времени и денег, чтобы приехать заранее, подготовить работы мастера к экспонированию, одеть в рамы…
На особо возвышенных тонах вступал Игорь Панасенко. В первом Анчаровском сборнике есть его эссе. «Анчаров для меня воздух». Горячи были его песни, и горячи были глаза.
Сообщение Елены Стаферовой по теме Митусы в книгах Анчарова пересказать не могу. Это надо только поражаться внезапной и простой мысли: пресловутый певец Митуса словно красная нить в творчестве Анчарова. Стаферова историк по профессии, у не есть труды например «Головнин и либеральные реформы в просвещении», и то, что, ей оказался близок дерзкий романтизм Анчарова, особенно ценно. Не совру – Стаферова стала открытием Пятых чтений. Но не только доклады. Были еще и песни, много песен Анчарова.
Алексей Марченко – новое лицо Анчаровских чтений, молодой, обаятельный, то ли физик, то ли компьютерщик, он исполнил песни Анчарова не просто хорошо, но бережно, интеллигентно, не педалируя свою самость, но преподнося Анчарова музыкально и нежно. Я ему так благодарна. Галина Крылова – мой любимый исполнитель Анчарова, страстный голос, невероятная мимика. И даже когда она путает слова. ей прощаешь, переживая с нею вместе. Юрий Рыков поразил мягкостью и особым, шепотным лиризмом. Вот это тонкое умение петь вполголоса я редко у кого встречала. Для меня все еще непривычны такие мощные исполнители Анчарова как Анисимова и Гоппен, оглушает их эстрада, шокирует пластика. Но наверно и такой подход может быть, почему нет? На Третьих чтениях удивил своей подачей Анчарова молодой певец Максим Воробей из Перми, его дерзкая экспрессия как нельзя лучше оттенила бархат камерность голоса А. Мирзаяна.
Вот всю эту сложную симфонию стилей, разноголосие смыслов и подходов ведущий и организатор вечера Виктор Юровский умудрился объединить и сплавить в одно целое. Как будто он дирижер оркестра. И сколько это ему стоило нервов, можно только догадываться.
Виктор Шлемович Юровский, биограф и библиограф Анчарова, тянет тяжкую лямку Анчаровских чтений каждый год. Да, у него огромное чувство долга, и не только оно, а еще есть вера в исключительность Анчарова как автора, в необходимость увековечения его имени, установки мемориальной доски. И, конечно, общественной работы. Не раз участвовали в чтениях Елена Сафронова и Олег Моисеев.
Несколько слов о Шестых Анчаровских чтениях. 26 марта 2016 года в Центре авторской песни в Москве прошли 6 Анчаровские чтения. Действо продолжалось три часа, вел их традиционно Виктор Юровский. По словам Юровского, среди гостей были настоящие знатоки бардовской песни, например Игорь Каримов – это главная персона в московском КСП. Он автор книги «История Московского КСП», председатель совета учредителей «Городского центра авторской песни» и член Попечительского совета «Фонда памяти МЛА». Игорь Каримов вручал участникам похвальные грамоты Фонда памяти Анчарова. Среди выступающих было много исследователей творчества Анчарова, личными воспоминаниями делился лишь один – Юрий Ревич, создатель сайта http://ancharov.lib.ru/. А. Моисеев изложил тему «Анчаров и идеология», его сын О. Моисеев комментировал повесть «Золотой дождь», Е. Стаферова связала творчество Анчарова с китайской философией. Мне более близка оказалась тема авторского стиля Анчарова в «Балладе о счастливой любви». В. Макарову повесть «Сода-солнце», и И. Захаров даже описал воображаемый разговор Читателя и Мастера (т. е. Анчарова).
Порадовал богатый состав бардов – Алексей Марченко, Галина Крылова, Алексей Евстигнеев, Максим Кривошеев, Юрий Рыков. Исполнители все москвичи. Невозможно выбрать лучшего. Каждый внес свою ноту любви в исполнение песен Первого барда. Кажется, общее мнение выразила после вечера Е. Стаферова:
«Это была встреча единомышленников, людей, которым не надо объяснять, насколько уникальной была личность Михаила Анчарова и насколько велико его воздействие на отечественную культуру. Потому дух взаимопонимания царил в этот день в зале Центра авторской песни.
О создании Фонда увековечения памяти и сохранения наследия М. Л. Анчарова говорил в своем вступительном слове организатор вечера Виктор Юровский, подвижническую деятельность которого в этой области трудно переоценить. Галина Щекина представила составленные ею два сборника «Почему Анчаров?», благодаря которым материалы Анчаровских чтений стали доступны достаточно широкому кругу читателей.
Песни Анчарова исполняли блестящие мастера, и слова тут бессильны. А вот сообщения, с которыми выступали участники Чтений, отличались широким стилевым многообразием. Василий Макаров предложил аудитории рецензию на повесть «Сода-солнце», подчеркивая таким образом ее неувядающую с годами свежесть и актуальность. Олег Моисеев пригласил слушателей к медленному чтению повести «Золотой дождь», применив при этом методы информационно-целевого анализа. Алексей Моисеев посвятил свое краткое, но ёмкое выступление вопросу о месте творчества Анчарова в российской литературе. Игорь Захаров свои размышления о повести «Поводырь крокодила» облек в форму рассказа о диалоге читателя с Мастером. Галина Щекина проследила, как в раннем сценарии «Баллада о счастливой любви» отразились стилевые особенности анчаровской прозы. Юрий Ревич проводил параллели между анчаровской прозой и историей науки и техники советского периода, прослеживая тип увлеченного и деятельного профессионала, у которого «понедельник начинается в субботу».
Анчаровские чтения 2016 – истинный праздник для тех, кому дороги личность и творчество замечательного поэта, художника, мыслителя».
И теперь, друзья, мне уже совершенно ясно, ничьи усилия не напрасны, и что чтения надо продолжать, и пора собирать следующий сборник. Общими усилиями мы возможно приблизимся к любимому писателю интеллектуально и душевно. И дай нам Бог терпения и оптимизма.
Желающие поглубже понять тему могут присоединиться к Анчаровскому кругу в Вконтакте. Там есть ссылки, цитаты, советы, как купить книги Анчарова.
А самое главное здесь просто: читайте Анчарова. Это довольно веселое занятие.
Сокольники
«Осторожно, двери закрываются, следующая станция Сокольники…» При этих словах сердце моё дёрнулось и заколотилось чаще. Я ехала к друзьям Анчарова. К людям, которые с ним лично общались. А вдруг не примут меня? Мы решили собраться в библиотеке на Барболина. Придут ли туда приглашённые студенты? Свои знания и любовь не терпелось кому-то передать. Уже неважно кому… Важно, что мы потянулись друг к другу. А то интернет, интернет. Вот же человек из глухого села послал мне десять тысяч, «всё равно пропью» сказал. А тут он понял, что может не просто пропить, а дать начало чему-то хорошему. Я попросила поехать со мной Ксюшу. В ранние годы она была лучшей студийкой, писала и стихи, и прозу… А после того, как замуж вышла, всё сильно изменилось. Она стала приходить реже и реже. Работала официанткой в кафе, уставала сильно. У выпускницы музыкального училища нормальной работы не было. Редкие выходные тратила на посещение храма, пела в церковном хоре. Если муж не пускал на студию, где мы тесным кружком сидели вокруг стола, спорили, писали… Так уж глупо было даже надеяться, что он отпустит в Москву. Но я уговорила её поехать. И как же она посмела ему перечить? Муж и я тащили её за руки в разные стороны, это бы всё равно добром не кончилось.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/sbornik/pochemu-ancharov-kniga-ix-70503061/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.