Поездка
Андрей Истомин
Рассказ окунёт читателя в атмосферу дорог и быта 70-х годов прошлого века.Естественно не без приключений.
Андрей Истомин
Поездка
– Серёга! Тебя к директору срочно! – запыхавшаяся и раскрасневшаяся диспетчер Лизка всем своим видом показывала, что дело и впрямь срочное.
Серёга, хотя и был от роду уже сорока пяти лет, от такой фамильярности нисколько не покривился. Диспетчер была со всеми в панибратских отношениях. Вытерев руки о ветошь, Сергей Гаврилович Камнеедов сообщил слесарям, которые и так всё слышали: «Я щас, до директора прогуляюсь», – и отправился в контору.
Обычно в таких случаях положено переживать, но наш герой был совершенно спокоен. Грехов за собой, требовавших беспокоиться, он не знал, начальства не боялся и удивить его чем-то было сложно.
Даже немного надеялся на лучшее, поскольку последний раз с директором он разговаривал почти месяц назад, и темой разговора была машина. Камнеедову при устройстве достался весьма побитый жизнью "УралЗИС – 355М" аж пятьдесят седьмого года выпуска. За более чем два десятка лет жизни машина, несмотря ни на какие усилия, превратилась в груду металла, из-за чего последний год он на ремонтах был чаще, чем в дороге. Спасало только то, что его перевели в подменные водители, и он гонял на всём, что есть в автопарке, меняя то заболевших, то отпускников, из-за чего по зарплате не сильно страдал. Директор тогда ему первому железно обещал новую машину, благо в целом Сергей Гаврилович был на хорошем счету. А директор считался человеком слова. Да ещё главмех на днях проболтался, что скоро получат несколько новейших ЗИЛ-130.
Секретарша с порога, не дав опомниться, заявила: «Заходи быстрее –ждёт!». Пройдя сквозь двойные двери, Камнеедов вошёл в длинный кабинет. Пять окон справа, самодельная карта Омской области почти во всю стену с отметками – слева. Напротив двери, за длинным т-образным столом сидел «шеф». Небольшого роста, лысоватый и при этом какой-то квадратный. Директор, выйдя из-за стола, заговорил:
– Проходи, проходи Сергей Гаврилович.
Вообще-то то, что он вышел из-за стола, было странным. Работники автобазы даже шутили. Считалось, что если директор предлагает сесть за левую от него сторону ножки буквы «Т» – то будет хвалить, за правую – ну, готовься, работу даст – мало не покажется. Ну, а если посадит напротив, вдалеке – будет взбучка. Нейтральный вариант – просто «присаживайтесь». А тут вышел сам из-за стола и, взяв Камнеедова за локоток, отвёл его к карте.
– Понимаешь, есть у меня к тебе дело. Можно сказать, личное. Но очень важное – понимаешь? – При этом он заглянул снизу вверх в глаза рослому Камнеедову.
– Понимаю, только что конкретно? – уточнил никогда не спешащий говорить «да» или «нет» Камнеедов.
– Тут такое дело, – вдруг директор зашёл с неожиданного угла.
– Ты же за прошлый год три дня не выгулял отпуска? Не отнекивайся – мне кадры доложили уже. Ругаются, между прочим! Ну так вот – и в этом году у тебя кроме законных пятнадцати рабочих дней и этих пяти есть ещё дополнительные за сверхурочную. Короче, мне твёрдо сказали, что 20 рабочих дней у тебя есть.
– Возможно, не проверял, – ответил Камнеедов, слегка удивлённый темой разговора.
– Ну, так вот. Поедешь в Крым, отдохнёшь там – и обратно. Причём, за дорогу платить не надо, и, если устроит, то и жильё пока там тебе найдётся.
– Я что, в лотерею выиграл? Или профсоюз у нас в загуле? У нас ведомственный санаторий здесь же, недалеко? – Камнеедов уже удивился открыто.
– Ну, не лотерею. Просто, понимаешь, недавнось ко мне обратилась жена друга моего фронтового. Он был у меня командиром батареи. Друг-то, понимаешь, помер в прошлый год. Жена его все дела закруглила. И решила вернуться с дочкой на малую родину, в Севастополь. Она оттуда эвакуировалась с родителями к нам, да застряла, выйдя замуж за Петра.
– Совсем ничего не понимаю. А я – то тут причём?
Директор взял два стула и поставил их друг против друга под картой:
– Садись.
Расселись. Директор, секунду помявшись и почесав в затылке, что было для него совсем не характерно, продолжил:
– Понимаешь, была у них с Петром мечта – съездить на машине до Севастополя. Родину Галины посетить, страну посмотреть. Даже машину купили два года назад – «Волгу». Но у Петра дел было много в академии.
– В сельхоз, что ли?
–Да, в ней. Он там профессорствовал. Это в войну он батарей командовал, а после войны зерновыми и студентами, до профессора дошёл. Но вот, понимаешь, сердце подвело. Ну, Галина и решила, что и мечту их общую исполнит, и на родину переберётся одновременно. У них дочка как раз десятилетку закончила. Но сама Галина не водит, попросила меня найти водителя хорошего. Она тебе ещё и приплатит, и билет обратно на поезд приобретёт. Так что дело выгодное, – директор при этом подмигнул.
– Ну, Казимир Николаевич, дело, конечно, хорошее. Но сейчас апрель, а отпуск у меня по графику в сентябре. А ехать лучше летом, в июне – июле. Дожди реже, дорога лучше. Так что лучше Вам кого-то другого позвать.
– Да, отпуск твой уже, считай, передвинули. Даже без скандала – повод есть хороший. Викторов выговор схлопотал за грубое нарушении Пэ Дэ Дэ. Заодно ему и отпуск поменяем с твоим. А будет возмущаться – с Васильковым – у того в ноябре. Так что, теперь у тебя отпуск с шестнадцатого июня, учитывая, что это понедельник, можешь считать, с четырнадцатого, – директор откинулся на спинку стула. – В общем, вон на столе лежит бумажка с адресом и телефоном. Сегодня вечером после шести зайди в гости и обсуди уже все детали.
– Но, Казимир Николаевич! В парк вот-вот придут новые ЗИЛ-ы! И я, пока буду в отпуске, опять останусь со своей рухлядью.
– Ладно – ладно. Этот вопрос я вот прямо при тебе сейчас решу, чтобы ты спокоен был, – сказав это, он встал, подошёл к столу, взял трубку, набрал номер:
– Никанорыч? (это главный механик). Слушай, ты там мне должен списки подать, кого на новые ЗИЛ-ы посадим. Ну, так вот, в списке обязательно – ты понял – обязательно, должен быть Камнеедов. Всё. Остальных сам решай, – и положил трубку.
***
Поскольку Камнеедов был опять на ремонте, он спокойно смог уйти пораньше с работы. Предварительно тщательнее, чем обычно, помывшись в душевой парка, заскочил в свою комнату в общаге, переоделся – сменил фуфайку на пальто, надел свежую рубашку, даже побрился зачем-то, хотя брился обычно утром. Всё-таки не каждый день к профессоршам, да ещё вдовым, в гости ходишь. Вот маленько марафет и навёл.
Ехать пришлось далековато, с пересадками. И вот в половине седьмого он уже поднялся на третий этаж и позвонил в звонок возле обитой дерматином двери.
– Кто там? – прозвучал из-за двери весьма юный голос.
– Я из автопарка. Мы договаривались с Галиной Фёдоровной насчёт поездки.
Дверь распахнулась и из-за неё выглянуло юное создание, длинноногое, розовощёкое, в простеньком домашнем платьице и двумя косичками. Повернувшись спиной к гостю, девочка громко, так что слегка оглушила, крикнула:
– Мама! К тебе с автопарка! – обернулась к Камнеедову и лишь чуть тише продолжила: – Заходите! Чего стоите?
Сергей перешагнул порог. Ориентируясь на кино, он ожидал увидеть какую-нибудь огромную квартиру со стеллажами книг, массивным столом в кабинете… Но это оказалась вполне себе типовая четырёхкомнатная квартира, что, конечно, многовато для семьи из трёх человек. Но, пожалуй, на этом роскошь заканчивалась. В квартире вовсю были видны следы подготовки к переезду. Девочка, дождавшись, когда Камнеедов разуется, провела его в зал, заставленный тюками и ящиками. Над упаковкой одного из ящиков, видимо, как раз трудились хозяева, когда к ним пожаловал гость.
Профессорша оказалась весьма крепко сбитой дамой, вряд ли глубоко перешедшей сорокалетний рубеж. Поменять причёску и одежду на что попроще, то, пожалуй, Камнеедов принял бы её за местную крестьянку. Из тех самых, что и «коня», и «избу горящую» – сразу и одной рукой. Голос у хозяйки оказался низкий, «грудной». Говорила она не спеша и не громко, в отличие от своей громогласной дочери.
– Добрый день. Извините, запамятовала, Сергей …. ?
– Гаврилович. Но можно и просто Сергей, Галина Фёдоровна, – ответил Камнеедов, всё ещё не очень понимая, как себя вести с «вдовой профессоршей».
– Ну, давайте пройдёмте на кухню и за чаем поговорим, что и как, – не дожидаясь ответа, хозяйка двинулась мимо Сергея на выход из зала.
На кухне обстановка оказалась менее всего пострадавшей от упаковки вещей. Видимо, её решили собирать в последнею очередь. Сергей откинулся на спинку стула и начал заготовленные вопросы.
– Перво – наперво, нам стоит решить вопрос – каким маршрутом ехать?
– А что, много вариантов? – влезла девочка.
– Катерина! Не мешай! – одёрнула её хозяйка, – действительно, Сергей Гаврилович, разве есть варианты?
Камнеедов, несмотря на то, что и так знал обе дороги, ещё в автопарке сверился с дорожным атласом и поговорил с другими мужиками, которые в ближайший год ездили по интересующим его маршрутам. До Севастополя никого, конечно, не нашлось. Но само направление «юго-запад» известно было хорошо.
– Ну, первый, так сказать, самый напрашивающийся – южный маршрут – через Петропавловск-Оренбург-Сталинград.
– Волгоград, – опять влезла Екатерина.
– Не знаю я Волгограда, в сорок втором мы воевали под Сталинградом, – с лёгкой долей раздражения сказал Сергей и продолжил: – Маршрут хорош тем, что объезжаем Уральские горы, ну, и покороче он будет. Из плохого: много грунтовых дорог, мало населённых пунктов. Как у нас шутят: «Далеко за трактором идти, если что».
– А ещё какой вариант? – уточнила профессорша, попутно грозно глянув на дочь.
– Через Челябинск, Куйбышев – опять на Сталинград. На Челябинск можно через Свердловск, там от Тюмени уже асфальт лежит – но это ещё крюк, под сотню километров. Хотя там после Тюмени населённые пункты всё гуще. Ну, и вообще, цивилизации, как таковой, больше. А можно, минуя Свердловск, но там опять не везде асфальт.
– Думается мне, что минусы тоже есть на этом пути? – уточнила Галина Фёдоровна.
– Не без них. Через перевал дорога есть, но её как бы нет. Окончательно сдать обещают аж к семьдесят пятому. Поэтому хотя с шестьдесят пятого года движение напрямую открыто, но асфальт не везде ещё. Например, у Юрюзани дорога – сплошные камни. Но это, в случае дождя, лучше, чем наши или оренбургские грунты. Ну, и горы – это более сложный путь сам по себе, где попало не остановишься.
– Ой, мамочка! – Поедем через Урал? – опять влезла, восторженно распахнув глаза, Катя. – Через горы, наверное, красиво очень! Когда ещё горы посмотрим?
– Ну, вообще-то в Севастополь ехать ещё и через Крымские горы, – вставил Сергей, – и их не объехать.
– Вот! Ещё лучше! Сравним Урал и Крым! – не сдавалась Екатерина – Мама, ну поехали через Урал!
– Ладно, давай договоримся так: пока это у нас будет «наиболее вероятный маршрут». Ближе к выезду решим окончательно. А Вам какой маршрут больше нравится?
– Мне, если честно, без особой разницы. До Свердловска я езжу чаще, дорога больше знакома. Да и через Урал ездил буквально в прошлом году.
– А что, Свердловск по пути?
– Ну, вообще-то нет. Это я так просто сказал, что в эту сторону чаще езжу. Вообще, наши нефтехимики, хоть у них и свой автопарк есть, часто запрашивают машины в Тюмень или Свердловск.
– Просто у меня в Белоярском подруга живёт – это же недалеко от Свердловска?
– Ну, если Вас не пугает задержка и лишняя сотня другая километров пути, то можно и через Тюмень – Свердловск поехать. А так через Курган – Челябинск ближе будет. Кстати, если не будем часто останавливаться по «естественным нуждам», мы можем на легковой до Белоярского успеть за первый день пути. У Вашей подруги можно будет заночевать?
– Не знаю, она в общежитии жила при станции, а недавно писала – квартиру дали, только не написала – какую.
– Какой станции?
– Атомной, конечно!
– Ну, тогда нам не в Белоярский надо, а в Заречный.
– Это почему же? – Галина Фёдоровна уставилась на Сергея.
– Так станция стоит в Заречном, это недалеко от Белоярского, но всё же другое место.
– Вот так, мама! А ты и не знала, оказывается, где тётя Зина живёт, – Катерину очень позабавил этот момент, и она едва сдерживала смех.
– Ну, так я ей всё время писала на какой-то «почтовый ящик». Она сама сказала: «Так не потеряется». А в письмах она никогда не уточняла, где именно живёт. Ну, а везде пишут «Белоярская АЭС», вот я и думала, что она в Белоярском живёт.
– Ну, тогда самое время ей написать и уточнить, где точно она живёт. Может оказаться – и в самом Белоярском, а на работу ездит, например. Если работа посменная, то и не так уж неудобно.
– В любом случае надо знать, можем ли у неё остановиться. Или будем искать, где поблизости остановиться.
– Думаете, в гостинице не получится?
– В гостиницах номеров нет, и не надейтесь – всё по брони. В небольших населённых пунктах вдоль дороги всегда есть, кто сдаёт койки на ночь. В Белоярском точно есть. Если повезёт, можем недорого остановиться, да ещё и «со столом». Тут зависит от многих условий, но одно мы уже выполнили.
– Какое?
– Нас много. Обычно у таких людей стоит несколько коек. Одному сдают неохотно – не факт, что будут желающие на другие койки, а тут сразу гарантированное заполнение. Всегда можно договориться подешевле. Так что, если у Вашей подруги места не найдётся, то не страшно. Мы приедем по любому под вечер. Переночуем у частника, а потом повидаем подругу – и дальше в путь. Через Кыштым, Миас, минуя Свердловск, выедем на трассу как раз перед Златоустом, у Горного, там есть красивое озеро Песчаное. Я на его берегу прошлый год останавливался пообедать. Вот там привал и сделаем. А если у подруги задержимся, то можно и заночевать, если что. У меня есть палатка одноместная, а в Вашей «Волге», если разложить сиденья, хватит места вам обоим.
– Ой, как здорово! Прямо и поход сразу! А это уже горы? – Катерина аж подпрыгнула, спрашивая.
– Горы, горы, не самые большие, но горы, – дополнительно обрадовал её Сергей.
– Ну вот, кажется, маршрут сложился. Думаю, потом прямиком на Волгоград – там посмотрим обязательно «Родину-мать» на Мамаевом кургане… Ну, я думаю, Вы составите список городов, которые будем проезжать, а Катерина пусть подумает, что там посмотреть, – подвела черту профессорша.
– Следующий вопрос – подготовка машины. На ней давно не ездят? – Сергей перешёл к другой теме.
– Так, по большому счёту, на ней никогда не ездили. Мы, как только выкупили её, сразу в академии в гараж загнали, Пётр хотел, чтобы там, как он сказал, её «довели до ума». И буквально через месяц умер. Я эту машину с того времени ни разу не видела.
– Понятно. То есть спрашивать, что есть в ней, кроме радио, у Вас бесполезно. Вы, наверное, даже не в курсе, есть-нет запаска.
– Запасное колесо я видела, – влезла опять Катерина, – и радио есть.
– Уже легче, – улыбнулся Камнеедов, – а то я собрался свой приёмник захватить.
– Ой, а у вас какой? У нас ещё есть «Рига – 103», целых сто шестьдесят рублей стоит!
– Катя! Разве можно хвастаться? Тем более ценой?
– Ну, что Вы, Галина Фёдоровна, – радио у вас действительно хорошее. Только «Рига – 103» не только дороговата, но и крупновата. У меня приёмник «Вега» Бердского радиозавода. Кстати, раньше его тоже в Риге делали и звался он «Рига – 301». У него очень удачные размеры и все ручки, и шкала на верхней панели. Поэтому я сделал скобу небольшую, и у меня он в машине стоит – почти как заводской. Ну, а если надо, я его могу быстро вынуть. Правда, пришлось повозиться с питанием – у него девять вольт. Но ничего – помог знакомый телемастер.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=69239944) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.