Краткий курс продакшна в России

Краткий курс продакшна в России
Василий Голованчук
Каждый обладатель пособия может уточнить информацию по интересующей теме в сообществе, вступить в закрытую группу клипмейкеров для поиска коллег, получить электронную версию руководства, а также посмотреть видеокурс по темам, изложенным в книге.Автор: Василий ГолованчукРедактор: Мелания ГолованчукФотограф: Константин Каретников

Краткий курс продакшна в России

Василий Голованчук

Редактор Мелания Голованчук
Фотограф Константин Каретников

© Василий Голованчук, 2024
© Константин Каретников, фотографии, 2024

ISBN 978-5-0053-3088-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВВЕДЕНИЕ

Продакшн – процесс создания творческого продукта в кино, телевидении и музыкальной индустрии. То есть производство.
Продакшн делится на три элемента, из которых создается целостный аудиовизуальный продукт.
Ниже на примере одного кадра показан правильный процесс его создания.
1. Препродакшн – подготовительные действия к активному съемочному процессу. Предпроизводство начинается с момента заключения договора или получения технического задания. Музыка, сценарий, локации, кастинг – лишь малая часть этого процесса.


Заключение договора; создание визуализации.


Написание сценария; создание раскадровки.

2. Съемочный процесс – фаза активной работы с привлечением наибольшего количества персонала и оборудования.


Подготовка помещения, модели и оборудования; съемка.

3. Постпродакшн – процесс обработки полученных материалов. Постпроизводство – это склейка всех элементов воедино, работа с ними для улучшения восприятия, создание целостной формы продукта.


Проверка исходника; цветокоррекция лутом и клинап;


Создание спецэффектов; монтаж и мягкая цветокоррекция;


Инфографика и жесткая цветокоррекция; акт сдачи-приемки.

Кажется, проще простого. На деле же это очень сложный творческий и трудоемкий процесс, правильная организация которого требует опыта (плюс бюрократическая волокита с документацией). Если вкратце, то все связано между собой. Абсолютно.


Взаимодействие элементов большого продакшна

На этих страницах общая информация об процессе продакшна полного цикла в России.
На протяжении всей книги в QR-кодах зашифрованы ссылки на схожую и более развернутую информацию в рунете в виде статей и видео, относящиеся к теме раздела (автор не гарантирует корректную работу сторонних ссылок). В конце пособия я создал таблицу с расценками на услуги и ссылками на страницы описания этих услуг. Удобный инструмент для создания сметы и быстрого расчета предварительной стоимости проекта с качественным результатом.
Я, Василий Голованчук – режиссер, оператор, монтажер, сценарист и продюсер. Есть слово, которое объединяет все эти профессии в видеопродакшне – клипмейкер (ни в коем случае не путать с понятием видеограф).
Содержание этого курса рассчитано в первую очередь на художественный продакшн, для клипмейкеров, которые хотят создавать рекламу, музыкальные клипы, бизнес-видео, мотивационные ролики, food- и fashion- фильмы. Для создателей сюжетов (стрингеров), отчетных роликов и свадебных видео (видеографов) полезной информации будет меньше, но тоже поможет ознакомиться с расценками, которые косвенно можно подвести и под их род деятельности, но менее командный.
Если вы хотите получить более глубокую структурированную информацию по организации процессов со всеми видами контента, то рекомендую вам книгу «Настольная книга продюсера».
А также обратите внимание на подборку сервисов нейросетей, которые обязательно пригодятся вам в стремительно развивающимся рынке клипмейкинга. Я оставил ее в специальном дополнении в самом конце пособия.
Начнем мы с ввода в профессию клипмейкера. Даже если вы таковыми и являетесь, чтобы вам было проще объяснять людям суть вашей работы, отдельной от других профессий в профессиональном видеопроизводстве.

Клипмейкер
Сразу отмечу, что клипмейкер – это специфическое и многозадачное направление. Режиссер клипмейкер и режиссер в кино – это разные специалисты. То же самое касается всех остальных участников съемочной группы в кино и клипмейкинге: операторов, продюсеров и т. д.
Клипмейкер – это художник с музыкальным вкусом и слухом, способный к организации, имеющий навыки в режиссуре, драматургии, операторском мастерстве и монтаже видео.
Профильное направление – создание рекламных роликов и музыкальных клипов – продакшн.
Клипмейкера можно назвать универсальным специалистом, который занимается одновременно творчеством и менеджментом. Он разрабатывает идею и стиль; выстраивает кадр и руководит съемочной группой: операторами, осветителями, хореографами, сценаристами, постановщиками, стилистами; как режиссер видит общую картину; создает сложное и уникальное видео из разных элементов. То есть произведение.
Продукция клипмейкера – это микс органичного сочетания музыки, кинематографа, дизайна, монтажа и компьютерной графики.
Почему в курсе продакшна мы говорим о профессии клипмейкера? Именно клипмейкеры – основа современного творческого продакшна. В киноиндустрии есть кинокомпании – создающие полнометражное и документальное кино. В телевидении – телекомпании с передачами и шоу. Продакшн – это клипы и рекламные ролики. И если вы еще не режиссер, работающий с полными метрами или документальным кино, не оператор-постановщик больших картин, но уже создающий небольшие произведения с уникальной сюжетной составляющей, то вы клипмейкер.
Говоря правильным языком терминологий, вы – создатель эмоционального музыкального и рекламного аудиовизуального продукта.
Для комфортной работы вам необходимо профессионально ориентироваться сразу в нескольких областях: в продюсировании, в организации съемочного процесса, режиссуре, драматургии и музыке.
Клипмейкер – криейтор с уникальным художественным видением. Который интерпретирует любую стандартную художественную модель по-новому, выражая основную мысль стильно, быстро, ярко и четко.
Узнали себя? Добро пожаловать на курс!

Вы узнаете
– Цены ваших услуг в продакшне. (В плавающем курсе мировых валют предлагаю отталкиваться от доллара.)
– Как разрабатывается идея видео, зачем отсматриваются локации и как это называется.
– Для чего создается визуализация и что это вообще такое.
– Как должен выглядеть профессиональный сценарий и создание раскадровки.
– Где берут серьезные заказы.
– Как профессионально организовывать работу и подготовиться к ней.
– Для чего необходим кастинг и как он выглядит.
– Где брать музыку и лицензии на музыкальные композиции.
– Услуги дикторов.
– Подробно о персонале в съемочной группе.
– Услуги хореографов, стилистов, моделей и т. д.
– Сложности и нюансы аэросъемки и 360 градусов.
– Монтаж, колористика и графика – услуги и программы.
– Почему ваше творческое объединение должно быть зарегистрировано как юридическое лицо (ООО или ИП).
– Как профессионально рассчитать смету для участия в торгах или коммерческого предложения.
(!) Запоминаем: качественный продакшн – это командная работа.

ПОЛУЧЕНИЕ КРУПНОГО ЗАКАЗА

Тендеры и рекламные агентства
(Основной способ получения крупных заказов в России)

То есть – участие в торгах. Да, в основном именно в тендерах уходят крупные заказы по адекватной цене.
(!) Рекомендую основную информационную площадку о государственных закупках в России:
www.zakupki.gov.ru
(Зарегистрировавшись там, вы автоматически зарегистрируетесь на всех основных платформах для торгов в Российской Федерации.)
Обязательно необходимо зарегистрироваться как юридическое лицо. Как минимум у вас должен быть открыт ОКВЭД 59.
В идеале ОКВЭДы: 18, 20, 58.19, 58.29, 59.11, 59.12, 59.13, 59.14, 59.20, 59.20.1, 59.20.2, 60.20, 61.10.5, 61.20, 63.91, 63.12.1, 73.11, 73.12, 74.20, 74.30, 74.90, 74.90.8, 77.39.24, 77.40, 82.30, 85.41.2, 85.41.9, 90.01, 93.29.9, 96.09.


Лот изготовления без трансляции

Для попадания на платформу необходимо собрать вагон и маленькую тележку документов, обзавестись электронной подписью и специальным счетом в банке. Обязательно свободными деньгами для входов в торги. Кажется страшным, но разобраться можно.
При принятии решения участия в торгах лучше внимательно изучить приложенную документацию.


Лот с изготовления с обязательной трансляцией

Например, там может оказаться пункт обязательной трансляции вашего продукта. Но за время создания рекламы стоимость трансляции в эфире нужного телеканала вырастет в два раза. И вы либо отправитесь под суд, либо уйдете в страшный минус личных денежных сбережений. Это лишь пример одного из множества вариантов. У нас все-таки общий курс, и чтобы разбираться в этом глубже, рекомендую пройти какой-нибудь курс по участию в торгах, таких на просторах интернета множество.
А мы пойдем дальше.
Есть еще один способ получения крупных заказов – рекламные агентства.
Агентства – самая частая «прослойка» между заказчиком и исполнителем. Их дело – общая рекламная стратегия, а ваша работа – создание ролика по их техническому заданию.
Чтобы на ваш продакшн обратило внимание агентство и пригласило на конкурс необходимо качественное портфолио. Которое будет отражать возможность работы с разными жанрами и специалистами. Поверьте, лучше шоурила об этом ничего не расскажет.
Вторая составляющая – в живом диалоге вы должны дать понять, что умеете правильно делить задачи, обращаетесь к режиссуре, правильно выбираете съемочное оборудование, подбираете профессиональных актеров и моделей, а также обеспечиваете качественный постпродакшн.
Именно об этом вся книга: как же все организовать и сколько назвать за работу.
Вы – клипмейкер, не видеограф, это важно. Вы обязательно должны быть в продакшне, то есть в своем творческом объединении с другими клипмейкерами и более узконаправленными специалистами индустрии видеопроизводства.
Только с таким подходом к работе можно выйти на заказы с бюджетом более 1500$.

Есть запрос! Что делать?
Допустим, к вам обратился клиент, которому нужен рекламный ролик, на 30 секунд. Профессиональный, полноценный видеопродукт.
Вам нужно в первую очередь определиться: вы занимаетесь продакшном профессионально или как хобби.
Если хобби (и у вас помимо этого есть другие, не менее важные дела), то отказывайтесь от заказа, скорее всего вы просто не справитесь с нагрузкой – производство качественного видео отнимает большое количество времени и сил. Это специфическая работа, которая должна достойно оплачиваться (цены можно найти в конце пособия).
(!) Помните: демпингуя рыночные цены на услуги продакшна вы лишаете себя и коллег достойных заработков в будущем.
Если занимаетесь продакшном профессионально, то, гарантирую, это пособие станет лучшим помощником в расчетах (я сам обращаюсь к этому руководству, при формировании цен на заказы). Далее будут конкретные цифры стоимости услуг, наименование профессий специалистов с которыми необходимо выстраивать рабочие отношения, советы по работе с договором – это ваша страховка.
С этого момента вводная часть заканчивается. На следующих страницах я привожу примеры, расценки и правильный порядок действий в процессе профессионального производства видео.

ПРЕПРОДАКШН

Сначала договор, потом деньги, потом работа.
Обязательной частью препродакшна сделайте заключение договора: «Договор на оказание услуг по созданию аудиовизуального произведения».
Неважно, вы частное лицо или юридическое, оплата на бартерной основе, наличный или безналичный расчет. Все должно быть прописано в договоре. Договор – ваша страховка.
Договор заключается всегда. Этот документ – единственное основание для оплаты за ваших услуг и услуг вашей команды.
Все нюансы прописываются в договоре: адреса электронной почты для фиксации отчетных точек в по этапам исполнения, мессенджеры для общения по проекту, возможность передачи материала через облачные хранилища и т. д.
Каждый элемент предпроизводства лучше прикреплять к договору в качестве приложения с подписями обеих сторон. Т.к. именно элементы препродакшна в деталях и полностью отражают будущий продукт, переходящий из интеллектуальной ценности в материальную.

Идея и ее разработка
(От 100 $)
Для того чтобы понять, что вообще вы будете рекламировать – изучите информацию о продукции, услугах или событии. (О компании нанявшей вас.) Прикиньте целевую аудиторию.


Варианты предварительной разработки идей

Далее – разработка идей. Их должно быть несколько. Конечно, у вас будет основная, но не факт, что она станет «той самой». Так что подготовьте несколько вариантов идей, основных концепций (говоря профессиональным языком – логлайн): одна идея – одно предложение. За каждой идеей в логлайне должен быть синопсис – разжеванная и расширенная версия вашей идеи, которая ответит на все возможные вопросы заказчика по будущему сценарию.
(В больших компаниях в разработке идеи участвуют несколько человек – креативная группа. Люди разных типов мышления, темпераментов, иногда возрастов совместно участвуют в так называемом «мозговом штурме». Как правило, такой подход более многогранный в выводе идей.)
При соглашении эти документы, прилагаются к договору с датами и подписями. Это гарантия как ваша, так и заказчика. (Но в первую очередь ваша, если честно.)
Стоимость идеи от 100$. Разработка нескольких идей (минимум трех) – это работа, которая стоит от ста долларов. Причем работа специалиста, которая часто бывает недооценена.
Допустим, вам предлагают снять рекламу для гонок. Скорее всего заказчик представляет мускулистых подкачанных мужчин-моделей со шлемами, садящихся в гоночные машины. Но вам, как профессионалу, необходимо мыслить шире. (Оставьте устаревшие идеи региональному телевидению.)
Клипмейкер представит двух черепах, выползающих на  стартовую решетку. (Или что-то в этом роде.)
Это режиссура и искусство сценарного мастерства. Достойные деньги платят за креативность, а не за банальность:
Проваливающаяся Луна в баскетбольное кольцо. Чокающийся «коктейль Молотова» с бутылкой пива. Игрушечный заяц, стучащий по барабану сутками напролет.
Может вы не помните, но Россия десятилетие делилась на «Виллурибо» и «Виллубаджо», благодаря рекламе моющего средства для посуды. Изучайте историю рекламы и вдохновляйтесь!
Стоимость разработки идей (от трех) для аудиовизуального произведения от 100$, при составлении сметы. (Чем масштабнее грядущий проект и больше количество возможных идей, тем выше сумма.)
Сюда же входит и стоимость поиска референсов. То есть примеров чужих работ, элементы которых необходимо взять за основу вашего произведения. А именно чужие рекламные ролики: подача, графика, цветокоррекция и прочая всякая всячина. Позже это станет элементами визуализации.
(Референс может предоставить и заказчик, но эта работа входит в разработку идеи.)
А еще не стесняйтесь обращаться к нейросетям. Только помните, чем креативнее и интереснее вы поставите задачу искусственному интеллекту, тем удивительнее будет результат, который он предоставит. Писатели и философы в прошлом заставили думать нас, что нейросети никогда не смогут писать книги или музыку, парадокс в том они только этим в основном теперь и занимаются. Важно это принять. Бизнес не прощает проволочек. Либо вы пользуетесь нейросетями, либо становитесь динозаврами, которые отказались принимать новую реальность и технологии, которые уже являются ее частью.

Осмотр локаций или локейшн-скаутинг (скаутинг)
(От 100$)
Это может быть как поиск локаций или студий для съемки, так и просмотр существующих помещений или открытых площадей. Задачи могут быть совершенно разными для любого сценария от компьютерной игры, мобильного приложения, до рекламного ролика, сериала или художественного фильма.
Идеально – личное присутствие на месте будущих съемок в нужное время суток или в разное время суток. Вам нужен фотоаппарат, чтобы сделать фото локации для расчета расстановки оборудования, положения камеры, проблемных мест, которые, возможно, придется скрывать, либо переоборудовать. Рулетка для замеров, чтобы понимать размеры помещения или расстояния от точки съемки – это обязательно.
Сегодня процесс скаутинга упростился. В крайнем случае локацию можно посмотреть удаленно. Достаточно одного человека, который по видеоконференции покажет режиссеру, оператору-постановщику, гафферу и сценаристу места будущей съемки. Обязательно все места.
Допустим, вам заказывают рекламу медицинского центра. Это хороший центр с хорошими специалистами и хорошим оборудованием. Нужные вам аппараты невозможно переместить и придется снимать на месте. Но стены в кабинетах разного оттенка, а возможно и цвета. Значит фон везде разный. Это неприемлемо даже для рекламы среднего уровня. Единственное решение – установка фона во всех нужных кабинетах. Доступ к электропитанию осветительного оборудования и оставшееся место для маневров с камерой – это нужно знать заранее. Все влияет: окна и их расположение, напольное покрытие, оттенок цвета потолка и герцовость существующего освещения в помещении. Для этого желательно проводить скаутинг с камерой, на которую будет вестись весь съемочный процесс, подобрать объективы и убедиться в том, что картинка не будет «стробить». Чтобы все это учесть и проводится скаутинг

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/vasiliy-golovanchuk/kratkiy-kurs-prodakshna-v-rossii-64092108/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Краткий курс продакшна в России Василий Голованчук
Краткий курс продакшна в России

Василий Голованчук

Тип: электронная книга

Жанр: Руководства

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 26.04.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Каждый обладатель пособия может уточнить информацию по интересующей теме в сообществе, вступить в закрытую группу клипмейкеров для поиска коллег, получить электронную версию руководства, а также посмотреть видеокурс по темам, изложенным в книге.Автор: Василий ГолованчукРедактор: Мелания ГолованчукФотограф: Константин Каретников

  • Добавить отзыв