Магия с коврика: йога для усиления колдовства
Кейси Джовинко
В этой книге гармонично соединяются восточный и западный путь познания мира. Автор покажет и докажет, что магическая традиция полна заимствований из йоги, и расскажет, как усилить свое колдовство с помощью асан.
Вы ощутите, что ваше тело – это настоящий магический инструмент. Йога научит внимательно относиться к своему здоровью, поддерживать хорошую физическую форму, тем самым качественно улучшая работу с тонкой энергией.
Книга содержит множество иллюстраций и пояснений к выполнению разных асан, подробную информацию о том, для каких магических целей и когда лучше прибегать к тому или иному циклу упражнений. Также вы найдете здесь медитации и визуализации для самых разных задач: исцеления, благополучия, активации чакр, астральной проекции.
Со временем постоянная практика йоги поможет вам развить психические силы, чтобы эффективно колдовать и проводить магические ритуалы, достигая любых поставленных целей.
Кейси Джовинко
Магия с коврика
Йога для усиления колдовства
Casey Giovinco
Magick From the Mat: Using Yoga to Enhance Your Witchcraft
Перевод с английского Евгении Жарковой
Дизайн обложки и внутреннее оформление Натальи Рыловой
Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика
Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com
Interior art by Mary Ann Zapalac
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© 2021 by Casey Giovinco
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2022.
* * *
Моей старшей сестре, которая всегда поддерживала меня. То, как ты сражалась с раком во время кризиса, вызванного Covid-19, поведало мне многое о честности, изяществе и силе – больше, чем ты можешь себе представить. Я люблю тебя
Отказ от ответственности за медицинские последствия
Пожалуйста, проконсультируйтесь с медицинским работником, прежде чем приступать к любой программе упражнений. Хотя йога подходит всем и приносит потрясающую пользу здоровью, только вы знаете собственные ограничения. Техники и советы, приведенные здесь, не могут заменить собой медицинские рекомендации.
Об авторе
Кейси Джовинко (Северная Каролина) – главный старейшина традиции гала-колдовства, сочетает в своей практике йогу и магию более 20 лет. Имеет сертификат RYT 200 от некоммерческой организации The Yoga Alliance. Преподает йогу, гадает на Таро и работает знахарем в холистическом центре у себя дома.
Предисловие
Подобно большинству американцев, я познакомилась с йогой как с одним из способов поддержания физического здоровья. Для меня это были физические упражнения – в каком-то роде необычный способ растяжки, который хорош, когда не удается выкроить время для командных видов спорта. Йога предлагалась в качестве альтернативы спортзалу в моем (безусловно, необычном) вузе. Она и сейчас популярный способ выполнить требования по физической подготовке во многих колледжах и университетах. В преддверье новогодних праздников, когда люди пишут посты о своих целях относительно здоровья и похудения, йога по-прежнему в центре внимания. Йога преподносится как панацея: она тонизирует тело, обеспечивает физические нагрузки без напряжения или риска травм, придает сексуальность, развивает гибкость и изгоняет стресс из суетливой повседневной жизни. Каждый декабрь мои социальные сети наполняются рекламами местных студий, на которых практически всегда изображены необычайно стройные, безмятежно выглядящие модели – и почти всегда это белокожие блондинки в модных позах. Годами я думала: «Повезло им, с моим телом так не выходит».
Когда в молодости я серьезно занялась колдовством, мне открылась совершенно иная йога. Йога повсеместно распространена среди последователей язычества, нью-эйджа и других магических сообществ, и, хотя основное внимание здесь выходит за рамки физических тренировок, это не помогало мне разобраться в ней. Разве это не индийская традиция? Возможно, даже самостоятельная религия? У меня были друзья, выросшие в лоне церквей, которые не дозволяли своим членам практиковать йогу, потому что считали ее иной, враждебной духовной практикой. И вот я вдруг встречаю язычников, которые включили йогу в медитацию и ритуальные практики, как будто это нечто само собой разумеющееся. Но разве йога не сама по себе? Не присваиваем ли мы нечто выдернутое из контекста?
Как все запутанно! Странное дело – йога одновременно вездесуща и загадочна. Она повсюду – как в мирских, так и в магических кругах, – и все же остается во многом недопонятой.
Я пришла к серьезному переосмыслению практики йоги с точки зрения колдовства лишь тогда, когда забросила сети шире и начала изучать развитие современного колдовства – особенно Викки – через работы западных оккультистов рубежа ХХ века (и более поздних). У йоги глубокая и обширная история в оригинальном индуистском контексте, что сразу же понимает каждый, кто изучает ее. Однако многие не осознают, что она также была широко известна среди оккультистов и магов задолго до того, как стала повальным фитнес-увлечением. Проведя некоторое время в оккультных сообществах, невозможно не познакомиться с идеями и традициями, рожденными в Азии, а затем освоенными новыми религиозными течениями Америки и Европы, особенно теософией. Подобные традиции часто остаются без внимания в популярных книгах, но их влияние на современное колдовство практически любой разновидности, которую только можно назвать, трудно переоценить. Многие понятия, которые мы принимаем как должное в язычестве, нью-эйдже и современных колдовских сообществах: энергетическое целительство и уравновешивание, связь ума и тела в вопросах здоровья, подчеркнутое внимание к манифестации, – дошли до нас не от древних языческих предков, а из современных традиций, к примеру теософии и «нового мышления». Именно их стоит благодарить (а также ругать) за то, что они познакомили многих жителей Запада с йогой. Мы также встречаемся с йогой, когда изучаем церемониальную магию, особенно работы Алистера Кроули, которые оказали сильнейшее влияние на современные оккультные практики. От йоги почти невозможно уйти, какого бы рода магия нас ни привлекала.
В «Магии с коврика» Кейси соединяет эти миры, приглашая читателей в увлекательное историческое путешествие и одновременно в деталях рассматривая то, как современные практики – будь то йоги или колдовства – могут привнести одну традицию в другую, тем самым углубляя обе. Это непростая задача, и он уверенно с ней справляется, отдавая дань богатой истории йоги вне западного контекста и советуя ведьмам, как подойти к практике йоги, уважая ее и одновременно доверяя себе. Если ваша цель – впервые опробовать йогу, Кейси послужит для вас опытным, знающим наставником, что поможет заложить надежный фундамент. Если вы уже укоренены в собственной практике, Кейси научит, как воспользоваться тем, что вы уже делаете, и задать направление, дабы еще более обогатить жизнь посредством колдовства. Необязательно иметь какое-то особое тело или определенный уровень опыта в йоге либо колдовстве, чтобы насладиться изобилием информации и воодушевления в этой книге.
Я пришла к йоге довольно поздно, уже погруженной в ведьмовство. Она помогла мне развить экстрасенсорные способности, выстроить постоянную и осмысленную практику медитации и обрести тот внутренний покой, который зачастую требуется для напряженной ритуальной работы. Помимо всей пользы в плане физического и эмоционального благополучия она позволила углубить понимание пути мага и ведьмы, порой удивительным образом. Теперь ясно, почему многие рекомендовали мне йогу, когда я была моложе, и почему она стала ключевым элементом практики для столь многих ведьм и магов, которыми я всю жизнь восхищалась. На интеллектуальном уровне она также углубила мое понимание развития современного оккультизма и его влияния на колдовство. Если вас интересует, как переплелись Восток и Запад в современной магии, исследование йоги прояснит эти связи и послужит идеальным примером. Если вы более сосредоточены на практической стороне вопроса, в книге рассказывается, с чего начать, с самых разных точек зрения.
Где бы вы ни находились на собственном пути, вам не найти лучшего наставника, чем Кейси Джовинко. Это искусный и уважаемый практик колдовства, а также учитель йоги с многолетним опытом в самом разнообразном контексте. Подход Кейси одновременно предметный и глубокий, он не забывает о всеохватности и осторожности, которые требуются для соединения духовных традиций и их исследования. Жаль, что кто-нибудь вроде него не помог мне в моем собственном знакомстве с йогой, но я благодарна Кейси за то, что могу извлечь пользу из его трудов сейчас. Нам воистину улыбнулась удача.
Торн Муни
Введение
Представьте…
Вам достался в наследство особняк от тетушки Ферн. Невероятно, но по прибытии вы обнаруживаете, что дом полностью обставлен и готов к переезду. Кажется, он будто бы ждал, когда вы вернетесь домой.
Вы решаете побродить вокруг и изучить каждый уголок и закоулок этого прекрасного старого викторианского дома. Терраса, окружающая его, кажется отличным местом, чтобы посидеть там чудесным летним вечером или насладиться полуночной «маргаритой», купаясь в лучах полной луны.
Войдя внутрь, вы обнаруживаете, что тетушка завещала вам подлинное сокровище – старинные вещи и воспоминания. Над входной дверью – подкова, концы которой повернуты вверх, к потолку. В дальнем углу прихожей видна оловянная звезда – пентаграмма! В камине в гостиной висит медный котел, а вокруг очага любовно расставлены наполовину сгоревшие свечи. С кухонного потолка и вовсе свисают сухие травы. Все выглядит так волшебно!
Вы взлетаете по двум лестничным пролетам на чердак, который бесконечно манил вас с самого детства. Закрытые двери всегда разжигали любопытство. Когда вы оказываетесь у той старой деревянной двери, она, к вашему восторгу, открывается перед вами. Вы входите в маленькую комнатку и снова поражаетесь тому, что все вокруг полнится колдовством. Эта комната – как будто из сериала конца 1990-х годов, «Зачарованные».
Посреди комнаты вы видите слабые очертания трех концентрических кругов, нарисованных на досках пола и поблекших от многих лет воздействия солнечного света, что льется через прекрасное витражное окно. Оглядываясь, вы замечаете бесчисленное множество других вещей, которые кажутся полными магии. Старинная соломенная колдовская метла примостилась в углу. Кристаллы, по-видимому, особым образом расставлены на подоконнике, чтобы их омывали солнечные лучи. Позолоченное зеркало с чернильно-черным стеклом висит на стене, а в другом углу примостился потрепанный чемодан. Замки? заржавели, и его трудно открыть, но вы упорны. В чемодане вы видите письмо, адресованное вам и положенное поверх остального содержимого.
В чемодане вы находите пыльную старую книгу. Положив ее на колени, вы листаете выцветшие страницы, пока одна не привлекает внимание. Здесь говорится о магическом ковре, о том, как освятить его и использовать после подготовки. Вы осознаете, что пыльный фолиант на ваших коленях – должно быть, Книга Теней вашей тети. За дверью чердака вы видите скрученный коврик, и сердце начинает биться быстрее. Готовы ли вы поверить, что этот коврик – тот самый, о котором речь идет в книге? Если бы вы могли сесть на него, куда бы он вас унес?
Я такой один или все ведьмы и колдуны мечтают о подобных вещах?
Щедрая тетушка, которая завещает семейный особняк, полный магических предметов, комната, что когда-то считалась недосягаемой, распахивается перед вами, а старый пыльный чемодан на старом пыльном чердаке открывает тайны предков – все это звучит как начало романа Элис Хоффман. Не так ли?
Кажется, ведьмы, будто сороки, собирают самые интересные фрагменты жизни, окружая себя магией. Однако этот талант к приобретательству годится не только для украшения романтических викторианских домов. Ведьмы непревзойденно выхватывают из других метафизических систем блестящие осколки универсальной оккультной истины, таящейся внутри них. На протяжении всей истории колдуньи заимствуют многое из разных источников.
Фактически у ведьм в этом вопросе мало выбора. Учитывая Средние века в Европе и жестокие попытки христианской церкви искоренить своих соперников, ведьмам, и правда словно любопытным сорокам, приходится реконструировать раздробленные магические и духовные практики. Хотя многие аспекты колдовства частично уцелели, бо?льшая часть оригинального материала, окружавшего колдовство, сгорела в кострах инквизиции.
Несмотря на все потерянное в этих неправедных войнах с ведьмами, люди, вышедшие из чулана на публику в XIX и XX веках, не были лишены собственных ресурсов. Обратившись к восточным духовным традициям и практикам, к примеру йоге, чтобы уточнить то, что осталось от западного оккультизма, ведьмы (и другие оккультисты) смогли восстановить кое-что из того, что было утрачено на Западе, с помощью непрерывного накопления мудрости с Востока.
Хотя некоторым людям, читающим эту книгу, понятие об объединении колдовства и йоги может показаться революционным, правда в том, что эти дисциплины переплетены уже больше века. Еще в 1875 году теософы обратились за вдохновением к буддизму и йоге[1 - Debra Diamond, ed., Yoga: The Art of Transformation (Washington, DC: Smithsonian Books, 2013), 97.]. В начале ХХ века Алистер Кроули соединил классические западные элементы с практикой йоги. В своих «Восьми лекциях по йоге» Кроули писал: «… огонь символизирует йога, а вода – объект его медитации»[2 - Aleister Crowley, Eight Lectures on Yoga (Las Vegas: New Falcon Publications, 1992), 48.]. Текучая природа медитации, возможно, стала причиной того, почему порой новым ученикам так сложно повысить результативность собственной практики. Вспомните старую метафору: мы словно пытаемся удержать воду в ладонях. Упорно пытаясь ухватить воду, вы упустите ее, и она расплещется. Однако если сложить ладонь и быть неподвижным, можно сохранить небольшой объем воды. Медитация, как и попытки ухватить воду, поначалу может оказаться удручающим упражнением. Сравнение Кроули кажется уместным.
Медитация – не единственное, что западные оккультисты позаимствовали у практики йоги. Даже сами чакры изначально не были частью какой бы то ни было западной практики. Эти яркие воронки энергии пришли напрямую из йогической традиции. Хотя в Упанишадах о них говорится как о психических центрах и они играют значительную роль в тантре, впервые чакры упоминаются в Ведах. В Ригведе о чакрах напрямую пишут по крайней мере двадцать девять раз[3 - “Chakras within the Vedas: Stopping Scholarly Distortion of Vedic Texts,” Hindu Human Rights Worldwide, July 13, 2020, https://www.hinduhumanrights.info/chakras-within-the-vedas-stopping-scholarly-distortion-of-vedic-teachings/.]. Они были добавлены в ведьмовские представления об энергетической анатомии как замена доселе неизвестного утраченного фрагмента информации, украденного у ведьм христианством за последние две тысячи лет. Ведьмы могут почерпнуть столько мудрости, просто практикуя йогу наряду с колдовством.
История йоги
Согласно Марку Стивенсу и его книге «Обучение йоге», «все, что мы знаем об истоках и развитии йоги, дошло до нас из самых разных источников, включая древние тексты, устную передачу в определенных йогических или духовных линиях, иконографию, танцы и песни… Самые ранние из известных записей о йоге обнаруживаются в древних индуистских духовных текстах, известных как Веды»[4 - Mark Stephens, Teaching Yoga: Essential Foundations and Techniques (Berkeley, CA: North Atlantic Books, 2010), 1–2.].
Некоторые исследователи оценивают их возраст примерно в 2500–3000 лет. Хотя зачастую их считают изначальным письменным источником по йоге, в Ведах главным образом обсуждается медитация посредством практики мантр. Та практика, которую мы понимаем под йогой, не получила подробных объяснений до Упанишад, записанных в первом тысячелетии нашей эры. Бхагавадгита, самая известная из Упанишад, помогает читателю найти внутренний покой и блаженство, соединившись с Божественным.
Именно в Упанишадах была зафиксирована индуистская религиозная философия, которая оказала большое влияние на йогу. В этих поздних текстах мы находим понятия универсального духа, брахмана, и отдельной индивидуальной души, атмана, раскрытые во всей глубине. Также в Упанишадах говорится о тонкой телесной анатомии и энергии жизненной силы, пране, которая пронизывает все сущее. Учитывая, как надежно этот материал укоренился в современном колдовстве почти дословно, не будет большим преувеличением сказать, что эти тексты должны быть столь же сакральны для современных ведьм, сколь и для индуизма.
Насколько бы фундаментальными для понимания метафизической мудрости йоги ни были Веды и Упанишады, многие современные учителя и ученики йоги никогда не читали их. Чего не скажешь о Йога-сутрах Патанджали. Йога-сутры – или просто сутры, как их иногда называют, – почти повсеместно распространены в современном сообществе западных йогов. Эти сутры – 196 кратких, но ярких афоризмов, которые были записаны где-то между 500 и 400 годами до н. э. Некоторые из Упанишад были записаны после того, как появились труды Патанджали, и его работа, несомненно, повлияла на них. В своем тексте Патанджали спрашивает: «Что такое йога?» Ответ одновременно изящен и мощен. Знаменитый мудрец говорит, как практика йоги может успокоить ум и открыть природу подлинного «Я» через блаженное состояние самадхи.
Еще одно мировое древо
Йогу часто сравнивают с деревом. Будучи практиком колдовства, я всегда ценил эту метафору, поскольку она лучше, чем что бы то ни было, объединяет два разных пути в изящное целое. Мировое древо часто ассоциируют с разными ветвями колдовства, и у многих ведьм есть практики, включающие магические соглашения с деревьями.
Считается, что у йоги есть корни, ствол, ветви, цветы и плоды, как и у дерева. В комментарии к Йога-сутрам Патанджали Б. К. С. Айенгар раскрывает этот прекрасный образ. Он говорит о том, что восемь ветвей йоги можно рассматривать как дерево[5 - B. K. S. Iyengar, Light on the Yoga Sutras of Patanjali (United Kingdom: HarperCollins UK, 2002).]. Вот его метафора в перефразированном виде.
1. Яма, или нравственное поведение, подобна корням древа.
2. Нияма, или личные принципы, функционирует как ствол, обеспечивающий стабильность и структуру в практике йоги.
3. Асаны, или физические позы, – это ветви, которые движутся и подчиняются ветру.
4. Пратьяхара, или внутреннее сосредоточение, – кора, которая обеспечивает границу между внутренними слоями дерева и внешними элементами.
5. Дхарана, или сфокусированное внутреннее сосредоточение, символизируется древесным соком.
6. Пранаяма, или дыхание, символизируется листьями дерева.
7. Дхьяна, или объединение тела, дыхания и ума, рассматривается как цветок целостного сознания.
8. Самадхи, или чистое блаженство, символизируется плодом.
Чтобы добавить в эту прекрасную метафору колдовство и соединить два пути уникальным образом, в котором отдается должное индивидуальной красоте каждого, ведьмам, которые хотят добавить йогу в свои магические практики, стоит поразмышлять о колдовстве как об изначальной душе, что питает корни этого чудесного древа. Хотя эта ассоциация может показаться несколько странной, ведь я только что говорил о том, как современное колдовство углубляется йогической мудростью, она не должна обманывать читателя.
История колдовства как архетипического понятия не менее древняя, чем йога. Стоунхендж, священное место для многих современных ведьм в силу его возможной связи с друидами и роли, которую оно, вероятно, сыграло как священное пространство в исторических языческих духовных практиках, относится к тому же периоду, в который были записаны Веды. Его построили примерно за 3000 лет до н. э. Также есть остатки алтарей, приспособлений и наскальные изображения, которые позволяют уверенно предположить, что некоторые практики, которые можно назвать колдовством, существовали в истории еще за 50 000 лет до н. э.
Как использовать эту книгу
Как предполагает название книги, йога может служить для усиления колдовства, но и колдовство также может стать подкреплением для практики йоги. Как бы верны ни были эти утверждения, книга не предназначена для соединения двух разных путей в нечто новое, для создания «йога-ведьмовства» или чего-то подобного. Так мы бы только выказали неуважение к целостности обеих систем, которые самодостаточны и прекрасны сами по себе.
Скорее, здесь мы стремимся объяснить универсальные оккультные истины, сравнивая сходства между двумя разными традициями. Йога и колдовство больше похожи на родственные, взаимодополняющие традиции, которые способны укрепить друг друга. Добавив колдовство в йогу, йоги смогут быстрее продвинуться по своему пути. Добавив йогу в колдовство, ведьмы разовьют свои экстрасенсорные способности более полно, что в конечном счете углубит их духовный опыт в Ремесле.
Обратившись к страницам этой книги, попробуйте читать каждую главу полностью, прежде чем выполнять упражнения, содержащиеся в ней. Так вы поймете полный спектр связей между йогой и колдовством и сможете лучше применять полученное знание в упражнениях. Так вы будете продвигаться намного быстрее и сможете приспособить материал книги к собственной, личной магической практике. Будьте благословенны и намасте.
Глава 1
Восток встречает Запад
Большинство современных западных людей считает йогу исключительно физической тренировкой. Но это не так. Как показывает древесная метафора Айенгара, асаны – лишь небольшая часть всеобъемлющей традиции йоги. Оккультные аспекты этой древней духовной практики затмевают ее физическое воздействие.
Пользу йоги для ведьм-одиночек трудно переоценить. По сути, йога обеспечивает одинокому практику ту же глубину и широту психической подготовки, что до самых недавних пор была доступна почти исключительно посвятительному колдовству в рамках ковена. Ведьмы в ковене, в так называемой посвятительной традиции, могут учиться на успехах и неудачах тех ведьм, которые предшествовали им в линии передачи. Они могут отследить свое продвижение по Пути Мудрых (еще одно название колдовства) и развить психический потенциал гораздо быстрее и легче в силу посвятительной связи. К несчастью, ведьмы-одиночки редко пользуются подобными преимуществами.
Мне ли не знать! Сам я практиковал колдовство и в одиночестве, и в рамках ковена на разных этапах своей жизни, и йога была для меня огромным благом в обе фазы моего собственного магического развития. В молодости я проводил бо?льшую часть времени в магазинах, листая книги по колдовству и оккультизму и пытаясь понять, какую взять домой. Обычно я принимал решение на основе бесчисленных часов размышлений, сравнивая личность автора с полезностью чар или ритуалов, которые описывались в этих чудесных книгах.
К сожалению, когда изначальное возбуждение от новой покупки стихало, я разочаровывался в своем выборе. Хотя я ревностно следовал указаниям в этих книгах, мне всегда казалось, что мои чары совсем не работают. Я укорял себя. Я считал, что это непременно моя вина. Конечно, автор не был в этом виноват. В конце концов, он был достаточно успешен в колдовстве, чтобы заключить контракт на издание книги. Это что-то да значило.
Затем однажды, во время занятий йогой, я натолкнулся на решение своей магической проблемы. Прилежно следуя наставлениям в книгах, я недостаточно концентрировался на своей цели, когда доходило до колдовства. Это откровение пришло ко мне совершенно случайно. К концу занятия, во время практики шавасаны (или позы трупа), я лежал на коврике для йоги, закрыв глаза в медитативном состоянии. Мой ум переключился на мысли о ритуале из одной из книг, который я хотел провести позже тем же вечером.
Всю шавасану я визуализировал, каково это будет – воплотить чары в жизнь. Я представил свою жизнь после успешного их применения. Я сосредоточился на желаемом результате так, как будто он уже появился, и поддерживал концентрацию, исключив все остальное. По сути, я так глубоко погрузился в свои мысли во время той шавасаны, что оставался в состоянии транса еще долго после окончания занятия. Учителю пришлось вежливо выпроводить меня после того, как остальные уже собрались, чтобы в студию смогла попасть следующая группа.
К моему удивлению, чары сработали. Я получил в точности то, чего хотел, что визуализировал, лежа в шавасане. Когда я думаю об этом теперь, то не удивляюсь. Такой глубокий уровень сосредоточения – суть любой успешной магии. Однако тогда это случайное открытие потрясло меня до глубины души. После такого успеха я начинал личную практику йоги перед каждыми чарами или ритуалом, и, к моему восторгу, теперь магия чаще срабатывала, чем нет.
Только когда я присоединился к ковену, где меня формально посвятили в колдовство, я узнал причину, по которой добавление йоги к практике колдовства привело меня к успеху. В процессе подготовки к посвящению мой учитель уделял много времени важности сосредоточения и визуализации. К тому моменту я был преданным учеником йоги и сразу же распознал сходство между медитативными упражнениями, которые он давал мне, и моими собственными переживаниями от практики шавасаны.
Вообразите мое удивление, когда я обнаружил, что я такой не один. Осознание того, что йога, по сути, повлияла на всю традицию колдовства, шокировало меня.
Соединение йоги и колдовства
Хотя добавление йоги в практику колдовства может показаться новомодным понятием, это не так. Согласно Курту Леланду, современному теософу, период между 1880 и 1890 годами отмечается резким и органичным ростом уникальной интерпретации чакр. Эволюция западной системы чакр началась с работ Елены Блаватской в 1880 году и полностью обрела материальное воплощение с появлением Ширли Маклейн в шоу «Сегодня вечером»[6 - Kurt Leland, “The Rainbow Body: How the Western Chakra System Came to Be,” Quest, Spring 2017, 25–29.].
Западные оккультисты использовали йогу для усиления западных традиций оккультизма и мистицизма, включая колдовство, более столетия. Такие вещи, как чакры, бо?льшая часть нашего понимания оккультной анатомии и даже ярлык «нью-эйдж», который ряд современных людей, работающих с энергией, применяют к своим магическим и духовным практикам, – все это появилось в колдовстве через теософские исследования йоги и индуистских текстов.
Порой теософы резко уходили в сторону в своих интерпретациях. В других случаях они очень точно придерживались материала изначального источника. Были ли эти отклонения необходимы для обучения западных умов или подобные изменения стоит рассматривать как культурное недопонимание, остается предметом жарких споров. С одной стороны, теософские интерпретации йогической философии вызывают замешательство. С другой стороны, многие жители Запада должны благодарить теософов за массовое духовное пробуждение в ХХ веке, которое стало результатом их трудов[7 - “New Age movement: religious movement,” Encyclopedia Britannica, accessed July 13, 2020, https://www.britannica.com/topic/New-Age-movement.].
Если обратиться к одной только системе чакр, большинство из того, что европейцы знают о чакрах и любят в них, напрямую восходят к теософии. Цветовые соответствия, связи с элементами и даже с нервной системой, которую большинство людей ассоциирует с чакрами, – все эти добавления никогда не были частью традиционной индуистской теологии.
Даем определение йоги
Из Ригведы мы узнаем, что йога может означать «соединение» или «создание» чего-то[8 - Stephens, Teaching Yoga, 2.]. Однако на самом деле у этого слова много значений. Согласно «Журналу йоги», «санскритское слово „йога“ имеет несколько переводов, и его можно истолковывать по-разному. Оно происходит от корня „йуг“ и первоначально означало „запрягать“, присоединять лошадь к повозке. Еще одним определением было „применять что-то активно и целенаправленно“. Другие переводы – „надевать ярмо, присоединять или сосредоточивать“»[9 - “A Beginner’s Guide to the History of Yoga,” Yoga Journal, accessed May 13, 2020, https://www.yogajournal.com/yoga-101/the-roots-of-yoga.]. Когда слово «йога» переводится как «запрягать» или «присоединять», переводчик ставит на первый план науку соединения человеческого духа с Божеством или помощь человеку в воссоединении с подлинным «Я». Именно этот смысл оказался самым популярным у западных переводчиков.
Однако другие, менее распространенные переводы нельзя игнорировать полностью, поскольку они многое говорят об оккультной и эзотерической мудрости, неотделимой от практики йоги. К примеру, признавая сущностный элемент сосредоточения, как это сделал автор «Журнала йоги», мы приходим к более глубокому пониманию процесса единения. Автор «Журнала йоги» берет этот перевод из комментария Вьясы на Йога-сутры Патанджали. В этом комментарии Вьяса говорит: «Йога – это самадхи совершенного сосредоточения»[10 - “Vyasa comments on Yoga: Section 1 (aphorisms 1-13),” Sanskrit & Trika Shaivism, accessed May 13, 2020, https://www.sanskrit-trikashaivism.com/en/vyasa-comments-on-patanjali-yoga-sutras-I-1-13/632#VyaasaI1.]. Именно этот, менее распространенный перевод слова «йога» более всего соответствует колдовскому пути, поскольку указывает на то, что йога, как и колдовство, экстатична по своей природе.
Йога и экстрасенсорные способности
Прежде чем мы обсудим, какую пользу йога может принести в психическом и магическом развитии ведьмы, нам стоит поговорить о моментах разногласий между двумя традициями. Для многих людей, практикующих йогу, сознательное стремление к психическому развитию – легкомысленное отвлечение. Некоторые практики очень враждебно настроены к этой теме.
Помню одно особенно жаркое обсуждение экстрасенсорных способностей во время тренинга для учителей йоги, который я проходил несколько лет назад. Инструктор затронул тему сиддх (этим словом в философии йоги обозначаются экстрасенсорные способности), и можно было почти зримо наблюдать, как воздвигаются линии обороны. Когда инструктор привел традиционную точку зрения, которую поддерживает большинство практиков йоги на Западе, одна женщина заявила, что категорически не согласна. Она очень открыто говорила о собственных экстрасенсорных способностях, и ей не пришлось по вкусу, когда ей сказали, что ее дарования – отвлечения от духовного просветления. Честно говоря, я не мог винить ее за это. Некоторые ученики на занятии очень жестоко отреагировали на ее слова. Хотя наставник и пытался восстановить порядок, в тот день ему все же пришлось свернуть беседу и распустить учеников. Я видел, как подобное происходит и в онлайн-группах, когда кто-то спрашивает о сиддхах или духовных силах в целом.
Это отторжение берет начало от длинной линии мудрецов, которые говорили о йоге, но на Западе большинство людей узнает о философии йоги касательно экстрасенсорных способностей из Йога-сутр Патанджали. Для Патанджали Вселенная дуальна. Она составлена из Духа и материи. Посвятив некоторое время детальному описанию двойственной природы Вселенной, Патанджали предостерегает читателя от целенаправленных попыток развивать экстрасенсорные способности.
Для Патанджали сосредоточение – мистический опыт, означающий единство практикующего с Духом. Все иное, помимо этой конечной цели, рассматривается как отвлечение. В афоризме III, 38 Патанджали утверждает: «Эти дары – препятствия для погружения в Дух, но они видятся как достижение совершенства мирскому уму»[11 - Mukunda Stiles, ed., Yoga Sutras of Patanjali (San Francisco: Weiser Books, 2002), 41 (III, 38).]. Дары, о которых говорит здесь Патанджали, – психические силы ума, которые склонны развиваться естественным образом из состояния транса.
Магия и мистицизм
Поначалу мне было очень трудно примирить Йога-сутры Патанджали и его предполагаемую философию враждебности к психическим силам. Мои духовные убеждения и личный опыт, казалось, противоречили этой мудрости. Мое собственное духовное пробуждение как мага было трансцендентным, и я в значительной мере приписывал эту трансцендентность сильному сосредоточению на психическом развитии. Так я чувствовал себя ближе к Богу и Богине, это давало мне связь с Духом, которая совершенно отсутствовала до этих пор.
Только спустя годы я смог разрешить это когнитивное несоответствие внутри себя. Изучая сутры и узнавая больше о процессе просветления в индуистской теологии, я смог точнее увидеть тонкие различия, которые проводил Патанджали. На самом деле он не выступал против экстрасенсорики. По его собственному признанию, экстрасенсорные способности – естественный потенциальный результат регулярной практики йоги. Подтверждением тому служит описание Патанджали трех трансформаций ума и экстрасенсорных способностей, которые развиваются в результате этого.
Все эти три ментальные трансформации или сдвиги коренятся в гармоничной интеграции сосредоточения, медитации и погружения в Дух. Патанджали называет такое гармоничное объединение самьямой[12 - Stiles, Yoga Sutras, 32 (III, 4).]. В колдовстве тот же самый процесс часто называют экстазом. Во время первого изменения ума внимание обращается вовнутрь[13 - Stiles, Yoga Sutras, 33 (III, 9).]. В ходе второго изменения все отвлечения исчезают, и случается однонаправленное сосредоточение[14 - Stiles, Yoga Sutras, 33 (III, 11).]. Наконец, поток мыслей полностью прекращается в уме в процессе третьей трансформации[15 - Stiles, Yoga Sutras, 34 (III, 12).]. Когда этот окончательный сдвиг происходит, экстрасенсорные способности начинают развиваться естественным образом[16 - Stiles, Yoga Sutras, 35 (III, 16).].
Патанджали не отрицал экстрасенсорные способности – он просто выступал против активного стремления к их развитию. Если снова обратиться к афоризму III, 38, Патанджали просто говорит, что это «препятствия» или отвлечения от конечной цели, «погружения в Дух». По сути, именно раздвоенность сознания между «Я» и умом находится в центре критики мудрецом психического развития, поскольку психическое развитие укрепляет ум и приковывает «Я» или Дух к материальному миру.
Однако, обсуждая развитие экстрасенсорных способностей, важно осознавать, что Патанджали имел в виду не просто прорицание или другие магические силы. Он предостерегает против сознательной ассоциации со всеми теми аспектами, которые называет «мирским умом» в афоризме III, 38. Сюда входят те вещи, которые многие из учеников, атаковавших мою одногруппницу на том учительском тренинге по йоге, оценили бы как необходимые для нормального повседневного взаимодействия между людьми.
Согласно данной философии, любая способность ума взаимодействовать с внешним миром подозрительна. Сюда включаются рассудок, логика, чувство, внешнее восприятие, эмпатия или любая другая способность, которую в наши дни может исследовать наука. Патанджали говорит: «Светоносный ум и запредельное „Я“ – абсолютно разные вещи. Ум направляет осознанность на достижение чувственных переживаний. „Я“ существует ради самого себя и остается отдельным. Без распознавания различий происходит мирской опыт»[17 - Stiles, Yoga Sutras, 40 (III, 36).].
Патанджали наносит удар в эту точку уже в самом начале своих Сутр. В первой главе он рассказывает, что «во все остальные времена „Я“ принимает форму мыслительных колебаний, и подлинное „Я“ утрачивается»[18 - Stiles, Yoga Sutras, 2–3 (I, 4).]. Иногда «Я» окутывает себя мыслями светоносного ума и утрачивает ви?дение того факта, что оно на самом деле – субъект, переживающий эти мысли. Если хотите, чтобы я привел пример из реального мира, посмотрите на вжившихся в роль актеров, которые стараются вернуться к собственной личности после особенно напряженных ролей, и вы поймете точку зрения Патанджали.
Также он отмечает, что препятствия к распознаванию запредельного «Я» – качества, которые мы обычно ассоциируем с ментальным пейзажем человеческого сознания. Такие вещи, как «правильное восприятие, неверные представления, воображение, сон и память», рассматриваются в качестве препятствий при попытке соединиться с тем, кто ты на самом деле есть[19 - Stiles, Yoga Sutras, 3 (I, 6).]. Патанджали говорит, что «йога переживается тем умом, который перестал отождествлять себя с колеблющимися волнами восприятия»[20 - Stiles, Yoga Sutras, 2 (I, 2).].
Однако ведьма придерживается более прагматичной точки зрения. Если практик йоги изображает ум как еще один слой материи, который нужно преодолеть на пути к просветлению, для ведьмы, которая относится к колдовству как к духовному пути, материальная природа ума является еще одним инструментом, необходимым в поисках объединения с Божеством. Духовная ведьма признает, что для существования «мирских умов» есть важная метафизическая причина. Это кармические уроки, полученные в ходе реинкарнации, которые просто нельзя было бы усвоить без этих умов.
Основополагающая идея многих ветвей колдовства заключается в том, что практик магии одной ногой стоит в измерении живых, а другой ногой – в измерении Духа. Эта философия подчеркивает, что ведьма находится по обе стороны изгороди и искусно ориентируется как в мирском, так и в духовном мире[21 - Arin Murphy-Hiscock, The Way of the Hedge Witch (Massachusetts: Provenance Press, 2009), vii – viii.], учась быть полностью функциональным членом общества и одновременно духовным адептом. Поддерживая это равновесие, ведьма жизнь за жизнью продвигается по пути реинкарнации к долгожданному и заслуженному просветлению.
Следовательно, если относиться к колдовству как к религии, это всегда духовность в миру. В конце концов, именно это люди частично имеют в виду, говоря о том, что колдовство – природная религия. Ведьмы приветствуют природный мир и обретают мудрость в этом взаимодействии. Таким образом, практика колдовства, будучи довольно прагматичным подходом к духовности, побуждает и готовит ведьм к удовлетворению базовых материальных потребностей, прежде чем они приступят к более эзотерическим элементам Ремесла. Следовательно, с ведьмовской точки зрения понятно, почему люди смотрят пренебрежительно на тех, кто проводит бесчисленные часы в самокопаниях, если медитирующим также приходится платить аренду, зарабатывать на пропитание для своей семьи или удовлетворять иные жизненные потребности.
Каков ответ ведьмы?
Развивайте психические силы ума и используйте их эффективно, чтобы совершать чары или проводить магические ритуалы и добиваться чего-то в этом мире. Психические силы ума – необходимое условие успеха в подобных предприятиях. Однако после того, как она обретет комфорт и успех, мудрая ведьма обращается к Великому Деланию, отождествлению с подлинным «Я», высшим «Я» – с тем, что Патанджали называет запредельным «Я», – как поступает и йог.
Философские подходы йоги и колдовства не так уж сильно отличаются в вопросе экстрасенсорных способностей. Патанджали практически повторяет философию ведьм, говоря: «Живя в изобилии потока творческих сил природы, можно подвергнуться преображению и возвыситься над тем ви?дением, которого вы достигли в предыдущих жизнях»[22 - Stiles, Yoga Sutras, 47 (IV, 2).]. Ведьма просто рассматривает материальную природу ума как естественный источник, к которому до?лжно подключаться с мудростью, чтобы достичь воссоединения с Духом, что отстаивает и Патанджали. Франц Бардон, вероятно, выразил это лучше всего в своем предисловии к книге «Посвящение в герметизм»: «Между магией и мистицизмом нет различий»[23 - Franz Bardon, Initiation Into Hermetics (Salt Lake City, UT: Merkur Publishing, Inc.: 2001), 17.], и духовная ведьма всецело с этим согласится.
Три изменения ума
Если вам хочется лично убедиться в ментальных переменах, описанных Патанджали в Йога-сутрах, расположитесь удобно на полу или на стуле с прямой спинкой. Если вы сидите на полу и вам удобно в такой позе, скрестите ноги в стандартной позе для медитации. В йоге ее называют позой лотоса. Если сидите на стуле с прямой спинкой, поставьте ноги ровно на пол и положите ладони на бедра. Ниже последовательность описана в виде простых шагов, которые легко повторить.
1. Вначале важно просто понаблюдать за своими мыслями. Следите за ними. Различите модель. Познакомьтесь близко с собственными мыслительными процессами, вместо того чтобы принимать их как должное. Воздержитесь от осуждения своих мыслей. Просто созерцайте их. Позвольте уму блуждать. Следите за отвлечением, будучи бесстрастным наблюдателем. Когда достигнете успеха в этом предприятии на заранее определенное время, добавьте к следующей сессии практики одну минуту. Выполняйте это до тех пор, пока не достигнете непрерывного сосредоточения и фокусировки мыслей в течение 10 минут.
2. После того как вам удастся сосредоточить внимание на простом наблюдении за мыслями, измените стратегию и начните контролировать их. Во время этой фазы вашей практики медитации попробуйте сосредоточить ум на одной мысли. В целях простоты начните с созерцания одного фрукта. Возьмите яблоко, апельсин или лимон (все, что вас привлекает). Изучите фрукт с открытыми глазами. Затем начните практику медитации, закрыв глаза и воссоздав фрукт мысленным оком. Удерживайте свои мысли исключительно на этом предмете. Твердо отказывайтесь позволять другим мыслям вмешиваться в вашу медитацию. Когда достигнете успеха в данном предприятии на заранее определенное время, добавьте к следующей сессии практики одну минуту. Делайте это до тех пор, пока не добьетесь фокусировки и сосредоточения мысли на 10 минут непрерывно.
3. Когда освоите это упражнение, снова начните с пяти минут, но на сей раз полностью опустошите свой ум. Не думайте абсолютно ни о чем: просто присутствуйте в мгновении. Позвольте себе плыть в состоянии блаженства и довольства без случайных мыслей, чувств или импульсов, влияющих на ваше ментальное, эмоциональное или физическое состояние. Поддерживайте такое равновесие в течение пяти минут. Затем, когда добьетесь успеха в пустоте ума на определенное время, увеличьте следующую сессию практики на минуту. Повторяйте процесс до тех пор, пока снова не дойдете до 10 минут.
Весь процесс должен занять у вас примерно месяц.
Герметический подход
Философию йоги и колдовства отличает только вопрос точки зрения, а не веры. Как и при любом конфликте, разрешение этого видимого противоречия заключается в прояснении понятия истины, относительно которого идут споры. Из «Кибалиона» мы узнаем, что природа Вселенной окружена парадоксом. Если рассматривать ее с абсолютной точки зрения, Вселенная – просто ментальное порождение Духа, плод божественного воображения или иллюзия. Именно такая позиция излагается в текстах по йоге. Но с относительной точки зрения Вселенная предстает весьма реальной. Это означает, что Вселенная в любой момент времени – и иллюзия, и фактическая данность. Все зависит только от того, как кто-то смотрит на нее в данное мгновение.
С абсолютной точки зрения реально только вечное и неизменное. При таком подходе единственное, что подходит под определение вечного и неизменного, – Дух или Божество. Все остальное – иллюзия. Для описания этой теории часто используется идея о сновидце и сне.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=67476000) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Debra Diamond, ed., Yoga: The Art of Transformation (Washington, DC: Smithsonian Books, 2013), 97.
2
Aleister Crowley, Eight Lectures on Yoga (Las Vegas: New Falcon Publications, 1992), 48.
3
“Chakras within the Vedas: Stopping Scholarly Distortion of Vedic Texts,” Hindu Human Rights Worldwide, July 13, 2020, https://www.hinduhumanrights.info/chakras-within-the-vedas-stopping-scholarly-distortion-of-vedic-teachings/.
4
Mark Stephens, Teaching Yoga: Essential Foundations and Techniques (Berkeley, CA: North Atlantic Books, 2010), 1–2.
5
B. K. S. Iyengar, Light on the Yoga Sutras of Patanjali (United Kingdom: HarperCollins UK, 2002).
6
Kurt Leland, “The Rainbow Body: How the Western Chakra System Came to Be,” Quest, Spring 2017, 25–29.
7
“New Age movement: religious movement,” Encyclopedia Britannica, accessed July 13, 2020, https://www.britannica.com/topic/New-Age-movement.
8
Stephens, Teaching Yoga, 2.
9
“A Beginner’s Guide to the History of Yoga,” Yoga Journal, accessed May 13, 2020, https://www.yogajournal.com/yoga-101/the-roots-of-yoga.
10
“Vyasa comments on Yoga: Section 1 (aphorisms 1-13),” Sanskrit & Trika Shaivism, accessed May 13, 2020, https://www.sanskrit-trikashaivism.com/en/vyasa-comments-on-patanjali-yoga-sutras-I-1-13/632#VyaasaI1.
11
Mukunda Stiles, ed., Yoga Sutras of Patanjali (San Francisco: Weiser Books, 2002), 41 (III, 38).
12
Stiles, Yoga Sutras, 32 (III, 4).
13
Stiles, Yoga Sutras, 33 (III, 9).
14
Stiles, Yoga Sutras, 33 (III, 11).
15
Stiles, Yoga Sutras, 34 (III, 12).
16
Stiles, Yoga Sutras, 35 (III, 16).
17
Stiles, Yoga Sutras, 40 (III, 36).
18
Stiles, Yoga Sutras, 2–3 (I, 4).
19
Stiles, Yoga Sutras, 3 (I, 6).
20
Stiles, Yoga Sutras, 2 (I, 2).
21
Arin Murphy-Hiscock, The Way of the Hedge Witch (Massachusetts: Provenance Press, 2009), vii – viii.
22
Stiles, Yoga Sutras, 47 (IV, 2).
23
Franz Bardon, Initiation Into Hermetics (Salt Lake City, UT: Merkur Publishing, Inc.: 2001), 17.