Информация про информацию

Информация про информацию
Андрей Крыштафович


Исследование фундаментальных свойств информации и их практическое использование для ответа на вопрос как работать с информацией, чтобы иметь дело с полезной, качественной и ценной информацией в целях повышения результативности человека, чья деятельность связана с информацией (“работник знаний”).





Андрей Крыштафович

Информация про информацию





Введение


Каждый час и каждую минуту нашей жизни мы имеем дело с информацией. Нас окружает океан информации и не проблема получить к нему доступ в любой момент времени с любого практически места, но всегда ли эта информация качественная и ценная.

Ответ, как говорится, отрицательный и может быть (хотя я не сталкивался с исследованиями на этот счет) темпы роста объема некачественной информации выше, чем темпы роста информации вообще.

А что представляет собой качественная и некачественная информация. Что такое ценная информация, и что такое информация в целом? Как из океана информации, который нас окружает, отобрать (получить) качественную и ценную информацию? Какие еще виды информации существуют?

И тут мы сталкиваемся с парадоксом – в век информации, когда ее становится все больше и больше, а доступ к ней все быстрее и легче, особо никто не задумывался и не проводил исследования, чтобы получить ответы на вышеизложенные вопросы.

У меня есть только одно объяснение этому парадоксу – кто же не знает, что такое информация и зачем дальше копать, если важна конкретная информация, а не теоретические размышления на предмет того, что такое информация вообще, какие виды и формы информации существуют, каковы инструменты получения информации и так далее и тому подобное.

На мой взгляд наше отношение к информации можно сравнить со средневековым отношением к пище. Представляю, что, если бы к средневековому человеку пришли и сказали: – давай исследуем, что собой представляет (из чего состоит) пища (белки, жиры, углеводы, клетчатка, витамины, калорийность пищи и т.п.), скорее всего, он бы ответил: – давай не будем попусту тратить время, а лучше поразмышляем, как добыть пищу и как, и где ее приготовить.

Не знаю созрело ли современное общество для поиска ответов на поставленные вопросы, но меня они волнуют вот уже более 30 лет, и при этом я наблюдаю, как с каждым годом во всё больших масштабах используется некачественная информация для того, чтобы манипулировать людьми.

Поэтому, надеюсь, читателю будет интересно и может быть полезно узнать результаты моего 30 летнего поиска ответов на нижеизложенные вопросы, толчком к которому послужила монография польского ученого Мариана Мазура “Качественная теория информации”. [1]

В этой монографии будут представлены ответы на вопросы: -

Что такое качественная и ценная информация?

Как получать качественную информацию?

Какие существуют виды и формы информации?

Каковы фундаментальные свойства информации?

Каковы инструменты поиска и генерирования новой ценой информации?

Как сгенерировать новую ценную информацию?

Какую информацию необходимо сохранять?

Что такое информационные отношения?

Что собой представляет и от чего зависит результативность деятельности человека, работающего с информацией?

Хочется выразить признательность многим людям, принявшим участие в рождении этой книги, но существует два человека, без которых данная книга точно не появилась бы – это мой учитель Адамович Тадеуш Иванович и моя жена Крыштафович Жанна Викторовна.




Что такое качественная информация?


Как видно в центре наших вопросов лежит категория “информация” и её свойства. Если мы хотим изучить свойства чего-то, то мы должны знать свой предмет изучения, должны знать, что это такое?

Что мы представляем, когда слышим слово или термин “информация”? Чаще всего, что это сведения или сообщения, которые мы получаем или читаем (смотрим картинку, видео), или слушаем, а, скорее всего, ищем в интернете – гуглим. Еще мы употребляем такие термины как “данные”, “факты”.

Поскольку вся деятельность человека связана с информацией, выработано множество понятий, отражающих оттенки, тонкости смысла понятия информация: -

данные – собранная (полученная), необработанная (сырая) информация;

факты – подтвержденная, проверенная информация;

сообщение – полученная от кого-то информация;

содержание – информация, представляющая краткую характеристику, сущность чего- либо;

сведения – синоним информации, используемый правда иногда для её определения, равно как и содержание.

Менее часто, чем термин “информация”, мы употребляем термин “знания”. Что мы знаем о знаниях? Сложно поверить, но если свести все определения термина “знания”, которые встречаются в литературе, то все, что мы знаем о знаниях – это то, что они выше по уровню чем информация, находятся в голове (сознании) человека и очень важны для его жизнедеятельности (“знания – сила”). Вернее, знания – это информация, понятая (осознанная) человеком и тем самым встроенная в его систему знаний. Понятий, отражающих оттенки смысла понятия “знания” гораздо меньше: -

опыт – проверенные знания (“сын ошибок трудных”);

мудрость – опыт плюс умение (способность) генерировать новые знания на его основе.

Как видно, в основе всех вышеупомянутых терминов лежит категория информация. И если мы зададимся серьезно вопросом: “Что такое информация?”, то ответить на него будет не так-то просто. Заглянув в философский энциклопедический словарь, мы найдем 4 определения понятия информация:

сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми;

уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений;

сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;

передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы) [2, с.1556].

И в более современной энциклопедии – в Википедии мы найдем подтверждение многообразия определения понятия “информация”: – “Несмотря на широкую распространённость, понятие информации остаётся одним из самых дискуссионных в науке, а термин может иметь различные значения в разных отраслях человеческой деятельности” [3].

Несмотря на такое разное понимание, все вокруг употребляют термин информация и знают, что её можно точно измерить (например, определить сколько бит или байт в этом файле), её можно накапливать (емкость винчестера ноутбука, на котором я это пишу – 500 Гигабайт), её можно передавать, обрабатывать (не скажу точно, мощность процессора в моем ноуте). Все это было бы невозможно, если бы теория информации не была хорошо разработана. В чем же дело – с одной стороны разное понимание, что такое информация, с другой – хорошо разработанная теория информации? Разгадка в том, что разработана количественная сторона информации, количественная теория информации, но есть и “обратная сторона луны” – качественная сторона – качественная теория информации.

Хорошо известны, можно даже сказать знамениты, основоположники количественной теории информации: Клод Шеннон и Норберт Винер.

Именно после выхода в свет основополагающей работы Клода Шеннона “Математическая теория связи” началось активное использование понятия “информация” в различных областях науки. Однако ни в этой работе, ни в других Шеннон не дает определения информации. Краеугольным в них является понятие количества (меры) информации. Шеннон отмечает: «Если множество возможных сообщений конечно, то число сообщений можно рассматривать как меру информации, создаваемой выбором одного сообщения из этого множества, в предположении, что все сообщения равновероятны» [4, с.244].

Другой выдающийся американский учёный Норберт Винер в основополагающей работе «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» также не дает определения информации, ограничиваясь лишь перечислением того, что не является информацией. Он отмечает: «Механический мозг не выделяет мысль, «как печень выделяет желчь», что утверждали прежние материалисты, и не выделяет её в виде энергии, подобно мышцам. Информация есть информация, а не материя и не энергия» [5, с.207].

Необходимо отметить, что позже, в работе «Кибернетика и общество» Винер предлагает следующее определение информации: «Информация – это обозначение содержания, черпаемого нами из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приведения в соответствие с ним нашего мышления» [6, с.31]. Однако, в этом случае информация определяется через еще более нечеткое и лишенное общности понятие «содержание».

Итак, приходится окончательно констатировать, что общего выработанного понятия информации нет, а то, что встречается в литературе, либо присваивание определению количества информации статуса определения информации, либо определение информации через другие нечеткие и взаимосвязанные определения типа данные, сведения или содержание, либо отказ от определения по причине очевидности что такое информация. Приведу примеры первого и второго случая.

Д.С. Чернавский в работе «Синергетика и информация» дает следующее определение информации: «Информация – запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных вариантов» [7, с.13].

А.Л. Гапоненко в учебнике по управлению знаниями дает следующие определения. Данные – это совокупность различных объективных фактов. Информация – это иерархическая совокупность данных о тех или иных аспектах реального мира. Знания – это проверенный практикой результат познания действительности, его верное отражение в мышлении человека [8, c.179-184]. Любопытно, что если мы копнем глубже и посмотрим определение факта, то факт – это данные, подтверждённые научным экспериментом, который может быть повторён с неизменным результатом. Как говорится, “круг замкнулся”.

Но есть и хорошая новость – попытки выработать качественную теорию информации предпринимались, и наиболее удачной, на мой взгляд, является попытка, предпринятая польским ученым Марианом Мазуром. В своей монографии «Качественная теория информации», он представил стройную систему идей и принципов, определяющих фундаментальные понятия информации и информирования. Именно своим подходом, позволившим не только выстроить стройную систему идей, но и показать проявление этих идей в реальной жизни, поразил меня М.Мазур и вдохновил на дальнейшие изыскания на основе представленной им качественной теории информации.

Теперь по всем канонам я должен представить читателю определение информации, выработанное М.Мазуром, дабы он не утруждал себя его поиском в интернете. Однако, предваряя разочарование, скажу, что оно мало что скажет, если не погружаться в качественную теорию информации полностью, поскольку оно строгое и сделано на высоком уровне абстракции. Вместе с тем, важно не определение информации само по себе, а то какие свойства информации оно (вкупе с другими частями теории) позволяет исследовать. Но все же каноны надо уважать. Итак: – “Информация – преобразование одного сообщения информационной ассоциации в другое сообщение той же ассоциации.” [1, с.70]

Пойдем дальше – к свойствам информации. Первый шаг к изучению свойств – структурировать океан информации, окружающий нас. Разделим первоначально информацию на классы. Я выделяю 8 классов информации, которые можно сгруппировать в 4 группы, поскольку классы в каждой группе взаимосвязаны, но противоположны друг другу. Это:

бесполезная и полезная информация;

прямая и параинформация;

детальная и обобщенная информация;

некачественная и качественная информация.

Данные классы пересекаются, поскольку имеют разные критерии отнесения информации к тому или иному классу, т.е., например, параинформация может быть, как полезной, так и бесполезной, а детальная информация может быть, как прямой, так и параинформацией. Все это позволяет высветить различные грани информации.

Прежде чем дадим определение каждого класса информации и на основе этого пойдем к анализу типов и видов информации, рассмотрим формы, которые может принимать любой вид информации.

Информация может выступать в непосредственной форме (в форме информации), в форме метаинформации, в форме мета-метаинформации (метаинформация 2-го порядка) и т.д. Поясню на примерах. Возьмем близкую многим информацию о каком-нибудь отеле, которую мы ищем, когда собираемся в отпуск. Описание отеля, представленное на сайте скажем booking.com, – это информация. Информация, представленная в отзывах, – это метаинформация, то есть информация, полученная в результате сопоставления информации на сайте и того (информация), с чем люди столкнулись в действительности (информация). Посетив данный отель у вас будут собственные впечатления (информация), которые вы можете сопоставить с прочитанными вами отзывами (метаинформация) и получить в результате метаинформацию 2 порядка или мета-метаинформацию. Этот ряд можно продолжить.

Таким образом метаинформация – это информация, полученная в результате сопоставления информаций, равно как мета-метаинформация – результат сопоставления метаинформации и информации или другой метаинформации. Следовательно, любой класс, тип и вид информации может принимать следующие формы:

информация;

метаинформация;

метаинформация 2-го порядка (мета-метаинформация);

………………………… ;

метаинформация Х-го порядка.

Теперь выделим типы и виды информации. Для строгости нашего исследования и ясности понимания я буду приводить определения каждого класса, типа и вида информации.

Прямая информация – информация, которая поступает получателю от поставщика или источника информации.

Параинформация – информация, которая возникает у получателя информации под воздействием принятых информаций, а не поступает откуда-либо. Например, при получении информации о том, что произведены вакцины от коронавируса, возникают параинформации о возможностях поездки к морю. В повседневной жизни с параинформацией тесно связаны, но не исчерпывают её, такие понятия как предполагаемая, прогнозируемая информация.

Обобщённая информация – информация, к которой сведено множество информаций. Например, когда следует утверждение, что организация сработала в текущем году лучше, чем в предыдущем.

Детальная информация – информации, не подвергшаяся обобщению.

Бесполезная информация – информация, не являющаяся необходимой для принятия конкретного решения и генерирования новой информации.

Здесь хочу обратить внимание читателя, что в этой книге я рассматриваю 2 случая использования информации: – для принятия решения и для генерирования новой информации, абстрагируясь от случаев, когда информация используется для формирования мировоззрения или для развлечения (для времяпрепровождения), для общения (поболтать).

Бесполезная информация разделяется на 2 вида:

информацию, не имеющую отношения к делу;

избыточную информацию.

Что касается информации, не имеющей отношения к делу, то здесь все очевидно – когда необходимо принять решение запускать ли в производство новый товар (например, трикотажное изделие), рецепт приготовления какого-либо блюда является информацией не имеющей никакого отношения к этому.

Избыточная информация – информация сверх необходимой для принятия решения и генерирования новой информации. В отличие от информации, не имеющей отношения к делу, избыточная информация имеет отношение к принятию конкретного решения и генерированию новой информации, но в ней нет необходимости в данной ситуации. Примерами избыточной информации могут служить – ненужная детализация или историзация, повторная (дублирующая) информация, случаи, когда об одном и том же говорят разными словами и т. д. Негативными результатами использования избыточной информации является потеря времени и отвлечение внимания от главного. Иногда, правда, это может быть использовано в целях сокрытия главного, но об этом мы поговорим отдельно в данной книге.

Полезная информация – информация, являющаяся необходимой для принятия конкретного решения и генерирования новой информации.

Качественная информация – информация, адекватно отражающая действительность.

Некачественная информация – информация, неадекватно отражающая действительность

Рассмотрим вначале некачественную информацию, что позволит понять, что представляет собой качественная информация.

Чаще всего некачественная информация называется еще дезинформацией. Под дезинформацией обычно понимается вымышленная или неточная (извращенная) информация. На самом деле к дезинформации необходимо отнести еще и неполную информацию, и неправильно обобщенную информацию.

Более того дезинформация является только одним из типов некачественной информации. В целом состав некачественной информации представлен 3 типами информаций:

Дезинформация;

Псевдоинформация;

Неверная параинформация.

Чаще всего, если вас попросят сказать, что представляет собой некачественная информация, то ответы будут, что это дезинформация, обман (ложь), вымысел, сплетня, неточная информация. Несмотря на обилие терминов, и, исходя из изложенной в данной работе структуры информации, имеется ввиду всего лишь два из 4 видов дезинформации (неточная и вымышленная), а в целом насчитывается 10 видов некачественной информации, то есть люди видят в основном лишь верхушку айсберга (20 процентов). Давайте исследуем айсберг целиком.

Дезинформация включает в себя следующие виды информации:

неточная (извращенная) информация;

вымышленная информация;

неполная информация;

неправильно обобщенная информация.

Что касается неточной и вымышленной информации, то тут все очевидно – это то, что в обыденной жизни обозначается как ложь, обман, вымысел, клевета. Остановимся чуть подробнее на неполной и неправильно обобщенной информации.

Неполная информация представляет собой один из самых распространенных и самых коварных видов дезинформации. Не даром иезуиты говорили: «Говори правду, только правду, ничего, кроме правды, но не дай тебе бог сказать всю правду». Для выявления данного вида дезинформации необходима постановка выявляющих вопросов либо создание ситуации и проведения метаинформирования. Такой вид вопросов как выявляющие вкупе с другими видами вопросов я проанализирую позже при рассмотрении структуры вопросов.

Наиболее распространённый ответ на вопрос, который задает получатель информации, когда (и если) узнает про недостающие информации: – «Почему ты не рассказал мне об этом?», и самый распространенный ответ: – А ты не спрашивал!».

Приведу пример из собственной практики. Увлекаясь горными лыжами, я, как правило, раз в год езжу в Альпы кататься с командой примерно из 10 человек. Горные лыжи вид спорта небезопасный, поэтому по возвращении приходится отвечать на вопросы жены, переживающей дома. Один раз на общий вопрос: «Как покатались?» я представил такую информацию: «Неплохо, все живы и здоровы». Вместе с тем, я умолчал, что в группе было 2 небольших происшествия: один человек вылетел с трассы (без травм, ушибы) и один столкнулся с другим лыжником (без травм, ушибы, раскололся шлем). Таким образом, информация была неполной. Будь она полной, возможно в следующий раз супруга была бы против моей поездки.

Неполная информация чаще всего является основанием для появления другого вида некачественной информации – неправильно обобщенной информации и уже второй вопрос использовалась неполнота информации для неправильного обобщения умышленно или нет.

Неправильно обобщённая информация – когда информация, к которой сведено множество детальных информаций неадекватно отражает действительность. Helga Drummond – профессор Ливерпульского университета приводит следующий пример. Во время войны в Персидском заливе (операция “Буря в пустыне”) одно из сообщений было об успешном бомбометании. Сообщалось, что около 80% бомб достигло своих целей. Однако, не сообщалось, что значительное количество поражённых целей было макетам и, что противнику нанесены несущественные разрушения. [9, c.54]

В данном случае информация «успешное бомбометание» является неправильно обобщённой информацией. Для выявления неправильно обобщенной информации необходимо получение детальных информаций на основе которых была получена обобщенная информация. И тут уместно вспомнить еще одно крылатое выражение: «дьявол кроется в деталях», и дьяволизм заключается в том, что всего лишь одна детальная информация может опровергнуть обобщенную информацию (вывод).

Примеры неумышленного неправильного обобщения в большом количестве содержатся в известной книге Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» [14]. Книга начинается с примера, когда обобщение, что все лебеди белые, делается без учета информации, что существуют черные лебеди.

Следующий тип некачественной информации – псевдоинформация или неясная информация. Псевдоинформация – информация, которая включает в себя несколько образов, отражающих один оригинал и/или один образ для нескольких оригиналов.

Поясню на примерах:

несколько информаций отражают один оригинал в действительности, например, в письме одного из банков в Национальный банк Республики Беларусь содержалась просьба о выделении кредитных ресурсов, только в одном месте письма стояла сумма 12,5 млрд. рублей, а в другом – 12,5 млн. рублей;

несколько оригиналов в действительности отражаются в одной информации, например, в инструкции к пользованию сотовым телефоном (древним, кнопочным) сообщалось, что для выполнения определенной функции необходимо нажать среднюю кнопку в комбинации с другой кнопкой. Однако, в данном телефоне имелось два вида кнопок – функциональные и для набора номера (текста);

комбинация первых двух случаев, например, когда существует несколько причин и несколько следствий и каждое из следствий может быть вызвано каждой из рассматриваемых причин. Например, общие симптомами разных болезней (температура, головная боль, тошнота).

Перейдем к следующему интересному типу некачественной информации – неверная параинформация. Она включает в себя следующие виды параинформации.

Неточная параинформация – параинформация, которая отличается от параинформации существующей в реальности. Приведу пример неточно предполагаемой информации из моей практики, который носит несколько курьезный характер. Заместителю руководителя одного из государственных органов управления был отправлен документ, который вернулся от него с резолюцией: – «Что это такое?». На основе данной информации сотрудниками данного органа было сделано предположение, что руководителю не совсем понятен смысл документа. Поэтому в течение дня сотрудники подготовили подробную разъяснительную информацию. Предположение (параинформация) оказалось неточным. Точная параинформация была: – «Почему на такой плохой бумаге напечатан представленный документ?».

Необоснованная параинформация – параинформация, которая не существует в реальности. Примерами необоснованной параинформации является придание скрытого смысла высказываниям, в которые говорящий вкладывает только дословное значение, улавливание намеков там, где их на самом деле нет, приписывание кому-то намерений и замыслов, которых он не имеет. [1, 176]

Параинформация тесно связана с таким жанром как анекдот, вызывающим смех потому, что формируемые вначале параинформации совсем не те, которые раскрываются в конце анекдота. Поэтому в качестве примера необоснованной параинформации приведу анекдот: – “Когда муж ушел на рыбалку и не взял удочку, жена подумала (необоснованная параинформация), что у него есть вторая удочка”.

Неудачная параинформация – параинформация, которая не создана, хотя существует в реальности. Например, неулавливание намека, неугадывание чужих намерений. И опять же анекдот: – “Мужчина приходит в обувной магазин с коробкой под мышкой и обращается к продавщице: – Я купил у вас позавчера ботинки, два раза только их одел, и из левого вылез палец! Продавщица, позевывая: – А что бы вы хотели, чтобы из него вылезло?”.

Говоря о параинформации, необходимо отметить также, что потенциально она несет в себе бо’льшую возможность появления некачественной информации, чем прямая информация в силу своей природы. Поэтому, очевидно, что лучшим способом проверки предполагаемой информации является получение прямой информации. Однако не всегда человек, осознавая (или может быть, недостаточно осознавая), что он имеет дело с параинформацией и, имея возможность получить прямую информацию, реализует эту возможность. Другими словами, иногда он готов долго предполагать, а не выяснить (спросить). Кстати, так и произошло в вышеприведенном примере с неточной параинформацией. Был потрачен целый день, чтобы подготовить разъяснительную записку, которая оказалась ненужной.

Анализ структуры информации и в частности бесполезной и некачественной информации позволяет описать характеристики полезной и качественной информации/UsefulandQualityInformation (ПКИ/UQI) – это невымышленная, точная, ясная, полнаяинформация, в которой отсутствует избыточная информация, обобщенная информация является правильной, а параинформация – верной. Таким образом, ПКИ имеет 7 характеристик (параметров).

Для полноты описания структуры информации необходимо выделить еще два вида информации: – позиционирующая информация и методологическая информация.

Существует ряд информаций, связанных с отдельно взятой информацией, которые позиционируют данную информацию, то есть задают координаты для нахождения этой информации в океане информаций. Это информации, являющиеся ответами на следующие вопросы:

1.      Где находится информация?

2.      Когда создана информация?

3.      Каков источник (первоисточник) информации?

4.      Какова форма представления информации?

5.      Кому передана информация?

Назовем описанный ряд информаций позиционирующие информации.

Отдельно необходимо выделить информации, описывающие способ получения какой-либо информации. Это информации, являющиеся ответом на вопрос: «Как была получена (создана) информация?» Назовем эти информации методологическиеинформации.

Таким образом, информация имеет непростую структуру, и, чтобы охватить её целиком, представим структуру информации в виде схемы.












Рисунок 1 – Структура информации на основе качественной теории информации

Источник – Авторская разработка




Как работать с информацией, чтобы иметь дело с качественной информацией?


Знание структуры информации и характеристик полезной и качественной информации создает возможность выработать методы работы с информацией, позволяющие обнаружить и избавиться от некачественной информации, чтобы, в конечном счете, иметь дело с максимально качественной информацией.

В процессе своей жизнедеятельности мы черпаем информацию из разнообразных источников: – интернета, из документов, из баз данных, из книг, из газет и журналов, телевидения, от коллег, друзей, знакомых и т.д., и т.п. Среди этой информации есть некачественная во всех её видах и при этом немало. Как её выявить, чтобы впоследствии избавиться от неё?

Самый простой способ обнаружения НИ – обнаружить её признаки. Первым и довольно простым признаком наличия среди множества информаций некачественных является наличие логических противоречий (несоответствий) среди данного множества, а также между информациями из данного множества и другими информациями (в т.ч. собственными представлениями). Возьмем ранее приводившийся пример – в одном месте письма указывалась потребность в кредите 12,5 млн. рублей, в другом – 12,5 млрд. рублей, но кредит запрашивался один.

Однако, это признак наличия некачественной информации среди располагаемых или поставляемых информаций. Для таких же видов как неполная информация и неудачная параинформация, т.е., когда часть информации отсутствует, признаком существования некачественной информации будет существование вопросов, на которые нет ответов в используемой информации, но для полноты информации они должны там быть.

Но, по настоящему плохой новостью является то, что отсутствие вышеописанных признаков не означает, что вы располагаете качественной информацией. Например, ваш подчиненный сотрудник опоздал на работу и на вопрос: “Почему?”, ответил: “Машина попала в ДТП, пришлось разбираться”. При этом на самом деле он, допустим, проспал. Здесь нет признаков некачественной информации, предстающей в данном случае в виде неточной информации (дезинформация). Поэтому, для минимизации использования некачественной информации необходимо знать:

Причины возникновения некачественной информации.

Возможности возникновения некачественной информации (при каких обстоятельствах, в каких ситуациях она возникает).

Признаки присутствия некачественной информации – с этим мы уже разобрались.

Методы выявления некачественной информации.

Начнем с причин. Некачественная информация возникает как вследствие умышленных, так и неумышленных причин.

Умышленные причины появляются, когда цели поставщика информации отличаются от целей получателя информации. Типичный пример рассматривался у Д. Стиглица при описании отношений, возникающих между нанимателем и работником при приеме на работу, когда работник стремится завысить свои способности [10].

Приведу несколько типов умышленных причин, причем список не закрыт. Это причины, имеющие своей целью для поставщика информации:

избежать наказания или порицания, или других неприятных моментов;

нанести ущерб врагам и недругам;

не причинять вреда или страданий кому-либо;

представить себя в лучшем свете;

получение материальной (карьерной) или моральной выгоды.

Неумышленные причины объединены в группу по критерию не связанности с целеполаганием поставщика или источника информации. Термин «поставщик информации» редко используется в практике. Обычно используется термин «источник информации». На мой взгляд, полезно разграничить эти понятия. Поставщик информации – это тот человек, который непосредственно передает информацию получателю. Источник информации – первый человек в цепи информирования. Часто смешение данных понятий ведет к использованию в процессе принятия решений некачественной информации, поскольку поставщик информации передает от источника (несознательно или сознательно) некачественную информацию или искажает качественную. Вместе с тем, термин “поставщик” не очень благозвучен и связан более с материальным миром, чем с миром информации. Поэтому его можно заменить на термин “источник”, а “источник” на “первоисточник”.




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/andrey-kryshtafovich/informaciya-pro-informaciu-63614898/?lfrom=390579938) на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


Информация про информацию Андрей Крыштафович
Информация про информацию

Андрей Крыштафович

Тип: электронная книга

Жанр: Философия и логика

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 25.07.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Исследование фундаментальных свойств информации и их практическое использование для ответа на вопрос как работать с информацией, чтобы иметь дело с полезной, качественной и ценной информацией в целях повышения результативности человека, чья деятельность связана с информацией (“работник знаний”).

  • Добавить отзыв