Собака из лужи лакает небо. Философская лирика

Собака из лужи лакает небо. Философская лирика
Валерий Белов
В собаках много человеческого… как и наоборот, и не всегда только хорошего. Как написал ещё Аристотель «Человек по своей природе есть общественное животное», что лишь подтверждает сказанное. Хорошо это или плохо – не нам судить, а вот жить в соответствии с этим приходится.

Собака из лужи лакает небо
Философская лирика

Валерий Белов

© Валерий Белов, 2023

ISBN 978-5-0060-0787-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

У Бога лишнего не просят
Под серым небом октября
не дай тоске себя неволить,
не ощути себя голь-молью,
по лучшей участи скорбя.
Судьба отвергнутых изгоев —
не для тебя!
Не обращай мольбы наверх —
из всех богатств одна лишь проседь —
у Бога лишнего не просят.
Жить без надежды на успех,
душою обрастать коростой —
удел для всех.
В бутылке антидепрессант…
Но суть не в том, что ты средь прочих
к унылой жизни приторочен,
вздымаешь руки к небесам,
и срок свой на часах песочных
не знаешь сам.
Кто о несбыточном скорбит,
судьба особенно прессует.
А кто руками голосует
наказанных кариатид
и к Господу взывает всуе —
Тех Бог простит.
* Кариатиды (одно из толкований) – это проститутки, превращенные в камень за распущенное поведение и обреченные держать на себе всю тяжесть зданий в назидание другим женщинам

Памяти белые строчки
Вместе с весной зову плоти послушны
Мы обнажим наше тело и души.
Лето бесстыжее нравственность выжжет,
Есть в чём раскаяться осени рыжей.
Плача дождями от чувств безответных
Бесом в ребро к нам придёт бабье лето.
В весях родных бесовство повсеместно,
Но наша нравственность справится с бесом.
К нам, как священник грехи отпуская,
Выйдет зима беспросветно седая.
Мы все упрёки как наледь сбивая,
Сделаем вид, что послушны до мая,
И на тепло оставляя надежды,
С лета приходом вновь скинем одежды.
А что с годами виски всё молочней,
Это как памяти белые строчки.

По ком звонит колокол
Не любой себе сознаться хочет,
Завершая прожитые дни —
Где недавно слышался звоночек,
Там сегодня колокол звонит.
Звук всегда с задержкой долетает
Дальним отголоском чьих-то бед.
А по ком тот колокол рыдает?
Очень может статься – по тебе.
Рано ль, поздно ль ты свои печали,
Выставив пинком за парапет,
В неизвестность мрачную отчалишь
На свои семь бед сыскать ответ.
От того, что сложенные вирши
Улетят с тобой на небеса,
Колокольный звон не станет тише —
В мире невозможны чудеса…
* * *
…Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе.
По ком звонит колокол гулко, надрывно,
Не затихая вдали?..
Трое застыли над краем обрыва
На окоёме земли.
Нашлось сразу десять лихих и развязных —
Нам ли пальнуть не суметь?…
Даже не сняли с несчастных повязки —
Пусть привыкают ко тьме.
Да кто так стреляет? Эх, ты, неумеха,
Где таких взяли мазил…
Резкой синкопой расстрельного эха
Благовест вдруг засквозил.
По ком звонит колокол? Власть изменилась.
Старые всплыли грехи,
Всех посчитали и впали в немилость
Десять развязных лихих,
Все те, кто когда-то над краем обрыва
В контру стреляли с плеча.
Точно с такой же синкопой надрывно
Благовест им прозвучал.
Всю жизнь проживя не с винтовкой, указкой
Тыча в других не со зла,
Есть ли такие с кого ты повязку
Снять даже не пожелал?
По ком звонит колокол гулко, натужно
Грозным предвестником бед?
Не задавайся вопросом ненужным —
Ведь он звонит по тебе!
* * *
Посмотрите люди, как вокруг
Вытирают друг о друга ноги,
Как ещё вчерашний лучший друг
Графоманом выставлен убогим.
Странно мне другое, подлецов
Жаловать – душа не прикипела.
Что ж тогда отводим мы лицо,
Вроде как не наше это дело,
Если обижают где, шутя,
Малыша иль женщину унизят.
А что лезть, не наше ведь дитя,
Грязь чужая к вороту не виснет.
Только свисни, если наших бьют,
Но не тех из бывших, из вчерашних.
А сейчас не чокаясь нам льют
За того, кто прекратил быть нашим.
Кому завтра перебьют хребет —
Ты таким не мучался вопросом?
Колокол звонит и по тебе,
Если ты на подлость безголосый.

Я тот, кто над вселенной суд вершит
Я тот, кто над вселенной суд вершит.
Мой организм – всё мирозданье ваше.
И если в горле у меня першит,
Я с ровного дыхания на кашель
Перехожу… От извержений мгла
Сгущается, вниз падают болиды,
Под каплей пота с божьего чела
Бесследно исчезают Атлантиды.
Где человек по глупости грешит,
Не веря мудрецам, Христу и Будде,
Я посылаю к ним метеорит,
Но выбираю местность побезлюдней.
Когда же Хьюстон или Орлеан
На мир посмотрят с жадностью циклопа,
Их поступь остановит океан
Дыханием Великого потопа
Иль Йелло-Стоуна. По мере сил
Терплю, как человечеству неймётся.
Но всё что в лёгких я веками накопил
Мне выдохнуть когда-нибудь придётся.
Я тот, кто ваш отсчитывает век
И погребёт весь мир под толщу ила.
Так постарайся сделать, человек,
Чтоб в горле у меня не запершило.

Любая мысль о смерти удручает
О смерти вспоминать для человека
Мучительно, когда в своём особняке
Ничем не озабочен, не калека…
«Ночь, улица, фонарь, аптека…» * —
Но эта безысходность вдалеке.
Пока он счастлив, сам питаться в силах
И день экспроприации далёк,
Лихие времена не наступили,
Именье не разграбили дебилы,
И «он не выпит» *, как когда-то Блок —
Любая мысль о смерти удручает
Того, кто «жить и чувствовать спешит» *.
Но вот уже болезни докучают,
Лекарство от хандры не крепче чая,
А всё равно, так хочется пожить.
О, смерть! Твой приговор тому отраден,
Кого парша заела и лишай.
Но чтобы за кладбищенской оградой
Не оказался ты, спасенья ради,
О суициде и не помышляй.
Кто престарелый – сам ждёт избавленья,
Чтоб впредь «покров земного чувства снять
И видеть сны» * … А то, что смерти веник
Всех приберёт в «прекрасное мгновенье» *,
Как неизбежность следует принять.
Не бойся дня смертельного прихода —
То Господа над плотью приговор.
Всевышнему сие благоугодно.
О предках вспомни ты, чай, не безродный,
Освободи потомкам коридор —
Ведь «молодым везде у нас дорога» *…
А то, кому, каких и сколько лет
Намерено, то мало или много,
Взбираться вверх, а кончить жизнь в остроге —
В аду таких исследований нет…
*Сноски

«Ночь, улица, фонарь, аптека…» – А. Блок;
«он не выпит» – Выражение А. Блока о себе: «Я выпит»;
«жить и чувствовать спешит» – «И жить торопится и чувствовать спешит». Цитата из стихотворения П. А. Вяземского «Первый снег» (1822);
«покров земного чувства снять и видеть сны» – Б. Пастернак Монолог Гамлета: «… когда покров земного чувства снят… уснуть и видеть сны»;
«прекрасное мгновенье» – А. Пушкин: «Я помню чудное мгновенье»;
«молодым везде у нас дорога» – Из «Песни о Родине», написанной И. Дунаевским на слова В. Лебедева-Кумача

Что мы знаем о поэте
Вроде бы как все обут, одет,
И Земля ещё как надо вертится,
Но с душою трепетной поэт
Вдохновенно борется с депрессией.
Если за окном идут дожди
И всё небо обложило тучами,
Рассмотреть, что ждёт нас впереди,
Помогают рифмы благозвучные.
Лицезрев мирскую кутерьму,
На счету особом у Спасителя,
Что в ночи нашептано ему
Выполняет он неукоснительно.
Не своей терзаемый виной,
Он за всё вещает человечество.
По иным понятиям – больной,
Долбанулся с дуба и не лечится,
День и ночь без устали блажит,
Не иначе, принял внутривенное…
Но когда прикажет долго жить,
Очевидным станет сокровенное:
Что поэт поведать нам хотел —
Лишь мечтать о чём, увы, приходится —
Чтобы мир хоть малость поумнел,
Там, глядишь, оно и распогодится…

О восприятии времени
Кому-то кажется,
Что время тянется…
Пред тем, кто жить и чувствовать спешит,
Оно бежит.
За ним, как конница,
Трудяга гонится,
Шустрит… сказал бы о таком народ —
Подмётки рвёт.
Не слыть бездельником,
Лень с понедельника
Забыть себя заставить поутру —
Напрасный труд.
Сосудом в трещинах
Жизнь быстротечная…
А чувствовать спешить, красиво жить —
Не пазл сложить.
Чья жизнь в стремлении
Познать Творение,
Таким пустой бессмысленный балдёж
Что в сердце нож.
А время тянется,
И что с ним станется,
Когда у всех доживших до седин
Итог один.

Куда плывём и о девушке с веслом
Всё в мире предопределил Всевышний.
Что суждено, то и произошло.
Не важно, кто крутил, ворочал дышло,
Не зная, куда плыть, держал весло.
Несовершенством быта недовольны
Мы пробуем порядок на излом.
Когда нам всем дана свобода воли
Столь символична девушка с веслом!
От тягостных раздумий обалдевший,
В столицу оторвавшись из глуши,
В культуры парк и отдыха пришедший
С ней обретёт спокойствие души.
Куда нас завтра вынесет, не знаем,
Путь наш особый неисповедим.
Мы ж ценности свои держа как знамя,
За лучший мир в цене не постоим!
В своих не сомневаясь полномочьях,
Мы вместе с Богом боремся со злом.
А кто грести в мир правды не захочет,
Тот огребёт от девушки веслом.

Плыть можно и без веры в Бога
Две вещи удивляют меня: звездное небо над головой и моральный закон внутри нас
    (И. Кант)
Плыть можно и без веры в Бога.
Куда нас вынесет – бог весть.
В успех вцепившись осьминогом,
За доблесть почитаем спесь,
Гордыню – скажут нам… возможно.
Ответить не сочтём за труд:
Законы жизни непреложны
И без надуманных причуд.
Живём мы с разумом в согласье
По заповедям – Не убий,
Не лги, люби других – но в страсти
Чужой жены не возлюби!
Не укради, чужую ношу
Не волоки за окоём…
Кому нужны законы божьи,
Коль мы и так по ним живём?
К нам для спасительной беседы
Не прилетает серафим.
Когда вконец не самоеды,
Себя нашкодивших простим.
Лишь мучают порой вопросы
Того, кто в бозе не почил:
Кто красил небо купоросом
И жить по правде научил?

Во многой мудрости много печали…
В пику Соломону
Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь..
    (Соломон)
В мир благоденствия, возможно, для всех людей открыта виза.
Но если мы туда не вхожи, откуда взяться оптимизму?
Надежды юношей питают и вдохновляют на свершенья,
Чтоб тайной негой истекая, бежать от плотских искушений.
С молочной зрелостью покончив, любой из нас остепенился,
Был молотилкой обмолочен и будто заново родился,
Всем доказал, что не убогий, не слушал «Марью Алексевну»
И на обочине дороги не рос как во поле обсевок…
На ярмарке пустых амбиций, где всех роднит налёт сусальный,
Взирая на чужие лица, мы удивляться перестали.
Не удивляют нас мерзавцы, ни жадность, ни тупые рыла,
Ни даже мысль – откуда взяться тому, что нас бы удивило.
Во многой мудрости печали, как Соломон сказал, в избытке,
Но мы её не замечали, приумножали не под пыткой.
Жизнь проскакали в ритме скерцо, блаженство да пребудет с нами!
А от дурных реминисценций спасёт слабеющая память.
Под тяжестью познаний горбясь, находим глупые ответы.
И раз нет мудрости без скорби, то нафига нам мудрость эта?
Пусть на душе скребутся кошки, и с мудростью у нас не очень,
Нам Соломон не свет в окошке с премудростью ближневосточной.

В ссоре со временем
С временем поссорившись когда-то,
Помириться я уже не смог.
Дни рожденья, памятные даты
Словно пули били мне в висок.
Седина мне голову покрыла,
Остужая пыл моих страстей.
Ледяные времени порывы
Пронимали душу до костей.
Юбилеи тормозили ловко,
Грабли расставляли на пути,
Чтобы до конечной остановки
Было не дойти, а доползти.
И когда за временем вдогонку
Рвался я, чтоб в пробках не застрять,
Мнение толпы и кривотолки
Мои стопы обращали вспять.
Экий ты, однако, дурачина
Мне твердила наша се ля ви.
Потому совсем не беспричинны
К времени претензии мои.
Но однажды мне и с ним случится
Помириться, буду очень рад,
В тот момент, как жизнь моя вместится
В прочерк, что поставлен между дат.

С Тибета будущность виднее
С Тибета будущность виднее,
Хотя понятно не для всех,
Что наша Троица сильнее
Чем Третий и Четвёртый рейх.
Среди заумных и речистых
Искателей первооснов
Лик Богородицы Пречистой
Главнее миллиона слов.
Поможет нам вода святая
Всю гарь и копоть с сердца смыть,
Она и без доктрины тайной
Умы сумеет просветить.
Нас червь сомнений не источит,
Блаватская не совратит,
И груз премудрости восточной
От Господа не отвратит.

Проклятие человечества
Геноцид и ксенофобия…
У кого рога видны,
Тот не Господа подобие,
А прообраз сатаны.
Мерзость великодержавная…
И такое в мире есть.
Оправданий от лукавого
На земле не перечесть.
На чужой земле захватчиком
Режь под корень там и тут.
Всех не перебил – спохватишься,
Как их дети подрастут
Экстремисты и фанатики…
А тебе она нужна —
Чёрт-те что и сбоку с бантиком
Партизанская война?
Обречённый на изгнание
Возвратится в отчий дом…
Вот такое оправдание
Даже в Библии найдём…
Авель, Каин – не безбожники,
Оба Господа сыны.
На кого тогда похожи мы,
И какие видим сны?
От какой заморской нечисти
Мир мы призваны спасти?
Ксенофобия не лечится,
Так Писание гласит.
С детских лет у человечества
С геноцидами беда,
То, к чему добавить нечего:
Вы же звери, господа!*
*Фильм – «Раба любви (1975)» – «Господа, вы звери!»

Надежда только на любовь
Когда по зыбким кочкам мироздания
Прочь человечество идёт из гиблых мест,
Тогда любовь не только состояние,
Она и проводник, держащий шест…
От безысходности озлобившимся, спившимся,
Погрязшим в непристойном баловстве,
Любовь помочь сумеет оступившимся,
Свой шест подаст и выведет на свет.
Научит неразумных, как прожить нам всем,
Чтоб никому вокруг не досаждать…
За проповедь любви к собрату ближнему
Как христианство можно осуждать?
Не верю я ни в чудо воскресения,
Ни в то, что было раньше, ни потом,
Но отвернуться от руки к спасению —
Не гордецом быть нужно, а глупцом.
Подняться над собой, есть лучше способы,
Их избранным поведал Вельзевул.
Когда те гуры сами не утопли бы
В самопознанье, я бы к ним примкнул.
Незрячим поводырь – слепая ненависть.
Желающему выйти с гиблых мест,
Чтоб знать, куда ступить в трясине мерзости,
Надежда на любовь, держащей шест.

Свинство и любовь к деньгам
Быть лучше прочих я не дам зарок,
Последним не смогу я поделиться.
Но если бедность – это не порок,
То жадность, говорят, большое свинство.
Не будь свиньёй и Бога не гневи…
Поговорим мы лучше о любви.
Особый род любви – любовь к деньгам.
То чувство безответно лишь к ленивым.
И тот, кто роет рылом тут и там,
Найдёт свой клад под дубом, под оливой.
Засохнет если дерево в тот год,
Свинья от сожаленья не умрёт.
* * *
Неплохо было б на купюрах обиходных,
Что люди в банки с трепетом несут,
Изобразить бы жёлудь знаком водным,
Отображающим свинячью суть.
Пятак на морде у свиньи, скажу я вам,
Из-за её пристрастия к деньгам!

Поп-культура и любовь к природе
Человек шёл в лес бить зайцев,
А потом ружьё отбросил,
Сел и начал вдруг смеяться…
Зайцы окосели просто,
Обалдели просто зайцы,
И спросили всей гурьбою:
– Нам самим не догадаться.
Дескать, дядя, что с тобою?
Что вдруг за метаморфоза,
Ты не переохладился?
– Что вы, зайцы, от мороза
Я как заново родился.
Потерял к убийству тягу,
Овощами стал питаться.
Я вчера прослушал шлягер
Группы «Дед Мазай и зайцы».
Изучил их партитуру —
Да, высокое искусство…
Вот что значит поп-культура
И к родному краю чувство!
Впредь с природой единенье
Нарушать мне неохота,
Где в гармонии Творенья
Зайцы – это те же ноты.

Будем жить, пока нас не попросят
Будем жить, пока нас не попросят
На земле оставить города,
Но и после смерти нас не бросят,
Чтоб мы не сбежали до Суда…
В стороне родной, от слёз опухшей,
Где воспоминанья как конвой,
Сорок дней продержат наши души,
А потом отпустят в мир иной.
Там без адвокатских словопрений,
Не нарушив времени лимит
На прибывших, к полному забвенью
Суд присяжных нас приговорит.
Что кому поставят на погосте,
Не усопшим нам о том судить…
Будем жить, пока нас не попросят
Место для других освободить.
Нас не бросят. Из земной темницы
В мрак иной попав, хоть вырви глаз,
В новой ипостаси повторимся
В униформе, сшитой на заказ.
А без дополнения Марины Владимировны Чекиной стихотворение представляется просто незаконченным
А когда попросят – оторвётся
От земного-бренного душа:
И без документов, без эмоций
Поплывёт над миром не спеша…

Собака из лужи лакает небо
К чему приводят души порывы
Знакомо многим, кто не лукав…
На солнце комья земли от взрывов,
В канавах спящие облака.
Живёт обыденность в перемене,
Скрывает вечное новизна,
И даже солнечное затменье
Кому-то радость и божий знак.
Младое племя до исступленья
Готово спорить, что вечность – миг.
И нет для времени извиненья
У тех, кто старости не достиг.
Несовершенное безупречно
В своём развитии как процесс,
Кому-то время платком на плечи,
А для кого-то тяжёлый крест.
Мечта поманит, мираж обманет,
Болотной гатью надежд настил,
И нет у возраста пониманья,
Что надо бросить, а что нести.
Соседство нужного с непотребным —
Мироустройство на все века.
Собака из лужи лакает небо,
Но всё не выпьет наверняка…
А кошке хочется молока.

О мужском и женском полушариях
В устройстве мироздания (и прочего,
Что там Творец задумал) мозговым
Стать центром человеку полномочья Бог
Вручил, быть чем-то вроде головы,
В котором поместил два полушария —
Мужское (за порядок отвечать)
И женское (как для Ивана Марью дал,
Чтоб ей порядок этот нарушать).
Задачи у мужчин и женщин разные.
Два полушария и каждому – своё.
Но тесно так они друг с другом связаны,
Что порознь им под небом не житьё.
Ответственны за всей планеты будущность,
Создателя надежда и оплот.
Одно из них солидно и рассудочно,
Другое в разуменье антипод,
Причину оторвёт легко от следствия
(Как будто жизнь возможна вне причин),
Мужскому полушарию, как бедствие,
Добавит дополнительных морщин.
Чтоб поболтать с подружками Стожарами,
Как светлое пятно на фоне тьмы,
Блондинистое это полушарие
Добавило и в небе кутерьмы.
Когда же поднялось оно до Логоса,
Взойдя на мирозданья пьедестал,
Чуть Логос от него умом не тронулся,
Но спорить с женской логикой не стал.
Умён, чтоб не вступать с ней в разногласия.
Созвездиям перечить он не смог,
Когда весь небосвод зажегся надписью:
Что хочет женщина, то хочет Бог!
От паранойи, пут формальной логики
Мужскую половину ей лечить.
И надо быть зашитым алкоголиком,
Чтоб женщин в силлогизме уличить.
Живут они вселенскими пожарами
И рубят по живому сгоряча.
Огромное мужское полушарие
Без них, что половинка от мяча.
Сам Логос, пребывающий в прострации,
От женщины буквально без ума,
Блондинистую он одобрил акцию,
Астральная, знать, надоела тьма.

Проблема отцов и детей
Два поколения – сущий пустяк,
Даже когда под одной они крышей.
Светлое время – для взрослых трудяг,
Темень – для тех, кто годами не вышел.
С вечера предки устроят бедлам,
Ночь напролёт молодые судачат.
Дом превратится в индейский вигвам,
Трубкою мира прокуренный напрочь.
За бледнолицых болезных своих
Очень тревожится вождь краснокожих,
Совесть до лампочки стала для них,
С чем краснокожий смириться не может.
Если развеется с крыши дымок,
В доме поселятся сырость и прелость,
А стариков, как печальный итог,
Ждёт резервация – Дом престарелых.
В мире продвинутом стало светлей,
Многое к лучшему в нём изменилось,
Лишь без проблемы отцов и детей
Жить человечество не научилось.

Уныние с души ты вытяни за хвост
Депрессия живёт бельчонком внутри нас,
В сокрытом от других, невидимом для глаз,
По дереву души слоняется везде,
Где чувства как птенцы у совести в гнезде…
Раскрытые их рты тебе не прокормить,
Что требуют еды, но больше просят пить.
А на ветвях души играется зверёк,
Сжимая между лап желанный пузырёк.
Но как бы ни был ты подавлен, удручён,
Гони зверька, гони, тут жалость не причём.
Уныние с души ты вытяни за хвост,
Пока бельчонок тот до белки не дорос.

Екклесиаст о подарках
Подарки портят сердце! Много —
Волнение… За что дают?
А мало – гнать таких с порога,
С неподающим надо строго…
А люди – просто ни в тую,
Какой порыв на них накатит?
Что если ультрафиолет…
И лет на восемь? В результате:
Подарков на всю жизнь не хватит,
Кардиограмма – хуже нет,
Таблеток груда на подносе,
Левосторонние шумы
И санитары с миной постной…
Когда же сердце на износе —
Беги подарков, как чумы.
Конец всегда начала лучше,
Ведь человек кузнец и жнец…
А вот меня сомненья мучат.
Добавлю я на всякий случай —
Это смотря какой конец!
Коваль, судьбы своей дневальный
В орало меч перековал,
Да сам попал на наковальню…
Когда б он знал итог финальный,
Ковать бы век не начинал.
Подарки портят сердце! Много —
Волнение… За что дают?
А мало – гнать таких с порога,
С неподающим надо строго…
А люди – просто ни в тую…

Екклесиаст о смехе и печали
Ходить в дом плача об умершем
Куда главней, считал мудрец,
Чем пировать – ведь разомлевших
От пьянства и совсем не евших
Ждёт одинаковый конец.
С подобным кто ж не согласится….
И как поведал царь царей:
От смеха злы людские лица,
Но если горе приключится,
То скорбь их делает добрей.
Печаль в своей одежде мрачной
Не отправляется на бал,
Где высший свет в мазурке скачет.
И сердце мудрых в доме плача,
А сердце глупых там, где гвалт.
Уж лучше слушать обличенья
От мудрого, чем в песнь глупца
Вникать с особенным почтеньем
И ждать какого-то значенья
От ламца-дрица-гопцаца.
Смех глупых – что в костре терновник,
Треск хвороста из-под котла,
В котором плавает половник…
И слышать нам уже не внове,
Что это тоже суета.
А притесняющий кого-то
Иной влиятельный мудрец,
Каких бы ни достиг высот он,
С ним ясно всё до подноготной —
Глупец и в Африке глупец.

Лет детских мозаика
Детство разбилось. Упавшего зеркала
Части отдельные носим в груди.
Всё, что с годами ещё не померкло в нём,
Гранями ранит, саднит.
Юность, желаньями детство разбившую
Радости из ничего просто так,
Мы раздарили букетами пышными
Праздных беспечных гуляк.
Взрослая скаредность, в кучу собравшая
Зёрна и плевелы лет прожитых,
Носит монетами в складках бумажника
Отблески дней золотых.
Смотримся в них мы, как в зеркала зального
Битого временем тёмный проём,
И по осколкам лет детских мозаики
Всё про себя узнаём.

Житейские мелочи
Как много внимания мы придаём мелочам,
От главного нас уводящих, с дороги сбивающих.
О том, что нас мучает, спать не даёт по ночам,
Мы пишем романы, поэмы, словами играючи.
Весна, пробуждение – это вам не пустяки.
А летом жарища от страсти всё испепеляющей.
Сентябрь, бабье лето, прощания, птиц косяки,
От душ чьих-то стылых и зимних ветров улетающих.
А дальше позёмка, сугробы нам ставят заслон.
Приехали, словом, и дальше нам двигаться незачем.
Сбылось, не сбылось, было или быльём поросло —
По счёту большому, всего лишь житейские мелочи.
Кто за проживание выставить сможет нам счёт?
И где прейскурант, обойдутся во сколько утехи нам?
Ведь главное то, что за старым придёт новый год,
И мы на погост из гостиницы жизни не съехали.
А значит, опять нам рассветы встречать не слабо,
Канючить и требовать, злиться, мечтать, привередничать,
В стотысячный раз рифмовать нам про кровь и любовь,
А это уже для живущего вовсе не мелочи.

Ангел, мятущийся в тесном пространстве
Ангел, мятущийся в тесном пространстве
Где узаконена спесь,
Где перечёркнута честь
Линией непостоянства —
Не позволяет упрямство
Крылья сложить на насест.
Ангел, распятый на жердях созвездий,
Мнишь ты с креста соскользнуть?
Многострадальную грудь
Сжатую болью и резью
Тягой житейской к возмездью
Освободить как-нибудь?
Ты за свободу откупишься ложью,
Сбросивши святости плен.
Ждёшь ты каких перемен,
Ангел, меняющий кожу?
Что обратишь ты к подножью,
Что обретёшь ты взамен?
Ангел, с рождения чуждый неверью,
Призванье своё не забыл?
От сонма докучливых рыл
Скрытый железною дверью,
Смирись, прихорашивай перья
Двух неотъемлемых крыл.
1972

Матерь Божия скорбящая,
на кой ляд все это надо?
Время, рядом проходящее,
Под твоим скользящим взглядом
Увядает преходящее.
Матерь Божия, скорбящая,
На кой ляд все это надо?
Пятикнижье Моисеево,
Кладезь мудрости и знаний,
В мудрых притчах о спасении
Что разумного посеяли
Твои древние сказанья?
Скипетр, трон и семя сучее,
Царедворец и калека,
Преклоненье и падучая —
Всё, похоже, дело случая —
Не от мира, но от века.
Ты же, тварь сиюминутная,
Разорвать сумей оковы,
Силы скрытые подспудные,
Осужденью неподсудные
Воплоти в живое слово.
Светом вечного учения
Упаси чело от тлена.
Времени прервав течение,
Отыщи своё спасение
От обыденности плена.
От судьбы, твоей избранницы,
Конный не беги, ни пеший.
Люди скажут: С него станется…
В память о тебе останется
След кометы догоревшей.
Разомкнув земли объятия,
В небо вперившись с разгона,
Тверди свод подправишь вмятиной
И пришпилишься к распятию
Звездочкой на небосклоне.
Слава – бремя преходящее.
Одиночество. Награда —
Ангелов глаза горящие.
Матерь Божия, скорбящая,
На кой ляд все это надо?
1988

Кому бы в морду дать за эти слёзы
Вся жизнь – цепочка маленьких побед
И череда досадных поражений.
А лучшие порывы юных лет —
Не более чем свыше одолженье.
Всё суета – сказал Екклесиаст,
Недостижимо вечное блаженство,
Покой и воля – это не про нас,
И человек далёк от совершенства.
В сравненье с вечностью совсем дитя,
Как Пушкин говорил – ещё младенек,
Ломает колыбель свою шутя.
Что будет, когда встанет с четверенек?
На всю вселенную поднимет крик
И о себе – Я есмь – заявит гордо,
Но с помыслом одним, как Мендель Крик
У Бабеля страдал – кому б дать в морду…
Создатель что-то там недоглядел,
Замешивая нас по локоть в глине,
Когда не смог он положить предел
Тщеславью, самомненью и гордыне,
Что расцвели внутри людей взамен
Обещанной им всем свободы воли,
Чертополох на ниве перемен,
А зёрна доброты – обсевки в поле.
Три ипостаси мерзости живут
И обещают жить, похоже, вечно,
Пока до основанья не сожгут
Всё, что в природе нашей человечно.
Не тварь дрожащая, а человек
Топор, тушуясь, прячет под дублёнку…
Невинная сползает из-под век,
Как мера правоты, слеза ребёнка…
А мы, едва взобравшись на бугор,
Уже готовы рвать любые дали.
Дай нам возможность выйти на простор,
То где б тогда нас только ни видали!
Везде б звучал истошный наш клаксон
И даже там, куда нас и не звали…
Конквистадор дал инкам колесо,
А дело довершил колесованьем.
Стремясь отвлечь беспутных от путан,
Им разум дал в стальные руки крылья…
Как результат – Ирак, Иран, Афган,
Бен-Ладан и другая камарилья.
Любую ложь готов принять народ
Из уст того, кто правит в этом мире,
И если Рим, по пьяни, сжёг Нерон,
Возможности сейчас гораздо шире.
Как с гуся с нас библейская вода,
Не омывает и души не лечит.
Кто скажет мне – и это суета,
Да нет, отвечу – кое-что похлеще.
До срока приближая свой конец,
По головам всё выше мы и выше…
В семье народов крёстный наш отец
Пинает всех, росточком кто не вышел.
Творя добро, провидит зло Творец.
Чтоб ограничить мир в его гордыне,
На Вифлеем пикирует гонец —
Бог вспоминает о внебрачном Сыне.
На Землю посланный за нами присмотреть
(Нам, глупым, мёд бы пить его устами),
Сын предпочёл мучительную смерть,
Чем принимать участие в бедламе.
Его встречали Будда и Аллах,
Узнать, как мы себя ведём на воле,
Но мрачно констатировали факт,
Что вышел человек из-под контроля
И, поклоняясь праздной чепухе,
На праведное слово корчит рожи.
Чья радость в греховодной шелухе
Увещевать таких – себе дороже…
Что сбились мы с предписанных путей,
Когда-нибудь, заблудшие, ответим…
Всё суета, но в этой суете
Рождаются и плачут чьи-то дети,
И гибнут чащи, и клянёт свой хлев
От голода охрипшая бурёнка,
И впитывает губкой чёрствый хлеб
Слезу с ресниц невинного ребёнка…
Похоже, сотворивший нас Старик
Не ожидал такой метаморфозы.
И прав у Бабеля был Мендель Крик —
Кому бы в морду дать за эти слёзы?
2004 – 2013

С криком мы приходим в мир,
а уходим молча
…Не всё нам в тряпочку молчать, пора о вечном прокричать!
С криком мы приходим в мир,
А уходим молча,
В ночь, протёртую до дыр,
Взгляд сосредоточив.
Знать ответ бы наперёд
У немого рока.
– Неужели мой черёд?
Как же так, до срока?..
Кто-то въедет в мир иной
Прямо на лафете.
Кто-то с вечера хмельной
Примет смерть в кювете.
Шумные по пустякам,
Люди-человеки,
Мы тогда наверняка
Замолчим навеки.
К ритуалу немоты
Нас принудят силой,
Даже если я и ты
Это не просили.
Слов невысказанных жгут
У венца творенья
Отчекрыжат, отсекут
Ножницы в мгновенье.
Что сомкнуло два кольца,
Жизнь прервав мгновенно?
У Создателя-творца
Спросим непременно.
Ухмыльнётся Строгий лик.
И по нашей части
Буркнет в бороду Старик:
«Что, не накричался?»
Скажет ангелам своим:
«Люди – те же дети,
Им – давай поговорим,
Даже после смерти…
Вот ещё один клиент.
На простом погосте
Неуместен монумент —
Камнем обойдётся.
Невелик певца улов
В мире созиданья.
Черканите пару слов
Прочим в назиданье».
Эпитафия… Итог
Этого страдальца —
Ляжет камня поперёк
Надпись: «Он старался!»
Для грядущей славы, брат,
Этого в избытке.
Важен ведь не результат,
А его попытки.
Шевельнётся чуть свеча,
Колыхнётся пламя…
Нам бы лучше помолчать,
Как в плохой рекламе.
Мы ж шумели и шумим
Колосками в поле.
Всё, о чём здесь говорим, —
Лёгкий бриз не боле.
То не ветер-суховей,
Не комбайн грохочет,
То над жатвою своей
Ангелы хохочут.
Ждёт при жизни нас успех,
Оттого и спешка.
Да не минует нас всех
Божия усмешка.

Камо грядеши, человече?
Публично признанный герой
Иль осуждаемый предатель,
Все движимы одной мечтой —
Добавить в мире благодати,
Чтоб похвалил его Создатель
За то, что, на судьбу не ропща,
Себя отдал он пользе общей,
Высоких помыслов службист…
Из ничего слагаясь в нечто,
По ленте Мёбиуса жизнь
Идёт, замкнув знак бесконечность,
Нулями ограничив вечность…
Камо грядеши, человече?
И на вопрос ответить нечем.
Как след теряются вдали
Сплошь обезличенные лица.
И бесконечности нули
Пустые вперили глазницы
На всех, сумевших отличиться.
Тех, чей удел пылиться в списках,
Что выбиты на обелисках.
Уж так ли два нуля пусты?
Героев бывших в них излишки.
Среди насущной суеты
Их было слышно, даже слишком…
А впрочем, все они пустышки,
Гремевшие как погремушки,
От коих пользы на осьмушку…
Где бесконечность – два нуля
У беспредельности столетий,
На обелиск лишь бросив взгляд,
Толпой шагают те и эти…
Куда, зачем? – Им не ответить.
Камо грядеши, человече
По ленте Мёбиуса вечной?

Стрелки на циферблате вечности
У вечности часов три стрелки есть —
Для человека, общества, астрала.
Родился, вырос, был и вышел весь…
Для звёзд сто тысяч лет – ничтожно мало.
У времени единый циферблат.
Жизнь человека – стрелкою секундной,
И если вовсе стрелку ту убрать,
Немного потеряет мир подлунный.
Вселенские часы не сбавят ход,
Когда минутной стрелкой, словно щёткой,
Очистит пред собою горизонт
Господь, чтоб перспективу видеть чётко.
Секунды ветер сгонит мошкарой,
Формации и все их достиженья
Исчезнут за ближайшею горой,
Минутным обернутся наважденьем.
Закончится завод. В одних трусах
Спросонья Некто стрелки циферблата
Подправит, вздёрнет гири на часах
И времени отсчёт начнёт обратный.

Читая Лермонтова…
«Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?»…
Понять несложно человека,
Прост обывателя ответ —
Известна истина от века,
Что хорошо там, где нас нет.
«Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!»
Родной земли беглец, изгнанник?
Бежать своих какой резон?..
Второе я, мятежный странник,
Зовёт его за горизонт.
«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
Что он в краю чужом отыщет?..
Но уплывает вдаль матрос,
Пока ракушек слой на днище
Его лодчонки не нарос.
В районе Мальты или Крита,
Куда теченье всех влечёт,
Начнёт его тянуть магнитом
В тот край, где дней он начал счёт.
Когда года мелькают мимо,
Придёт конец любым бегам,
И очень важно пилигриму
К родным вернуться берегам.
Там, где «струя светлей лазури»,
Там, где «луч солнца золотой»,
Там, где мятежный, прежде бурю
Просивший, обретёт покой…

Апгрейденный венец Творенья
Любить всех учит Библия, а как —
В подробностях расскажет Камасутра.
Кого любить, чтоб не попасть впросак,
Не действовать спонтанно, безрассудно,
Не вышло чтобы так – пардон, мадам,
Без очереди тётя куда прёте —
Подскажет записная книжка вам
Или дневник, коль вы его ведёте.
Везде успеть, ничто не пропустить,
Нарушить график дел – ни в коем разе!
Когда свою избранницу любить,
Забито в электронный органайзер.
Будильник вас поднимет в нужный час,
На верный путь направит навигатор,
Чтоб мчась по жизни в самой гуще масс,
Вам жить пристойно, долго и богато.
И если вам в наш склеротичный век
Не обойтись без этих ухищрений,
Вы просто современный человек,
Апгрейденный слегка венец Творенья.
* * *
Взлетали искры, в небе гасли мысли,
Всё серостью заволокло к утру.
На городском костре сжигали листья,
Еретиков и прочую муру…
К огню газ подавал, а не поленья
Апгрейденный слегка венец Творенья.
Костёр взметнулся в дом многоэтажный…
Кого сжигаем в этот раз, за что? – Неважно!

Волшебное пение птицы чудной Алконоста
Волшебное пение птицы чудной Алконоста
Не многие слышали. Рая предвестницу эту
Услышал совсем незадолго до смерти Высоцкий,
Когда получил из Чистилища чёрную мету.
Как райские птички поют, палачам неизвестно,
Но в этом ли дело, коль казнь неизбежна… Важнее,
Чтоб шёл человек осуждённый на лобное место,
С надеждою тайной – услышать волшебное пенье.
Когда ж без оркестра, без плача толпы многолюдной
И без Алконоста мне с миром случится проститься,
Служитель на местном погосте, снегирь красногрудый
Меня успокоит не хуже чем райская птица.

Яблоневое бытиё
В маленьком семечке спряталось яблони деревце…
(Семечко яблони – Татьяна Васса)
В маленьком семечке спряталось яблони деревце,
В лоне земли ему быть эмбрионом и девицей
Красною стать, украшением сада, усадьбы
И осыпать всю деревню цветами на свадьбы.
Завязь растить ей природой даны полномочия,
Мыть под дождём и спасать молодь от червоточины
Той, что наносит ветрами откуда незнамо,
Это уже не сквозняк, а семейная драма.
Яблоки сплошь краснощёкие мать в люди вывести
Думает, чтоб на прилавках к ним ценники вывесить…
Знать бы ей, что привлекательность – путь в группу риска,
Семечко малое лишь сохранится в огрызке.
Яблоню срубят, когда разорится имение,
Но жизни цикл не прервать топором в исступлении.
Вцепится в землю и пустит глубокие корни,
Непривитыми дичками кого-то накормит
Простоволосая яблоня, впредь за околицей
Ей пребывать – где расти, выбирать не приходится.
А для чего прорастать ей ветвями сквозь время?
– Чтобы оставить потом только малое семя…

В это воскресенье вербам нет спасенья
Все для человека, что Создатель создал —
На земле растенья и на небе звёзды,
Чтобы, умирая, те несли удачу…
Только через жертву, и никак иначе,
Человек тем даром пользоваться может,
Одеваясь в чью-то содранную кожу,
Вырубая рощи на свои жилища
И предпочитая есть мясную пищу.
Даже хлебных злаков жатву и покосы
Без серпа представить невозможно просто.
Ритуалы, знаки святости, любови —
Сплошь меха и кожи… Не моргнув и бровью
Ради чувств, ведущих к близости интимной,
Оборвёт кустарник юноша любимой
На букет сирени… Что ему черёмух
Вкус горчащих ягод, вовсе не рождённых?…
В нашей мирной вере с вербным воскресеньем
В Троицу весною вербам нет спасенья.
Чтобы выбить нечисть до захода солнца,
Крепкую осину вырубить придётся.
В жертву принесутся пажити и реки.
Что живёт и дышит – всё для человека!…
Антропоцентризму радуясь беспечно,
Так легко и просто стать бесчеловечным.

Лучник, в цель жизни стреляющий, мученик
Лучник, в цель жизни стреляющий, мученик,
Юность, познавшая пыль бездорожья,
Был ли у вас ненадежный попутчик,
Ангел, земным притяженьем стреноженный?
Хмырь-поводырь вас водил, да обманывал,
Россказни сказывал, нечисть двуликая,
Ересью ласковой в сети заманивал,
Наспех плетёные белою ниткою.
Шли вы за ним, обрезаясь осокою
На мелководье и на малодушии,
В небо стреляли и цели высокие
Падали с неба подстреленной тушкою.
Стрелы пускали попасть в невозможное,
А попадали всё больше в ненужное
С тайной надеждой, что цель поражённая
Вдруг обернётся царевной-лягушкою.
Путь уточняя на редких прогалинах,

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=69271033) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Собака из лужи лакает небо. Философская лирика Валерий Белов
Собака из лужи лакает небо. Философская лирика

Валерий Белов

Тип: электронная книга

Жанр: Стихи и поэзия

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 18.04.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В собаках много человеческого… как и наоборот, и не всегда только хорошего. Как написал ещё Аристотель «Человек по своей природе есть общественное животное», что лишь подтверждает сказанное. Хорошо это или плохо – не нам судить, а вот жить в соответствии с этим приходится.

  • Добавить отзыв