Le charme fran?ais
Алина Игоревна Белоцерковская
Книга «Le charme fran?ais» для институтов, где французский язык изучается с нуля или в качестве второго иностранного языка, для курсов иностранных языков и для всех, кто начинает изучать французский язык « с нуля». Учебник будет полезен и начинающим, и продолжающим свое обучение.
Le charme fran?ais
Иллюстратор Вероника Станиславовна Белоцерковская
Составитель Алина Игоревна Белоцерковская
© Вероника Станиславовна Белоцерковская, иллюстрации, 2022
ISBN 978-5-0056-7215-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Главная цель учебника LE CHARME FRAN?AIS – научить говорить по-французски. Учебник состоит из фонетического курса, базовой грамматики и лексики. В основе учебника коммуникативно-ситуативный подход, все упражнения нацелены на моделирование факторов реального общения и создают коммуникативную мотивацию. Аутентичные тексты, большое количество практических заданий, скороговорки, тексты французских песен, адаптированные автором для учебных целей, помогают сформировать навыки применения основных структур французского языка.
LE CHARME FRAN?AIS для институтов, где французский язык изучается с нуля или в качестве второго иностранного языка, для курсов иностранных языков и для всех, кто начинает изучать французский язык «с нуля». Учебник будет полезен и начинающим, и продолжающим свое обучение.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС
L’alphabet fran?ais
ЗВУКИ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Гласные
[a] -передний ma [ma], ta [ta], sa [sa]
[?] -задний p?te [p?t], pas [p?]
[?] -открытый belle [b?l], veste [v?st]
[e] -закрытый mes [me], les [le]
[?] – открытый, беглый сe [s?]
[C] – открытый sCur [sC: r], heure [C:r]
[?] -закрытый veut [v?], ceux [s?]
[?] – открытый pomme [p?m], gomme [g?m]
[o] -закрытый rose [ro: z], seau [so]
[u] sous [su], jour [jur]
[y] sur [sy: r], vu [vu]
[i] lit [li], vie [vi]
Согласные
[b] belle [b?l], base [ba: z]
[p] pas [p?],pomme [pom]
[d] dix [dis], des [de]
[t] tard[ta: r],ta [ta]
[g] gomme [g?m],gar?on [gars??]
[k] classe [klas], cage [ka: ?]
[v] vers [v?: r], veste [v?st]
[f] fer [f?: r], photo [foto]
[z] base [ba: z], zеro [zero]
[s] sac [sak], sCur [sC: r]
[?] cage [ka: ?], jardin [?ard??]
[?] chat [?a], poche [p??]
[l] long [l??],ligne [li?]
[r] rose [ro: z], hier [j?: r]
[m] mer [m?: r], pomme [pom]
[n] neuf [nCf], pneu [pn?]
[?] ligne [li?], montagne [m??ta?]
[?] parking [parki?]
Носовые гласные
[??] enfant [??f??], ensemble [??s??bl]
[??] bon [b??], nom [n??]
[??] jardin [?ard??], important [??port??]
[C?] brun [brC?], parfum [parfC?]
Полугласные
[w] oui [wi]
[y] lui [lyi]
[j] famille[famij]
– Правила чтения
1. Ударение в слове всегда падает на последний слог.
На конце слов не читаются буквы: «е, t, d, s, x, z, p, g» (кроме некоторых искл.) и буквосочетания «es, ts, ds, ps»: pose, nez, climat, trop, tard, beaux, sang; roses, nids, cadets.
3. Не читается окончание глаголов “-ent»: ils parlent, ils finissent, ils rеpondent
4.На конце слова не читается «r» после «e» (-er): manger, chanter, danser, aller
Исключения составляют некоторые существительные и прилагательные. Например: hiver [iv?: r], mer [m?: r], hier [j?: r], fer [f?: r], ver [v?: r], cher [??: r]
5. На конце слова после носовых гласных буква «c» не произносится: banc [b??].
6. Буква «l» всегда читается мягко: la lune, les lunettes
7. Звонкие согласные всегда произносятся четко и не оглушаются на конце слова: bagage, garage
8. Безударные гласные произносятся четко и не редуцируются: bonjour, beaucoup
9. Правило Розовые ежи: перед согласными звуками [r], [z], [v], [?] и [vr] ударные гласные звуки приобретают долготу: base [ba: z], rose [ro: z].
10. Двойные согласные буквы читаются как один звук: pomme [pom].
11. Буква «s» между гласными дает звук [z]: rose [ro: z].
В остальных случаях – [s]: veste [v?st].
Два «s» (ss) всегда читаются как s]: classe [klas].
12. Буква «x» в начале слова между гласными читается как [gz]: exotique [?gzotik].
В середине слова буква «x» произносится как [ks]: taxi [taksi].
В количественных числительных произносится как [s]: six [sis], dix [dis].
В порядковых числительных произносится как [z]: Sixi?me, dixi?me [sizj?m].
13. Буква «c» читается как [s] перед «i, e, y»: cirque [sirk].
В остальных случаях (перед a, o, u или согл.) буква“c» дает звук [k]: cage [ka: ?].
«?» всегда читается как звук [s]: gar?on [gars??].
На конце слова буква «c» обычно читается и произносится как [k]: parc [park].
Не произносится после носовых гласных – banc [b??] и в некоторых словах (porc [po: r], estomac [?stoma], tabac [taba]).
14. Буква «g» читается как [?] перед «i, e, y»: cage [ka: ?].
В остальных случаях (перед a, o, u или согл.) буква «g» дает звук [g]: galop [galo].
Сочетание «gu «перед гласным читается как звук [g]: guerre [g?: r].
Сочетание «gn» читается как звук [?] (похож на русский [нь]): ligne [li?].
15. Буквосочетание «qu» дает 1 звук [k]: qui [ki].
16. Буквосочетание «ch» дает звук [?]: chat [?a].
17. Буквосочетание «ph» дает звук [f]: photo [foto].
18. Буква «h» никогда не читается: homme [om].
19. Буквосочетание «ill» читается как [j] (после гласной) или [ij] (после согласной): famille [famij].
Исключения: mille, ville, tranquille, Lille, Gilles
20. Буквосочетание «oi» дает звук полугласный [wа]: moi [mwа], trois [trwа].
21. Буквосочетание «ui» дает полугласный звук [?i]: huit [?it].
22. Буквосочетание «ou» дает звук [u]: cour [ku: r].
23. Буквосочетания «eau», «au» дают звук [o]: beaucoup [boku], auto [oto].
24. Буквосочетания «eu», «Cu» читаются как [C]: neuf [nCf], pneu [pn?], sCur [sC: r], sеrieuse [serj?: z], voeu [v?].
25. Буквы «?» и «?» дают звук [?]: cr?me [kr?m], t?te [t?t].
Буква «е» читается как [e]: tеlе [tele].
26. Буквосочетания «ai» и «ei» читаются как [?]: mais [m?], beige [b?: ?].
27. Буква «y» между гласными буквами можно «разложить» на 2 буквы «i»: royal (roi – ial = [rwa – jal]).
Между согласными «y» читается как [i]: stylo [stilo].
28. Буквосочетания «an, am, en, em» дают носовой звук [??]: enfant [??f??], ensemble [??s??bl].
29. Буквосочетания «on, оm» дают носовой звук [??]: bon [b??], nom [n??].
30. Буквосочетания «in, im, ein, aim, ain, yn, ym ” дают носовой звук [??]: jardin [?ard??], important [??port??], symphonie [s??foni], copain [kop??].
31. Буквосочетания «un, um» дают носовой звук [C?]: brun [brC?], parfum [parfC?].
32. Буквосочетание «oin» читается [w??]: coin [kw??].
33. Буквосочетание «ien» читается [j??]: bien [bj??].
Урок 1
Гласный [a]
Самый открытый гласный переднего ряда. При произнесении этого звука рот раскрыт достаточно широко, челюсть опущена. Кончик языка упирается в нижние зубы.
Упражнения в чтении 1
1. mal, bal, nappe, va, vaste, valve, salve, Anne, agate, carte;
2. tatare, barre, lave, cave, rave, slave, avare, tare, grave, brave, battre;
3. balade, stade, salade, rade, parade, cavalcade, bavard, bavarde;
4. Cannes, cache, face, cravate, acte, carafe, cadre, cage, trace, calme, glace.
5. sardine, gramme, garage, bagage, grappe, rage, vache, charme, charge, charade.
Гласный [?]
Открытый гласный переднего ряда. При произнесении этого звука кончик языка с силой упирается в нижние зубы, спинка языка лежит плоско, уголки губ слегка оттянуты. Челюсть немного опущена.
Упражнения в чтении 2
1. adverbe, perte, adresse, aspect, bec, belle, serre, terme, navette;
2. l?ve, gr?ve, m?re, p?re, fr?re, man?ge, l?vre, bref, br?ve, gu?re, guerre, strat?ge, cher, ch?re, sph?re, phan?re;
3. ballet, sachet, cachet, cabaret, cadet, carnet, alphabet, berret, cabaret;
4. p?che, f?te, t?te, b?te, cr?te, cr?pe, m?me, r?ne, r?ve, baleine, haie, lait, claire, paire, chair, maire, faire, chaise;
5. caresse, scalpe, nasale, dessert, averse, cesse, fraise, paresse, caserne;
6. sagesse, Gr?ce, gal?re, charge, beige, neige, maigre, grappe.
Гласный [C]
Гласный переднего ряда. При произнесении этого звука кончик языка с силой упирается в нижние зубы, спинка языка лежит плоско, губы слегка округлены и вытянуты вперед.
Упражнения в чтении 3
1. je, me, te, ce, de, le, que, regard, remarque, secret, reflet, regret, bretelle;
2. fleur, neuf, neuve, acteur, heure, meuble, beurre, peur, secteur, malheur;
3. cCur, sCur, Cuf, bCuf, Cuvre, manCuvrer;
4. jet, jamais, jaquette, jeunesse, trajet, jeter, adjectif;
5. phare, chaque, achat, quel, quelle, quart, parc, quelque, que, cache, arc, cachet, talc, lac, sac, bac, sec.
Урок 2
Гласный [i]
Самый закрытый гласный звук переднего ряда. При произнесении этого звука кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть спинки языка высоко поднята и почти касается твердого нёба, углы рта сильно растянуты.
При произнесении этого звука положение языка то же, что и при произнесении [i], но проход между языком и нёбом очень узкий. В результате струя воздуха образует шум трения. Звук произносится энергично и напряженно.
Упражнения в чтении 4
1. ticket, tiret, tigre, active, fictive, timide, effective, tirade, titre, nid;
2. dictateur, difficile, primitive, digital, perspective, dilemme, maladie;
3. dynamique, gypse, dynastie, gymnaste, cynique, cycle, bicyclette, Egypte;
4. bi?re, fier, fi?re, carri?re, cardiaque, relief, ciel, pareil, pianiste, mariage;
5. abeille, merveille, travail, mеdaille, grille, quille, billet;
6. herbe, habit, habite, hectare, trahi, habille, habiller;
7. quart, quatre, quasi, liquide, chaque, quel, critique, lyrique, mystique;
8. feuille, guillemet, fille, billet, merveille, dеtail, abeille
Гласный [y]
При произнесении этого звука кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть спинки языка высоко поднята и почти касается твердого нёба. Губы округлены, сильно напряжены и вытянуты вперёд. Гласный [y] похож на звук в русском слове Плюшка.
Упражнения в чтении 5
1. vu, bu, cru, revu, relu, ruche, allume, uni, nulle, nu, sur, muscle, prune, lune, lutte, plus, fl?te, pluriel, lumi?re, minute, chut;
2. cube, tulle, culbute, tulipe, tunnel, t?tu, statue, culte, culture, duc, ducat, duquel, dure, vulgaire, granule, figure, virgule;
3. myst?re, service, syst?me, b?tise, surprise, presse, analyse, saisir, sud, crise;
4. demeure, demi, devise, fen?tre, menu, mesure, squelette, gueule, samedi, arsenal.
Урок 3
Гласный [e]
Закрытый гласный переднего ряда. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края сильно нажимают на верхние коренные зубы. Углы губ растянуты и сильно напряжены.
Упражнения в чтении 6
1. abbе, bеnеfice, tеlе, dеpart, bеbе, armеe, еpеe, allеe, clе;
2. cеlеbrer, prеparer, prеfеrer, dеmеnager, pеnеtrer;
3. nez, prenez, chez, avez, assez, allez, rеpеtez, marchez;
4. mes еcharpes, les еpеes, tes actes, les еclairs, ces еtag?res, les еtapes, mes affaires, les acadеmies, ces annеes, les еtages=;
5. cage, visage, gr?ve, geste, grave, gal?re, galerie, garage, bagage.
Гласный [u]
Гласный звук заднего ряда. При произнесении этого звука кончик языка отодвинут от нижних зубов, средняя часть спинки языка высоко поднята к мягкому нёбу. Губы сильно округлены и напряжены.
Упражнения в чтении 7
1. bouche, fou, boucle, poule, double, foule, couler, poudrer, doubler, douceur, rouge, douze, blouse, lourd, lourde;
2. mouillage, touillage, fouiller, mouiller, dеpouille, patrouille, rouiller;
3. saletе, s?retе, еlevage, draperie, parfumerie, vaseline, еpicerie, moquerie, bracelet
Урок 4
Гласный [?]
Открытый гласный заднего ряда. Язык слегка оттянут назад, кончик языка расположен на альвеолах нижних зубов, спинка языка почти плоская. Губы слегка округлены, верхняя губа немного приподнята.
Упражнения в чтении 8
1. cocarde, coccinelle, volet, colloque, code, doctrine, crocodile, colonnade, fort, forte, mort, morte, nord, sonore, alors, mоnocle;
2. pomme, bonne, comme, gomme, somme, еconome, donne, sonne, raisonne, colonne, Sorbonne, monotone, homme, agronome, mеtronome, astronome;
3. aphorisme, biographie, trophеe, phonographe, phonеtique, photographe, phеnom?ne, phosphore;
4. aurеole, aurore, Minotaure, laurеat;
5. votre place, notre porte, votre veste, notre directeur, votre fen?tre, notre rue, votre ville, notre professeur, votre chaise, notre p?re, votre fr?re;
6.notre еcole, votre ami, notre usine, notre acadеmie, votre еl?ve, votre еtag?re, votre image, notre exercice.
Носовой гласный [?]
Кончик языка не касается зубов, спинка языка лежит плоско. Нёбная занавеска опущена, благодаря этому появляется носовой тембр.
Упражнения в чтении 9
1. accordеon, bombe, bomber, tombe, tomber, conte, conter, ronde, rond, longue;
2. long, rond, fond, bon, mon, ton, son, ballon, salon, bonbo;
3. agression, acception, action, addition, conter, avion, manifestation;
4. nous marchons, nous tеlеphonons, nous cеlеbrons, nous parlons, nous mettons, nous aimons, nous estimons, nous еtudions, nous еcrivons;
5. mon ballon, ton cahier, son professeur, ton p?re, son arbre, mon еtag?re, ton avocat, son opеra, ton aide, son accord, ton oreille;
6. bidon, blond, bloquer, nom, nommer, bon, bonne;
7. compter, compteur, comptable, sculpture, sculpteur, sculpter
Полугласный [w]
При произнесении этого звука кончик языка отодвинут от нижних зубов, средняя часть спинки языка высоко поднята к мягкому нёбу. Губы сильно округлены, напряжены. Как только голосовые связки начинают вибрировать, можно переходить к произнесению следующего гласного звука.
Упражнения в чтении 10
1. moi, toi, bois, boire, loi, joie, toile, toilette, poisson, oie, bonsoir, poire, mеmoire, couloir;
2. jouet, souhait, souhaiter, jouer, louer, zouave, douane, oui,
3. dеmocratie, dеmocratique, bureaucratie, bureaucratiques, christianisme, scholastique;
4. dehors, trahir, cacahou?te, cahier, envahir, prеhistoire;
5. expеditeur, orthodoxe, extr?me, exprimer, extеrieur, exceptionnel, excentrique, expеrience.
Урок 5
Гласный [а]
Самый глубокий звук заднего ряда и самый открытый. Челюсть сильно опущена, язык оттянут назад, спинка языка лежит плоско, губы немного округлены.
Упражнения в чтении 11
1. ?ge, ?me, ?ne, c?ble, c?pre, f?cher, gr?ce, p?le, t?che, p?te;
2. pas, passe; bas, basse; tas, tasse; gras, grasse;
3. base, vase, phase, case, phrase, topaze, tasse, casse;
4. exagеrer, paradoxe, prеtexte, exotique, extra, expliquer, luxe, extase, taxi, expertise;
5. guider, guitare, virgule, figurer, ligue, figure, coll?gue, muguet;
6. payer, balayer, essayer, loyal, moyen, moyenne.
Носовой гласный [?]
Носовой гласный заднего ряда, открытый. Челюсть сильно опущена вниз, язык оттянут назад. Нёбная занавеска опущена, благодаря этому появляется носовой тембр.
9=
Упражнения в чтении 12
1. bande, lampe, manche, planter, chanter, danser, enfant, avant, plan, b?timent, battement;
2. ambiant, anglais, fran?ais, trente, entre, entrer, rentrer, centre, sembler, embrasser, lent, vent, temps, souvent, exemple;
3. grand – grande, blanc – blanche, franc – franche, allemand – allemande, chant – chante, lent – lente;
4. an, annеe, banque, plante, ranger, candidat, menacer
Согласный [?]
При произнесении этого звука средняя часть языка прижимается к средней части твердого нёба, кончик языка находится у нижних зубов.
Упражнения в чтении 13
1. baignoire, ligne, Bretagne, Allemagne, Gascogne, cigogne, ivrogne, signer;
2. panier – peigner, gеnial – signal, maniaque – cognac;
3. envoyer, tutoyer, employer, loyal, royal, voyageur, voyelle;
4. diction, condition, manifestation, patience, question, gestion
Урок 6
Носовой гласный [?]
Носовой звук переднего ряда. При произнесении этого звука кончик языка с силой упирается в нижние зубы, спинка языка лежит плоско, уголки губ слегка оттянуты. Челюсть немного опущена. Нёбная занавеска опущена, благодаря этому появляется носовой тембр.
Упражнения в чтении 14
1. amincir, mince, bilingue, еpingle, linge, interdire, simple, vin, timbre, besoin, coin, moins, loin, point, pointu;
2. dinde, nimbe, inviter, importer, industrie, intеr?t, interpr?te, impеrialiste, information, impression;
3. ainsi, daim, plainte, sainte, crainte, plaindre, craindre, pain, bulletin, point, loin;
4. astreindre, atteindre, bastringue, peindre, teindre, ceindre, feindre, еteindre, ceinture, teinture, feint, frein, plein, serein, dessein, еteint;
5. bien, bienvenu, mien, tien, sien, lien, chien, rien, parisien, musicien, pharmacien;
6. aеrien – aеrienne, plein – pleine, bohеmien – bohеmienne, tien – tienne, mien-mienne
Носовой гласный [C]
Носовой звук переднего ряда. При произнесении этого звука кончик языка с силой упирается в нижние зубы, спинка языка лежит плоско, губы слегка округлены и вытянуты вперед. Нёбная занавеска опущена, благодаря чему появляется носовой тембр.
Упражнения в чтении 15
1. brun, chacun, parfum, tribun, quelqu’un, quelqu’une;
2. un mur, un peintre, un matin, un parc, un jour, un dessert, un myst?re, un paquet, un truc, un bavard;
3. un ami, un article, un еpisode, un agronome, un architecte, un aviateur, un еl?ve, un exercice, un homme, un opеra, un idеal, un ingеnieur, un institut, un inspecteur, un intеr?t, un interpr?te;
4. guerre, virgule, coll?gue, coll?ge, pеdagogie, pеdagogique, nageur, navigateur, figurer;
5. ail, taille, bouillon, rayon, bataillon, travail;
6. brun – brune, chacun – chacune, tribun – tribune, commun – commune;
7. quelque, revue, escrime, reflet, permis, tenir, redresser, relief.
Урок 7
Гласный [?]
Гласный звук переднего ряда. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнята. Губы округлены, сильно напряжены и имеют форму щели.
Упражнения в чтении 16
1. peu, jeu, veut, bleu, queue, ceux, pleut, mieux, lieu, dieu, adieu, milieu;
2. nerveux-nerveuse, fameux-fameuse, heureux-heureuse, malheureux-malheureuse;
3. jeu-jeune, ceux- seul, peu-peur, queue-cCur;
4. achever, amener, relever, acheter, appeler, samedi, prеvenir;
5. six еl?ves, dix heures, leurs exercices, dix annеes, deux amis, six arbres, vieux amis, jeunes еl?ves, belles еtag?res, premiers exercices, jeunes aviateurs, vieux arbres, derniers articles;
6. mettre, fen?tre, peuple, aveugle, li?vre, si?cle, philtre, amical, canard, cidre, pi?ce, victime.
Гласный [o]
Закрытый гласный звук. Язык слегка оттянут назад, кончик языка опущен. Губы округлены, выдвинуты вперёд и сильно напряжены.
Упражнения в чтении 17
1. haut, faux, chaud, gauche, pauvre, autre, еpaule, aupr?s, aussi, chaussettes, auteur, beau, peau, seau, morceau, plateau, cadeau, oiseau;
2. t?t, r?le, dr?le, dipl?me, c?te, imp?t, bient?t, pot, mot, dos, hеros, galop;
3. dose, rose, chose, pose, oser, rosier, arroser, imposer;
4. haute, saute, pomme, poser, mеtro, mеtropole, auto, automobile, kilo, kilogramme, stеno, stеnographe, dactylo, dactylographie, stylo, stylographe.
Полугласный [?]
При произнесении этого звука кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть спинки языка высоко поднята и почти касается твердого нёба. Губы округлены, сильно напряжены и вытянуты вперёд. Как только голосовые связки начинают вибрировать, можно переходить к произнесению следующего гласного звука.
Упражнения в чтении 18
1. lui, pluie, puis, nuit, huit, suite, suisse, cuivre, cuisine, ruisseau, conduire, suivre, tuer, habituer, saluer, situе, accentuе, nuance, muette, duel, ruelle, manuel, annuel, continuel, spirituel, essuyer, appuyer, ennuyeux;
2. crier, prier, fеvrier, ouvrier, plier, oublier, multiplier, industriel, trimestriel, quatri?me;
3. succ?s, accent, occident, accompagner, accuser, turc, efficace.
4. pareil, veille, abeille, merveille, aille, ail, travail, fille, quille, grille, billet;
5. regarder, mener, peler, retirer, replacer, premier, jeter, revenir, regretter;
6. compter, compteur, compte, sculpteur, sculpture;
7. singe, linge, dinde, nimbe, mince, timbre, simple, еpingle, imposer;
8. plaisir, pharmacie, physique, hеro?que, еgo?ste, na?f;
9. accent, accuser, turc, accident, occident, conscience, accompagnе;
10. vague, ligue, coll?gue, guide, figurer, muguet, guetter, figure, virgule, origine, gueule;
11.doyen, moyen, citoyen, mitoyen, z?le, zеro, azure, quatorze;
12. ils aiment, elles habitent, ils ach?tent, elles ach?vent, elles imitent, ils agitent, ils estiment;
13. rechercher, reprise, rеplique, reportage, respirateur, erreur, respectable, remarque, marmelade.
Основной курс
Unitе 1
Личные местоимения. Настоящее время (Prеsent). Спряжение глаголов I и III группы. Глаголы avoir, ?tre. Отрицательная форма глаголов.
Во французском языке глаголы делятся на три группы: I, II, III. К I группе относятся глаголы с окончанием -er [е] в инфинитиве:
При французском глаголе всегда стоит личное местоимение во всех наклонениях, кроме повелительного наклонения.
Глаголы avoir (иметь) и ?tre (быть) относятся к III группе
и являются очень важными в языковой системе.
Отрицательная форма во французском языке образуется с помощью отрицательных наречий ne (n’ перед гласной или h muet) и pas. Ne ставится перед глаголом, pas после него.
Il ne travaille pas. Je n’habite pas Paris. Tu ne cherches pas.
III группа глаголов – неправильные глаголы, которые спрягаются по индивидуальной схеме. Их достаточно много. Многие из них очень употребительны и их спряжение нужно заучивать наизусть. Например, comprendre (понимать), lire (читать), savoir (знать).
Dialogue
– Tu aimes lire?
– Oui, j’aime.
– Tu lis beaucoup?
– Non, je ne lis pas souvent. Je travaille beaucoup.
– Tu lis vite?
– Parfois je lis vite. Mais je n’aime pas lire trop vite.
Exercices
1. Поставьте глаголы в нужном лице и числе:
1. Je (parler) fran?ais. 2. Vous (habiter) o?? 3. Il (chanter) bien. 4. Vous (travailler) trop. 5. Ils (habiter) Paris. 6. Elles (aimer) danser. 7. Tu ne (travailler) pas? 8. Je n’ (aimer) pas ?a. 9. Nous (bavarder) beaucoup. 10. Tu (marcher) vite. 11. Vous (expliquer) bien. 12. Michel (aimer) le chocolat. 13. Vous (regarder) la tеlе. 14. Tu (chercher) la clе. 15. Vous (donner) des bonbons ? Paul. 16. Je (dessiner) un portrait. 17. Nous (monter) dans un bus. 18. Je te (dire) vous. 19. Elle (fermer) la porte. 20.Il (chercher) une solution.
2. Поставьте подлежащее и сказуемое во множественное число :
1. Il parle ? Marie. 2. J’aime chanter. 3. Il comprend ?a. 4. Je ne bavarde pas. 5. Tu aimes Paris? 6. Il chante mal. 7. Elle marche vite. 8. Je sais lire. 9. Il est Fran?ais. 10. J’habite Paris.
3. Поставьте глагол в отрицательную форму :
1. J’aime chanter. 2. Je sais danser. 3. Il comprend. 4. Elle bavarde. 5. Elle est Fran?aise. 6. Il habite Cannes. 7. Elle tombe. 8. C’est bien. 9. C’est mal. 10. Tu aimes travailler.
4. Заполни пропуски глаголом «avoir»:
1. Marc ……. un vеlo. 2. Elle……..un chien. 3. J»…une voiture.4. Nous.......des livres. 5. Les enfants........des pommes. 6. Tu… un ami. 7. Ils… une auto.
5. Заполни пропуски глаголом «?tre»:
1. Je …….. grand. 2. Tu …….. petit. 3.Il … ..tr?s gentil.4.Nous…….? Paris. 5.Vous… ? Toulouse. 6. Ils… de Moscou. 7. Elle n’… pas gentille. 8. Vous n’…pas en retard. 9. Ils ne… pas d’ici. 10. Je ne… pas content.
6. Переведите на французский:
1. Мы идём быстро. 2. Я много работаю. 3. Ты живешь в Париже? 4. Она умеет читать быстро. 5. Они это понимают. 6. Вы говорите по-французски? – Да, я говорю по-французски. 7. Жюли любит петь. 8. Они не болтают. 9. Я много читаю. 10. Это неплохо.
Unitе 2
Существительные и прилагательные. Артикль. Притяжательные прилагательные. Возвратные глаголы.
Во французском языке существительные бывают мужского и женского рода. Множественное число существительных чаще всего образуется прибавлением буквы s на конце слова. Если существительное заканчивается на s, x, z, во множественном числе оно не изменяется.
Ami-amis, bras-bras, croix-croix, nez-nez
Артикль – служебная часть речи во французском языке. Артикль несет информацию о роде, падеже и числе существительного, а также указывает на то, шла ли речь о предмете раньше или он упоминается впервые. Во французском языке существуют два вида артикля: неопределенный (un, une, des) и определенный (le, la, les, l’). На русский язык артикль не переводится и ставится перед существительным.
Un ami-une amie-des amies; l’ami-les amis; le livre-les livres; la vie-les vies
Притяжательные прилагательные употребляются перед существительными и согласуются с ними в роде и числе.
Перед существительным или прилагательным женского рода, начинающимся с гласного или с немого h, употребляется форма мужского рода mon, ton, son: mon amie – моя подруга. Обратите внимание на то, что в отличие от французского языка, по-русски мы обычно говорим" я беру свои книги», «ты берешь свои книги». В русском языке местоимение «свой», обозначает принадлежность любому лицу и не имеет эквивалента во французском языке:
Je prends mon livre. – Я беру мою (свою) книгу.
Tu prends ton livre. – Ты берешь твою (свою) книгу.
Nous prenons nos livres. – Мы берем наши (свои) книги.
Возвратные глаголы. В русском языке возвратные глаголы оканчиваются на – ся. Во французском языке – глаголы с возвратными местоимениями, которые ставятся перед глаголом и изменяются по лицам:
Faire connaissance, se prеsenter
Dialogue
A- Bonjour! Vous vous appelez comment? (Comment vous appelez-vous?)
B- Bonjour, je m’appelle Еric Bernard.
A- Enchantеe, monsieur. D’o? venez-vous?
B- De Paris.
B- Puis-je vous prеsenter M. Rong? M. Rong est еtranger. Il est Chinois. Il parle plusieurs langues: le chinois, l’anglais et le fran?ais. M. Rong est traducteur.
B – Bonjour, M. Rong. Permettez-moi de me prеsenter. Je suis Еric. Je viens de France.
C- Ravi de vous conna?tre. Mon nom est Rong. Mon prеnom est Li. Je m’appelle Rong Li. Vous avez quel ?ge? (Quel ?ge avez-vous?)
B- J’ai trente ans. Je suis directeur commercial d’une sociеtе agricole. Je travaille beaucoup et je ne m’amuse pas trop. Je suis souvent fatiguе.
A – Еric, comment vous reposez-vous?
B- J’aime me promener dans le parc. D’habitude je me prom?ne seul.
C – C’est votre dada?
B- Mais non, j’adore tourner de courtes vidеos. C’est mon dernier dada!
A- Oh, c’est bien intеressant!
B- C’est vrai? Vous voulez voir une?
C- Bien s?r, avec plaisir.
B- Veuillez patienter une minute. Je cherche… Ah, voil?.
(Ils regardent la vidеo, rires)
A- Еric, c’est si amusant!
C- Vous savez trouver un bon angle!
B – Merci bien, c’est gentil.
A- Et le paysage me pla?t aussi.
B- Absolument. Le Bois de Boulogne est tr?s beau.
Professions
Quelle est votre profession? Ma profession est…
Je suis…
Quelle est ta profession? Ma profession est…
O? travaillez-vous? Je travaille dans…
O? travailles-tu? Je travaille pour/chez…
Exercices
1. Вставьте соответствующие притяжательные прилагательные.
1. Je ne vois pas… clе. 2. – C’est… idеe, Jean? – Oui, c’est… … idеe. 3. Claire cherche… stylo. 4. Elle va ? Paris avec… enfant. 5. Elle bavarde avec… amies. 6. … m?re est tr?s belle. 7. Nous nous promenons pr?s de… maison. 8… fils est traducteur. 9. Elle ferme… livre. 10. Je parle souvent ?… avocat.
2. Замените многоточия возвратными меcтоимениями.
1. Vous… appelez comment? 2. D’habitude je… prom?ne seul. 3. Je …’appelle Claire. 4. Il s’appelle Pierre. 5. Tu ne …’amuses pas trop. 6. Les copines… prom?nent dans le parc. 7. Nous… amusons bien. 8. Elle… l?ve t?t. 9. Tu … … appelles comment? 10. Ils ne… reposent pas souvent.
3. Переведите на французский.
1. Мой друг живет в Париже. 2. Я – русский. 3. Их брат – коммерческий директор. 4. Её дети работают в Лионе. 5. Я не понимаю твоих родителей. 6. Как Вас зовут? – Эрик Бернар. 7. Он любит гулять один. 8. Какое твое хобби? – Я люблю петь. 9. Обычно она встает очень рано. 10. Пейзаж мне нравится.
Unitе 3
Слитный артикль. Множественное число существительных и прилагательных. Глаголы II группы. Неправильные глаголы: aller, еcrire, faire, rеpondre, voir.
Слитный артикль (l’article contractе) во французском языке занимает особое место среди артиклей. Определенные артикли le, les сливаются со стоящими перед ним предлогами de, ?:
de + le =du de + les =des de + l’ =de l’
? + le =au ? + les =aux ? + l’ =? l’
Обратите внимание на речевое различие в употреблении слитного артикля:
Je parle (de + le) du fr?re. – Я говорю о брате.
Je parle (? + le) au p?re. – Я говорю с братом.
Je parle (de + la) de la m?re. – Я говорю о маме.
Je parle (? + la) ? la m?re. – Я говорю с мамой.
Je parle (de + les) des gar?ons. – Я говорю о мальчиках.
Je parle (? + les) aux gar?ons. – Я говорю с мальчиками.
Рассмотрим случаи употребления слитного артикля, который может обозначать:
1. место положения :
Elle est pr?s de la poste. Il est au bureau. Je suis ? la gare.
2. направление движения :
Est-ce que tu vas au magasin? Je reviens l’еcole. On va au cinеma.
3. способ совершения действия :
Il еcrit ma dictеe au crayon. Elle fait tout ? la va-vite.
4.перед названиями стран мужского рода или множественного числа:
Au Japon, Au Canada, Aux Etats-Unis
Je vais au Canada. Il revient des Etats-Unis.
5. принадлежность, обладание :
Ces livres sont de l’ami de Claire. Les rues de la ville sont pittoresques.
6. в предложениях со значением с (avec) или обозначающими состав (composition):
Une salade au fromage. Une tarte aux pommes. Un g?teau au chocolat.
7. в описании внешности:
Une fille aux yeux bleus. Un homme au chapeau.
8. c притяжательными местоимениями:
Je vais te parler de mon projet et tu me parleras du tien. Je ne trouve pas mes manuels, j’aurai besoin des tiens.
Множественное число существительных образуется, как правило, путем прибавления -s к существительному в единственном числе. Это -s не произносится, за исключением тех случаев, когда необходимо произвести связывание.
Существительные, оканчивающиеся в единственном числе на -s, -x, -z, во множественном числе не меняются: un mois – des mois, une noix – des noix, un nez – des nez.
К существительным, оканчивающимся на -au, -eau, -eu вместо -s, прибавляется во множественном числе x: un manteau – des manteaux, un bateau – des bateaux, un cheveu – des cheveux.
Исключения из этого правила: un landau— des landaus, un bleu – des bleus, un pneu – des pneus.
Несколько существительных на -ou принимают окончание -x: un bijou, un caillou, un chou, un genou, un hibou, un joujou, un pou.
Viens mon petit chou sur mes genoux,
Ne fais pas joujou avec mes bijoux,
Jette plut?t des cailloux
A ce vieux hibou plein de poux.
Остальные существительные на -ou образуют множественное число путем прибавления -s.
Существительные, оканчивающиеся на -al и некоторые существительные на -ail (например, un travail, un bail, un еmail, un vitrail, un gemmail, un vantail и некоторые другие), принимают окончание — aux: un cheval – des chevaux, un journal – des journaux, un travail – des travaux.
Исключения (окончание -s): un bal —des bals, un carnaval – des carnavals, un festival-des festivals, un chacal —des chacals и другие.
Некоторые существительные во множественном числе имеют особую форму. Например: un Cil – des yeux, un monsieur – des messieurs, une madame- des mesdames, une mademoiselle- des mesdemoiselles
Множественное число прилагательных образуется путем прибавления окончания -s к форме единственного числа:
grand – grands, grande-grandes.
Прилагательные, оканчивающиеся в единственном числе на -s, -x, не изменяются при образовании множественного числа:
un chapeau gris-des chapeaux gris, un probl?me sеrieux-des probl?mes sеrieux
Прилагательные, оканчивающиеся в единственном числе на -al (кроме banal, fatal, glacial, natal, naval, final, bancal, cеrеmonial), меняют окончание на -aux во множественном числе:
amical – amicaux; international – internationaux
Но: final – finals
Прилагательные beau и nouveau принимают окончание -x:
beau – beaux (но: belle – belles); nouveau – nouveaux (но: nouvelle – nouvelles).
В большинстве случаев прилагательные в роли определения ставятся после существительного. Некоторые прилагательные, такие как grand, petit, jeune, vieux, nouveau, beau, joli, bon, mauvais, premier, ставится перед сущуствительным :
Bon appеtit! Un petit gar?on, une jolie fille, une grande maison.
Глаголы II группы оканчиваются на -ir и имеют суффикс —iss во множественном числе.
Cписок наиболее часто употребляемых французских глаголов II группы :
applaudir (аплодировать), choisir (выбирать), еtablir (устанавливать), finir (заканчивать), jaunir (желтеть), grossir (увеличивать, толстеть), grandir (расти, взрослеть), maigrir (худеть), p?lir (бледнеть), punir (наказывать), obеir ? (повиноваться кому-либо), rеagir ? (реагировать на что-то), rеunir (собирать, объединять), relentir (замедлять), rеussir (удаваться), rеflеchir (размышлять), remplir (наполнять), rougir (краснеть), saisir (хватать), vieillir (стареть).
Неправильные глаголы (verbes irrеguliers): aller, еcrire, faire, rеpondre, voir.
Ma journеe
Ma journеe de travail commence assez t?t. D’habitude, je me l?ve ? six heures du matin. Je fais mon lit et apr?s cinq minutes de gymnastique je vais dans la salle de bains. Je brosse les dents, je me lave. Apr?s je prends mon petit dеjeuner. Je prends une tasse de thе ou de cafе au lait, je mange du pain avec du beurre et du fromage. Je quitte la maison ? sept heures et demie. Je vais ? l’universitе.
Aujourd’hui nous avons six cours: le fran?ais, l’histoire de la France, deux cours d’anglais, la littеrature еtrang?re et l’еconomie mondiale. Les classes finissent ? quinze heures et demie.
Nous avons souvent des rеunions, des confеrences, nous prenons part au travail de la sociеtе scientifique ou aux sections sportives.
D’habitude je dеjeune chez moi, mais parfois je vais ? la cantine. Apr?s le repas j’aide ma m?re ? faire le mеnage ou je vais au magasin. Ensuite, je fais mes devoirs ou je lis un livre intеressant. Deux ou trois fois par semaine je vais ? la biblioth?que o? je parcours les derniers journaux et revues.
A sept heures du soir je d?ne. Je regarde la tеlе ou j’еcoute de la musique. Parfois je me prom?ne avec mes copines. A dix heures je me couche et je m’endors immеdiatement.
J’adore les week-ends. Samedi est un jour pour bien dormir et je me reposer des еtudes et des devoirs. Je me l?ve tard, ? onze heures du matin. Comme toutes les filles, j’adore le shopping. Parfois ma copine et moi, nous allons au centre-ville pour acheter quelque chose ou tout simplement faire du l?che-vitrine. Ensuite nous allons au cinеma ou nous nous promenons tout simplement en faisant des photos amusantes. S’il fait froid, on va au cafе. Parfois nous allons ? une bo?te de nuit. Ces jours-ci, je reviens chez moi ? deux ou trois heures du matin. On fait la f?te tr?s rarement car mes parents n’aiment pas ?a, ma m?re s’inqui?te, elle ne dort pas et m’appelle toutes les heures. C’est vraiment aga?ant!
Le dimanche est pour rester en famille. Je ne peux pas qualifier un week-end de bon si je ne fais pas de sport. En hiver je pratique les skis et le patinage. En еtе je fais de la voile et je joue au volleyball. En toute saison je vais ? la piscine. J’adore la natation. Ces jours-l? je me couche tard, m?me apr?s minuit.
Jours de la semaine
Une semaine a sept jours: lundi, mardi, mercredi, jeudi, vendredi, samedi, dimanche.
Quel jour sommes-nous? = On est quel jour?
On est mardi. Nous sommes mardi.
Quelle heure est-il?
07:00 – Il est sept heures (prеcises) (du matin / du soir).
08:10 – Il est huit heures dix.
08:15 – Il est huit heures quinze. = Il est huit heures et quart
09:30 – Il est neuf heures trente. = Il est huit heures et demie.
09:45 – Il est neuf heures quarante-cinq. = Il est neuf heures moins le quart (quinze).
10:55 – Il est onze heures moins cinq.
12:00 – Il est midi.
24:00 – Il est minuit.
03:00 – Il est trois heures du matin (de l’apr?s-midi).
18:00 – Il est six heures du soir. Il est dix-huit heures.
02:00 – Il est deux heures du matin.
A quelle heure vous rеveillez-vous? – A 7h.
Количественные числительные
Attention!
Звук t в vingt произносится в числительных от 21до 29.
Перед согласным в числительных 6, 8, 10 конечный согласный не произносится:
Six femmes, huit livres, dix gar?ons.
В числительном 9 конечное f произносится как [v] перед существительными an, heure. В остальных случаях- как [f]: neuf amis.
Exercices
1. Выберите слитный артикль au, ? l’, ? la, aux, du, de l’, de la, des :
1. On a rendez-vous… aеroport. 2. Il faut еcrire… professeur. 3. Quelle est la date de naissance… professeur? 4. Nous sommes… cinеma. 5. Elle est… Portugal avec son ami. 6. On va souvent… thе?tre. 7. La capitale… Canada est Ottawa. 8. Henri tеlеphone… amis. 9. La voiture… p?re d’Еric est en panne. 10. Nous sommes… h?tel.
2. Поставьте существительные во множественное число:
1. Un livre 2. Un cheval 3. Une maison 4. Un bal 5. Un Cil 6. Un Cuf 7. Une voix 8. Une fois 10. Un journal 11. Un lieu 12. Un festival 13. Un chou 14. Un genou 15. Un mеtal 16. Un travail 17. Un dеtail 18. Un couteau 19. Un cheveu 20. Un pneu 21. Un morceau 22. Un jeu 23. Un bleu 24. Un manteau 25. Un bijou 26. Un mois 27. Un pneu 28. Une porte 29. Un nez 30. Un neveu
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/alina-belocerkovskaya/le-charme-francais/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.