Саммари книги «История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения»
CrossReads
CrossReads: Ликбез
Главное об искусстве в нашем саммари!
Если ваши познания об истории искусств ограничиваются улыбкой Джоконды и именами из Черепашек-ниндзя, то мы нашли для вас легкий способ наверстать упущенное. В саммари книги Алины Аксеновой собраны основные вехи развития культуры от античности до наших дней. Вы узнаете, как художники оказывали влияние на друг друга, почему творчество может быть бунтарским и как научиться ориентироваться в многообразии стилей.
Знакомьтесь с ключевыми идеями бестселлеров, экономьте время и выбирайте только лучшее с CrossReads.
Саммари книги «История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения»
Проект CrossReads
Как научиться говорить на языке искусства? Учебники по истории мировой культуры, энциклопедии или альбомы с репродукциями пестрят фактами, датами и именами, но не отвечают на этот вопрос. Да и других важных проблем – как понимать художественные символы, не теряться в музеях и считывать послания автора – не решают.
Алина Аксенова в книге «История искусств. Просто о важном» делает попытку охватить эти и многие другие вопросы, чтобы научить читателей не только отличать Мане от Моне, но и понимать важные вехи развития искусства.
Проследив исторический контекст – религиозные и политические события, в рамках которых работали художники, – мы сможем усвоить правила, по которым развивается искусство. А также узнать, какое влияние авторы и их произведения оказывали друг на друга сквозь века.
Для этого рассмотрим следующие периоды-направления:
• Античность
• Средневековье
• Романский стиль
• Готика
• Возрождение
• Искусство XVII в.
• Искусство XVIII в.
• Искусство XIX в.
• Искусство XX в.
Античность
Древнегреческая и древнеримская цивилизации (именно эти две культуры обозначены словом «античность») не только поспособствовали развитию того, что мы сегодня понимаем под словом «культура», но и заложили фундамент для многих концепций, без которых наша жизнь немыслима, – архитектуры и скульптуры, театра и поэзии, философии и медицины, демократии и республики.
Почему античность? Мы начинаем разговор о европейском искусстве с нее, поскольку культуры, которые появились раньше античности, не повлияли напрямую на Европу. А отклики античности будут звучать в разные периоды истории.
Древняя Греция
1. Гомеровский период (XI–VIII вв. до н. э.)
Об этом времени известно мало, за исключением того, что именно тогда древнегреческий поэт Гомер создал эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». А также то, что люди жили в землянках, строили деревянные храмы и лепили глиняные горшки с орнаментным узором.
Особенности периода:
• Самые ранние памятники были деревянными и не сохранились. До нас дошли только осколки глиняных горшков.
• Узоры имели геометрический рисунок. Орнамент состоял из кругов, треугольников и прочих форм, и поэтому первый стиль, который возник в этот период, назвали геометрикой.
• Рисунки и орнаменты на вазе важно было расположить в очень строгом порядке. Природа воспринималась непредсказуемой, и через искусство люди стремились упорядочить мир.
2. Архаика (VIII–VI вв. до н. э.)
«Архаика» значит древность. В этот период греки активно путешествовали и познавали традиции других народов, что дало им возможность значительно расширить представление о мире. Греки отказались от геометрических форм в пользу более реалистичного изображения и стали развиваться в скульптуре и архитектуре.
Особенности периода:
• Возникли два типа статуй: куросы и коры.
Статуи юношей называются «куросы». Куросы были красивы, сильны и молоды, показывая идеал греческого человека.
Статуи девушек называются «коры». Мастера делали эти статуи яркими при помощи цвета. Они раскрашивали волосы, глаза и губы статуй, дополняли орнаментами детали одежды (в отличие от обнаженных куросов, коры одеты).
• Архаические статуи также отличаются неестественностью позы и ненатуральностью деталей. Тело кажется скованным, поза не дает ощущение динамики, волосы больше напоминают вытянутые пластины.
• Древние греки, в отличие от египтян, концентрировались на изображении человека. Они считали, что раз человек наделен разумом, значит он и есть высшее существо. Именно поэтому все греческие боги антропоморфны (т. е. имеют человеческий облик).
• Среди греческих статуй много фигур атлетов, поскольку сила и ловкость показывали способность воевать и побеждать. Войны для греков были повседневностью, поэтому изображение красивых молодых людей считалось традицией.
3. Классика (V в. до н. э.)
В Классический период в Греции были созданы самые выдающиеся скульптуры. Мастера-классики находились в поиске идеала человека и прославляли его в своих работах.
Одна из самых известных скульптур этого периода – Дискобол, или Бросающий диск. Ее отличительные черты:
• Сложная и напряженная поза, далекая от архаической.
• Внутренний баланс – благодаря нему Дискобол удерживает равновесие тела, что видно по его спокойному лицу.
• Выражение его лица не соответствует состоянию тела.
Другой пример: статуя Дорифор, или Копьеносец скульптора Поликлета.
Поликлет создал расчеты мужской красоты, которые используются по сей день, а также открыл прием хиазма – неравномерного распределения напряжения в человеческом теле. За счет этого его статуи выглядели более реалистичными, нежели в период архаики.
На лице всех статуй изображено спокойное, умиротворенное выражение. Эмоции считались проявлением необузданности, которая шла вразрез с красотой души, которую старались подчеркнуть мастера.
4. Поздняя классика (IV в. до н. э.)
Изображение идеального героя начинает трансформироваться. Поиск гармонии сменяется интересом к внутренней жизни человека. Личность, индивидуальность, а вместе с тем и эмоции начинают цениться больше, чем в классический период. Проявление чувств больше не является признаком слабого духа. Эмоциональное выражение появляется даже в скульптуре греческих богов. У статуй меняется положение тела, их позы становятся более динамичными и экспрессивными.
Пример: статуя Гермеса с младенцем Дионисом на руках скульптора Праксителя.
Гермес, один из самых могущественных богов Олимпа, покровитель путешественников и торговцев, в изображении мастера выглядит утонченным, нежным и даже хрупким юношей. Выражение его лица задумчиво.
«Мастерам становится интересно говорить о живых людях, их чувствах. Теперь в искусстве не люди наделяются чертами богов, а боги обретают свойства человека. Они страдают, ленятся, мечтают», – пишет Алина Аксенова.
5. Эллинизм (323–30 гг. до н. э.)
Эллинизм – период, начавшийся со смерти Александра Македонского, когда греки оказывали влияние на большинство земель Средиземноморья. Поэтому культура эллинизма обширна и включает территории Египта, Сирии, Финикии и Персии. Это также последняя культурная эпоха в истории Древней Греции, так как период эллинизма заканчивается с установлением римского господства.
Эллинизм – время контрастов. Классическая Греция создала демократию, эллинизм ознаменовал появление небольших монархий, на которые разбилась империя Александра Македонского после его смерти.
Демократия предполагала соразмерность памятников искусства человеку, эллинизм же изменил эти масштабы. Наряду с 5-метровыми статуями и сооружениями 50-метровой высоты возникают совсем небольшие строения и миниатюрные скульптуры.
Появляется интерес к разным периодам человеческой жизни, героями становятся не только атлеты или боги, но и старики и дети. По характеру изображения статуи достигают пределов реалистичности.
Примеры: Ника Самофракийская, Афродита (или Венера) Милосская, скульптурная группа Лаокоон.
Древний Рим
Цивилизация Древнего Рима делится на три периода:
• до 510 г. – Царский период,
• до 30 г. – Республика,
• до 476 г. – Империя.
Алина Аксенова выделяет основные черты римского менталитета, обусловленные их культурной жизнью:
1. Римляне были прагматиками (они занимались возведением государства, созданием законов, военными завоеваниями, а также строительством дорог и водопроводов).
2. Римляне ценили комфорт (военные лагеря отличались удобством, а для мирного времени активно строились жилые виллы и возводились акведуки).
3. Римляне совершили настоящий прорыв в архитектуре (изобрели бетон, строили арки, длинные мосты и многоэтажные дома).
Скульптура
Греческая скульптура почти не дошла до наших дней в оригиналах, зато благодаря римлянам, которые делали десятки копий с каждой греческой статуи, мы знаем о Дискоболе и многих других произведениях.
Традиции скульптуры римляне позаимствовали у ближайших соседей – греков и этрусков. Но в отличие от древнегреческой эмоциональности и идеалистичности, римляне обращали внимание на точное изображение внешности. В галерее римских портретов вы не найдете скульптуры с одинаковым выражением лица – все они неповторимы. Причем порой портреты могут показаться чересчур натуралистичными – они сохраняют все черты лица, подчеркивая как достоинства, так и недостатки.
Но всё меняется с началом периода Империи. Новое время поставило новые цели, а именно – создать безупречный образ римского императора.
Пример: статуя Мрака Кокцея Нервы.
Император сидит на троне с жезлом в руке, верхняя часть тела обнажена, что уподобляет его Зевсу или Юпитеру.
Однако стоит заметить, что в каком бы образе ни был представлен император – в виде жреца, бога или воина – фигуры скульптур не сильно отличались друг от друга. Главным отличием оставалось лицо – ему уделялось особое внимание, значение портретного сходства не ослабевало, несмотря на меняющиеся художественные тенденции.
Живопись
Поскольку римляне с особой заботой относились к личному комфорту, на землях, полученных в награду за военные походы, они строили виллы, оснащенные всеми удобствами и архитектурными новшествами: канализацией, горячей водой, застекленными окнами. Такие виллы часто возводились на берегу моря. Вернувшийся с военной службы или уставший от городской суеты римлянин приезжал в загородный дом, чтобы насладиться пейзажами и отдохнуть в располагающей обстановке. Отсюда следует, что и убранству дома уделяли пристальное внимание. В комнатах можно было увидеть не только красивую и удобную мебель, но и великолепный живописный декор. Во времена империи оформление богатых домов было настоящим искусством.
Пример: виллы в Помпеях, Геркулануме и Стабиях.
Декоративно-прикладное искусство
Благодаря вниманию, с которым римляне относились к своему жилищу, внутреннее убранство представляет значительный интерес для исследователей.
Мебель и кухонная утварь могут многое рассказать о своих владельцах. А по тому, как изысканно выглядели предметы интерьера, можно сделать вывод, что римляне ценили внешний вид предметов больше, чем их утилитарность.
Например, небольшие круглые столики с высокими бортиками служили своеобразной витриной, на которую можно было выставить дорогую посуду из серебра и продемонстрировать гостям вкус и уровень достатка. Каждая деталь – ручки, ножки, дверцы – имели свой образ, представлялись в виде человеческих лиц, цветов, рыб и многого другого.
Византия
В 395 году Римская империя раскололась на две части – Западную и Восточную, которую принято называть Византией. Ее столица Константинополь стала центром развития христианской культуры.
Византия унаследовала и частично продолжила богатые традиции римского искусства. Западная часть была захвачена варварами, которые обладали своей самобытной культурой, сильно отличающейся от античности. При этом как на Западе, так и на Востоке, искусство было религиозно ориентированным. Византийское искусство знакомо многим по иконам, мозаикам и фрескам. В то время как западное искусство известно предметами быта и архитектурой.
На развитие искусства средневековой Европы оказали влияние три явления: традиции античности, языческие обычаи, характерные для каждой отдельной территории, и христианство.
У византийского искусства есть несколько отличительных особенностей:
1. Живописцы активно обращались к символам – передаче смысла через образы.
Изобразить бога, веру, святость – невероятно сложная задача для художника. Донести идею, связанную с такими понятиями, можно только посредством символов.
2. Переосмысление языческих образов.
Христианство отвергало старые религии, но заимствовало образы из языческого искусства. Например, атрибуты богов приобрели новое значение. Так, символы бога Диониса – вино, виноград, лоза – стали ассоциироваться с кровью Христа и христианством.
3. На первом плане живопись, а не скульптура.
Статуи в христианстве были связаны с поклонением идолам, поэтому византийские мастера были сосредоточены на живописных образах. В них не было реалистичности, объема и проработки деталей, поскольку изображалось божественное, а не земное. Художники стремились говорить о возвышенном, поэтому отказались от материальной характеристики предметов, а в изображении героев не акцентировали внимание на телесном.
Живопись
Когда христианство было провозглашено единственной религией Римской империи, искусство перестало быть запретным и доступным только посвященным.
Храм – важнейшая архитектурная форма эпохи Средневековья – стал местом, где прихожане могли любоваться мозаиками и фресками. Эти два вида монументальной живописи стали неотъемлемой частью внутреннего храмового убранства.
Мозаика – изображение, сделанное из квадратных камешков и цветного стекла, смальты. Стеклянную массу смешивали с цветным пигментом и после застывания разрезали на кусочки квадратной формы. Из них выкладывались изображения любого масштаба.
Фреска – вид живописи по сырой штукатурке водорастворимой краской.
В храме всё имеет смысл и символику, а оформление строго упорядочено (согласно высшему порядку Царствия Небесного).
Пример: мозаика из церкви Святого Виталия в Равенне – одна из самых древних и знаменитых – отлично демонстрирует особенности нового художественного языка.
Основные черты, которые характеризуют мозаичное искусство:
• Всё, что напоминает о земном мире, исчезает. Художник повествует не о земном пространстве и времени, а о небесном.
• В мире, который мы видим на мозаиках, не существует зла, смерти или тьмы. Главное – это свет и вечность.
• У фигур и предметов нет объема, поскольку для его изображения нужна тень. Но тени (тьме) нет места в небесном мире.
• Материал, из которого сделана мозаика, создает эффект свечения, поскольку золотые кусочки смальты хорошо отражают свет. Блики от горящих в храме свечей скользили по поверхности золотого мозаичного изображения, придавая ему таинственность и настраивая зрителя на мистический лад.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=67765577) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.