Жизнь в дотелефонную эру 2

Жизнь в дотелефонную эру 2
Андрей Константинов
Билеты как деньги.
Если они у вас есть, то хорошо. Ну, а если нету, то тут уж ничего не поделаешь..
В общем-то все человечество можно разделить на две категории: у кого есть билеты и, как это ни грустно, на безбилетников.
Я около 20 лет занимался тем, чтобы каждый, кто хочет получить билет, мог это сделать. Построил с нуля одну из первых он-лайн систем по продаже билетов и теперь они доступны всем, везде и на все, что только возможно. Сейчас никто этого и не заметит, а ведь было совсем не так.
О том, как было и как стало, как преобразился билетный мир нами и для нас и рассказывает эта небольшая книжка.

Андрей Константинов
Жизнь в дотелефонную эру 2



Почему именно билеты? Глава 1
Если браки заключаются на небесах, то стартапы одобряются где-то там же, в соседнем учреждении.
В отличие от ЗАГСа, из канцелярии бога, к сожалению, не приходит подтверждений и мы не знаем, благословлен ли ваш брак на небесах, также как и не знаем, утвержден ли стартап.
А что, если нет? И вместо предполагаемого безбрежного счастья будет наоборот?
До сих пор совершенно непонятно, что двигало братьями Райт, упрямо пытавшимися полететь на какой-то конструкции из расчалок и веревочек, которая стала впоследствии первым самолетом. А она полетела! А могла и нет…
Так полетит? Или развалится на бечевочки и фанерочки? И ты вместе с ними…
Вероятно так думает каждый, кто начинает хоть что-то.
Также думал и я, начиная билетный проект в 2000-х годах.
Почему именно билетный, а не скажем, проект по выпуску балетных пачек? Пачки – не предмет массового пользования. А вот билеты… Это совсем другое дело!
Человек, причастный к билетам в то время, был овеян неким ореолом тайны и особости. Он может ДОСТАТЬ! Билет! На премъеру, например… А вы нет!
Так происходило с престижными билетами. С билетами для масс все было иначе.
По городу носились так называемые "бегунки", сейчас они называются маркетинговыми специалистами. В портфелях бегунков лежали афишки событий и так называемые "билетные книжки". В совсем старые времена книжки выглядели примерно так.


Бегунок предлагал клиентам поход в театр или в музей. И, если покупатели хотели, продавал им вот такие билетики. При этом все эти книжки были так называемыми документами строгой отчетности. То есть, в книжке оставался отрывной талон, который потом пересчитывался и предъявлялся, скажем, бухгалтеру. Он же принимал наличные, из которых выплачивались комиссионные бегунку.
Причем "бегунок" как правило был одновременно и генератором классных идей – например, почему бы не совершить кульмассовый поход всем коллективом? Причем председатель местного профсоюза с женой идут бесплатно?
Мне как-то довелось писать о том, что в одном из Казахских городов в связи с недостатком зрителей на местном футболе женскую фабрику, выпускавшую ивантеевские трусы и лифчики обязали ходить на стадион и кричать гол!!! Так работала тогда билетная система – нравится, не нравится, а покричать придется!
Билеты и книжки печатались в серъезных типографиях, задолго до события. А потом выдавались заказчику под расписку.
Клиент шел на концерт, там у билета отрывался контрольный талон. Контрольные талоны по итогам события пересчитывались. То есть, распространением, учетом и контролем билетов занималось огромное количество людей.
О других аспектах билетного бизнеса тогда и теперь я расскажу позже. А пока – так что же мы хотим поменять? Ответ: ВСЕ!!!
А именно: система должна быть многоязыковой, мультивалютной, в ней должен быть очень широкий выбор, билеты должны быть доступны в любом месте! Мечтать так мечтать!
Для реализации проекта необходима команда. И она состоялась – я позвал в нее Гарта Селфа, американца, нашего бывшего финансового директора в телекоммуникационном проекте. Он проникся огромной симпатией к России, купил себе мощный мотоцикл Урал и гонял на нем по Москве. Фантастический человек!
Гарт является гражданином США и имеет степень по экономике Университета Брауна и степень магистра делового администрирования Колумбийского университета. Сейчас Гарт является членом совета директоров компании «Русске башни».
Команда менеджеров «Русские Башни» имеет значительный опыт работы в башенной отрасли, развернув или управляя более чем 15 000 башен, а также создав или управляя независимыми компаниями по эксплуатации башен в четырех странах.
Так вот, именно Гарт придумал название Тикетстрим. По английски TICKETSTREAM.
Осталась мелочь – написать систему.
Нашлась компания, называвшаяся Игл Дайнемикс Eagle Dynamics – Динамические Орлы – которая писала программы так называемых летных симуляторов. То есть человек, севший за руль симулятора, оказывался за штурвалом настоящего боевого самолета. Игорь Тишин, директор и создатель компании даже приглашал профессиональных летчиков, чтобы создать настоящий электронный прототип самолета.


Сам продукт вкладывался в коробку, на которой был нарисован истребитель. Сбоку было написано Made in USA.
USA располагалась в Химках, в Подмосковье, в одном из бывших советских офисов.
По-хорошему, эта организация не имела даже отдаленно никакого отношения к разработке билетного софта.
Я тоже.
Поэтому компанию можно было считать вполне работоспособной и готовой к великим делам, а они непременно будут именно великими! Мы в это верили.

Начнем с Буратино. Глава 2
Игорь создал рабочую группу, состоявшую из пары человек, одним из которых был Евгений Кузин. Женя начал программировать в детстве, на компьютере Микроша. В Eagle Dynamics (Динамические орлы) Евгений был как бы динамическим орленком.
Второй программист был известен тем, что у него были старенькие Жигули и он туда встроил огромные динамики. Когда он включал музыку, машина начинала подпрыгивать. Он балдел и подпрыгивал вместе с Жигулями…
В качестве операционной системы был выбран Оракл, сложнейшая система. Игорь сказал мне, что именно Оракл используют Виза, Мастер кард и другие. Миллионы трансакций в секунду!
– Вы же будете как Виза? – спросил он.
– Понятно, будем, – сказал я. А что мне оставалось?
– Ну все, начинаем писать! – потирал я руки, обращаясь к программистам. Тогда мне казалось, что система должна возникнуть из них. Но это оказалось не совсем так.
Программисты, не мудрствуя лукаво сразу спросили у меня
– А техзадание есть? Без него нечего и садиться….
То есть, система должна была появиться именно из меня и никого другого.
Техзадания, кроме красивой мечты с надписью Тикетстрим не было. Причем, под техзаданием понималось не столько описание функциональности, а так называемая "джамп мэп" – то есть еще и "карта прыжков".
– А это еще что такое?
– А это вот что такое. Приходит, к примеру, клиент к оператору билетной системы и говорит: хочу билеты на Буратино.
– Стоп, а кто такой оператор? Откуда он возьмется?
– Я не знаю, я программист. А кто такой оператор должен знать ты.
– Так вот, на что нажимает оператор? И что ему появляется в ответ? Там может быть 10 одинаковых событий. А какой клиенту надо? Тут на что он нажмет? То есть, куда перепрыгнет?
– А если клиент не знает, какой Буратино ему понадобится?
– Значит, нужна дополнительная кнопка, например с датой. Значит, на дату нужно прыгать.
– А если дата будет, а театр другой?
– Значит, нужна третья кнопка – с театром! Туда прыгаем!
– А если в этом театре билетов нету, а есть в другом театре?

Вот тут-то и открылась для меня сияющая вершина всего айсберга системы.
К блокам событий добавлялись заросли ценовых категорий, лабиринты адресов, джунгли времени начала и конца событий, конфигураций зрительных залов, количества мест, по которым надо было прыгать и прыгать…


Джамп мэп не помещалась на полу, заползала на стены и, кажется, была готова проглотить все место в оффисе.
При этом нужно понимать, что сейчас электронные магазины, корзины и т. д давным давно написаны и к ним привыкли, как к включению мотора машины после поворота ключа зажигания. То есть все уже дебагировано и стандартизовано, но тогда, 22 года назад, ничего этого не было. Все нужно было писать впервые, как заводить авто не стартером, а руками…
Видя, что в ближайшее время денег в этом проекте не предвидится, Гарт охладел к Тикетстриму.
Я платил, все это время платил из своего кармана. Некий неприятный холодок пробегал при каждой выплате. А если не полетит наша конструкция???
Игорь Тишин тоже стал увядать.
– Знаешь, старичок, я тут пару клиентов потерял из-за тебя – выговаривал он мне.
Нужно было не только расписывать дальнейшие прыжки, но и тестировать написанное. Иногда оно не прыгало как надо, значит, надо было переделать, потом проконтролировать переделанное…
Я сутками сидел над схемами и лэп топом, куда был загружен наш прототип.
И, после года работы, я решил забрать все из разработки. То есть, все-таки попробовать практически продавать билеты.
Штаб-квартиру билетной компании нужно было разместить в Праге. Компьютерные ресурсы в форме двух человек находились в Химках, в Москве. Что делать?
Я предложил Жене Кузину, молодому парню, переехать в Прагу.
Он был единственным и любимым чадом у родителей и отправлять сына за границу им как-то не очень было понятно. Но, в конце-концов они согласились на переезд.
И вот, в Праге собралась наша первая компания Тикетстрим: Рассел Кац, Американец, муж моей дочери, Роберт Шрот, Чех, который до этого работал как монтировщик сцены и, следовательно, имел в отличие от нас самое близкое отношение к организации событий, Женя и я.
– Ну все, Еугени, теперь тебе надо будет ворк 25 часов в сутки! – сказал Рассел.
– Но в сутках всего 24 часа, – с компьютерной точностью ответил Женя.
Стол был у нас один. Компьютер тоже один. Стульев 4.
Для полноценного старта нужны были еще 2 ингредиента: событие, на котором можно было отестировать систему. И разобраться, как и на чем печатать билеты!
Событие никак нам не давалось. Мы приходили к промоутерам и они спрашивали:
– А у вас торговая сеть есть?
– Ну, пока большой сети нету, но мы работаем над этим.
– Ладно, не морочьте голову. Вот сеть появится, приходите.
Мы шли к потенциальным торговым точкам и они спрашивали:
– А у вас события есть?
– Ну, пока не много, но мы…
– Не морочьте голову. Вот будут события, заходите.

To u spik englis? Глава 3
Но, если с событиями было мало понятно, но как-то решаемо, то с билетами и их печатью было совсем не понятно!
В инновативном угаре мы как-позабыли об этом, а сейчас без окончания процесса покупки, то есть выдачи собственно билета клиенту ничего не получится.
Возникла идея УНИВЕРСАЛЬНОГО билета. То есть, носителя, на котором можно печатать и билет на футбол, и на джаз и на нашего любимого Буратино.
Надо было разработать универсальный билет. Размеры, поля, которые будут генерироваться из так называемого принт сервера. Кстати, как такового принт сервера тоже не было. Его надо было написать.
Причем может только сейчас я понимаю, насколько сложные задачи стояли перед нами. И решать все это нужно было нам – мне и Евгению Кузину. Здесь и сейчас. Я работал днем и ночью. Женя теперь уже точно делал работу 48 часов в сутки. А может, и больше. И Женя довольно часто засыпал прямо на клавиатуре…Причем все это тестировалось то, что называется наживую.
Каждая задержка означала откладывание проекта. И, в случае еще большей задержки – к краху.
Причем и к моему собственному финансовому и моральному краху, – ведь я все финансировал из собственных денег. И сил.
Вообще, здесь я не скажу ничего нового, каждый такой проект сопровождается эдаким смертельным холодком по спине. И ничего страшного в этом нет – холодок этот подгоняет, не дает расслабиться ни на минуту.
Ведь жизнь продолжалась и, помню, как-то пошли с женой на концерт… Она же не вникала во все эти тонкости, ей хотелось нормальной жизни, соответственно, пошли послушать музыку. И, сидя на концерте у меня вдруг возникло то, что называется вдохновением. И я начал на программке рисовать какие-то с хемы и слова, совершенно позабыв о музыке… И очнулся только, когда уже все закончилось и нужно было уходить домой. Но дома – тоже замое. Я поворачивался на подушке и в меня вваливались отрывные талоны, контроли, клиенты…
С другой стороны я вспоминаю о тех временах, как о самых сладких и приятных в жизни. Все эти схемы и слова постепенно превращались в твердые концепции и решения.
Так сформировалась знакомая всем электронная корзина. Мы придумали ее одними из первых! Сегодня никто и не подумает о корзине как об открытии. Также как никто не подумает о стуле, как об изобретении. Хотя это была инновация: не стоять, а сесть!
Первый складной стул был изобретен древними египтянами. Он появился ещё во II тысячелетии до нашей эры. В биографии Кая Юлия Цезаря я читал, что он САДИЛСЯ на специальный стул перед своими войсками. Накануне боя. Я так и представляю себе эту картину: Цезарь, под палящим солнцем, перед тысячами воинов. На стуле.
Так и электронная корзина. Сначала ее нужно было придумать! То есть, представить себе, что виртуальный покупатель ходит – интересно, как это он ходит??? – по электронному магазину, ищет билеты на Буратино, а, найдя, кладет эти воображаемые билеты в несушествующую корзину! То есть, садится на складной стул, как древние Египтяне или Цезарь, в конце концов. Ну а потом, то есть сейчас, и корзина и стул становятся банальными предметами обихода. И сесть на стул, и положить в корзинку, или удалить из нее может каждый.
Но, впрочем, вернемся к билетам. И, в частности, к универсальному билету, что было само по себе большим шагом вперед.
На какой бумаге печатать? Обычная не подходила! По той простой причине, что для печати на ней нужна была краска или чернила. Но что это значило? В случае сотен мест, продающих билеты, нужно было снабжать их картриджами и всем необходимым. А защита от подделки? Простую бумагу было сложно защищать. Значит, нужен был другой носитель! И мы его нашли!!! В это время появилась новая, так называемая, термобумага. На ней тексты и символы ВЫЖИГАЛИСЬ! Соответственно, отпадала нужда в средствах традиционной печати, но нужно было изучить принципы и научиться управлять термопечатью! Что мы и сделали!
Но это все теоретически! А практически? Нужен был термопринтер, для печати билетов. Которых просто не было. Из больше чем 2000 нами проанализированных типов принтеров ни один не годился. Были среди них и термо, но они использовали так называемый тру фонт (True font), то есть английский для печати. Соответственно, они не могли печатать другие символы.
Нам же нужен был принтер, который мог печатать в кириллице, венгерском, греческом и т. д. То есть, для УНИВЕРСАЛЬНОГО БИЛЕТА нужен был УНИВЕРСАЛЬНЫЙ принтер. Но это все равно, что искать иголку в стоге сена без магнита.


Соответственно, был найден потенциально подходящий, компании Citizen. Он в дополнение к тому, что был термо, вместе с текстами мог еще печатать и штрих коды, черно-белые картинки. С фонтами ничего не получалось и у этого агрегата – ему был доступен только английский.
Кстати, это касалось не только принтера.
В то время большинство электронных как их сейчас называют гаджетов, могли говорить только на этом языке. Я помню, что СМСки в Праге пересылались между чешскими телефонами тех времен изображенными в английском, что создавало непередаваемую игру слов. Например, сэкономить деньги на чешском обозначает "?etrit pen?ze". Но, поскольку, ?, то есть английской буквы S с так называемым гачком, у телефонов не было, слово шетрить писалось как сетрить.
Сама же СМСка полностью звучала ну очень смешно! Как китайский в английском исполнении. Эдакий "ту ю спик инглиш?"
Кстати, и наша система тоже была написана на английском, что вызывало особые требования к сотрудникам. Помню, решил проверить знания английского у потенциального кандидата.
Он мне ответил:
– Знаю английский на туристическом уровне.
То есть, сколько стоит он еще мог спросить, а понять ответ – уже нет…

Фридом фрайз. Глава 4

Из личного архива автора.
Вот так выглядел самый первый билет. Родился он из чрева принтера однажды ночью. Наконец. После множества долгих экспериментов…
И это был ПЕРВЫЙ! УНИВЕРСАЛЬНЫЙ! БИЛЕТ! РАСПЕЧАТАННЫЙ НА УНИВЕРСАЛЬНОМ ПРИНТЕРЕ!
Произошло это ровно 21 год назад!
Не обращайте внимания на орфографию программиста Евгения Кузина: тогда важно было послать на принтер определенные поля. Что и было достигнуто! Я его храню в рамочке. На стене кабинета.
Как видите, на нем есть маленькая дырочка. Это сделано намеренно: датчик принтера по этой дырочке видит конец билета и останавливается, дальше печатает следующий билетик и на следующей дырочке останавливается.
Мы тогда не знали о так называемой черной метке. Но в следующих главах я еще расскажу о ней. Это важная метка и цвет у нее интересный.
Итак, все произошло: клиент выбрал билет. Заплатил за него – пока, предположим, наличными. Получил билет. Все!!!
Прототипная система была готова. Теперь можно переходить к продажам!
Но – недаром существует его величество случай – возникло очень интересное развитие!


Международная билетная ассоциация (ИНТИКС) (INTIX) решила проводить первую свою конференцию под названием "Запад говорит с Востоком" в Праге.
https://www.intix.org/ (https://www.intix.org/)
И президент этой ассоциации, Патриция Спайра пригласила меня в роли одного из докладчиков. Предполагалось, что я был должен олицетворять Восток. О том, кто представляет Запад скажу позже.
Конференция должна была проходить в Государственной Опере Праги.
Красивое, старое здание, построенное еще во времена Австро-Венгрии. Маленькая копия Большого театра.
Так вот, я олицетворял Восток. А на стороне Запада в зале находились лучшие арены, театры и прочие зрелищные заведения Европы.
Среди них были Мулин Руж, знаменитые футбольные стадионы, Веронский оперный амфитеатр, где ставились представления Дзефирелли, например.
То есть, высочайшие билетные профессионалы! Зал был полон.
Наша система была наинсталирована на единственный в нашем распоряжении ноутбук….

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/andrey-konstantinov-31959318/zhizn-v-dotelefonnuu-eru-2-67425396/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Жизнь в дотелефонную эру 2 Андрей Константинов
Жизнь в дотелефонную эру 2

Андрей Константинов

Тип: электронная книга

Жанр: Биографии и мемуары

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 02.07.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Билеты как деньги.

  • Добавить отзыв