Очерки о восточной медицине
Evgenii Shan
Руководством к врачеванию не является. По сути, это конспект, попытка систематизировать свои знания.Первая часть очерков содержит в себе теоретические основы восточной, тибетской, медицины. Является как бы подготовительным экскурсом, помогающим впоследствии воспринять тибетскую медицину во всей её полноте и понять её практическое применение в нашей жизни.Вторая часть – собственный опыт применения этих знаний для сохранения здоровья себе и близким.
Очерки о восточной медицине
Evgenii Shan
© Evgenii Shan, 2024
ISBN 978-5-0056-7233-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вступление
Интерес к восточной медицине в данное время немного угас, как обычно, в следствии веяний моды. Как угас он к боевым искусствам Востока и различным мистическим учениям новым и старым. Но и боевыми искусствами продолжают заниматься фанаты у-шу, каратэ и прочих, йога и тибетские мистические практики так же продолжают волновать умы определённой части общества. Происходило тоже самое и со мной, но где-то в глубине всё же оставалось стремление постичь древнюю мудрость.
Эта небольшая книга предназначена только лишь для более близкого ознакомления с восточными учениями в плане здоровья тела человека, которое, несомненно, на Востоке неразрывно связано с «душой». За свою жизнь я не оставлял совсем занятия этим, а в зрелом возрасте вернулся к более подробному изучению именно медицинского аспекта восточных учений, будучи монахом буддистского монастыря. Поэтому я хочу раскрыть некоторые тайны, которые тайнами не являются, но не известны широкому кругу фанатов Дальнего Востока – Тибета, Китая, Японии и… Таиланда. Книга будет построена, как популярный пересказ с пояснениями прочитанных и проштудированных мною трактатов. Не удержусь я и от некоторых вставок своего опыта применения этих принципов при «врачевании», если его можно так назвать. Должен признаться, это немного и от традиционных сибирских травников и заклинателей. Немного мистики, если это кому-то покажется мистикой…
И пусть для специалистов традиционной медицины европейской это не будет поводом для критических замечаний и опровержений. Примите ЭТО, как часть культуры, а может, и часть мировой науки о человеческом теле. Все используемые книги и труды даны в приложении «Список литературы».
Многие могут посетовать, что, мол, изучение восточной медицины не требует нахождения в буддистском монастыре. На это вам возразит любой тибетский лекарь, что только понимание буддизма даёт возможность полностью понять и саму концепцию восточной медицинской практики. Для меня так же было откровением приступить заново к изучению тибетских трактатов после прочтения и понимания буддистских текстов Типитака. На них накладывались мои прежние знания и представления и по принципам движения энергий в теле человека, и о причинах заболеваний, и о методах их лечения. Именно поэтому я начну с главы, кратко описывающей принципы буддизма в плане устройства человеческой психики, так как она в восточных науках является основой мира, мироощущения, устройства всего сущего перед нашими глазами… Третья часть, третья корзина Типитака – Обдхидхамма, в которой уже нет религиозных постулатов, но есть объяснение причин всего в мире.
Типитака, 3 раздел – абдхидхамма сангката
По своей сути, буддизм является своеобразной наукой, с большой долей психологии. Наукой о мирском страдании и способе его преодоления. Освобождения от страдания. Но перефразируя материализм Маркса и опираясь на индуистские концепции устройства мира (когда воздействие материальных факторов и внутреннего стремления к ним формирует и духовный мир, является причинами неудовлетворённости миром). В этом смысле, буддизм становится более глубокой философией, чем просто психология. Может некоторые читатели моих рассуждений отнесутся скептически к некоторым «магическим» с их точки зрения постулатам, но как можно увидеть, всё это имеет очень конкретное практическое воплощение, что подтверждается эффективностью восточной медицины.
Джуд-ши.
Трактат тибетской медицины, который раскрывает основные её принципы, является как бы общим разделом медицинской науки Востока, основывается именно на буддистских принципах. После изучения буддистских текстов положения медицинских основ уже не кажутся удивительными, а тем более спорными. Сама система тибетской медицины в Джуд-ши – это прежде всего учение о правилах сохранения здоровья, предупреждение заболеваний, а уж потом лечения болезней. Современные медики назвали бы это диетологией, гигиеной и санитарией. На самом деле, он гораздо глубже. И рассматривает не только вопросы правильного питания, но и объясняет взаимодействия человеческого тела с окружающей средой, как причины заболеваний.
Живака Кумар бхаши
На обложке книги помещено изображение легендарного индийского целителя, которого в Таиланде, Китае и Индии считают основоположником индо-тибетской медицины. Поэтому я хотел бы сделать маленький экскурс в историю этого человека. Тем более, что сама личность даже в тайских монастырях часто воспринимается неоднозначно. В то же время, народная любовь и уважение к нему настолько велика, что при многих монастырях строится часовня-мондоп с его изображением, и миряне приносят подношения, цветы, воскуривают благовония с просьбами защиты здоровья, прежде всего детей. Канонические тексты относят Живака вбаши к одному из арахатов, девятому из шестнадцати. Более поздние легенды утверждают, что родился он уже с иглами в руке и пучком целебных трав. Конечно, это не более, чем естественное желание возвысить реального человека, приписывая ему если не божественную сущность, то хотя бы божественный выбор его.
Исторические исследования жизни Живака Кумар бхаши (бхасья), ?????? ?????????? – Дживака Комарабхачча (пали), подтверждают реальность существования такого человека. Жил он в V веке до н. э. И был современником Сидтхарха Гаутама. Родился в городе Раджгир у жены местного торговца, очень красивой женщины, от внебрачной связи с царём Бимбисарой. Мать постаралась избавится от младенца подкинув его рядом с царским дворцом в сундуке. Когда слуги нашли его, царь спросил – «жив ли младенец», отсюда одна из версий имени легендарного целителя – Дживака – «тот кто жив». Таким образом он остался на воспитании у принца. Там он и заинтересовался медициной, видя, приходивших во дворец лекарей. Постепенно, обучаясь у них некоторым знаниям, Дживака утвердился в несовершенстве этих знахарей и решил продолжить, в шестнадцать лет, учёбу медицине в Такшашиле, городе находящимся в Пенджабе, в то время захваченном персами. Наверное, персидские медицинские знания повлияли на его взгляды, ведь знаменитый Авиценна был персидским учёным. Несколько лет он изучал трактаты Атреи (персидский медицинский светило). Через несколько лет Дживака от самого Атреи получил аттестацию и был отослан домой. Молодой врач-учёный продолжал своё образование поисками по всей Индии. В некоторых тестах говорится, что долгое время изучал трактаты в городе Бхадранкара Центральной Индии. Эти же тексты рассказывают о приобретении Дживакой чудесных способностей по диагностике и лечению. Приплетается сюда и магия священных деревьев, камней и минералов, но сам факт уникальных знаний оказываются неоспоримыми древними и нынешними историками.
Медицинская практика врача в основном составляла лечение влиятельных и богатых людей, но лечил он и бедняков, чем снискал себе славу. В жизнеописании говорится о множестве великолепно выполненных операциях даже на головном мозге. Полостные операции на кишечнике, родовспоможение и кесаревы сечения сделали его в народном мнении покровителем детского и материнского здоровья. Дживака стал достаточно богат и почитаем в это время. В это же время, а история умалчивает о подробностях, он встретил Будду и стал последователем его. Уже после этого свою медицинскую практику врач совмещал с распространением буддизма, его благих знаний. По многим летописям и устным легендам, Дживака Кумар лечил и самого Будду, был врачом сангхи, оставаясь долгое время простым последователем Учения – упасака. Упасака носит белую мантию, приняв «три прибежища» и следующий «пяти священным обетам». Гораздо позднее, убедившись в правильности Учения и величии знаний самого Будды, которые оказались гораздо выше его собственных, целитель полностью принял буддизм. Даже в последствии Будда назвал его «лучшим своим учеником», который врачует не только тело, но и душу.
В ранних буддийских текстах, Дживака Кумар бхаши описывался в той же терминологии, что и будды и бодхисаттвы. В китайской терминологиие его стали называть «Королем медицины» – так называли некоторых легендарных китайских врачей. Китайским буддистским учёным и паломником Сюань Цзаном описывается монастырь, где жил легендарный медик с небольшой буддистской общиной в горах между Индией и Непалом, в Раджгире. В период между 1803 г. и 1857 г. были проведены раскопки, и развалины монастыря были идентифицированы, как Дживака-Вихарна.
То, что Дживака Кумар бхаши является одним из главных основателей индо-тибетской медицины, у меня не остаётся сомнений. Соединение двух больших медицинских школ – аюрведы и персидской, развитие хирургии, которая позволяла ещё и изучать анатомию, говорит само за себя. В Тибет эти знания пришли, что тоже очевидно, из последнего пристанища великого лекаря-буддиста, соединились с традиционной тибетской фитотерапией, а буддизм давал возможность лечить не только тело, но и «дух». И здесь я в это понятие вкладываю не отвлечённые метафизические смысла, а вполне материалистическую концепцию.
Теоретическая часть (краткий экскурс по древним трактатам)
Джуд-ши
Трактат тибетской медицины, который раскрывает основные её принципы, является как бы общим разделом медицинской науки Востока, основывается именно на буддистских принципах. После изучения буддистских текстов положения медицинских основ уже не кажутся удивительными, а тем более спорными. Моё изложение этих принципов будет несколько в ином порядке, чем в классическом тексте.
…
Сама система тибетской медицины в Джуд-ши – это прежде всего учение о правилах сохранения здоровья, предупреждение заболеваний, а уж потом о лечении болезней. Современные медики назвали бы это диетологией, гигиеной и санитарией. На самом деле, всё гораздо глубже. И рассматриваются не только вопросы правильного питания, но и объясняет взаимодействия человеческого тела с окружающей средой, как причины заболеваний – Разбалансировка трёх основных систем организма человека – рлунг, мкхрис и бадкан (условное название ветра, желчи и слизи). Из индуизма-буддизма пришло ещё несколько терминов – амрита «лекарство», тану «тело», сукха «дух», трайя «защита». Кстати, термин «тантра» составляется из первых двух – лекарство для тела. Хотя под понятием тела на востоке понимают не только физическую сущность человека, но весь комплекс вместе с духовной составляющей.
Узел бессмертия или бесконечный узел, как символ бесконечных связей всего в этом мире (один из главных символов тибетской религии)
Три системы, как они часто упрощенно понимаются, включают в себя те или иные органы организма, порой совпадая с пониманием классической европейской медицины. Но это только упрощённо. На самом деле все три области присутствуют в организме одновременно и находятся одновременно в каждом органе нашего тела. Только в разных пропорциях, в разном «весе и значении». Количество той или иной «системы регуляции организма» зависит и от конституции человека (предрасположенности по рождению), от времени года, от места проживания. Влияние не только объективных, но и субъективных факторов рассматривается на равных, что характерно для знаний Востока. Рассматривается переизбыток-нехватка, горячий-холодный поток, а также, взаимодействие с питающими субстанциями. Это не только пища, но и воздух, солнечный свет. Очень большое значение придаётся Тибетскому календарю, как основе всего сущего на Земле и во Вселенной, подчинение всего единому Высшему порядку.
Взаимодействию с питающими энергиями и внешними факторами уделяется первостепенное значение в описании такого взаимодействия, что вполне в духе индуистских-буддистских концепций устройства мира. Это не просто день рождения, хотя и это играет определённую роль, но и текущие сезоны, времена года и космические циклы. Согласно солнечно-лунному календарю, примитивный аналог которого используется в мире многими, учитывается движение Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. Выделены 60-летний цикл, и всем известный 12-летний цикл Юпитера, который обзывается рядом животных. Вместе с этим различают «северный путь Солнца» – период с начала астрономического года до весеннего равноденствия и «южный путь Солнца». Дополнительно к двенадцатилетнему «животному» циклу учитываются двойное тридцатилетнее обращение Сатурна вокруг светила, и к каждому году животного добавляются пять стихий. Дело в том, что задействованы основополагающий фактор – инь-ян, светлый-тёмный, полный-пустой. Не буду вторгаться в астрономические тонкости, просто отмечу построение всех влияний внешнего космического фактора на организм человека, на его регулирующие системы. Это не просто астрологические спорные выкладки, это влияние на системы рлунг-мкхрис-бадкан. Понимание этого сразу всё ставит на свои места. Никто ведь не оспорит влияние Лунных циклов на земной мир, значит и более далёкие планеты влияют также. И это представляет вполне практическое значение, а не отвлечённый астропрогноз на судьбу. В разные периоды времени организм человека функционирует по-разному. Всё это должно учитываться в медицинской практике.
Три системы регулирования
Рлунг – ветер, движение, дыхание, энергия, жизненная активность. Система пищеварения, кровообращения и выделения. Обмен веществ и! проявление шести чувств. Эта система отвечает и за волю человека.
Мкхрис – желчь, голод, жажда, продуцирование естественного тепла и теплового баланса организма, усвоение пищи. Отвечает за проявление храбрости и физических способностей.
Бадкан – слизь, вкус, взаимодействие различных частей тела, сон. Гибкость, мягкость, пластичность. Логика и интеллектуальные способности человека.
Системы регуляции, как было уже отмечено соотносятся со «стихиями», т.е. внешними факторами и сутью вещей. Рлунг —ветер, воздух. Мкхрис – желчь, огонь. Бадкан образуется взаимодействием земли и воды. Баланс этих трёх систем обеспечивает нормальное функционирование организма. В самом организме существуют центры сосредоточения этих систем. Так рлунг с самого момента формирования зародыша базируется в позвоночнике, в его поясничной области. Мкхрис – печень, бадкан в зародышевом состоянии находится равномерно по всему телу и постепенно концентрируется у сформировавшегося организма в мозгу.
По пониманию классической медицины эти системы нельзя полностью соотнести с обычным пониманием европейского медика, но отвлечённо, с определёнными допущениями восточных взглядов можно отметить, что рлунг более всего контролирует дыхание и кровообращение, мкхрис – пищеварение и энергетическую основу человека в физическом плане, а бадкан – интеллектуальная сфера и центральная нервная система. Хотя, как можно заметить из описания в трактате, системы накладываются одна на другую, выполняя функции различных стадий деятельности организма и дополняя друг друга в этом.
Было бы странно, если конституция человека не описывалась также с применением этих терминов и понятий. Существует три чистых вида конституционного строения организма и психики, и один, четвёртый, комбинированный. И это закономерно, так как в организме необходим баланс всех энергий.
Немного отвлечёмся и перейдём к буддистскому пониманию устройства тела человека. Эмбриология занимает важнейшую часть в тибетской медицине. Формирование зародыша – основа человеческого организма. Очевидно, многим известно, что многие восточные культуры начинают отсчёт жизни не с момента рождения, а с момента зачатия.
Эмбрионология
Зарождение организма человека, как соединение мужской и женской энергий и субстанций, совершенно не противоречит классическим медицинским понятиям. Но восточная медицина подходит к этому наиболее полно, как к вопросу и зарождении трёх регулирующих систем в соответствии с космическими процессами. И сам процесс зарождения организма как бы полностью подтверждает все эти принципы. Во всяком случае, складывается в стройную теорию. Приведу эту схему почти полностью и почти дословно в описании трактата.
«Существуют шесть видов рождений – божеством, асуром, человеком, животным, претой – голодным духом и рождение в аду. По буддистскому пониманию, рождение человеком наилучшее, так как только человек может осознать и отклонить все мирские соблазны и заняться совершенствованием духовной природы – освобождению от всех пороков и грехов.
Зачатие происходит при смешении менструальной крови матери и спермы отца, но так же необходимым условием является вселение в зародыш духа умершего человека «ваджняна», который до этого находился в бар-до (промежуточном состоянии после смерти) под воздействием кармы. Карма – причинно-следственная связь, когда влияние поступков в прошлой жизни сформировали «клеша» – стремление к новому рождению. Клеша, по своей сути, это тяга к мирскому миру, когда ещё не пришло осознание буддистских истин о тленности, неудовлетворительности материальных соблазнов, как о причине страдания. Нормальные сперма, кровь, ваджняна, под воздействием кармы соединяют свои первоэлементы, в этом случае и происходит зачатие новой человеческой жизни. Без ваджаняны зачатие невозможно.
Обращу внимание на концепцию пяти первоэлементов – пространство, воздух, земля, вода и огонь, которые в последствии несколько трансформировались в китайской варианте У-син, но остаются неизменными, как первоэлементы всего и вся. Наряду с «тремя регулирующими система» они являются основными инструментами диагностики. Очевидно, названия первоэлементов являются отвлечёнными обозначениями свойств энергий, хотя, свойства и реальные субстанции связаны очевидно.
Без Земли не будет творения, без Воды не будет соединения, без Огня – созревания, без Воздуха – развития, без Пространства не откроются двери развития.
От Земли мясо, от Воды кровь, язык, ощущение вкуса и влаги, от Воздуха – дыхание, кожа, осязание, от Пространства – отверстия, уши и голос., от прежних привычек – способность к деяниям (карма прошлой жизни).
Зачатие совершилось, начинается развитие плода. Первый месяц смесь мужского и женского представляют собой нечто похожее на взвесь, затем она загустевает, становится творогообразной и «выпадает в осадок». Появляется пуповина – основа плода. На шестой неделе формируется аорта, на седьмой – глаза, на восьмой – вокруг глаз обозначается голова, на девятой неделе начинают обозначаться верхние и нижние части тела. В течении до двадцать четвертой недели плод оформляется и начинает расти. В двадцать четвёртую неделю оформляются полностью плотные органы, вслед за полыми, которые формируются раньше. С этого периода плод начинает ощущать «покой» и «страдание». На седьмой месяц плод полностью сформирован и после него набирает силу, готовясь стать человеком.
Далее следует описание конечного развития ребёнка, даются советы и обозначаются признаки правильного или неправильного развития и рождения. В джуд-ши даже рассматривается возможность корректировки пола будущего ребёнка до третьего месяца (до 24 недели).
Рассмотрев развитие эмбриона, как основу организма, можно вернуться к «трём регулирующим системам» более подробно, уже в плане взаимодействий с окружающей средой и вопроса формирования здорового организма.
Система регуляции здорового организма и методы регуляции
Две основных концепции тибетской медицины – «три регулирующих системы» и баланс «горячее-холодное». На этом строится диагностика организма и его заболеваний, этими же концепциями руководствуются при лечении, составлении лекарств и применении методов воздействия.
Как было уже упомянуто, «три системы» распространены на весь организм, а как следует из понимания развития зародыша в чреве матери, они возникают одновременно, базируются в определённых частях тела и развиваются, влияя на выражение физических и ментальных качеств человека. Центры систем в теле после рождения находятся в своих областях, действие которых даже по европейской медицине вполне объяснимо – рлунг в крестце, пояснице, мкхрис в печени, бадкан в мозгу (головном и отчасти в верхней части спинного). Отношение систем к пяти первоэлементам вполне конкретное, и формирование конституции человеческого тела под воздействием стихий описывается именно, как соотношение этих стихий в системах. Об этом надо помнить, так как тибетские медики употребляют понятия рлунг-мкхрис-бадкан подразумевая их отношения по пяти стихиям. Существует три чистых типа и четвёртых комбинированный тип конституции. При чём это не только физическое строение, но и психика. Современный психолог скажет, что чистого психотипа не бывает, и это подтвердит физиолог. Точно такое же мнение и на Востоке, но акцент на преобладание определённой «стихии» наблюдается наиболее выражено, при вторичном присутствии других. И это закономерно, так как в организме необходим баланс всех энергий.
Как было сказано в самом начале, восточная медицина главной целью ставит сохранение здоровья и предупреждение болезней на протяжении всей жизни. В нашем понимании – здоровый образ жизни. Становится понятным изречение древних «мы то, что мы едим». Пища – одно из главных условий здоровья человека, поэтому ей уделяется в медицинском трактате не последнее место. Классификация продуктов также подчинена системе «пять стихий» или пять первоэлементов. Различается шесть вкусов (восприятие человеком – система бадкан). Сладкий, кислый, солёный, горький, жгучий и вяжущий. Первоэлементы не имеют своего вкуса, но возникновение определённых вкусов происходит под влиянием первоэлементов. Земля + вода= сладкий вкус, огонь + земля= кислый, вода + огонь= солёный, воздух + вода = горький, огонь + воздух = жгучий, земля + воздух = вяжущий. И этой классификацией вкусов практически ограничивается описание свойств продуктов. Нет деления на жиры, углеводы, белки, совершенно другой подход, но если вдуматься, то исчерпывающий в свете стройной системы взаимодействия организма с питающими субстанциями.
Употребление пищи рекомендуется именно согласно этим параметрам. Как говорилось, питание должно быть сбалансированным, содержать все необходимые элементы, но оно должно и учитывать предрасположенность организма, т.е. конституционные особенности по тем же параметрам стихий, составляющим ту или иную систему регуляции. В Джуд-ши достаточно подробно разбираются виды продуктов и положение в указанной классификации. И там же рассматривается влияние продукта на здоровье, рекомендации по выравниванию разбалансированности. Получается, что простым подбором пищи можно не только предупреждать болезни, но и лечить. Причем рассматриваются все категории, от мяса до алкоголя, который также может являться стабилизирующим фактором и даже лекарством. Интересные выводы относительно потребления воды. Как говорилось, категория холодный-горячий очень важна в восточной медицине, поэтому и вода горячая и холодная действует по-разному. По-разному она действует и при различной конституции. Например, человек «рлунг» не должен пить много воды, особенно после приёма пищи, и напротив, человек «мкхрис» должен употребить после еды достаточное её количество. Даже с современной диетологией не согласуется? Всем нам пытаются доказать, что человек должен в день выпивать не менее трёх литров воды, и это без учёта состояния его организма. В своих очерках я не буду подробно расписывать всю таблицу пищевых продуктов, заинтересовавшимся рекомендую сам текст трактата.
.Но я всё-таки не удержусь, чтоб не прокомментировать несколько известных продуктов. «Мясо различных животных используют при лечении различных заболеваний». Нам говорят, что только говядина способствует мужской силе, а вот восточная наука утверждает, что это мясо «холодное» и тяжёлое, излечивает расстройства «ветра» и способствует усилению жизненной теплоты, конина излечивает почки, а куриное мясо увеличивает семяобразование. Тогда как о ней нам говорили, как о мясе лёгком.
Масло свежее увеличивает страсть и силу, масло старое помогает при потере памяти. Но лучше всего для здоровья – сливочное топлёное масло.
Молоко холодное и тяжёлое, возбуждает ветер, а после кипячения становится лёгким и тёплым. Парное молоко подобно нектару, а сгущённое молоко тяжёлое и плохо переваривается. Несовместимость продуктов – тема настолько тонкая, что я не рискую кратко излагать её. Единственное, что можно сказать в свете вышеизложенного – надо всегда учитывать свойства пищи относительно стихий первоэлементов, и ни в коем случае не сочетать противоположные начала.
О несочетании продуктов тоже следует упомянуть. Притча во языцех – мёд и дыня в трактате не упоминается, зато общеизвестное – рыба и молоко, молоко и древесные плоды, яйца и рыба, сыр и гороховый суп не совместимы. После употребления топлёного масла не следует пить сырую холодную воду. Согласно классификации по стихиям, существует такая рекомендация – «не ешь мясо холодным, а овощи сырыми». Лук и чеснок, которые относятся у тибетцев к зелени, подавляют действие лекарств, поэтому при лекарственной терапии от них в пище лучше отказаться.
Восточная медицина говорит, что «нет на Земле ничего, что не могло бы стать лекарством». Используются не только травы, но и минералы, продукты животного происхождения (не только пищевые), различные жидкости. И все лекарственные средства также классифицируются в соответствии с вышеизложенным. Главным критерием действия является вкус. Казалось бы, нонсенс. Как можно по вкусу или цвету определять действие лекарства? Но это удивительно только для современного человека, тогда как при отметании искусственных химических препаратов, такой критерий становится вполне естественным. Особенно, если учесть связь вкуса со стихиями и тремя системами регуляции. Особый раздел восточной медицины – фитотерапия, лекарственные растения. Они полностью укладываются в общую концепцию, но речь о них в других главах.
Образ жизни – «Да буду я днём и ночью жить так»
Трактат логично принятой концепции о здоровье подробно останавливается и на здоровом образе жизни, как это модно сейчас говорить у нас. Рассматривая все без исключения стороны жизни, а не только питания. Питание в разные сезоны соответственно балансу стихий – залог долгого здоровья. Следует придерживаться и возрастных изменений организма, тогда, когда «слизь» уменьшается, а «ветер» возрастает. Однако, и другие моменты жизни, рекомендации по работе-отдыху, половой жизни и режиму сна не оставлены без внимания. И тут нас так же поджидают неожиданности, в некоторых случаях кардинально отличные от рекомендаций современных лекарей. Режим питания и другие рекомендации особенно значимы для людей с преобладанием определённого первоэлемента в системе регуляции в сезон, когда действие его усиливается. Весна и осень – время «ветра», лето – время «желчи», зима – время «слизи».
Режим сна, который нам рекомендуют врачи, не отличается от восточного понимания, но сильно зависит и от времени года, и от конституции человека, и от его возраста. Истощённым и пожилым людям нужно обязательно дополнительно спать в послеобеденное время, а молодым здоровым конституции с преобладанием «слизи» это не рекомендуется, особенно зимой. Зимой, в холодное время года, выработка этого первоэлемента в организме повышена, что приводит к отёкам. В другое время, особенно у стариков, недостаток «слизи», что требует дополнительного отдыха, особенно летом. Летом ночи короткие, а недосыпание ведёт к переизбытку «ветра». Необходимость суточного отдыха, естественно, необходима. Если человек не спал, то на следующий день он должен обязательно иметь отдых половину времени недосыпания. Сонливость показывает недостаток «ветра», переизбыток «слизи». Бессонница проявляется при переизбытке «ветра» и недостатка «слизи».
Интересны рекомендации по половой жизни, которые явно согласуются с буддистскими моральными нормами, но не только. Недопустимы сношения с посторонними (чужими) женщинами, а также, с беременными, утомленными, больными и уродливыми. Недопустимы сношения во время месячных. По сезонам тибетские лекари опрокидывают все наши представления – зимой страсть усиливается, поэтому число контактов не регламентировано, а вот летом – не чаще, чем раз в полмесяца. И опять же должна учитываться конституция человека и его возраст.
Общие рекомендации по сохранению здоровья, конечно, основываются на правильном психическом настрое. Вот общие рекомендации, которые не удивят никого, особенно сторонников буддизма:
· Неправоту свою сдерживай и признавай.,
· Если сам победишь – будь сдержанным.,
· Если мудр – не зазнавайся, если богат – знай меру.,
· Низких не попирай, высоким не завидуй.,
· Дружбы и вражды с негодяями избегай.,
· На чужое не зарься. Остерегайся ошибок.
· Не давай дурным людям власть, чтоб потом не раскаиваться.,
· Силы душевные не трать, но нравом будь широк.,
Всякое земное счастье может стать причиной страданий. Нельзя убивать, лгать, воровать, быть грубым, шпионить, завидовать, ненавидеть. Нельзя поддаваться страстям и следует избегать дурных мыслей. Не только с людьми, но и с животными надо поступать так, как поступал бы с самим собой. Даже врагам, замышляющим зло, старайся быть полезным. Мирские законы – основа всех достоинств, надо следовать их букве и содержанию.
Теперь необходимо перейти к основам буддизма, третьей корзине Типитака, которая говорит о причинах всех страданий на земле для человека. Всё кроется в нём самом. Лично для меня настоящее понимание тибетских трактатов пришло после неоднократного прочтения этой древней традиции буддизма.
Раздел трактата о методах лечения будет рассмотрен позднее.
мандала Будды медицины
На удивление, в тибетской медицине нет отсылок к божественному началу, хотя тибетский буддизм содержит в себе много богов и полубогов. Но, в лучших традициях Тхеравады Хинаямы всё соотносится с самим человеком.
Абдхидхамма сангхата
Если отвлечься от религиозного содержания Типитаки третьей корзины, то она окажется глубоким философским трудом о том, как всё устроено в мире, о причинах всего происходящего с человеком и человечеством. Буддизм видит в основе всего происходящего самого человека и его взаимодействия с природой и обстоятельствами. Если сравнить с «маятником Фуко», то буддизм не рассматривает как устроен сам маятник, какова его длина или диаметр диска. Буддизм только вскользь говорит о принципе его действия, но гораздо больше уделяет внимания на саму причину, ту что мы видим.
К слову сказать, Джудши приписывают «слову Будды», когда согласно концепции Ваджраяны, Будда-амида передал эти знания. Что конечно является известным допущением – эти знания основываются на буддистской концепции устройства мира, а методы лечения по этой концепции уже были получены эмпирическим путём. Типитака (её третья корзина – Абдхидхамма) уже более достоверно принадлежит гению Будды, который смог «сам постичь первичную природу всех явлений, как в их конкретных, так и в универсальных характеристиках».
Согласно философии Будды, существует два вида реальности – конвенциальные и первичные. Конвенциальные – объекты обыденной мысли, они отражаются нашим сознанием, как стабильные и существующие продолжительно. Но они не обладают первичной действительностью, так как не существуют сами по себе. Это продукт нашего видения, нашей мысли. Первичные реальности существуют сами по себе, в своей собственной природе. Это, так называемые, ДХАММЫ. В буддистской философии, реальности-кирпичики всего сущего в духовном плане. Дхаммы – частицы ментальности, мысли, разума – виньяна. Если отнести к материи, то она состоит из «калапов», так в буддизме понимаются элементарные частицы самой материи. Калапы – важный объект для медитаций, которая помогает понять сущность материи, и они обладают свойствами, соотносимыми с четырьмя первичными элементами (о чём и было упомянуто в тексте о Джуд-Ши).
Вот на них то и основывается понимание даосской У-Син (пять элементов), тибетской теории первоэлементов и систем. Но если тибетский трактат Джуд-ши соотносит всё с телом человека, для простого понимания, со стихиями в организме, как описано выше, то Типитака подходит к этому гораздо глубже.
В суттах Будда анализирует сущность человека по пяти типам первичной реальности – материя, чувство, восприятие, ментальные формации, сознание. Тибетские врачеватели основывались на пяти первоэлементах, но обычному человеку могло быть и невдомёк, что они согласуются с философскими категориями существования. Сознание, ментальные факторы, материя – охватывают все реальности, чувство и восприятие формируют конвенциальные. Таким образом, внутренняя сущность человека тесно связана с материей и на ментальном уровне, и на уровне восприятия посредством чувств. В конечном итоге раскрывается то, о чём иногда полушутя полусерьёзно говорят современные психиатры – «все болезни от нервов». Это мы сейчас и попробуем разобрать. Скопление сознаний – читта, включает в себя чувство, восприятие, ментальные формации. Для простоты понимания, что не является отступлением от истины, Читта – сознание. Таким образом Будда говорит о четырёх реальностях – сознание, ментальные факторы, материя и ниббана.
одна из частей Типитака – первая. патимокха
Кусала – акусала. Благоприятные и неблагоприятные факторы
Философия Будды насчитывает 52 ментальных фактора и 28 типов материальных явлений. Чтобы оставаться в рамках медицинского аспекта буддизма, я опущу философские выкладки о мироустройстве и действии кармы, хотя и это, по большому счёту, влияет на здоровье. Разберём только материальные и ментальные факторы. Такое разделение или классификация может послужить отдельным стимулом для понимания того, что пять стихий, пять первоэлементов, пять типов первичной реальности не являются чем-то однозначным. Эти типы классифицируются по четырём особым признакам – характер (основное качество), функция (исполнение задачи), проявление и причина (основной признак) от которой она зависит. Причина (основной признак) увязывает сознание и материю, поскольку сознание не может возникать одно само по себе при полном отсутствии ментальных и материальных факторов. Но это одна из основ и буддизма, и восточной медицинской мысли, которую можно выразить европейским слоганом «мысль материальна». Сознание, в зависимости от природы взаимодействия с другими первичными факторами, делится на четыре класса – неблагоприятное, благоприятное, результирующее и функциональное. Нам более всего интересны первые два. Кусала-акусала. Читта кусала – сознание, сопровождаемое благотворными корнями: щедростью, любящей добротой метта и мудростью, читта акусала – сознание, сопровождающееся неблаготворными корнями: жадностью, злобой, заблуждением. И то, и другое образуют действие, называемую кармой. Благоприятные факторы здоровы с точки зрения ума, безупречны с точки зрения нравственности и производит приятные результаты на здоровье человека. Взаимодействие сознания сенсорного (чувства) происходит посредством дверей сознания – глаза, уши, осязание, обоняние, вкус. Про другие формы взаимодействия говорить не будем, поскольку, они уведут нас от медицины в философию устройства миропорядка, а мы разобрали это на более простом уровне, читая Джудши.
Такая классификация может показаться чисто эмпирической, надуманной, условной. Тем ни менее, она реально отражает всю полноту взаимодействия человеческого сознания с миром. Сознания, как первичного фактора бытия. Взаимодействия в трактате описаны детально, классифицированы по типам благоприятных и неблагоприятных, по типу взаимодействия либо органами чувств, либо на уровне желаний, либо на уровне побуждений. Как они влияют на карму, разбирать не будем, но есть взаимодействия, порождающие карму, есть не порождающие. Причём и благоприятные, и неблагоприятные могут рождать карму. Если внимательно проанализировать буддистские каноны ментальности, то легко обнаружить аналогии с тибетскими системами регулирования. Так злоба проявляется действием ветра-рлунг, жадность – желчью бадкан, неведение или заблуждение – слизью мкхрис.
Механизм взаимодействий, если отвлечься от философского, околорелигиозного понимания, рассматривая только физическую плоскость, медицинский аспект, очень хорошо иллюстрируется в китайской традиции понятием «У-Син» пяти стихий. Рассмотрим его более подробно.
У-Син, взаимопорождение и взаимоподавление
Систематизировать всё – чисто китайская традиция. Развитие буддизма и восточной медицины в китайском варианте является лучшим тому подтверждением. Теория взаимодействия пяти первоэлементов никоим образом не противоречит изначальным постулатам, просто «переводит» их в более понятную плоскость и акцентируется на понятных всем задачах. Стоит только посмотреть на графическое изображение этих взаимодействий, как многое проясняется даже для тех, кто не привык к древним понятиям и аналогиям. Китайская система отлично и наглядно увязывает буддистские постулаты с тибетским подходом к организму человека, его взаимодействию со средой, как физически, так и ментально.
Как отмечалось в главе по основам Джудши, первоэлемент «металл» здесь заменил понятие «Пространство». Сделано это для наглядности, и сами взаимодействия не лишены восточных иносказаний. Вода питает дерево, дерево поддерживает огонь, огонь рождает пепел, землю, земля порождает металл. Чтобы понять, как первоэлемент (стихия) Земля рождает Пространство, нужно углубиться в восточную космогонию, понять, что рудные металлы выходят из земли гораздо проще. Вода подавляет огонь, огонь плавит металл (и он превращается в воду (жидкость), металл подавляет (срубает) дерево, дерево истощает землю, земляной вал остановит водный поток. Всё предельно ясно.
Материалистическое понимание устройства мира – так характеризовали европейские учёные систему взаимодействия пяти стихий, ложно понимая буддизм, как идеалистическую философию. Однако эта система строится именно на буддистских понятиях, там, где мысль является таким же материальным фактором, как и любая другая физически ощутимая материя. Как в предыдущих проанализированных материалах, китайская система охватывает весь спектр взаимодействия природы, и человека с природой. Человек – главное в рассмотрении, а не «устройство мира» как таковое. Поэтому будем разбираться с этим.
табл.1
Пять явлений природы – ветер – жара – влажность – сухость – холод
Пять вкусовых ощущений – кислый – горький – сладкий – острый – солёный
Пять отверстий – глаза – язык – рот – нос – уши
Пять структур тела – связки – сосуды – мышцы – кожа, волосы – кости
Пять выделений – слёзы – пот – слюна – слизь – моча
Пять эмоций – гнев – радость – задумчивость – грусть – страх
Пять плотных органов – печень – сердце – селезёнка – лёгкие – почки
Пять полых органов – желчный пузырь – тонкая кишка – желудок – толстая кишка – мочевой пузырь
Пять систем организма – иммунная – эндокринная – пищеварительная – дыхательная – кровеносная
Пять функций – регуляция обмена веществ – управление психикой – циркуляция крови – обмен энергий – передача наследственности.
Если обратить внимание на таблицу 1, которая только кратко перечисляет основные позиции, то можно заметить, что она во многом соответствует системам Джудши, но является более конкретной, и даже, с некоторым отсылом к европейскому пониманию (системы организма). Но непонятно распределение функций систем организма для европейского врача. Придётся это всё принять в том виде, в каком оно сложилось на Востоке.
таблица соответствий из более позднего источника
Система у-син тесно увязывает понятия трёх регулирующих систем со взаимодействиями элементов. Причём во всех областях, не только в физиологии, но и в психологии, и в ментальности, что естественно для буддистского понимания устройства мира. Я намерено сократил таблицу взаимодействий, чтоб не отвлекать внимание на посторонние аспекты. Такие таблицы можно выстраивать до бесконечности, высматривая соответствия пяти стихий любым сторонам жизни. В нашем случае интересны взаимосвязи в организме человека. Можно привести несколько примеров из обычной жизни и врачебной практики, которые с поразительной точностью объясняют, казалось бы, необъяснимые вещи. Как то жалобы некоторых на недействие кофе перед сном. Дело в том, что кофе, если он не обладает соответствующей концентрацией кофеина, то может рассматриваться как просто жидкость. А «вода» связана с почками, мочевым пузырём и подавляет «огонь» к которому относится сердце. Значит никакого стимулирующего эффекта не будет, а будет успокаивающий.
Популярное лекарственное растение Володушка всеми, кроме специалистов, рассматривается, как трава, благотворно действующая на сердце. На самом деле Володушка действует на печень, а на сердце опосредствованно, по принципу «рождения дерево-огонь». Печень находится в одном сегменте с глазами – дерево. Поэтому внезапное снижение зрения, почти всегда связано с болезнью печени, а лечение этого органа восстановит и зрение до определённой степени. Известный всем корень жизни – Жень-Шэнь. Он отнюдь не является тоником в обычном понимании. Это лекарство, укрепляющее почки, где сосредоточена жизненная энергия человека. Почки, кстати, связаны со слухом. И снижение слуха естественно связано с ослаблением почек, что явно заметно в пожилом возрасте. Жизненная энергия иссякает, снижается и слух. Женьшень эффективно действует на поддержание тонуса почек. Но о жизненной энергии мы поговорим чуть позднее.
Вайдурья-онбо
Развитие этих концепций как раз и отразилось в другом, более позднем трактате Тибета. Трактат Вайдурья-онбо, написанный уже в XVII веке, в то время как Джуд-ши датируется веком XII. По своей сути этот трактат является расширенными комментариями к Джуд-Ши. Включены несколько разделов, раскрывающих подробно медицинские аспекты – причины заболеваний, методы подхода к лечению болезней рлунг, мкхрис, бадкан (отдельно каждой, и даже рассмотрены примеры таких врачебных опытов), а затем, рассмотрены и болезни по указанным анатомическим частям в характерной для тибетской науки воззрениям. Обширны главы по специфическим проблемам здоровья, не связанным с дегармонизацией в организме трёх систем – раны, отравления, проблемы со старением организма. Очень подробно рассматривается диагностика, которая для европейского врача может показаться сплошной головоломкой, ведь методы воздействия исходят из тибетской классификации органов и частей тела.
Естественно, одной из главных причин болезней рассматриваются кармические причины и несоблюдение буддистских принципов «правильной» жизни. И небезосновательно, как мы уже рассмотрели выше, это тесно связано с чисто житейскими аспектами, влияющими как на физическое, так и на психическое здоровье – злоба, алчность и заблуждение. Но в рассмотрении одной причины заболеваний тибетские врачи не могли быть на уровне современной науки – инфекции. В трактатах это классифицировано, как воздействие демонов. Что не исключало вполне прозаические методы лечения травами и минералами, соблюдение санитарных норм, в купе с прошаманскими обрядами изгнания злых духов.
Если рассматривать по разделам болезней, особое внимание уделено болезням рлунг-ветер. Если обратиться к у-син, то это период рождения, иммунная система и система регуляции обмена веществ. При описании в джуд-ши, эта система регуляции ответственна за кости, это дыхание и кровообращение. Рлунг гнездиться в пояснице. ЕЁ нельзя назвать основной, это было бы ошибкой в восточной концепции, но то, что сбои в системе являются причиной большого количества заболеваний, однозначно верно. «Болезни рлунг – причина всех болезней» – сказано в трактате. Рассмотрим кратко ради примера эту систему регуляции, поскольку задача этой книги не стоит в обучении заинтересованного лица до уровня тибетского врачевателя. Если только присмотреться к описанию причин сбоя, то сразу становится понятно, что такое утверждение истинно. Это болезни холода, истощения, недостатка…
Не стоит забывать об особом понимании систем регуляции, это не просто заболевании какого одного органа или системы в европейском понимании, это сбой в системе регуляции организма. Болезни рлунг делятся на 63 разновидности и могут поражать разные органы (20 по виду, 28 по месту и 15 по сочетании с мкхрис или бадкан). Общие признаки – «пульс полый, в сосудах воспринимается, как плоский., моча прозрачная, зеленоватая., больной после утомительных деяний долго не может отдышаться., хаотичность мыслей, головокружение, шум в ушах., язык сухой и красный., боли не имеют определённой локации., при охлаждении тело пробивает дрожь., лень, одеревенение тела, позывы на рвоту., боли появляются на рассвете и закате, а так же после принятия пищи, как будто после ударов кулаком., раздражительность». Это только некоторые из признаков, но весьма показательные. Теперь можно посмотреть на причины сбоев – «болезни рлунг порождаются от вожделений, возникающим из-за неведения. Злоупотребление пищей, утомление от чрезмерных совокуплений, голодание, бессонница, переутомление от работы, кровопотеря при ранениях, проживание в сырой местности, пребывание длительное время на холодном ветру, утомление от печальных разговоров, употребление несочной пищи холодного свойства.
Диагностика в тибетской медицине – это особый раздел, она включает в себя обязательные действия начиная от осмотра и пульсовой диагностики до изучения во времени реакций организма и продуктов жизнедеятельности. Очень часто анализ проявлений, описанных выше с осмотром и прощупыванием пульса оказываются полными и достаточными для точного диагноза. При диагностике определяется и степень сбоя-болезни, по которому и назначается определённое лечение, его интенсивность. Не стоит заранее разочаровываться в, казалось бы, столь поверхностном подходе. Это только общие признаки, существуют и конкретные (частные). Но общие позволяют сразу и точно определить систему заболевания, для дальнейшего следования рекомендациям древних мудрецов. От общего к частному – это не только диалектика греческого и латинского происхождения, о которой в современной медицине часто забывают, пытаясь лечить только один орган и только симптомы, не разбираясь в глубинных причинах. Если при элементарном ослаблении организма, в следствии утомления и упадка, эти показатели прямо указывают на способ устранения болезненного состояния, то при серьёзных патологиях они являются указанием в какой области надо применять интенсивную терапию, учитывать признаки истощения определённой системы (или её излишнего доминирования).
И так. О интенсивности и видах лечения соразмерных степени интенсивности сбоев (болезни). В приведённых выше признаках болезни, основных их десять, кроется и понимании «силы болезни» – Если имеются все десять, болезнь чрезвычайно сильна, если шесть-семи, то сила болезни велика, четыре-пять болезнь средней силы, при наличии двух – заболевание слабое. Для того, чтобы полностью определиться, обращаются к частным признакам. Исходя из силы болезни выбирают метод воздействия – диета, образ жизни, процедуры, лекарства.
То есть, понятно, что только прозрачная моча или красный сухой язык не говорят об опасности болезни. Временные ослабления жизненной силы вполне могут быть выровнены диетой и рекомендациями по образу жизни. А при наличии множества признаков в дополнение к частным требуют интенсивного лекарственного лечения и процедур. Под диетой подразумевается не только рекомендации по правильному питанию, но и воздействие продуктами, регулирующими систему (в нашем примере «рлунг»). То же самое относится и к образу жизни, например, исключение холода и ветра. Интересны рекомендации трактата в этом плане, как например, помещение больного в тёмную комнату и ограничение общения, разговоров. А в плане пищевой регуляции – добавление в пищу чеснока, полевого лука, топлёного масла и даже алкоголя.
Конечно, общими рекомендациями на основе общих признаков ни в коем случае не ограничивается лечение даже слабой болезни. В трактате рассматривается множество заболеваний с вполне определёнными рецептами по лечению, включающими в себе все четыре способа воздействия. Во многих рецептах приведены способы приготовления лекарств из растительного и животного сырья, а также массаж и прижигание определённых точек, с указанием их локации.
Одним из наиболее интересных разделов, лично для меня, является раздел «Лекарственные средства», где достаточно подробно расписаны растения, минералы и продукты животного происхождения, способы приготовления лекарств из которых даются в разделах по диагностике и лечению. В трактате, который часто называют Атласом тибетской медицины, даны рисунки растений. Для специалиста-ботаника не является большой сложностью в распознавании этих растений. А тем более, когда трактат переведён и к тибетским названиям добавлены их русские и латинские имена. К этому разделу я вернусь позднее в практической части моей книги. Мой интерес подогревали и опыт народных русских врачевателей в лице моей бабушки, и исследования замечательного человека А. А. Махова, который подошёл к фитотерапии с позиции изучения народных рецептов, а затем и их подтверждения тибетскими источниками.
Акупунктура, иглоукалывание, массаж биологически-активных точек, прижигание имеют прямое происхождения от древних трактатов тибетской медицины.
фрески на стенах Ват Пхо в Бангкоке 1688—1703 г.г.
фрески практически полностью копируют картинки из Вайдурья-онбо
Ват Пхо – один из первых буддистских храмов Бангкока, который считается академией восточного массажа и акупунктуры. Сами годы постройки этого буддистского учебного заведения говорят о времени активного развития рефлексотерапии на основе тибетских и китайских источников, а уже не индуистских. Хотя, по новой тайской традиции он называется «академия йоги». Конечно, не сразу храм стал основой для обучения восточной медецины, но близость его к королевскому дворцу и частые поломники из Китая и Индии сделали его таковым.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/evgenii-shan/ocherki-o-vostochnoy-medicine-67855602/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.