12 ошибок при обучении ребенка чтению. Книга для родителей

12 ошибок при обучении ребенка чтению. Книга для родителей
Мария Корчагина
1000 инсайтов
Книга представляет собой разбор основных ошибок родителей при обучении ребенка чтению, их причин, проблем, которые они вызывают, примеров и способов решения. Написано легким языком, очень интересно и приятно читать.Книга будет интересна и родителям-новичкам и уже опытным, столкнувшимся с неожиданной проблемой, тем, кто хочет разобраться, с чего начать обучение чтению и что важно учесть, приступая к этому важному занятию, и тем, кто уже прошел несколько шагов и наткнулся на неожиданное препятствие.

Мария Корчагина
12 ошибок при обучении ребенка чтению. Книга для родителей

Введение
В жизни каждой мамы возникает момент, когда она понимает, что пора изучать буквы и учиться читать. Ведь ребёнку уже 2…3…4 года или уже скоро в школу.
Это время у всех наступает по-разному. Во многом это зависит от семейных традиций, окружения и собственного опыта. Как правило, мама находит и выбирает соответствующее возрасту пособие, пробует по нему заниматься и… не получает результат.
Причин довольно много, и часть из них я раскрою в этой книге.
Я читаю с пяти лет. Любовь к чтению сопровождает всю мою жизнь. Одно из ярких воспоминаний детства: когда, не успев вовремя закончить домашнее задание, я лишилась своего вечернего часа чтения.
Вспоминаю, как я сама училась читать. Мне казалось, что обучить своих детей будет легко. Но, когда я стала мамой, оказалось, что не всё так просто. И, хотя общие принципы обучения чтению не сильно изменились, другим стало время, образ жизни и стиль взаимодействия людей. В этой книге – опыт, наблюдения и знания, почерпнутые у специалистов разного профиля, логопедов, педагогов, нейропсихологов.
Уверена, они будут полезны для вас.

Ошибка 1. Мотивация
«Я читаю с 5 лет и мой ребёнок будет».
«А Федя уже читает. Срочно пора учить».
«В садике сказали, что к этому возрасту дети уже должны знать буквы».
«К школе все дети должны уметь читать».

Эти, и другие подобные причины, имеют одну проблему. Они внешние. В них нет вашей личной заинтересованности, нет ответа на вопрос «зачем?»: «Зачем моему ребёнку читать в 3 года? Или в 5?».
На самом деле – это самый сложный вопрос не только данной книги. И ответить на него придётся самому.

Скорее всего, первый ответ будет ошибочным, потому что будет содержать конструкцию с отложенным временем. Например: моему ребёнку надо научиться читать к 5 годам, чтобы он хорошо учился в школе.
Но для ребёнка школа – это очень далеко. Год – это время, которое укладывается в голове ребёнка ближе к школе, поэтому отсроченная мотивация для него не работает.
Чтение – важный навык, но не единственный из тех, которые влияют на успеваемость.
Намного сильнее влияет внимание, удержание темы в голове, память, способность выстраивать логические связи и физические силы выдержать урок, сохраняя внимание и активность.
Поэтому выбрать надо ту цель, которая поможет вам действовать и в краткосрочной, и долгосрочной перспективе. Эта цель будет мотивировать вас, но не ребёнка. А чтобы заинтересовать ребёнка, надо ответить себе на вопрос: зачем это ему сейчас?

Поясню на примере.
Чтобы попасть с улицы в квартиру, надо знать несколько чисел:
• номер дома
• код домофона
• номер этажа
• номер квартиры
Это те цифры, которые ребенок видит ежедневно. А если их ещё и озвучивать, а также давать нажимать кнопочки, то двухлетний малыш прекрасно запомнит, в каком доме, на каком этаже и в какой квартире он живёт. У него есть интерес и мотивация. Простая. Примитивная. Но сейчас.
Например: знает код домофона – может, сидя на маминых руках, открыть дверь в подъезд, как взрослый. Вызвать лифт. Найти свой почтовый ящик и проверить, есть ли в нём почта. У ребёнка есть интерес и мотивация, и мамина цель достигнута. Ребёнок знает, где он живёт. Заодно и цифры выучил.

Важный фактор мотивации ребёнка – это решение его текущих задач. Даже если это просто запомнить название улицы или выбрать по названию: молоко или кефир сегодня пить на завтрак.

Вопросы для самопроверки мотивации:
• Какую текущую задачу я решаю с помощью освоения навыка чтения.
• Моя цель реализуема в течение месяца или двух? Если нет, то сто?ит разделить её на более маленькие задачи.
• Какую свою задачу может решить ребёнок, освоив ступень навыка?
• Есть ли у ребёнка заинтересованность в этой цели?
• Эта цель видна в повседневной жизни ребёнка?
• Он испытывает желание участвовать в процессе?

Ваша цель должна быть осуществима, краткосрочна и решать конкретную задачу.
Цель и мотивация ребёнка должна быть понятна, интересна ему и быть в повседневном окружении.

Ошибка 2. Несвоевременное обучение
Слишком раннее или слишком позднее время начала обучения.
Сейчас довольно модно считать, что обучать чтению можно с рождения. Есть даже конкретные методики, которые это предлагают. Но при этом необходимо учитывать, что дети первого года жизни развиваются неравномерно: у них есть периоды приоритетного развития навыков, скачки роста, этапы развития зрения и слуха, координации. И есть периоды, когда нерационально изучать буквы или обучать чтению.

В первые полгода жизни зрение ребёнка развивается неравномерно.
Первые несколько дней после рождения он различает только движущиеся, расположенные недалеко, объекты и различает только чёрно-белые оттенки.
Примерно на третьей неделе он способен различать лица на расстоянии 30 см. На второй неделе ребёнок может различать 2–3 цвета.
На втором–третьем месяце ребёнок начинает фокусировать взгляд и следить за предметом.
К полугоду зоны головного мозга, ответственные за зрение, развиты достаточно, чтобы следить и удерживать внимание на объекте, различать цвета всего спектра радуги. Но острота зрения находится в диапазоне 0,5–0,4, при норме взрослого 1,0.
Зрение постепенно формируется к 7 годам:
• 1 неделя: 0,002–0,02;
• 1 месяц: 0,006–0,03;
• 3 месяца: 0,05–0,1;
• 6 месяцев: 0,4–0,7;
• 1 год: 0,3–0,6;
• 2 года: 0,4–0,7;
• 3 года: 0,6–0,9;
• 4 года: 0,7–1,0;
• 5 лет: 0,8–1,0;
• 6 лет и старше: 0,9–1,0.
Это является одной из причин, почему у ребёнка не идёт изучение букв: он их просто не видит. Поэтому размер шрифта при их изучении является ключевым фактором успеха.
Но о размере чуть позже.

Следующий важный этап развития ребёнка – вертикальное расположение тела. То есть его способность самостоятельно, пусть и с опорой, удерживать свой вес и совершать при этом какие-либо действия. Как правило, это происходит в возрасте до 1 года, в зависимости от физической зрелости состояния ребёнка, и только после того, как ребёнок уверенно встал на ноги, можно приступать к изучению графических символов букв. Но нужно ли?
В возрасте около года ребёнок в состоянии воспринимать и запоминать простые фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и базовые цвета. Воспринимать он может и больше цветов, а вот различать только базовые: красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, черный.
Скорее всего, если ребёнок уверенно ходит, запомнил базовые цвета и фигуры, то он способен запомнить и буквы. Примерно со скоростью 1–2 буквы в неделю, и регулярном повторении изученных букв, он вполне может месяца за три запомнить весь алфавит. Хотя бо?льшую часть его ещё не сможет произнести. Дело в том, что в этом возрасте ребёнок ещё не способен складывать буквы в слоги и соединять в одно целое. Для этого нужно развитие определённых зон мозга.
Да, несомненно, он может запомнить визуально (как картинки) несколько слов: мама, папа и своё имя. Полезный навык, но это не будет чтением. Только способом узнать конкретное слово. Например, своё имя на шкафчике в детском саду.
Пример слишком позднего начала: это летом, перед школой или уже в школе. Современные программы обучения предполагают умение читать до начала школьного образования и не дают плавного входа в обучение по всем предметам. Более того: формат учебников представляет собой скорее сборник вопросов при отсутствии опорной информации, требующейся для ответов на эти вопросы.
Как итог: не формируется навык чтения текста, выделения главного в нём и способности делать выводы, чтобы ответить на эти вопросы. Но программы меняются и, возможно, вашим детям учебники будут помогать, а не мешать развитию навыка.
Несовершенство программы обучения перегружает ребёнка разноплановыми задачами, не давая возможности закрепить базовые навыки.

Оптимальным временем для начала обучения чтению является возраст 3–5 лет. В это время у ребенка существует активный интерес к процессу, работают игровые подходы и нет пересечений с кризисами 3 и 7 лет.

Ошибка 3. Выбор метода или подхода
Для того, чтобы разобраться во всём многообразии методов, давайте сгруппируем их на три подхода в целом.
Первый – это глобальное чтение.
У глобального чтения есть два основателя: это американский нейрофизиолог Гленн До?ман[1 - Глен Доман – американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей.] и японский педагог Синъити Судзуки[2 - Синъити Судзуки – японский скрипач и музыкальный педагог, автор методики раннего развития детей.].
Гленн Доман эффективно использовал этот подход для детей с серьёзными нарушениями, приобретёнными повреждениями мозга в раннем детстве и получил существенные результаты не только в чтении, но и в восстановлении функций мозга.
Вклад этого человека в обучение детей с особенностями развития очень значителен. Но, чтобы понять эффективность этого метода, надо обратиться к языку, в котором он используется.
Здесь мы видим два примера: английский и японский.
Для свободного владения английским достаточно знать 8 000 слов.
Объем лексического минимума для русского языка – 20 000 слов.
В японском же слова состоят не из букв, а из смысловых знаков – иероглифов. И как раз там глобальное чтение даёт существенный рост словарного запаса.
Это не единственная сложность. Основную трудность для ребёнка с глобальным чтением представляют словоформы. Вместо одного слова ехать: ехать, поехать, заехать, уехать, подъехать, переехать, – и это без учёта времени, числа и так далее.
Тем не менее, глобальное чтение остается эффективным подходом для детей с нарушениями развития и на этапе чтения предложений, когда ребенок может узнавать уже знакомые слова в тексте. Такое узнавание значительно ускоряет процесс чтения для детей, умеющих читать.

Второй подход – это чтение по складам и по слогам.
Несмотря на то, что между ними есть разница они во многом похожи.
Чем же отличаются склады и слоги?
Склад представляет собой:
– пару – согласный и гласный звук
– один согласный
– один гласный звук
Таким образом, слово «вздох», представленное в виде складов, будет выглядеть как: в-з-до-х.
А в виде слога – будет одним слогом, потому что количество слогов равно количеству гласных звуков.
Но, независимо от этого, чтение по складам не имеет независимой единицы – буквы. Только слог или склад. А использование чтения по складам может создать трудности с разбиением слова на слоги.
Этот подход характерен для группы славянских языков. В России он наиболее ярко представлен методикой Зайцева[3 - Николай Александрович Зайцев – российский педагог-новатор. Разработчик уникальных методик по обучению чтению, математике, русскому и английскому языкам.]. Но это не единственный метод. Схожие методы есть в польском и чешском языках. Это связано с особенностью звукового ряда и письменностью. Дело в том, что в славянской группе языков есть обилие свистящих и шипящих звуков, и нередко встречаются сочетание 3–4 согласных подряд. А вот письменность у многих – на базе латинского алфавита, и все эти сложные звуки записываются сочетанием букв из этого алфавита. Вот и решаются проблемы соотношения между звуками своими методами на базе слогового подхода.

Но этот подход может помочь соединять буквы в слоги, а слоги – в слова.

И, наконец, третий подход – звуко-буквенный.
Этот подход наиболее распространен и рационален по ряду причин.
Первая: одной букве соответствует один звук. Тут есть исключение – аффрикаты (Ц – ТС; Ч – ТЬЩ), но наш слух в большинстве своём воспринимает их как один звук.
Вторая: буква воспринимается как элемент конструктора. И, когда ребёнок понимает принцип сбора слов из этого конструктора, он способен собрать это слово сам. Сначала разобрать, а потом собрать.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/mariya-korchagina-32/12-oshibok-pri-obuchenii-rebenka-chteniu-kniga-dlya-r-68458433/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

notes
Примечания

1
Глен Доман – американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей.

2
Синъити Судзуки – японский скрипач и музыкальный педагог, автор методики раннего развития детей.

3
Николай Александрович Зайцев – российский педагог-новатор. Разработчик уникальных методик по обучению чтению, математике, русскому и английскому языкам.
12 ошибок при обучении ребенка чтению. Книга для родителей Мария Корчагина
12 ошибок при обучении ребенка чтению. Книга для родителей

Мария Корчагина

Тип: электронная книга

Жанр: Прикладная литература

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 10.07.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Книга представляет собой разбор основных ошибок родителей при обучении ребенка чтению, их причин, проблем, которые они вызывают, примеров и способов решения. Написано легким языком, очень интересно и приятно читать.Книга будет интересна и родителям-новичкам и уже опытным, столкнувшимся с неожиданной проблемой, тем, кто хочет разобраться, с чего начать обучение чтению и что важно учесть, приступая к этому важному занятию, и тем, кто уже прошел несколько шагов и наткнулся на неожиданное препятствие.

  • Добавить отзыв