Философская проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Irma Narbut
Загадочная книга, непостижимый автор… Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» называют «шифром времени»: в нем отражена эпоха 1920-х-1930-х годов, Москва, сатира на происходящее в сталинское время. Трудно определить жанр романа. Это таинственный «сплав» трагического и комического, «леденящего» реализма эпохи и фантастического…
Философская проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Irma Narbut
© Irma Narbut, 2024
ISBN 978-5-0056-1846-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Философская проблематика романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Есть бытие; но именем каким Его назвать?
Е. Баратынский
Загадочная книга, непостижимый автор… Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» называют «шифром времени»: в нем отражена эпоха 1920-х-1930-х годов, Москва, сатира на происходящее в сталинское время. Трудно определить жанр романа. Это таинственный «сплав» трагического и комического, «леденящего» реализма эпохи и фантастического… Роман писался в период с 1928 по 1940 год, время сложное – революции и гражданской войны, репрессий. Размышления о добре и зле, о религии, силе, которая может предотвратить жестокость и агрессию, безусловно, стали важными и актуальными. Философская проблематика романа связана с извечной борьбой добра и зла во времени, исторических пространствах, в человеческой сути. Что есть человек? Его бытие? В чем его предназначение на земле? Суетиться по жизни или «мыслить и страдать»?
Бог есть Добро, дьявол – зло… В романе Булгакова носителем и провозвестником истины, философского смысла произведения является Иешуа Га-Ноцри.
Для Булгакова Христос – реальная личность, а не овеянный легендами образ. И такая личность не могла не существовать.
«– Видите ли, профессор, – принужденно улыбнувшись, отозвался Берлиоз, – мы уважаем ваши большие знания, но сами по этому вопросу придерживаемся другой точки зрения.
– А не надо никаких точек зрения! – ответил странный профессор. – Просто он существовал, и больше ничего».
Иешуа – человек, лет двадцати семи, у которого связаны руки и который физически абсолютно беспомощен. Но он не боится прокуратора, он даже смеет ему возражать: «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Он убежден, что злых людей нет на свете, есть только люди «несчастливые». Иешуа заинтересовал прокуратора. Понтий Пилат хотел и даже попытался спасти Иешуа от горькой участи, но тот не мог отказаться от своей истины: «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Но прокуратор не может смириться с этим, это явное противоречие его идеологии. Иешуа казнен. Казнен человек, который нес людям праведный свет истины, добро было его сущностью. Этот человек был духовно независим, он отстаивал истину добра, внушал веру и любовь. Понтий Пилат понимает, что его величие оказалось мнимым, что он трус, его мучает совесть. Он наказан, его душа не может обрести покой, но Иешуа – воплощение нравственной силы добра в романе – прощает его, ибо вечное стремление к добру неодолимо.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/irma-narbut/filosofskaya-problematika-romana-m-a-bulgakova-master-i-margar-67296458/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.