Жития святых. Небесные покровители. 100 имён

Жития святых. Небесные покровители. 100 имён
Светлана Кипарисова


Библиотека юного христианина
Книга рассказывает о жизни, подвигах и чудесах святых: апостолов и евангелистов, мучеников и юродивых, святых древности и наших современников.

Издание содержит 100 самых популярных современных имён, 140 подробных жизнеописаний святых и 89 гравюр, выполненных известным русским художником Фёдором Солнцевым (1801–1892). В приложении приведены даты почитания святых.

Книга рекомендована к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви и будет интересна широкому кругу читателей.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.





Составитель Светлана Кипарисова

Жития святых. Небесные покровители. 100 имён



© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2022




Предисловие


Наше имя – что оно значит? Какую несёт информацию? Это всего лишь сочетание звуков? Или определённый шифр, эмоционально действующий на окружающих? Одни имена мягкие и спокойные, они ласкают слух и приглашают к диалогу, а другие звучат резко и настораживают собеседника.

Священник и учёный богослов Павел Флоренский писал, что имя выражает «духовную сущность человека… оно не то предвещает, не то приносит его характер, душевные и телесные черты в его судьбу».

На Руси младенцев с давних пор нарекали христианскими именами во время Таинства крещения. Детей называли по святцам – в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребёнка. Благочестивые и добродетельные люди, признанные святыми, становились покровителями малышей. А их жизнь – примером для изучения и подражания.

У Бога нет мёртвых, у Него все живы. Святые, к которым мы искренне обращаемся, становятся нашими сомолитвенниками Богу – они молятся Господу за нас в Небесном Царстве. И каждый из них может быть нашим помощником здесь, на земле.









А





Александр





Благоверный князь Александр Невский


6 декабря, 12 сентября

Второй сын великого князя Ярослава II Всеволодовича, Александр, родился в 1220 г. С ранних лет он отличался мудростью, кротостью и благочестием. Когда молодому князю исполнилось 16 лет, он уже управлял Новгородской землёй, люди любили его. Александр заботился о том, чтобы судьи выносили справедливые решения, призывал новгородцев жить в мире и помогать бедным. Александр строил пограничные крепости для защиты от литовцев и немцев.








В XIII в. у России было много врагов: с запада на русские города нападали шведы, ливонские немцы и литовцы. Было неспокойно и внутри страны – князья спорили между собой из-за уделов.

В это время с востока на Русь пришли татары. Они жгли, грабили города и сёла, угоняли в плен тысячи жителей. Татары дошли до самого Новгорода. Опустошив наше отечество, они заняли степи по рекам Днепру, Волге и Уралу. Там хан Батый основал своё царство – Золотую Орду, а к северу от устья Волги он построил город Сарай. Народ обложили непосильной данью. Русские князья теперь должны были получать право на княжение от хана Батыя.

Великим князем Владимирским хан утвердил Ярослава II Всеволодовича. Но Новгородская земля, где княжил Александр, была ещё свободной от татар. Правда, она страдала от неурожаев и опустошительных пожаров, люди голодали и болели. Несчастьем России воспользовались соседние враждебные народы и возобновили свои нападения. Летом 1240 г. шведский король собрал сильную армию и послал её на ладьях в Неву. Ужас объял новгородцев, они не надеялись малым войском отбить сильного врага.

Но русские князья всегда вставали на защиту Родины, и князь Александр был в их числе. Он уповал на Бога и на справедливость своего дела. С усердием Александр молился в храме Святой Софии и, взяв благословение у епископа, выступил в поход со словами: «Нас не много, а враг силён; но не в силе Бог, а в правде!»

Ночью на берегах Невы, в том месте, где сейчас стоит Петербург, дружина заночевала. Утром 15 июля 1240 г. один из воинов рассказал Александру, что во сне ему явились святые Борис и Глеб, они обещали помочь князю. Виде?ние ободрило войско. В полдень начался бой со шведами. Отважно сражаясь, русские к вечеру одолели врагов. Шведы бежали, потеряв многих воинов. Александра за эту победу стали называть Невским.

Другая битва с немцами произошла в 1242 г. на льду Чудского озера. Смелый князь Александр блистательно разбил врага. Закованные в броню, тяжёлые тевтонские рыцари ушли под лёд вместе со своими лошадьми. Этот бой называют Ледовым побоищем. Немцы и литовцы ещё много раз приходили на Русь, и всякий раз князь Александр побеждал врагов, Господь помогал ему.

После смерти великого князя Владимирского Ярослава татарский хан назначил князем Киевским Александра, а великим князем Владимирским – его брата Андрея. Против этого восстал Святослав, он оклеветал Андрея перед ханом. Рассерженные татары решили наказать Русь, сначала они напали на Владимир, разбили дружину Андрея и разорили Владимирскую землю.

Чтобы спасти отечество и не допустить новых жертв, Александр поехал в Орду ходатайствовать за всю землю Русскую. Хан принял Александра милостиво, утвердил его великим князем Владимирским, Киевским и Новгородским. Теперь Александр стал единственным защитником русского народа и православной веры против татар. Они были сильны, а Александру следовало действовать не мечом, а терпением и мудростью. Время решительной битвы ещё не пришло. Благоразумным отношением к могущественным татарам Александр предотвратил многие бедствия, но он решительно отказался подчиняться языческим жрецам – поклоняться идолам.

– Я христианин, – говорил русский князь, – я поклоняюсь Богу, Сотворившему небо и землю.

Одиннадцать лет княжил Александр, он сделал много доброго для веры, церкви и русских людей: заставил татар уважать христианскую веру, уговорил хана провести народную перепись, чтобы не брать с народа дани сверх меры, решал спорные вопросы между татарами и новгородцами.

В некоторых областях дань собирали жадные и жестокие хивинские купцы, они никого не щадили. Тогда люди восстали, перебив своих притеснителей. В Орде начали готовить новое ополчение, чтобы наказать непокорных. Великий князь Александр, желая снова защитить своих соотечественников, решил сам отправиться в Орду. Бог благословил последнее дело святого Александра, и земля наша была спасена от нового нашествия татар.

По дороге из Орды домой в Городце на Волге Александр заболел. Почувствовав близкую смерть, он пожелал постричься в монахи и принять схиму. В пострижении князь принял имя Алексий. После совершения священного обряда он созвал князей, бояр и простых людей, сделал последние распоряжения, попросил прощения и благословил всех присутствовавших. Потом князь исповедался, приобщился Святых Тайн и вскоре отдал Богу душу. Это случилось 14 ноября 1263 г., ему было тогда 44 года.

Во Владимир, где ждали князя Александра, отправили гонца со скорбной вестью. Митрополит Кирилл во время богослужения, обратясь к народу, произнёс:

– Зашло солнце земли Русской. Нынче преставился благоверный великий князь Александр.

Русские люди горевали о великом правителе, дипломате, полководце, не проигравшем ни одной битвы. Погребальное шествие двинулось из Городца во Владимир. Митрополит и жители города встретили гроб святого князя со слезами. После отпевания тело покойного перенесли в монастырь Рождества Богородицы и похоронили в соборной церкви. Люди по всей земле Русской узнали о чудесах святого князя Александра. Многие больные у его гроба получали исцеление.

При императоре Петре I мощи святого князя Александра перенесли в Петербург и положили в построенной в его память Александро-Невской лавре, там они почивают и сейчас. Память Александра Невского Русская Православная Церковь празднует 6 декабря, а перенесение его святых мощей из Владимира в Санкт-Петербург в 12-й день сентября.




Преподобный Александр Свирский


30 апреля, 12 сентября

Великий подвижник родился в 1448 г. в крестьянской семье в Олонецкой губернии. Ему дали имя Амос в честь ветхозаветного пророка. Сначала изучение грамоты давалось мальчику с трудом, и он со слезами молил Бога о помощи. Но однажды после молитвы отрок услышал голос:

– Встань! Что просил, получишь.








С тех пор ему стало всё легче и легче читать. С ранних лет Амос жил благочестиво, любил пост и молитву. Он отказался вступать в брак и всей душой стремился к отшельнической жизни. Однажды в село, где жили его родители, пришли монахи из Валаамского монастыря. Юноша услышал их рассказы о жизни в обители и захотел последовать за ними, но они сказали:

– Нам игумен не велит отнимать детей у родителей и приводить в монастырь; иди домой; Господь управит твой путь.

Юноша подчинился, но своего желания вести жизнь пустынника не оставил. Когда ему исполнилось 19 лет, он отправился на остров Валаам. Он жил в монастыре сначала в послушании, а в 1474 г. принял монашеский постриг с именем Александр. Тринадцать лет он провёл в обители, непрестанно трудился и молился, часто следуя не своей воле, а выполняя приказания монастырской братии. Затем ему было позволено жить в уединении, и Александр ушёл на Святое озеро, расположенное неподалёку от реки Свирь. Там подвижник много лет жил в пещере в совершенном одиночестве. К нему стали приходить те, кто желал уединённой жизни. Они селились от Александра неподалёку, и таких людей становилось всё больше и больше. Однажды святому явился Господь в трёх Лицах. Он повелел создать монастырь и построить храм во имя Пресвятой Троицы.

Александр приступил к созданию обители. Он принял сан священника и игумена нового монастыря, мудро наставлял учеников, показывая им пример благочестия, смирения и трудолюбия. Братия монастыря увеличивалась, и преподобный повелел строить каменный храм в честь Святой Троицы. Средств монахам не хватало, но Александр мудро наставлял братьев:

– Мы определённо ничего не сможем сделать, если нам не поможет Господь; но Он никогда не оставляет уповающих на Него.

В 1526 г. храм был построен и освящён архиепископом Макарием.

Александр Свирский прославился чудесами и праведным образом жизни, воспитал учеников и привёл к вере многих мирян. Его имя стало широко известно; люди приходили к нему за наставлениями; приносили дары обители. Умудрённый Господом преподобный Александр наставлял и утешал паломников, молился с ними, убеждал их обращаться к Господу во всех скорбях, угождать Ему верой, милосердием, чистотой жизни.

Преподобный Александр скончался в 1533 г. в возрасте 85 лет. Вскоре после его смерти началось всенародное почитание святого.




Алексей





Преподобный Алексий, человек Божий


30 марта

В конце IV в. жил в Риме знатный человек по имени Евфимиан с женой Аглаидой. Они были добры, благочестивы и щедро помогали нищим и больным. Все уважали их, но одного недоставало супругам для счастья: у них не было детей. Они молили Бога даровать им сына, который стал бы утешением и опорой их старости. Наконец по воле Господа у них родился сын, его назвали Алексием.

Добрые родители горячо любили мальчика и заботливо воспитывали его. С ранних лет он был послушным, любил Бога и хорошо учился. Когда Алексий вырос, он захотел удалиться от мира и стать монахом. Но родители готовили ему другую судьбу. Они нашли Алексию красавицу-невесту и обвенчали молодых. Юноша не перечил родителям и согласился на брак, но намерение отречься от мира осталось в его сердце.








Вечером в день свадьбы Алексий надел простое платье, взял немного денег и ушёл. На пристани он сел на корабль, а прибыв в Месопотамию, раздал деньги бедным и стал жить нищим у храма Пресвятой Богородицы. Он питался подаянием, день и ночь молился и каждое воскресенье причащался.

Конечно, семейные люди должны выполнять свои обязанности, но то, что происходит в сердце человека, знает лишь Господь.

Алексий оставил родителей и радости семейной жизни, отрёкся от знатности, богатства и мирских удовольствий. Он жил в смирении и нищете и принёс Богу самую трудную жертву.

Родные безутешно горевали, долго искали Алексия в городе и окрестностях, посылали слуг в другие города, но не нашли его. Семнадцать лет прожил Алексий у храма. А когда прихожане стали оказывать ему почтение, он, не желая славы, тайно удалился из города и снова сел на корабль. Буря вынесла его к берегам Италии. Тогда Алексий отправился в Рим и поселился около отцовского дома.

Никто не узнал его, потому что годы, проведённые в лишениях, совершенно изменили его облик. Увидев бродягу, отец велел дать ему хижину у своего дома и приказал носить еду. Алексий раздавал пищу бедным, довольствуясь хлебом и водой, ходил в храм, молился и причащался. Прошло ещё семнадцать лет. Перед кончиной Алексий попросил бумагу, чернила и описал всю свою жизнь. В конце письма он попросил у родителей и у супруги прощения.

По преданию, в час его кончины в храме вдруг прозвучали такие слова:

– Поищите умирающего человека Божия в доме Евфимиана, пусть он помолится о городе.

Люди немедленно отправились туда, но нашли Алексия уже умершим. Лицо его сияло необыкновенным светом, а в руке было письмо к родителям и жене. Так все узнали, что перед ними тот самый Алексий, о котором долго горевали его родные.

По велению императора и папы погребальную повозку, на которой лежал умерший, поставили на площади. Теперь все жители Рима могли поклониться святым мощам человека Божия, который из любви к Господу пожертвовал всеми радостями мира, отрёкся от счастья, богатства и величия, чтобы служить Богу смирением и нищетой.




Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, Чудотворец


25 февраля, 2 июня, 18 октября

Будущий митрополит Алексий родился в Москве в 1300 г. в семье знатного боярина Фёдора Бяконта. Крёстным отцом младенца, которого нарекли Елевферием, был княжич Иоанн Данилович (позже получивший прозвище Калита). Когда мальчику исполнилось 12 лет, с ним произошёл случай, ставший предзнаменованием его будущей судьбы. Он ловил птиц в сети, утомился и задремал, а во сне услышал такие слова:

– Алексий! Что напрасно трудишься? Тебе предстоит ловить человеков!








С этих пор ребёнок переменился: детская резвость и беспечность покинули его, он стал задумчивым и молчаливым, полюбил уединяться, читать Священное Писание, строго соблюдал посты. В пятнадцать лет Елевферий стал размышлять о том, чтобы посвятить себя иноческой жизни, а в двадцать лет поступил в Московский Богоявленский монастырь. Игумен Стефан, брат святого Сергия Радонежского, постриг юношу в монахи с именем Алексий, как и было предначертанно ему в сновидении.

Через двадцать лет Алексия призвал митрополит Феогност к управлению церковными делами; в 1350 г. Алексий стал епископом Владимирским; а в 1354 г. константинопольский патриарх Филофей посвятил его в сан митрополита.

Святитель Алексий был истинным ангелом-хранителем и утешителем Руси; он примирял враждующих князей; заботился о благочестии – написал «окружное послание» к сословиям, в котором убеждал всех ревностно стараться об исполнении своих обязанностей.

Святителя уважали и за пределами родной земли. Жена татарского хана Чанибека, Тайдула, заболела и потеряла зрение. Хан писал великому князю Московскому: «Мы слышали, что есть у вас служитель Божий, который, если о чём попросит Бога, Бог слушает его. Отпустите его к нам и, коли молитвами его исцелится моя жена, будете иметь со мною мир; если же не отпустите его, пойду опустошать вашу землю».

Отслужив молебен у гробницы святителя Петра в Успенском соборе, Алексий собрался в путь – в столицу хана. Его приняли с великими почестями. Святитель Алексий совершил молебен над больной, окропил её святой водой, и Господь внял его молитве: Тайдула стала видеть. Обрадованный хан в знак великой благодарности дал святителю драгоценный перстень, который хранили потом в патриаршей ризнице.

Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия (будущего Донского).

В 1357 г., после смерти хана Чанибека, святителя Алексия призвал в Орду молодой свирепый хан Бердибек. Он требовал новую дань с русских князей. Алексий не только отговорил хана от враждебных намерений, но и получил всевозможные милости для Церкви и государства.

В 1360 г. Алексий отправился в Киев, чтобы в южных пределах Руси утвердить православие, попавшее под влияние Римской Церкви.

Занимаясь государственными делами, святитель Алексий заботился о строительстве и восстановлении храмов и монастырей. Кроме Андроникова монастыря во имя Всемилостивого Спаса, который он построил в 1360 г. в память спасения от бури, когда святитель возвращался на Русь после своего посвящения в сан митрополита в Константинополе, Алексий основал женскую обитель во имя своего небесного покровителя. В 1362 г. им был заложен Владычний монастырь близ Серпухова; восстановлены Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде и Константино-Еленский во Владимире. В 1365 г. в Московском Кремле Святителем Алексием был основан Чудов монастырь – в честь Чуда архангела Михаила. Алексий очень любил эту обитель и часто бывал там, проводя дни в посте и молитве.

В 1378 г., на 78-м году жизни, после великих трудов для Церкви и отечества святитель Алексий преставился и был погребён в основанном им Чудовом монастыре. Сейчас мощи святого покоятся в Богоявленском (Елоховском) соборе в Москве.




Алла





Мученица Алла Готфская


8 апреля

Алла почитается Православной Церковью как мученица, пострадавшая за Христа. По преданию, она жила в IV в. в Готфии, на территории современного Крыма, и была супругой одного из правителей. В то время из Рима в Готфию стало проникать христианство. Люди возводили христианские церкви и монастыри, свободно совершали богослужения. Вместе с другими приняла христианство и будущая святая мученица Алла.

Однако бо?льшая часть Готфии всё ещё оставалась языческой.

Вскоре правителем страны стал ярый преследователь христиан по имени Атанарих (или Унгерик, по другим источникам). Он два года воевал с римлянами, а после того, как заключил мир с Римской империей, стал считать римскими шпионами всех, кто проповедовал христианство. Он ненавидел христиан и считал своим долгом истребить их всех до одного. Судов над христианами правитель не устраивал, их пытали и казнили немедленно, как только обнаруживали. Чтобы христиане выдали себя, Атанарих придумал изощрённый способ: он приказал возить по улицам городов колесницу со статуей языческого божества. Каждый житель должен был выйти к идолу, поклониться ему и принести жертву. Тех, кто отказывались это сделать, солдаты хватали и казнили.

Согласно преданию, однажды в одном из христианских храмов для участия в богослужении собралось более трёхсот верующих.

В то время когда люди просили Господа послать христианам мир, к церкви подъехала колесница с идолом, её сопровождали солдаты. Людям приказали покинуть церковь и отдать почести языческому божеству. Но верующие не стали подчиняться и не прервали богослужение. Тогда разъярённые солдаты заперли двери и подожгли церковь. Всех присутствовавших на богослужении сожгли заживо. По одной из версий, Алла Готфская находилась среди сгоревших христиан и погибла в пламени пожара.

По другим источникам, её в храме не было. О трагическом событии она узнала позже. Желая правильно захоронить останки мучеников и опасаясь, что слуги-язычники выдадут её, Алла попросила свою дочь Дуклиду помочь ей. Отважные женщины пришли на пепелище, собрали мощи сожжённых христиан и перевезли их в Сирию. На месте их погребения была основана церковь в честь Святых мучеников. Частицы мощей святых прославились множеством чудес.

После странствий Алла вернулась на родину. У ворот родного города её встречал сын Агафон. Но язычники, увидев христиан, принялись кидать в них камни. Аллу и её сына забили камнями насмерть.









Андрей





Апостол Андрей Первозванный


13 июля, 13 декабря

Святого Андрея называют Первозванным потому, что он первым из апостолов последовал за Христом. Андрей был одним из учеников Иоанна Предтечи и стоял на берегу Иордана, когда тот, указывая народу на приближающегося Иисуса, сказал:

– Вот Агнец Божий!

Услышав эти слова, Андрей пошёл за Спасителем, а потом привёл ко Христу своего брата Симона (Петра). Имя святого Андрея часто упоминается в Евангелии; он был рядом с Иисусом, когда Господь накормил народ пятью хлебами и двумя рыбами. С тремя другими апостолами Андрей расспрашивал Господа о будущей судьбе Церкви и услышал пророчество о разорении Иерусалима и об окончании мира.








После Вознесения Господа и Сошествия Святого Духа апостолы рассеялись по земле для проповеди слова Божия. Апостол Андрей отправился на северо-восток. Через Грецию, Малую Азию, по берегу Чёрного моря он пришёл в страну скифов. Тогда на месте современной России располагалась дикая и неизвестная страна. Вся жизнь святого апостола была посвящена благовествованию; с терпением он переносил гонения от язычников и варваров и везде своим словом, чудесами и примером приобретал новых последователей Христу.

В понтийском городе Синопе святой Андрей и апостол Матфей пострадали от иудеев. Проповедников посадили в темницу, избили до полусмерти, а потом выбросили за ворота города. Но, исцелённый чудесным явлением Спасителя, Андрей возвратился в город, продолжил проповедь и многих обратил ко Христу. Апостол Андрей усердно проповедовал в городах Понта и Греции. Он исцелял больных, убеждал людей быть милосердными к странникам и рабам, любить всех.

Во втором апостольском путешествии вместе со святым Иоанном Богословом апостол Андрей посетил Ефес, потом два года пробыл в Никее, Армении и Грузии, где совершал чудеса и обратил ко Христу множество язычников.

В третьем путешествии святой апостол достиг гор Осетии и Абхазии, обошёл берега Чёрного моря, посетил Херсонес Таврический на нынешнем Крымском полуострове. Нестор-летописец рассказывает, что по преданию святой апостол добрался по Днепру до того места, где сейчас стоит Киев. Поднявшись на гору, он водрузил крест и сказал находившимся с ним ученикам: «На сём месте воссияет благодать Божия, воздвигнутся церкви Христу, и свет истинный изыдет отсюда на всю страну». Теперь на той горе, где остановился апостол, стоит церковь Святого Андрея Первозванного.

В преклонных летах Андрей дошёл до города Патры. Там должен был закончиться его земной подвиг. Губернатор города, гонитель христиан, велел схватить апостола и заключить его в темницу. Христиане, желая увидеть любимого учителя, с плачем окружили тюрьму. Святой Андрей сотворил крестное знамение, и двери темницы отворились. Люди вошли, и святой апостол молился и беседовал с ними. Попросив вина и хлеба, он совершил таинство Евхаристии и всех причастил. Ученики Андрея хотели убить губернатора и освободить апостола силой; но он успокаивал и удерживал их. В молитве и беседах Андрей провел с верующими всю ночь. Потом, обняв и благословив каждого, он отпустил их, затворив двери темницы.

На следующее утро губернатор велел Андрею отречься от Господа. Услышав отказ, он велел его жестоко бить и грозил апостолу крестной смертью.

– Я раб Креста Христова, – отвечал апостол. – И более желаю, нежели боюсь, крестной смерти. Уверуй сам во Христа и избавишься от муки вечной. Я больше скорблю о твоей гибели, нежели о своих страданиях, ибо мои страдания продолжатся день, два; твои же мучения не минуются вовеки.

Не обращая внимания на кроткие речи святого, губернатор велел распять его на кресте, но, чтобы продлить страдания, не пригвоздить, а привязать апостола ко кресту.

Когда это исполнили, несколько тысяч христиан стояли рядом. Возмущённые решением правителя, они восклицали, что страдания этого святого мужа напрасны. Апостол же старался успокоить народ:

– Люди, – говорил он, – жёны и дети, старики и молодые, рабы и свободные! Послушайте слова мои и не думайте более о суете временной жизни, но посмотрите на меня, висящего на кресте ради Христа и уже готового выйти из этого тела. Не до?лжно страшиться смерти тем, которые подвергаются ей за истину в этом мире: они достигают блаженного успокоения. Одни только рабы греха идут на казнь; очистите себя, братья, не забывайте моего учения; возлюбите искренне веру в Отца и Сына и Святого Духа. Храните заповеди Господа нашего Иисуса Христа и тем явите себя достойными вечного блаженства, которое уготовал Господь любящим Его.

Мучения апостола продолжались три дня. Возмущение народа росло, люди требовали освободить старца. Губернатор, испугавшись восстания, пришёл на место казни и приказал снять апостола с креста. В эту секунду святой отошёл ко Господу, и лицо его просияло небесным светом.

Христиане похоронили тело святого мученика, а через несколько дней губернатор сам лишил себя жизни. Его вдова и брат не воспользовались богатством умершего. До самой смерти они находились при гробе апостола Андрея, служа Богу и помогая нищим.

При императоре Констанции мощи святого Андрея Первозванного были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых апостолов. Когда крестоносцы завладели Константинополем, 6 мая 1208 г. мощи перевезли в итальянский город Амальфи. Там они почивают и доныне; честная же глава святого Андрея Первозванного находится в Риме.




Мученик Андрей Стратилат


1 сентября

В III в. в Сирии, в эпоху правления императора Максимиана, жил воин Андрей. Втайне Андрей исповедовал христианскую веру, но крещён не был. Когда началась война с персами, он командовал римским отрядом. Андрей отличался храбростью и силой, воодушевлял воинов своим мужеством. Правитель Антиох дал ему титул Стратилат (от греческого «стратос» – войско). С молитвой и твёрдым упованием на Божью помощь Андрей со своим небольшим отрядом вступил в бой с многочисленным неприятельским войском и одержал блистательную победу. Это возбудило зависть у сослуживцев Андрея, которые в основном были язычниками. Перед сражением Андрей убеждал их, что языческие боги – бесы, они не могут помочь воинам. Некоторые подчинённые Андрея вместе с ним уверовали во Христа, другие же возненавидели его и задумали погубить своего командира. Завистники донесли правителю Сирии Антиоху – ярому гонителю христиан, что Андрей исповедует запрещённую веру.

Андрея вызвали на допрос. Он открыто и мужественно признал себя христианином и был предан истязаниям.

Однако Антиох не решился без разрешения императора осудить на смерть такого известного человека и велел бросить его в темницу. Император Максимиан тоже побоялся казнить Андрея. Ведь люди любили и уважали Стратилата, они будут возмущены. Тогда Максимиан придумал хитрость: он приказал освободить Андрея и других воинов-христиан из темницы. При этом правитель велел устроить так, чтобы Андрея обвинили в другом преступлении, за которое его можно было бы казнить, если он со своей дружиной не отречется от христианской веры.

Освободившись из заключения, Андрей решил срочно принять святое Крещение и в сопровождении своих воинов-христиан отправился в город Тарс. Там всех желающих крестили епископы Пётр Тарсианский и Нон Верийский.

Между тем правитель Сирии сообщил властям Тарса, что Андрей тайно бежал со своими солдатами, их велели схватить – живыми или мёртвыми. Тотчас в погоню был отправлен отряд с приказом уничтожить всех новообращённых христиан. Андрея и его дружину настигли в узком ущелье Таврских гор, и все воины – 2593 человека – с молитвой мужественно приняли смерть за Христа.

Перед смертью святой Андрей молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольётся их кровь. В тот миг, когда мученики были усечены мечом, из земли забил целебный источник.









Святитель Андрей, архиепископ Критский


17 июля, 30 октября

В тот великий подвижник родился в VII в. в Дамаске. До семилетнего возраста он был нем и однажды после причащения Святых Христовых Тайн чудесным образом исцелился и заговорил. С тех пор мальчик усердно учился и особенно полюбил чтение священных книг. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, родители отвезли его в Иерусалим, и святой патриарх Софроний принял отрока в церковный клир. Там Андрей вёл добродетельную и строгую жизнь. В это время произошло горестное событие: Иерусалим завоевали мусульмане, но Андрей не бежал, а остался в святом городе.

В 680 г. в Константинополе был созван Шестой Вселенский собор, он выступил против монофелитов, которые признавали во Христе единую, божественную волю. Собор осудил лжеучение, оно противоречило Евангелию, утверждавшему, что Господь Иисус Христос – Бог и Человек. Среди самых ревностных защитников истины был и Андрей. В то время он стал архидиаконом и был всем известен благочестием, мудростью и глубоким знанием Священного Писания. Иерусалимский Патриарх послал Андрея на собор вместо себя.








Возвратившись в Иерусалим, Андрей предался молитве и богоугодным делам: он заботился о нищих, больных, служил им с усердием и любовью. Через некоторое время его назначили архиепископом на остров Крит в Средиземном море. Андрей мудро управлял своей паствой. Благодарные критяне считали, что силой его молитв с Крита бежали сарацины, которые прежде нападали на остров.

По церковным делам Андрей отправился в Константинополь. На обратном пути, почувствовав свою близкую кончину, он сказал спутникам, что более не увидит Крита. Действительно, достигнув острова Митилены, он заболел и мирно предал душу Богу.

Святой архиепископ Критский оставил несколько сочинений духовного содержания: беседы на разные праздники, каноны и праздничные стихиры. Но особенно известен Великий канон святого Андрея Критского. Он читается по частям в первые четыре дня Великого поста на повечериях и весь целиком за утренней службой четверга на пятой неделе Великого поста. В этом каноне выражается глубокое покаяние и душевное сокрушение о грехах. Святой Андрей оплакивает горестное состояние грешника, который преступлениями омрачает красоту своей души. В Великом каноне мы видим примеры из Ветхого и из Нового Заветов, применяем их к состоянию нашей души, вспоминаем благодеяния, оказанные Господом недостойным и грешным людям.

Полный глубокого смирения, святой Андрей молит Господа не судить нас, но спасти нас по милости Своей, ибо единственная наша надежда – милосердие Бога.




Благоверный князь Андрей Боголюбский


6 июля, 17 июля, 23 октября

Князь Андрей, сын великого князя Юрия Долгорукого, как удельный князь в разное время владел Пинском, Дорогобужем, Пересопницей, Вышгородом и был противником междоусобных войн, ослаблявших южные княжества.

Рождённый и воспитанный на севере, он всей душой стремился на родину, во Владимир, и не раз просил отца отпустить его туда. В 1154 г., после многих кровавых битв, его отец стал великим Киевским князем и дал сыну Вышгород, чтобы поблизости от столицы находились верные ему люди. Но в следующем году тайно, вопреки желаниям отца, Андрей отправился на родной север. Он взял с собой из Вышгорода чудотворную икону Богоматери, доставленную туда из Константинополя. В десяти верстах от Владимира лошади остановились и не двигались больше с месте. Богородица, явившаяся во время ночной молитвы Андрея, повелела, чтобы икона Её оставалась во Владимире. Благоверный князь велел изобразить Богородицу в том образе, в каком Она ему явилась. А на месте виде?ния велел построить обитель и храм в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Место это стали называть Боголюбовым. Оставшись во Владимире как удельный князь, Андрей по мере сил заботился об улучшении состояния своего княжества.








Когда в 1157 г. отец Андрея, князь Суздальский и Киевский Юрий умер, ростовцы и суздальцы, наслышанные о высоких добродетелях Андрея, признали его своим князем. Так благоверный Андрей стал великим князем Северной России.

Болгары-магометане, платившие дань суздальскому князю, решили, что при Андрее жить станет вольготнее, и принялись оскорблять веру русских. Желая образумить их и прославить Христа, великий князь отправился к ним с многочисленным войском. Чудотворную икону Богоматери, икону Спасителя и крест воины взяли с собой. Многими победами был прославлен благоверный князь под защитой этих святынь.

В самом начале своего правления, в 1159 г., Андрей задумал присоединить к своим землям Новгород, разумно полагая, что раздробленные княжества слабее единого государства. Он решил для пользы всей России смирить новгородцев. Когда они взбунтовались против князя Святослава и прогнали его, Андрей собрал войско и отправился на усмирение бунта. Сначала новгородцы победили суздальцев и их союзников. Однако вскоре в Новгороде наступил голод и новгородцы предпочли заключить мир с Андреем по своей воле, через год они пригласили на княжение Юрия Андреевича Боголюбского.

Киевский престол после отца Андрея – Юрия – занимали князья старше Андрея по возрасту. Киев сначала был потерян для Андрея, но вскоре юг покорился сильному суздальскому князю. Его военная политика была направлена на объединение княжеств и создание единого Русского государства.

Князь Андрей прославился многими благими делами. Укрепив Владимир, он заложил великолепный собор в честь Успения Богоматери. Камень для храма привозили из болгарских каменоломен. Внутренняя отделка и украшение собора поражали своим великолепием: драгоценные камни, серебро и золото покрывали иконы; из золота были выполнены несколько сосудов и крестов. Когда строительство закончили, в храм поставили богато украшенную чудотворную икону Богоматери. Князь отдал собору лучшие имения, утвердил кафедру и просил Патриарха назначить для Северной России своего митрополита, но Патриарх, опасаясь раздоров, отказал.

В 1165 г., оплакивая смерть сына Изяслава, князь построил для молитв за усопшего Покровский монастырь в версте от Боголюбова, при впадении Нерли в Клязьму.

Кроме Боголюбской и Покровской обителей, князем Андреем были построены: Владимирский Вознесенский, Владимирский Спасский у Золотых ворот, Владимирский Успенский девичий и Космодамианский монастыри.

Княжествами своими благоверный Андрей управлял справедливо, сам вёл жизнь трезвую, чистую, деятельную, награждал добрых, пороки же преследовал со всей строгостью закона. Благоверный князь был сострадателен к несчастным, ухаживал за больными; для бедных и заключённых в темницах по его приказанию развозили пищу и мёд. Боголюбивый Андрей способствовал христианскому просвещению и сам прилежно читал книги. Особенно он заботился о просвещении представителей иной веры, живших в его княжествах: магометан-болгар, язычников-черемисов (марийцев) и мордвы, иудеев-торговцев. Много сил положил князь на присоединение к православию папистов. При дворе его жило много новообращённых христиан.

Но были и недовольные великим князем. Близкий родственник Андрея, Яким Кучкович, озлобленный тем, что его брат был казнён за преступление; Анбал Ясин, крещёный язычник; Ефрем Моизич, крещёный еврей, – составили против Андрея заговор. Они собрали завистников и озлобленных тем, что справедливый князь не позволял им весело жить за счёт других. Замыслив убить Андрея, вооружённые заговорщики глубокой ночью пришли в Боголюбово. Зарезав стражей дворца, они вломились в сени и уже подходили к спальне князя, как вдруг их охватил необъяснимый ужас. Злодеи бросились бежать. В княжеском погребе они напились вина и, осмелев, пошли убивать князя. Услышав шум, Андрей схватился было за меч, но его не оказалось – ещё днём его украл ключник Анбал Ясин. Убийцы напали на князя. Долго отбивался Андрей, несмотря на то что со всех сторон его рубили саблями и кололи копьями, наконец он упал. Расправившись с князем, утром следующего дня злодеи убили Прокопия, верного слугу Андрея, забрали во дворце серебро, золото, драгоценные камни, жемчуг, ткани и отправили награбленное по домам. Затем они настроили народ против верных чиновников князя, повсюду начались страшные грабежи и убийства.

Добрый слуга Кузьма, отыскав святое тело благоверного князя, принёс его в церковь и положил в притворе. На третий день, когда ещё мятеж не кончился, космодамианский игумен Арсений отдал полагающиеся почести убиенному князю-благотворителю. Тело его внесли в церковь, совершили над ним погребальное пение и опустили в могилу, выложенную камнем.

С чудотворной иконой Богоматери священник, служивший при ней, ходил по городу, уговаривая народ прекратить беспорядки. Наконец страсти улеглись. На шестой день владимирцы торжественно перенесли тело благоверного князя в свой собор и там похоронили.




Преподобный Андрей Рублёв, иконописец


17 июля, 19 июля

Знаменитый художник и иконописец Андрей Рублёв родился около 1360–1370 гг. в Москве. Мирское имя святого неизвестно, а прозвище-фамилия Рублёв указывает на то, что он происходил из торгово-ремесленного сословия. С юности Андрей посвятил себя Богу и принял монашеский постриг. Скорее всего, он подвизался сначала в Троице-Сергиевой лавре, основанной Сергием Радонежским. Ремесло иконописи Андрей начал осваивать с ранней юности, но признание его работы получили только к началу XV в.

К 1405 г. относится первое сообщение о нём в летописи. «Чернец Андрей» упомянут вместе с такими мастерами, как Феофан Грек и Прохор с Городца, которым великий князь Василий Дмитриевич поручил роспись только что построенного Благовещенского собора в Московском Кремле. Следующее летописное упоминание о Рублёве относится к 1408 г., когда он вместе с Даниилом Чёрным начал расписывать Успенский собор во Владимире. Там же Андрей Рублёв создал иконы для иконостаса.

Андрей жил и творил в высокодуховной атмосфере, по заветам святого Сергия. Он воспитывался на исторических примерах святости и видел образцы подвижнической жизни в своём окружении. Андрей глубоко вникал в учение Церкви, в жития святых, которых он изображал, поэтому работы великого иконописца называют ещё «богословием в красках». И хотя многие из них сохранились лишь фрагментарно, они, несомненно, являются шедеврами древнерусского искусства. Работы Андрея Рублёва отличаются неповторимой техникой рисунка, наполненностью изображения светом, живыми красками и богословской глубиной содержания. Художник обновил и цветовую гамму. До него на русских иконах не было особого сине-голубого цвета, который потом назвали «рублёвский голубец».

Андрей Рублёв работал во многих монастырях (Троице-Сергиевом, Спасо-Андрониковом и, возможно, Саввино-Сторожевском). Скончался иконописец около 1430 г. В 1988 г. великий художник-богослов был причислен Русской Церковью к лику святых.









Анастасия





Преподобномученица Анастасия Римлянка


11 ноября

В III в. недалеко от Рима поселились вместе женщины-христианки, отказавшиеся от брака и желавшие посвятить себя Богу. Руководила их монашеской жизнью престарелая благочестивая женщина по имени София. У Софии воспитывалась девочка Анастасия. В трёхлетнем возрасте она лишилась родителей, и София заменила ей мать, научив всему доброму.

Когда Анастасии исполнилось двадцать лет, она стала настоящей красавицей с кротким добродетельным характером, с любовью к труду и молитве. Многие знатные римские граждане хотели жениться на ней, но она всех отвергала, желая посвятить себя Богу. В это время императору Декию, жестоко преследовавшему христиан, донесли, что в тайной обители живёт девица – христианка необыкновенной красоты. Правитель послал за ней воинов и велел привести к себе.








У ворот обители христианских дев воины потребовали привести им Анастасию. К ним вышла София и попросила дать девушке немного времени, чтобы красиво одеться. Сама же повела Анастасию в храм и с молитвой стала убеждать её не предавать христианскую веру, она говорила:

– Дитя моё, не бойся; настало время твоего подвига. Не прельщайся богатством и земной славой; тебя ожидает иной венец. Иди с веселием в чертог Небесного Жениха, не щади тленной красоты, дочь моя, не бойся смерти, не страшись мучений. Когда тебе станут грозить истязанием, говори: угроз ваших не боюсь, ибо со мною Бог! Когда захотят убить тебя, то не страшись тех, которые могут убить одно тело, души же погубить они не смогут. Если предадут тебя мучениям, радуйся, что страдаешь за Христа. Он не оставит тебя. Он будет невидимо с тобой и облегчит твои страдания.

Анастасия отвечала, что всегда желала пострадать за Христа и ныне с радостью явится к мучителю и исповедует перед ним свою веру.

Слуги правителя с нетерпением ожидали девушку и, заковав её цепями, повели к правителю в Рим. Декий изумился красоте девицы, её смиренному и кроткому виду.

– Я дочь римского гражданина, воспитана в христианском благочестии, имя моё – Анастасия – означает «воскресение», – представилась девушка.

Правитель принялся убеждать Анастасию поклониться языческим богам, обещая, что в таком случае она будет жить в веселье и счастии, но она не слушала его и осталась твёрдой в своей вере.

Тогда озлобленный правитель приказал бить и мучить Анастасию. Она же при этом пела псалмы Давида. Видя страдания истекающей кровью мученицы, один христианин напоил её водой. Ему тут же отрубили голову. Народ, состоявший большей частью из язычников и привычный к подобным жестоким зрелищам, стал возмущаться бесчеловечными пытками и укорять правителя, но он был неумолим. Наконец изувеченное тело молодой Анастасии было обезглавлено и брошено за городом.

Софии явился Ангел и сказал ей о совершившемся злодеянии. Она, горько плача, поспешила туда, где находилось святое тело её любимой дочери, и с помощью других христиан благоговейно похоронила останки мученицы.

Вот таким страшным гонениям подвергались первые христиане.

Они мужественно переносили их! Даже самые молодые и слабые женщины! Они исповедовали Бога перед язычниками, не страшась мучений, а Господь помогал святым мученикам Своей чудесной силой. Он пребывает и теперь со всеми, кто любит Его. Господь поддерживает и укрепляет их среди бедствий и страданий.




Великомученица Анастасия Узорешительница


4 января

Анастасия родилась в Риме во второй половине III в., в богатой знатной семье. При отце-язычнике, а матери-христианке девочке было нелегко утвердиться в истинной вере, но мать с помощью учителя Хрисогона смогла воспитать дочь христианкой и дать ей достойное образование.

После смерти матери отец выдал Анастасию замуж за богатого язычника, сенатора Публия. Веры жены он не разделял, и Анастасии приходилось исполнять дела христианского милосердия тайно.

Переодевшись в простое платье, в сопровождении служанки она обходила темницы, где томились христиане, подкупала сторожей, чтобы помочь узникам – перевязать раны, накормить и напоить, подкрепить их дух.








Узнав об этом, муж Анастасии пришёл в ярость, всё её имущество он уже считал своим и не желал разбазаривать его попусту. Жестокий Публий стал избивать жену за её дела и, как рабыню, посадил под замок. Только письма учителя Хрисогона поддерживали Анастасию и спасали её от отчаяния.

Господь увидел страдания чистой души и сделал так, что тиран Публий, отправленный с императорским поручением в дальние края, утонул в море. Анастасия стала свободной и могла теперь посвятить себя служению Богу и ближним. Она по-прежнему заботилась об узниках, пострадавших за веру: переходила из города в город, из края в край и всюду посещала темницы, добиваясь от стражей, чтобы они снимали со страдальцев оковы (узы), которые стирали их руки и ноги в кровь. Вероятно, за это её и стали звать Узорешительницей.

Заботясь о страдальцах, Анастасия пренебрегала собственной безопасностью. А в это время её воспитатель, старец Хрисогон, был замучен за христианскую веру в Аквилее. На тридцатый день после казни он явился в сновидении местному пресвитеру и сказал: «Через девять дней будут преданы мучениям ещё три христианки. Скажи рабе Божьей Анастасии, чтобы позаботилась о них и утвердила в подвиге. Утешайся и ты радостным упованием, потому что скоро вкусишь сладкие плоды трудов твоих: от земной жизни освободишься и будешь приведён ко Христу с пострадавшими за Него».




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=67831853) на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


Жития святых. Небесные покровители. 100 имён
Жития святых. Небесные покровители. 100 имён

Тип: электронная книга

Жанр: Житийная литература

Язык: на русском языке

Издательство: Эксмо

Дата публикации: 19.04.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Книга рассказывает о жизни, подвигах и чудесах святых: апостолов и евангелистов, мучеников и юродивых, святых древности и наших современников.

  • Добавить отзыв