Синерведа – четыре новые истины
Джая Будда
Живо лишь то учение, которое не стоит на месте, а развивается. Наш мир претерпел весьма серьезные изменения с тех пор, как в него приходили великие пророки – Будда, Христос и др. Фактически сегодня мы стоим перед выбором: начать возвращаться в прошлое под давлением усердно насаждаемого в обществе невежества и клерикализма или выбрать будущее – современное, цивилизованное, по-настоящему духовное.
Синерведа – четыре новые истины
Джая Будда
© Джая Будда, 2022
ISBN 978-5-0055-3483-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Не доверяйте тому, что вы слышали. Не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение. Не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства. Не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца. Не доверяйте догадкам. Не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли. Не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему.
Будда
Послание и метод
Все религиозные учения, которые мы знаем, состоят из двух частей: послания и метода. Что касается послания, то у всех религий оно одно. Все религии мира говорят нам о любви, сострадании, всепрощении. Они призывают нас к самодисциплине и умению довольствоваться тем, что мы имеем.
Методы, философия, ритуалы во всех религиях разные. Более того, они могут очень сильно отличаться друг от друга.
К большому сожалению, мы живем сегодня в обществе, многие члены которого ставят на первое место именно метод, не понимая и не принимая того, что послание гораздо важнее.
Такое поведение – следствие невежества, отсутствия у человека полноценной культуры, результат его нежелания бороться с гневом, агрессией и другими отрицательными эмоциями.
Все семь миллиардов людей живущих на Земле – одинаковы по своей природе. Среди нас нет никого, кто не принадлежал бы к классу гуманоидов. Сегодня, когда мы, словно вернувшись в средневековье, оказались на пороге религиозных войн, когда стали свидетелями конфликтов между еще вчера считавшими себя братскими народами, нам предстоит всерьез ответить на вопрос, что из прошлого надлежит оставить, а что решительно отринуть, чтобы окончательно не уничтожить себя и свою собственную цивилизацию.
Что для этого нужно? Что необходимо нам для того, чтобы сохранить социум, который пытаются разрушить? В первую очередь, нужно проявить волю. Не боятся ни духовной, ни какой бы то ни было иной борьбы и подвижничества. Христос и Будда не были праведниками с точки зрения большинства их современников. Наоборот, они считались теми, кто нарушает запреты. Парадокс состоит в том, что именно благодаря этому, сегодня, через тысячи лет, их почитают как праведников.
Повторение пройденного
Когда мы изучаем какую-либо духовную традицию, это всегда в каком-то смысле повторение пройденного, потому что этот опыт уже усвоен человечеством. Буддизм – это срединный путь, суть которого выражает простая формула: «Если струну натянуть слишком сильно – она порвется, если струну натянуть слишком слабо – она не будет играть».
В буддизме считается, что рождение в человеческом теле – это необыкновенная драгоценность. Она есть результат огромного накопления добродетелей, приобретенных нами на протяжении бесчисленных прежних воплощений. Каждое существо затратило гигантские усилия, чтобы достичь рождения в человеческом теле, каким бы оно ни было. Почему? Потому что оно дает нам величайшую возможность – возможность для духовного роста ради своего собственного блага и блага всех живых существ. Конечной целью такого развития является достижение всеведущего и полностью просветленного состояния Будды.
Буддизм зиждется на четырех основных принципах, которые принято называть благородными истинами.
Первая истина – это истина о страдании. Она представляет собой констатацию самого факта страданий: болезней; смерти; связи с тем, что нелюбимо и разрыва с тем, что любимо; невозможности достичь того, о чем мечтаешь.
Вторая истина – это истина о причине страданий. Причина наших страданий заключена в наших желаниях, которые никогда не могут быть удовлетворены полностью.
Третья истина – это истина о прекращении страданий, гласящая, что страдания могут быть прекращены. Прекращение желаний – это отказ от желания к перерождению, которое связано с удовольствиями и страстью.
Четвертая истина – это истина о пути, ведущем к прекращению страданий. Это так называемый восьмеричный путь:
– Правильное видение.
– Правильное понимание.
– Правильная речь.
– Правильное действие.
– Правильный образ жизни.
– Правильное усилие.
– Правильная мысль.
– Правильное намерение.
Наше тело есть инструмент. Как фотоаппарат – инструмент для фотографа, а ноутбук – для писателя. Часто нам кажется, что многие такие «инструменты» бесполезны. Мы смотрим на них свысока. Но если задумаемся, мы очень быстро поймем, что без них не смогли бы жить. Каждый инструмент обязательно для чего-то предназначен. Бесполезных инструментов не бывает. Даже самый незначительный, на первый взгляд, человек может сыграть значительную роль в этом мире, совершенно не сознавая этого. Что же говорить о том, когда вы помогаете людям осознанно!
К сожалению, среди нас есть немалое количество тех, кто, в силу собственного заблуждения, не имеет возможности следовать по пути добродетельного саморазвития. Тех, кто пока еще не в состоянии оценить по достоинству свой драгоценный инструмент – человеческое тело. Особенно актуально это сейчас. Сегодня мы живем в обществе безудержного потребления, которое словно гусеница пожирает все, что связано с подлинно высокими ценностями.
Разумеется, речь не идет о том, что нужно отказаться от удовольствий или, например, запретить рекламу. Вряд ли было бы правильно, если бы все попрятались по пещерам и стали жить как отшельники. Речь идет о соблюдении разумного баланса, того самого срединного пути, которому учил Будда. Если такой баланс найден, общество духовно развивается. Если он отсутствует, социум духовно деградирует.
Современные ученые пришли к выводу, что IQ новых поколений, тех, кого принято называть поколениями Y и Z, ниже, чем у предшествующих. Обратите внимание, что исследование проводились среди жителей экономически развитых стран. Что уж говорить о духовном развитии! Вот та цена, которую нам пришлось заплатить. Вот что мы потеряли в погоне за новыми моделями авто, телевизорами и айфонами. В погоне фактически за детскими игрушками, которые могут принести удовольствие, как новый робот-трансформер малышу, но никогда не принесут нам ощущение истинного и глубокого счастья.
А как же бесконечность миров, о которой писал Джордано Бруно? Мы открыли триллионы галактик только в известной нам Вселенной. Но даже Вселенная – это не предел. И вот по сравнению со всем этим – айфон. Айфон стал центром нашего мироздания. Мы мечтали строить города на Марсе, а вместо этого попали на нескончаемую распродажу.
Разумеется, нет ничего плохого в том, если у человека есть этот самый заветный айфон, равно как и все другие блага цивилизации. Плохо, когда человек к этому относится как к смыслу жизни, как к квинтэссенции того, что должен получить в этом мире. Собственно, это и называется потребительством.
Сегодня нам, как и жителям темного средневековья, снова кажется, что мы стоит на месте. Никто уже не думает о том, что мы летим – с огромной скоростью вместе с нашей планетой.
Стремление к новому
Прежде чем измениться и для того, чтобы измениться, нужно осознать свое нынешнее положение и понять, чем оно нас не удовлетворяет. Следует убедиться в необходимости изменения, а не производить его лишь потому, что нам хочется что-то изменить.
Изначально в Древнем Египте существовала традиция хоронить заживо в могилах царей их рабов. Впоследствии египтяне отказались от этого варварского обычая, заменив живых людей фигурками. О чем говорит нам этот пример? В первую очередь о том, что духовные концепции развиваются, становясь более гуманными и прогрессивными.
Давайте вспомним, например, историю Нового Завета. Когда в общество, отставшее и духовно, и цивилизационно, в общество, погрязшее в невежестве и фарисействе, приходит духовный новатор? Зачем он пришел? В чем его роль? Прежде всего в том, чтобы возложить на нового человека, человека, рождающегося для новой эпохи, бо?льшую ответственность – и перед самим собой, и перед духовной Вселенной. История Будды очень похожа. Точнее сказать, эти две истории похожи как две капли воды, потому что являются олицетворением одного общего принципа. Так же, как и Христос, Будда приносит в закостенелый мир брахманизма глоток свежего воздуха, открывает людям новый путь, указывает на потерянную дорогу к счастью.
Но не неужели ничего не изменилось за прошедшие тысячелетия? Неужели человек не поднялся в своем развитии на следующую ступень? Неужели наш мир ничуточку не изменился? Скорее всего, изменения произошли – и очень серьезные. А если это так, то неизбежно возникает вопрос о современном духовном новаторстве. Но не только о нем.
Давайте задумаемся, могли ли мы еще несколько лет назад представить себе штурм Капитолия. Тем не менее это случилось, словно бы на наших глазах ожил очередной американский блокбастер. Почему так происходит? Откуда такой рост протестного движения и в нашей стране, и во всем мире?
Это системный кризис. Даже самые эффективные на сегодняшний день демократические системы создавались столетия назад. То есть в тот момент, когда закладывались их основы, общество было совершенно другим. Поэтому сегодня политические системы уже не справляются с решением тех вопросов, которые раньше были им по силам. Сегодня уровень сложности управленческих решений вырос не на один, а даже на несколько порядков. В результате нынешнему общественному устройству катастрофически не хватает эффективности.
Как же быть людям, простым, людям, оказавшимся в этом безумном круговороте, жаждущем перемен? Сегодня, как и прежде, нам, безусловно, следует искать прибежище в духовном сообществе, но не только и, может быть, не столько в формальном, сколько в истинном, состоящим не из показушно молящихся фарисеев, а из подлинно одухотворенных людей.
Ни одна религия не может сегодня полностью удовлетворить запрос человека к самопознанию. Именно поэтому нам нужно стремиться к тому, чтобы овладеть метафизическим знанием, опираясь на весь духовный опыт человечества.
На протяжении тысячелетий религиозные организации пытались внушить людям, что человек есть тьма и у них есть противоядие от этой тьмы. Зачастую это было не слишком далеко от истины. Но сегодня, даже при всем несовершенстве нынешнего общества, подобные подходы фактически перестают работать. Дело не в том, плохие они или хорошие – они не дают нам должного результата. Напротив, результат мы видим скорее отрицательный. Церковные сообщества становятся все более маргинализованными, закрытыми, агрессивными и фанатичными, при каждом удобном и неудобном случае стараются склонить общество на путь клерикализма. Будда, как мы помним, говорил о восьми правилах. Но ведь правильное не значит примитивное.
Природа нашего ума – Ясный Свет, утверждают буддисты. В каждом из нас живет наполненный бесконечной радостью внутренний мир. Надо только заглянуть в него, обрести радостный покой, иными словами, заглянуть в себя.
Синерведа – жизнеутверждающая концепция бытия. Данная парадигма отнюдь не против веры в чудо. Но выступает за то, чтобы такая вера была взрослой, современной и обоснованной.
Можем ли мы сегодня добавить что-либо от себя к великому и, безусловно, достойному духовному опыту предшествующих поколений? Скорее всего, мы просто обязаны это сделать. Иначе в чем же будет состоять наша собственная духовная заслуга? Нам нужна новая, современная духовная концепция, которая зиждется на том, что человек есть свет, и он может стать еще светлее.
Ну, давайте хотя бы попробуем. Например, четыре новые истины могли бы звучать так (это мой вариант – а свой придумайте сами):
Ты – сияющее существо Света!
Стань Светом для себя самого!
Найди Прибежище в себе самом!
Сила внутри!
А что касается срединности, то в современном понимании ее можно определить как спокойную уверенность. Нам нужна спокойная уверенность, когда мы боремся за свои права, она нужна нам, чтобы стремиться стать духовно целостной личностью. Об этом крайне значимом для современного человека принципе мы еще поговорим более подробно.
Сила внутри – это магическая (тантрическая) сила – сила, обеспечивающая наше ресурсное состояние, внутренняя энергия. Очень часто представители той или иной церкви или прочие «духовные учителя» пытаются очернить эту силу, называя ее греховной. Следование за ними приводит к плачевным последствиям как для здоровья человека, которого искусственно пытаются лишить жизненно необходимой для функционирования организма подпитки, так и для психического состояния индивидуума, лишаемого необходимой ему решительности, мотивации для осуществления жизненных целей. Сила внутри – это Сила Духа в теле, твое личное волшебство. Лучший способ взаимодействия с этой силой это знание, а не трусость.
Мы же не запрещаем горячую воду. Не говорим, что пользоваться ей грех. Да, она опасна, ей можно обжечься, но при этом она жизненно необходима. Поэтому, когда мы наливаем воду из-под крана, мы смешиваем горячую и холодную, чтобы не замерзнуть и не ошпариться. Вряд ли кто-то пользуется чем-то одним.
Нам то и дело говорят, будто мы должны научиться избавляться от внутренних демонов. Что в этом якобы и есть суть просветления. Во-первых, это невозможно. А стремление к недостижимому вряд ли может как-то развить человека. Такой индивид будет похож на боксера, который все время бьет мимо, бьет в пустоту. Во-вторых, и это самое главное, подобное не только не имеет смысла, но даже опасно, поскольку ставит под сомнение естество человеческой природы, сотворенной свыше. В Тибете существуют легенды о том, как тантрические гуру, приходя учить в какую-либо местность, подчиняли себе обитающих там демонов, превращая их в стойких защитников буддистского учения. То же самое должен делать и человек со своими внутренними энергиями. Не табуировать их, а направлять в нужное русло. И тогда мы сможем достигнуть удивительных результатов на пути саморазвития.
Вот почему для человека так важны принципы срединности – баланс между космогоническими качествами (полярностями), между Инь и Ян. Тот самый баланс, которому учил, кстати, и Христос, говоря: «Будьте мудры как змеи и просты как голуби». Именно этой силой, которую по причине своего невежества отвергла церковь, он исцелял людей. Ибо только силой жизни можно вернуть к жизни. Но, как мы понимаем, для полноценного спасения человека – духовного и физического – необходима работа двух этих начал, требуется Синергия. Об этом знали люди еще в древнем Египте, учась соблюдать равновесие между Ба и Ка. Не стоит забывать и нам.
Отсюда следует, что синергический духовный путь включает в себя оба аспекта – Сутру и Тантру, отражающих два различных вида практики, которую мы должны выполнять, следуя по пути саморазвития. Человек Пути – это человек, вобравший в себя в равной мере и мудрость, и силу.
Так же как и Христос, Будда учил обоим этим аспектам. Например, считается, что традиция почитания Калачакры идет по линии преемственности от самого Шакьямуни. Легенда гласит, что учение Тантры Калачакры реализованным земным и неземным существам по просьбе великого царя Шамбалы Сучандры, воплощения Ваджрапани, даровал сам Будда Шакьямуни, одновременно находясь в двух местах: на юге Индии, в местности Даньякатака, и в Раджагрихе, на скале Грифов, где передавал Учение Второго поворота Колеса Дхармы – Сутру Запредельной мудрости «Праджняпарамита».
Чтобы передать существам той эпохи могучее Учение о законах Времени, о взаимодействии и взаимозависимости микрокосма и макрокосма, то есть человека и Вселенной, человека и всего мироздания, о совершенстве и величии Дхармы, в Даньякатаке, Будда явил себя в облике самого Владыки Времени Калачакры.
Однако исторически сложилось так, что на протяжении следующих друг за другом столетий, складывающихся в эпохи, эти два направления в основном переходили от одного учителя к другому по двум различным линиям передачи.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/dzhaya-budda/sinerveda-chetyre-novye-istiny/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.