Легенды и сказки Вьетнама в изложении востоковеда

Легенды и сказки Вьетнама в изложении востоковеда
Дарья Дмитриевна Мишукова
Вьетнамские сказки и легенды представляют собой драгоценные сокровища национального фольклора. Кроме того, во Вьетнаме сказкотворчество – это весьма современный процесс. Коллекция вьетнамских сказок постоянно пополняется новыми творениями, которые весьма удачно вписываются в фольклорное наследие и культурный контекст. В поведении и взаимоотношении героев этих историй, внимательные читатели обнаружат укоренённые на генетическом уровне ролевые модели, которые вьетнамцы с неизменным постоянством демонстрируют при построении деловых отношений и регулярно воспроизводят при решении практических задач. Заметки на полях раскрывают глубинный культурный контекст и особенности национального менталитета вьетнамцев, расшифровывают культурный код, дают полезные и интересные пояснения, без понимания которых читателю, мало знакомому с универсалиями восточных культур, свойственно пускаться по пути ложных ассоциаций.

Дарья Мишукова
Легенды и сказки Вьетнама в изложении востоковеда

Предисловие автора
Дорогой читатель!
В эту минуту вы находитесь на первой странице книги "Легенды и сказки Вьетнама в изложении востоковеда”. Ранее в 2022 году у автора вышла зелёная книга "Сказки Вьетнама в изложении востоковеда", которая снискала любовь многих читателей и была отмечена вьетнамской прессой. Потому справедливо задать вопрос: "В чём заключается разница между двумя этими книгами?". На этот вопрос имеется короткий, простой и понятный ответ. Технические параметры объективны, их легко измерить и посчитать. В этой книге "Легенды и сказки Вьетнама в изложении востоковеда" на пять историй и на одиннадцать тысяч слов больше, чем в предыдущей книге с похожим названием.
В название новой книги добавлено слово "легенда", поскольку в отношении историй, где фигурируют и упоминаются правители легендарной династии Хунг-выонгов во Вьетнаме принято использовать название легенды, когда содержание пересказывают близко к текстам древних летописей. В тех случаях, когда рассказчик практикует лирические отступления и прочие литературные украшения, повествование переходит в категорию сказок. Потому во вьетнамском фольклоре на равноправной основе присутствуют Легенда о прародителях вьетнамцев и Сказка о драконе и фее, содержание которых практически идентично.
Вьетнамские сказки и легенды не только представляют собой драгоценные сокровища национального фольклора, содержащие культурный код народа, сказкотворчество во Вьетнаме – это весьма современный процесс. Коллекция вьетнамских сказок постоянно пополняется новыми творениями, безупречно созданными с соблюдением всех законов жанра. Потому новые сказки весьма удачно вписываются в фольклорное наследие и культурный контекст. И каждое следующее поколение вьетнамцев считает, что эта красивая сказка существовала всегда, и является достоянием вьетнамской народной литературы.
Истории на страницах этой книги не являются переводом с вьетнамского языка, поскольку перевод имеет специфику, которая была бы понятна только узкому кругу специалистов. Это именно изложение вьетнамских сказок и легенд. Автор старался приискивать изящные изречения, дабы приукрасить содержание, выбирая благозвучные фразы и элегантные обороты речи, но сохраняя при этом верность истине оригинала. Поскольку, прежде всего, автору хотелось сделать эту книгу интересной и привлекательной для широкого круга русскоязычных читателей.
Практика показала, что заметки на полях многие читатели находят даже более интересными, чем собственно оригинальные истории из вьетнамского фольклора. И всё потому, что заметки на полях раскрывают глубинный культурный контекст и особенности национального менталитета вьетнамцев, расшифровывают культурный код, дают полезные и интересные пояснения, без понимания которых читателю, мало знакомому с универсалиями восточных культур, свойственно пускаться по пути ложных ассоциаций. Без знания фундаментальных первооснов восточной философии весьма непросто разобраться с красотой вьетнамской премудрости: смотришь прямо – видишь прозрачность, наклоняешь голову – видишь многоцветие радужных бликов. Эта вьетнамская метафора весьма удачно отражает впечатление читателя при прочтении собственно истории и заметок на полях. Живой интерес читателей к заметкам на полях вдохновил автора добавить новые истории, которые ранее не вошли в зелёную книгу. Теперь эти вдохновляющие, поучительные и интригующие сюжеты по теме, равно как и лирические отступления, можно прочитать на этих страницах.
Автор желает вам приятного чтения и увлекательных открытий,
С уважением,
Дарья Мишукова

О ПРАРОДИТЕЛЯХ ВЬЕТНАМЦЕВ
Главные действующие лица: государь дракон Лак Лонг Куан, фея-птица Ау Ко, сто сыновей.
Другие персонажи: простые люди из земного мира, морское чудовище, девятихвостая лиса.
Время действия: старые добрые времена, когда на земле водились драконы; легендарные времена, предшествующие основанию легендарной династии Хунг-Выонгов
Место действия: земля Линьнам, государство Ванланг
Точная локация: название Линьнам является вьетнамской версией китайского слова Линнань, это историческое название юго-восточной части Китая. Приблизительно соотносится с территорией современных китайских провинций Гуандун, Гуанси и северных регионов Вьетнама.
Теперь, дорогой читатель, Вам известны исходные данные, потому далее по ходу повествования будет гораздо удобнее ориентироваться в системе координат вьетнамского культурного ландшафта. Пришло время начать увлекательный и поучительный рассказ, из которого каждый может извлечь полезные уроки, обогатить ум и расширить кругозор.
Любой вьетнамский ребёнок всегда с радостью готов рассказать красивую легенду о прародителях вьетнамского народа: повелителе-драконе Лак Лонг Куане и красавице фее-птице Ау Ко.
Давным-давно, когда наш мир был ещё очень юн и дивно прекрасен, могущественные драконы и добрые феи встречались в нем гораздо чаще, чем в наши дни. Именно в те самые старые добрые времена жил государь повелитель Лак. Лак Лонг Куан от рождения обладал магическими способностями. Он мог передвигаться под водой с такой же легкостью, как и по земле. Приняв наследство своего отца правителя Кинь Зыонг-выонга, Лак Лонг Куан активно занялся делами государства и народа. Множество вопросов требовали его непосредственного участия. Люди в прибрежных регионах страдали от бесчинств, творимых местным морским чудовищем. Злой дух, беспокоивший людей, имел форму гигантской рыбы. Рыба была так велика, что за один раз могла с лёгкостью проглотить десять человек, согласно одной версии легенды. Однако встречаются источники, утверждающие, что количество жертв в пасти грозного морского гиганта, могло достигать сотни и даже тысячи человек. Самые авторитетные источники, разумеется, утверждают, что морское чудовище могло за один раз проглотить тысячу кораблей, на каждом из которых находилось сто человек. Лак Лонг Куан сразился с чудовищем, одержал блестящую победу и разрубил морского демона на три части. Хвостовую часть поверженного противника Лак Лонг Куан выбросил далеко в море. Так в заливе Бакбо появился остров, который в наши дни носит имя "Хвост белого дракона". Правда, это название острова ведёт своё происхождение из другой легенды, мы расскажем о ней в заметках на полях.
Облагодетельствовав жителей прибрежных регионов, Лак Лонг Куан, обратился к другой части своего государства. Здесь люди страдали от произвола злого духа девятихвостой лисы. Это коварный оборотень и крайне неприятный персонаж, который доставляет много неприятностей людям и присутствует во многих фольклорных историях Китая, Кореи, Японии и Вьетнама. Лак Лонг Куан избавил своих людей и от этой беды.
Количество подвигов, совершённых Лак Лонг Куаном настолько велико, то в мире не хватит чернил и бумаги для их описания. Лак Лонг Куан знаменит не только своими славными победами. Государь Лак постоянно заботился о благополучии людей. Он научил своих подданных обращаться с огнем, пахать землю и сеять рис. Лак Лонг Куан показал людям, как строить дома, которые надежно защищали от непогоды и хищных животных. Для Лак Лонг Куана не существовало мелочей, он даже научил свой народ правильно хранить запасы продовольствия.
Вьетнамцы почитают Лак Лонг Куан как установителя порядка в семье и обществе. Именно Лак Лонг Куан определил обязательства между родителями и детьми, мужем и женой. Благодарные люди построили для Лак Лонг Куана красивый Храм на горе, однако большую часть времени Лак Лонг Куан предпочитал проводить в своих подводных владениях. Всякий раз, покидая землю, Лак Лонг Куан напоминал подданным, что в случае надобности достаточно только воззвать к нему, и Лак Лонг Куан сразу же поднимется из водных глубин. Так обычно и происходило. Во время одного из своих визитов на землю Лак Лонг Куан встретил красавицу редкой красоты – небесную фею-птицу Ау Ко, с которой государь-дракон сочетался браком. Благородную госпожу Ау Ко в народе почитали не меньше, чем её царственного супруга. Прекрасная Ау Ко научила людей сажать шелковичные деревья и разводить гусениц шелкопряда. Так в стране вьетов появилась шелковая ткань. Добрая Ау Ко рассказала людям про сахарный тростник. Сладкий сок этого растения полюбился всем, и с тех пор сахарный тростник считается священным. Искусная во всех домашних делах Ау Ко научила людей готовить много вкусных блюд из клейкого риса.
От союза с Лак Лонг Куаном госпожа Ау Ко произвела на свет мешок. Внутри мешка оказались сто яиц. Из ста яиц вышли на свет сто сыновей. Дети росли очень быстро, умом, храбростью и здоровьем они превосходили обычных людей. Все сыновья Лак Лонг Куана и Ау Ко были красивые, статные, умные и талантливые. Шли годы, царственные супруги жили в мире и согласии. Наступил день, когда Лак Лонг Куан сказал супруге, что он более не может оставаться на земле, поскольку является драконом и принадлежит водной стихии.
Лак Лонг Куан и Ау Ко решили поделить сыновей, пятьдесят ушли вместе с отцом в море, а остальные пятьдесят отправились вместе с матерью в горы. При расставании братья обещали во всём поддерживать друг друга, где бы они ни были, и явиться на помощь по первому зову. Ведь вне зависимости от того насколько они близко или далеко они все являются сыновьями одних родителей, все они вышли из одного мешка. Старший из сыновей Лак Лонг Куана и Ау Ко стал первым королем Хунгом, основал легендарную династию восемнадцати Хунг-выонгов.

Заметки на полях
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Когда требуется сплочённость и единодушие народа перед лицом внешней угрозы либо объединённые усилия для совершения великих дел, национальные лидеры часто используют обращение: "Соотечественники!" Это слово призывает людей к объединению, в его значении заложена идея общего происхождения от одного истока. На вьетнамском языке слово соотечественники "D?ng b?o" (донг бао) буквально означает "из одного мешка".
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Пятьдесят легендарных сыновей последовавших за отцом Лак Лонг Куаном в морские пределы, это древние вьетские племена лаквьеты. Лаквьеты проживали в прибрежных и равнинных районах, были искусны в земледелии и рыболовстве. Пятьдесят братьев, последовавших за матерью госпожой Ау Ко, служат прообразом аувьетов. Аувьеты жили на возвышенностях и в горах. Кроме земледелия, эти протовьетские племена были искусны в охоте и собирательстве, умели находиться целебные травы и готовить из них чудотворные снадобья. Одно из ранних государств на территории Вьетнама, создание которого датируется второй половиной третьего века до нашей эры, назвалось Аулак. Этот родоплеменной союз объединил племена лаквьетов и аувьетов, вьетов из равнинных районов и вьетов с возвышенностей. Память об общих прародителях всех вьетнамцев повелителе-драконе Лак Лонг Куане и фее-птице Ау Ко, сохранили исторические хроники повествующие о взлётах и падениях государства Аулак.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Остров с красивым многозначительным названием "Хвост белого дракона" (B?ch Long Vi: Батьлонгви) находится в акватории Тонкинского залива на севере Вьетнама. Вьетнамцы в старину называли этот остров Вотхюи, что означает "безводный". Поскольку на этом острове площадью три тысячи квадратных метром, не было источников воды. На французских и голландских картах XIX века этот кусочек суши посреди моря назывался островом Соловья. Остров Батьлонгви расположен приблизительно на равном расстоянии между вьетнамским портом Хайфон и китайским островом Хайнань.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Воды Тонкинского залива (Бакбо) насыщены волшебными драконами, которые в разные эпохи легендарной истории прибывали на помощь вьетнамцам. Это были драконы разных цветов, мастей и размеров. Некоторые драконы объединены разнообразными видами родственных связей между собой. Вьетнамские мифические предания о драконах в этих водах весьма экстравагантно перемешаны. Нередко рассказывают начало от одной легенды, середину от другой, а конец от третьей. Временами в один сюжет помещают сразу несколько историй. Вывод очевиден: единства мнений по вопросу драконов среди вьетнамцев нет. Во всяком случае, вьетнамские специалисты по истории, мифологии и литературоведению за несколько веков не смогли прийти к консенсусу. Согласно одной из многочисленных версий, расположенный в центральной части акватории остров "Хвост белого дракона" является крайним кончиком длинного хвоста, того самого живого дракона, который погрузился в воды залива Халонг, и никак не хвостовой частью поверженного морского чудовища.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Тысячу лет назад вьетнамская столица располагалась на том же месте, что и современный Ханой, но называлась по-другому. Главный город государства вьетов носил имя в честь дракона: Тханглонг или "Взлетающий дракон". В далеком 1010 году вьетнамский император Ли Тхай То – основатель династии Ли, задумал перенести столицу в стратегически более выгодный район и издал указ о переносе столицы. Рассказывают легенду, что когда императору Ли Тхай То занимался поиском подходящей для столицы местности, ему на пути следования императорской ладьи было явлено небесное знамение – сказочный золотой дракон. Император счел это добрым знаком и остановил свой выбор на месте, где узрел дракона. Ли Тхай То, обосновывая выбор месторасположения новой столицы, приводил следующие доводы: «Тханглонг расположен в центре от границ земли нашей, он подобен властителю мира, свернувшемуся кольцами сильному дракону, восседающему тигру, равно удален от востока, запада, юга и севера, выгодно окружен горами и реками. Земли там просторные и ровные, плодородные и высокие, население не будет страдать от наводнений, там всего изобилие. Оглядываю землю вьетов – это место поистине является центром света, будет наилучшим местом для столицы правителей десяти тысяч последующих поколений».
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Залив Халонг находится на севере Вьетнама, в провинции Куангнинь и является частью Тонкинского залива. Где-то на этом побережье произошла легендарная битва Лак Лонг Куана с морским чудовищем. Название залива Халонг переводится с вьетнамского языка «приземлившийся дракон» или «спускающийся дракон». Легенда рассказывает, что дракон – прародитель всех вьетнамцев, – опустился в воды этого залива, который показался ему идеальным местом для спокойного продолжительного отдыха. Можно, конечно, считать, что многочисленные острые скалы, возвышающиеся над зеркальной водной гладью – это результат сложных геологических процессов, протяженностью 250 миллионов лет. Однако многие вьетнамцы в глубине души считают, на самом деле эти причудливые скалы – самые настоящие гребни и шипы на огромной спине спящего дракона. И никто не осмелится потревожить покой царственного гостя – вдруг дракон проснется и улетит.
Во время сессии ЮНЕСКО, проходившей в Таиланде в 1994 году, залив Халонг был признан памятником мирового природного наследия. Залив Халонг считался «чудом света» задолго до того, как на него обратили внимание специалисты ЮНЕСКО, это место воспевали в своих литературных творениях знаменитые вьетнамские поэты средних веков, и наверняка мыслители древних времен, только вот записи последних до наших дней не сохранились.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Дракон является четвёртым из двенадцати животных Восточного гороскопа. Месяц под управлением циклического знака Дракона по традиционному аграрному календарю приходится на большую часть апреля и захватывает первые пять или шесть дней мая. Час Дракона приходится на утренний отрезок времени суток с семи до девяти часов утра. Знак Дракона соотносится со стихией Земли.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Дракона и его одиннадцать друзей из Восточного зодиака не следует путать с другим известным образом: Лазоревым драконом. Это господин из совсем другой компании. Китайский трактат Лицзи "Описание правил приличия и церемоний", который приписывается Конфуцию, считается отправной точкой для появления традиции четырёх знаков зодиака на небесном своде. Кроме собственного участка неба, каждое из мифических животных представляет одну сторону света и одно время года. Великолепную четвёрку составляют: Лазоревый дракон Востока, Красная птица юга, Белый тигр Запада и Чёрная черепаха Севера. Лазоревый дракон представляет весну и стихию дерева. Красная птица феникс символизирует жару летнего сезона и стихию огня. Белый тигр соответствует сезону осени и стихии металла. Черная черепаха отождествляется с зимой и стихией воды.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
В европейской культуре дракон считается недружественным персонажем, который причиняет много неприятностей. Затем появляется герой, который избавляет людей от источника этих бед. Германская, романская и скандинавская мифологии располагают множеством историй на тему дракона и прекрасной принцессы, дракона и доблестного рыцаря, дракона и несметных сокровищ.
В русских сказках дракон предстаёт в обличии Змея Горыныча с тремя или девятью головами. Подобно своим европейским сородичам этот мифологизированный прототип динозавра постоянно тревожит добрых русских людей, пока его не сразит рука доблестного богатыря. С какой стороны ни смотри, для европейцев и русских дракон плох. У вьетнамцев – всё наоборот. Дракон хороший. Дракон добрый. Дракон – помощник. Дракон – спаситель. Дракон – избавитель от бед. По любому поводу и при любой беде вьетнамцы сразу обращаются за помощью к дракону.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Геомантия во Вьетнаме приравнивается к искусству. Геоманты издавна принимали участие в выборе места для строительства храмов, жилых домов и захоронений. Для определения благоприятного места используется специальный компас, тщательно изучается рельеф местности, исток и направление геомантических линий «лонг мать» (дословно: жилы дракона). Перед постройкой дома обычно подбирают правильное направление входной двери. Придается также большое значение датам закладки фундамента и установки крыши. Однако еще большее значение приписывают дому «вечного покоя»: усыпальнице. Вьетнамцы верят, что удачное захоронение предков благотворно сказывается на потомках, является залогом благополучия последующих поколений. В представлении вьетнамцев неправильное захоронение, равно как непочтительное отношение к могилам предков, может стать причиной появления болезней или физических увечий у потомков, привести семью к разорению или даже прекращению рода.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Во Вьетнаме уважают семейные ценности и очень любят детей. Каждый уважающий себя родитель всегда точно знает рост и вес всех своих детей. Встречаясь со старинными друзьями семьи, любящий отец всякий раз с гордостью рассказывает, как за прошедшие месяцы подросли его дети, сколько им лет, какой у них рост и вес.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Вьетнамцы верят в закон кармы. Согласно традиционным представлениям, в семье особенно сильна связь между кармой отца и дочери, матери и сына. В восточном обществе четко определены добродетели для представителей мужского и женского пола, традиции эти уходят в глубину веков к конфуцианским принципам устройства мира, трем послушаниям и четырем добродетелям. Ответственное отношение отца к семейным и общественным обязанностям, неустанное проявление доброго отношения к людям, великодушия и справедливости формирует основу счастливой жизни его дочерей. Добродетельная жизнь матери, любовь к мужу и забота о семье являются залогом будущего счастья сыновей и их успехов в жизни. Один из вьетнамских знакомых, положивший эти принципы в основу своей жизни, не устает повторять: «Я стараюсь всеми силами помогать людям, быть добрым и хорошим семьянином, потому что люблю свою дочь и хочу, чтобы она была счастлива в жизни».

О БЕТЕЛЕ И АРЕКЕ
Главные действующие лица: братья-близнецы из рода Као, учитель из рода Лыу, прекрасная дочь учителя; государь вьетов Хунг-выонг.
Другие персонажи: жители деревни, свита государя.
Время действия: легендарные времена правления Хунг-Выонгов
Место действия: государство Ванланг
Точная локация: храм поминовения главных участников истории находится в деревне Намхоа, уезда Намдан, провинции Нгеан, на расстоянии около 290 километров от Ханоя.
Исторические персоны: правитель из династии восемнадцати Хунг-выонгов
Теперь, дорогой читатель, Вам известны исходные данные, потому далее по ходу повествования будет гораздо удобнее ориентироваться в системе координат вьетнамского культурного ландшафта. Пришло время начать увлекательный и поучительный рассказ, из которого каждый может извлечь полезные уроки, обогатить ум и расширить кругозор.
Давным-давно в одной маленькой вьетнамской деревне жила знатная семья по фамилии Као. В этой семье родились два сына. Братья были похожи друг на друга как две капли воды. Согласно одной версии легенды братья Као были близнецами, согласно другому мнению, братья были погодками, и на момент совершившихся событий одному брату было восемнадцать лет, а другому исполнилось семнадцать лет. Братья были так похожи, что никто кроме родителей не знал, кто из них старший и кто младший. Оба брата были красивые и стройные, одарённые и талантливые. Древние книги и полезные науки братья Као изучали в доме почтенного деревенского учителя из рода Лыу. Когда братья вступили в пору юности, в дом семьи Као пришла печаль, родители умерли.
Учитель Лыу высоко ценил в этих двух учениках старательность, почтительность и успехи в постижении премудрости. Потому он пригласил братьев переехать жить к нему в дом. У учителя была прелестная дочь шестнадцати лет. Девушка была красива как нежный цветок персика и прилежна в домашних искусствах. Красавице очень нравились эти два ученика отца.
Любая благородная и образованная вьетнамская девушка тех времен хотела выйти замуж за старшего брата в роду. Брак со старшим братом был для девушки более почётным, чем с младшим. Потому юная красавица из рода Лыу решила прибегнуть к женской хитрости, чтобы узнать, какой из братьев является старшим. Однажды вечером дочь учителя по заведённому в доме обыкновению принесла братьям поднос с едой. Она красиво расставила на столе тарелки с вкусными кушаньями, симметрично поставила пиалы для каждого брата, но специально положила только один комплект палочек для еды. После этого девушка спряталась за шёлковый полог и стала наблюдать. Братья Као зашли в комнату и сели за стол. В эту минуту и обнаружилось, что на столе только одна пара палочек. Согласно вьетнамской традиции, младший брат уступил палочки старшему брату, в знак уважения, дабы старший брат мог поесть первым. Так дочь учителя Лыу узнала, за какого из братьев она намерена выйти замуж. Девушка пошла к отцу и попросила устроить свадьбу со старшим братом.
После свадьбы молодожёны жили душа в душу. Младший брат жил в одном доме вместе со старшим братом и его молодой женой. Однако он заметил, что после свадьбы брат стал относиться к нему по-другому. Между братьями не было прежней близости, теплоты и сердечности. Старший брат много времени проводил со своей прелестной женой, и уделял младшему брату мало внимания. Такое положение сильно печалило младшего брата.
Однажды вечером братья вместе возвращались с поля. Старший брат замешкался у ворот, потому младший брат вопреки обыкновению вошёл в дом первым. В сумерках жена бросилась навстречу вошедшему мужчине, обняла его и поцеловала. И тут женщина увидела, что перед ней не её муж, а его младший брат. Оба смутились и отпрянули друг от друга, в этот момент в комнату вошел старший брат. С того злосчастного вечера братья ещё более отдалились друг от друга. Подозрения в измене брата и жены терзали сердце старшего брата. Горечь и стыд заполонили душу младшего брата. Потому младший брат решил навсегда покинуть дом. Он вышел из дома, прошёл через засеянные рисом поля и углубился в лес. Он долго-долго шёл по лесу, пока окончательно не выбился из сил. Он присел на берегу ручья и начал плакать. Младший брат плакал до тех пор, пока не обратился в каменную глыбу.
Старший брат вернулся домой и обнаружил, что младший брат исчез. Он отправился на поиски, прошёл через бесконечные рисовые поля, через густой лес, и вышел на берег ручья. Старший брат почувствовал, что не в состоянии больше ступить ни шагу. Он присел на землю и долго проливал слёзы, прислонившись спиной к большому камню. Потом он уснул и превратился в стройную и высокую арековую пальму.
Прошёл день, прошла ночь, наступило утро. Отсутствие мужа и младшего брата встревожило молодую жену, и она отправилась на поиски. Женщина долго шла мимо зелёных рисовых полей, через тёмный густой лес и пришла на берег ручья. Обессилив от горя, она села рядом со стволом арековой пальмой и горько плакала до тех пор, пока не лишилась чувств. Жена умерла и превратилась в гибкую лиану бетеля с пряными листьями, которая обвила ствол ареки.
Старый учитель из рода Лыу, обнаружив исчезновение дочери, зятя и его младшего брата собрал односельчан, и жители деревни отправились на поиски. Люди осмотрели рисовые поля, каждое дерево и каждый куст в лесу. Они искали до тех пор пока не вышли к ручью где и обнаружили большую каменную глыбу и арековую пальму, вокруг которой обвивалась лиана бетеля. На людей снизошло озарение, они поняли, что произошло с братьями и молодой женщиной, и решили поставить на этом месте небольшой храм, для того, чтобы у алтаря возносить молитвы о безвременно погибших любящих сердцах. Время летело, прошли годы. Однажды через эту местность проезжал государь Хунг. Правитель пожелал отдохнуть на берегу ручья, где он увидел дерево, камень и лиану. Это композиция привлекла его внимание, и он расспросил местных жителей. Люди рассказали ему историю, что случилось с братьями из рода Као и девицей из семьи Лыу. Государь взял плод ареки и лист бетеля, пожевал немного и почувствовал необычный вкус. Он сплюнул на каменную глыбу и увидел, что его слюна, коснувшись поверхности камня, окрасилась в красный цвет, стала подобной кровавому пятну. Правитель постоял в молчании и произнес: "Эта история о братской дружбе и супружеской любви заслуживает того, чтобы о ней помнили все поколения, которые будут жить после нас".
С тех самых пор у вьетнамцев принято на свадьбах в обязательном порядке подавать арековый плод, завернутый в листья бетеля с кусочком извести. Это угощение многие века подавали в каждом вьетнамском доме, когда приходили гости. В XXI веке бетель подаётся редко, однако у вьетнамцев до сих пор сохранилась поговорка "Беседа начинается с бетеля".

Заметки на полях
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Угощение из ареки и бетеля, приправленных крупинкой извести, является символом вьетнамского гостеприимства. Все входящие в его состав ингредиенты имеют важное философское наполнение. Арека – это высокое дерево, устремлённая в небеса к Солнцу стройная пальма, символ Ян. Известь, которую соскребли с глыбы известняка, представляет стихию Земли, символ Инь. Бетель – это вьющееся растение, гибкая лиана, корнями уходит глубоко в землю, обвивает ствол пальмы и поднимается к небу. Это символ трансформации жизненной энергии ци, инь и ян.
Цепочка ассоциаций: для размышления
Искусство красиво сворачивать угощение из ареки и бетеля во Вьетнаме являлось обязательной частью воспитания девушки благородного происхождения. Одного взгляда на то, каким образом свернуты зеленые листья бетеля, было достаточно, чтобы составить безошибочное представление об уровне воспитания, внутренней культуры и утонченности натуры у человека, приготовившего угощение. Умение красиво заворачивать угощение из ареки и бетеля было своего рода социальным маркером: простушка или леди.
В отличие от европейских и русских аристократок, вьетнамские девушки благородного происхождения не обучались вокалу и не музицировали. Этим занимались певички. Игра на музыкальных инструментах и пение считались не подобающими занятиями для вьетнамской девицы из знатной семьи. В то время как искусство красиво заворачивать угощение из бетеля соответствовало положению и не роняло престиж богатой и знатной женщины в глазах вьетнамского общества.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Герои легенды о бетеле и ареке погибли трагической преждевременной смертью. Вблизи от места упокоения их останков (дерева ареки, лианы бетеля и глыбы известняка) был возведён алтарь поминовения. Вьетнамцы придавали этому обстоятельству большое значение в древности, не пренебрегают они этим и в условиях современности. Во Вьетнаме вдоль дорог часто можно увидеть маленькие кумирни. Они представляют собой миниатюрный домик высотой около метра. Обыкновенно такой поминальный алтарь стоит на столбике. Но иногда прямо на земле. Иностранцы, которые ранее слышали о культе предков у вьетнамцев, делают поспешный вывод, что это и есть алтарь предков. Однако, это не верно.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Алтарь предков для вьетнамцев – это сугубо семейное дело. Можно даже сказать интимное. Алтарь предков просто не может находиться на обочине дороги или у входа в дом. В зависимости от благосостояния семьи алтарь может быть маленьким или большим: висеть закрепленным на стене как полка либо представлять собой шкафообразный предмет корпусной мебели, занимать отдельную комнату в квартире или даже отдельное строение на территории родовой усадьбы. Алтарь предков у вьетнамцев всегда в доме. Только в доме. Внутри.
Уличные кумирни не предназначены для поклонения духам предкам. У них другой, особенный функционал. Это – алтари для местных и странствующих духов. Духи и призраки у вьетнамцев имеют разное происхождение. Например, по судьбе человеку было положено прожить восемьдесят лет, но произошел несчастный случай, и человек погиб молодым в результате аварии. Тела уже нет, похоронили в земле. В царство мертвых пока вход закрыт, в списках не значится, поскольку отпущенные по судьбе земные годы пока не закончились. Душа без тела, без дома, без даров, без молитв. От такой жизни легко превратиться в злобного духа, который начинает творить тысячи безобразий. Дабы предотвратить этот опасный процесс, вьетнамцы и устанавливают на месте аварий маленькие кумирни. В них духи безвременно погибших находят кров, подношения и обретают покой в аромате горящих благовонных палочек.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
На месте придорожных кумирен нет пересечения благоприятных линий, как иногда полагают недостаточно хорошо знакомые с вьетнамской культурой люди. Просто прямо здесь или рядом произошла авария, в которой погибли люди. Либо в местности заметили присутствие беспризорного призрака, для спокойствия и комфорта которого и поставили алтарь. Довольный своим бытием дух никакого вреда людям не причинит. В южных провинциях Вьетнама вдоль дорог встречается намного больше алтарей, чем на севере. Объяснение достаточно простое: в ХХ веке вьетнамцам пришлось много воевать. Много погибших, много печальных призраков, за которых никто не молится на алтаре предков, потому что нет потомков. С другой стороны, идеи коммунистического атеизма были на протяжении нескольких десятилетий в почете на севере Вьетнама. И это сразу видно по числу алтарей и кумирен на юге.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Длительное употребление бетеля делает челюсти и губы кроваво-красными, рот человека становится похожим на зияющую рану. В сочетании с традицией покрывать зубы чёрным лаком такая картина на лице азиатов представлялась европейцам отталкивающим зрелищем. В XIX веке многие европейцы, посещавшие Юго-восточную Азию, находили привычку местного населения жевать бетель отвратительной.
Скажем несколько слов о чёрных зубах. С незапамятных времён вьетнамцы покрывали зубы специальным черным лаком, чтобы защитить их от кариеса. Кроме того, веками вьеты верили, что чернение зубов защищает человека от порчи и дурного глаза. Иметь белые зубы среди вьетнамцев в принципе было неприлично. Про обладателя белых зубов говорили: «Зубы белые, как у собаки!» Это замечание считалось уничижительным и обидным. Нечерные зубы европейцев вьетнамцы воспринимали как недоразумение и признак личной неряшливости. Очевидно же, что эти люди с бледными лицами и длинными носами совершенно за собой не следят. Даже зубы не чернят.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Лакирование зубов считалось у вьетнамцев не только профилактической, но и косметической процедурой. Приблизительно как салонный маникюр, окрашивание волос или инъекции красоты в наши дни. Для того, чтобы вычернить зубы и сделать их более красивыми, поколения вьетнамцев на протяжении веков сознательно шли на неудобства, приблизительно такого же порядка, как при современных процедурах отбеливания зубов.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Во вьетнамских домах, где подрастали девушки, родственники и друзья семьи справлялись, начали ли чернить зубы. Девушка с белыми зубами считалась некрасивой и имела мало шансов найти хорошего жениха. Ситуация изменилась в XX веке. По мере того, как во вьетнамском обществе сформировалась прослойка населения, воспринявшая эстетические концепции европейской культуры, традиция покрывать зубы черным лаком отошла в прошлое. В современном Вьетнаме в больших городах Вьетнама едва ли представится возможность полюбоваться прелестными черными зубками юной модницы. В XXI веке у вьетнамцев в чести белозубая улыбка. И множество стоматологических клиник. Однако и в наши дни в городах и деревнях Вьетнама можно встретить удивительно жизнерадостных пожилых женщин, которые, раскланиваясь с гостями и соседями, одаривают их очаровательной чернозубой улыбкой.

О НОВОГОДНЕМ РИСОВОМ ПИРОГЕ
Главные действующие лица: Хунг Шестой, правитель из династии восемнадцати легендарных вьетских государей Хунг-Выонгов; Ланг Лиеу – один из младших сыновей государя; богиня Риса.
Другие персонажи: сыновья правителя Хунга, предположительно общим числом 21 человек, придворные, государевы люди, приглашённые на праздник гости.
Время действия: легендарные времена правления Хунг-Выонгов. Предположительно годы царствования шестого правителя из легендарной династии приходятся на 1712-1632 до нашей эры
Место действия: государство Ванланг
Точная локация: усыпальница правителя Хунга расположена в окрестностях горы Нгиалинь на земле Фонгчау в структуре храмового комплекса королей Хунгов. Храм находится в десяти километрах от современного вьетнамского города Вьетчи, провинции Футхо на севере Вьетнама.
Теперь, дорогой читатель, Вам известны исходные данные, потому далее по ходу повествования будет гораздо удобнее ориентироваться в системе координат вьетнамского культурного ландшафта. Пришло время начать увлекательный и поучительный рассказ, из которого каждый может извлечь полезные уроки, обогатить ум и расширить кругозор.
В старые добрые времена, когда на земле вьетов правили легендарные государи из династии Хунгов-выонгов, в эпоху шестого царствования остро встал вопрос о престолонаследие. Суть проблемы была не в отсутствии наследника, детей у правителя было много. Государь Хунг был озабочен вопросом, кого именно из многочисленных сыновей следует избрать преемником. У шестого короля Хунга было двадцать два сына. Разумеется, все дети правителя умом и талантами превосходили обычных людей. Однако у государя были очень высокие стандарты и весьма строгие требования к своим наследникам. Правитель постоянно предавался размышлениям о достоинствах и недостатках своих сыновей. Старший сын был слаб здоровьем, второй – слишком вспыльчивым, третий – нерешительным и так далее. Относительно каждой кандидатуры у государя имелся наготове длинный список аргументов за и против. В конце концов, престарелый правитель решил устроить своим детям экзамен, который позволит выявить самого достойного. Хунг Шестой повелел сыновьям к следующему празднику Нового года приготовить угощение для совершения церемонии поклонения Духам предков. Тому из принцев, чей застольный дар окажется самым выдающимся и достойным благородных предков, предстояло получить трон отца.
Ланг Лиеу был в восемнадцатом или двадцатым сыном старого короля. Этот принц был добрым, благочестивым и почтительным сыном. Ланг Лиеу в раннем возрасте лишился матери, потому его дни омрачала печаль этой потери. Кто поможет ему? Кто наставит добрым советом? Кто подскажет? как поступать правильно? Как найти блюдо, которое бы порадовало отца? Однажды Ланг Лиеу уснул на рисовом поле. Во сне ему явилась Богиня Риса и повелела: «Возьми клейкий рис и желтые бобы. Рис является величайшей драгоценностью земли и небес. Рис питает дух и тело человека. Это дар полей. Отправляйся в лес и найди лесную свинью, тебе понадобится её мясо и жир. Это дар лесов. Сделай два пирога: квадратный и круглый. Заверни их в большие зеленые листья банана и вари от одной луны до второй. Зелёные листья символизируют заботу родителей о детях. Листья защитят пирог в процессе приготовления. Круглый пирог – символ Неба, квадратный пирог – символ Земли, и внутри их имеется все, чем щедры к нам родные поля и леса». Ланг Лиеу сделал так, как научила его Богиня Риса.
Наступил день праздника. Государь в богато украшенном одеянии восседал на парадном троне, его окружали облачённые в церемониальные платья придворные. Слуги были одеты в новые одежды по случаю праздника. Все двадцать два сына правителя явились ко двору и с почтением поднесли государю свои застольные дары для церемонии поклонения духам предков по случаю Нового года. Государь Хунг с величием взирал на диковинные заморские блюда, которые приготовили ему сыновья. Среди подношений были изысканно украшенные яства. Многие блюда были приготовлены из ценных и редких ингредиентов: венец павлина, медвежьи лапы, печень носорога.
Дошла очередь и до подарка Ланг Лиеу. Правитель удивился необычному блюду и попросил сына объяснить. Ланг Лиеу рассказал отцу историю о встрече с Богиней Риса. Государю понравился рассказ принца и в особенности то обстоятельство, что блюдо младшего сына приготовлено с использованием простых местных продуктов, питательно и приятно на вкус, исполнено глубокого философского смысла. Другими словами, вьетнамский новогодний пирог "бань чынг" содержит в себе культурный код и воплощает дух народа. Правитель провозгласил Ланг Лиеу наследником, и когда пришло время, передал ему трон.
С тех пор во Вьетнаме каждый год в преддверии наступления Нового года по лунному календарю готовят рисовые пироги: квадратный «бань чынг» и круглый «бань зай».

Заметки на полях
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Рисовый пирог может храниться достаточно продолжительное время. Во время войны вьетнамские партизаны не могли готовить еду, поскольку дым мог обнаружить их присутствие. Вьетнамские солдаты закапывали зеленые квадраты рисовых пирогов в ил на речном дне, где «в герметичной упаковке» они могли храниться несколько месяцев. Об этом рассказал сам участник военных действий.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Основные компоненты, необходимые для приготовления легендарного вьетнамского пирога просты: рис, соевые бобы, свинина. Из специй используется соль и черный перец. Для приготовления квадратного пирога вьетнамцы используют специальную деревянную форму. Периметр рамки определяет размер пирога, символизирующего землю. Форма выстилается листьями банана. На дно засыпается хорошо промытый рис, приблизительно на одну треть от высоты формы. Рис плотно утрамбовывается кулаком или кухонным прессом. Поверх белого слоя риса насыпают перетертые отварные желтые соевые бобы. Слой разравнивается и слегка приминается. В серединку кладется большой кусок сырого мяса. Свинина для «бань чынга» обязательно должна быть с полоской жира: так будет вкуснее, чем с постным мясом. Далее последовательность выкладки слоев повторяется в зеркальном порядке: желтый слой соевых бобов и верхний белый слой риса. После этого листья сворачивают, форму снимают и все перевязывают веревочками из лианы.
Круглый пирог готовится из похожих продуктов и приблизительно в той же последовательности. Только заворачивается в листья круглым длинным рулетом. Все завернутые и надежно перевязанные пироги складывают в большой котел с водой. Как правило, вьетнамцы устанавливают котел для варки новогоднего пирога во дворе дома на открытом воздухе. Готовят на живом огне на дровах. Крышку сверху придавливают большим поленом, чтобы держать пар внутри котла. Пироги варят от шести до двенадцати 12 часов или даже все сутки, в зависимости от исходного размера пирога. Маленький пирог имеет длину сторон около 12 сантиметров и высоту 5-6 сантиметров. Большой пирог имеет длину сторон около 25 сантиметров и высоту около 8 сантиметров.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Подают на стол вьетнамские новогодние рисовые пироги в завернутом виде. Затем развязывают узелки и стягивают веревочки лианы, которые прорезая листья и мякоть пирога, заменяют нож. Верхний слой риса на несколько миллиметров окрашен в светло-зеленый цвет, переданный ему листом во время многочасовой варки. Вьетнамцы при помощи веревочек разрезают новогодний рисовый пирог сначала на четыре квадратных куска. Затем эти квадратные куски пирога делят по диагонали еще на два треугольных куска. Таким образом, рисунок линий правильно разрезанного «бань чынга» напоминает звезду.
Современные вьетнамцы соблюдают правило использования лианы для сегментации традиционного рисового пирога, потому что с незапамятных времен у вьетнамцев не принято использовать нож в первые дни новой весны. Табу. Использование острых предметов считается предвестником раздора и несчастья. Кто-то может считать это старинными предрассудками. Однако, большинство вьетнамцев данным правилом не пренебрегают даже в эпоху глобализации и цифровизации.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Традиционно вьетнамцы ели «бань чынг» и «бань зай» холодным или комнатной температуры при помощи палочек. Однако однажды кому-то пришла в голову мысль обжарить недоеденные в первый день куски пирога. Потому в последние годы во второй день и последующие дни праздника Тэт вьетнамцы подают на стол обжаренные ломтики пирогов «бань чынг» и «бань зай».
Цепочка ассоциаций: для размышления.
В последние годы хранители традиций тревожатся, что современные вьетнамцы все реже готовят новогодний пирог сами. Чаще покупают в магазине либо напрямую у домашних хозяйств, специализирующихся на приготовлении рисовых пирогов в зеленых листьях. Заботливая бабушка в большом и дружном вьетнамском семействе может приготовить традиционный пирог «бань чынг». В то время как молодое поколение вьетнамцев постепенно утрачивает навыки приготовления этого простого блюда, исполненного глубокого философского смысла.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Пирог «бань чынг» делает особенным блюдом вьетнамской кухни не только его легенда. Во всех компонентах и последовательности приготовления этого пирога заложен глубокий философский смысл. Добро пожаловать в дуальный мир восточной философии. Из легенды известно, что квадратный пирог «бань чынг» – символ Земли. Круглый пирог «бань зай» – символ Неба. Земля и Небо – представляют инь и ян. Это просто.
Кроме того, весь мир состоит из пяти первоэлементов: земля, вода, металл, огонь, дерево. Пять элементов мироздания находятся в различных видах взаимодействия: порождения, разрушения и контроля. Генератором энергии и как следствие всех благ мира является круг порождения. Вода питает дерево, дерево становится более сильным. Дерево питает огонь, пламя горит ярче. Огонь легко и естественно горением пламени порождает пепел, т.е. землю. В недрах земли рождается металл. Металл в горячей плавке становится жидким, а на холодном металлическом клинке, конденсируясь из воздуха, рождаются капли воды. Так течет по кругу поток энергии жизни.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Сакральное значение вьетнамского новогоднего пирога, не только в том, что все его компоненты пирога являются дарами родной земли и лесов. И не только в символизме квадрата и круга. В процессе приготовления вьетнамского новогоднего пирога быстро и радостно вращается круг порождения, наполняя дом жизненной энергией, привлекая благосостояние в семью. Дары земли представляют стихию Земли. Пироги складывают в большой металлический котел. Появилась стихия Металл. В котел наливают воду. Стихия воды перед вами. Под котел кладут дрова. Стихия дерева. Готовят на живом огне. Стихия огня. Вот так в одном блюде соединяются небо и земля, инь и ян. Пять первоэлементов выстраиваются порядке и последовательности круга порождения. Приготовление блюда обрело заложенный в него священный смысл.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
В числе подношений легендарному королю Хунгу было много более изысканных и редких яств, чем пироги «бань чынг» и «бань зай». Однако выбор правителя был сделан не в пользу вкуса и сервировки, а в пользу глубокого философского смысла. Именно философия пирога «бань чынг» сделала это блюдо кулинарным символом нового года по лунному календарю во Вьетнаме.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Круг является символом Неба (ян). Квадрат является символом Земли (инь). Это истина небесного устройства отражается и проявляется во всех деталях. Для любого даже самого ненаблюдательного человека очевидно: солнце – круглое, светлое, горячее, оно находится на небе, во всём этом присутствуют признаки Ян. Это видно невооружённым глазом.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
В процессе гадания по Книге перемен составляют гексаграмму, которая образуется чередованием длинных и прерывистых линий. Сплошная длинная линия – это Ян (число один). Две прерывистые линии – это Инь (число два).
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Продолжаем числовой ряд и видим еще больше закономерностей. Нечётные числа – это Ян (1, 3, 5, 7, 9). Всего пять цифр, и снова нечётное число ян. Чётные числа – это Инь (2, 4, 6, 8). Всего четыре цифры, и чётное число инь.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
У Круга – символа неба (Ян) соотношение радиуса к окружности приблизительно один к трем (число Пи). Тройка – нечётное число Ян. У квадрата- символа земли инь четыре стороны, в самой фигуре заложено чётное число инь.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Сочетание квадрата и круга для вьетнамцев является символом завершенности, наполненности, гармонии инь и ян. На старинных вьетнамских монетах всегда было квадратное отверстие в середине. Так создавался символ полноты и изобилия, благодаря идеально сбалансированному сочетанию Инь и Ян. У квадратного отверстия в центре круглой монеты имелось и сугубо практическое значение. Монеты с дырочкой в центре удобно было нанизывать на шнурок, и рассчитываться связками монет при совершении крупных покупок.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Во Вьетнаме, когда в семье рождается ребёнок, молодую мать принято поздравлять словами, которые имеют значение: Желаем, чтобы мама и малыш были здоровы. Однако буквальный перевод с вьетнамского языка этой поздравительной фразы может поставить неподготовленного человека в тупик. Потому что на вьетнамском языке эта цепочка слов означает: "мама круглая, ребёнок квадратный".
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Легендарные государи вьетов из династии Хунг-выонгов на протяжении многовековой истории играли роль скреп вьетнамского национального духа. Эта истина не утратила актуальности в современном контексте. Более того, в начале XXI века все было официально закреплено на законодательном уровне. День поминовения королей Хунгов приходится на десятый день третьего месяца по лунному календарю. По солнечному календарю дата праздника каждый год меняется и обычно выпадает на апрель месяц. Согласно поправкам внесённым в Трудовой кодекс в 2007 году, День поминовения королей Хунгов – государственный праздник и официальный выходной день в современном Вьетнаме.

О ДУХЕ ГОР И ДУХЕ ВОД
Главные действующие лица: восемнадцатый правитель из легендарной династии Хунг-выонгов, дочь правителя принцесса Ми Ныонг, Дух гор, Дух вод.
Другие персонажи: члены семьи государя, придворные; другие знатные женихи, которые сватались к принцессе, простой народ.
Время действия: старые добрые времена, когда землями вьетов правила легендарная династия Хунг-выонгов.
Место действия: протовьетское государство Вангланг.
Точная локация: гора Танвиен, которую принято с незапамятных времен считать обителью духа гор, находится в местечке Танлинь уезда Бави, который входит в состав большого Ханоя на правах административной единицы.
Теперь, дорогой читатель, Вам известны исходные данные, потому далее по ходу повествования будет гораздо удобнее ориентироваться в системе координат вьетнамского культурного ландшафта. Пришло время начать увлекательный и поучительный рассказ, из которого каждый может извлечь полезные уроки, обогатить ум и расширить кругозор.
В давние дивные времена, когда страной вьетов мудро правил государь Хунг-выонг восемнадцатый, случилась эта история. В старинных хрониках упоминается, что у правителя были две прекрасных дочери, красавицы неземной красоты, с ликом подобным светлому диску луны.
Одну дочь государя звали принцесса Ми Ныонг. Другая принцесса носила имя Тиен Зунг. Она является главной героиней другой весьма занимательной и интересной истории, поэтому здесь об этой прекрасной красавице мы больше рассказывать не будем. И посвятим всё внимание истории сватовства к её сестре, принцессе Ми Ныонг.
О красоте принцессы шла молва по всей земле, потому ко двору государя Хунг-выонга часто прибывали посланники правящих семей из соседних государств с предложениями о сватовстве. Некоторые кандидаты в мужья для дочери не нравились самому правителю, другие претенденты на руку принцессы не нравились придворным сановникам. С одним из соседей вьеты даже поссорились: как смеет такой старый и некрасивый жених свататься к нашей прекрасной, умной и талантливой принцессе. Принцесса Ми Ныонг из рода небожителей, поэтому мужем такой дивной красавицы может стать только молодец, равный ей по стати, красоте, уму и талантам.
В ту пору жили на вьетской земле два красивых молодых человека – Дух гор и Дух вод. Оба были искусны и в речах, и в сражениях. Духа гор звали Шон Тинь, а дух вод носил имя Тхюи Тинь. Шон Тинь и Тхюи Тинь одновременно явились ко двору государя Хунг-выонга и посватались к красавице-принцессе Ми Ныонг. Для того, чтобы определиться с выбором достойного жениха, государь вьетов устроил конкурс талантов. Дух гор сотворил магическое заклинание и показал государю бессчётные сокровища земли, дивной красоты драгоценные камни, сокрытые в породах высоких гор. Дух вод тоже произнес слова волшебного заклинания, и перед очами правителя предстали чудесные сокровища стихии воды: светлые жемчужины и фантастические обитатели моря. Такая впечатляющая демонстрация талантов конкурирующими женихами поставила правителя Хунга в затруднительное положение: он не мог определиться с выбором. И тогда правитель сказал: хорошо, вы оба одарены редкими талантами, сложно сделать выбор, приходите завтра утром со свадебными дарами: чей подарок окажется лучшим, тот и женится на принцессе.
На рассвете следующего дня Дух гор Шон Тинь прибыл ко двору государя вьетов первым со свадебными дарами. В то время как Дух вод Тхюи Тинь где-то задержался по причинам, неизвестным ни составителем летописей, ни сочинителям легенд. Всё сводится к тому, что когда Дух вод появился у ворот дворца правителя вьетов со своими дарами, ему сообщили, что принцесса Ми Ныонг уже уехала. Вместе со своим мужем Духом гор.
Оскорблённый в своих чувствах Дух вод рассердился и отправился вдогонку. Обнаружил Дух гор погоню и приказал горам расти вверх, чтобы спастись от наступающих волн. Высоко поднял Тхюи Тинь свои воды, но еще выше поднял Шон Тинь свои горы. Долго сражались они, но так и не смог Дух вод одолеть Духа гор, и вынужден был отступить. Однако и по сей день не оставляет Дух вод надежду отнять у Духа гор красавицу Ми Ныонг, поэтому каждый год в месяц восьмой и девятой луны устраивают они очередное сражение. Всякий раз Дух вод Тхюи Тинь терпит поражение в этой битве, но каждый год все равно возвращается и вновь вызывает Духа гор Шон Тиня на поединок. Так объясняет миф причины тайфунов и наводнений в Северном Вьетнаме.

Заметки на полях
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Вьетнамцы считают, что легендарная династия государей Хунгов насчитывает восемнадцать правителей. Первый Хунг-Выонг получил правление в год циклического знака Водяной Собаки "ням туат" в 2879 году до нашей эры. Правление последнего государя Хунга закончилась в год под управлением циклического знака Водяного Кролика "куи мао", в 258 году до нашей эры. Эта дата исторически выверена очень точно. Следовательно, речь идет о временном отрезке продолжительностью в две тысячи шестьсот двадцать два года. Именно эта цифра уверенно обозначена в знаменитом авторитетном историографическом сочинении "Полное собрание исторических Записок Дайвьета". Соответственно, если восемнадцать поколений легендарных государей Хунгов правили землями вьетов более двух с половиной тысяч лет, то на каждого правителя приходится в среднем около ста сорока пяти лет. Многовато по современным меркам. Однако вьетнамцы всегда с удовольствием приводят эти цифры в качестве примера и не сомневаются в их точности.
Цепочка ассоциаций: для размышления.
Во вьетнамских исторических Хрониках упоминается, что обителью и главной резиденцией Духа гор является гора Танвьен. Это место отнюдь не является выдуманным, это – конкретная точка на географической карте Вьетнама. Танвиен – это самая знаменитая вершина в горном массиве Бави, который находится к западу от вьетнамской столицы Ханоя. Высота горы Танвиен превышает одну тысячу двести восемьдесят метров. Бави занимает площадь около пятидесяти квадратных километров, здесь же находится одноимённый национальный парк. Разумеется, в этом месте находятся храмовые комплексы, посвящённых поминовению Духа гор Шон Тиня. Это место имеет для многих вьетнамцев сакральное значение, а также является популярной туристической достопримечательностью.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/daria-mishukova/legendy-i-skazki-vetnama-v-izlozhenii-vostokoveda/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Легенды и сказки Вьетнама в изложении востоковеда Дарья Мишукова
Легенды и сказки Вьетнама в изложении востоковеда

Дарья Мишукова

Тип: электронная книга

Жанр: Фольклор

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 28.10.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Вьетнамские сказки и легенды представляют собой драгоценные сокровища национального фольклора. Кроме того, во Вьетнаме сказкотворчество – это весьма современный процесс. Коллекция вьетнамских сказок постоянно пополняется новыми творениями, которые весьма удачно вписываются в фольклорное наследие и культурный контекст. В поведении и взаимоотношении героев этих историй, внимательные читатели обнаружат укоренённые на генетическом уровне ролевые модели, которые вьетнамцы с неизменным постоянством демонстрируют при построении деловых отношений и регулярно воспроизводят при решении практических задач. Заметки на полях раскрывают глубинный культурный контекст и особенности национального менталитета вьетнамцев, расшифровывают культурный код, дают полезные и интересные пояснения, без понимания которых читателю, мало знакомому с универсалиями восточных культур, свойственно пускаться по пути ложных ассоциаций.

  • Добавить отзыв