Таро за пределами основ: более глубокое понимание значений карт

Таро за пределами основ: более глубокое понимание значений карт
Энтони Луис


Энтони Луис – таролог с опытом более 30 лет, его книги являются бестселлерами по всему миру. «Таро за пределами основ» – книжная новинка, в которой он делится своими глубокими знаниями о символизме, заключенном в каждой из 78 карт колоды. Вместе с автором вы отследите историю возникновения и развития символических значений карт Таро, увидите, как они менялись, обрастали смысловыми нюансами. Эта уникальная информация обогатит вашу практику и выведет ее на новый уровень.

Несомненный интерес вызовут главы, посвященные применению астрологических знаний в толковании карточных раскладов. Вы узнаете, как связаны карты и знаки зодиака, как положение планет влияет на итог расклада, как Таро может помочь в чтении натальной карты и составлении индивидуального гороскопа. Материал преподносится таким образом, что будет понятен даже тем читателям, которые прежде не сталкивались с астрологией.

Особое внимание в книге уделено авторской интерпретации арканов в прямом и перевернутом положениях, подробно рассмотрены принципы чтения придворных и номерных арканов. На примере раскладов, которые Энтони Луис делал для своих клиентов, он показывает, как интуиция толкователя помогает лучше понимать ответы карт.

Благодаря этой книге новички и опытные тарологи получат максимум пользы от практики, независимо от того, какой колодой пользуются.





Энтони Луис

Таро за пределами основ: более глубокое понимание значений карт



Anthony Louis

Tarot Beyond the Basics: Gain a Deeper Understanding of the Meanings Behind the Cards



Перевод с английского Екатерины Рябцевой



Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA, www.llewellyn.com



Внутренние иллюстрации: карты Таро:

Classic Tarot by Barbara Moore and Eugene Smith © Llewellyn Publications

Dame Fortune’s Wheel Tarot by Paul Huson © Lo Scarabeo

Llewellyn Tarot by Anna Marie Ferguson © Llewellyn Publications

Lo Scarabeo Tarot by Mark McElroy and Anna Lazzarini © Lo Scarabeo

Robin Wood Tarot by Robin Wood © Llewellyn Publications

Universal Tarot by Roberto De Angelis © Lo Scarabeo

Астрологические карты и другие иллюстрации: Llewellyn art department.

Внутренние иллюстрации: Llewellyn Art Department и James Clark.



© 2014 by Anthony Louis

© Перевод на русский язык, издание на русском языке. ОАО «Издательская группа «Весь», 2021



* * *




Дорогой читатель!

Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.

Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.

Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.



    Искренне Ваш,
    Владелец Издательской группы «Весь»
    Пётр Лисовский







Введение


Человек жаждет создать для себя упрощенную, ясную картину мира, чтобы заменить настоящую жизнь своим представлением о ней. Именно так, хоть и каждый по-своему, поступают художники, поэты и философы[1 - Albert Einstein, “The Quotable Einstein,” Turn the Tide, http://www.turnthetide.info/id54.htm (ссылка проверена 7 января 2012 года).].

    Альберт Эйнштейн

Прошло много времени с тех пор, как в 1996 году вышла в свет моя первая книга «Таро: просто и ясно». Но я до сих пор глубоко благодарен тарологическому сообществу за теплый прием, который ее ждал. Знания о картах Таро давались мне с трудом, но этот труд был освещен любовью. Содержание книги мне преимущественно диктовали сами карты, тем, как они ложились в бесчисленных раскладах, раскрывая все оттенки своих значений. С тех самых пор я взял себе в привычку использовать Таро, а также не менее интересную мне астрологию для медитации, размышлений и просто для удовольствия. Мой опыт работы с колодой Таро сходен с опытом Рейчел Поллак, которая высказалась следующим образом: «Когда нам очень нужно узнать о чем-то, Таро говорит с нами предельно ясным языком»[2 - Rachel Pollack, Tarot Wisdom: Spiritual Teachings and Deeper Meanings (Woodbury, MN: Llewellyn Publications, 2008), p. 139.].

В 2010 году, возможно, как следствие того, что транзитные планеты и Солнце вошли в резонанс со знаком Девы в моей натальной карте, я ощутил желание глубоко окунуться в западный оккультный символизм – с помощью одновременно и Таро, и астрологии. Я хотел понять, что происходит в уме таролога, толкующего расклад. В то время планета Нептун проходила через мой пятый дом творчества, где оказала стимулирующее влияние на Марс в девятом доме высшего знания и прорицания. Нептун, современный управитель Рыб, – это мистическая планета, близко связанная с интуицией, Таро и козырем XII «Повешенный». Тем самым, что созерцает наш мир с уникальной точки восприятия – с тау-креста, откуда свисает подвешенным за одну ногу.

Эти две области знаний, Таро и астрология, даны нам для того, чтобы сделать тонкий инструмент, которым все мы владеем, нашу интуицию, еще более тонким и чтобы мы могли свежим взглядом взглянуть на наше путешествие по жизни.

Говоря юнгианскими терминами, символы Таро и астрологии связывают нас с архетипичными образами коллективного бессознательного. Теми самыми образами, которыми наполнены мифы, литература и религия. Таро как таковое представляет собой продукт эпохи Возрождения. Но корни его уходят глубже. По словам Жульеты Шарман-Берк и Лиз Грин, авторов книги «Мистическое Таро», греческая мифология «интегрировала в культуру эпохи Возрождения и просвечивает за образами карт Таро, большей частью мистифицированными…»[3 - Juliet Sharman-Burke and Liz Greene, The New Mythic Tarot (New York: St. Martin’s Press, 2008), p. 13.]

Чем больше я изучаю Таро и астрологию, тем больше осознаю, как много между ними общего. Знают об этом тарологи или нет, но ежедневно в своей практике они прибегают к астрологии. Прорицательские значения колод Таро Уэйта—Смит и Кроули—Харрис во многом основаны на астрологических ассоциациях ордена Золотой зари. Эта книга посвящена тому общему, что есть у астрологии и Таро, истории возникновении Таро и символическим значениям этих карт. Глубокое понимание символов, которые закодированы в той или иной карте, является показателем высокого уровня мастерства таролога[4 - Герметический орден Золотой зари был магическим орденом, действующим в Великобритании в конце XIX и начале XX столетия. Среди его членов были такие знаменитости, как поэт У. Б. Йейтс, оккультист А. Э. Уэйт, художница Памела Колман Смит и оккультист Алистер Кроули. В данной книге для краткости я упоминаю этот орден как «Золотая заря».].

Впервые я познакомился с Таро в 1970-х годах. Меня заинтриговали карты, которые мне показала приятельница-астролог. Вскоре после этого я бродил по книжному магазину на Манхэттене и обнаружил там «Полное руководство по Таро» Иден Грей. Книга была на удивление легка в прочтении и содержала много полезной информации. Позднее я узнал, что Рейчел Поллак, бесспорный авторитет в мире Таро, тоже познакомилась с Таро через Иден Грей. Рейчел называет Иден «матерью современного Таро»[5 - Rachel Pollack, The New Tarot Handbook (Woodbury, MN: Llewellyn Publications, 2011), p. 2.], и я полностью согласен с этим определением. Многие значения карт, которыми мы теперь пользуемся, взяты из книг Грей, опубликованных в 60-х годах XX века, и не встречаются в тарологической литературе, издававшейся ранее.

У Таро длинная и восхитительная история. К сожалению, многие авторы, говоря о происхождении Таро, пересказывают небылицы. Их книги грешат историческими неточностями. Я постараюсь этого избежать и строить свой рассказ на научно подтвержденных, достоверных сведениях. Игральные карты возникли давно, но не раньше чем в Китае изобрели бумагу. То есть примерно две тысячи лет назад. Сначала китайцы для письма использовали бумажные свитки, но постепенно научились делать бумагу в виде листов. Отсюда было уже недолго и до изготовления игральных карт. Примерно в IX веке в Китае вошли в обращение колоды с четырьмя мастями. Китайские игральные карты распространились по всей Азии и попали в страны, через которые проходили торговые маршруты, соединяющие Поднебесную с Ближним Востоком.

В 1939 году Лео Ари Майер, преподаватель исламского искусства и археологии в Еврейском университете в Иерусалиме, обнаружил в одном из музеев Стамбула колоду карт египетских мамлюков. Находка датировалась XII веком. Мамлюки были разнородной социальной группой, в которую изначально входили главным образом рабы и солдаты. В Средние века эта группа сумела заметно возвыситься. Мамлюки стали политической силой, которая распространила свое влияние на многие мусульманские страны – а вместе с влиянием и бытовые привычки. До игральных карт мамлюки были большими охотниками. Их колода походит на современную и состоит из пятидесяти двух карт, среди которых сорок числовых и двенадцать придворных. Придворные карты (an’if) – это король (malice), его наместник (an’if malice) и помощник (thane an’if) – по одному для каждой масти. Четыре масти в картах мамлюков – это кубки, динары (монеты), ятаганы (мечи) и Жезлы. Сама же игра называлась игра наместника (na’ibs). Отсюда пошло испанское слово naipe, означающее игральная карта.

В Испанию карты мамлюков в XIV веке завезли североафриканские арабы. Там эти карты стали популярны и уже оттуда распространились по всей Европе – в несколько видоизмененном и приспособленном под европейские реалии виде. Так, наместник стал всадником, а помощник – пажом. Позже сюда добавилась еще королева. Церковь и светская власть объединились против нового увлечения – (naipes). Упоминание же оригинала, игры наместников (na’ibs), отслеживается в испанской литературе вплоть до 1379 года. Не нужно быть гением, чтобы понять, что современные игральные карты и Таро произошли от колоды мамлюков из пятидесяти двух карт. Соответственно до XII века Таро не было и в помине. Многочисленные же заявления о куда более древней истории этой колоды, берущей начало едва ли не в царстве фараонов за много веков до нашей эры, носят полуфантастический характер и научными данными не подтверждены.

В начале XV века, во времена расцвета Возрождения, испанскими картами, созданными на основе мамлюкской колоды, заинтересовались в Италии. Примерно в 1420 году одного итальянского художника посетило вдохновение: он добавил в колоду королев (mamma mia!) и козырей, чтобы можно было играть в игру под названием trionfi (триумфы). Она похожа на современный бридж. Впоследствии в Италии ее называли Tarochi, а во Франции – Tarot[6 - Ronald Decker, Art and Arcana, Commentary on the Medieval Scapini Tarot (Stamford, CT: U.S. Games Systems, 2004), p. 8.]. Оригинальное название trionfi отсылает к триумфальным маршам Древнего Рима. Изображения козырных карт, добавленных к мамлюкской колоде, были созданы на основе Библии, греческой и римской мифологии (очень популярной в то время) и других языческих текстов, а также некоторых философских трактатов, в такой, например, области, как мистический платонизм. Эти изображения не имели ничего общего ни с египетскими богами, ни с еврейской каббалой (о которой в Италии узнали только спустя шестьдесят лет после появления первой колоды Таро).

На протяжении последующих столетий (1400–1700 гг.) колода trionfi использовалась преимущественно для салонных и азартных игр. Позже она стала применяться также и для гадания, сначала по предварительно написанным оракульным текстам. К 1750 году итальянские картоманты (те, кто гадает на картах) присвоили значения непосредственно самим картам. В середине XVIII века искусство чтения судьбы с помощью колоды карт набрало популярность во Франции, откуда стремительно разнеслось по Европе. В своей автобиографии немецкий поэт Гёте (1749–1832) упомянул о том, как в юности стал свидетелем чтения расклада заезжим французским картомантом.

В конце XVIII века реальная история возникновения Таро была замещена серией мистификаций. В 1781 году (в этот год была открыта планета Уран), в Париже, священнослужитель Антуан Кур де Жебелен и оккультист граф де Мелле опубликовали свои умозаключения о том, что в марсельском Таро содержатся не только египетские мистерии Исиды и Тота, но и тайные мистические учения двадцати двух букв ивритского алфавита. Никаких доказательств представлено не было, то есть гипотеза была чисто спекулятивной. Однако ее проглотила не только неискушенная доверчивая публика, но вслед за тем еще и несколько поколений тарологов. Эссе, написанные Жебеленом и де Мелле, положили начало традиции суеверного оккультизма и оторванных от реальности бездоказательных измышлений.

Примерно в 1870 году другой француз, Жан Баптист Питуа (Пол Кристиан, 1811–1877), подхватил суеверные тенденции в оккультизме. Он ввел термины «Старшие арканы» и «Младшие арканы», чтобы обозначить разницу между предполагаемыми сокровенными (арканными) духовными знаниями, якобы сокрытыми древними адептами в мистических изображениях Таро. Примерно к этому же времени относится еще одна известная мистификация в оккультной литературе: было заявлено об обнаружении неких таинственных зашифрованных манускриптов. Эти манускрипты были переданы масону Уильяму Линну Уэсткотту, который чудесным образом расшифровал их в 1887 году. Проникновение в тайный смысл рукописей, которые представляются весьма сомнительными, привело к зарождению герметического ордена Золотой зари. Орден славился тем, что его верхушка с простыми смертными общалась не иначе как посредством медиумов. К тому времени оккультизм в Европе набрал уже такую популярность, что Золотая заря сумела уловить в свои сети немало вполне умных и достойных людей.

Из герметического ордена «Золотой зари» вышли две наиболее влиятельные и художественно выполненные современные колоды Таро: Уэйта Смита и Тота Кроули Харрис. Первая – это шедевр художницы Памелы Колман Смит (1878–1851), вторая создана кистью леди Фриды Харрис (1877–1962). Эти колоды далеко ушли от первых североитальянских колод Таро с изображениями из Библии и языческих текстов. Вполне в духе традиций «Золотой зари», в этих новых картах прослеживаются мотивы мистической каббалы. Каббалу многие серьезные мыслители считают достойной внимательного рассмотрения. Но эта мистическая традиция и прорицание с помощью Таро, увы, никоим образом между собой не связаны.

В этой книге я хочу исследовать общий для Таро и астрологии символизм, в том виде, в котором он существовал до 1781 года и, соответственно, до того, как месье Жебелен и месье де Мелле успели все извратить. Для этого потребуется отправиться на тысячу лет назад и проследить зарождение этого символизма в культурах Древней Греции и Древнего Рима. Как я уже упоминал, Таро обладает богатой иконографией, созданной на основе библейских учений, языческих мифов, греческой философии неоплатонизма – всего того, что восхищало создателей первых колод Таро в Италии XV века.

Астрология и связанные с ней геомантия и алхимия были неотъемлемой частью мировоззрения эпохи Возрождения. Роберт Плейс обратил внимание на сходство между алхимической трансформацией и путешествием Дурака через Старшие арканы Таро. К алхимическому символизму в Таро многократно обращался Алистер Кроули[7 - Эта книга посвящена связи между астрологией и Таро. Алхимический символизм – явление, которое требует отдельного рассмотрения. Интересующимся алхимией рекомендую прочесть труды Алистера Кроули и Роберта Пейла, в которых говорится о связи алхимии с Таро.]. В XIX веке «Золотая заря» для описания мастей Таро использовала астрологические соответствия и каббалу. Однако, как уже упоминалось, древнеегипетские боги и каббала на самом деле имеют к Таро весьма далекое отношение.

Гадание с помощью карт Таро – это уникальный личный опыт, и сколько существует тарологов, столько существует способов гадать. Сами по себе карты – всего лишь кусочки картона, украшенные картинками. Эти картинки являются отражением культурной среды того места и времени, когда и где была изготовлена колода. Все остальное – в руках, голове и сердце таролога.

Нет никакого одного на всех, универсального и неизменного настоящего Таро. Настоящее Таро существует в уме каждого таролога в тот момент, когда он (или она) читает карты, и связано с историей жизни толкователя, его опытом, его восприятием реальности. В полной мере это относится и ко мне. Я буду рассказывать о том, что такое настоящее Таро для меня, о том, как я это вижу, в контексте моего увлечения астрологией и того глубокого уважения, которое я питаю к культуре Древней Греции. Я вижу связующие нити, которые идут из глубин эллинских времен к современным практикам Таро, и хотел бы, чтобы и вы, дорогой читатель, тоже их увидели.

Мне также хотелось бы рассказать вам, как, на мой взгляд, с нами говорит Таро. Чей голос мы на самом деле слышим, когда карты говорят. Ввиду моего воспитания и жизненного опыта я не особенно верю в духов-наставников, мастеров и тайных вождей, древних египетских богов, магические ивритские буквы, лепреконов, фей, вампиров, стихийных духов и сонмы других персонажей иных миров, равно как и в волшебную силу частей тел христианских святых. Да, есть мнение, что их-то голоса мы и слышим, толкуя карты. Я не разделяю это мнение. Для меня Таро – это инструмент, который позволяет получить доступ к естественному человеческому дару: нашей интуиции. Лишь наша интуиция по-настоящему имеет значение. Она с нами и говорит, когда карты нам о чем-то сообщают.

Таро – это форма прорицания. То есть нечто, что уже как бы по умолчанию освещено неким божественным светом. Но источник этого света я вижу в самом человеке. Раскладывая карты, мы уходим вглубь себя, и из глубины себя черпаем божественную мудрость. Оккультистка Диона Форчун как-то сравнила прорицание с флюгером, который не прокладывает курс кораблю, но показывает направление ветра. И всем, кто на борту, становится понятно, какие поднять паруса[8 - Dion Fortune, Practical Occultism in Daily Life (Northamptonshire, UK: The Aquarian Press, 1976), p. 39.]. Когда карты Таро рассказывают историю, которая затем в точности повторяется в жизни, это производит магический эффект. Я сейчас опишу одну притчу, которую прочел еще ребенком, и она оказала на меня очень сильное влияние. Это было пятьдесят лет назад, и я плохо помню подробности, но суть в следующем.

В Мексике жил один фермер, его звали Мигель. И на этого фермера навалились многие несчастья. Главным несчастьем были неурожаи: Мигель с трудом мог прокормить семью и от этого страдал так, что почти обезумел. В магию он не верил, но все же решил обратиться за советом к старухе, про которую поговаривали, что она ведьма. Выслушав жалобы Мигеля на жизнь, старуха дала ему деревянную шкатулку с магическим песком. При этом она сказала: «Видишь отверстие в крышке? Каждое утро, на рассвете, доставай несколько песчинок и клади по одной в каждом углу своих полей. Саму же шкатулку не открывай, пока не почувствуешь, что пришел твой смертный час, иначе колдовская сила исчезнет».

Мигель все так и делал. Каждое утро он исправно доходил до каждого угла каждого из своих полей, чтобы положить туда волшебную песчинку, по пути отмечая, что нужно поправить в хозяйстве, посадить, прополоть и так далее. Он трудился не покладая рук, и так же трудились рядом с ним его родные. Шли год за годом, оскудевшие поля оживали и давали все лучший урожай. И вот настал тот день, когда дела у семьи выправились. Ферма процветала. Все было хорошо. Когда Мигель был уже глубоким стариком и почувствовал приближение смерти, он попросил, чтобы ему принесли шкатулку с магическим песком. Он хотел наконец-то увидеть, что там внутри, кроме песка. Шкатулка долго не открывалась. Наконец крышка поддалась. Внутри Мигель нашел записку, написанную почерком старухи (самой ее к тому времени давно уже не было в живых): «Querido Мигель, в этой шкатулке лежит самый обычный песок, который можно найти повсюду в Мексике. Настоящая магия находится внутри тебя».




Глава 1. Размышления о Кельтском кресте


Истинное Таро говорит языком символов. Других языков оно не знает.

    Артур Эдвард Уэйт,
    «Иллюстрированный ключ к Таро», 1911 г.


Однажды холодным зимним утром в одном муниципальном учреждении, куда я зашел по делам, я встретил Джейн. Мы не виделись несколько лет, и вот случайно столкнулись в лифте. Во время нашей последней встречи я раскладывал для Джейн колоду Таро[9 - На самом деле ее зовут не Джейн. За исключением особо оговоренных случаев, в этой книге я в интересах конфиденциальности изменил имена и другие личные данные своих клиентов.]. Она тогда стояла перед серьезным выбором, и ей нужно было принять решение. Да, хочу заметить: незадолго до этой нашей случайной встречи я как раз вспоминал Джейн. Так что, вполне может быть, не такой уж эта встреча была и случайной. Джейн начала с того, что попросила меня еще раз разложить для нее карты. А сейчас маленькое отступление, экскурс в историю Таро, после чего я вернусь к нашей истории с Джейн.

Чтение карт Таро – процесс, основанный на высвобождении интуиции. Чтобы его запустить, необходимо, чтобы интуиция толкователя вошла в резонанс с изображениями на картах, в контексте вопросов кверента (человека, на которого был сделан расклад). Писатель Гарет Найт называет Таро «набором изображений, для толкования которых не требуется дар предвидения или какие-то иные уникальные способности, достаточно обладать развитым воображением»[10 - Gareth Knight, The Magical World of the Tarot (San Francisco: Weiser Books, 1996), p. 2.]. По словам Роберта Плейса, художники эпохи Возрождения, создававшие картинки для карт Таро, придумали «целый набор символов или инструментов, с помощью которых бессознательное могло бы общаться с сознанием»[11 - Robert M. Place, The Tarot: History, Symbolism, and Divination (New York: Penguin Group, 2005), p. 273.].Ту же точку зрения разделял Артур Эдвард Уэйт (1857–1942). Он утверждал, что изображения на картах Таро – это знание, но не знание в чистом виде, а как бы подернутое вуалью. И потому эти изображения сродни тому, что у Карла Юнга называлось архетипами коллективного бессознательного. Цитирую Уэйта (эти слова были им написаны в 1911 году):



Таро – это некие универсальные идеи, закодированные в символы. Все эти идеи содержит каждый человеческий ум, но они не очевидны, они скрыты, а потому, когда вдруг себя обнаруживают, то могут восприниматься сторонним наблюдателем как колдовство и тайное знание[12 - Arthur Edward Waite, The Pictorial Key to the Tarot (Secaucus, NJ: Citadel Press, 1959), p. 59.].


Когда таролог смотрит расклад, он это делает в контексте вопроса, заданного кверентом. И я склонен считать, что этот вопрос и внутреннее «я» толкователя существуют по законам, сформулированным отцом психоанализа Зигмундом Фрейдом. То есть весь этот процесс представляет собой высвобождение интуиции толкователя, вплоть до того, что принято называть интуитивным прозрением. Фрейд рекомендовал своим ученикам слушать поток сознания клиента так, чтобы словно парить над этим потоком. Примерно так опытные тарологи и подходят к толкованию расклада. Не вкладывая личное и не отвлекаясь на личное, они позволяют своему уму ровно и плавно плыть над изображениями Таро и словами клиента. Когда таролог беспристрастно и отстраненно слушает и наблюдает, в его бессознательное проникают некие идеи, там возникают те или иные образы. Затем таролог бережно, уважительно, не навязывая своего мнения, пересказывает свои интуитивные прозрения кверенту.






Слева направо: если остаться в США – Пятерка Жезлов (классическая колода Таро); переезд за границу – Девятка Пентаклей (классическая колода Таро)



Но вернемся к Джейн. Итак, мы заговорили с ней о раскладе, который я когда-то сделал для нее. Тогда, несколько лет назад, она хотела узнать, соглашаться ли ей на предложенную работу, которая предполагала переезд за границу. Особенно Джейн интересовало, как это отразится на ее маленьком сыне. Во время гадания Джейн вытащила две карты. Одна должна была поведать о том, какой будет жизнь ее сына, если они всей семьей останутся в США. Вторая – что с ним будет в случае переезда.

Для варианта «остаться в США» Джейн вытянула Пятерку Жезлов; для варианта «переехать за границу» – Девятку Пентаклей. Пока я парил над Пятеркой Жезлов, через мое сознание проплывал изображенный на карте образ: играющие дети. Пятеро детей весело играют, то есть заняты самым что ни на есть нормальным, хорошим детским делом. Но от моего сознания (от левого полушария моего мозга, если верить нейрофизиологам) не укрылись также и некоторые негативные, тревожащие аспекты происходящего (борьба, конфликт).

В Девятке Пентаклей я увидел с виду вполне благополучное, ухоженное, но одинокое юное создание, надежно укрытое в цветущем саду и проводящее время в обществе ручной птицы и змеи. Выслушав меня, Джейн сказала, что, как ей кажется, Девятка Пентаклей – это как раз то, что ждет ее ребенка, если они переедут. Он будет надежно защищен материально, но вырван из привычной среды общения, и это может быть для него плохо. Подумав над обеими картами, Джейн решила остаться в Америке, пожертвовав карьерными перспективами ради того, чтобы у сына было нормальное детство.

Тогда, в тот первый раз, Джейн была со мной совершенно откровенна. Но сейчас все было иначе. Она явно была не готова открыто говорить о том, что ее беспокоит. Тем не менее я был уверен, что за нее все расскажут карты. Я хорошенько перетасовал колоду, потом попросил Джейн сделать то же самое. Я предложил Джейн тасовать до тех пор, пока что-то не подскажет ей, что хватит. Потом она сняла, и мы приступили к раскладу под названием «Кельтский крест», который сто лет назад был придуман Уэйтом.

Расклад «Кельтский крест» очень популярен. Отчасти потому, что прост: задействованы всего десять карт. Этот расклад показывает влияние прошлого на настоящее, по нему можно также увидеть, чего ждать от будущего. Использование именно десяти карт связано с символизмом пифагорова числа, лежащего в основе многих западных оккультных традиций. «Кельтский крест» хорош тем, что позволяет отвечать на сложные вопросы, при этом он короткий и не перегружает восприятие таролога.

Несмотря на название, происхождение этого расклада никак не связано ни с кельтской культурой, ни с крестом[13 - Marcus Katz, “The Origin of the Celtic Cross,” Tarosophist International Magazine, Vol. 1 Iss. 2 (Spring, 2009), pp. 22–45.]. Впервые он был приведен в книге Артура Эдварда Уэйта «Ключ к Таро». Книга вышла в качестве приложения к первой колоде Райдера—Уэйта—Смита в декабре 1909 года. Сам Уэйт характеризовал этот расклад как «короткую процедуру, к которой на протяжении многих лет прибегали, главным образом приватно, в Англии, Шотландии и Ирландии».

Во втором издании своей книги, увидевшем свет в 1911 году, Уэйт называет этот расклад «старинным кельтским методом прорицания». Изучая архивы герметического ордена Золотой зари, Маркус Кац обнаружил рукопись, которая датируется, предположительно, 1895 годом. Она была написана в Лондоне студентом Ф. Л. Гарднером, близко знакомым с учением ордена. В рукописи этот расклад также упомянут, но там он назван «цыганским методом гадания». Кац пришел к выводу, что простой и короткий «Кельтский крест» появился в качестве альтернативы трудоемкому и долгому «Открытию ключа», к которому часто прибегали члены ордена. Свое же название получил благодаря интересу Уэйта к возрождению кельтских традиций, на который его, вероятно, вдохновил поэт У. Б. Йейтс[14 - Marcus Katz, ibid., p. 45.].

Настоящий, не карточный «Кельтский крест» – это древний символ, которому не менее полутора тысяч лет. Он представляет собой круг, наложенный на крест. Согласно ирландской мифологии, святой Патрик в «Кельтском кресте» соединил крест Иисуса с языческим кругом, олицетворяющим Солнце. Это напоминает историю создания Микеланджело картины «Страшный суд», где он изобразил Иисуса в виде Аполлона. Искусствоведы, впрочем, считают, что «Кельтский крест» – это крест, украшенный венком победы. Лично мне эта версия нравится: каждый из нас несет свой крест, приятно думать, что там есть еще и венок победы. Возможно, триумфальный венок на Шестерке Жезлов в колоде Уэйта—Смит следует считать аллюзией на эту мысль.

По поводу же собственно «Кельтского креста» у Уэйта было свое, альтернативное, мнение. В четырех картах вокруг центрального креста из двух карт он видел не венок победы, а папское благословение. В оригинальном описании расклада Уэйт, который был ревностным католиком, при выкладывании карт соблюдал последовательность крестного знамения: от лба к груди и от плеча к плечу[15 - “Sign of the Cross,” The Catholic Encyclopedia, http://www.newadvent.org/cathen/13785a.htm (ссылка проверена 11 февраля 2012 г.).]. Уэйт помещал в раскладе третью карту над крестом из двух карт (лоб), четвертую под ним (грудь), а пятую и шестую карты – по обе стороны от него (от плеча к плечу) в зависимости от того, куда смотрит карта-сигнификатор. Будущее располагалось перед ней, прошлое – позади. Согласно той последовательности, которой предлагал придерживаться Уэйт, начало берется с центрального креста из двух карт, после чего надлежит перейти к расположенным кругом картам, как бы совершая большое папское крестное знамение. В результате чего получается, образно говоря, «двойной крест».

Крест, конечно же, – это фундаментальный христианский символ, который относится к распятию Иисуса. Христиане верят, что мучительным умиранием на кресте Иисус искупил грехи человеческие и смертью смерть попрал. В раскладе «Кельтский крест» можно представить центральный крест из двух карт как крест Иисуса, а окружающие его четыре карты – как всю Голгофу. Карта внизу – это земля, на которой стоит крест Иисуса, карты по бокам – это два вора, распятые одновременно со Спасителем, карта вверху – табличка с указанием причины казни.






Шестерка Жезлов с венком победы (классическая колода Таро)



Еще «Кельтский крест» очень напоминает круглый гороскоп западной астрологии, связанный с мифом о воскрешении египетского бога Осириса. Для птолемеевских египтян зодиакальный круг означал цикл рождения, смерти и воскрешения Солнца во время его ежедневного прохождения через небеса. Современный гороскоп – это круг зодиакальных знаков, расположенный на кресте, который состоит из пересечения, в точке рождения человека, оси горизонта с осью меридиана.

Каким бы ни было происхождение настоящего «Кельтского креста», одноименный расклад Таро состоит из десяти карт (или из одиннадцати, если считать еще карту-сигнификатор). Эти карты выкладываются в определенном порядке. Сначала две первые: это центральный крест, шест и перекладина. Вокруг центрального креста кладут еще четыре. Эти карты символизируют венок или папское благословение. Наконец выкладывают четыре последние карты: сверху вниз, справа от креста в круге, в форме тотемного столба.

Каждому положению карты в «Кельтском кресте» присвоено значение, которое таролог проговаривает вслух в процессе выкладывания карт. Некоторые тарологи сначала выбирают карту-сигнификатор (обычно одну из четырех придворных карт), характеризующую кверента, после чего поверх сигнификатора кладут первую карту. Я обычно поступаю по-другому. Считаю, каждой из семидесяти двух карт следует дать шанс ответить на вопрос кверента. Поэтому сигнификатора я выбираю не из четырех карт, а из всей колоды. Просто беру другую колоду и произвольно тяну любую карту.






Расклад «Кельтский крест». Центральный крест в окружении венка и вертикальный столбец справа. И раскладе Уэйта венок заменен на папское благословение



В новом раскладе, который я делал для Джейн, я выкладывал карты в их прямом положении. Иногда я пользуюсь и перевернутыми картами. Но по прошлому опыту я помнил, что Джейн так не любит. О том, что такое прямые и перевернутые карты, я расскажу позже.




Карта 1 – Тройка Мечей

(вертикальный шест в центральном кресте из двух карт)

какая карта вас кроет


После того как Джейн перетасовала колоду и сняла, я взял колоду из ее рук и выложил на стол верхнюю карту, прокомментировав это следующим образом: «Вот та карта, которая вас кроет». Будь у нас карта-сигнификатор, эта карта в буквальном смысле накрыла бы ее. Согласно Уэйту:



Эта карта оказывает тотальное влияние на судьбу кверента либо на вопрос, который тот задал. Она задает общий тон, из которого остальные карты расклада выбиваться не могут, они могут только что-то дополнить, уточнить[16 - Arthur Edward Waite, The Pictorial Key to the Tarot (London: W. Rider, 1911), онлайн-публикация в открытом источнике по адресу http://www.sacred-texts.com/tarot/pkt/pkt0307.htm (ссылка проверена 15 февраля 2012 г.).].


Перевернув карту, я вздрогнул. Тройка Мечей. В колоде Уэйта—Смит на этой карте изображено сердце, пронзенное тремя мечами, на фоне темных дождевых туч. «О боже, – подумал я, – дело серьезное». По моему опыту, выпавшая Тройка Мечей часто указывает на душевную травму, сердечную боль. В некоторых (впрочем, достаточно редких) случаях эта карта говорит о болезни телесной, причем в той стадии, когда уже требуется хирургическое вмешательство.






Тройка Мечей (классическая колода Таро)



Мечи – острые и режущие. Они режут, рассекают, разделяют. Мечи могут означать появление в жизни преград, границ. «Золотая заря» относит Мечи к стихии Воздуха, в астрологии для этой стихии характерны рациональность и объективность, а также некоторая отрешенность. Мечи обоюдоострые; они способны как помочь, так и ранить или даже убить. Могут означать ясность ума или жизненно важную хирургическую операцию, но могут указывать на серьезный конфликт интересов, противостояние, войну и смерть.

Так вот, в первой карте этого расклада на вертикальном шесте креста Джейн мы видим три меча, пронзивших человеческое сердце. Чье это сердце? Джейн? Чье-то еще? Сердце – это символ любви и вообще человеческих эмоций.

Я обратил внимание на число III на карте. В толковании Таро большая часть символизма происходит от древних представлений о числах, особенно в пифагорейской традиции с ее основополагающим утверждением, что «все есть число»[17 - Пифагорейцы считали число один числом рационального восприятия и генератором измерений; единица представляет собой безразмерную точку чистого потенциала. Число два считалось первым четным/женским числом, связанным с дуализмом мнений и выбором, а также генератором прямых линий вдоль одного измерения. Число три считали первым истинным мужским числом, генератором треугольников (три точки) в двух измерениях или планах (возможно, имеющим связь с внутренним или ментальным/эмоциональным пространством). Считалось, что число четыре генерирует три измерения и является первым числом, связанным с внешней или трехмерной реальностью, – подобно кубическому трону Императора (IV козырей).Если речь о людях, то число один соотносится с одинокой жизнью, число два – с парными отношениями или с необходимостью выбирать из двух вариантов, число три – с результатом приложения силы двух людей, являющихся парой. Например, муж (1) и жена (2) родили ребенка (3) и таким образом создали новую сущность (набор отношений), нуклеарную семью. Возможен другой вариант: кто-то пытается завести отношения с двумя разными партнерами, в результате возникает любовный треугольник (3).]. Если в раскладе появляется число три, то зачастую подразумевается ситуация, в которой либо уже участвуют трое, либо пока участников двое, но скоро к ним должен добавиться третий. Козырная карта III, Императрица, – символ плодородия и беременности (триада отец—мать—ребенок). Направленный вверх равносторонний треугольник (


) – это древний символ мужских гениталий, а направленный вниз – женских гениталий (


). В результате наложения этих двух треугольников друг на друга получается Звезда Давида, которая, кроме прочего, символизирует библейскую пару Адама и Еву.

На Тройке Кубков в колоде Уэйта—Смит изображены три танцующие девушки. На Тройке Пентаклей – ремесленник и два человека, с которыми он разговаривает. Возможно, это заказчики (триада ремесленник—заказчики—произведение искусства). На тройке Жезлов изображен молодой мужчина, который смотрит в море. Это подразумевает совместное с кем-то предприятие и, соответственно, размышления о возможных последствиях. На Тройке Мечей нарисовано пронзенное тремя мечами сердце, что, вероятно, означает печаль и горечь в связи с потерей чего-то, что кверент считал для себя важным (триада человек—утрата – отсечение чего-то от своей жизни и, как следствие, душевная скорбь).

Поскольку масть Мечей означает как образное, так и буквальное отсечение, я сказал Джейн следующее: «Этот расклад касается какой-то эмоциональной ситуации, потенциально болезненной, возможно связанной с утратой чего-то, что вам дорого. Эта карта также может означать хирургическое вмешательство – применительно к вам или кому-то из ваших близких». Джейн ответила, что недавно прооперировали ее маму. Все прошло благополучно, мама поправляется. Я сказал Джейн, что рад за нее и за ее маму.

Я прокручивал в голове тот, прошлый расклад, который я делал для Джейн несколько лет назад. Может, она снова задумалась о работе за границей? Может, Тройка Мечей означает переезд и расставание с теми, кто ей дорог? Я запретил себе спешить с какими-либо выводами и предоставил картам возможность сказать все самим.




Карта 2 – Девятка Жезлов

(перекладина в кресте из первых двух карт)

что проходит через вас во благо или во вред вам


В свете христианской традиции вторая карта символизирует перекладину креста, который мы должны нести. Некоторые тарологи расценивают ее как противодействующую силу или обстоятельство, которое требуется преодолеть. По словам Уэйта:



Она показывает, что именно за препятствия стоят на пути. Если карта благоприятная, то эти препятствия преодолимы, они не являются серьезной помехой. Но возможно и другое толкование: то, чего человек ждет, на что надеется, случится, но в силу той или иной причины не принесет добра[18 - Waite, Pictorial Key онлайн-публикация.].





Девятка Жезлов (классическая колода Таро)



В «Иллюстрированном ключе к Таро» на Девятке Жезлов изображен воин, который держит в руках шест. Еще восемь шестов прочно стоят позади него. В колоде Уэйта—Смит у держащего шест мужчины перевязана голова: он пострадал в какой-то драке или в битве. Типичное значение этой карты: «сила в противодействии». Число девять – последнее среди однозначных и означает завершение чего либо, окончание цикла. У кошек ведь девять жизней, не так ли?




Карта 3 – Двойка Жезлов

(низ венка)

что находится под вами и является корнем ситуации


Третья карта символизирует землю под центральным крестом из двух карт. Она находится под основанием креста, удерживает его в вертикальном положении. В Древнем Риме, кстати сказать, имели обыкновение иногда распинать на живых деревьях, обтесав их в форме креста, корни такого креста прочно удерживали его в земле. Если говорить о символическом значении третьей карты, то это подкрепление сути вопроса. Может означать какой-то прошлый опыт, или давние подозрения, или устойчивые убеждения, или какие-то события из далекого прошлого. Согласно Уэйту:



Она показывает основание или базис сути вопроса, ставшее реальностью и принятое сигнификатором[19 - Waite, Pictorial Key онлайн-публикация.].


Меня озадачил контраст: Двойка Жезлов под Джейн и накрывающая Джейн Тройка Мечей. В колоде Уэйта—Смит Двойка Жезлов – это жизнерадостная карта, которая символизирует весеннюю пору, новый цикл роста. Тройка же Мечей – карта нехорошая, зловещая. Она предвещает дурное. Как следует понимать такой расклад? Что ситуация выглядит заманчиво и многообещающе, но все может обернуться плохо? Вслух я сказал Джейн примерно следующее:






Двойка Жезлов (классическая колода Таро)





Я не знаю, каким именно образом Двойка Жезлов приведет вас к сердечной боли, на которую указывает Тройка Мечей. Изображенный на Двойке Жезлов молодой мужчина выглядит счастливым и благополучным. Он стоит возле замка и смотрит вдаль, словно спрашивая себя: «Что же будет дальше?» Общий фон выглядит спокойным и безмятежным. Число два символизирует выбор, которые придется сделать, и решения, которые придется принять. Изображенные на карте два жезла могут означать, что выбирать придется между двумя вариантами. Рассматривая карту, я заметил, что шест в руках мужчины не привязан, не закреплен, там есть свобода для маневра. В то время как другой шест прочно вставлен в стену и его нельзя и шевельнуть. Возможно, перед вами ситуация, когда возможность выбора из двух вариантов – это иллюзия. На самом деле вариант всего один.

Еще я обратил внимание на глобус. Мне представился кто-то совсем молодой, парень или девушка. Этот кто-то получил образование и задумался о будущем. Кем ему стать в этом мире? Каким курсом следовать? Оставаться ли на месте или отправиться в дальние края? Какую профессию выбрать? Я не думаю, что это о вас, Джейн. Вы уже определившийся, состоявшийся человек. Но, мне кажется, есть кто-то, кто только начинает свой самостоятельный жизненный путь и пытается понять, в каком направлении идти. Это чем-то напоминает прошлую ситуацию, когда вам предложили работу, которая находилась очень далеко, и вы не знали, как поступить. Давайте пока воздержимся от выводов и посмотрим другие карты.


В процессе толкования расклада иногда бывает, что ты замечаешь на давно знакомых, казалось бы, картах такие детали, на которые раньше не обращал внимания. Ну, или не придавал им значения. И вдруг эти детали бросаются в глаза. Несмотря на то что Двойка Жезлов часто выпадала в других раскладах, я раньше как-то не присматривался к ней и потому не думал о том, почему, собственно, один из шестов прочно зафиксирован в стене. Сейчас интуиция подсказала мне, что именно это обстоятельство является ключевым. Что оно очень важно для понимания общего смысла расклада.

Я вдруг увидел связь, пусть гипотетическую, между картой перекладины креста (Девятка Жезлов) и жезлами в нижней карте (Двойка Жезлов). Жезлы символизируют волю человека. Возможно, дело обстоит так: было принято какое-то решение. Принято потому, что прошлый опыт (карта 3) диктовал необходимость именно такого, а не какого-либо иного решения. Как результат возникла ситуация, с которой Джейн следует смириться. Тоже ее принять (карта 2). Кроули назвал Двойку Жезлов «доминионом», подразумевая, что, если выпала эта карта, это следует понимать как необходимость проявить волю, взять на себя ответственность за свою жизнь. Возможно, карты указывают на то, что кто-то решил жить по своим правилам, в соответствии с собственными представлениями о том, какой должна быть жизнь. Когда я готовился к написанию этой книги, я узнал, что в середине XVIII века некто Эттейлла толковал Двойку Жезлов как сожаление. Это толкование, применительно к ситуации с Джейн, более чем близко к истине, о чем вы узнаете далее.




Карта 4 – Туз Мечей

(левая сторона венка)

что находится за вами и уходит из вашей жизни


Четвертая карта олицетворяет что-то в недавнем прошлом. Возможно, это что-то все еще присутствует в вашей жизни, но уже из нее уходит. Согласно Уэйту:



Карта говорит о недавнем влиянии, которое сейчас ослабевает или уже исчезло совсем[20 - Waite, Pictorial Key онлайн-публикация.].


Понимание того, что значит «недавнее», у каждого свое. Для меня, например, «недавнее» – это то, что происходило в последние пару месяцев и связано с ситуацией, отраженной на центральном кресте из двух карт. Традиционно же карта 3 («внизу») указывает на влияния, источник которых находится далеко в прошлом, а карта 4 («вверху») говорит о чем-то, что происходило вот только что и прямо влияет на нынешнюю ситуацию. Для примера: 4-я позиция отсылает к какой-то христианской притче, карты 4–1 наводят на мысль об укоренившемся отношении, возможно, предубеждении или еще чем-то в этом же роде. О чем-то таком, что в свое время помешало распятому рядом грешнику принять предложение Христа о спасении.






Туз Мечей (классическая колода Таро)



В раскладе Джейн Туз Мечей находится в 4-й позиции. Тузы соответствуют числу один и символизируют чистую энергию масти, всю полноту заложенного в ней потенциала. В Тузе Мечей мы имеем дело с чистой стихией Воздуха, которая связана с интеллектом, способностью мыслить ясно, с холодной объективностью, с умением принимать решения не под давлением эмоций. Кроме того, мечи – это инструменты войны. Во благо или во вред, но мечи используются, чтобы резать и убивать. И хирурги, и воины рассекают плоть. Если расклад был сделан на отношения между людьми, то выпавшие Мечи означают фигуральное рассечение узлов: принятие важных решений. Английское decide («решать что-либо») происходит от латинского decidere, означающего «срезать», «отрезать от чего-либо» (de- + caedere). Учитывая все эти коннотации, я сказал Джейн следующее:



Туз Мечей говорит о том, что в недавнем прошлом вы старались прояснить для себя ситуацию с тем, чтобы принять рациональное решение. Возможно, ваша ситуация состоит в том, что вы находитесь в состоянии конфликта. Быть может, внутреннего. Или с кем-то из вашего окружения. Мечи используются, чтобы ими бить, резать. Вспоминается фраза «резать без ножа». Глядя на сердце, пронзенное тремя мечами, которое изображено на карте 1, я склоняюсь к мысли, что вам пришлось испытать острую боль. И при этом вы чувствовали одиночество. На это указывает Туз, карта «единицы». На ум приходят слова из песни, про то, что «единица – самое одинокое число».


В ретроспективе я видел, что прямой Туз Мечей несет на себе корону. Вероятно, Джейн отрезала что-то связанное с «короной» карты 5 – Рыцаря Пентаклей.




Карта 5 – Рыцарь Пентаклей

(верх венка)

то, что коронует вас, показывает возможный, желаемый или же идеальный, наилучший исход


Относительно коронующей карты в 5-й позиции мнения тарологов расходятся. Согласно Уэйту:



Она символизирует (a) представление кверента об идеальном развитии ситуации; (б) наилучший исход в данной ситуации, который пока еще не случился[21 - Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.].


Если карта 4 в положении «внизу» показывает влияния отдаленного прошлого, скрытое отношение кверента к ситуации, возможно, лежащее в области бессознательного, то карта 5, расположенная непосредственно «сверху» над сигнификатором, относится уже к будущему, к тому развитию ситуации, которое будет происходить, к решению, которое будет принято. Карту 3, которая находится под сигнификатором, кверенту трудно увидеть, но карта 5, коронующая сигнификатора, находится на виду. В контексте христианского символизма карта 5 отсылает к описанию того, что находится над головой Христа, таблице, где указана причина распятия. Если корона косвенно намекает на терновый венец, то карта в положении 5 может означать «вес короны», то есть некое бремя обязательств, ответственности, лежащее на плечах кверента. Корона может также означать последний, решающий шаг на пути к желанному исходу. Многие тарологи склонны считать, что карта 5 указывает на возможный исход, в то время как карта 10 говорит о наиболее вероятном исходе.






Рыцарь Пентакпей (классическая колода Таро)



Я объяснил Джейн, что придворные карты, такие как Рыцарь, могут указывать на реального человека, или ситуацию, или способ разрешения этой ситуации. Если Рыцарь Пентаклей – это какой-то реальный человек в ее жизни, то он, скорее всего, еще совсем юн. Во всяком случае, молод. Он прилежный, прагматичный, ответственный, хваткий, трудолюбивый, слегка медлительный (характеристики стихии Земля). Он предан своей работе, порой в ущерб своим чувствам, отношениям с людьми. Если эта карта – сама Джейн, то, возможно, она, Джейн, сейчас обдумывает какие-то особенности своего характера с тем, чтобы найти наилучший выход. Возможно, это указание на то, что она, Джейн, похоронила себя в работе, чтобы избежать душевной боли, которую доставляет ей Тройка Мечей. Если карта относится к ситуации, то эта ситуация развивается медленно и потребуется долгий, усердный труд для того, чтобы заставить ее развиваться в нужном направлении.




Карта 6 – Королева Мечей

(правая сторона венка)

что находится перед вами и скоро произойдет


Карта 6 рассказывает о ближайшем будущем. Согласно Уэйту:



Обозначает влияние, которое уже начинает себя оказывать и проявится совсем скоро[22 - Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.].


Как и в случае с картой «недавнего прошлого», здесь нет четко обозначенного срока. Для меня «совсем скоро» это два-три месяца после расклада. В христианском контексте карта в шестой позиции может указывать на необходимость нравственного перерождения. Вспомним раскаявшегося грешника, вставшего на путь исправления, просветления и примкнувшего после смерти к Иисусу на небесах.






Королева Мечей (классическая колода Таро)



В раскладе Джейн в шестой позиции появилась Королева Мечей. Эту карту еще называют «картой вдовы». Она может указывать на человека, черты характера или событие, соответствующее природе Королевы Мечей. Это зрелая женщина, которая отстранилась от своих эмоций, возможно, чтобы избежать горечи утраты или какой-то другой душевной травмы. Не исключено, что она и в самом деле овдовела. После того как эта женщина запретила себе чувствовать, ее прибежищем стал острый интеллект. В случае, если эта карта означает человека, речь может идти о матери кверента или любой другой зрелой, здравомыслящей женщине в жизни кверента. Если Королева Мечей обозначает ситуацию, то, возможно, она указывает на отсечение эмоциональных связей. В случае с раскладом Джейн просматривалась прямая связь этой карты с Тройкой Мечей, «закрывающей» кверента. Выслушав меня, Джейн сказала, что боится стать Королевой Мечей. Да, действительно, вследствие некоторых событий, случившихся в ее жизни в последнее время, она начала контролировать свои чувства. Но ей бы не хотелось в итоге превратиться в холодную, жестокую женщину, лишенную эмоций.

В ретроспективе Королева Мечей могла означать мать Джейн. Спустя несколько недель после толкования расклада мать Джейн внезапно скончалась от неожиданных осложнений после недавней операции. Джейн была опустошена этой утратой. На момент чтения расклада я не увидел в Королеве Мечей смерть матери Джейн, но на это печальное событие могла указывать карта 6, рассказывающая о близком будущем. К сфере Королевы Мечей относятся душевные утраты и скорбь. «Золотая заря» приписывает Королеве Мечей управление той частью зодиака, которая относится к Десятке Пентаклей, Двойке и Тройке Мечей. Тройка Мечей в роли закрывающей карты говорит о том, что кверенту приходится иметь дело с утратой, болью, разлукой и печалью. Тройка Мечей указывает также на беспокойство в связи с хирургическим вмешательством. Позже Джейн рассказала мне, что, когда ей сообщили о смерти матери, она вспомнила мой вопрос об операции и о том, чувствует ли она тревогу.




Карта 7 – Семерка Кубков

(основание в столбце справа)

вы в своем нынешнем состоянии


Карта 7 описывает состояние кверента на момент расклада. Согласно Уэйту:



Седьмая карта означает самого сигнификатора. Она равно может относиться как к человеку, который задает вопрос, так и к сути вопроса. Соответственно карта показывает положение, в котором находится человек, либо же положение дел, здесь и сейчас. Она также может указывать на отношение человека к существующим обстоятельствам[23 - Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.].





Семерка Кубков (классическая колода Таро)



Я объяснил Джейн, что Семерка Кубков означает, что кто-то пребывает в подобном сну состоянии, полном фантазий и иллюзий. Эта карта зачастую появляется тогда, когда кому-то приходится выбирать из множества вариантов, а человек не обладает ясным видением ситуации или вводит себя в заблуждение ложным оптимизмом. Карта также может указывать на перегруженность мыслями или побег от реальности в мир фантазий. Если перенести значение этой карты в современные реалии, то можно сказать, что тот, на кого она указывает, временно поставлен на паузу. Как ставит на паузу изображение соответствующая кнопка на пульте управления телевизором. Действие остановлено, можно подумать о том, что делать дальше. Я сказал Джейн следующее:



Поскольку это единственная карта масти Кубков во всем раскладе, я думаю, вы пребываете в растерянности из-за своих душевных переживаний и не знаете, как вам поступить. Возможно, вы сейчас выбираете из нескольких вариантов, но выбрать не можете.


Здесь Джейн прервала меня и сказала следующее:



Карты поразительно точно описали мою ситуацию. Я думаю о разводе. То, что вы сейчас сообщили про Семерку Кубков, попало в самую точку. Я много лет закрывала глаза на то, что муж пьет. Он алкоголик. Я не получаю от него никакой эмоциональной поддержки. Это его вы сейчас описали, рассказывая про Рыцаря Пентаклей. Возможно, мне нужно прекратить наши отношения ради меня самой и ради нашего сына. Оставаться нам с ним вместе становится небезопасно.


Признаюсь, до этого момента при толковании расклада Джейн мысль о разводе не приходила мне в голову. Однажды я видел Джейн с мужем в ресторане, они выглядели вполне благополучной и счастливой семейной парой. Да, я действительно истолковал Тройку Мечей как некую болезненную утрату или разделение. Но развод… Что ж, я, в конце концов, всего-навсего человек, и мое личное знакомство с Джейн затуманило мою способность к прорицанию. Я не разглядел картину, которую открывали мне карты. Хотя мог, потому что «Золотая заря», опираясь на старинный арабский текст «Пикатрикс», описывала Семерку Кубков как указание на плохой брак из-за неумеренности одного из супругов.




Карта 8 – Семерка Жезлов

(вторая снизу карта в столбце справа)

то, что вас окружает. И те, кто вас окружает


Карта 8 описывает состояние людей из окружения кверента, к которым относится вопрос. Согласно Уэйту:



Восьмая карта означает его (кверента) дом. То есть то, что находится вокруг человека, не дом как стены, но дом как положение человека в жизни, степень его защищенности, наличие или отсутствие друзей, их влияние и так далее[24 - Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.].


Я рассказал Джейн о Семерке Жезлов: мужчина использует палку как оружие, чтобы защититься от шести атакующих палок, направленных на него снизу. Он стоит в позе обороны, пытается удержаться на своем месте и упрямо защищает свое положение. Кроме того, он размышляет о том, как поступить дальше. Еще одна «семерка» и еще одна пауза в действиях. Что вы предпримете, оказавшись на седьмой сфере небес, которой управляет Сатурн, в древности считавшийся наиболее отдаленной от нас планетой?






Семерка Жезлов (классическая колода Таро)



«Мужчина с палкой – это мой муж, – сообщила Джейн. – Он упрямый и сопротивляется разводу». Если верить изображению на Семерке Жезлов, вторая половинка Джейн отчаянно не хотела оставаться в одиночестве. Рыцарь Пентаклей, в котором Джейн опознала мужа, боролся за свою даму изо всех сил.




Карта 9 – VIII – Сила

(третья снизу карта в столбце справа)

ваши надежды и страхи


Карта 9 показывает связанные с исходом ситуации надежды, желания и страхи кверента. Согласно Уэйту:



Девятая карта сообщает, на что надеется и чего боится задавший вопрос[25 - Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.].





Карта Сила (классическая колода Таро)



Когда мы вместе с Джейн посмотрели на карту Сила, VIII карту козырей в колоде Уэйта—Смит, Джейн сказала: «Я надеюсь, что смогу быть такой. Ну, в бракоразводном процессе. Чтобы через это пройти, мне понадобятся силы. Если честно, я вообще не уверена, что справлюсь». Здесь вспоминаем о том, что Джейн «перечеркнута» картой 2, Девятка Жезлов («сила соперника»). Джейн хочет быть сильной, но боится, что не сможет.




Карта 10 – Рыцарь Мечей

(верхняя карта в колонке справа)

вероятный исход ситуации


Карта 10 показывает вероятный исход ситуации. Но ключевое слово здесь вероятный. Этот исход не выбит в камне. У людей есть свобода воли. Они могут и должны использовать то, что рассказали им карты, чтобы скорректировать свое поведение и соответственно свой жизненный путь. Согласно Уэйту:



Десятка – это то, что будет, конечный результат, кульминация. Это то, к чему все идет, в том числе и под влиянием других карт расклада[26 - Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.].


Последнее замечание очень важно. Финальную, завершающую, десятую карту следует толковать строго в контексте, вдумываясь в то, о чем говорят карты, которые легли рядом.

Я еще раз рассказал Джейн о том, что Рыцари означают в раскладе. По правде говоря, появление этой карты меня несколько удивило. Возможно, это и было причиной, по которой я проглядел развод. Джейн – женщина средних лет, соответственно молодой мужчина (Рыцарь) не навел меня на мысль о ее муже.






Рыцарь Мечей (классическая колода Таро)



Когда я видел их вместе, они смотрелись ровесниками. Но, впрочем, моложавость Рыцаря Пентаклей не обязательно относится к биологическому возрасту. Она может выражаться в инфантильности, эмоциональной незрелости, да и в алкогольных пристрастиях тоже.

Но здесь неплохо было бы все же уточнить. Поэтому я сказал Джейн: «Поскольку Рыцарь в 5-й позиции, как мы выяснили, указывает на вашего мужа, не может ли быть, что Рыцарь Мечей в 10-й позиции означает другого мужчину в вашей жизни?» Джейн ответила, что она ни с кем не встречается. Я сказал: «Это не обязательно любовник. Возможно, просто друг, близкий знакомый. Скорее всего, он резковат, как в движениях, так и на язык, всегда спешит, действует бесцеремонно. В общем, в нем много от подростка. Рыцари Мечей – они такие.

«Наверное, этой мой друг Натан, – ответила Джейн. – Но он совсем не подросток, ему за пятьдесят. Хотя выглядит он намного моложе. Натан, кстати сказать, считает идею с разводом правильной и всячески меня к этому подталкивает. Уговаривает быть решительнее и поскорее разобраться со всем этим. Я знаю, что нравлюсь ему. Если я подам на развод, он, возможно, захочет встречаться со мной. Думаю, мы с ним поладили бы».

После этого рассказа мне стало понятно, откуда в раскладе взялся напористый Рыцарь Мечей. Вот, значит, как… Я новыми глазами взглянул на то, как стоит и куда смотрит Рыцарь Пентаклей, он же муж Джейн. Смотрит он вправо, в сторону соперника. А соперник, Рыцарь Мечей, со своей позиции «результат» смотрит прямо на него. Смотрит так, словно атакует.

«Возможно, двух рыцарей в раскладе стоит рассматривать следующим образом, – сказал я. – Рыцарь Пентаклей в позиции 5 – это ваш муж. И это же возможный итог, то, как разрешится ваша ситуация, если вы не надумаете разводиться и останетесь с мужем. Рыцарь Мечей в позиции 10 может быть Натаном, который торопит вас оборвать связь с мужем, чтобы самому заняться вами. Да, возможно, это Натан. Но может быть, и нет. Предлагаю вытащить еще одну карту, которая поможет разобраться».

«Давайте», – сказала Джейн. Я предложил ей сосредоточиться и вытащить из колоды любую карту. Она достала Рыцаря Жезлов – еще одного мужчину, куда-то спешащего с фаллического вида задранной вверх палкой. Увидев эту карту, мы с Джейн дружно рассмеялись. Похоже, карты Таро решили нам тут устроить целый рыцарский турнир.

На момент толкования расклада я упустил из виду важный момент: Артур Уэйт считал, что Рыцари в его колоде обозначают мужчин старше сорока. Дело в том, что многие современные авторы не учитывают мнение Уэйта и под Рыцарями понимают молодых мужчин. Королей они, соответственно, рассматривают как мужчин старшего возраста. В литературных источниках много путаницы вокруг Рыцарей и Королей как раз из-за того, что разные толкователи придерживаются разных взглядов на то, кто же все-таки тут олицетворяет молодость, а кто – опыт. С учетом оригинального замысла Уэйта расклад Джейн становился более понятным. И ее мужу, и ее другу Натану было хорошо за сорок.

И здесь закономерно возникает следующий вопрос: должен ли таролог следовать прямым значениям карт, тем, что заложены автором колоды? Или же он волен интерпретировать увиденное как ему угодно, неважно, чью колоду он при этом держит в руках? Джеймс Уэнлесс, автора колоды «Таро путешественника» (Voyager Tarot), на этот счет высказался определенно: «Работая с конкретной колодой, используйте присвоенные ей значения. Не пытайтесь придать картам этой колоды иные значения, взятые из других колод»[27 - James Wanless, Strategic Intuition for the 21st Century, Tarot for Business (Carmel, CA: Merrill-West Publishing, 1996), p. 61.]. Ну, скажем так: это мнение Джеймса Уэнлесса. Лично я считаю, что, толкуя карты, следует слушать исключительно собственную интуицию. Карты – это, в конце концов, всего лишь инструмент.




Поясняющая карта – Рыцарь Жезлов

указывает на наиболее вероятный исход ситуации


В случае, когда Рыцарь Жезлов никак не может быть истолкован, я прошу кверента вытянуть дополнительную карту, которая прояснит значение Рыцаря. Некоторые тарологи в такой ситуации делают второй расклад. При этом они используют карту 10 или любую другую карту из первоначального расклада в качестве сигнификатора для второго расклада. В описании «Кельтского креста» Уэйт упоминает, что придворная карта в десятой позиции означает, что исход ситуации находится в руках человека, на которого указывает карта. Далее он берет эту карту в качестве сигнификатора для нового расклада. И уже в ходе него выясняет, как именно придворная карта способна повлиять на результат.






Рыцарь Жезлов (классическая колода Таро)



Я редко пользуюсь методом Уэйта, потому что считаю его слишком сложным. В моем случае анализ десяти карт с одиннадцатой поясняющей – это предел моей умственной нагрузки. Чем проще, тем лучше, так я считаю. С другой стороны, бывают случаи, когда поясняющая карта ничего не поясняет, а только все запутывает. Вот тогда я следую советам Уэйта и выкладываю второй «Кельтский крест». Если Джейн обратится ко мне с просьбой снова посмотреть ее судьбу в картах, я сделаю расклад из десяти карт, чтобы больше понять про Рыцаря Мечей. Процитирую совет Уэйта:



Если в каком-либо гадании Десятой картой окажется придворная карта, это следует понимать так, что ситуацией управляет тот, на кого эта карта указывает. Именно от него зависит, каким будет конечный результат. В этом случае полезно разложить второй «Кельтский крест», используя придворную карту как сигнификатор. Это поможет выяснить, в чем сила того, кто управляет ситуаций, как он это делает и чем его управление может закончиться[28 - Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.].


В раскладе Джейн Рыцарь Жезлов в качестве проясняющей карты, казалось, усиливал значение двух Рыцарей в первоначальном раскладе. Джейн следовало сделать выбор между двумя мужчинами, на которых указывали Рыцари. Оба эти мужчины были моложавы либо инфантильны. Один из них жаждал поухаживать за Джейн (Рыцарь Мечей), другой настойчивости не проявлял (Рыцарь Пентаклей). Обычно Рыцарь Мечей означает быстрое движение, отъезд, переезд, путешествие. Кто-то уйдет из жизни Джейн? Исходом ситуации будет переезд Джейн на новое место жительство? Окажется ли Натан ее Рыцарем в сияющих доспехах? Означает ли Рыцарь Мечей в позиции 10, что Джейн разведется с мужем? Или же, если верить Уэйту, именно в руках Рыцаря Мечей и сосредоточена власть над ситуацией?




Исход


Спустя несколько месяцев я повстречал Джейн. Как вы помните, ее мама умерла от послеоперационных осложнений. Джейн была в тяжелом душевном состоянии, поэтому мысли о радикальных переменах в личной жизни пока отложила в сторону. Королева Мечей – вот кем она была все это время. В это непростое для Джейн время ее муж ее всячески поддерживал, и она пересмотрела свое отношение к их браку. Джейн по-прежнему не нравилось, что муж пьет, но она уже не спешила с разводом. Натан остался ее хорошим другом, но ничего романтического между ними не возникло.

В ретроспективе мне было интересно, кто же стоял за картой Рыцарь Мечей. Кто держал в своих руках власть над ситуацией. События развивались таким образом, что в их центре оказалась кончина мамы Джейн. Эта смерть и последующее поведение мужа радикально изменили взгляды Джейн на ее семейную жизнь. Могла ли карта указывать на хирурга, оперировавшего ее маму, чьи действия невольно повлекли за собой такие последствия? Если это было так, то предсказание сбылось в точном соответствии с тем, что писал Уэйт. Ситуация в самом буквальном смысле оказалась в руках хирурга (Рыцаря Мечей), и этот человек своими действиями, пусть и невольно, предопределил ее исход.

С другой стороны, в трактовке «Золотой зари» Рыцари не всегда указывают на человека. За этими картами может стоять ситуация, ситуация в развитии – в зависимости от того, в какую сторону смотрит Рыцарь. Для понимания этой ситуации зачастую требуются карты Младших арканов. Их необходимо соотнести с картой-Рыцарем (см. Приложение C). В раскладе Джейн Рыцарь Мечей в итоговой позиции тематически связан с Семеркой Пентаклей, а также Восьмеркой и Девяткой Мечей. Таким образом, исходы для Джейн видятся следующие: она погружается в размышления о том, что могут принести ей новые отношения, ее ждут бессонные ночи и душевные муки. В раскладе Рыцарь Мечей повернут лицом к Тройке Мечей в центральном кресте и смотрит на Королеву Мечей в позиции близкого будущего. Королева Мечей, которая может обозначать маму Джейн, в свою очередь тоже смотрит на Рыцаря. При таком положении карт Король Мечей несет печаль и горе (масть Мечей) кверенту и ее матери.




Совет напоследок


Ввиду того что расклад «Кельтский крест» может быть сложным для толкования, автор Хайо Банцхаф рекомендует разбить его на две группы карт[29 - Hajo Banzhaf, The Crowley Tarot (Stamford, CT: U.S. Games Systems Publishers, 1995), p. 204.]. Для тех, кто только начинает свое знакомство с «Кельтским крестом», подход Банцхафа это как раз то, что нужно. Чтение карт начинается с карты в позиции 4 (недавнее прошлое) и карты в позиции 9 (надежды и страхи). Это позволяет понять, что произошло недавно в жизни кверента, на что могут быть направлены его надежды и что может вызывать у него страх. Далее по Банцхафу следует смотреть карту в позициях 1 (закрывающая) и в позиции 2 (пересекающая). Тем самым становится понятна суть происходящего здесь и сейчас. Затем внимание толкователя переходит к карте в позициях 3 (бессознательные факторы) и в позиции 5 (сознательные факторы). Это позволяет увидеть, куда уходит корнями ситуация, что там, в прошлом, есть такого, что способно оказывать влияние на настоящее. Затем Банцхаф советует присмотреться к картам 7 и 8, чтобы понять, как к ситуации относятся сам кверент и окружающие его люди. Наконец, толкуются карты 6 (ближайшее будущее) и 10 (наиболее вероятный исход). После этого уже можно с определенной степенью уверенности сказать, как будут разворачиваться события.

Мой собственный подход слегка отличается от подхода Банцхафа, поскольку я рассматриваю карту 5 – венчающую – в качестве карты, где зашифрован наиболее вероятный исход. Таким образом, я читаю карты 5, 6 и 10 вместе, чтобы понять, чего ждать от будущего. Кроме того, чтобы у меня сложилось представление о том, как будут развиваться события, я толкую карты 4 (недавнее прошлое), 1 (накрывающая карта) и 6 (ближайшее будущее) все вместе, как расклад из трех карт на прошлое, настоящее и будущее.

Рано или поздно у каждого практикующего таролога вырабатывается свой способ толкования расклада «Кельтский крест». Сам же расклад пользуется популярностью и при умелом прочтении о многом может рассказать.




Глава 2. Основы астрологии для тарологов


Suspiciendo despicio

(Глядя вверх, я вижу то, что внизу)[30 - New World Encyclopedia, s.v. “Brahe, Tycho,” http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Tycho_Brahe (ссылка проверена 7 марта 2013 г.).].

    Тихо Браге (1546–1601)


Процитирую Стюарта Каплана, эксперта по символизму Таро, основателя издательства U. S. Games Systems:



Знание астрологии может значительно помочь в толковании Таро, и наоборот. Идею „Золотой зари“ соединить астрологию и Таро следует считать гениальной[31 - Stuart Kaplan, LWB for the Hermetic Tarot deck (Stamford, CT: U.S. Games Systems, 2006), p. 6.].


Каплан также особо отмечает, что Уэйт попросил художницу Памелу Колман Смит (для друзей и близких «Пикси») создать иллюстрации для сорока нефигурных карт, «аккуратно следуя астрологическому значению каждой масти. Оно для всех мастей разное, поскольку на них влияют разные знаки зодиака»[32 - Stuart Kaplan, The Artwork & Times of Pamela Colman Smith (Stamford, CT: U.S. Games Systems, 2003), p. 76.].

С учетом мнения Стюарта Каплана, эта глава посвящается основам астрологии в той мере, в какой они применимы к толкованию Таро. Я хочу рассказать об астрологических представлениях, которыми руководствовалась Пикси при создании иллюстраций к колоде Уэйта—Смит. Незнакомому с астрологией читателю материал может показаться сложным. В таком случае я бы посоветовал еще раз вернуться потом к этой главе, уже после того, как будут прочитаны остальные. Для тех, кто хорошо разбирается в астрологии, я привел примеры реальных раскладов, в которых карты толкуются одновременно и с позиции астрологии, и с позиции Таро. Такие расклады, взятые из жизни, лучшая иллюстрация того, что представляет собой союз астрологии и Таро и какие возможности он открывает для того, кто понимает язык звезд и язык карт.

«Астрология» происходит от латинского astrologia. Слово образовано из корней двух слов: «астрономия» (от греческого astron – небесное тело и logia – изучение чего-либо). Происхождение астрологии тесно связано с появлением календарей, которые были необходимы в сельском хозяйстве. Астрология возникла тысячи лет назад, когда жрецы наблюдали за небесными знамениями: связями между космическими явлениями и событиями на Земле. Такие связи были, говоря современным языком, либо научными, либо нет. Пример научной связи: «Когда определенное созвездие становится видно на небе, Нил выходит из берегов». Связь псевдонаучная: «Когда Марс поравняется с Юпитером, Вавилония развяжет войну».




Астрология для прорицания


И астрология, и Таро пытаются измерить долю божественного в закономерностях природного порядка. Подобно Таро, астрология – это способ прорицания, только вместо взаимодействия карт она изучает взаимодействие звезд и планет. Цель в обоих случаях одна: расшифровать, что божественное может сообщить о земных событиях. Этот принцип выражен в знаменитом герметическом афоризме: «Что вверху, то и внизу». В XIII веке итальянский астролог Гвидо Бонатти (современник Фомы Аквинского) считал астрологию способом прорицания, то есть разгадыванием божественного намерения, и толковал волю звезд клиентам только после того, как те получали божественное наставление. Для этого последним требовалось отрешиться от суеты и проводить время в молитвах. Если эти попытки узнать божественную волю оказывались безрезультатными, Бонатти строил особый график, чтобы с его помощью расшифровать те символы, которыми, как он считал, излагает свою волю Всевышний.




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=65802681) на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.



notes


Примечания





1


Albert Einstein, “The Quotable Einstein,” Turn the Tide, http://www.turnthetide.info/id54.htm (ссылка проверена 7 января 2012 года).




2


Rachel Pollack, Tarot Wisdom: Spiritual Teachings and Deeper Meanings (Woodbury, MN: Llewellyn Publications, 2008), p. 139.




3


Juliet Sharman-Burke and Liz Greene, The New Mythic Tarot (New York: St. Martin’s Press, 2008), p. 13.




4


Герметический орден Золотой зари был магическим орденом, действующим в Великобритании в конце XIX и начале XX столетия. Среди его членов были такие знаменитости, как поэт У. Б. Йейтс, оккультист А. Э. Уэйт, художница Памела Колман Смит и оккультист Алистер Кроули. В данной книге для краткости я упоминаю этот орден как «Золотая заря».




5


Rachel Pollack, The New Tarot Handbook (Woodbury, MN: Llewellyn Publications, 2011), p. 2.




6


Ronald Decker, Art and Arcana, Commentary on the Medieval Scapini Tarot (Stamford, CT: U.S. Games Systems, 2004), p. 8.




7


Эта книга посвящена связи между астрологией и Таро. Алхимический символизм – явление, которое требует отдельного рассмотрения. Интересующимся алхимией рекомендую прочесть труды Алистера Кроули и Роберта Пейла, в которых говорится о связи алхимии с Таро.




8


Dion Fortune, Practical Occultism in Daily Life (Northamptonshire, UK: The Aquarian Press, 1976), p. 39.




9


На самом деле ее зовут не Джейн. За исключением особо оговоренных случаев, в этой книге я в интересах конфиденциальности изменил имена и другие личные данные своих клиентов.




10


Gareth Knight, The Magical World of the Tarot (San Francisco: Weiser Books, 1996), p. 2.




11


Robert M. Place, The Tarot: History, Symbolism, and Divination (New York: Penguin Group, 2005), p. 273.




12


Arthur Edward Waite, The Pictorial Key to the Tarot (Secaucus, NJ: Citadel Press, 1959), p. 59.




13


Marcus Katz, “The Origin of the Celtic Cross,” Tarosophist International Magazine, Vol. 1 Iss. 2 (Spring, 2009), pp. 22–45.




14


Marcus Katz, ibid., p. 45.




15


“Sign of the Cross,” The Catholic Encyclopedia, http://www.newadvent.org/cathen/13785a.htm (ссылка проверена 11 февраля 2012 г.).




16


Arthur Edward Waite, The Pictorial Key to the Tarot (London: W. Rider, 1911), онлайн-публикация в открытом источнике по адресу http://www.sacred-texts.com/tarot/pkt/pkt0307.htm (ссылка проверена 15 февраля 2012 г.).




17


Пифагорейцы считали число один числом рационального восприятия и генератором измерений; единица представляет собой безразмерную точку чистого потенциала. Число два считалось первым четным/женским числом, связанным с дуализмом мнений и выбором, а также генератором прямых линий вдоль одного измерения. Число три считали первым истинным мужским числом, генератором треугольников (три точки) в двух измерениях или планах (возможно, имеющим связь с внутренним или ментальным/эмоциональным пространством). Считалось, что число четыре генерирует три измерения и является первым числом, связанным с внешней или трехмерной реальностью, – подобно кубическому трону Императора (IV козырей).

Если речь о людях, то число один соотносится с одинокой жизнью, число два – с парными отношениями или с необходимостью выбирать из двух вариантов, число три – с результатом приложения силы двух людей, являющихся парой. Например, муж (1) и жена (2) родили ребенка (3) и таким образом создали новую сущность (набор отношений), нуклеарную семью. Возможен другой вариант: кто-то пытается завести отношения с двумя разными партнерами, в результате возникает любовный треугольник (3).




18


Waite, Pictorial Key онлайн-публикация.




19


Waite, Pictorial Key онлайн-публикация.




20


Waite, Pictorial Key онлайн-публикация.




21


Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.




22


Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.




23


Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.




24


Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.




25


Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.




26


Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.




27


James Wanless, Strategic Intuition for the 21st Century, Tarot for Business (Carmel, CA: Merrill-West Publishing, 1996), p. 61.




28


Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.




29


Hajo Banzhaf, The Crowley Tarot (Stamford, CT: U.S. Games Systems Publishers, 1995), p. 204.




30


New World Encyclopedia, s.v. “Brahe, Tycho,” http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Tycho_Brahe (ссылка проверена 7 марта 2013 г.).




31


Stuart Kaplan, LWB for the Hermetic Tarot deck (Stamford, CT: U.S. Games Systems, 2006), p. 6.




32


Stuart Kaplan, The Artwork & Times of Pamela Colman Smith (Stamford, CT: U.S. Games Systems, 2003), p. 76.


Таро за пределами основ: более глубокое понимание значений карт Энтони Луис
Таро за пределами основ: более глубокое понимание значений карт

Энтони Луис

Тип: электронная книга

Жанр: Практическая эзотерика

Язык: на русском языке

Издательство: Добрый вестник

Дата публикации: 16.07.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Энтони Луис – таролог с опытом более 30 лет, его книги являются бестселлерами по всему миру. «Таро за пределами основ» – книжная новинка, в которой он делится своими глубокими знаниями о символизме, заключенном в каждой из 78 карт колоды. Вместе с автором вы отследите историю возникновения и развития символических значений карт Таро, увидите, как они менялись, обрастали смысловыми нюансами. Эта уникальная информация обогатит вашу практику и выведет ее на новый уровень.

  • Добавить отзыв