Всякая всячина

Всякая всячина
Борис Горанский
В данном сборнике представлено несколько рассказов и эссе, навеянных своими наблюдениями, размышлениями, фантазиями, переживаниями и жизненным опытом.

Борис Горанский
Всякая всячина

Консультант
Телефонный звонок с незнакомого номера раздался ровно на границе дозволенного и недозволенного времени. На часах было 23-58. Понимая,  что это не банк или стоматология,  а также не  Полиция Москвы,  я взял телефон в руки и  принял вызов.
– Здравствуйте,  номер Вашего телефона мне дала наша общая знакомая, – сказал мужской голос.
– Добрый вечер,  – ответил я – чем могу быть полезным?
– Мне нужен совет!
– Возможно я Вас огорчу или удивлю,  но я не даю советов.
– В смысле?  Вы же психолог.
– Я не психолог, а Консультант, но психолог тоже не даёт советов. Он помогает людям разобраться в себе и самим найти ответ и выход из ситуаций, в которых они оказались.
– Значит, консультант,
– облегченно промолвил мужчина, – это намного лучше, чем психолог.
– Чем же это лучше, позвольте узнать?
– Звучит приятнее.
– А, тогда, конечно, – не удержавшись ответил я. – Вам, случайно, не вспоминается теплый вечер на Патриарших?
– Точно! – вскрикнул в трубку мужчина, – вот откуда я это слово помню. Значит Вы, это…, – он замолчал, а потом с нескрываемым сарказмом продолжил:" Тоже эзотерикой и ведунством занимаетесь".
– Боже упаси!  – искренне удивился я, – из чего Вы сделали такой вывод? И тоже, как кто?
– Ну, как наша общая знакомая, – слегка смутившись ответил мужчина, – она постоянно что-то читает, слушает и всем дает советы. А мне настойчиво рекомендовала обратиться к Вам.
Я задумался. Честно говоря, я не понимал цели и предмета нашего разговора.
– Так чем же Вы в итоге занимаетесь? – спросил мой собеседник серьезным тоном.
– В итоге я занимаюсь поддержкой людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.  Это такие ситуации, с которыми человек сам справиться не в силах. И тогда ему на помощь приходит Консультант.  Человек, который выслушает, поймет, проявит сочувствие и сопереживание, задаст правильные вопросы. Залогом успешной консультации является искренность и обоюдное доверие, а степень доверия зависит от степени доверия к самому себе.
Как-то так.  Видите, никакой мистики и колдовства. Хотя, как мне кажется, для помощи человеку можно и нужно использовать любые знания, средства и инструменты.  Главное – не навредить!
– Я потерял смысл жизни, меня ничто не радует, – тихо проговорил мой собеседник.
Это было неожиданно услышать, и я сделав небольшую паузу, проговорил: «Знаете, причин, по которым возникает такое состояние достаточно много, и не все они имеют психологический аспект. Такое состояние может быть обусловлено недостаточной выработкой определенных гормонов, которые отвечают за настроение, а причина может крыться в сбоях в работе эндокринной и иммунной систем. Если же говорить о Вашем состоянии с точки зрения психологии, то его можно назвать депрессией, причину которой обязательно нужно установить. Обычно за таким состоянием стоят: подавленные эмоции, чувство вины, сильный стресс, страх невозможности достичь чего-то значимого, запрет на проявление чувств, ощущение себя ненужным и опустошённым.
Я замолчал.  Мужчина молчал в ответ. По его дыханию я слышал,  что он сосредоточенно думает.
– Так что же мне делать? – спросил он.
– Для начала,  выбрать удобное время,  не ночное,  собраться с мыслями,  попробовать определить свое состояние и распознать свои чувства,  встретиться и поговорить. И сдайте анализ крови на аминокислоты и гормоны щитовидной железы. Это поможет выбрать правильный вектор в решении Вашего вопроса. Мы пожелали друг другу доброй ночи и завершили разговор.
Выключив телефон, я долго сидел и думал: «Как же несовершенна и бездумна наша система образования!  Мы учим детей чему угодно, но совсем не уделяем времени для того, чтобы научить их понимать себя, осознавать свои чувства и эмоции и уметь их высказывать. Знать и понимать какие физиологические и психологические процессы предстоит им пережить в жизни. Что нужно знать о себе, чтобы уметь общаться, дружить, любить, выстраивать личные и деловые отношения.
Скольких проблем можно было бы избежать, если бы люди, все без исключения, имели элементарные знания в области психологии. Хочется верить, что следующие поколения, освоив искусственный интеллект, создав биороботов, заведя огороды на Луне и   Марсе, задумаются о необходимости научить людей быть счастливыми, подарив им знания о себе самих.
Ну, а пока на Марсе готовится почва под будущие фермы и огороды, проводниками в мир осознанности человека будут являться психологи и консультанты.

Проблемы в общении
Проблемы в общении на работе у нее начались года три назад, когда, как гром с ясного неба, прозвучал приговор врачей – онкология. По случайности или вселенской задумке она сама работала в медицинском центре, и как раз, в центре, который занимается лечением онкологических больных.  Она не была врачом,  она работала,  работает и будет работать,  я уверен, специалистом по консультированию пациентов,  обращающихся в центр за диагностикой,  консультациями,  лечением и прочими видами профессиональной медицинской помощи.
Часто  пациенты клиники,  отчаявшиеся,  потерявшие жизненные силы и  веру  в благополучный исход своей болезни,  начинают винить окружающих,  начинают злиться на весь мир и,  как правило,  первыми "под раздачу" попадают родные,  близкие люди,   и конечно, консультанты, регистраторы,  технический персонал медицинских учреждений. Врачам достается позже. До врача еще нужно дойти, нужно получить направление, записаться, оформить документы. И на каждом этапе находятся живые люди,  те,   о которых речь шла выше,  которые день ото дня сталкиваются с болью,  уговорами,  угрозами и даже проклятиями со стороны отчаявшихся и испуганных пациентов.
Ничего необычного с ней не произошло,  на первый взгляд. Провели серию обследований, поставили диагноз, сделали операцию, взяли под наблюдение и отправили обратно работать. Но, что-то сломалось внутри. Появилось непреодолимое желание оборвать речь пациента и громко, отчетливо произнести в ответ: " Что Вы жалуетесь, что Вы кричите, я Вас прекрасно слышу и понимаю, я сама такая же, как Вы. Перенесла операцию, живу, работаю… " И возможно это бы и следовало сделать, чтобы снять внутреннее напряжение, чтобы поставить распоясавшегося человека на место. Но профессиональная этика, гиперответственность и чрезмерная уверенность в своих силах, мол я все смогу, со всем справлюсь, все вытерплю, заставляли терпеть, молчаливо слушать и глотать незаслуженные обидные слова. А тем временем внутреннее напряжение росло, накапливалось, с каждым днем усиливая дискомфорт от нахождения на работе. Сложности в общении стали возникать не только с пациентами,  но и с коллегами.
Мы начали  как обычно,  с детства,  вспомнили родителей, учебу в школе,  институт, хобби,   увлечения,  поговорили о привычках и о том,  что доставляет истинную радость,  поговорили о болезни,  о работе, о семье и об отношении к смерти…  О многом поговорили. И вот что удивительно,  человек,  который сам остро нуждается в помощи,  в поддержке, во внимании, иногда в сострадании,  неустанно твердит о том,  что он должен быть полезным и нужным тем, кто его окружает – родным,  близким, друзьям,  коллегам,  пациентам. Всем нужно успеть помочь.   Его заботит не внутренний конфликт и внутренняя боль, а факт того, что он может нагрубить пациенту на работе, может не успеть что-то хорошего сделать окружающим.  Человек не видит связи между своими чувствами, своими потребностями, желаниями и своим поведением, своими действиями. Ее рабочий день длится 8 часов.  День в утро, день в вечер. И всё это время нескончаемый поток посетителей и звонков.  К каждому нужно найти свой подход, каждому выделить "кусочек" своей души, тепла, внимания, понимания, проявить искреннюю эмпатию и при этом оказать услугу на высоком профессиональном уровне. После работы – домой, к семье, готовить, убирать, гулять с собакой, помогать больной свекрови. А выходные дни полностью посвящать проблемам престарелой мамы, которая живет на другом конце города.  И все это стараться делать хорошо!  Даже не хорошо, а на отлично!  Многие ли так смогут? Вот и я сказал: "Не многие".
– Почему интересы других для Вас важнее, чем собственные?  Почему для Вас важно быть хорошей для других?  Почему Вы не отдыхаете, не выделяете время для любимых занятий? – спросил я ее. Она удивленно смотрела на меня и не могла найти ответ. – Я так привыкла, с детства, – тихо промолвила она, после небольших раздумий. – Мама говорила, что я должна быть хорошей девочкой, доброй и послушной… Она замолчала, подняла глаза кверху, задумалась. – А ведь правда, для меня очень важно быть хорошей для других, – вдруг промолвила она. – Даже если это не нравится мне и не нужно, я буду продолжать делать то, что нужно другим, лишь бы чувствовать себя хорошей. – Что это дает Вам? – осторожно спросил я. – Что позитивного Вы вносите в свою жизнь с этим чувством? Она пожала плечами, покачала головой: "Ничего. Совсем ничего". – Тогда зачем Вам это? Вы растрачиваете свои силы,  опустошаете себя. – Но я хочу помогать людям,  это мне нравится,  это мое призвание,  – сказала она в ответ. – Это замечательное желание,  достойное уважения и восхищения,  но чтобы помогать людям,  нужны силы,  нужно находиться в ресурсном состоянии, а для этого  нужно любить себя,  нужно баловать себя,  уделять себе время и уметь выставлять личные границы. Невозможно никому помочь, когда у тебя нет сил, когда ты истощён и опустошён. Именно отсюда появляются проблемы с общением, в отношениях, со здоровьем, наконец…
Она прикрыла глаза, слегка закусила верхнюю губу, подумала немного, улыбнулась и сказала: "Вы же подскажете, что с этим делать? "
– Подскажу, конечно.   – я улыбнулся в ответ и произнес: "Ответы на все вопросы есть в нас самих. Просто нужно научиться слушать себя, слушать свой внутренний голос, быть честным со своими чувствами, эмоциями и желаниями. Я уверен, что Вы сможете найти те инструменты, которые дадут Вам возможность помогать людям и оставаться при этом в ресурсном состоянии, получая от этого удовольствие".

Злость на маму
– Я очень злюсь на свою маму, – так прозвучал запрос женщины, позвонившей мне несколько недель назад. Она живет в другом городе, и наше общение происходило в формате онлайн консультации с использованием видео связи. Для меня было крайне удивительным, каким образом женщина узнала обо мне, но я не буду на этом заострять внимание. Позвонила, значит так было нужно и ей, и мне, и тому, кто дал ей номер моего телефона.
Итак: "Я очень злюсь на свою маму". Спокойная, общительная, рассудительная женщина, ей, по всей видимости, недавно исполнилось пятьдесят.
В жизни всё в полном порядке. Любящий муж, двое взрослых детей, своё дело, дом, дача, много путешествий. Одна незадача – постоянные угрызения совести из-за невозможности нормального общения с престарелой мамой.
И не сказать, чтобы мама была слишком требовательна или конфликтна.  Просто в свои восемьдесят она никак не может понять, что ее дочка выросла, что у дочки своя жизнь, своя семья, работа, путешествия.  Да мало ли дел у взрослого, самостоятельного человека? Гиперопеку она помнит с детства.  Это началось через несколько лет после рождения младшей сестры, когда скоропостижно умер отец. Ей было тогда четыре года.  Мама долго плакала, не ходила на работу, а потом стала контролировать девочек во всем.  Желание выйти из-под контроля матери было настолько сильным, что она в 18 лет вышла замуж и переехала к мужу в соседний город. Она любит маму.  Два раза в неделю приезжает к ней, помогает по хозяйству, привозит продукты, но длинных разговоров не получается.
У нас был долгий,  обстоятельный разговор,  мы вспоминали разные житейские истории,  пытались найти истинные причины того чувства,  которое порождает раздражение и напряжение при общении с родным,  любимым человеком. Несколько раз в нашем разговоре промелькнула фраза: "Я понимаю,  что ей скучно,  но не должна же я бросить все свои дела ради нее. У меня своя жизнь."
Что-то во всей этой истории не ладилось. Я не мог понять почему беззлобная, может немного навязчивая, опека мамы вызывает такое раздражение. – Скажите, – спросил я, – а нет ли в Вашем сердце обиды на маму?  Может быть в детстве она что-то Вам сделала или сказала что-то такое, что Вы на нее обиделись? – Нет, не было такого, я такого не помню. – Попробуйте вспомнить не события, а свои чувства. Вспомните, может быть у Вас появлялось чувство обиды, злости на маму, может быть были ситуации, которые вы очень эмоционально переживали?
– Слушайте! – вскрикнула она, – было. Точно было.  Мне было тогда тринадцать лет, а сестре одиннадцать. Мама поздней осенью ездила в деревню навестить свою маму, нашу бабушку.  Бабушка тогда болела. Мама приехала, побыла у нее несколько дней и уехала, хотя бабушка очень просила ее остаться еще на несколько дней. Но мама не согласилась и уехала. Бабушка через два дня умерла. Соседи прислали нам телеграмму, а потом позвонили. Соседи бабушку и хоронили. Мама не поехала, она должна была выходить на работу. Она сказала: "Что уже ехать?  Я только неделю как вернулась оттуда"
Мы помолчали. Я дал время вспомнить то чувство, пережить его, а потом спросил: "Скажите, какое чувство Вы тогда испытывали, что это было за чувство? Бабушка была для Вас близким человеком? Вы часто ее видели?
– Мама нас с сестрой отправляла к бабушке каждое лето.  Мы очень любили бабушку, она была очень доброй и веселой! – Женщина прикрыла глаза. Было видно, что она вспоминает. – А чувство, мне сложно сказать. Это было очень обидно и необъяснимо, то, что мама не поехала на похороны бабушки.
– Вам не кажется, что Ваши отношения с мамой несколько напоминают отношения мамы с бабушкой?  Не могла ли та история стать проекцией ваших сегодняшних отношений?
Она всплеснула руками, потом закрыло лицо и заплакала. Да.   Боль, обиды, разочарование нужно обязательно прожить, выплакать, высказать.  Но зачастую,  чтобы их вспомнить нужен тот,  кто услышит,  кто задаст правильный вопрос,  кто не будет давать оценки,  кто обязательно поймет и поддержит,  но  не будет жалеть и  сюсюкать. Узнав истинную проблему,  можно начинать с ней работать. Именно этим мы и занялись. Мы простили все обиды, мы попросили прощение за нашу злость,  мы поблагодарили жизнь за данный урок и признались в любви. А еще мы представили себя одинокими в старости,  когда единственной живой, говорящей  "душой" в квартире или доме является телевизор или радио. Представили, когда рядом нет родных и близких, нет друзей и подруг, поплакали немного.
Время у одинокого человека течет совсем не так, как у человека семейного. Оно тянется медленно, медленно, в ожидании встречи с любимыми людьми. – Мама умеет пользоваться смартфоном?  – спросил я. Она удивленно посмотрела на меня и сказала: " В ее возрасте сложно понять,  как он работает. Я ей купила сотовый кнопочный телефон". – Купите маме смартфон, – сказал я,  – и попросите своего сына показать ей,  как пользоваться видео связью,  как просматривать видео ролики и фотографии. Я уверен, что она все освоит, когда поймет, что сможет не только слышать Вас, но и видеть.
Прошла неделя. Кажется, был Субботний день.  Мой вотсап издал свистящие звуки, оповещающие, что меня вызывают по видео связи. Я нажал на кнопку "Принять вызов», посмотрел на экран и не смог сдержать улыбку. На меня с экрана, улыбаясь, смотрела вся семья моей недавней Клиентки. Во главе семьи, со смартфоном в руках, сидела милая женщина очень уважаемого возраста – это была счастливая мама.

Котик
Все началось достаточно банально.  У нее умер кот. Событие крайне печальное, болезненное и всегда неожиданное. И головой мы всё понимаем.   Все мы, рано или поздно, уйдем, но принять факт, что любимого тобой существа больше в этом мире нет и не проявить при этом эмоций – невозможно. Ее эмоции растянулись на долгую неделю и вылились ведрами слёз, стенаниями, чувством глубокой душевной боли, самобичеванием, и как это не покажется странным, чувством вины. Вины за то, что не спасла. Котик прожил у нее около 17 лет. Она подобрала его зимой, у помойки, маленьким, больным, умирающим котёнком. Долго лечила, откармливала, отогревала, отмывала, учила.  Он это ценил. Он стал полноправным членом семьи, его никогда не оставляли одного, он везде был с ней. И даже уезжая в отпуск, она брала его с собой. Редкому человеку выпадает счастье так прожить свою жизнь. Но, годы берут свое.  Век кошек, собак значительно короче, чем век человека, и в 16 лет котик начал болеть. Она его лечила, как могла. Лучшие врачи, лучшие лекарства, лучшая еда.  Но он не захотел больше ее мучить, слишком сильно он ее любил и в какой-то момент, почувствовав своим кошачьим чутьем что уже не поправится, взял и ушел.  Ушел красиво. Он подошел к ней, потёрся мягкой шерсткой об ее руку, тихо помурлыкал, заглянул в глаза, зажмурился и ушел на свое место, сделав вид, что заснул…
Мы встретились с ней через неделю после того, как это случилось. Мне позвонил ее муж, мой давний приятель, который случайно узнал, что я заканчиваю курс по психологическому консультированию. Все его доводы и попытки успокоить жену результата не принесли,  она плакала и день и ночь, винила себя,  винила врачей,  загоняя себя все больше и больше в состояние горя,  печали,  вины и тоски. Мы начали с ней с кота.  Мы дали возможность выплакать горе, мы поговорили о вине, нашли причину этому чувству, мы осознали разрушительную силу тоски и печали, и мы даже смогли улыбнуться, разглядев в мириадах звезд на ночном небе, такие знакомые и такие любимые глаза.  Ведь все псы и все коты попадают в Рай, а Рай, как известно, находится на небесах. Она перестала плакать.
Конечно всё это было не так просто, и за каждым нашим чувством что-то скрывается. Как правило – это что-то идет из детства.  Зачастую мы об этом не помним, мы этого не осознаем, до поры до времени, а потом нас накрывает. Поводом может служить все, что угодно.  В данном случае – это был кот… и перфекционизм, чрезмерное чувство ответственности, размытые личные границы, потребность в любви, детские страхи…
Но вот что удивительно. Человек жил 50 лет, его постоянно что-то напрягало, что-то мешало получать от жизни удовольствие, но он шёл и шёл вперед, не обращая внимания на все эти "мелочи", которые накапливались, отнимая жизненные силы. И возможно, так бы она и шла, если бы не кот, который, уходя на небеса, решил преподнести ей в подарок возможность заглянуть в себя, остановиться, задуматься и попробовать начать всё сначала.
И да, случайных событий во вселенной не бывает. Всё относительно и закономерно.  Всё имеет свой смысл и свое предназначение. Прошел месяц.  Она завела нового котика, которого подобрала на той же помойке.  Отмыла, откормила, лечит, воспитывает… и каждый раз, поднимая взгляд к небу, улыбается и благодарит того, кто преподнес ей главный подарок в жизни – обрести себя.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70235320?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Всякая всячина Борис Горанский
Всякая всячина

Борис Горанский

Тип: электронная книга

Жанр: Юмористическая проза

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 07.05.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В данном сборнике представлено несколько рассказов и эссе, навеянных своими наблюдениями, размышлениями, фантазиями, переживаниями и жизненным опытом.

  • Добавить отзыв