Алмазное сердце. Книга 3. Бытие и смысл жизни
А. Х. Алмаас
Алмазное сердце #3Самадхи (Ганга – Ориенталия)
Третья книга серии «Алмазное сердце», составленной из лекций кувейтско-американского психолога и духовного учителя А. Х. Алмааса, посвящена практике реализации Сущности – подлинного ядра личности, настоящей самости человека. Путь к этой реализации начинается с искреннего поиска и стремления познать себя и ведёт сквозь сложные психологические процессы и события к опыту единства с Бытием. Путь самопознания начинается с вопроса «Кто я?» и открывает человеку новый взгляд на привычные вещи – собственные цели, ценности, знание, действие, желания, идеалы. Вы учитесь отличать фальшивый образ себя (эго-идеал) от настоящего присутствия. Вы учитесь осознавать (а не отталкивать) свои негативные состояния и погружаться во внутреннюю тьму, чтобы обрести свободу.
А. Х. Алмаас
Алмазное сердце. Книга 3. Бытие и смысл жизни
Описать это чувство человеку, который полностью его лишён, очень трудно, в особенности потому, что с ним не соотносится никакая антропоморфная концепция Бога. На этом уровне человек ощущает ничтожность человеческих целей и желаний и чудесный высший порядок вещей, который проявляется и в природе, и в мире. Индивидуальное существование видится ему тогда своего рода темницей, человек стремится воспринять вселенную как единое значимое целое.
Альберт Эйнштейн «Мир, каким я его вижу»[1 - Эйнштейн А. Мир, каким я его вижу / пер. А. Бродоцкой. М.: АСТ, 2016. С. 58. Перевод высказывания незначительно видоизменён. – Здесь и далее прим. редактора.]
By arrangement with Shambhala Publications, Inc Boulder, Colorado, 80301 USA
© A. H. Almaas, 1989
© А. Никулина. Перевод на русский язык, 2023
© ООО ИД «Ганга». Издание на русском языке, оформление, 2023
Предисловие
Мы живём в мире, который полон тайны, чуда и красоты. Но большинство из нас редко ощущают причастность к этому реальному миру, сознавая, скорее, мир, где преобладают борьба, страдания или бессмысленность. Эта ситуация в основном объясняется тем, что мы не осознаём и не воплощаем в полной мере свой человеческий потенциал. Этот потенциал можно раскрыть через реализацию и развитие Сущности[2 - Здесь и далее сохраняется авторское написание важных для алмазного подхода терминов с большой буквы, таких как «Душа», «Сущность», «Бытие» и др.] человека. Человеческая Сущность – это часть нас, врождённая и реальная, которая может участвовать в реальном мире.
Эта серия книг, «Алмазное сердце», представляет собой расшифровку бесед, которые я проводил в группах внутренней работы в Калифорнии и Колорадо в течение нескольких лет, и эти беседы были частью их работы. Их цель состоит в том, чтобы указывать направление и помогать сориентироваться людям, которые глубоко занимаются сложной работой сущностной реализации.
Беседы организованы таким образом, чтобы они показывали различные состояния и стадии реализации в том порядке, в котором они возникают у типичного ученика, – по крайней мере в рамках нашего метода обучения: алмазного подхода. Мы начинаем с состояний, знаний и вопросов, самых важных для начала внутренней работы, затем говорим о всё более глубоких и тонких этапах, и заканчиваем подробным пониманием наиболее зрелых состояний и условий реализации.
В каждой беседе проясняется определённое состояние Сущности или Бытия. Точно и подробно обсуждаются соответствующие психологические проблемы и барьеры, при этом используется современное психологическое понимание как в отношении состояния Бытия, так и в отношении ума человека, его жизни и процесса внутреннего раскрытия.
Следовательно, наша серия бесед – не только подробное и конкретное руководство для ученика, но также выражение и проявление раскрывающейся Сущности человека, которая обнаруживает тайну, чудо, изысканность и богатство реального мира, нашего истинного наследства. Каждая беседа – реальное выражение определённого аспекта или измерения Бытия в том виде, в каком оно нисходит в сознание учителя в ответ на текущие потребности учеников. Учитель выступает одновременно как воплощение этой реальности и как канал живого знания, который является элементом такого воплощения.
Мне хотелось бы, чтобы большее число членов человеческого содружества приобщились к нашему реальному миру и вкусили невероятную красоту и целостность человеческого бытия, полное проявление любви к Истине.
Ричмонд, Калифорния
1986 г.
Введение к III тому серии «Алмазное сердце»
Процесс сущностной самореализации предполагает несколько стадий; каждая из стадий связана с сущностными состояниями, психологическими проблемами и мудростью, которая из них возникает. Концептуальное описание этих стадий отчасти зависит от учения, которому следует человек, отчасти от того, на чём сосредоточено обучение. Учение алмазного подхода ориентировано на естественное и спонтанное откровение истины Души при исследовании собственного опыта, которое движимо чистой любовью к истине и радостью от неё.
На первой естественно возникающей стадии происходит открытие Сущности, то есть истинной природы Души. Сущность открывают в непосредственном опыте как глубинное присутствие, проявляющееся в виде многочисленных качеств, которые мы называем аспектами. Вы узнаёте, что такое Сущность, и понимаете, что в ней состоит истинное избавление от экзистенциальных дефицитов, или нехваток, а также томлений эго и эго-личности. На второй стадии возникает объективное понимание эго и ума, которое человек обретает посредством мудрости, доступной благодаря присутствию Сущности. Сравнение с Сущностью – как бы зеркало, которое позволяет понять эго-личность точно и ясно.
Это делает возможным переход к третьей стадии, где чувство идентичности смещается от эго к Сущности. В первой книге этой серии мы сосредоточивались на первой стадии, в следующей – на второй. В настоящей книге в основном обсуждается третья стадия – стадия собственно самореализации. Проблемы, возникающие здесь, связаны не с различными дефицитами, конфликтами и устремлениями[3 - В оригинале – англ. longings, что обычно означает «томления», «алкания», «страстные устремления».] личности, а с проблемами самости и идентичности. Важно увидеть, что, хотя человек открывает для себя, что такое Сущность, он продолжает отождествляться с эго. На этой стадии человек решает проблему, связанную с тем, что он существо, которое переживает Сущность, а не воспринимающее её в качестве своей самости (своего собственного «я») и идентичности.
При таком смещении идентичности ваш центр сдвигается от эго к Сущности, и тогда присутствие Сущности становится центром переживаемой вами вселенной. Этот процесс вступает в конфронтацию с глубоко укоренёнными структурами эго, которые раньше не подвергались сомнению, и растворяет их. Взгляд на себя и вселенную фундаментально трансформируется. Многие вещи, которые раньше воспринимались как основополагающие факты реальности, теперь считаются лишь убеждениями и наивными предположениями.
Это также даёт объективный взгляд на саму Сущность, коль скоро теперь она переживается не с точки зрения личности, а с точки зрения её собственной перспективы. Сущность распознаю?т как Бытие, вневременность, вечное настоящее. В этой книге обсуждается состояние самореализации как в его индивидуальном, так и в универсальном измерениях. Индивидуальное измерение сосредоточивается вокруг вневременности, и оно служит порталом для входа в измерение универсальное, которое сосредоточивается вокруг развёртывающегося в настоящем переживания единства Бытия.
Подробно рассматриваются реальные переживания, осознания, прозрения и мудрость, которую они приносят, и соответствующие проблемы и структуры эго проясняются настолько, чтобы их можно было распознать в себе. Обсуждаемые состояния и проблемы имеют сложную природу, и читателю нужно соотносить их со своим внутренним переживанием, чтобы не низводить этот материал до сугубо интеллектуального знания. Намерение, стоящее за этими книгами, – принести практическую пользу читателю. Чтобы усвоить истинную пищу, которую можно почерпнуть из изысканий, предложенных в настоящей книге, читателю необходимо всецело и полностью участвовать в процессе – наблюдать за своими переживаниями с той глубиной искренности, которая требуется любому, кто реально участвует в Работе.
Глава 1. Пламя искания
Почему я здесь? Куда я иду? Давайте посмотрим, насколько честны мы можем быть с собой, когда пытаемся ответить на эти вопросы. Эти два вопроса взаимосвязаны, а именно: большинство людей считают, что они живут, поскольку есть некая цель; они хотят куда-то прийти. Куда вы хотите идти? Наверное, вы думаете, что знаете, – не так ли? Возможно, вы думаете, что я знаю, куда вам следует идти? Если вы думаете, что я знаю, значит, я могу сказать? И если я скажу, куда вам идти, разве вы последуете моему совету? Сможете ли вы это сделать?
На эти вопросы невозможно ответить умом. Такие вопросы должны оставаться вопросами. Не пытайтесь дать на них простой интеллектуальный ответ. Они словно пламя. Если вы отвечаете на них умом, вы гасите пламя, потому что ум не знает, не может знать ответов на них. Когда вы отвечаете на них умом и думаете, что знаете ответ, вопроса больше нет. Когда вы считаете, что ответили на такие вопросы, пламя гаснет и больше нет искания.
Если вы довольствуетесь ответами на этом уровне, вы будете жить, как большинство людей, которые полагают, будто знают, почему они здесь и куда идут. Такая жизнь, как правило, кажется поверхностной и незначительной. Жизнь, где нет фундаментального вопрошания, – это жизнь по формулам, в соответствии с чужими словами. Но стоит ли верить тому, что говорят о жизни другие? На самом деле вы ещё не узнали, что истинно, важно, действенно для вас.
Лучше оставаться в неведении, чем делать вид, будто обладаешь знанием. Если вы сознаёте своё неведение и не притворяетесь, будто знаете, остаётся один вопрос, и он продолжает гореть в вас как глубокая жажда истины.
Если вы посмотрите на любой момент своей жизни, например нынешний, вы увидите, что обычно вы считаете, будто знаете, что вам лучше всего делать прямо сейчас. Вы мыслите, чувствуете и поступаете так, будто знаете, чему суждено произойти, будто знаете, чего вы хотите и чего важно хотеть. В каждый миг своей жизни вы не сомневаетесь, что понимаете, каким следует быть. Откуда возникает это знание?
Основной его источник – ваше раннее детство: как те вещи, которым вас специально учили, так и те, которые вы неявным образом впитали из среды. Частично вы черпаете такое знание из того, что слышали или читали. Это обусловленное знание. Каким бы ни был его источник, обусловленное знание не помогает ответить на основополагающие вопросы – например, почему мы здесь. Обусловленное знание говорит, что цель моей жизни – быть счастливым, успешным, хорошо себя чувствовать, получать то, чего я как будто хочу, осуществить свои мечты, получить чужую любовь или много зарабатывать. Такая обусловленность – просто механизм выживания. Вы выжили, вы здесь – значит, это знание выполняло и выполняет свою функцию. Если вы хотите и дальше просто выживать, нет проблем. Но тогда чем вы отличаетесь от любого животного, насекомого, которое рождается, живёт и умирает?
Итак, обусловленное знание гласит, что цель моей жизни – быть счастливым, успешным, хорошо себя чувствовать, получать то, что я, как мне кажется, хочу, осуществить свои мечты, получить чужую любовь или много зарабатывать. Вы впитали в себя такое знание, и оно не помогает найти ответ на основополагающие вопросы.
Откуда вы знаете, что знание, которое вы получаете от других, – истина? Откуда вы знаете, что у ваших учителей или даже великих мыслителей есть ответ, который подходит вам? Христос говорит: возлюби своего ближнего. Правда ли, что именно это вам нужно делать? Будда говорит, что нет ничего лучше просветления. Откуда вы знаете, что это то, что вам нужно?
Иногда говорят, что нужно учиться быть собой. Звучит хорошо. Иногда говорят, что нужно освободиться от личности и развивать свою Сущность. Звучит превосходно. Откуда вам знать, что в вашей ситуации это поможет? Вообще говоря, вы не знаете, какие из этих идей являются верными и подходящими в вашем случае. Вы не сможете точно это узнать, пока не поэкспериментируете и не поучитесь на собственном опыте. До тех пор ваши действия будут опираться на веру или убеждение. Если вы безоговорочно верите, что чужие слова – истина, ваше внутреннее пламя угаснет. Вы будете уверены, будто ответили на вопросы, хотя ответили не вы; ответил кто-то другой. И тот ответил не для вас, а для себя. Мы утешаемся верой в то, что другие будто бы знают и что мы можем обратиться к ним. Это очень утешительная мысль; она соблазняет на лень. Мы утешаем себя словами: «Кто-то знает, и со временем я начну изучать этот вопрос. Всё уже известно и всегда мне доступно».
Но разве вы сами в глубине души знаете, что должно произойти? Вы когда-нибудь давали себе возможность сомневаться, жить с пламенем вопроса – и не гасить его сразу, первым же ответом, который слышите? Пламя гасят, чтобы восстановить чувство комфорта и защищённости.
Вам говорят, что хорошо проявлять внимательность, сознавать происходящее. Когда вы пытаетесь это делать, становится немного лучше – но вы ещё не знаете, в этом ли ответ. Вы не знаете, правда ли это решение в вашей ситуации. И если вы считаете, что знаете, вы обманываете себя. Нужно, чтобы вопрос не угасал, пока вы самостоятельно его исследуете.
Наши вопросы – почему мы здесь и куда мы идём – неудобны, но это настоящие, подлинные вопросы для каждого человека. Если вы не задаёте их, не оставляете их всегда открытыми, вы никогда не поймёте для себя, в чём здесь суть. Вы никогда не узнаете, кто вы, почему вы здесь и куда вы идёте. Ваш ум полон мыслей, грёз и планов о том, что вас удовлетворит, сделает счастливым, освободит. Но эти мысли приглушают сам вопрос, убаюкивают ваш ум и гасят пламя.
Поэтому первым делом сознавайте, что не знаете ответов. И сознавайте, что ваш ум лихорадочно стремится убедить вас, будто бы вы знаете. Вы не только не знаете ответов – вам не известно, существуют ли такие ответы. Позволите ли вы сохраняться этим вопросам, если не знаете, есть ли на них ответы? Сможете ли вы проявить такую искренность по отношению к себе? Вы считаете, что вы здесь, потому что верите, что сможете получить что-то, верите, что получите какой-то опыт, надеетесь, что сможете обрести какую-то свободу. Вы действительно это знаете? Вы уверены, что наша работа вам подходит? Как можно быть в чём-то уверенным, если вы не ответите на эти вопросы сами?
Наверное, вы слышали такую идею: если человек считает, что нуждается в любви, то он должен любить других, быть самоотверженным. Звучит хорошо. Так говорят великие мастера. Однако для вас это басни, слухи, возможность для изучения. Это ещё не знание. Вы сможете отбросить свои идеи, мысли, знания и начать такое исследование? Вы сможете оставить этот вопрос открытым? Вы сможете на время забыть все свои формулы, всё, что слышали и читали, всё, что говорили и не говорили ваши родители, слова великих учителей – и остаться один на один с этим вопросом? Почему вы здесь? Куда вы идёте? В чём смысл всего этого? Можете ли вы по-настоящему задаться этим вопросом – позволить этому пламени интенсивно гореть в вас без того, чтобы гасить его ответом?
Позволим ли мы, чтобы такое искание проросло в нас самих, в нашем сердце, животе, в нашем существе? Позволим ли мы, чтобы наше существо обратилось в знак вопроса, томление? Это искание без мотивации, оно не опирается на какие бы то ни было идеи о цели пути[4 - Для сравнения: в психонетическом подходе О. Г. Бахтиярова иногда утверждается, что «лучшая мотивация – это отсутствие мотивации», в том смысле, что любая мотивация – предзаданность, ограничивающая свободную волю исходя из каких-то узких представлений, что парадоксальным образом мешает поиску этой свободы практикующим.]. На горизонте нет цели, и потому вопрошание обращается в пламя, которое продолжает гореть и разгораться всё сильнее. Не укрывайте, не гасите и не отпускайте его; просто позвольте ему быть. Пусть оно поглотит вас. Пусть оно сожжёт все ваши идеи и убеждения о том, как всё «должно» быть. Пусть оно сожжёт все ваши представления о хорошем и дурном. Пусть это исследующее вопрошание[5 - Здесь автор вводит важнейший для алмазного подхода термин inquiry, который можно перевести как «вопрошание», «исследующее вопрошание», «вопрошание-исследование», «вопрошающее исследование». По сути, это основополагающий метод алмазного подхода.] станет настолько глубоким и обширным, чтобы вы смогли забыть. Отпустить всё, что знаете… хотя бы на какое-то время.
Можете ли вы существовать как вопрошание, вопрошание-исследование истины? Или вы здесь только для того, чтобы жить, работать, есть, любить, ненавидеть, родить детей и умереть? Сможете ли вы отпустить всё то, что, как вам кажется, у вас есть? Сможет ли ваш ум отпустить все ваши накопления, убеждения, теории, знания, понимание и просто быть исканием, чистым вопрошающим исследованием, на которое не влияет никто и ничто, даже ваше прошлое? Даже если раньше вы испытывали любовь, свободу, расслабление и так далее, отчего вы считаете, что именно это нужно вам в данный момент? Возможно, ваши прошлые прозрения истинны, но откуда вам знать, что именно они нужны вам сейчас и в будущем? Единственное, что вы можете сделать, чтобы понять это, – отпустить их. Можете ли вы сохранять полное неведение, незнание; можете ли вы отпустить свой ум, не навязывать ему ничего и в то же время не отключаться, не уходить в бессознательность?
Можно ли избавиться от всех влияний, влияний чужих идей и собственного прошлого, и пребывать в настоящем – в качестве вопрошания? Вы можете заметить, что всегда, когда люди говорят нечто правдоподобное и когда у вас возникает какое-то озарение, вы говорите: «Вот здорово! Так вот оно что!». Вы хотите погасить пламя. Вы хотите, чтобы первый же найденный ответ снял вопрос.
Почему мы ищем ответы в такой спешке? Мы хватаемся за первое попавшееся обещание, что нас спасут. Почему бы не остаться с вопросом? Что заставляет вас считать, будто ответ – это спасение или свобода? Что заставляет вас думать, что ответ – в просветлении? Что ответ – в любви? Возможно, вам кажется, что вы нуждаетесь в этих вещах, но откуда вам знать, что, если сейчас вы их получите, это будет лучшее, что может произойти? Откуда вы знаете, какими вы должны быть – мёртвыми или живыми, богатыми или бедными, на свободе или в рабстве? Возможно ли позволить своему уму быть свободным?
Я не пытаюсь дать вам ответ; я лишь ставлю перед вами вопрос. Позвольте своему существу сгорать в пламени – ненасытном пламени, где нет предубеждений о том, к чему пламя стремится. Нужно ярко гореть, глубоко стремиться к познанию, хотеть увидеть истину, оставив все предубеждения, полностью пребывать наедине с самим вопросом, и пусть он сожжёт все идеи, убеждения, концепции, даже те, которые вы почерпнули из великих учений. Если вы войдёте в пламя не до конца, разве вы когда-нибудь успокоитесь? Разве вы сможете обрести покой в жизни, пока обходите молчанием свой вопрос, отвечаете на него прежде, чем придёт настоящий ответ? Разве вы сможете когда-либо довольствоваться чужим ответом?
Теперь ясно, что это сугубо личное начинание. Речь идёт о вашей ситуации, вашей жизни, вашем уме; никто не может за вас ответить на эти вопросы. Какой бы ответ ни пришёл из внешнего мира, он имеет внешнюю природу; вы можете примерить его к своей ситуации, но нужно провести собственное вопрошающее исследование. Можно изучать любые советы, любые наставления, но нельзя прекращать поиск. Не прекращайте поиск лишь потому, что услышали нечто, показавшееся вам верным. Без этого искреннего вопрошания, лишённого мотивов искания, – без этого пламени – невозможно осуществлять Работу. Когда огня нет, любая внутренняя работа опирается просто на идеи и убеждения.
Собственную Работу нужно выполнять, опираясь на ваше собственное вопрошающее исследование; внутренняя работа, которой мы занимаемся здесь, – лишь руководство, дающее направление. Ваша мотивация должна быть чистой, подлинной, истинной; ваше пламя должно гореть. В противном случае вы будете применять Работу не по назначению. Вы придёте в определённую точку, которая отвечает некой предвзятой идее, но совершенно не обязательно, что вас свободно привело бы туда ваше собственное Бытие. Вы можете развивать те или иные качества, освобождаться от тех или иных вещей, но откуда вы знаете, что тем самым вы воплощаете свою судьбу? Вы можете думать, что вам нужно проявлять больше любви, меньше страха, быть более спокойным, расслабленным или более богатым и красивым. Может быть, это нужно, а может – нет. Это всего лишь идеи. Однако истинное и искреннее вопрошание не имеет конкретной цели. Если вы думаете, что у вас есть цель, задача, и думаете, что достигнете её, тем самым вы гасите пламя. Если вы сказали себе, что вы здесь, поскольку хотите достичь просветления, хотите быть свободным, хотите быть любящим, хотите быть таким или иным, – это значит, что у вас уже есть знание.
Но в реальности вы не знаете. Это ложь – считать, будто вы знаете. Да, есть вопрос, и вы не знаете ответа на него – вот это правда. Самый честный ответ, который вы можете дать на вопрос: «Почему я здесь?» – звучит так: я здесь, потому что не знаю. Самая подлинная цель вашего пребывания здесь – раздувать это пламя вопрошания.
Эти вопросы – не теоретические или философские. Они составляют корень и сердцевину вашей жизни, они актуальны в каждый её момент, независимо от того, что вы делаете. Если вы не обладаете знанием, но притворяетесь, будто знаете, вы тратите время попусту. Вы впустую тратите время, неважно, что именно вы делаете. Дело не только в том, что идея в вашем уме может быть неверной для вас: сам факт, что это идея, а не непосредственное восприятие, гасит пламя искания, и ваше раскрытие становится невозможным. Всякий раз, когда ответ – не непосредственное восприятие, он блокирует или искажает ваш опыт.
Я говорю это не для того, чтобы вы обвиняли себя в том, что верите в обладание знанием. Суть не в том, чтобы пытаться сделать себя «хорошим». Нет, мы пытаемся увидеть истину. Вам нужно отчётливо увидеть, каким образом вы гасите пламя и как вы постоянно избегаете этого вопроса.
Можно заняться работой над собой и пережить чудесный опыт, прекрасное прозрение или состояние. Но откуда вам знать, что этот чудесный опыт – то, что вам нужно сейчас? Откуда вы знаете, что знание, которое, как вам кажется, вы получаете, решит вашу ситуацию? Пламя должно гореть. Костёр вопрошания нужно поддерживать, он должен расти, разгораться, усиливаться. Цель нашего вопрошания – не в том, чтобы ослабить вопрошание, а в том, чтобы позволить ему вырасти. Пламя должно сжечь всё вокруг и расти до тех пор, пока не даст ответ самому себе, само став реализацией. Огонь такого вопрошания может сжечь любой шлак, любое сопротивление, любые идеи, любой накопленный опыт прошлого, и тогда вы действительно сможете увидеть реальность, целостную картину настоящего, и вам не придётся опираться на опыт прошлого или чужой опыт. Когда вы обладаете знанием прямо сейчас и ничто не влияет на вас, то вы можете полноценно уединиться со своей истиной. Без этого, очевидно, вы не можете ничего знать наверняка. Только при наличии такой уверенности жизнь может обрести значимость. Если вы сами знаете, кто вы, вы будете знать, куда идёте, и будете удовлетворены.
Да, здесь даются руководство и помощь, но не для того, чтобы представить ответы, а только чтобы помочь вашему вопрошанию-исследованию. Цель этой Работы – вдохновить вас на собственное внутреннее развитие, каким бы оно ни было, помочь вам остаться наедине со своим исканием. Может быть нелегко оставаться наедине с собой. Обычно нас не поддерживают и не поощряют, чтобы мы просто проявляли своё существо, были аутентичными, а не имитировали или реагировали. Вы можете быть открытыми, выслушивать чужие предложения, но всё это всего лишь открывает варианты возможного; всё-таки нужно задавать вопросы самостоятельно, в сокровенности своего сердца. Является ли тот или иной ответ вашим собственным переживанием, вашим ответом? Нужно проявлять полную открытость и не использовать то, что вы слышите, дабы утешать себя. Нужно использовать эти слова, чтобы разжечь пламя своего исследования-вопрошания.
Можете ли вы позволить себе быть совершенно откровенными с собой, всецело свободными от влияний и предубеждений? Можете ли вы позволять этому исследующему вопрошанию, этому пламени гореть в такой сокровенной интимности, в глубоком внутреннем уединении?
Глава 2. Здесь ли вы?
Несколько недель назад мы задались вопросом: «Почему вы здесь?». Теперь мы зададим ещё более глубокий вопрос: «Здесь ли вы?». Действительно ли вы здесь, в этом помещении? Я не спрашиваю, здесь ли ваше тело, поскольку это очевидно. Но вы сами – здесь ли? Чувствуете ли вы, что присутствуете здесь, в этом помещении? Сознаёте ли вы своё присутствие здесь, свой текущий опыт в данный момент? Или же теряете себя в мыслях, фантазиях, планах, эмоциональных реакциях? Вы здесь – или вас занимают симпатии и антипатии? Вы здесь – или только и делаете, что оцениваете себя и всё прочее?
Вы сейчас здесь – или же вы стараетесь быть здесь, прилагаете символические усилия, потому что мы обсуждаем это? Сознаёте ли вы, какие вещи и люди вас окружают? Сознаёте ли вы своё окружение или потерялись в вихре мыслей? Когда вы слышите вопрос «Вы здесь?», при ответе на него не стоит стремиться к «хорошести» или правильности. Важно лишь искренне и самостоятельно исследовать, здесь вы или нет? Вы – в своём теле, не помните о нём или сознаёте его только частично? Когда я говорю: «Вы в своём теле?» – я имею в виду: «Вы целиком присутствуете в нём?». Мне хочется знать, присутствуете ли вы в своих ногах или просто обладаете ногами. Живёте ли вы в них или они – просто предмет, которым вы пользуетесь при ходьбе? Присутствуете вы в животе или лишь смутно понимаете, что у вас он есть? Или его назначение – только принятие пищи?
Вы реально присутствуете в своих руках или двигаете ими с некоторой отстранённостью? Присутствуете ли вы в своих клетках, обитаете ли вы в своём теле, наполняете ли его? Если вы – не в своём теле, каким смыслом обладает ваш настоящий опыт? Вы готовитесь к тому, что будете здесь в будущем? Может, вы обозначаете условия, говоря себе: «Когда случится то-то и то-то, у меня появится время, я буду здесь»? Если вы не присутствуете сейчас, для чего вы себя бережёте?
Что бы вы ни рассказывали себе сейчас, в этот миг, есть только этот момент, здесь и сейчас. Больше не существует ничего. В вашем непосредственном опыте только здесь и сейчас имеет значение. Только сейчас реально. И так всегда. В каждый миг существует только настоящее. Значит, нужно спросить, почему мы откладываем, ожидаем подходящего времени, ждём, что в будущем возникнут правильные обстоятельства. Может быть, правильное время никогда не наступит. Может быть, условия, о которых вы думаете, никогда не сойдутся. Когда же вы начнёте существовать? Когда вы начнёте присутствовать здесь, жить? Неважно, какие представления о прошлом и будущем преобладают в вашем опыте, – сейчас существует только этот миг, и только он обладает для вас каким-то значением. Самый непосредственный и очевидный факт опыта состоит в том, что существует только настоящее мгновение. Сейчас больше ничего нет. Что бы ни происходило в настоящем – это и есть ваша жизнь. Будущее – не ваша жизнь; оно никогда не приходит. В реальности всегда есть только настоящее мгновение.
Возможно, стоит позволить себе быть? Я не предлагаю вам разрешить себе получить или сделать что-то, или даже что-то понять. Я говорю просто о бытии. Позволяете ли вы себе простую привилегию бытия, существования? Почему вы думаете, что вещи, которые вы делаете, имеете, получаете или не получаете, важнее, чем просто бытие здесь? Почему вы постоянно хотите что-то получить или куда-то прийти? Почему бы просто не расслабиться и не пребывать здесь, существуя во всех своих клетках, образующих ваше тело? Когда вы позволите себе спуститься от своих возвышенных забот до почвы, на которой стоите?
Перестаньте гоняться за различными вещами; перестаньте мечтать, создавать схемы, планировать, работать, достигать, стараться, двигаться, манипулировать, пытаться кем-то быть, пытаться куда-то добраться. Вы забываете о самой простой, самой очевидной вещи, а именно – о том, чтобы быть здесь. Если вы отсутствуете в своём теле, вы не замечаете источника всякой значимости, смысла и удовлетворения. Как можно испытывать удовлетворение, если вы здесь отсутствуете? Мы не замечаем свою суть, которая в основе своей – бытийность, существование. Если мы отсутствуем здесь, мы существуем лишь на периферии реальности. Мы недостаточно ценим просто бытие. Вместо этого мы ценим то, чего хотим достичь или чем хотим обладать. В этом состоит наша величайшая ошибка. Её называют «великим предательством».
Мы постоянно и разными способами ищем удовольствия, счастья и совершенно игнорируем самое простое, изначальное удовольствие, которое, вообще говоря, также и самое большое наслаждение: просто бытие здесь. Когда мы реально присутствуем, само присутствие проявляется как полнота, удовлетворённость и блаженная нега.
Из-за своих привычек и обусловленности мы забываем о величайшем сокровище, которое у нас есть, о своём изначальном достоянии – удовольствии и лёгкости существования. Мы думаем, что испытаем удовольствие или восторг, если осуществим некий план, если исполнится мечта, если человек, который нам дорог, полюбит нас, если мы отправимся в восхитительную поездку. Такая установка принижает нашу суть. Мы сами — удовольствие, мы сами – радость, мы сами – глубочайший смысл и высшая ценность. Когда мы понимаем это, мы видим, что абсурдно считать, будто мы получим удовольствие и радость посредством этих внешних вещей – посредством тех или иных действий, одобрения или любви какого-то человека. Мы понимаем, что были сбиты с толку; мы шли по ложному следу.
Счастье, ценность и удовольствие – не результат чего-либо. Эти качества – часть нашей фундаментальной природы. Если мы просто позволяем себе быть, мы приобщаемся к своему естественному опыту. Вы – самое ценное, что есть во вселенной, но ведёте себя так, будто вы беднейшее и зауряднейшее существо. На самом деле увидеть это не так сложно. Просто остановите этот бесконечный вихрь. Позвольте себе расслабиться и присутствовать. Вы можете позволить себе это в любой ситуации. Необязательно находиться на Канарских островах, чтобы испытывать счастье. Необязательно быть с человеком, который любит вас, чтобы испытывать счастье. Ставить себе условия для счастья – значит принижать себя. Конечно, вы можете быть счастливым на Канарских островах или с любимым человеком, но что делать в оставшееся время?
Вы отрекаетесь от себя, а затем начинаете искать удовлетворения. Вы чувствуете, что чего-то не хватает, поэтому постоянно ищете, всё более и более лихорадочно, ведь ничто из того, что вы приобретаете или делаете, не даёт вам ощущения полноты. Весь этот сценарий возникает оттого, что вы перестали быть. Если вы просто позволите себе быть, то вам некуда идти, нечего искать, поскольку есть полнота бытия. Не бывает так, что одних людей бытие удовлетворяет, а других нет; нет, каждый ощущает удовлетворение от бытия собой. Это качество нашей человеческой природы. Это наше природное дарование. В этом состоит смысл бытия человеком. Нам нужно сделать лишь одно – позволить себе быть.
Если вы просто ощутите самого себя в настоящем – даже если вы не чувствуете своё бытие полноценным, удовлетворительным образом, – вы естественно начнёте осознавать, что именно блокирует ваше бытие. Что мешает мне быть в настоящем? Почему я хочу уйти куда-то ещё? Почему я постоянно думаю о том, что сделает меня счастливым? Мы можем проявить естественное любопытство и начать распутывать убеждения, надежды и страхи, которые создают препятствия сознаванию своего бытия.
Когда мы немного задумываемся, то понимаем: счастье – не то, что можно где-то получить, и не результат некого действия, которое мы совершаем. В реальности мы ищем не что иное, как саму ткань нашей бытийности. Мы ищем удовольствие, радость, счастье, покой, силу, энергию. Но это просто проявления нашего существования. Наша природа, наш источник – самое ценное, что есть. Само существование – это восторг. Это существование, этот восторг всё время лежат в сердце реальности.
Поскольку мы забываем о своих истоках и своей истинной природе, мы обычно остаёмся на задворках существования и никогда не даём себе жить в своём центре и из него. Получается довольно трагичный сюжет. Когда духовные учителя говорят, что вы спите или заблудились, они имеют в виду, что вы сбились с пути, отдалившись от своего бытия. Вы спите и не ведаете о своей бытийности. Но не стоит думать, будто вы сбились с пути в том смысле, что были в другом месте, потерялись и теперь попали сюда. На самом деле вы были здесь всё время. На самом деле вы остаётесь здесь всегда, но вы всегда искали в других местах. Ваша бытийность и есть то, что ощущает, смотрит, чувствует.
Мы – бытийность, а не мысли, сменяющие друг друга. Мы нечто гораздо более фундаментальное, существенное, чем мысли. Мы бытийность, существование, присутствие, насыщающее собой настоящее и наполняющее наше тело. Мы далеко уходим от себя, но то, что мы ищем, очень близко. Мы постоянно следим, отвечает ли ситуация нашим желаниям. Хорошая она или плохая? Но значение любого опыта – в нашем простом присутствии и ничего больше. Содержание любого опыта состоит лишь во внешнем проявлении этого центрального присутствия.
Так в чём смысл ожидания? Чего именно вы ждёте? Что кто-нибудь даст вам то, чего вы всегда хотели? Что с Небес спустится поезд с вкусняшками? Однако никакое возможное событие не может быть таким же хорошим, ценным, как вы сами.
Только надежда на будущее мешает вам быть, присутствовать. Надежда на изменения вынуждает вас стремиться к некому выдуманному будущему. Но это мираж; вы никогда не доберётесь до него. Мираж мешает вам увидеть очевидное, бесценность Бытия. Это огромное искажение, великое непонимание того, что принесёт удовлетворение и наполненность. Когда вы бежите за миражом, вы отвергаете себя.
Конечно, когда вы позволите себе быть, погружаться в реальность, возможно, вы испытаете неприятные вещи; но это лишь препятствия, которые мешают вам быть. Со временем благодаря присутствию они растворятся. Вы можете испытывать дискомфорт, страх, боль, различные отрицательные чувства. Этих вещей вы пытаетесь избежать, когда не присутствуете здесь. Но это просто накопленные переживания, загнанные под ковёр бессознательного; это не вы. Вы сталкиваетесь с ними на пути к бытийности. Когда мы признаём и понимаем эти чувства из состояния присутствия, они растворяются, потому что представление о нас, на которое они опираются, не реально.
Когда эти иллюзии исчезнут, проявится и останется то, что реально, – ваша природа. Вы проходите процесс очищения не потому, что само Бытие загрязнено, а потому, что у вас есть множество скопившихся предположений и убеждений о реальности. Если вы продолжите надеяться и рассказывать себе истории, вы не проснётесь, потому что реальность остаётся такой, какая она есть, нравится вам это или нет. Мираж ещё никак не помог вам – он и не поможет, даже если вы проявите больше настойчивости. Вы хотели бы, чтобы было иначе? Вы хотели бы, чтобы ваше счастье опиралось на что-то, кроме вашей природы?
Цель нашей работы здесь – не в том, чтобы куда-то прийти или чего-то достичь, а в том, чтобы позволить проявиться нашему бытию. Просто пребывайте в своём теле. Мы говорим не о действии, которое вы совершаете иногда, во время медитации, а в остальное время занимаетесь важными вещами. Мы думаем так: «Сейчас я займусь медитацией, а затем день продолжится, я вернусь к важным планам». Но что же важно? Вы сами. Нет нужды делать что-то важное, чтобы быть важным. Нет нужды достигать просветления или совершать благородные поступки, чтобы ваша жизнь обрела важность. Вы есть. Это самое важное. Вы совершенно особенны, в любой момент. Вы важны не потому, что вас считают особенным, и не из-за каких-то необычных способностей или достижений. Вы важны в силу своей природы; вы неизбежно обладаете значением и ценностью. Это никак невозможно опровергнуть или доказать.
Вы важны, потому что без вашего реального присутствия жизнь не имеет никакого смысла, никакой ценности. Когда вы осознаёте своё существование, опыт превращается в неограниченное удовольствие. Такое удовольствие есть независимо от того, что вы делаете, – драите полы, идёте в уборную, создаёте что-то прекрасное. Каждый миг бесценен и проживается во всей полноте. Вы не являетесь чувствами, мыслями или содержанием сознавания. Всё это – не ваша суть. Вы – полнота своего Бытия, сама субстанция своего присутствия.
Глава 3. Кто я?
Какое-то время назад я задал вопрос: «Почему вы здесь?». В другой раз я спрашивал: «Здесь ли вы?». Не знаю, размышляли вы над этими вопросами и исследовали их самостоятельно или нет. Сегодня я задам третий вопрос, который является естественным развитием предыдущих: «Кто вы?».
Ответ на этот вопрос – не какое-то утверждение, поэтому, если у вас в голове возникают какие-то слова, не обращайте внимания. Мы собираемся выяснить, можно ли вообще ответить на вопрос: «Кто я?». Я не дам вам ответов, но буду направлять исследование при помощи вопросов, и вы сможете изучить этот вопрос во время беседы.
Мы всегда говорим: «Я есть…» и «Я хочу…» – поэтому следует понять, что такое «я». Мы не предполагаем заранее, что есть такое явление, как «я». Мы не хотим начинать с предположений. Итак, мы не предполагаем, что есть ответ, или что он один, или что ответа нет. Мы не предполагаем, что, если ответ есть, его можно выразить словами. Мы хотим быть открыты для любых возможностей. Мы хотим задавать этот вопрос совершенно открыто, без всяких предположений. Такое исследование будет строиться исключительно на любопытстве и заинтересованности в поиске истины. Какая истина ожидает вас здесь?
Вы можете заметить, что, когда спрашиваете: «Кто я?» – вам приходят в голову подобные фразы: «Я тот, кто сделал это» или «Мой рост – 165 см, вес – 59 кг». В вашем уме могут возникать утверждения, образы и ощущения. Мы не говорим, что это не вы; мы хотим исследовать, так это или нет.
Мы исходим из предположения, что самость, или «я», можно найти и что, если её можно найти, её можно описать. Мы хотим исследовать, кто вы есть, – есть ли вообще такая вещь на самом деле; и если есть, то что она такое и можно ли её познать. Вы, наверное, думаете: «Конечно, у меня есть самость, или „я“, и я знаю, что это, а если не знаю, то когда-нибудь узнаю». Я же говорю вам, что не нужно предположений. Вы скажете: «Подождите-ка, что тогда остаётся?». Ничего не остаётся – в этом-то и суть.
Обратите внимание, что мы используем слова «я» (I) и «самость» (self) и думаем, чувствуем и ведём себя так, будто существует нечто такое, как наша «самость». У нас уже есть чувство, или ощущение, присутствия самости, «я-йности». Теперь нужно исследовать, что представляет собой это чувство самости. Что это за чувство – быть личностью, самостью, идентичностью? О чём идёт речь, когда вы говорите: «Я есть», «Я хочу», «Мне нравится», «Я делаю» или «Я не делаю»?
Возможно, в прошлом у вас был некий опыт и вы ощутили: «Это я». Вы могли быть правы или нет. Даже если тогда вы реально узнали себя, наверное, теперь у вас другая самость. Мы хотим понять, что вы испытываете сейчас. Мы хотим быть именно здесь, сейчас. Давайте исследуем наши убеждения, а не будем принимать их как должное. Когда у вас есть опыт того, что вы считаете своей истинной самостью, нередко вы думаете: «Я ощутил себя – вот и всё, теперь я всегда буду счастлив». Что ж, может быть, но мы хотим знать, что происходит сейчас. Вы можете точно ответить на вопрос: «Кто я?» – от своего лица в данный момент?
Наше исследование может кое-что продвинуть: нужно связать чувство «я», чувство самости с тем, что называют «идентичностью»[6 - Идентичность (identity) – система отождествлённостей – того, с чем вы идентифицируетесь.] или «отождествлением». Выяснение того, кто вы есть, – по сути, это выяснение вашей идентичности. Связь между идентичностью и отождествлением становится ясной, если взглянуть на свой опыт в любой момент и обратить внимание, что как только вы отождествляетесь с чем-либо, то начинаете считать себя чем-то конкретным. Возможно, на уровне сознания вы не понимаете, кем считаете себя, но в любой момент вы считаете себя кем-то или чем-то.
Поэтому стоит разобраться, чем или кем вы себя считаете в каждый момент, и поставить такую идентичность под вопрос. Правда ли это вы? Отождествление присутствует постоянно, есть некое ощущение самости: «Я наблюдаю» или «Я сижу». Когда вы говорите «я», это «я» к чему-то относится. Действительно ли то, к чему относится «я», – это вы?
Например, когда вы медитируете, кто медитирует? Кто сидит в медитации прямо сейчас? Осознавайте свой опыт. Попробуйте ответить на этот вопрос. К чему вы относите «я»? Что это за «я», которое сидит? Скорее всего, вы увидите, что относите «я» к своему телу. Сидит тело, поэтому, когда вы говорите: «Я сижу», разве вы не говорите: «Я – тело»? Вы не считаете себя чувством или восприятием, потому что чувства не сидят, ум не ходит. Только тело сидит, ходит и двигается.
Мы видим, что отождествление с телом – нечто сильное и постоянное. Оно намного тоньше и глубже, чем мы обычно думаем. Конечно, некоторые люди не могут вообразить ничего другого: «Чем ещё я могу быть?». Нелегко разотождествиться с телом, ведь всю свою жизнь мы считаем себя им. Я не говорю, что нужно что-то делать, чтобы это изменить; просто нужно осознавать, что это так. Правда ли вы осознаёте, что считаете себя телом?
Когда мы говорим о «своём теле» – кому оно принадлежит? Точнее будет говорить о «себе», но что именно это значит? Кем является тот, кто обладает телом и личностью? О ком идёт речь, когда вы говорите: «У меня есть тело»? Что это за «я»? Неразумно говорить: «У меня есть я» или «У самости есть самость». Получается, есть большая самость, которая обладает маленькой?
Вы уже запутались? Это хорошо. Вы запутались, а раньше всегда считали, что знаете. Одна из целей этого исследования – показать, что на самом деле вы не знаете.
Теперь смотрите самостоятельно, сидите и наблюдайте. Кто смотрит? Просто наблюдайте сейчас за собой, как вы сидите и смотрите. Что смотрит? Что вы переживаете? Вы скажете: «Ну, я смотрю своими глазами и думаю своей головой». Что смотрит вашими глазами? Что думает вашей головой? Кем вы себя считаете?
Вы – присутствие, сидящее здесь. Что за присутствие вы испытываете? Обладает ли оно формой? Скорее всего, вы сразу заметите, что форма вашего присутствия напоминает ваше тело; даже если вы не считаете своё тело собой, по меньшей мере форма вашего тела определяет, кто вы. Мы не хотим сказать, что подобное отождествление – нечто плохое или неправильное. Мы не знаем. Мы просто хотим исследовать, насколько оно реальное.
Вы сможете это сделать, если посмотрите на свой текущий опыт. Что такое «вы»? В настоящий момент, в непосредственном опыте, кем вы себя считаете? Если вы осознаёте, что воспринимаете себя как тело, то осознавание этой отождествлённости обычно ведёт к разотождествлению. Вы начинаете понимать, что, возможно, вы – не тело. Что же вы тогда?
Если вы сейчас не считаете себя телом, кем вы себя считаете? Возможно, у вас возникает чувство идентичности или чувство бытия отдельным существом. Что это за чувство? Вы можете связывать его с вашим умом. «Кажется, есть чувство самости, и, кажется, оно находится внутри тела, но не есть моё тело». Что это за «вы», которое обладает самостью? Это чувство? Ощущение? Вы называете самостью, своим «я» мысль или поток мыслей? Вы называете самостью эмоциональную или ментальную реакцию? Или нечто, связанное с прошлым? Вы считаете себя всеми событиями своего прошлого?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/a-h-almaas-30798527/almaznoe-serdce-kniga-3-bytie-i-smysl-zhizni-70472266/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Эйнштейн А. Мир, каким я его вижу / пер. А. Бродоцкой. М.: АСТ, 2016. С. 58. Перевод высказывания незначительно видоизменён. – Здесь и далее прим. редактора.
2
Здесь и далее сохраняется авторское написание важных для алмазного подхода терминов с большой буквы, таких как «Душа», «Сущность», «Бытие» и др.
3
В оригинале – англ. longings, что обычно означает «томления», «алкания», «страстные устремления».
4
Для сравнения: в психонетическом подходе О. Г. Бахтиярова иногда утверждается, что «лучшая мотивация – это отсутствие мотивации», в том смысле, что любая мотивация – предзаданность, ограничивающая свободную волю исходя из каких-то узких представлений, что парадоксальным образом мешает поиску этой свободы практикующим.
5
Здесь автор вводит важнейший для алмазного подхода термин inquiry, который можно перевести как «вопрошание», «исследующее вопрошание», «вопрошание-исследование», «вопрошающее исследование». По сути, это основополагающий метод алмазного подхода.
6
Идентичность (identity) – система отождествлённостей – того, с чем вы идентифицируетесь.