Принципы коммунизма

Принципы коммунизма
Фридрих Энгельс
Карл Генрих Маркс
Всемирное наследие
В настоящую книгу вошли шесть важных работ выдающихся философов, историков и социологов своего времени – Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
«Принципы коммунизма», написанные в формате ответов на вопросы, касаются объяснения таких основополагающих вещей как понятие коммунизма, возникновение пролетариата и последствий промышленной революции.
«Манифест коммунистической партии» – одно из самых известных произведений Маркса и Энгельса, переведенных на многие европейские языки. Эта работа определила направление общественной мысли и стала важным историческим свидетельством становления и развития социализма. Крупнейший философ и ученый современности Умберто Эко назвал его «шедевром политического красноречия».
Издание дополнено сочинениями и очерками К. Маркса и Ф. Энгельса, а также комментариями специалиста.
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Карл Маркс, Фридрих Энгельс
Принципы коммунизма

© Нечаев С.Ю., предисловие, комментарии, 2021
© Издательство АСТ, 2021

Предисловие
В данной книге представлены шесть крайне важных для понимания сути марксизма работ.
Первая – это работа Фридриха Энгельса «Принципы коммунизма», написанная им в конце октября – ноябре 1847 года по поручению окружного комитета «Союза коммунистов» в Париже.
Вторая работа – это знаменитый «Манифест Коммунистической партии», впервые анонимно изданный в Лондоне в феврале 1848 года. В нем Карл Маркс и Фридрих Энгельс декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. Эта работа, без всякого сомнения, определила судьбу всего XX века.
Третья работа – это фрагменты доклада Карла Маркса на заседаниях Генерального совета Первого интернационала 20 и 27 июня 1865 года. Доклад называется «Заработная плата, цена и прибыль», и в нем Маркс впервые в популярной форме (в процессе критики позиции члена Генерального совета Джона Уэстона) публично изложил основные положения своего учения.
Четвертая работа – это «Наемный труд и капитал» Карла Маркса. Эта работа была написана на основе лекций, прочитанных Марксом в декабре 1847 года в Немецком рабочем обществе в Брюсселе. Впервые она была опубликована в газете в апреле 1849 года, а в виде книги она вышла в 1880 году (в 1891 году она была отредактирована Фридрихом Энгельсом).
Пятая работа – это незаконченный очерк Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанный в 70-е годы XIX века и ставший составной частью его капитального труда «Диалектика природы».
Шестая работа – это сочинение Фридриха Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке», которое впервые было опубликовано в трех номерах французского журнала «La revue socialiste» и в виде отдельной брошюры в 1880 году в Париже (на языке оригинала оно впервые было издано в 1882 году в Цюрихе).
* * *
Надо сказать, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс, познакомившиеся в Париже 28 августа 1844 года, примкнули к «Союзу справедливых» (Bund der Gerechten) весной 1847 года. А «Союз справедливых» – это было ответвление «Союза отверженных» (Bund der Ge?chteten), тайной революционной организации, созданной в Париже в 1830-х годах немецкими наемными рабочими-эмигрантами под влиянием настроений Июльской французской революции.
Летом 1847 года «Союз справедливых» был переименован в «Союз коммунистов» (Bund der Kommunisten), и ему был нужен соответствующий программный документ – теоретическая основа.
В результате Энгельсу поручили подготовить текст этого программного документа. Но при этом вопрос о составлении программы в форме катехизиса (в виде книги, содержащей основные положения учения, часто излагающиеся в виде вопросов и ответов) обсуждался еще до конгресса, на котором «Союз справедливых» был реорганизован и переименован в «Союз коммунистов». А в сентябре 1847 года лондонский центральный комитет «Союза коммунистов» разослал проект «Коммунистического катехизиса» округам и общинам «Союза». Этот документ, носивший следы влияния утопического социализма, не удовлетворил Маркса и Энгельса, так же как не удовлетворил и «исправленный» проект, составленный в Париже «истинным социалистом» Мозесом Гессом. 22 октября 1847 года на заседании окружного комитета «Союза коммунистов» в Париже Энгельс подверг проект Гесса резкой критике и добился его отклонения. И вот после этого Энгельсу было поручено самому составить новый проект. Этим проектом и явились написанные вскоре «Принципы коммунизма».
Работа эта написана в форме ответов на вопросы, теоретически обосновывающих и разъясняющих важнейшие программные и тактические принципы пролетарской партии.
В этом варианте проекта программы «Союза коммунистов» Фридрихом Энгельсом были намечены мероприятия, проведением которых завоевавший власть пролетариат подготовит переход от капитализма к социализму.
«Принципы коммунизма» Энгельса начинаются с ответа на вопрос: что такое коммунизм? И ответ на него звучит так: коммунизм – это учение об условиях освобождения пролетариата.
Последователи марксизма называли первую фазу коммунизма социализмом. Так вот в «Принципах коммунизма» содержится тезис Энгельса о невозможности победы социализма в одной отдельно взятой стране. Понятно, что принципы коммунизма в то время не могли быть проверены практикой, и в тот период развития буржуазного общества отрицательный ответ на вопрос о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране был единственно правильным. Но потом стало ясно, что эта формула, правильная для эпохи домонополистического капитализма, устарела в эпоху монополистического капитализма, когда действие закона неравномерного и скачкообразного экономического и политического развития капиталистических стран предопределило неодновременность созревания пролетарской революции в различных странах. В новых исторических условиях этот устаревший тезис Энгельса был заменен В.И. Лениным на новое положение о возможности победы социализма первоначально в нескольких или даже в одной отдельно взятой стране и нереальности одновременной победы социализма во всех странах.
Интересно отметить, что Энгельс, рассматривая «Принципы коммунизма» лишь как черновой вариант, как предварительный набросок программы, в письме к Марксу от 23–24 ноября 1847 года высказал мысль о целесообразности составить программу в виде «Коммунистического манифеста», отбросив устаревшую, как ему казалось, форму катехизиса.
Кстати, форма катехизиса была любима пропагандистами того времени, и текст Энгельса под названием «Проект Коммунистического символа веры» тоже был составлен в этой форме, то есть в виде вопросов и ответов. Но потом появился «Манифест Коммунистической партии», при написании которого основоположники марксизма использовали ряд положений, выдвинутых в «Принципах коммунизма».
* * *
«Манифест Коммунистической партии» – это уже совсем другой по форме документ. Процесс его выработки Марксом и Энгельсом прошел несколько стадий, и одной из них, как уже говорилось, были «Принципы коммунизма».
«Манифест» – это очень важное марксистское сочинение, в котором констатируется, что вся предшествующая история человечества была историей борьбы классов. В нем авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата, которому предстоит построить бесклассовое коммунистическое общество с общественной собственностью на средства производства.
В «Манифесте Коммунистической партии» Карл Маркс и Фридрих Энгельс излагают свое видение законов общественного развития и неизбежности смены способов производства.
Важное место в «Манифесте» занимает критика различных немарксистских теорий социализма и «псевдосоциалистических» учений. Так, например, жестко критикуется утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на всех («общая частная собственность»). Кроме того, в «Манифесте» говорится, что коммунисты, будучи самой решительной частью пролетариата, «не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям», а также «повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя» и «добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран».
«Манифест» начинается со слов: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака». А заканчивается он следующими предложениями: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир», вслед за чем следует исторический лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Впервые «Манифест» был издан 21 февраля 1848 года в Лондоне. Потом он переиздавался многократно, в том числе и при жизни авторов, однако изменения в него не вносились. В предисловии к немецкому изданию 1872 года Энгельс отмечал, что «Манифест» является «историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя более вправе».
История «Манифеста» такова. Он был написан, как уже говорилось, по поручению тайного леворадикального общества «Союз справедливых» (Bund der Gerechten), организованного немецкими эмигрантами, с которыми Карл Маркс сошелся в Лондоне.
Летом 1847 года «Союз справедливых» был переименован в «Союз коммунистов» (Bund der Kommunisten), и его конгресс, состоявшийся 29 ноября – 8 декабря 1847 года, поручил Марксу и Энгельсу выработать программу организации в виде манифеста.
Первоначальный текст Энгельса получил название «Проект Коммунистического символа веры». Потом документ был переработан и стал «Принципами коммунизма». А потом, в соответствии с решением второго конгресса «Союза коммунистов», Маркс при помощи Энгельса подготовил текст «Коммунистического манифеста» – и это уже была полноценная программа международной организации революционного пролетариата.
«Манифест» был дописан Марксом в Бельгии в январе 1848 года, когда центральный комитет «Союза коммунистов» потребовал прислать рукопись к 1 февраля 1848 года.
Впервые «Манифест Коммунистической партии» был анонимно издан в Лондоне на немецком языке. Тогда это была 23-страничная брошюра. Относительно точной даты ее выхода в свет существуют разные версии: в различных источниках указывается 15 февраля, 21 февраля и 26 февраля 1848 года.
Британский историк-марксист Эрик Хобсбаум пишет:
«Хотя черновые записи делали и Маркс, и Энгельс, и документ, вне всяких сомнений, отражает взгляды обоих, мы можем быть почти уверены, что итоговый текст написан Марксом в одиночку».
Да и сам Фридрих Энгельс отмечал:
«Хотя “Манифест” – наше общее произведение, тем не менее я считаю своим долгом констатировать, что основное положение, составляющее его ядро, принадлежит Марксу».
Предисловие «Манифеста» указывало на то, что он издается на разных языках. Вслед за немецким оригиналом вскоре вышли переводы на шведский, польский, фламандский, датский, а в 1850 году – на английский язык.
Тогда, в 1850-х и начале 1860-х годов никто и не предполагал, что «Манифест» ожидает столь знаменательное будущее. Но потом имели место переиздания во Франции, в Италии и в России. С французского перевода был сделан испанский перевод, опубликованный в Мадриде в 1886 году. И с тех пор количество переводов и изданий этого документа не поддается исчислению: в Германии, например, было даже сделано издание шрифтом Брайля – для слепых.
Сейчас некоторые исследователи даже утверждают, что «Манифест коммунистической партии» по тиражам уступает только Библии.
Следует отметить, что начавшиеся в 1848 году по всей Европе революции обеспечили идеальный момент для первой публикации этого поистине революционного программного документа, однако с ним поначалу могло ознакомиться лишь незначительное количество людей, и особенного влияния на те события он не оказал. Единственным исключением был Кельн, где выходившая большим тиражом «Новая Рейнская газета» (Neue Rheinische Zeitung) популяризовала «Манифест» и его главные идеи.
Массовый интерес к документу возник уже в 1870-х годах. Произошло это благодаря деятельности Первого интернационала, Парижской коммуне и судебному процессу против Социал-демократической партии Германии, на котором фрагменты из «Манифеста» зачитывались стороной обвинения.
Первым переводчиком «Манифеста Коммунистической партии» на русский язык, возможно, был соратник и оппонент Маркса с Энгельсом по Первому интернационалу, видный теоретик анархизма Михаил Александрович Бакунин. «Манифест» был напечатан в типографии «Колокола» и опубликован в 1869 году в Женеве (типография, основанная Герценом, до 1865 года находилась в Лондоне, а затем перенесла свое местопребывание в Женеву). Второе издание появилось там же в 1882 году в переводе видного деятеля международного социалистического движения Георгия Валентиновича Плеханова со специальным предисловием Маркса и Энгельса, в котором они задавались вопросом, может ли русская община стать инструментом перехода к коммунистической форме общего владения, минуя капиталистическую стадию, которую проходят западноевропейские общества. Первый украинский перевод «Манифеста» подготовила писательница Леся Украинка (настоящее имя – Лариса Петровна Косач-Квитка).
Точных сведений об общем количестве изданий «Манифеста» нет. Но, например, только в СССР к 1 января 1973 года было выпущено 447 его изданий общим тиражом 24,3 млн экземпляров.
Когда говорят, что первым переводчиком «Манифеста» на русский язык был М.А. Бакунин, следует понимать, что это лишь предположение: на самой книге 1869 года переводчик указан не был, и в книге имели место искажения. А в 1882 году в Женеве был издан еще и перевод, принадлежавший героической народнице-террористке Вере Ивановне Засулич.
В 1903 году перевод «Манифеста» был сделан Владимиром Александровичем Поссе, а в 1906 году – Вацлавом Воровским. После этого было еще несколько переводов, в том числе и коллективных.
В.И. Ленин охарактеризовал «Манифест» следующим образом:
«В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества».
А современный историк Эрик Хобсбаум дает «Манифесту» такую оценку:
«Читатель едва ли устоит перед страстной убежденностью, лапидарностью, интеллектуальной и стилистической силой этой удивительной брошюры. Текст, написанный в один присест, состоит из небольших предложений, которые легко превращаются в афоризмы, ставшие известными далеко за пределами мира политических дискуссий: от “Призрак ходит по Европе – призрак коммунизма” до “Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир”. <…> Помимо прочего, “Манифест коммунистической партии” как образец политической риторики обладает практически библейской силой».
Новый всплеск интереса к данной работе Маркса и Энгельса наблюдается в XXI веке. Например, в 2012 году было подготовлено новое английское издание «Манифеста» с предисловием упомянутого выше Эрика Хобсбаума, и он назвал его наиболее влиятельным политическим текстом со времен «Декларации прав человека и гражданина».
И еще один интересный момент: Карл Маркс умер 14 марта 1883 года в Лондоне. После смерти жены в декабре 1881 года у него развился катар, которым он проболел последние пятнадцать месяцев жизни. Катар в итоге привел к бронхиту, плевриту и абсцессу правого легкого…
Ему было всего 64 года, и его похоронили на Хайгейтском кладбище в Лондоне – в той же могиле, в которой за пятнадцать месяцев до этого была погребена его жена.
В предисловии к изданию «Манифеста» 1883 года Фридрих Энгельс писал:
«Предисловие к настоящему изданию мне приходится, к сожалению, подписывать одному. Маркс – человек, которому весь рабочий класс Европы и Америки обязан более, чем кому бы то ни было, – покоится на Хайгейтском кладбище, и могила его поросла уже первой травой».
А дальше он констатировал, что после смерти Маркса не может быть речи о переделке или дополнении «Манифеста». Почему? Потому что его основная мысль, проходящая красной нитью через весь «Манифест», мысль о том, что экономическое производство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу ее политической и умственной истории.
А еще Энгельс в 1883 году подчеркивал, что вся история человечества была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуататорами, а теперь эта борьба достигла ступени, на которой эксплуатируемый и угнетенный класс (пролетариат) не может уже освободиться от эксплуатирующего и угнетающего его класса (буржуазии), не освобождая в то же время всего общества навсегда от эксплуатации, угнетения и классовой борьбы. И эта основная мысль, по словам Энгельса, «принадлежит всецело и исключительно Марксу».
По мнению Эрика Хобсбаума, «Манифест» до сих пор «остается классикой, даже после краха советского коммунизма и упадка, пережитого марксистскими партиями и движениями во многих странах мира».
* * *
«Заработная плата, цена и прибыль» – это доклад Карла Маркса на заседаниях Генерального совета Первого интернационала 20 и 27 июня 1865 года.
Текст доклада сохранился в виде рукописи Маркса. Впервые доклад был опубликован в Лондоне в 1898 году младшей дочерью Маркса Элеонорой под заглавием «Value, price and profit» («Стоимость, цена и прибыль») с предисловием Эдуарда Эвелинга – социалиста и гражданского мужа Элеоноры. Введение и первые шесть параграфов в рукописи не имели заглавий и были озаглавлены Эвелингом.
В этом своем докладе Карл Маркс впервые в популярной форме публично изложил основы своего учения.
Эта работа содержит критику взглядов члена Генерального совета Джона Уэстона, который утверждал, что всякое повышение уровня заработной платы будет иметь своим обязательным следствием общее повышение цен на потребительские товары. На основании этого Джон Уэстон утверждал, что борьба пролетариата за повышение заработной платы бесполезна, а профсоюзы «имеют вредный эффект». Он говорил, что повышение заработной платы не может улучшить положение рабочих, и Карл Маркс в своем докладе раскрыл несостоятельность такой позиции, ее теоретическую ошибочность, и при этом, в процессе критики Джона Уэстона, он в сжатой и популярной форме изложил многие вещи, развитые впоследствии в «Капитале».
Маркс решительно выступил против пассивности пролетариев перед лицом эксплуатирующего их класса капиталистов. Он говорил, что если рабочие не будут оказывать противодействия капиталу, жаждущему максимальной наживы, они рискуют превратиться в массу опустившихся бедняков. При этом Карл Маркс утверждал, что экономическая борьба пролетариата обязательно должна сочетаться с политической.
В этой работе Карл Маркс сформулировал основной закон политэкономии марксизма: стоимость товаров прямо пропорциональна рабочему времени, затраченному на их производство, и обратно пропорциональна производительной силе затраченного труда.
«Заработная плата, цена и прибыль» – это замечательный образец глубокого анализа теоретических вопросов политэкономии в неразрывной связи с практическими задачами классовой борьбы пролетариата.
* * *
«Наемный труд и капитал» (Lohnarbeit und Kapital) – это работа Карла Маркса, написанная на основе лекций, прочитанных им в декабре 1847 года в Немецком рабочем обществе в Брюсселе. Впервые она была опубликована в апреле 1849 года в газете Neue Rheinische Zeitung. Organ der Demokratie («Новая Рейнская газета. Орган демократии»), выходившей под редакцией Карла Маркса.
Изначально эта работа появилась как цикл статей-передовиц, опубликованных 5–8 и 11 апреля 1849 года. В 1880 году эти статьи были объединены в книгу бреславскими социалистами, а в 1891 году – отредактированы Фридрихом Энгельсом.
Считается (и Маркс сам об этом говорил), что данное произведение было написано полностью к началу 1848 года, вобрав в себя лекции, прочитанные Марксом то ли единожды в 1847 году, то ли неоднократно в продолжение 1845–1848 годов. И якобы только февральская революция 1848 года прервала «печатание» книги. Рассказывая об этом, Карл Маркс неизменно подчеркивал законченность произведения и его совпадение с лекциями. Однако, как выяснилось, это были лишь наброски лекций, помеченные декабрем 1847 года, лишь кучка планов, цитат и комментариев к ним. То есть, по сути, это была «фрагментарная рукопись», конспект или тезисы лекций, а это значит, что никакого целостного произведения к началу 1848 года не существовало, и прервать его печатание революция 1848 года не могла.
В любом случае, «Наемный труд и капитал» – это первое печатное произведение Карла Маркса, в котором дано научное рассмотрение капиталистического способа производства, причем главное внимание уделено анализу основного производственного отношения буржуазного общества – отношения между наемным трудом и капиталом.
Работа посвящена изложению исходных положений теории прибавочной стоимости Маркса. В работе рассматриваются заработная плата, капитал и прибыль. В популярной форме разъясняется, что заработная плата – это денежное выражение стоимости труда рабочего, объясняются колебания заработной платы вокруг уровня издержек производства рабочей силы. Отмечается, что капитал представляет собой не сумму предметов, содержащих накопленный труд, а производственное отношение буржуазного общества. То есть решающим для возникновения капитала является не его вещественная форма (конкретные товары, из которых он образуется), а наличие общественных отношений, позволяющих безвозмездно присваивать живой труд рабочих, лишенных собственности. По словам Маркса, «только господство накопленного, прошлого, овеществленного труда над непосредственным, живым трудом превращает накопленный труд в капитал».
В работе «Наемный труд и капитал» Маркс критикует буржуазную политическую экономию, рассматривавшую капитал не как общественное отношение, а как совокупность вещей, служащих средством производства. По Марксу, капитал есть производственное отношение, историческая категория, присущая капиталистической формации.
Пользуясь терминологией буржуазной политической экономии, Маркс рассматривает важнейшую особенность товара «рабочая сила», заключающуюся в ее способности создавать стоимость большую, чем она сама стоит. Таким образом, Маркс вплотную подошел к решению проблемы прибавочной стоимости (дальнейшая разработка этой теории была осуществлена им в 50–60-е годы).
Тут же Карл Маркс отмечает, что прибылью капиталиста является превышение стоимости произведенного рабочим продукта над стоимостью жизненных средств, которые он получает в виде заработной платы. Маркс подчеркивает, что относительная заработная плата, ее доля в капитале, уменьшается, а прибыль, относительная доля капиталиста, растет. То есть прибыль и заработная плата находятся в обратном отношении друг к другу.
Развивая исходные положения своей теории прибавочной стоимости, Маркс формулирует в общем виде тезис об относительном и абсолютном обнищании рабочего класса при капитализме.
А еще Карл Маркс подчеркивает антагонизм интересов буржуазии и пролетариата. По его мнению, по мере роста производительности труда пролетариат сам кует те самые золотые цепи, на которых буржуазия тащит его за собой.
Публикуя «Наемный труд и капитал», Маркс ставил себе задачей в популярной форме обрисовать экономические отношения, составляющие материальную основу классовой борьбы в капиталистическом обществе. Он стремился дать пролетариату теоретическое оружие – глубоко научное понимание того, на чем базируется классовое господство буржуазии и наемное рабство рабочих.
Сам автор «Наемного труда и капитала» оценивал свою работу очень высоко. Он утверждал, что это произведение достойно крупного гонорара, который легко окупится. А в изданном при жизни Маркса первом томе «Капитала» эта его работа была процитирована трижды в качестве первоисточника точных и ярких мыслей.
Карл Маркс умер 14 марта 1883 года в Лондоне, а в 1891 году под редакцией и с введением Фридриха Энгельса вышло новое издание этой его работы, предназначенное для пропаганды среди рабочих. В текст этого издания Энгельс внес некоторые изменения и дополнения, чтобы привести изложение экономических проблем, данное Марксом, в соответствие с его более поздними взглядами. Во введении к новому изданию Энгельс написал так: «Все внесенные мной изменения относятся к одному пункту. Согласно оригиналу, рабочий за заработную плату продает капиталисту свой труд, согласно теперешнему тексту, – свою рабочую силу».
Идеи, изложенные Карлом Марксом в работе «Наемный труд и капитал», получили развитие в последующих трудах Маркса и Энгельса, особенно в «Капитале» Маркса.
* * *
Очерк Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (Anteil der Arbeit an der Menschwerdung des Affen) был написан в середине 1870-х го- дов. По всей вероятности, он был задуман как введение к более обширному труду, который автор предполагал вначале назвать «Три основные формы порабощения», а затем «Порабощение работника. Введение». Во всяком случае, именно этим можно объяснить многосюжетность столь небольшой по объему, но такой содержательной работы.
Но замысел Энгельса написать специальную работу о формах порабощения остался нереализованным, и он в оставленном оглавлении «Диалектики природы» (Dialektik der Natur) дал написанной вводной части работы о порабощении тот заголовок, под которым она известна сегодня.
Очерк не завершен. Впервые на немецком языке он был опубликован в 1896 году, а впоследствии он был включен в «Диалектику природы».
Очерк посвящен трудовой теории антропогенеза, то есть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного.
В свое время Чарльз Дарвин доказал происхождение человека из мира животных и осветил этот вопрос – но со стороны только биологической. Полного решения проблемы не было, поскольку не была разработана социологическая сторона данного вопроса. Это сделал Фридрих Энгельс, которому принадлежит заслуга подлинно научной разработки социального аспекта антропогенеза, причем в условиях, когда палеоантропология еще только зарождалась.
В работе Энгельса описаны основные этапы длительного исторического процесса происхождения человека от обезьяноподобных предков: переход к прямохождению, развитие новых навыков руки и приспособление ее к труду, появление членораздельной речи, развитие мозга. И решающей в этом процессе формирования человека и человеческого общества была роль труда. Причем Энгельс убедительно доказал, что становление человека и общества – это диалектически взаимосвязанные стороны единого процесса антропосоциогенеза. Этим он положил конец мифам об одиноком дикаре, вдруг «догадавшемся» о преимуществах объединения с себе подобными. А труд, согласно Энгельсу, стал звеном, связующим антропогенез и социогенез.
* * *
Сочинение Фридриха Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» (Die Entwicklung des Sozialismus von der Utopie zur Wissenschaft) впервые было опубликовано в трех номерах французского ежемесячного журнала La revue socialiste («Социалистическое обозрение») и в виде отдельной брошюры в 1880 году в Париже.
Эта работа представляет собой несколько скорректированные извлечения из книги «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом» (Herrn Eugen D?hrings Umw?lzung der Wissenschaft), более известной как «Анти-Дюринг». Она была сделана по просьбе Поля Лафарга (политического деятеля и зятя Карла Маркса, мужа его дочери Лауры) для популяризации идей научного социализма во Франции.
Считается, что «Развитие социализма от утопии к науке» возникло из трех глав «Анти-Дюринга», написанного в 1877–1878 годах. Получилась самостоятельная популярная работа, которая в журнале La Revue socialiste вышла под названием «Утопический социализм и научный социализм», а затем была издана в том же году в виде отдельной брошюры. Французское издание послужило основой для польского и итальянского изданий. В 1883 году брошюра была издана на немецком языке под названием «Развитие социализма от утопии к науке» (на титульном листе был указан 1882 год).
Последнее прижизненное немецкое (четвертое) издание работы было выпущено в Берлине в 1891 году. Та брошюра отличалась от соответствующих глав «Анти-Дюринга» по расположению материала, а также содержала дополнительные вставки и некоторые изменения.
Уже в XIX веке эта работа была переведена на десять языков и получила широкое распространение среди рабочих, сыграв огромную роль в пропаганде марксистских идей.
Карл Маркс назвал эту работу своего друга и соратника введением в научный социализм. Во всяком случае, на ее основе в течение многих десятилетий изучались и излагались идеи научного социализма. Не все из них оправдались. Например, идея о том, что развитие производительных сил делает излишним существование классов, и конечной целью социализма является уничтожение классов, а это ведет к отмиранию государства.
Понятно, что Энгельс, в отличие от утопистов, не рисовал конкретных картин будущего. Он лишь формулировал принципы, на которых оно может основываться. И при этом не нужно забывать, что писалась эта работа почти 150 лет назад.

    Сергей Нечаев

Фридрих Энгельс. Принципы коммунизма
1-й вопрос: Что такое коммунизм?
Ответ: Коммунизм[1 - Коммунизм (от латинского communis – общий) – это общественный и экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства, чем обеспечивается социальное равенство. Также «коммунизмом» часто называют крайне левую идеологию, которая провозглашает своей целью построение коммунистического общества. В современном виде этот термин был заимствован из французского языка, где «communisme» является производным от «commun», что значит «общий» или «общественный». Уже в 1830-е годы этот термин, вслед за термином «коммунист», появился во Франции: им обозначали себя и свой идеал радикальные сторонники обобществления собственности и жизни трудовыми общинами. Есть версия, что термин появился уже во время Лионского восстания 1834 года, однако в пространство политической дискуссии он вошел в 1840 году. Именно в 1840 году в Париже начали выходить несколько коммунистических газет. Но безоговорочно термин утвердился не сразу: например, в 1842 году Этьен Кабе издал брошюру Douze lettres d’un communiste a un reformiste sur la communautе («Двенадцать писем коммуниста к реформисту об общинности»), но он использовал для обозначения своего идеала термин «communautе» («общинность»), а не «communisme» («коммунизм»). Английский ученик Роберта Оуэна Джон Гудвин Бармби приписывал себе честь изобретения термина, уверяя, что впервые употребил его в Париже в 1840 году в разговоре с некими «последователями Гракха Бабёфа», которые называли свой идеал «эгалитаризмом» – он же назвал его «коммунизмом». В статьях Карла Маркса термин впервые был зафиксирован в 1842 году.] есть учение об условиях освобождения пролетариата.

2-й вопрос: Что такое пролетариат?
Ответ: Пролетариатом[2 - Пролетариат (от латинского «proletarius» – производящий потомство) – это социальный класс, для которого работа по найму (продажа собственной рабочей силы) является единственным источником средств к существованию. Согласно представлениям марксистов, пролетариат совершенно лишен средств производства, капитала и того, что может быть использовано как капитал. Понятие пролетариев ввел в эпоху Великой французской революции Жан Сисмонди – как совокупность неимущих людей, отличающихся необеспеченностью существования, живущих сегодняшним днем (vivre au jour le jour), не заботясь о будущем.] называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала, – класс, счастье и горе, жизнь и смерть, все существование которого зависит от спроса на труд, т.е. от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем не сдерживаемой конкуренции. Одним словом, пролетариат, или класс пролетариев, есть трудящийся класс XIX века.

3-й вопрос: Значит, пролетарии существовали не всегда?
Ответ: Нет, не всегда. Бедные и трудящиеся классы существовали всегда, и обычно трудящиеся классы пребывали в бедности. Но такие бедняки, такие рабочие, которые жили бы в только что указанных условиях, т.е. пролетарии, существовали не всегда, так же как не всегда конкуренция была вполне свободной и неограниченной.

4-й вопрос: Как возник пролетариат?
Ответ: Пролетариат возник в результате промышленной революции, которая произошла в Англии во второй половине прошлого века и после этого повторилась во всех цивилизованных странах мира. Эта промышленная революция была вызвана изобретением паровой машины, различных прядильных машин, механического ткацкого станка и целого ряда других механических приспособлений. Эти машины, которые стоили очень дорого и поэтому были доступны только крупным капиталистам, изменили весь существовавший до тех пор способ производства и вытеснили прежних рабочих, ибо машины изготовляли товары дешевле и лучше, чем могли их сделать рабочие с помощью своих несовершенных прялок и ткацких станков. Таким путем эти машины отдали промышленность целиком в руки крупных капиталистов и совершенно обесценили ту ничтожную собственность, которая принадлежала рабочим (инструменты, ткацкие станки и т.д.), так что капиталисты вскоре все захватили в свои руки, а у рабочих не осталось ничего. Тем самым в области изготовления тканей введена была фабричная система. Как только был дан толчок к введению машин и фабричной системы, последняя быстро распространилась и во всех остальных отраслях промышленности, особенно в области набивки тканей, в книгопечатании, в гончарном производстве и в производстве металлических изделий. Труд стал все больше и больше разделяться между отдельными рабочими, так что рабочий, который раньше выполнял всю работу целиком, теперь стал делать только часть ее. Это разделение труда позволило изготовлять продукты быстрее, а потому и дешевле. Оно свело деятельность каждого рабочего к одному какому-нибудь, весьма простому, постоянно повторяющемуся, механическому приему, который с таким же успехом, и даже значительно лучше, мог выполняться машиной. Таким путем все эти отрасли промышленности, одна за другой, подпали под власть пара, машин и фабричной системы, точно так же, как это имело место в прядильном и ткацком производстве. Но тем самым они целиком переходили в руки крупных капиталистов, и рабочие также и здесь лишались последних остатков своей самостоятельности. Постепенно фабричная система распространила свое господство не только на мануфактуру[3 - Мануфактура (от латинского «manus» – рука + «facere» – делать) – это предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.] в собственном смысле этого слова, но стала все более и более завладевать также и ремеслом, так как и в этой области крупные капиталисты все более вытесняли мелких мастеров, устраивая большие мастерские, в которых можно было достигнуть экономии на многих расходах и также ввести детальное разделение труда. В результате мы пришли теперь к тому, что в цивилизованных странах почти во всех отраслях труда утвердилось фабричное производство и почти во всех этих отраслях ремесло и мануфактура вытеснены крупной промышленностью. – Вследствие этого прежнее среднее сословие, в особенности мелкие ремесленные мастера, все более разоряется, прежнее положение работника совершенно меняется, и создаются два новых класса, которые постепенно поглощают все прочие. А именно:
I. Класс крупных капиталистов, которые во всех цивилизованных странах уже в настоящее время являются почти единственными владельцами всех жизненных средств, а также сырья и орудий (машин, фабрик и т.п.), необходимых для их производства. Это класс буржуа, или буржуазия.
II. Класс совершенно неимущих, которые вследствие этого вынуждены продавать буржуа свой труд, чтобы взамен получать необходимые для их существования средства к жизни. Этот класс называется классом пролетариев, или пролетариатом.

5-й вопрос: При каких условиях совершается эта продажа труда пролетариев буржуа?
Ответ: Труд – такой же товар, как и всякий другой, и цена его определяется теми же законами, как и цена всякого другого товара. При господстве крупной промышленности или свободной конкуренции, – что, как мы увидим дальше, есть одно и то же, – цена товара в среднем всегда равняется издержкам производства этого товара. Следовательно, цена труда тоже равна издержкам производства труда, а издержки производства труда состоят именно из того количества жизненных средств, которое необходимо, чтобы рабочий был в состоянии сохранять свою трудоспособность и чтобы рабочий класс не вымер. Более, чем нужно для этой цели, рабочий за свой труд не получит; цена труда, или заработная плата, будет, следовательно, самой низкой, составит тот минимум, который необходим для поддержания жизни. Но так как в делах бывают то лучшие, то худшие времена, рабочий будет получать то больше, то меньше, совершенно так же, как фабрикант получает то больше, то меньше за свой товар. И как фабрикант в среднем, если взять хорошие и плохие времена, все-таки получает за свой товар не больше и не меньше, чем издержки производства, так и рабочий в среднем получит не больше и не меньше этого минимума. Этот экономический закон заработной платы будет осуществляться тем строже, чем больше крупная промышленность будет овладевать всеми отраслями труда.

6-й вопрос: Какие трудящиеся классы существовали до промышленной революции?
Ответ: Трудящиеся классы, в зависимости от различных ступеней общественного развития, жили в различных условиях и занимали различное положение по отношению к имущим и господствующим классам. В древности трудящиеся были рабами своих хозяев, подобно тому, как они являются рабами еще и теперь во многих отсталых странах и даже в южной части Соединенных Штатов. В Средние века они были крепостными дворян-землевладельцев, каковыми остаются и по сей день еще в Венгрии, Польше и России. Кроме того, в городах в Средние века, вплоть до промышленной революции, существовали ремесленные подмастерья, работавшие у мелкобуржуазных мастеров, а с развитием мануфактуры стали постепенно появляться мануфактурные рабочие, которых нанимали уже более крупные капиталисты.

7-й вопрос: Чем отличается пролетарий от раба?
Ответ: Раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определенного господина, и, уже вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспечено, как бы жалко оно ни было. Отдельный же пролетарий является, так сказать, собственностью всего класса буржуазии. Его труд покупается только тогда, когда кто-нибудь в этом нуждается, и поэтому его существование не обеспечено. Существование это обеспечено только классу пролетариев в целом. Раб стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все ее колебания. Раб считается вещью, а не членом гражданского общества. Пролетарий признается личностью, членом гражданского общества. Следовательно, раб может иметь более сносное существование, чем пролетарий, но пролетарий принадлежит к обществу, стоящему на более высокой ступени развития, и сам стоит на более высокой ступени, чем раб. Раб освобождает себя тем, что из всех отношений частной собственности уничтожает одно только отношение рабства и благодаря этому тогда только становится пролетарием; пролетарий же может освободить себя, только уничтожив частную собственность вообще[4 - Раба и пролетария сближает то, что оба они являются работниками в чужом хозяйстве: первый – в хозяйстве рабовладельца, второй – на капиталистическом предприятии. Обычно, когда сравнивают пролетария с рабом, отмечают, что пролетарий, оставаясь юридически свободным человеком, является «рабом разделения труда, его механизации, рабом своей усталости и опустошенности во внерабочее время».].

8-й вопрос: Чем отличается пролетарий от крепостного?
Ответ: Во владении и пользовании крепостного находится орудие производства, клочок земли, и за это он отдает часть своего дохода или выполняет ряд работ. Пролетарий же работает орудиями производства, принадлежащими другому, и производит работу в пользу этого другого, получая взамен часть дохода. Крепостной отдает, пролетарию дают. Существование крепостного обеспечено, существование пролетария не обеспечено[5 - Пролетарий поставлен в самое нечеловеческое положение, которое только можно себе представить. Существование раба, по крайней мере, обеспечено личной выгодой его владельца, а у крепостного есть кусок земли, который его кормит, то есть они гарантированы хотя бы от голодной смерти.]. Крепостной стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции. Крепостной освобождает себя либо тем, что убегает в город и становится там ремесленником, либо тем, что доставляет своему помещику вместо работы или продуктов деньги, становясь свободным арендатором, либо тем, что он прогоняет своего феодала, сам становясь собственником. Словом, он освобождает себя тем, что так или иначе входит в ряды класса, владеющего собственностью, и вступает в сферу конкуренции. Пролетарий же освобождает себя тем, что уничтожает конкуренцию, частную собственность и все классовые различия.

9-й вопрос: Чем отличается пролетарий от ремесленника?[6 - Дальше в рукописи у Энгельса идет пробел.]

10-й вопрос: Чем отличается пролетарий от мануфактурного рабочего?
Ответ: Мануфактурный рабочий XVI–XVIII веков почти повсюду владел еще орудиями производства: своим ткацким станком, прялкой для своей семьи и маленьким участком земли, который он возделывал в свободные от работы часы. У пролетария ничего этого нет. Мануфактурный рабочий живет почти всегда в деревне и находится в более или менее патриархальных отношениях со своим помещиком или работодателем. Пролетарий большей частью живет в больших городах, и с работодателем его связывают чисто денежные отношения. Крупная промышленность вырывает мануфактурного рабочего из его патриархальных условий; он теряет последнее имущество, каким еще обладал, и только тогда превращается в силу этого в пролетария.

11-й вопрос: Каковы были ближайшие последствия промышленной революции и разделения общества на буржуа и пролетариев?
Ответ: Во-первых, вследствие того, что машинный труд все более понижал цены на изделия промышленности, во всех странах света прежняя система мануфактуры, или промышленности, основанной на ручном труде, была целиком разрушена. Все полуварварские страны, которые до сих пор оставались более или менее чуждыми историческому развитию и промышленность которых до сих пор покоилась на мануфактуре, были таким путем насильственно вырваны из своего состояния замкнутости. Они стали покупать все более дешевые товары англичан и обрекли на гибель своих собственных мануфактурных рабочих. Таким образом, страны, которые в течение тысячелетий не знали прогресса, как, например, Индия, подверглись полной революции, и даже Китай в настоящее время идет навстречу революции. Дошло до того, что новая машина, которая сегодня изобретается в Англии, за один год лишает хлеба миллионы рабочих в Китае. Таким образом, крупная промышленность связала между собой все народы земли, объединила все маленькие местные рынки во всемирный рынок, подготовила всюду почву для цивилизации и прогресса и привела к тому, что все, что совершается в цивилизованных странах, должно оказывать влияние на все остальные страны; так что, если теперь в Англии или во Франции рабочие себя освободят, то во всех других странах это должно вызвать революции, которые рано или поздно приведут также и там к освобождению рабочих.
Во-вторых, всюду, где крупная промышленность сменила мануфактуру, промышленная революция в чрезвычайной мере умножила богатство и могущество буржуазии и сделала ее первым классом в стране. Результатом этого было то, что повсюду, где совершился такой процесс, буржуазия получила в свои руки политическую власть и вытеснила классы, которые господствовали до тех пор, – аристократию, цеховое бюргерство и представлявшую тех и других абсолютную монархию. Буржуазия уничтожила могущество аристократии, дворянства, отменив майораты[7 - Майорат (от латинского «major» – старший) – это порядок наследования имущества, согласно которому оно целиком переходит к старшему в роду или в семье. Позже так стали называться и сами имения, унаследованные согласно такому праву. Этот порядок устанавливается в интересах сохранения целостности семьи или рода, тогда как минорат способствует их разложению.], или неотчуждаемость земельных владений, и упразднив все дворянские привилегии. Она сокрушила могущество цехового бюргерства[8 - Бюргерство (от немецкого «b?rger» – горожанин, гражданин). Бюргерами с XI–XIII веков называли полноправных горожан, которые избирали и могли быть избранными в органы городского самоуправления. А «цеховое» в переносном смысле – это замкнутое в пределах своей группы, кружка, профессии.], упразднив все цехи и все привилегии ремесленников. На место тех и других она поставила свободную конкуренцию, т.е. такое состояние общества, при котором каждый имеет право заниматься любой отраслью промышленной деятельности, причем ничто не может ему в этом помешать, кроме отсутствия нужного для этого капитала. Введение свободной конкуренции равносильно, таким образом, открытому заявлению, что отныне члены общества не равны между собой лишь постольку, поскольку не равны их капиталы, что капитал становится решающей силой, а капиталисты, буржуа, тем самым становятся первым классом в обществе. Но свободная конкуренция необходима для начального периода развития крупной промышленности, потому что она представляет собой единственное состояние общества, при котором может вырасти крупная промышленность. – Буржуазия, уничтожив таким путем общественное могущество дворянства и цехового бюргерства, уничтожила также и их политическую власть. Став первым классом в обществе, она провозгласила себя первым классом и в политической области. Она сделала это путем введения представительной системы, которая основана на буржуазном равенстве перед законом, на законодательном признании свободной конкуренции. Эта система была введена в европейских странах в виде конституционной монархии. В конституционных монархиях правами избирателей пользуются лишь те, кто обладает известным капиталом, т.е. только буржуа. Эти буржуа-избиратели выбирают депутатов, а эти буржуа-депутаты, используя право отказа в налогах, избирают буржуазное правительство.

В-третьих, промышленная революция всюду способствовала развитию пролетариата[9 - Промышленная революция – это массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры – к фабрике. Она произошла в ведущих государствах мира в XVIII–XIX веках. Соответственно, пролетарий – это продукт этой великой революции, которая совершила полный переворот во всем способе производства (как в промышленности, так и в земледелии).] в той же мере, как и развитию буржуазии. Чем богаче становилась буржуазия, тем многочисленнее становились пролетарии. Так как работу пролетариям может предоставить только капитал, а капитал увеличивается только тогда, когда применяет труд, то рост пролетариата происходит в точном соответствии с ростом капитала. В то же время промышленная революция собирает буржуа и пролетариев в большие города, где всего выгоднее развивать промышленность, и этим скоплением огромных масс в одном месте внушает пролетариям сознание их силы. Затем, по мере того как развивается промышленная революция, по мере дальнейшего изобретения новых машин, вытесняющих ручной труд, крупная промышленность оказывает все большее давление на заработную плату и снижает ее, как мы уже сказали, до минимума, вследствие чего положение пролетариата становится все более невыносимым. Так, с одной стороны, вследствие роста недовольства пролетариата, а с другой – вследствие роста его мощи, промышленная революция подготовляет социальную революцию, которую произведет пролетариат.

12-й вопрос: Каковы были дальнейшие последствия промышленной революции?
Ответ: Крупная промышленность создала, в виде паровой и других машин, средства, позволяющие в короткое время и с небольшими затратами до бесконечности увеличивать промышленное производство. Благодаря такой легкости расширения производства свободная конкуренция, являющаяся необходимым следствием этой крупной промышленности, вскоре приняла чрезвычайно острый характер; масса капиталистов бросилась в промышленность, и очень скоро произведено было больше, чем могло быть потреблено. В результате этого произведенные товары невозможно было продать, и наступил так называемый торговый кризис. Фабрики должны были остановиться, фабриканты обанкротились и рабочие лишились хлеба. Повсюду наступила ужасная нищета. По истечении некоторого времени избыточные продукты были проданы, фабрики снова начали работать, заработная плата поднялась, и постепенно дела пошли лучше, чем когда-либо. Но не надолго, ибо вскоре снова было произведено слишком много товаров, наступил новый кризис, протекавший совершенно так же, как и предыдущий. Таким образом, с начала этого столетия в положении промышленности беспрестанно происходили колебания между периодами процветания и периодами кризиса, и почти регулярно через каждые пять-семь лет наступал такой кризис, причем каждый раз он вызывал величайшие бедствия среди рабочих, всеобщее революционное возбуждение и величайшую опасность для всего существующего строя.

13-й вопрос: Что следует из этих регулярно повторяющихся торговых кризисов?
Ответ: Во-первых, что хотя крупная промышленность в первую эпоху своего развития сама создала свободную конкуренцию, но в настоящее время она уже переросла свободную конкуренцию; что конкуренция и вообще ведение промышленного производства отдельными лицами превратились для крупной промышленности в оковы, которые она должна разбить и разобьет; что крупная промышленность, пока она ведется на нынешних началах, не может существовать, не приводя к повторяющемуся каждые семь лет всеобщему расстройству, а это всякий раз ставит под угрозу всю цивилизацию и не только бросает на дно нищеты пролетариев, но и разоряет многих буржуа; что, следовательно, необходимо либо отказаться от крупной промышленности, – а это абсолютно невозможно, – либо признать, что она делает безусловно необходимым создание совершенно новой организации общества, при которой руководство промышленным производством осуществляется не отдельными конкурирующими между собой фабрикантами, а всем обществом по твердому плану и соответственно потребностям всех членов общества.
Во-вторых, что крупная промышленность и обусловленная ею возможность бесконечного расширения производства позволяют создать такой общественный строй, в котором всех необходимых для жизни предметов будет производиться так много, что каждый член общества будет в состоянии совершенно свободно развивать и применять все свои силы и способности. Итак, именно то свойство крупной промышленности, которое в современном обществе порождает всю нищету и все торговые кризисы[10 - Термин «торговый кризис» отлично выражает природу потрясений, характерных для второй половины XVIII и первой половины XIX века. Это была эпоха, когда произошло невиданное расширение торговых отношений, охвативших весь мир. Это было время торговцев (негоциантов), а эпоха крупного промышленника еще не наступила. Именно торговцы захватывали страны и континенты, а затем объединяли их экономически в единое мировое торговое пространство. Но и торговля – это явление, подверженное влиянию многообразных обстоятельств, и она вращается в прочно установившейся форме циклов. И после процветания в ней обязательно следует угнетенность и застой. Соответственно, если кризисы первоначально развернулись в торговле, то со второй половины XIX века они стали происходить в промышленных отраслях, а затем быстро перешли в банковскую сферу.], явится при другой общественной организации как раз тем свойством, которое уничтожит эту нищету и эти приносящие бедствия колебания.
Таким образом, вполне убедительно доказано:
1) что в настоящее время все эти бедствия объясняются только общественным строем, который уже не соответствует условиям времени;
2) что уже имеются средства для окончательного устранения этих бедствий путем создания нового общественного строя.

14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй?
Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, т.е. будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на ее место ассоциацию. Так как ведение промышленности отдельными лицами имеет своим необходимым следствием частную собственность, и так как конкуренция есть не что иное, как такой способ ведения промышленности, когда она управляется отдельными частными собственниками, то частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а ее место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества. Уничтожение частной собственности даже является самым кратким и наиболее обобщающим выражением того преобразования всего общественного строя, которое стало необходимым вследствие развития промышленности. Поэтому коммунисты вполне правильно выдвигают главным своим требованием уничтожение частной собственности.

15-й вопрос: Значит, уничтожение частной собственности раньше было невозможно?
Ответ: Да, невозможно. Всякое изменение общественного строя, всякий переворот в отношениях собственности являлись необходимым следствием создания новых производительных сил, которые перестали соответствовать старым отношениям собственности. Так возникла и сама частная собственность. Дело в том, что частная собственность существовала не всегда; когда в конце Средних веков в виде мануфактуры возник новый способ производства, не укладывавшийся в рамки тогдашней феодальной и цеховой собственности, эта мануфактура, уже переросшая старые отношения собственности, создала для себя новую форму собственности – частную собственность. Для мануфактуры и для первой стадии развития крупной промышленности не была возможна никакая другая форма собственности, кроме частной собственности, не был возможен никакой другой общественный строй, кроме строя, основанного на частной собственности. Пока нельзя производить в таких размерах, чтобы не только хватало на всех, но чтобы еще оставался избыток продуктов для увеличения общественного капитала и дальнейшего развития производительных сил, до тех пор должен всегда оставаться господствующий класс, распоряжающийся производительными силами общества, и другой класс – бедный и угнетенный. Каковы эти классы, это зависит от ступени развития производства. В Средневековье, зависевшем от земледелия, – перед нами помещик и крепостной; в городах позднего Средневековья – цеховой мастер, подмастерье и поденщик; в XVII веке – владелец мануфактуры и мануфактурный рабочий; в XIX веке – крупный фабрикант и пролетарий. Вполне очевидно, что до настоящего времени производительные силы не были еще развиты в такой степени, чтобы можно было производить достаточное для всех количество продуктов, и чтобы частная собственность уже сделалась оковами, преградой для развития этих производительных сил. Но теперь благодаря развитию крупной промышленности, во-первых, созданы капиталы и производительные силы в размерах, ранее неслыханных, и имеются средства для того, чтобы в короткий срок до бесконечности увеличить эти производительные силы. Во-вторых, эти производительные силы сосредоточены в руках немногих буржуа, тогда как широкие народные массы все более превращаются в пролетариев, причем положение их становится тем более бедственным и невыносимым, чем больше увеличиваются богатства буржуа. В-третьих, эти могучие, легко поддающиеся увеличению производительные силы до такой степени переросли частную собственность и буржуа, что они непрерывно вызывают сильнейшие потрясения общественного строя. Поэтому лишь теперь уничтожение частной собственности[11 - Предшественники Маркса и Энгельса, разделявшие коммунистические принципы, в противовес социалистам, видели в частной собственности причину всех социальных зол и выступали за ее уничтожение. Основоположники марксизма взяли эту идею, но существенно переосмыслили ее: они ограничились уничтожением частной собственности на средства производства. В своем «Капитале» Маркс уже различал частную собственность, основанную на собственном труде, и частную собственность, основанную на эксплуатации чужого труда. Отсюда вытекала фундаментальная позиция: обобществлению подлежат средства производства, используемые для эксплуатации чужого труда. И тут следует отметить одну важную вещь: в русском переводе произведений Маркса и Энгельса термин «уничтожение» соответствует двум вариантам немецкого оригинала – Aufhebung (снятие) и Abschaffung (устранение). Основным термином у Маркса и Энгельса является первый, но они использовали и второй – для простоты понимания. При этом «снятие» – это термин, который ввел в обиход Гегель. Это философское понятие, содержащее гегелевскую триаду: устранение негативного, сохранение позитивного и переход на более высокую ступень развития. Именно в этом смысле Маркс и Энгельс и использовали понятие «снятие частной собственности». В данном случае устранение негативного – это уничтожение отчуждения производителей от средств производства, сохранение позитивного – это изменение отношения к общественным средствам производства как к своим, а не чужим или ничьим, а переход на более высокую ступень – это свободное развитие производительных сил и повышение производительности труда.] стало не только возможным, но даже совершенно необходимым.

16-й вопрос: Возможно ли уничтожение частной собственности мирным путем?
Ответ: Можно было бы пожелать, чтобы это было так, и коммунисты, конечно, были бы последними, кто стал бы против этого возражать. Коммунисты очень хорошо знают, что всякие заговоры не только бесполезны, но даже вредны. Они очень хорошо знают, что революции нельзя делать предумышленно и по произволу и что революции всегда и везде являлись необходимым следствием обстоятельств, которые совершенно не зависели от воли и руководства отдельных партий и целых классов. Но вместе с тем они видят, что развитие пролетариата почти во всех цивилизованных странах насильственно подавляется и что тем самым противники коммунистов изо всех сил работают на революцию. Если все это, в конце концов, толкнет угнетенный пролетариат на революцию, то мы, коммунисты, будем тогда защищать дело пролетариата действием не хуже, чем сейчас словом.

17-й вопрос: Возможно ли уничтожить частную собственность сразу?
Ответ: Нет, невозможно, точно так же, как нельзя сразу увеличить имеющиеся производительные силы в таких пределах, какие необходимы для создания общественного хозяйства. Поэтому надвигающаяся по всем признакам революция пролетариата сможет только постепенно преобразовать нынешнее общество и только тогда уничтожит частную собственность, когда будет создана необходимая для этого масса средств производства.

18-й вопрос: Каков будет ход этой революции?
Ответ: Прежде всего, она создаст демократический строй и тем самым, прямо или косвенно, политическое господство пролетариата. Прямо – в Англии, где пролетарии уже теперь составляют большинство народа, косвенно – во Франции и Германии, где большинство народа состоит не только из пролетариев, но также из мелких крестьян и городских мелких буржуа, которые находятся еще только в стадии перехода в пролетариат, в осуществлении всех своих политических интересов все более зависят от пролетариата и потому вскоре должны будут присоединиться к его требованиям. Для этого, может быть, понадобится еще новая борьба, которая, однако, непременно закончится победой пролетариата
Демократия была бы совершенно бесполезна для пролетариата, если ею не воспользоваться немедленно, как средством для проведения широких мероприятий, непосредственно посягающих на частную собственность и обеспечивающих существование пролетариата. Главнейшие мероприятия эти, с необходимостью вытекающие из существующих ныне условий, суть следующие:
1) Ограничение частной собственности: прогрессивный налог, высокий налог на наследства, отмена наследования в боковых линиях (братьев, племянников и т.д.), принудительные займы и т.д.
2) Постепенная экспроприация[12 - Экспроприация (expropriatio) – это лишение собственности. Термин происходит от латинского «proprius» – собственность. Это принудительное отчуждение имущества индивидуальных собственников, которое может быть безвозмездным (конфискация) или оплачиваемым (реквизиция).] земельных собственников, фабрикантов, владельцев железных дорог и судовладельцев, частью посредством конкуренции со стороны государственной промышленности, частью непосредственно путем выкупа ассигнатами.
3) Конфискация имущества всех эмигрантов и бунтовщиков, восставших против большинства народа.
4) Организация труда или предоставление занятий пролетариям в национальных имениях, фабриках и мастерских, благодаря чему будет устранена конкуренция рабочих между собой, и фабриканты, поскольку они еще останутся, будут вынуждены платить такую же высокую плату, как и государство.
5) Одинаковая обязательность труда для всех членов общества до полного уничтожения частной собственности. Образование промышленных армий, в особенности для сельского хозяйства.
6) Централизация кредитной системы и торговли деньгами в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом. Закрытие всяких частных банков и банкирских контор.
7) Увеличение числа национальных фабрик, мастерских, железных дорог, судов, обработка всех земель, остающихся невозделанными, и улучшение обработки возделанных уже земель соответственно тому, как увеличиваются капиталы и растет число рабочих, которыми располагает нация.
8) Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет. Соединение воспитания с фабричным трудом.
9) Сооружение больших дворцов в национальных владениях, в качестве общих жилищ для коммун, граждан, которые будут заниматься промышленностью, сельским хозяйством и соединять преимущества городского и сельского образа жизни, не страдая от их односторонности и недостатков.
10) Разрушение всех нездоровых и плохо построенных жилищ и кварталов в городах.
11) Одинаковое право наследования для законнорожденных и внебрачных детей.
12) Концентрация всего транспортного дела в руках нации.
Все эти мероприятия нельзя, разумеется, провести в один прием, но одно из них повлечет за собой другое. Стоит только произвести первую радикальную атаку на частную собственность, и пролетариат будет вынужден идти все дальше, все больше концентрировать в руках государства весь капитал, все сельское хозяйство, всю промышленность, весь транспорт и весь обмен. К этому ведут все перечисленные мероприятия. Осуществимость этих мероприятий и порождаемая ими централизация будут возрастать точно в такой же степени, в какой производительные силы страны будут умножаться трудом пролетариата. Наконец, когда весь капитал, все производство, весь обмен будут сосредоточены в руках нации, тогда частная собственность отпадет сама собой, деньги станут излишними, и производство увеличится в такой степени, а люди настолько изменятся, что смогут отпасть и последние формы отношений старого общества.

19-й вопрос: Может ли эта революция произойти в одной какой-нибудь стране?
Ответ: Нет. Крупная промышленность уже тем, что она создала мировой рынок, так связала между собой все народы земного шара, в особенности цивилизованные народы, что каждый из них зависит от того, что происходит у другого. Затем крупная промышленность так уравняла общественное развитие во всех цивилизованных странах, что всюду буржуазия и пролетариат стали двумя решающими классами общества и борьба между ними – главной борьбой нашего времени. Поэтому коммунистическая революция будет не только национальной, но произойдет одновременно во всех цивилизованных странах, т.е., по крайней мере, в Англии, Америке, Франции и Германии. В каждой из этих стран она будет развиваться быстрее или медленнее, в зависимости от того, в какой из этих стран более развита промышленность, больше накоплено богатств и имеется более значительное количество производительных сил. Поэтому она осуществится медленнее и труднее всего в Германии, быстрее и легче всего в Англии. Она окажет также значительное влияние на остальные страны мира и совершенно изменит и чрезвычайно ускорит их прежний ход развития. Она есть всемирная революция и будет поэтому иметь всемирную арену[13 - Идея мировой революции широко использовалась лидерами большевизма. Она позволяла русским революционерам, с одной стороны, рассчитывать на поддержку европейских марксистов, а с другой стороны, активно вмешиваться в дела других государств, помогая местным коммунистам готовить антиправительственные выступления. Для этих целей в 1919 году была создана специальная международная организация – Коминтерн. В.И. Ленин в октябре 1918 года указывал на то, что международная революция приблизилась «на такое расстояние, что с ней надо считаться как с событием дней ближайших». В марте 1919 года на учредительном конгрессе Коминтерна он заявил: «Победа пролетарской революции во всем мире обеспечена. Грядет основание международной Советской республики». После смерти В.И. Ленина коммунистическая партия отказалась от теории мировой революции, а в 1925 году И.В. Сталин выдвинул идею о возможности построения «социализма в отдельно взятой стране».]

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/karl-marks/principy-kommunizma/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

notes
Примечания

1
Коммунизм (от латинского communis – общий) – это общественный и экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства, чем обеспечивается социальное равенство. Также «коммунизмом» часто называют крайне левую идеологию, которая провозглашает своей целью построение коммунистического общества. В современном виде этот термин был заимствован из французского языка, где «communisme» является производным от «commun», что значит «общий» или «общественный». Уже в 1830-е годы этот термин, вслед за термином «коммунист», появился во Франции: им обозначали себя и свой идеал радикальные сторонники обобществления собственности и жизни трудовыми общинами. Есть версия, что термин появился уже во время Лионского восстания 1834 года, однако в пространство политической дискуссии он вошел в 1840 году. Именно в 1840 году в Париже начали выходить несколько коммунистических газет. Но безоговорочно термин утвердился не сразу: например, в 1842 году Этьен Кабе издал брошюру Douze lettres d’un communiste a un reformiste sur la communautе («Двенадцать писем коммуниста к реформисту об общинности»), но он использовал для обозначения своего идеала термин «communautе» («общинность»), а не «communisme» («коммунизм»). Английский ученик Роберта Оуэна Джон Гудвин Бармби приписывал себе честь изобретения термина, уверяя, что впервые употребил его в Париже в 1840 году в разговоре с некими «последователями Гракха Бабёфа», которые называли свой идеал «эгалитаризмом» – он же назвал его «коммунизмом». В статьях Карла Маркса термин впервые был зафиксирован в 1842 году.

2
Пролетариат (от латинского «proletarius» – производящий потомство) – это социальный класс, для которого работа по найму (продажа собственной рабочей силы) является единственным источником средств к существованию. Согласно представлениям марксистов, пролетариат совершенно лишен средств производства, капитала и того, что может быть использовано как капитал. Понятие пролетариев ввел в эпоху Великой французской революции Жан Сисмонди – как совокупность неимущих людей, отличающихся необеспеченностью существования, живущих сегодняшним днем (vivre au jour le jour), не заботясь о будущем.

3
Мануфактура (от латинского «manus» – рука + «facere» – делать) – это предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

4
Раба и пролетария сближает то, что оба они являются работниками в чужом хозяйстве: первый – в хозяйстве рабовладельца, второй – на капиталистическом предприятии. Обычно, когда сравнивают пролетария с рабом, отмечают, что пролетарий, оставаясь юридически свободным человеком, является «рабом разделения труда, его механизации, рабом своей усталости и опустошенности во внерабочее время».

5
Пролетарий поставлен в самое нечеловеческое положение, которое только можно себе представить. Существование раба, по крайней мере, обеспечено личной выгодой его владельца, а у крепостного есть кусок земли, который его кормит, то есть они гарантированы хотя бы от голодной смерти.

6
Дальше в рукописи у Энгельса идет пробел.

7
Майорат (от латинского «major» – старший) – это порядок наследования имущества, согласно которому оно целиком переходит к старшему в роду или в семье. Позже так стали называться и сами имения, унаследованные согласно такому праву. Этот порядок устанавливается в интересах сохранения целостности семьи или рода, тогда как минорат способствует их разложению.

8
Бюргерство (от немецкого «b?rger» – горожанин, гражданин). Бюргерами с XI–XIII веков называли полноправных горожан, которые избирали и могли быть избранными в органы городского самоуправления. А «цеховое» в переносном смысле – это замкнутое в пределах своей группы, кружка, профессии.

9
Промышленная революция – это массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры – к фабрике. Она произошла в ведущих государствах мира в XVIII–XIX веках. Соответственно, пролетарий – это продукт этой великой революции, которая совершила полный переворот во всем способе производства (как в промышленности, так и в земледелии).

10
Термин «торговый кризис» отлично выражает природу потрясений, характерных для второй половины XVIII и первой половины XIX века. Это была эпоха, когда произошло невиданное расширение торговых отношений, охвативших весь мир. Это было время торговцев (негоциантов), а эпоха крупного промышленника еще не наступила. Именно торговцы захватывали страны и континенты, а затем объединяли их экономически в единое мировое торговое пространство. Но и торговля – это явление, подверженное влиянию многообразных обстоятельств, и она вращается в прочно установившейся форме циклов. И после процветания в ней обязательно следует угнетенность и застой. Соответственно, если кризисы первоначально развернулись в торговле, то со второй половины XIX века они стали происходить в промышленных отраслях, а затем быстро перешли в банковскую сферу.

11
Предшественники Маркса и Энгельса, разделявшие коммунистические принципы, в противовес социалистам, видели в частной собственности причину всех социальных зол и выступали за ее уничтожение. Основоположники марксизма взяли эту идею, но существенно переосмыслили ее: они ограничились уничтожением частной собственности на средства производства. В своем «Капитале» Маркс уже различал частную собственность, основанную на собственном труде, и частную собственность, основанную на эксплуатации чужого труда. Отсюда вытекала фундаментальная позиция: обобществлению подлежат средства производства, используемые для эксплуатации чужого труда. И тут следует отметить одну важную вещь: в русском переводе произведений Маркса и Энгельса термин «уничтожение» соответствует двум вариантам немецкого оригинала – Aufhebung (снятие) и Abschaffung (устранение). Основным термином у Маркса и Энгельса является первый, но они использовали и второй – для простоты понимания. При этом «снятие» – это термин, который ввел в обиход Гегель. Это философское понятие, содержащее гегелевскую триаду: устранение негативного, сохранение позитивного и переход на более высокую ступень развития. Именно в этом смысле Маркс и Энгельс и использовали понятие «снятие частной собственности». В данном случае устранение негативного – это уничтожение отчуждения производителей от средств производства, сохранение позитивного – это изменение отношения к общественным средствам производства как к своим, а не чужим или ничьим, а переход на более высокую ступень – это свободное развитие производительных сил и повышение производительности труда.

12
Экспроприация (expropriatio) – это лишение собственности. Термин происходит от латинского «proprius» – собственность. Это принудительное отчуждение имущества индивидуальных собственников, которое может быть безвозмездным (конфискация) или оплачиваемым (реквизиция).

13
Идея мировой революции широко использовалась лидерами большевизма. Она позволяла русским революционерам, с одной стороны, рассчитывать на поддержку европейских марксистов, а с другой стороны, активно вмешиваться в дела других государств, помогая местным коммунистам готовить антиправительственные выступления. Для этих целей в 1919 году была создана специальная международная организация – Коминтерн. В.И. Ленин в октябре 1918 года указывал на то, что международная революция приблизилась «на такое расстояние, что с ней надо считаться как с событием дней ближайших». В марте 1919 года на учредительном конгрессе Коминтерна он заявил: «Победа пролетарской революции во всем мире обеспечена. Грядет основание международной Советской республики». После смерти В.И. Ленина коммунистическая партия отказалась от теории мировой революции, а в 1925 году И.В. Сталин выдвинул идею о возможности построения «социализма в отдельно взятой стране».
Принципы коммунизма Карл Генрих Маркс и Фридрих Энгельс
Принципы коммунизма

Карл Генрих Маркс и Фридрих Энгельс

Тип: электронная книга

Жанр: Социология

Язык: на русском языке

Издательство: АСТ

Дата публикации: 01.07.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В настоящую книгу вошли шесть важных работ выдающихся философов, историков и социологов своего времени – Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

  • Добавить отзыв