#Каждая встреча имеет значение. 30 историй о том, какие встречи изменили жизнь героев

#Каждая встреча имеет значение. 30 историй о том, какие встречи изменили жизнь героев
Ольга Флёр


Знаковые встречи в жизни «звезд». Истории от благотворительного проекта Meet for Charity с аудиторией 6 млн
Сборник вдохновляющих историй от известных людей. Все герои давно добились успеха в своих областях. К их словам и мыслям прислушиваются миллионы людей. Об их жизни хотят узнать многие. В том числе о знаковых для этих героев моментах – встречах, изменивших судьбу.

В книгу Ольга Флер вошли рассказы разных людей – бизнесменов, артистов, актеров театра и кино, рестораторов, деятелей науки, журналистов, писателей и многих других.

Это книга про благородные дела и хорошие поступки. Ведь идея издания связана с другим проектом автора – Meet For Charity (MFC), который помогает многим благотворительным фондам и объединяет неравнодушных людей. Именно так участники Meet For Charity стали героями книги Ольги Флер.



В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.





Ольга Флёр

#Каждая встреча имеет значение. 30 историй о том, какие встречи изменили жизнь героев



© Флер О., 2020

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020


* * *




От автора





Вся наша жизнь состоит из встреч. Они бывают разные: веселые и грустные, долгие и мимолетные, но я точно знаю, что все они не случайны.

В моей жизни так же, как и в жизни героев этой книги, было много интересных и неожиданных встреч, изменивших мою судьбу. Именно поэтому у меня возникла идея этой книги. Но, конечно, в основу лег проект Meet For Charity, который родился 4 года назад из шутки и вырос в крупный международный благотворительный – проект.

Тогда я не знала, что посвящу ему свою жизнь – у меня была своя компания, которая занималась PR и маркетингом. Однажды одна из моих коллег сказала, что хочет пойти на свидание, но у нее не было кавалера. А передо мной в тот день стояла задача сделать благотворительный праздник для детей с ограниченными возможностями, но на него не было средств. Я стала думать, как нам помочь. Мне пришла в голову безумная идея – выставить свидание с Оксаной (так звали мою сотрудницу) на благотворительный аукцион у себя в Фейсбуке. Тот, кто сделает самую высокую ставку, пойдет с ней на свидание, а деньги пойдут на организацию праздника.

Как ни странно, Оксана быстро согласилась на эту затею. И через некоторое время я разместила ее фотографию на своей страничке в Фейсбуке с надписью: «Внимание! Внимание! Благотворительное свидание!». Под фотографией можно было сделать комментарий, для того чтобы встретиться с Оксаной и помочь детям, которые в этом особенно нуждаются.

Неожиданно для меня этот пост вызвал огромный ажиотаж и получил большое количество комментариев, лайков, а главное, ставок. На мое удивление ставки росли: первая была в тысячу рублей, а последняя – в 20 тысяч. Для меня тогда это казалось огромными деньгами для благотворительности. Я была счастлива, закрыла аукцион, получила деньги и организовала свидание и праздник. Получился такой win-win. Рады были все: Оксана пошла на свидание, а дети – на праздник.

Так родился благотворительный проект Meet For Charity. Сумма в 20 тысяч рублей выросла до 110 миллионов, мы помогли уже более чем 100 благотворительным фондам и провели более полутора тысяч встреч. Meet For Charity работает с фондами разной направленности и оказывает разного рода помощь – и старикам, и детям с ограниченными возможностями, и онкологическим больным, и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Первая встреча с Оксаной изменила не только мою жизнь, но и жизнь огромного числа подопечных фондов, которым помогает наш проект.



Хочется рассказать и о той встрече, которая вдохновила меня заниматься благотворительностью и не сходить с этого пути ни при каких обстоятельствах. Это произошло, когда я познакомилась с Анной Пинской – она показала мне на личном примере, как можно заниматься благотворительностью и помогать с открытым сердцем. И мы вместе создали проект по организации праздников для особенных детей Handmade charity. А потом благодаря этому проекту я попала в удивительное место – небольшой детский дом, где жили тридцать пять детей. Там меня встретила пышная женщина – настоящая big mama – и проводила в свой кабинет. С этого момента моя жизнь перевернулась. Светлана Ираклиевна Хахиашвили – та самая big mama – рассказала свою историю о том, как воспитала более 120 детей. Это было семь лет назад. Думаю, сейчас количество воспитанников выросло до 170.

18 лет назад Светлана и ее муж решили, что готовы воспитать не только своих двоих детей, но и других – у кого по разным причинам нет семьи. Муж Светланы поехал по всей России, собирая детей из детских домов и тех, кто буквально жил на улице, в коробке. Так они усыновили 32 ребенка. Они арендовали большой дом. Жили как большая семья. Муж заботился о том, чтобы все были накормлены и чтобы дома все было в порядке. Но семь лет назад случилось несчастье – муж умер от сердечного приступа, и Светлана осталась без поддержки. Тогда она приняла решение, что дети – дело ее жизни. Что она продолжит воспитывать их, несмотря на сложности, и останется их «большой мамой». Услышав эту историю, я поняла, что не смогу оставить этот детский дом, и стала ему помогать.

На моих глазах росли дети, и я видела, как Светлана относится к каждому. Наблюдала, как приходили новые ребята, похожие на Маугли, неприученные ни к какому теплу. И как спустя несколько недель они менялись, и в их глазах появлялась любовь. Тогда я поняла, что существуют люди, которые не хотят зарабатывать деньги, карабкаться вверх по карьерной лестнице, достигать каких-то высот. Самая большая ценность для них – жизнь ребенка. Это люди с очень большой душой.

После встречи с этой замечательной женщиной у меня произошла переоценка ценностей. Некоторые вещи, которые я считала важными ранее, ушли на второй план, например бизнес. Я начала больше и больше заниматься благотворительными проектами, пока в какой-то момент не отказалась от бизнеса совсем и не отдала все свое время развитию проекта Meet For Charity, работе в детском доме и помощи детям, которые живут у Светланы.

Я благодарна каждому человеку на своем пути, который на меня влиял, поднимал руки, когда они опускались, давал поддержку.



Хочу сказать спасибо людям, поверившим в меня. Meet For Charity не смог бы существовать без инвесторов и доноров, которые участвуют в проекте. Первым инвестором Meet For Charity был Борис Жилин. Это глава компании «Авенир» – человек, который с огромным рвением поддерживает социальных предпринимателей и много средств и времени уделяет благотворительным проектам.

Большое спасибо Алине Ковалевой, моему партнеру, которая поверила в мой проект и поддержала его – в этой книге есть замечательное интервью с ней.

Хотела бы сказать отдельное огромное спасибо Максиму Першину, экс-председателю Правления «Альфа-Банка». Он также участник и донор Meet For Charity. Максим поддержал меня в трудную минуту и позволил проекту быть, развиваться и расти.

Также хочу сказать огромное спасибо Евгении Гержан. Она первая поверила в то, что Meet For Charity – не просто шутка, а что в этом есть большой потенциал. Когда рядом такие люди, понимаешь, что можешь двигаться вперед и ничего не бояться.

Отдельная благодарность Ольге Горькой, которая моментально подхватила идею и приступила к продюсированию книги. Если бы не она и ее коммуникационные навыки, у нас в руках не было бы этой книги.

Конечно, я благодарна своим родителям за те качества, которые они в меня вложили. Сейчас это дает мне силы двигаться вперед. Я благодарна брату, который всегда рядом. Друзьям и каждому, кто участвовал в проекте.

Я люблю узнавать, что стоит за встречами, которые проходят на проекте Meet For Charity. Ведь все они тоже наполнены смыслом и значимостью. Смыслы разные: для кого-то встреча развилась в бизнес-партнерство, для кого-то обернулась свадьбой, для кого-то – дружбой, а кому-то дала важные инсайты и мотивацию для изменений.

Думаю, эта книга откликнется в сердцах тысяч людей, потому что в ней очень много персональных историй – историй любви, дружбы, бизнес-партнерства, вдохновения. Герои этой книги – очень интересные люди, которые прошли через взлеты, падения и даже полеты в космос. Среди них есть музыкант, космонавт, ресторатор, бизнесмены. Я благодарна им за то, что они раскрыли свои сердца и рассказали о самых значимых встречах в жизни. Мне бы хотелось, чтобы эти истории вдохновили вас и придали решительности для действий, которые вы боялись совершить. Или же просто, прочитав эту книгу, вы смогли вспомнить те удивительные встречи, которые развивали вас и меняли вашу судьбу.



Недавно я услышала фразу: «Что сказано от сердца, попадает прямо в сердце». Эта книга написана от большого сердца, и я надеюсь, она попадет в сердце каждого читателя.

Желаю вам приятного прочтения, радостной встречи с героями книги и незабываемых эмоций, а главное того, что, как сказал Слава Полунин, «дзынькает в вашем сердце».




Слава Полунин





Клоун, режиссер, актер, мим, народный артист Российской Федерации



Встречи, которые изменили мою жизнь? Встречи – это поиск учителей. Я влюбляюсь в какого-то учителя и следую за ним столько, сколько могу, до тех пор, пока он меня наполняет чем-то новым безостановочно. Когда я уже больше не могу ничего найти в нем, что бы меня толкало дальше, я ищу следующего учителя. И так всю жизнь, то есть это мое любимое занятие.



Потом у меня есть коллекция сумасшедших – это коллекция моих друзей. Я выискиваю самых странных, самых оригинальных, самых удивительных на свете людей, которые только существуют, и стараюсь с ними подружиться. Их я тоже делаю своими учителями, но это уже не столько ученичество, сколько важность простого общения. Главное, что я вижу в сумасшедших, – влюбленность в жизнь. Все остальное – это дополнение.



Еще дети. Любой ребенок может стать твоим учителем, просто приглядись и следуй за ним. Дети – это прямое соединение с космосом, с природой. Поэтому учась у них, ты учишься у самой природы, гармонии, Вселенной.

Вообще я надеюсь, что я остался ребенком. Для меня главная цель – сохранить свое детское восприятие мира. Если у меня это получается, то я считаю, что все в полном порядке.



Все, что я делаю – играю в этот мир: я его развлекаю, разукрашиваю. Это мой главный способ общения с ним. Если так делать постоянно, все становится намного проще, потому что исчезают сложности и серьезности. И любые вещи, самые сложные, становятся – простыми.

Но важно именно играть в мир, не смеяться над ним. Смеяться – значит учить, говорить свое мнение миру. А все, что происходит, – неоднозначно, оно бесконечно, все находится на грани преображения. Любовь может становиться глупостью, смысл – бессмыслицей. Играть – это значит не иметь жесткого регулирования, которое и создает все препоны вещам, потому что они очень однозначны и не дают миру быть бесконечным. Все столкновения возникают, когда один говорит: «Я такой», а другой: «А я такой». Да нет, они оба бесконечны.

Я постепенно это осознавал. Я всегда был внимательным к тому, что со мной происходит. И если я чувствовал, что что-то не туда, что-то мне нехорошо, я старался от этого уйти и приблизиться к тому, что мне естественно.

Раньше я просто старался, чтобы все, что я делал, приносило удовольствие – мне и всем вокруг. Это был главный закон. Не приносит удовольствия мне и всем вокруг – значит, это неправильно, надо из этого как-то выкарабкиваться.

Но раньше это было на уровне интуиции. А потом, когда мне стали задавать вопросы, я стал разбираться, почему я так делаю. И из этого стали какие-то правила и знания накапливаться. И хоть я и не люблю, когда вещи «застывают», но какие-то все-таки держатся долго. Правда, я пытался сосчитать все свои правила, конца им нет.

Просто время от времени я ищу, на что опереться, и сам себе формирую какое-то понимание. Вот говорю, например, себе: «Делать нужно только невозможное. Все остальное – зачем?». И вот я делаю только невозможное, а остальное, если я не делаю невозможное, – зачем оно мне? Я лучше отдохну.



Я как министр счастья практически. Я, кстати, встречался с министром счастья из Бутана. Девушка замечательная! Они ввели понятие «валовое национальное счастье», следят за тем, чтобы оно не опускалось, все время делают какие-то действия для этого. Фантастика просто!

Говорят, моя миссия – дарить счастье людям. Но я очень эгоистичен. Я выяснил, что мне доставляет счастье, когда все вокруг счастливы. И из-за этого эгоизма мне приходится все вокруг перевернуть, поставить на уши, чтобы оно стало счастливым. Тогда и я счастлив.



Вообще, чтобы любить жизнь, нужно стараться бывать в тех местах, где все пропитано любовью к жизни. У меня есть любимое воспоминание. На Кубе был какой-то фестиваль, и нас туда заслали. Мы ждали, когда нам освободят номера в отеле, и сидели в лобби. И какой-то кубинец черненький вышел повесить штору. И это продолжалось часа три. Но это было так весело, радостно и с таким смаком! Он танцевал, он упоенно искал свои инструменты, забывал, что нужно повесить шторы. Это была такая настоящая жизнь вперемешку с делами.

В Академии Дураков, которую я основал, есть много проектов. Один из них – мы следим за радостью: где она находится в этот момент. И каждый год мы всей Академией собираемся и летим, как перелетные птицы, в самое радостное место.

Сейчас такое место в Берлине. Как я это вычислил: я долго сидел в Лондоне, потому что в Хакни практически все художники мира собрались. И там была фантастическая атмосфера. А потом вдруг они начали исчезать оттуда. И в конце концов оказалось, они все перебрались в Берлин. Там правительство решило привлечь молодежь художественную и сдало за копейки просто огромные территории Берлина. Поэтому там кипит жизнь, радость в данный момент. Потом она передвинется в другое место, она все время движется.

В России очень живая энергия. Жизнь здесь сложная, а энергия жизни необузданная. И если бы вдруг запустить такой проект: в нескольких крупных городах по всей России отдать творческой молодежи под художественные проекты целые кварталы, то мы очень быстро получили бы фантастический результат радостного подъема художественной жизни в стране. Пример – квартал Пушкинская, 10 в Петербурге, который помог десяткам музыкантов, художников, актеров.



У молодых жизнь должна бить ключом, любовь к жизни для них особенно важна. Пример про моего сына. Мы с ним придумали, что, когда он окончит школу, ему надо три-четыре года, чтобы попробовать всё. То есть он выбрал 20 разных дел, которые ему хотелось бы попробовать. Он занимался мультипликацией, керамикой, делал фарфор и так далее. Как он это делал: он находил самого великого человека по каждому направлению, который делает свое дело лучше всех. Писал ему письмо: «Я хочу к вам в рабство. Мне ничего не нужно, только угол. И я буду делать все, что вы скажете беспрекословно». И все брали. Он по полгода прожил в разных местах мира и учился у разных людей. Мне теперь уже не важно, чем он будет заниматься. Он уже столько почувствовал и узнал настоящего, что дальше его само должно вытащить.

И мы возвращаемся к тому, с чего мы начали разговор: если бы я захотел написать на стене своей комнаты имена моих учителей, мне, наверное, пришлось бы исписать все стены, включая пол и потолок. Это счастье – найти учителя.




Борис Зарьков





Российский ресторатор, бизнесмен, основатель и CVO компании White Rabbit Family, сооснователь Российского международного гастрономического фестиваля IKRA



Американцы проводили такой эксперимент: они просили ветеранов Второй мировой каждый год на протяжении 40 лет вспоминать события тех времен, в которых те участвовали. И вывод был таким: мы помним не событие, а свое последнее воспоминание об этом событии. Поэтому я расскажу о том, что я помню хорошо.

Я расскажу о встрече с Владимиром Мухиным – выдающимся шеф-поваром, потому что встреча с ним изменила мою жизнь очень существенно. У меня были до этого попытки создать партнерство с другими шеф-поварами, но они были не столь удачные. А с Владимиром у нас совпали ценности и убеждения по поводу кто мы и куда идем. И это партнерство позволило нам создать компанию и попасть в топ-50 лучших ресторанов мира.

Предыстория о том, как мы познакомились. В апреле 2011 года я открыл ресторан «Белый Кролик» и позвал туда шеф-поваром Константина Ивлева. Я сделал с рестораном то, что хотел, но через полгода понял, что мы с Константином совершенно разные по ценностным установкам и по вектору жизненной стратегии. Через десять месяцев я его уволил и искал нового шеф-повара.

Я понимал, что больше не хочу звезд, а хочу молодого, современного, амбициозного трудоголика. У меня было несколько интервью с кандидатами, и финалистами стали Анатолий Казаков и Владимир Мухин. Я выбрал Володю. Он в то время работал шеф-поваром в двух ресторанах – один назывался «Булошная» на Курской, а второй был на Житной. Я приехал, поговорил с ним, поел по меню, и мне понравилось. Володя работал на прежних местах уже лет восемь, ему было трудно от этого отойти, поэтому он ушел думать дней на десять. Я ему уже сам позвонил и сказал, что ресторан не может без кормчего. И он вышел на работу, принял команду Ивлева. Поначалу ему было очень непросто, потому что ребята пытались его подслить – они ждали, что вернется Константин. Владимир за месяц похудел, наверное, килограммов на десять, но в итоге команду построил. Мы с ним начали делать дегустационные сеты. Первый сет назывался «Русская литература» или «Российские писатели». В общем, мы с ним занялись творчеством.

Эта встреча изменила не только бизнес, мы стали друзьями. Есть мнение, что не нужно делать бизнес с друзьями. Но мне кажется, что основа дружбы – это доверие, и ничто так не проверяет это доверие, как партнерские отношения в бизнесе. Поэтому если люди работают в одной команде, то для меня партнерство приравнивается к дружеским отношениям.

Сейчас у нас с Владимиром очень близкие отношения, но и очень четкое разделение: он занимается кухней, а я занимаюсь управлением, инвестициями и проектной работой по открытию ресторанов. У каждого своя зона ответственности, поэтому легко. На мой взгляд, хорошее партнерство – это когда у другого человека есть компетенции, которых у тебя нет.



Наверное, поэтому мы и с моей женой Ирой в партнерских отношениях. Она молодец, я ею очень горжусь. И, безусловно, встреча с Ирой – первая по значимости среди тех, что изменили мою жизнь. До нее я был, мягко скажем, парень-гуляка. Сейчас мы вместе уже 13 лет.

У нас с Ирой разные воспоминания о первой встрече. Мы были знакомы еще до того, как решили быть вместе. Был такой ресторан Bad Cafe, я пришел туда на день рождения, и она была там со своим молодым человеком. Нас посадили друг напротив друга. А раньше были такие свитера Dolce&Gabbana с ромбиками. И вот у Иры был такой женский свитер, а у меня мужской, и мы просто поболтали на эту тему. Потом мы несколько лет не виделись, и я случайно встретил ее в 2007 году, вот тогда мы уже начали общаться. Это скорее версия Иры, потому что про ромбики я не помню. Но она так часто об этом рассказывает, что я уже даже начинаю с этой версией сживаться.

Потом мы стали переписываться. Ира была очень холодная, и я стал присылать ей стихотворения Эдуарда Асадова, выдавая их за свои. И так как Ира в свои 21 год не была знакома с его творчеством, то первое время прокатывало. Романтические стихи Асадова очень трогают за душу, и они ее растопили.



Честно скажу, художественную литературу я сейчас, к сожалению, вообще не читаю, у меня не хватает на это времени. Я больше читаю литературу, связанную с саморазвитием, эффективностью, бизнесом и философией. Мне интересен внутренний мир человека. У меня много любимых книг.

Большое впечатление на меня произвела книга «Месилат Йешарим», автор Моше-Хаим Луцатто, сокращенно Рамхаль. Это каббалист, который был настолько популярным, что его сослали в Амстердам, потому что боялись, что он станет Мессией. Это интересная вещь для глубокого познания. Основная ее идея, что человек – отдающее существо и все законы бытия основаны на том, что сначала нужно отдавать, а потом к тебе что-то придет. И, скорее всего, придет не оттуда, куда ты отдал.

Если говорить про бизнес, то на меня произвели впечатление книги «Построение бизнес-моделей» и «Разработка ценностных предложений» Александра Остервальдера и Ива Пинье. При желании создать бизнес эти две книжки – обязательная база. Это особенно важно для людей, которые создают впечатления и эмоции для других. Там очень четко рассказано, что в бизнесе нужно думать о том, как попасть в драйверы и снять барьеры у потребителя, а не заниматься реализацией своих идей.



Я почти дописал собственную книгу. Она о том, как достичь в бизнесе состояния well-being. Это в большей степени для предпринимателей. Главная идея книги – все основано на взаимодействии между людьми. Есть несколько основных групп, с которыми коммуницирует предприниматель: это сотрудники, клиенты, партнеры, близкие друзья, семья и его собственное внутреннее состояние. И я по каждой группе писал, как создавать правильные состояния у других и у себя.

У нас есть наши ценности – это ядро, причем ценности у всех одинаковые (ответственность, храбрость, смелость и так далее), а убеждения у всех различные. И вот убеждения бывают рациональными или иррациональными. Когда мы попадаем в какую-то ситуацию, которая идет вразрез с нашими убеждениями, то у нас появляются чувства, а из них эмоции, на которых основывается наше поведение. Очень важно понимать, как это в тебе устроено.

Еще в книге я рассказываю о философском понимании счастья, об ощущении счастья на уровне биохимических реакций внутри организма, о смыслах и позитивной психологии.

Есть несколько видов счастья. Первый вид – это философско-смысловое, когда люди живут смыслами и добродетелью. Например, я живу смыслами своей семьи, работы, саморазвития. Смыслы – это основа человека. Благодаря им он знает, почему ему нужно бороться с трудностями, почему нужно куда-то двигаться. Важно осознавать, в каких смыслах ты живешь и твои ли это смыслы, потому что многие в своих смыслах теряются. Сейчас огромное количество людей потеряло смыслы, из-за этого начинаются пессимизм, депрессии, панические атаки.

Второй тип – это развивающее счастье. Для того, чтобы достигать свои смыслы, человеку нужно развиваться, приобретать новые компетенции, навыки.

Третий вид счастья – биохимический, сенсорный. Мы все любим комфорт, удобство, сладенькое, вкусненькое. И все это я раскладываю через нейромедиаторы, гормоны счастья: дофамин, эстрадиол, серотонин. Пишу о том, что есть гормон доверия – окситоцин, есть гормон признания, гормон получения удовольствия и так далее. В общем, это такая простая система, на которой основано человеческое счастье.

Человеческое счастье можно контролировать в любых условиях, даже очень сложных. Тут два аспекта. Первый – наши гены и наши установки. Это нейронные связи, которые основаны на тех же гормонах. Это реакции, которые мы выдаем автоматически. И второй аспект – это осознанность. Если человек хочет трансформироваться, ему нужно осознать свое поведение и реакции, которые являются выходом из его иррациональных убеждений, и отделить от настоящего. Мы все живем в прошлом и будущем. Это наше эволюционное превосходство, но у него высокая цена – эмоциональное выгорание. Быть в настоящем мы разучились.



Все эти знания я получил в первую очередь потому, что хотел разобраться сам в себе. Мне уже 45 лет, и у меня были разные этапы самопознания и самоактуализации, и были самые разные увлечения. Я считаю, что человек сейчас достаточно свободен, чтобы иметь право выбора во всем.

В свое время я хотел разобраться, что такое религия, какие традиции веры мне ближе. Сначала я начал изучать христианство, потому что мы живем в христианской стране. Но потом понял, что там слишком много догм, и это не монотеистическая религия, а язычество чистой воды. Так что я подучил все монотеистические религии, и 12 лет назад мой выбор пал на иудаизм. Сейчас я больше агностик.

Как я увлекся иудаизмом: я летел из Таиланда и обнаружил в соседнем кресле кем-то забытую книгу про каббалу, очень интересная, мне хорошо зашла. И тогда я очень сильно в это ударился и начал изучать литературу, каббалистические книжки 17–18 веков, читал комментарии к ним. Потом нашел в Израиле русскоязычную общину, даже начал делать им анонимно пожертвования. Они мне тоже анонимно (мы общались через Skype) стали рассказывать про каббалу. В общем, было интересно. Но со временем меня это немного отпустило.

Лет 5 назад мне попалась книжка Лоретты Бройнинг, профессора Калифорнийского университета, нейробиолога, а потом на YouTube попался Роберт Сапольски, тоже нейробиолог, профессор Стэнфорда. Я очень увлекся их идеями и понял, что внутри нас химические системы. По сути, мы – автоматы, которые выдают реакцию на какие-то биохимические импульсы. И как считает нейробиология, наше поведение и наши решения на 80 % – это автоматические реакции. Я занимаюсь предпринимательством, много общаюсь с людьми, поэтому попытался все сложить в своей книге.



Сейчас я свободный художник и не использую никакие традиционные религии. Но я убежден, что мы не являемся мутацией биологической массы, когда молекулы на Земле бились, бились и добились до чего-то такого совершенного, как человек. Я верю в Бога.




Юрий Башмет





Альтист, дирижер, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР, четырех Государственных премий РФ, премии «Грэмми»



Я всегда говорю, что жить нужно внимательно, то есть наблюдательно. Лучшего учебника, чем собственное понимание, собственная заинтересованность, не будет.



У меня были прекрасные родители. Папа мой пел, у него был очень хороший голос, он был инженер-электронщик. Когда меня начали учить музыке, на следующий же день в дом привезли пианино. Это был мой дедушка – раз внука стали учить, дома должны быть клавиши. Мы жили бедно и сами не могли купить. Отсюда и скрипочка – это самое дешевое, что было в магазине.

Уход The Beatles с мировой сцены поставил меня перед выбором. Потому что я уже тогда не мог воспринимать существующие другие направления, я имею в виду в том же жанре. Для джаза я еще был маленький, я его не воспринимал. Был Джимми Хендрикс, которого я совсем отторгал – пытался слушать, но быстро понял, что это не мое. Позже, с годами я осознал, что он был, мягко говоря, незаурядной личностью, выдающейся. Но в детстве я был не готов к этому. Я увлекся американским джаз-роком – это группы «Кровь, пот и слезы», «Чикаго». Сделал попытку их копировать, но это плохо получилось, так как инструментов не было и умения не хватало. И я был на распутье: The Beatles нет, Джимми Хендрикс не мой, джаз-рок американский плохо получается.



Вот кто мне очень помог, но об этом не знает, – это Владимир Ильич Ленин. Это то, чего я не говорил раньше. В тот момент, когда The Beatles перестали быть популярными, я думал, мир рухнул. У меня была повальная влюбленность в них. Мы играли их песни на гитаре – у меня была группа – и пытались петь. Кстати, слова не имели для нас значения, имели значение музыка и ритм. А Украина тогда была республикой и была очень сильна в детском специальном музыкальном образовании. В Одессе, Киеве, Донецке, Харькове, Львове были школы-десятилетки для особо одаренных детей. И был объявлен конкурс к 100-летию Ленина в Киеве. Вот в таком смысле я говорю о Ленине. Потому что, конечно, когда я играл Баха на этом конкурсе, я не думал, что посвящаю свое исполнение столетию Ленина. Но конкурс был этому посвящен. Моя победа в этом конкурсе была непростая, смешная, но была. И именно победа дала мне уверенность в том, что есть шанс. Я готовился к конкурсу и отвлекся от трагедии своего тупика с гитарой. И если бы не это, неизвестно, что было бы дальше со мной. Став лауреатом этого конкурса, уже совершенно очевидным для моей мамы и для меня стало то, что надо продолжать повышать мастерство и ехать поступать в Московскую консерваторию.



Конечно, большое влияние на меня оказал мой учитель. Я приехал в столицу обученный лучше, чем кто-либо из студентов и аспирантов Московской консерватории. Моим учителем был Борисовский – основоположник советской альтовой школы, император альта, он был потрясающий. Это был 1971 год – мой первый курс консерватории. Потом он заболел, и мы занимались год дома, он уже лежал. И он вообще думал, что я должен сыграть госэкзамен в аспирантуре – он перепутал. Тогда разрешалось не совсем качественно играть на альте – можно было цеплять какие-то фальшивоватые ноты, призвуки. А я по качеству никогда никуда не устремлялся, для меня не было авторитетов среди альтов, для меня были авторитеты скрипачи.



В консерватории я уже стал посещать концерты тех, кто меня интересовал. Третьяков был для меня богом скрипки. Спиваков тоже – с точки зрения его интонации, звукоизвлечения. Они совершенно разные, хотя учились у одного выдающегося профессора Янкелевича. И, конечно, Кремер – он такой мыслитель на скрипке, он был архивиртуозным скрипачом. Он очень быстро стал занимать нишу этого оригинального, уникального мышления. Конечно, мы повально увлекались Наташей Гутман и Олегом Каганом, так как с точки зрения стиля, класса и ансамблевого исполнения это было непостижимо. Я бегал слушать все концерты. Но я не знал, что пройдет не более двух-трех лет, и я буду ими же приглашен.



Мне повезло – мы со Спиваковым играли «Концертную симфонию» Моцарта. С Витей Третьяковым мы дружили и играли все камерные произведения Брамса. С ними мы репетировали сутками. Сначала я, как самый маленький, голоса не подавал, а на все обращал внимание, слушал, как они спорили между собой. Когда мы много играли в ансамблях с Витей и Олегом, они менялись ролями. Есть такая запись, где Олег играет первую скрипку, Витя вторую, а мы с Наташей Гутман каждый играем на своем инструменте. Это был «Ре-минорный струнный концерт» Моцарта. Такой второй скрипки я никогда не слышал в жизни. И Олег там играет божественно, не по-земному. А мы там создаем им платформу – Наташа и я.

Позже у нас организовалась сама по себе такая группа вокруг Рихтера. Как раз Олег меня туда за руку привел, а потом Наташа Гутман. И он с нами обсуждал программы «Декабрьских вечеров». В общем, если мы все были в Москве, наши вечера проходили за чаепитием у Рихтера. Недруги нас называли «шайка Рихтера». Я его спрашивал, почему он не преподает, он говорил: «Ну как же, я ведь еще сам не научился играть».



С Рихтером у нас была интересная история. Однажды была репетиция ансамбля студентов, все были одинаковые, никто не выделялся. И он, как-то проходя мимо, сказал мне: «А давайте сыграем сонату Шостаковича» – и пошел дальше. Я стал ждать, когда пригласит на репетицию, и в итоге потерял два года, потому что не мог сам переступить, подойти, найти, проявить инициативу. А потом он сказал: «Ну, вы же не звонили». А откуда бы я знал – он не оставил телефона и телевизора не смотрел.

А как случилось в конце концов – была панихида по настройщику Богино в фойе Большого зала. Мне позвонили из филармонии, – я тогда очень гордился, что меня сделали солистом Московской филармонии – и попросили прийти что-нибудь грустное сыграть. Я пришел и сыграл, и после этого стоял, облокотившись на колонну. И вдруг сзади слышу: «Юра!». Я повернулся, а там Рихтер стоит прямо за спиной. Он очень меня похвалил, причем он назвал автора произведения, которое я играл, – никому не известного тогда чешского композитора Йоханна Бэнда. А он это уже знал, хвалил меня и сказал: «Позвоните сегодня Ниночке Львовне». Я срочно разыскал телефон, позвонил, она говорит: «Возьмите клавир Сонаты Шостаковича и приезжайте». Вот так получился мой первый сольный опыт с Рихтером. Потом много всего было: гастроли, я за рулем по всей Европе из Москвы, и мы вдвоем, и все эти концерты, встречи, беседы. Про Рихтера можно много томов написать.

Мне запомнилась первая репетиция с Рихтером, когда у нас сначала ничего не получалось. Мы минут пятнадцать играли ноты, и ничего. И он ко мне повернулся и сказал: «Ну, говорите мне что-нибудь, вы же это играли, а я первый раз». Я очень волновался и сказал, что, собственно, он Рихтер, а я начинающий. Он сказал: «Нет, неверно. Кто стоит, тот и солист». А я думал, что мы равноправны, это же соната. Этого я никогда не забуду, потому что он таким образом дал мне карт-бланш, чтобы у меня не было комплекса, что я играю с самим Рихтером.



Потом это мне очень помогло в Токио, когда ко мне обратилась Митико – сегодня она мать императора, а тогда она была императрицей. Она сама прекрасно играет на рояле и на арфе. И на одном из приемов у нее в резиденции, куда я был приглашен, она предложила мне помузицировать. Поставила ноты на пульт, а я очень разволновался. Думаю: «Сейчас что-то будет такое – мимо нот. Как себя вести?». Это был «Лебедь» Сен-Санса, я его никогда не играл, его виолончелисты играют. Я говорю: «А ноты? Я не сумею транспонировать по слуху». Она говорит: «Нет-нет, я приготовила ноты. Вы знаете, мой сын ведь альтист». Забегая вперед, скажу, что нам с крон-принцем удалось вместе сыграть квинтет Моцарта для двух альтов. И вот я волновался, когда мы с Митико начали играть, но тут же пришло ко мне такое извещение: «Если ты играл с императором рояля, то что, тебе трудно сыграть с императрицей Японии?». И после этого я даже начал вести себя как такой свободный солист. Думал: «Вот она пойдет за мной или нет?». Пошла, прекрасно – слушала и музицировала.



До отъезда Ростроповича за границу был организован концерт – он дирижировал студенческим оркестром. Я запомнил все детали – все, что он от нас требовал, какие образы. Мы играли «Шестую симфонию» Чайковского и пьесы из «Щелкунчика», сам он «Рококо» играл. И во время какой-то репетиции за три дня до его отъезда мы, студенты, купили гвоздики и спрятали за спиной – все 100 человек. А потом все ринулись к нему прощаться. Мы, конечно, рисковали нашими судьбами, нашим пребыванием в консерватории, но пошли на это. Это же было политическое, было жестко и опасно.

И в какой-то из пауз в коридоре в полупустом зале консерватории Ростропович – что было для меня важно – меня как-то отметил, заметил и что-то очень хорошее сказал, что силы в меня влились.




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=63107287) на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


#Каждая встреча имеет значение. 30 историй о том  какие встречи изменили жизнь героев Ольга Флёр
#Каждая встреча имеет значение. 30 историй о том, какие встречи изменили жизнь героев

Ольга Флёр

Тип: электронная книга

Жанр: Истории успеха

Язык: на русском языке

Издательство: Эксмо

Дата публикации: 29.08.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Сборник вдохновляющих историй от известных людей. Все герои давно добились успеха в своих областях. К их словам и мыслям прислушиваются миллионы людей. Об их жизни хотят узнать многие. В том числе о знаковых для этих героев моментах – встречах, изменивших судьбу.

  • Добавить отзыв