Взрослая жизнь: о чем поговорить со своим ребенком?

Взрослая жизнь: о чем поговорить со своим ребенком?
Дмитрий Владимирович Бабаев
Знаете ли вы своих детей? На этот вопрос каждый родитель сходу даст положительный ответ. Но будет ли это утверждение объективным? Автор книги убежден, что смысл каждого последующего поколения в том, чтобы впитать опыт всех предшественников и на основе него оставить свой. Что если и в вашей семье приходит как раз то время, когда взрослый человек должен рассказать подрастающему ребенку о правилах игры в основных областях жизни? С помощью этой книги вы сможете выстроить диалог о самых важных сторонах взрослой жизни так, чтобы ваше чадо, зная «правила игры», в будущем самостоятельно могло решить, по какой дорожке пойти. Давайте побеседуем!

Дмитрий Бабаев
Взрослая жизнь: о чем поговорить со своим ребенком?

Глава 1
Предисловие.
Знаете ли вы своих детей? Уверен, на этот вопрос каждый родитель сходу даст положительный ответ. Но будет ли это утверждение объективным? Три предложения, а у автора уже два вопроса – не слишком ли много, спросите вы. Что за тайну собирается поведать не известный исследователь? А тайны-то и нет, скорее это аксиома – «вы не ваши дети» (обращение к родителям), а «ваши родители не вы» (обращение к детям). Существует множество советов родителям о воспитании собственных детей. Например: «не надо воспитывать детей, воспитывайте себя, потому что дети вырастут и станут похожи на вас». Я бы, пожалуй, с этим согласился, но в своей книге хочу обратить ваше внимание на другую, крайне важную на мой взгляд область. Коль скоро вы стали родителями, у вас появилась тьма задач и обязанностей – содержать семью, работать, работать и еще раз работать, а еще гулять с малышом, кормить малыша, поддерживать его здоровье, чистоту, обучать разным навыкам и прочее, затем отправлять в детский сад, школу, следующее учебное заведение и продолжать, не останавливаясь. Вы каждый день, год за годом смотрите сквозь хрусталики ваших глаз на своё чадо и можете решить, что знаете о нем абсолютно все, но это не так. «Куча работы и никакого веселья сделали из Джека скучного парня» – мы часто заняты, у нас нет времени, нас полностью поглощают ежедневные заботы. Глаза и еще 4 прочих органа чувств маленького человека в это время жадно познают окружающий мир. «Мы не наши дети», «ваши родители не вы», я говорил своей племяннице: «твою жизнь за тебя можешь прожить только ты и при этом всего лишь один раз». Я пребываю в полной уверенности, что смысл каждого последующего поколения в том, чтобы впитать опыт своих предшественников и на основе него оставить свой. Что если и в вашей семье приходит как раз то время, когда взрослый и опытный человек должен рассказать о правилах игры в основных областях жизни?! Моя книга именно об этом! С её помощью вы, как взрослый и опытный человек, который понимает, что ребенок должен прожить свою жизнь сам, сможете выстроить диалог о самых важных сторонах взрослой жизни, чтобы ваше чадо, зная «правила игры», в будущем самостоятельно могло решить, по какой дорожке пойти. Давайте побеседуем!
« Беседа о половой жизни».
Однажды моя двоюродная сестра и ее муж узнали, что их сын и мой, взрослеющий племянник, в отсутствие родителей привел домой неизвестную им девицу. Так у парня случился первый в его жизни секс. Тема деликатная: с одной стороны – повод для гордости у самого племянника. С другой – масса вопросов, которые родители бояться спросить или не хотят спрашивать, или хотят остаться в блаженном неведенье. А то и вовсе желают возвращения в тот возраст, где ребенок увлекается роботами, динозаврами, куклами или мультиками.
Смущённые родители попросили меня ненавязчиво поговорить с племянником. Поразмыслив, я придумал, как провести тренинг о половом воспитании не вдаваясь в подробности, не переходя к «грязи» и не описывая механику процесса – всего этого достаточно в интернете, компаниях, в подростковых разговорах. Выглядела моя схема так.
«Первый секс»: что делать?
Стадия 0. Выдать мирамистин для срочной санитарной обработки – скорее всего поздно.
Стадия 1. Сдать анализы на ИППП/ЗППП (инфекции/заболевания, передающиеся половым путем). Не все анализы на маркеры сразу дают результат, бывают ложноположительные реакции и вообще там свои тонкости. Для обнаружения некоторых инфекций должно пройти время – иммунная система не сразу даёт ответ. Некоторые анализы нужно сдавать повторно.
Стадия 2. Провести беседу о необходимости защищённого полового акта.
Стадия 3. Торжественное вручение коробки с презервативами.
Я считаю, что спрашивать с человека за что-то нужно/можно лишь после того, как ты преподал ему урок, то есть объяснил, как надо и не надо и убедился, что тебя правильно поняли. Поэтому, памятуя про собственную блок-схему, я спросил про «мирамистин», но время действительно было упущено. Про анализы упомянул лишь вскользь и перешел к третьей части моего плана – к беседе, а родителям велел открывать шампанское (шутка).
Сестру и ее мужа озадачил покупкой презервативов. В план беседы я их не посвятил, мне выдали карт-бланш.
Итак, мы засели с племянником друг напротив друга и я начал.
I. Физиологическая составляющая.
1) Устройство женского организма
2) Устройство мужского организма
3) Беременность: как избежать или наоборот
4) Заболевания передающиеся половым путем
5) Контрацепция
Ух! Звучит сложно и совершенно неделикатно. Я поступил так: начал с того, что люди – это животные, в том смысле, что согласно современной классификации относимся к царству животных. Здесь можно много чего добавлять и уточнять: класс – млекопитающие, отряд «приматы», род «люди (Homo)», но, самое главное, вид – «человек разумный». Для продолжения рода и получения потомства у нас есть единственный способ размножения – половой. Нам нужен человек противоположного пола, поэтому у нас есть мужской и женский пол.
(Любопытные факты:
человеческое тело устроено довольно разумно – если ты попытаешься перестать вдыхать и выдыхать воздух, то твое тело тебя выключит и механизм дыхания восстановится автоматически. Вообще, в человеческом теле много чего удивительного, я даже считаю, что если слушать его, то оно само подскажет о своем текущем состоянии.
Разве не чудо, как трехмерные объекты в окружающем пространстве на сетчатке глаза превращаются в перевернутый объект на плоскости и потом, через систему нервных окончаний в мозгу, мы их воспринимаем объёмными?
А то, что на УЗИ для определения пола будущего ребенка приходят беременные женщины на определенном сроке, не раньше, и получается, что до определенного срока все «заготовки»* ребенка в утробе матери – девочки и материнский организм каким-то образом сам понимает, что прикрепившаяся к ее матке клеточка с одной Y-хромосомой и на определенном сроке материнские надпочечники должны вырабатывать мужские гормоны, для того, чтобы у мальчика в утробе выросли яички и развилась мочеполовая система, разве это не чудо?
На мысль, которую я высказываю в предыдущем абзаце меня натолкнула необычная история о деревне в Доминиканской республике, феномен которой называется «гуэведос» – «яйца в 12», вкратце, смысл в том, что у детей, родившихся вполне себе девочками по первичным половым признакам в 12 лет вырастают мужские половые органы и связана эта особенность с каким-то нарушением в ДНК матери.)
Однако, вернемся к нашей беседе. Для размножения в организме мужчин и женщин вырабатываются специальные половые клетки. Эти клетки гаплоидные, то есть имеющие одинарный набор хромосом (23шт.) и именно поэтому женская половая клетка – яйцеклетка и мужская – сперматозоид при соединении/рекомбинации образуют нормальную клетку с 46-ю хромосомами из которой далее вырастает человек.
Итак, что же делает мужчин мужчинами, а женщин женщинами?
Ответ: первичные половые признаки. Первичные половые признаки – это то, что находится у тебя между ног: либо пенис, либо вагина. Бывают еще иные варианты, но они редки и я бы относил их к отдельным феноменам, беседа не об этом. Звучит немного грубовато, но так проще всего объяснить.
Есть еще и вторичные половые признаки. Они потому так и называются, что могут отсутствовать – к ним относят, например, тип фигуры – прямая трапеция (женская фигура), обратная трапеция (мужская фигура); волосатость рук, ног, спины, груди, которая чаще встречается у мужчин; наличие молочных желез (груди), которую чаще встречают у женщин, хотя если у мужчины появляется лишний вес, форма фигуры может меняться вслед за гормональными сдвигами. Ведь мужские тестостероны и женские эстрогены близки по химическому составу и могут превращаться из первых во вторые в жирах; тембр голоса – у женщин часто высокий, у мужчин низкий; черты лица – у мужчин чаще грубее, чем у женщин.
Теперь я вкратце расскажу про устройство женского и мужского организма. Надо пояснить, что, как известно из курса анатомии в человеческом теле существуют несколько систем выполняющих свои функции. За размножение в мужском организме отвечает мочеполовая система, в женском половая. В мужском теле выделительная и репродуктивная системы объединены, в женском нет.
Что общего?
(здесь для наглядности можно взять картинки с изображением мужского организма или женского в разрезе. Будучи подростком, я всегда считал, что они трудно читаемые, поэтому сначала нужно разобраться в картинках самому, запомнив основные органы. Но это всё уместно, если вызывает хоть какой-то интерес у юного собеседника).
У мужчин и у женщин есть наружные и внутренние половые органы.
Женские наружные половые органы: вульва, клитор, половые губы.
Мужские – непосредственно пенис и тестикулы, в народе называемые яичками.
Женские внутренние половые органы: влагалище, цервикальный канал, матка, маточные трубы, яичники.
Мужские внутренние половые органы: лобковая кость, простата.
На этом сходство заканчивается.
В чем разница?
Ответ:
Надо сказать, что темы бесед со взрослеющим ребенком, которые вошли в это издание, перекликаются. Ведь жизнь одновременно и простая и сложная штука, и моральный аспект одной беседы может плавно перетекать в другую. Например, беседа о семейных отношениях имеет перекрестные идеи с беседой о половой жизни. К чему это я? К тому, что можно погрузится в исследование разницы мужской и женской репродуктивных систем, а можно зайти со стороны принципиальной разницы в ролях, которые отводятся мужчине и женщине в процессе деторождения. А именно:
половые клетки вырабатываются – мужские в мужском, женские в женском организме;
половой акт происходит контактно (бывает ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение, но это исключение из правил, это технология рождения ребенка в сложных условиях/ситуациях организмов мужчины и женщины);
зачатие, вынашивание ребенка в утробе женщины.
Факты:
1. Девочки изначально рождаются с определенным количеством, нет, не яйцеклеток, а «заготовок» к ним (ооциты). Путем нехитрого вычисления, умножая количество месяцев в году на разницу со среднего возраста менопаузы (прекращения менструаций) в 50 лет и среднего возраста менархе в 12 лет (начала менструаций у девочек), получаем цифру в 456 штук. При этом выход яйцеклетки может не происходить – мало ли что в организме случилось или стресс какой. Все эти ооциты уже находятся внутри яичников и по мере жизни тратятся: попадание в цель – в случае беременности или вхолостую – мимо, если она не происходит. Вообще, женская гормональная система сложнее мужской. Я считаю, что связано это как раз с процессами в женском организме: созревание – выход клетки – беременность и созревание плода – или выход яйцеклетки из организма в отсутствии беременности – очищение внутренних органов/подготовка к следующей попытке. Любая последовательность явно сложнее, чем у мужчин – создание половых клеток (сперматогенез) – остановка процесса – выход половых клеток.
2. У мальчиков/мужчин нет запасов, создание половых клеток происходит на протяжении всего репродуктивного возраста, который прекращается из-за образа жизни, вредных привычек, болезней.
3. За один коитус/секс/половой акт мужчина выбрасывает от нескольких миллионов, до нескольких миллиардов половых клеток – сперматозоидов.
4. Для наступления беременности в определенный момент менструального цикла женщины цервикальный канал должны пересечь не менее 10000 сперматозоидов. Остальные погибнут в кислой среде слизистой внутри женщины.
5. Иногда, после секса наступает беременность. Бывает, достаточно одного раза.
Итак, с устройством женского и мужского организма чуть-чуть разобрались – если хочется подробностей, надо искать материал самой/самому. А мы продолжим первый раздел темой про беременность и заболевания, передающиеся половым путем.
Беременность – кто-то хочет, а кто-то нет, кто-то может, а кто-то нет. Я никого не собираюсь агитировать, что-то советовать или писать о том, какой возраст для зачатия ребёнка подходящий, какой – нет. Я не могу прожить жизнь за кого-то, только свою и только один раз, да и цель беседы в том, чтобы вооружить подростка знаниями по принципу «предупрежден – вооружен».
С племянником я планировал говорить о контрацепции. Для меня было важным открыть ему дверь в мир, где юноша или девушка хотят заниматься сексом без последствий в виде беременности.
Есть такой анекдот. Врача спросили, какая самая надежная поза, чтобы не забеременеть, на что он ответил: «Когда муж на диване, а жена на кровати.» То есть, когда полового акта не происходит.
Этот универсальный способ, рассказанный в анекдоте, поможет и от ЗППП. Мужские и женские половые органы покрыты слизистой, некоторые не целиком, лишь частично, некоторые совсем без нее. Вирусы, бактерии, микробы, грибки очень маленькие и вполне могут выжить в кислой среде слизистой оболочки. И уж если они поселились и нашли себе дом среди чресл на улице Большая или Малая Генитальная, ими можно «поделиться» при незащищенном половом контакте. Звучит отвратительно, как и сами болезни – лучше уж жить без них.
Это интересно!
18-ый век очень сильно повлиял на распространение ЗППП – армии переходили через границы государств, за армиями тянулись работницы древнейшей профессии, половые акты были незащищенными. При императрице Екатерине II в Российской империи начали открываться лечебницы для таких больных. Лечение было ужасным – больной вполне мог умереть как от болезни, так и от терапии мазями из тяжелых металлов.
В борьбе с ЗППП современная медицина шагнула далеко вперед, но побочные эффекты или следствия несвоевременного лечения всё равно остались. Список болезней приводить я не стану, он для самостоятельного ознакомления. Но точно могу сказать: врага надо изучить до встречи с ним. Ведь как известно «профилактика – лучше, чем лечение». Моральной составляющей данной проблемы мы коснёмся чуть позже.
Все заболевания, передающиеся половым путём, объединяет способ проникновения в организм через инфицированного партнера при незащищенном сексе. Некоторые возбудители инфекций передаются бытовым путем, но это не относится к теме беседы. Следи за собой – будь осторожен!
Есть несколько способов контрацепции, которые могут защитить от нежелательной беременности или участи быть инфицированным ЗППП. Контрацептивы бывают разными и я настоятельно рекомендую подбирать подходящий с дипломированным врачом-специалистом. Латекс может вызывать аллергию, а химические контрацептивы имеют противопоказания помимо индивидуальной непереносимости. Есть и «народные» методы, например, «календарный», который имеет крайне высокую вероятность беременности и не обеспечивает защиту от возбудителей болезней.
Пожалуй, сделаю акцент на том, что считаю главным в начале половых отношений юношей и девушек. Отдельно хочется выделить средство барьерной контрацепции – мужской презерватив. Почему? Потому, что для возраста юношей и девушек он максимально удобен. Он дает высокую защиту от беременности, где-то 96-98% для латексного и выше для полиуретанового. Почему не 100%? Я задавался таким же вопросом в мои 20+ лет и, нашел, удовлетворивший меня ответ: латекс – материал пористый с малыми размерами пор, но все же больше, чем головка сперматозоида, латексные презервативы делают слоистыми и существует вероятность выше нуля, что пора одного слоя наложится на пору другого слоя. Защита же от ЗППП для мужского презерватива практически 100% и этот факт является крайне полезным для половых отношений. Еще стоимость мужских презервативов относительно невелика, а ареал продажи обширен. Они продаются в аптеках, на кассах в супермаркетах, на автозаправочных станциях. Плюс, упаковка презерватива компактная, а само изделие удобно и понятно в использовании: инструкция на коробке и подготовка к использованию укладывалась в три картинки.
В заключение этого раздела хочу добавить, что некоторые виды «неклассического» секса также будут незащищенными, если во время них не используются барьерные виды защиты. Кроме того, совместное использование сексуальных игрушек может быть и не приведет к беременности, но слизистая не будет защищена от возбудителей ЗППП. Подробнее мы коснемся этого вопроса в третьем разделе.
Ух. Вот мы и справились! Самый большой и самый сложный материал беседы позади. Продолжим.
II. Правовая составляющая.
1) Основные термины: половой акт, действия сексуального характера, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, возраст сексуального согласия, возраст наступления уголовной ответственности по половым преступлениям;
2) уголовные статьи.
«Мы живем в правовом государстве и все вопросы решаются на законодательном, исполнительном или судебном уровне» – так начал я, когда пытался донести до племянника смысл этого раздела. Чтобы добавить интерактивности беседе, я предложил племяннику записать конспект из терминов и самостоятельно найти каждое определение в интернете, желательно со статьями Уголовного и Гражданского кодексов. В итоге у нас получилось примерно следующее (привожу без указания номеров статей, так как они могут меняться после вносимых в документы правок):
Половой акт – (недословно, проанализированы разные варианты, взята суть) генитальный контакт двух партнеров с целью продолжения рода или получения полового удовлетворения. Бывает обычный (вагинальный), анальный и оральный. Ласки, первое прикосновение партнера к эрогенным зонам его партнера, заканчивающееся актом совокупления, также считаются половым актом.
Действия сексуального характера – (выбрано от противоположного) тоже, что и половой акт, но они не заканчиваются актом совокупления. Сюда относятся ласки и прикосновения к эрогенным зонам партнера.
Изнасилование – половой акт с жертвой, находящейся в бессознательном состоянии или с использованием физического насилия или под угрозой его применения или использования психологического давления, экономической, психологической или иной зависимости жертвы. То же, выполненное группой лиц, называется групповым изнасилованием.
Насильственные действия сексуального характера – тоже, что действия сексуального характера, но выполненное в бессознательном состоянии жертвы или с применением насилия или под угрозой его применения или с использованием психологического давления, экономической, психологической или иной зависимости жертвы.
Возраст сексуального согласия – (мы решили сойтись на этом) в законах надо разбираться, но привязка к половой зрелости из текущих законов Российской федерации убрана и нижний порог возраста согласия вступления в половую связь стал 16 лет, при достижении другим партнером 18 лет. Смысл в этом такой, что если девушке или юноше на момент полового акта будет 15,99 лет, а другому партнеру уже исполнится 18 лет, то заявление об изнасиловании могут подать родители, чтобы там ни говорил их отпрыск.
Возраст наступления уголовной ответственности по сексуальным преступлениям – (через множество ссылок, через копания в первоисточниках) здесь снова нужно очень-очень сильно разбираться. Возраст ответственности за насильственные действия уголовного характера и само изнасилование наступает с 14 лет. Ненасильственные действия между партнерами возраста от 16 до 18 лет вроде никак не регулируются.
Я всю жизнь говорил всем в шутку, что насилием ничего не решить и, как оказалось, государство считает именно так. Эти слова я в очередной раз сказал племяннику – любой секс должен быть только по обоюдному согласию и еще уточняй возраст, желательно какой-то бумагой – «водительское удостоверение» подойдет.
Что касается уголовных статей, то их номера, пункты и части могут меняться, ведь законодательство не стоит на месте. Однако на текущий момент следует знать статьи Уголовного кодекса Российской федерации:
– УК РФ Статья 131. Изнасилование
– УК РФ Статья 132. Насильственные действия сексуального характера
– УК РФ Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера
– УК РФ Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
– УК РФ Статья 135. Развратные действия.
В статьях прописано к чему ведут действия, поэтому я бы рекомендовал ознакомится с ними до вступления в половую жизнь.
А теперь приступим к третьему блоку – моральной составляющей.
III. Моральная составляющая.
1) Половой акт как часть отношений
2) Готовность к ответственности и последствиям половой жизни
3) (для мальчиков) «Гусарская» составляющая и «офицерская» честь, сохранение инкогнито.
Пожалуй, это самая абстрактная часть нашей беседы о половой жизни, ведь все-таки первые два раздела опирались на анатомию и юриспруденцию. Здесь же границы и рамки отсутствуют, все сказанные слова будут «словами Шредингера» – суперпозицией правды и неправды одновременно. И это есть чистой воды воспитание. В моем сознании рисуется такая метафора: представь, что жизнь – это путь сквозь туман, все 5 чувств тебе доступны, но ты видишь лишь на длину вытянутой руки. Если перед этим неопределенным походом тебе кто-то, как пела группа Чайф «сильный и большой», расскажет, что найденный нож может ранить, а сорванное яблоко временно насытить – этот путь будет пройден увереннее. Потому что часть из найденного ты будешь знать и уметь с этим обращаться. Выходит моя пламенная речь будет лишь эпиграфом, а что делать придется решить самому или самой.
Во-первых, согласно известной «пирамиде потребностей Маслоу», которая не без греха и подвергается критике, секс будет относиться к самой нижней «физиологической» ступени. Да, критики этой теории говорят, что в разных возрастах приоритеты разные. Кто будет спорить с тем, что в 70 лет не до секса, а в 16 наоборот? Однако, помимо секса на этой же ступени стоят сон, еда и вода – секс, может быть, и выпадает из потребностей, но прочие уверенно остаются.
Во-вторых, секс является частью отношений, он не на первом месте. Мы как, например, дельфины, занимаемся сексом для наслаждения, а не только для продолжения рода и получения потомства. В этом нет ничего предосудительного. Мы хотим порадовать себя, а иногда порадовать близкого человека – это совершенно нормально. Это взрослый подход к взаимоотношениям. Вообще, половая жизнь – это один шаг на пути к взрослению. Он про ответственность и способность брать эту ответственность на себя.
Еще раз подчеркну: я никоим образом ни к чему не призываю, не агитирую – ваша жизнь, только ваша. Эпитафия на вашем надгробии может быть короткой, подлиннее или отсутствовать вовсе. А для большинства живших, живущих и тех, кто родится потом, ваш промежуток времени от рождения до смерти останется незамеченным.
К слову об ответственности. В фильме «Бойцовский клуб» Марла Сингер сказала, что презерватив – это хрустальная туфелька наших дней. Его надевают, повстречав незнакомца. Танцуют всю ночь. А потом выбрасывают.  Красивая метафора, означающая, что ни ты, ни половой партнер никому ничего не должны и это твое тело решает, что делать с желанием. Пользование презервативом в каком-то смысле тоже элемент ответственности, ведь о доверии не должно быть речи, когда встреча случайна.
Что касается доверия, которое, на мой взгляд, является камнем преткновения длительных отношений, я бы хотел обратить внимание на стратегию «дела говорят лучше слов». Любые отношения, в которых будут половые сношения, я рекомендую начинать с обоюдного похода в медицинскую лабораторию и сдачи анализов на основные половые возбудители, после получения «чистой» справки от каждого из вас вы можете заниматься сексом. Доверие понадобиться и дальше в процессе отношений. Его, как и репутацию, можно строить 20 лет и разрушить за 5 минут. Стоит помнить об этом. Конечно, это идеальная схема. В жизни часто бывает иначе. Но если обратиться к братьям Стругацким и их книге «Трудно быть богом», где советские люди путешествуют по Вселенной и пытаются отсталые миры постепенно делать более цивилизованными, нам нужно начинать с ответственности – брать ее самим и учить этому наших детей.
По последнему пункту для мальчиков, да и для девочек: стоит уяснить сразу и выработать в себе привычку не выносить из отношений подробностей и деталей, кроме как перед профильными врачами-специалистами. Поговорка говорит об этом красноречиво – «слово – серебро, молчание – золото». Иногда очень хочется показать, что ты лучше, чем есть или, чем тебя видят окружающие, продемонстрировать свое превосходство над другими, похвастаться новым достижением, полученной «ачивкой» – это все лимбическая система мозга с ее программой, зашитой внутри. «Доминирование», в лучшем случае хвастовство какое-то время повисит как новость дня до свежей сплетни. Возможно, потом с тобой перестанут иметь дело, как с брехуном, ненадежным молодым человеком, ведь «люди говорят», а «сарафанное» девичье радио работает с космической скоростью. В худшем случае тебя ожидает проблемы с законом, тюремное заключение, травля твоего партнера в социуме или даже самоубийство. Мне всегда нравились две подходящие по смыслу поговорки: первая – однажды один умный человек…ничего не сказал; вторая – дипломат дважды подумает перед тем как ничего не сказать. Это не значит, что нужно всегда держать язык за зубами, как раз наоборот, нужно говорить тогда, когда нужно.
В заключение, приведу слова, которые я однажды услышал на лекции в институте, когда предпочел прослушиванию лекции беседу с сокурсницами в аудитории. Преподаватель подошел ко мне и сказал: «В жизни половой думай головой».
На этом первая глава моего официального словотворчества подошла к концу. Она получилась самая простая, потому что была воплощена в жизнь и вместе с тем самая сложная, потому что слова к ней я подбирал буквально всю свою жизнь. Спасибо племяннику, появился повод сказать их вслух!

Глава 2
Беседа № 2. «Об успехе».
Однажды от одного из детей моих друзей, которого я называю Большой Добрый Сильный Мужчина и его прелестной жены Анютки, я услышал довольно нелестные отзывы об одном из школьных предметов. Мол, он никогда ему не пригодится в жизни, потому что по профессии он будет ***. И чего, спрашивается, зря мучится. Мой племянник тоже пару раз бросался подобными заявлениями. Я размышлял, «совет свой применял к себе», «примерял рубашку сначала на себя» – как угодно. По всему выходило, что все знания, которые я, будучи юнцом, получал из всех источников, так или иначе в жизни мне пригодились. Объяснял ли я племяннице в своем зрелом возрасте, что школьная химия основана на двух навыках (определение валентностей химических элементов, которую в школьной программе можно свести по большей части к расположению в ряду в таблице Менделеева и правильной расстановки стехиометрических коэффициентов для решения всех уравнений и соотношению молей веществ) или, решая с племянником тесты по физике, задавая ему наводящие вопросы о процессе, происходящем в задаче, о разрядностях величин в формулах и пр. Я множество раз говорил, что процесс школьного обучения – это совершенно не про получение знаний. Это про приобретение навыка поиска знаний, своеобразный трамплин для обретения в будущем своей картины мира. Современная школа, в отличие от советской, не имеет цель воспитать из ребенка человека с большой буквы, цель ее какая-то другая – как ещё объяснить то, что человек выпускается с 50-ю баллами из 100 по родному языку, «ЖИ» пишет через «И», а вот «ШЫ» – уже через «Ы»?
Одним словом, что до ребёнка, что до взрослого очень сложно донести, что смысл школьного обучения – это процесс получения навыка учиться. И уж если Сократ сказал: «я знаю, что я ничего не знаю», – то что уж говорить про ребенка, знания которого фрагментированы, сам процесс обучения узконаправленный, с огромным количеством пробелов, которые не позволяют составить полноценную картину мира.
В общем, по результатам всех этих размышлений я увидел связь между счастьем и успехом, успехом и школьными дисциплинами и навыками. Так появилась идея провести беседу о прямой связи успеха и обучения. Беседа эта была подготовлена для племянника и начиналась с блок-схемы. Привожу ее ниже на рисунке 1.


Рисунок 1. Формула успеха.

Смысл этой схемы я свожу к тому, что помимо простого прослушивания беседы, важно еще и понять, что же все-таки делать и как составить план действий. Но вот что важно: перечисленное совершенно не гарантирует этот самый успех. Оно лишь увеличивает шансы его приближения, в отличие от полного бездействия либо же хаотичных попыток сделать хотя бы что-то.
Предлагаю разобрать детали.
Счастье и успех.
Эти два понятия чистая абстракция – что-то, что придумано у нас в сознании. Значит, разговор об этом тоже чистое воспитание, а не объяснение процесса.
«Сколько людей, столько и мнений» – говорят люди. Я абсолютно согласен и не имею никакого морального права навязывать свою систему ценностей и давать определение счастью. Но вот на что хочу обратить внимание: можно быть счастливым и не быть успешным. Например, мама занимает роль среднестатистического сотрудника на работе, без карьерных взлетов и бешеных гонораров, но абсолютно счастлива в браке. С другой стороны, можно быть успешным, но не быть счастливым, постоянно мучаясь мыслями о том, что увяз в матрице. В общем, как-то так получается, что счастье и успех в чем-то очень близки, но счастье более глобально, а успех, как говорят математики, «включает» или «содержит» в себе часть этого счастья. Я бы отнес к содержимому счастья семью, собственность, материальные ценности, нематериальные ценности, увлечения и все то другое, что входит в ваше представление о счастье. Нарисую-ка, пожалуй, диаграмму.


Диаграмма 1. Примерный состав счастья.
Доли на диаграмме выбраны произвольным образом, так как каждый сам для себя решает, что ему дорого.
О семейных отношениях будет сказано в отдельной беседе. Про успех я расскажу здесь, об остальном не скажу совсем – нет здесь никакого универсального знания, все решить придется самому или самой.
Несколько дополнительных слов об успехе. Выиграть в лотерею или в ставках на спорт тоже в каком-то смысле успех. Но событие это непредсказуемое, внезапное, неопределенное, возможно, разовое и с непонятной итоговой суммой в системе «затраты-приобретения». У него крайне слабая связь с тем, что ты делал, чему научился, что умеешь. «Нежданно-негаданно» – очень хорошее наречие, определяющее подобные явления. У кого-то в жизни происходит, у кого-то нет, но ждать милости от жизни сомнительное удовольствие и крайне ненадежная стратегия. Поэтому «берем в руки лопату и копаем», трудимся сами, готовимся сами, а там, как говорится, везет тому, кто везет.
Структура пути к успеху.
В этом блоке я хочу привести в пример детского врача-хирурга Леонида Михайловича Р. Я не являюсь его биографом, не знаю досконально его жизненный путь. У меня есть только его статус на сегодняшний день и логика, которая помогает увидеть закономерность в его успехе на медицинском поприще, а также мышление в причинно-следственном ключе. Я выделяю несколько этапов жизни этого выдающегося человека, спасшего не одну детскую и взрослую жизнь:
1) 
Зрелые годы
2) 
Молодые годы
3) 
Юность
4) 
Детство.
Через эти этапы проходит каждый, кто доживает до зрелого возраста. В жизни Леонида Р. я, пожалуй, выделю моменты в 1951 и 1957, когда он поступает и заканчивает 2-й МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова (https://ru.wikipedia.org/wiki/2-%D0%B9_%D0%9C%D0%9E%D0%9B%D0%93%D0%9C%D0%98_%D0%B8%D0%BC._%D0%9D._%D0%98._%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0) по специальности «педиатрия». Далее следует ординатура и практика, практика и еще раз практика. Еще дальше есть в его жизни эпизоды, когда он вслед за зовом клятвы Гиппократа и, возможно, по собственному зову, отправляется на помощь в разные концы Света и принимает деятельное участие в трагических событиях нашей страны. Есть в этом какой-то героизм? Как минимум уникальность.
Я не могу «залезть» в карман к Леониду Р., чтобы судить о финансовом успехе этого человека. Но думаю, что если его опыт и действия бесценны, он может получить все, что ему понадобиться.
Так выглядит образ успешного человека в моем представлении и ниже я представлю свой взгляд на то, как это получается. В качестве примера можно брать любого и, я думаю, моя схема будет работать.


Рис. 2. Пирамида успеха.
Давайте поподробнее о каждой ступени, но не по порядку. Хаотично. Так интереснее.
ОПЫТ + УНИКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: процесс многократного применения полученных знаний, преумножение и их расширение, создание неповторимого продукта, процесса, действия. Незаменимый человек! При монополии цену диктует монополист.
ОБЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: вообще любой школьный предмет.
Русский язык. Основа основ! Язык – это речь, это письмо. Способ передачи или получения опыта. На русском языке издают законы, пишут нормативные документы, выпускают журнал «Веселые картинки» и не только. Получить знания можно услышав или прочитав что-то. Не зная языка получить опыт в форме письма или речи невозможно.
Литература. Здесь как раз и кроется самое частое заявление от детей, что читать они не хотят и им это нигде не пригодится. «Я протестую» – как говорят в судах в фильмах. Литература в широком смысле бывает художественная, а бывает нехудожественная. Первая рассказывает нам о том, что было бы, если…(история из этого источника). Вторая указывает нам на то, как поступить в какой-то описываемой ситуации. Например, какие права есть у человека, сколько времени занимает путь с Земли на Луну и прочее. Жизнь человека – это определенный период между рождением и смертью и время – это единственный ресурс, который есть у каждого человека. Я где-то прочитал, что написание книги в среднем длится полтора года, а С. Кинг в интервью утверждал, что этот процесс гораздо быстрее. Не берусь судить, мой цикл романов про «Русско-Американское общество» начался с идеи в 2017 году и пока что не написан полностью. Навести я хочу вот на какую мысль: прочтение любой книги дарит опыт, вложенный в нее автором. Чтение занимает многократно меньше времени нежели написание. Книга дает ответы на вопросы, которые тебе, быть может, никогда бы не пришли в голову. Книга может вдохновить тебя на новые идеи, быть плодородной почвой для твоих талантов. Историческая литература позволяет судить о временах и нравах описываемых эпох, а художественная литература может дать передышку, отдых замученному работой или деятельностью мозгу. К слову, другого нашего писателя М. Пришвина многие авторы, например, С. Кара-Мурза или М. Хазин приводят в своих трудах, описывая или упоминая события Великой Октябрьской революции, ведь М. Пришвин обладал талантом писательства и будучи современником революции ярко описал свои мысли и ощущения на фоне этого события. Иными словами литература сохраняет твое время, которое бы ты потратил на поиск ответов на вопросы. Разве этого мало?

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/dmitriy-vladimirovich-b/vzroslaya-zhizn-o-chem-pogovorit-so-svoim-rebenkom-70406815/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Взрослая жизнь: о чем поговорить со своим ребенком? Дмитрий Бабаев
Взрослая жизнь: о чем поговорить со своим ребенком?

Дмитрий Бабаев

Тип: электронная книга

Жанр: Книги для подростков

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 02.05.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Знаете ли вы своих детей? На этот вопрос каждый родитель сходу даст положительный ответ. Но будет ли это утверждение объективным? Автор книги убежден, что смысл каждого последующего поколения в том, чтобы впитать опыт всех предшественников и на основе него оставить свой. Что если и в вашей семье приходит как раз то время, когда взрослый человек должен рассказать подрастающему ребенку о правилах игры в основных областях жизни? С помощью этой книги вы сможете выстроить диалог о самых важных сторонах взрослой жизни так, чтобы ваше чадо, зная «правила игры», в будущем самостоятельно могло решить, по какой дорожке пойти. Давайте побеседуем!

  • Добавить отзыв