5:0 в пользу потребителя. Руководство для покупателя
Елена Искибаева
В этой книге собрана вся необходимая информация для потребителей: покупателей и получателей услуг. Заменяет множество консультаций опытного адвоката. Просто кладезь ценных знаний!
5:0 в пользу потребителя. Руководство для покупателя
Елена Искибаева
© Елена Искибаева, 2024
ISBN 978-5-0059-9560-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Рейтинг самых популярных нарушений прав потребителей
Анализируя свою практику, я составила список самых часто встречаемых нарушений в сфере защиты прав потребителей. Это важно знать каждому, кто не хочет быть обманутым и обделенным. Начинается рейтинг с 10-го места.
10 место «Гарантия на товар не предоставляется»
Достаточно редко, но можно услышать, что гарантия на товар не предоставляется.
Это противоречит статье 19 Закона «О защите прав потребителей». Гарантия имеется у любого товара, и при выявлении существенного дефекта претензию можно предъявить за пределами установленного гарантийного срока. В любом случае в течение 2 лет можете потребовать возврат или замену или ремонт, если будет выявлен брак.
9 место «отказ от продажи или обслуживания по причине личной неприязни
Бывает, что продавец отказывается продавать товар по личным причинам, заявляя: «Я отказываю вам продавать товар/вы мне не нравитесь/вы скандальный/мы приняли решение не обслуживать вас».
На этот случай следует руководствоваться ч. 3 ст. 426 ГК РФ, которая запрещает отказывать в обслуживании посетителей. Исключения – технические проблемы.
8 место «Отсутствие инструкции на русском языке не является основанием для возврата товара»
Это утверждение противоречит положениям статей 10, 12 Закона «О защите прав потребителей». Вся информация о товаре, его свойствах и правилах использования должна быть доведена до потребителя на доступном ему языке.
7 место «Возврат бракованного товара невозможен, только обмен. Даже если товар имеет дефект. Даже если речь о технически сложном товаре с существенным дефектом»
Только потребитель решает, что он хочет получить взамен некачественного товара. Продавец не вправе ограничивать его в реализации этого права. Ограничивая потребителя в возможности вернуть деньги нза некачественный товар, продавец ущемляет потребителя в реализации права, предусмотренного ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».
6 место «Срок рассмотрения вашей претензии займет 2 недели. Но вы звоните, может и дольше будем рассматривать…»
Бывает и такое, что продавец сам устанавливает сроки рассмотрения претензии. Если вам говорят, что претензия рассматривается 2 недели или месяц – сильно не огорчайтесь, но имейте в виду, что сможете взыскать неустойку в судебном порядке, если товар имеет брак и это будет подтверждено экспертизой (статьи 20—23 закона «О защите прав потребителей»).
5 место «Мы не будем проводить экспертизу»
Некоторые продавцы уверенно заявляют: «Если имеются претензии по качеству – проводите экспертизу. Магазин не обязан это делать». На самом деле это не так.
В п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» сказано:
в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
4 место «Мы не будем менять товар, так как у вас нет чека»
Четвертое место в рейтинге занимает отказ по причине отсутствия чека.
На этот случай опять же стоит продавцу напомнить правила ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».
3 место «Гарантия на обувь месяц независимо от даты и сезона приобретения»
Знайте, что можете купить летом зимние сапоги и гарантия будет исчисляться со дня начала зимнего сезона. Ни о каком месяце и речи быть не может. В регионах даты начала сезонов различаются. Далее в книге я еще раз об этом напишу.
Если продавец утверждает обратное – просветите его, сославшись на п. 2 ст 19 Закона «О защите прав потребителей».
2 место «На товар с уценкой гарантии нет. Он обмену не подлежит. Даже если о дефекте не было заявлено перед продажей»
Если вы купили товар с огромной скидкой, но продавец не сообщил о наличии дефекта, который был вами выявлен позднее – можете настаивать на его обмене, возврате или ремонте. Все вышеприведенные нормы и в этом случае применимы.
1 место и часто встречаемое, соответственно, заключается в затягивании сроков ремонта некачественного товара
Затягивание сроков ремонта – это нарушение прав потребителей. При этом продавцы все же отказывают в возврате денег, когда сроки ремонта превышают 45 дней. Умышленно или по незнанию – сложно сказать.
«Ваша вещь, сданная на гарантийный ремонт, все еще в ремонте, сколько он будет длиться – неизвестно. Деньги не вернем, даже если срок ремонта превысит 45 дней. Ждите».
В п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» сказано о том, что срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.
Так что если срок ремонта превышает 45 дней – требуйте возврат денег. Такое право у вас имеется. Пользоваться им или нет – решать вам (п. 2 ст. 23 Закона «О защите прав потребителей»).
Ну а теперь обо всем по порядку и с подробностями.
Самые популярные ошибки потребителей при попытке вернуть некачественный товар продавцу
Когда покупатель обнаруживает недостаток в товаре, он, как правило, обращается к продавцу и требует вернуть деньги. Делается это, как правило, в устной форме.
Впоследствии такого устного обращения продавец предлагает:
– заполнить обращение на их бланке, в котором отсутствует конкретное требование о возврате денег, либо замене товара;
– написать свою просьбу на электронный адрес в сервисную службу или в отдел обращений;
– сдать товар в сервисный центр на проверку качества. Она может продлиться месяц, два, три.
Есть еще другие варианты, но эти самые распространенные.
Как надо делать
При обнаружении недостатка в товаре нужно сразу писать претензию. Можно писать от руки, можно набрать текст на компьютере и распечатать. о том, как написать претензию грамотно, я напишу далее в этой книге.
Важно, чтобы на момент обращения к продавцу у вас на руках было 2 экземпляра мотивированной претензии.
Один – продавцу, второй – для отметки о принятии, который следует оставить у себя для отслеживания сроков и предоставления его в суд если вопрос не удастся решить в досудебном порядке.
К чему приводит эта ошибка
Во-первых, пропуск срока для возврата товара, особенно если речь о технически сложном товаре и недостаток не является существенным.
Во-вторых, это приводит к невозможности впоследствии взыскать штраф и неустойку в случае рассмотрения спора в судебном порядке.
В-третьих, к невозможности вернуть деньги за некачественный товар в связи с пропуском срока.
О том, что указать в претензии, вы наверное знаете. Но для тех, кто не знает, все же напишу:
1. Наименование продавца (ООО или ИП);
2. Свои данные: Ф.И.О., паспортные данные, адрес проживания, контактный телефон;
3. Дату приобретения товара, его наименование;
4. Выявленный недостаток;
5. Свое требование. Если хотите вернуть деньги, то так и пишите в тексте претензии: «Прошу расторгнуть договор купли-продажи и вернуть денежные средства»
6. Обязательно поставьте подпись и дату написания претензии. Это важно!
7. Если намерены получить деньги на карту – укажите реквизиты счета, к которому привязана банковская карта.
Перечисленного вполне достаточно. Но можно добавить фразу о том, что в случае отказа вы намерены решать вопрос в судебном порядке и взыскивать неустойку, штраф, судебные расходы и компенсацию морального вреда.
Вернуть товар по гарантии не проблема, но продавцы вводят в заблуждение
Гарантийный срок – это по своей сути срок, в течение которого товар можно вернуть. Производитель гарантирует, что в течение гарантийного срока товар будет полноценно функционировать.
А как быть, когда товар произведен 5 лет назад, гарантию производитель установил 2 года, а я вот только вчера его купил?
Это конечно утрировано, но и такое бывает!
Не смотрите на дату изготовления товара. Речь, конечно же, не о продовольственных товарах, там на срок надо смотреть в первую очередь. Мы говорим о вещах, технике и т. п.
Гарантийный срок исчисляется со дня передачи товара покупателю. В п. 2 ст. 19 Закона «О защите потребителей» так и сказано. Несмотря на то что имеется фраза «если договором не предусмотрено иное» – оно, как правило, и не предусмотрено.
Сохраняйте чеки, гарантийные талоны. Это избавит вас от потерь.
Важно знать еще один момент!
Если невозможно установить дату передачи товара, то гарантийный срок будет исчисляться со дня изготовления товара. А это нам, потребителям, крайне невыгодно.
Поэтому если вы «Маша-растеряша», то постарайтесь рассчитываться за товар безналом. Получить выписку из банка проще, чем найти давно утерянный чек. Выписка из банка на определенную дату или период может являться документом, который установит и подтвердит дату передачи товара.
Помимо этого свидетельские показания и переписка с продавцом являются допустимыми доказательствами в суде. Если спор дойдет до суда, то главное все правильно оформить и сказать (правду конечно!).
Так что не пугайтесь, что понравившийся в магазине электрический чайник произведен 3 года назад, а гарантия у него всего полгода. Если отзывы хорошие, и он сегодня по акции – берите!
Предоставление аналогичного товара на время ремонта
Многие из вас знают о том, что при покупке некачественного товара его можно сдать в ремонт, обменять или вернуть. И когда-то там даже можно просить подмену на период отсутствия денег и вещи.
Некоторые граждане просят продавца предоставить подмену на период рассмотрения претензии о возврате денег, но продавец им отказывает. Правомерно ли это?
О том, когда можно просить замену на короткий период, или, как говорят, подменный товар, можете прочитать прямо сейчас и прямо вот тут.
Просить подменный товар можно, если отдали товар в ремонт в период гарантийного срока!
Иногда это возможно даже за пределами гарантийного срока в случае поломки по вине производителя (недостаток качества).
В остальных случаях даже на период рассмотрения письменной претензии с требованием о возврате денег или при обмене товара просить подмену, конечно, можно, но не нужно, так как закон не обязывает продавца в таких случаях предоставлять подменный товар.
Свою просьбу лучше выразить в заявлении или претензии. Вы уже наверное знаете почему!
Важно отметить, что тут, как в любом правиле, существуют исключения. Не всегда даже при сдаче товара в ремонт можно требовать подмену, даже если имеется дефект качества и срок гарантии не истек.
Об этом гласит статья 20 Закона «О защите прав потребителей».
Права потребителя в комиссионках и Секонд-хэндах
Неоднократно в практике сталкивалась с вопросом о том, можно ли требовать возврат денег или обмен на другую вещь, если она куплена в магазине Second hand.
Покупатели думают, что нельзя вернуть вещь обратно в такой магазин, так как это вещи, бывшие в употреблении, и покупателю известно об имеющихся у них недостатках.
Некоторые из них склонны полагать, что если вещь была в употреблении, как большинство товаров в магазинах Second hand, то при покупке она уже не подлежит возврату, даже если окажется некачественной.
А как же на самом деле?
А на самом деле можно вернуть деньги. Если речь идет не о нижнем белье и чулочно-носочных изделиях, то можно требовать обмен в течение 14 дней со дня покупки (ст. 25 ЗоЗПП), даже если одежда была куплена в магазине Second hand.
Нижнее белье, чулочно-носочные изделия, купленные в магазине Second hand или в комиссионном, можно вернуть при наличии у них дефекта качества, который не был известен покупателю на момент приобретения (ст. 18 ЗоЗПП).
Проще говоря, бракованный товар всегда можно вернуть с точки зрения закона если о дефекте не было известно на момент совершения покупки.
Возможно кто-то из вас не знает, но на территории РФ продавец обязан сообщать полную информацию о товаре (ст. 10 ЗоЗПП). Поэтому сам факт того, что вещь продавалась в магазине Second hand и, вероятнее всего, была в употреблении, не является основанием для отказа в расторжении договора купли-продажи.
Возврат товара продавцу, когда таковым является частное лицо (не ИП)
Разберу ситуацию, когда человек купил товар по объявлению у частного лица, а он сломался в первый же день и продавец отказывает в возврате денег.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/alena-loyer-28429261/5-0-v-polzu-potrebitelya-69188191/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.