Ведьмы в традиции и народной культуре
Алексей Евгеньевич Наговицын
В поисках утраченного наследия
Вера в ведьм – не европейское и не российское изобретение. Она существует практически у всех народов, а порой слово «ведьма» используют как эпитет с явным желанием оскорбить какую-нибудь женщину, которая, по общему мнению, наделена большой магической силой. Ведьма может вредить человеку различными способами. К тому же она знается с нечистой силой, летает на метле и вообще творит ужасные, пугающие вещи. Но… так ли справедливо это представление на самом деле?
Алексей Евгеньевич Наговицын
Ведьмы в традиции и народной культуре
© Наговицын А.Е., 2019
© ООО «Издательство «Вече», 2019
© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2020
Сайт издательства www.veche.ru
Предисловие
Ведьма – один из самых распространенных и ярких персонажей мировой демонологии. Ее описания, дела и особенности практически досконально описаны в этнографической литературе. Она символ не только абстрактного зла. В ряде случаев она символизирует смертоносную язву, болезнь или даже саму смерть. Поэтому иногда она действует как вампир.
Определение понятия «ведьма» в наше время включает в себя в основном только негативные качества. Это слово порой используют с явным желанием оскорбить какую-нибудь женщину, которая, по общему мнению, наделена большой колдовской силой. Ведьма может навредить человеку различными способами. К тому же она знается с нечистой силой, летает на метле и творит ужасные и жуткие вещи.
Внешне ведьма выглядит как обычная женщина. Она может быть как молодая и красивая, так и старая и страшная. К тому же колдунья по своему желанию может изменять свой облик. Ее поведение имеет определенные особенности. Все полагают, что ведьмы периодически собираются на шабаш и постоянно вредят обычным людям.
Считается, что ведьма может воровать домашних животных, выдаивать чужих коров и коз, портить или воровать урожай, насылать непогоду и природные катаклизмы, воровать месяц и звезды и т. д. Ведьмы постоянно соблазняли мужчин, особенно чьих-то женихов.
Самыми страшными деяниями ведьм считаются те, что ведьма могла наслать на все поселение различные болезни, а на скот – мор. Она воровала детей, в первую очередь – младенцев, которых довольно часто поедали на шабашах. К тому же они непосредственно общались с самим дьяволом.
Ведьмы для осуществления своих замыслов проводили специальные ритуалы, готовили зелья – как правило, из крайне неприятных ингредиентов – и читали заклинания, которые им передали другая ведьма или даже сам дьявол или его помощники.
Во времена Средневековья образ ведьмы и ее деятельность постоянно пополнялись все новыми деталями и жуткими подробностями.
Славяне опасались подобных женщин, а в Европе и Америке их пытали и сжигали на кострах. Отметим, что подобные эксцессы были довольно часты и на территории России, где на ведьмовство проверяли, в основном, через потопление. Если потенциальная ведьма тонет, то она не виновна, а если женщина не хочет тонуть, то она действительно ведьма и ее надлежит сжечь. Полагали, что при испытании водой последняя как чистый элемент не «принимает» ведьму в себя, и та не тонет.
Отметим, что для того чтобы в девушке заподозрили ведьму, ей было достаточно быть красивой или умной. Часто оговор происходил из-за ревности или какой-то обиды и неприязни.
Вера в ведьм – не европейское и не российское изобретение. Практически у всех народов существуют верования в ведьм и в перевоплощение некоторых женщин в ведьм, которые часто выступают как каннибалы или убийцы. Близок к ведьмам и распространенный в Европе образ кастратки. Это женское существо, имеющее усеянное зубами влагалище (латинское vagina dentata). В психоанализе считается, что форма ведьм этого вида – это символ отрицательной стороны женщин, их темный аспект.
Визит ночной ведьмы.
С картины Г.И. Фюсли
В аналитической психологии К.Г. Юнга образ ведьмы понимается как воображаемое олицетворение «темной стороны души, женского аспекта в мужчине». Он полагал, что представление о ведьмах могло возникнуть под воздействием мифов о черной богине Кали в индийской мифологии, они также могли появиться и благодаря образу ведьмы Рангды в индонезийском драматическом театре.
К подобному неправильному развитию личности приводит воспитание мальчика-подростка, сопровождаемое постоянной тревожностью матери. К постоянным символам этого боязливо-тревожного образа ведьмы относятся такие ночные птицы, как совы и филины, а также вороны и летучие мыши, а также кроты, змеи, черные коты. Полагали, что в этих птиц и животных ведьмы были способны превращаться.
Их предводитель на шабашах, дьявол, часто изображался в виде демонического козла, кота или змея.
В данной юнгианской логике ведьмы на отдельно стоящей горе должны были представляться, с одной стороны, как соблазнительные нагие красавицы, а с другой – они были жутко безобразны и страшны. Данное сочетание было прекрасно показано в образе панночки в фильме «Вий».
Подобный образ ведьм – в представлении европейской народной демонологии – всего лишь отдельный вид всеобщего страха мужчин перед женщинами. В некоторых других культурах такой страх имеет иные формы. Например, в древней Японии – стране Ямато демонические женские формы преобразуются в лис, а у народов Сибири это зачастую волки и т. д.
Европейская инквизиция ведьм (охота на ведьм) снабдила этот мир представлений псевдонаучным аппаратом и утвердила убийственную практику.
Следует указать, что вера в ведьм не принадлежит Средневековью, как полагали во времена Реформации. Их преследовали еще в Древней Греции и Риме, где обычной формой ведьмы считалась ласка. Подробнее о древнейших формах ведьмовства нами будет сказано ниже.
К тому же еще в раннем Средневековье неоднократно повторялись протесты и запреты всевозможных правителей и Отцов Церкви против народных языческих обрядов. Такие нападки были наиболее сильными в том случае, если данные обряды поощрялись политическими противниками этих лиц.
В XV веке появляется тенденция полного искоренения всех ведьм. В этот период культура Средневековья пришла в упадок, начинался Ренессанс. Во время Реформации начался разгул инквизиции. Он постепенно схлынул только в XVII–XVIII веках, но отдельные его эксцессы еще возникали и после этого периода.
Понятие и основные черты ведьм в истории и культуре
Определение понятия «ведьма»
Ведьма, или ведунья, есть «та, что обладает ведовством, знанием». Оно происходит от старославянского слова – в?дати – «знать, ведать». Этому слову близки сербское обозначение специфической ведьмы – «вештица», словенская «vesca» и т. п. Представляется важным, что в санскрите слово «веда» означает священное знание. Подобное значение показывает, что в древние времена понятие «ведьма» могло обладать положительными коннотациями, произноситься с уважением. Оно, скорее всего, обозначало женщин, которые были носительницами тайных и сакральных знаний и умений.
Ведьмы живут обычно в стороне от остальных людей и даже поселений, где они наблюдали за природой, собирали различные травы и иные ингредиенты своих зелий и мазей, а также могли беспрепятственно читать заклинания, заговоры, мантры и иные непонятные, а потому страшные для окружающих тексты. К ведьмам за помощью обращались только тогда, когда это было на самом деле крайне необходимо, и их не беспокоили понапрасну.
Отметим, что слово «ведьма» также имеет оскорбительное и саркастическое значение. Им зачастую называют злую и мстительную старуху.
Имеется много исторических прецедентов, когда в качестве ведьмы хватали злую соседку за то, что она, чтобы напакостить, перевязывала вымя у коровы волоском или выходила ночью в одной рубахе, без опояски, босиком и распустив волосы, для того чтобы напугать суеверных и мнительных односельчан.
Ведьмой также часто считали одиноко живущую женщину, неприветливую и со странностями, особенно если она занималась сбором трав и не ходила в церковь.
Английский юрист Вильям Вест, живший в шестнадцатом веке, смог выразить четкое определение понятия «ведьма», а звучало оно так: «Чаще всего ведьмы – это обычные женщины, поддавшиеся уговорам нечистой силы и заключившие с ней сделку. Эти женщины уверены, что способны чинить беззакония и насылать проклятия абсолютно безнаказанно. Умеют летать на метле или вилах, а ночью предаются веселью в обществе мужчин».
Внешний вид и особенности ведьмы
В ряде случаев ведьм представляли в образе страшных старух, а иногда они виделись юными красавицами.
Младший шабаш ведьм.
С картины Ф. Франкена-младшего
Чаще всего ведьма – старая и безобразная. У нее бледное морщинистое лицо, огромный крючковатый нос, который ловит всяческие запахи, большие алчные губы, седые растрепанные волосы. Классическая ведьма имеет костлявые морщинистые руки, и она горбата или хрома, а также косоглаза. Каждый ее глаз по пятаку, у нее недвижимые веки, которые не может пошевелить даже направленный в глаза солнечный луч.
При этом традиционный облик колдующей ведьмы – женщина в белой рубахе, с длинными распущенными волосами, иногда с кубаном (горшком) за плечами, с подойником или корзиной на голове или в руках.
Согласно народным суевериям, ведьмы могут иметь определенные демонические характеристики и приметы. Это, в первую очередь, наличие хвостика, рожек или даже крыльев, хотя о крыльях упоминается крайне редко. Причем эти крылья – не как у птицы, а как у нетопыря.
Ведьма может выдать себя необычным, неестественным, диким и хмурым взглядом. Причем она никогда не смотрит прямо в глаза собеседнику. У нее обычно воспаленные, покрасневшие глаза, а в ее зрачках можно увидеть перевернутое отражение человека.
Поскольку в ведьме имеются человеческое и демоническое начала, то порой полагали, что она имеет две души: обычная, человеческая, правда, запроданная сатане, и злая, демоническая душа. Демоническая душа может ночью покидать ее тело, например, в виде белой бабочки или мухи, и вредить окружающим людям. Отметим, что две души имели также двоедушники или ветрогоны.
Известны странные и таинственные песни ведьм, которые состоят из вымышленных, бессмысленных слов; некоторые из них приводятся в известном издании Сахарова.
На Украине, по преданию, известен счет, используемый ведьмами: одион, другиан, тройчан, черичан, подон, лодон, сукман, дукман, левурда, дыкса; одино, попино, двикикиры, хайнам, дайнам, сповелось, сподалось, рыбчин, дыбчин, клек.
По рассказам поселян-очевидцев, ведьмы, во время сбора росы, дойки чужих коров или делая в полях заломы, всегда одеты в белую сорочку без пояса, а волосы у них распущены.
Подобный внешний вид несколько сближает их с русалками, вилами и самовилами.
В. Даль указывает: «Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится собственно на Украине, а Лысая гора, под Киевом, служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш.
Ведьма тем разнится от всех предыдущих баснословных лиц, что она живет между людьми и, ничем не отличаясь днем от обыкновенных баб или старых девок, кроме небольшого хвостика, ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку и в этом наряде, верхом на помеле, венике или ухвате, отправляется через трубу на вольный свет, либо по воздуху, либо до Лысой горы, либо доить или портить чужих коров, портить молодцов, девок и прочее.
Ведьма всегда злодейка и добра никогда и никому не делает. Она в связи с нечистой силой, для чего варит травы и снадобья в горшке, держит черную кошку и черного петуха; желая оборотиться во что-либо, она кувыркается через 12 ножей. Ведьма не только выдаивает коров, но, даже, воткнув нож в соху, цедит из нее молоко, а хозяйская корова его теряет».
Социальная психология утверждает, что людей, которые владеют опасными знаниями и умениями, всегда уважали, но и опасались, порой доходило до их физического уничтожения, как в случаях с ведьмами. В Средние века сложилось представление, что женщина чаще всего становится ведьмой, заключив договор с самим дьяволом.
Западноевропейские ведьмы
Ведьмам, в первую очередь, западноевропейским, приписывались следующие деяния:
1. Они участвуют в шабашах на разных отдельно стоящих горах, в частности, в Вальпургиеву ночь.
2. Они совокупляются с демонами в образе мужчин, то есть инкубами, чертями, колдунами, а в некоторых случаях – с самим сатаной и его ближайшими помощниками.
3. Ведьмы приносят в жертву младенцев, а на шабашах иногда пожирают их плоть.
Полет ведьм.
С картины Ф. Гойя
4. Все ведьмы – оборотни, хотя превратиться они могут только в символы темных сил, ворон, сорок, сов, черных кошек, волчиц, а иногда в собак или лисиц и т. д.
Такие представления послужили причиной всплеска с конца XV до середины XVII века массовых преследований и казней женщин, особенно молодых и красивых, которых сочли ведьмами.
Отметим немаловажное обстоятельство. Поскольку инквизиторы были монахами и были вынуждены соблюдать целибат, или безбрачие, то у них постепенно формировалась ненависть именно против таких женщин, которые были для них самих источником соблазна и физических мучений, связанных с неудовлетворенностью и невозможностью прекратить свои мучения.
В Западной Европе данный период известен как «охота на ведьм». В частности, руководствуясь написанным инквизиторами Шпрингером и Инсисторисом в 1486 году трактатом «Молот ведьм», Святая инквизиция возбудила массовые судебные процессы над «ведьмами», приводящие, как правило, к мучительной казни через сожжение.
Характерно, что подобные процессы и преследования осуществлялись не только инквизицией, но они проводились и в протестантских государствах, а кроме того – и в американских колониях Англии, в частности, над салемскими ведьмами. Об этом подробно будет сказано ниже.
Интересно, что преступлением, понимаемым как ересь, считалось даже само неверие в существование ведьм. Оно влекло даже применение пыток и смертной казни
Славянские ведьмы и их особенности
В большинстве славянских стран, за исключением Польши (Речи Посполитой), процессов над ведьмами было меньше и приговоры выносились гораздо более мягкие. Однако различные казни, в том числе сожжения ведьм, также имели место. Отметим, впрочем, что проверки на ведовство через потопление потенциальной ведьмы чаще всего имели спорадический стихийный характер и поэтому никем и никак не учитывались.
До принятия христианства на Руси к ведьмам относились довольно лояльно. Хотя их и побаивались, но нередко прибегали к их помощи, в частности для лечения недугов, любовных приворотов и отворотов, поиска воров и пропаж, снятия порчи, сглаза и т. д. При христианстве массовые казни хотя и имели место, например, в Пскове, но это было не правило, а определенная редкость, о чем мы будем говорить ниже.
Как и европейские ведьмы, славянские ведьмы имели определенные направления своей основной деятельности:
1. Они делали людям разнообразные пакости.
2. Чаще всего ведьмы забирали молоко у чужих коров.
3. Они «стригли» чужих овец, оставляли их без шерсти.
4. Они воровали яйца у кур, да и самих кур.
5. Сильные ведьмы могли превратить человека в вурдалака и волкодлака, то есть волка-оборотня.
6. Ведьмы могли портить или красть чужой урожай.
7. Они могли насылать болезнь или даже моровое поветрие на целые селения.
8. Ведьмы могли наслать повальный мор на скот.
9. Они иногда портили продукты, чаще всего тем, что в них оказывалась кровь.
10. Ведьмы могли испортить погоду. Они были способны насылать грозовые тучи, град, вихрь, засуху, похищать росу, вызывать дожди.
10. Ведьмы также имели способность сниться в кошмарных снах. Даже приснившись, ведьма может привести к неприятностям.
11. Они умели превращаться в различных животных, гадов и птиц (оборотничество).
12. Колдуньи часто наводили порчу или сглаз на скот и население, поэтому те становились кликушами.
13. Все ведьмы соблазняли мужчин, особенно женатых или чьих-то женихов.
14. Как и западноевропейские ведьмы, они совокуплялись с демонами и змеями, в частности с драконами и Огненным змеем, иногда в образе мужчин (инкубами).
15. Они похищали небесные светила. Их они помещали в специальный сосуд. Особенно на Рождество ведьма может украсть месяц, звезды, чтобы стало темно. Никто бы тогда не смог гулять в Рождественскую ночь. Особенно ярко это описано у Николая Васильевича Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством».
16. Они проводили оргии и сборища на Лысой горе.
17. Характерной способностью ведьмы является умение быть «всегда молодой».
18. Занимались гаданиями и иногда прорицаниями.
19. Ведьмы собирали травы и готовили различные зелья и мази, как смертельно опасные, так и лечебные, а также магические. Это приближает ведьму к разряду знахарок и ворожей и колдунов. Кстати, к ведьмам иногда относили даже повитух, целительниц, травниц и гадалок. Здесь перечислены далеко не все способности ведьмы.
Считается, что ночью ведьмы распускают по плечам волосы, затем догола раздеваются, обряжаются в длинные белые неподпоясанные сорочки или иногда саваны, после чего усаживаются на метлы, ухваты или другие «летательные» средства, о которых будет сказано ниже. Затем они заваривают в горшках волшебное зелье или берут специальные мази и улетают в дымовые трубы, окна, дыру в потолке и т. д. – творить злобные дела или на празднество на Лысую гору.
Отличия в представлениях славянских народов о ведьмах
В свое время профессор В. Антонович обратил внимание на отличия в отношении к ведьмам у славян и в Западной Европе, где ведьм жестоко преследовали и почти всегда сжигали.
«Яга-баба едет с коркодилом драться».
Русский народный лубок
В Западной Европе основной причиной преследования ведьм было подозрение в их отношениях с нечистой силой, в частности соитие с нечистыми, продажа дьяволу своей души и т. д. Кроме того их обвиняли в отступлении от «правильной» религии, то есть в апостасии. У славян, в свою очередь, значительная часть процессов против ведьм строилась на жалобах о каком-то конкретном вреде, который якобы причинила конкретная ведьма или ковен ведьм.
Однако с такими жалобами часто случались серьезные накладки. На Украине имеется предание, взятое, как говорят, из юридических актов: «Злая и пьяная баба, поссорившись с соседкой, пришла в суд и объявила, что та украла росу.
По справке оказалось, что накануне росы точно не было и что обвиняемая должна быть ведьма. Ее сожгли. Проспавшись, баба пришла в суд каяться, что поклепала на соседку, а судьи, услышав это, пожали плечами и ударили об полы руками, сказав: от тоби раз!»
Интересно, что в России ведьмы, наравне с проститутками, находились под защитой закона, хотя они и имели предельно низкий общественный статус. Интересно, что ведовство само по себе не считалось преступлением. За оскорбление ведьмы полагалась выплата, называемая «бесчестье».
Судебник 1589 года гласит: «…А б…м и видмам бесчестия две деньги против их промыслов».
Характерно, что в Западной Европе ведьму могли осудить и казнить государственные, а чаще – церковные учреждения, то у восточных славян, как правило, подобные эксцессы начинали в основном из-за подачи на них иска частным лицом и при наличии обиженной стороны.
Рассматривая и дополняя вышеуказанный взгляд Антоновича, К.Ф. Штеппа в киевском «Первом Гражданстве»[1 - Издание 1928, кн. II.], в свою очередь, отмечал:
«Допуская возможность волшебного таинственного влияния на бытовые, повседневные обстоятельства жизни, не видели взаимосвязи этих влияний со злым духом; демонология не только не была развита как стройно упорядоченная система представлений, но до конца XVIII века, насколько можно судить, совсем не существовала в народном воображении.
Народный взгляд на волшебство был не демонологический, а исключительно пантеистический. Допуская существование в природе сил и законов, вообще неизвестных, народ считал, что многие из этих законов известны лицам, которые сумели тем или иным способом их познать. Итак, само по себе познание тайны природы не считалось за что-то греховное, противоречащее религиозному обучению…»
Ведьма и попович
Народная русская сказка из собрания А.Н. Афанасьева № 366 (127)[2 - Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. М.: Художественная литература, 1957.]
В некотором королевстве жил-был король; у этого короля была дочь волшебница. При королевском дворе проживал поп, а у попа был сынок десяти лет и каждый день ходил к одной старушке – грамоте учиться. Раз случилось ему поздно вечером идти с ученья; проходя мимо дворца, глянул он на одно окошечко. У того окошечка сидит королевна, убирается: сняла с себя голову, мылом намылила, чистой водой вымыла, волосы гребнем расчесала, заплела косу и надела потом голову на старое место.
Мальчик диву дался: «Вишь какая хитрая! Прямая колдунья!» Воротился домой и стал всем рассказывать, как он королевну без головы видел. Вдруг расхворалась-разболелась королевская дочь, призвала отца и стала ему наказывать: «Если я помру, то заставьте поповского сына три ночи сряду надо мною псалтырь читать». Померла королевна, положили ее в гроб и вынесли в церковь. Король призывает попа: «Есть у тебя сын?» – «Есть, ваше величество». – «Пусть, – говорит, – читает над моей дочерью псалтырь три ночи сряду». Поп воротился домой и велел сыну изготовиться.
Утром пошел попович учиться и сидит над книгою такой скучный. «О чем запечалился?» – спрашивает его старушка. «Как мне не печалиться, коли я совсем пропал?» – «Да что с тобой? Говори толком». – «Так и так, бабушка! Надо читать над королевною, а она ведь колдунья!» – «Я прежде тебя это ведала! Только не бойся, вот тебе ножик; когда придешь в церковь, очерти около себя круг, читай псалтырь да назад не оглядывайся. Что бы там ни было, какие бы страсти ни представлялись – знай свое, читай да читай! А если назад оглянешься – совсем пропадешь!»
Вечером пришел мальчик в церковь, очертил ножом около себя круг и принялся за псалтырь. Пробило двенадцать часов, с гроба поднялась крышка, королевна встала, выбежала и закричала: «А, теперь ты узнаешь, как под моими окнами подсматривать да людям рассказывать!» Стала на поповича бросаться, да никак через круг перейти не может; тут начала она напускать разные страсти; только что ни делала – он все читает да читает, никуда не оглядывается. А как стало светать, бросилась королевна в гроб и со всего размаху повалилась в него – как попало!
На другую ночь то же приключилось; попович ничего не убоялся, до самого света безостановочно читал, а поутру пошел к старухе. Она спрашивает: «Ну что, видел страсть?» – «Видел, бабушка!» – «Нынче еще страшнее будет! Вот тебе молоток и четыре гвоздя – забей их по четырем углам гроба, а как станешь псалтырь читать – молоток против себя поставь».
Вечером пришел попович в церковь и сделал все так, как научила старушка. Пробило двенадцать часов, гробовая крышка на пол упала, королевна встала и начала летать по всем сторонам да грозить поповичу; то напускала большие страсти, а теперь еще больше: чудится поповскому сыну, что в церкви пожар сделался, пламя так все стены и охватило; а он стоит себе да читает, назад не оглядывается.
Перед рассветом королевна в гроб бросилась, и тотчас пожара как не бывало – все наважденье сгинуло! Поутру приходит в церковь король, смотрит – гроб открыт, в гробу королевна кверху спиной лежит. «Что такое?» – спрашивает мальчика; тот ему рассказал, как и что было. Король приказал забить своей дочери осиновый кол в грудь и зарыть ее в землю, а поповича наградил казною и разными угодьями.
Белая ведьма
Хорошо известно, что магия бывает белой и черной. Обладательницей белой магии является белая ведьма. Обычно она способна творить и хорошие, и плохие дела. Однако некоторые из них желают делать только добро.
В частности, они способны нейтрализовать вред, нанесенный обычной, то есть черной, ведьмой. К нему относят сглазы, порчи, заклятия и привороты. Они всегда помогают людям, если они их просят о добрых делах, таких как здоровье, защита, внесение лада в семью, поиск пропажи и т. д.
Ангел и ведьма.
С картины Л.Р. Фалеро
Обычно белая ведьма использует такие традиционные методы, как заговоры, снадобья из трав, талисманы и амулеты и иные хорошо известные приемы и средства.
Например, перед посевом или перед жатвой белая ведьма обязательно должна была пошептать над полем, чтобы тяжелый крестьянский труд был облегчен духами Земли, а посевов не коснулись бы вредоносная сила черной ведьмы или неблагоприятные погодные явления.
Начиная от постройки дома и заканчивая свадьбами большинство событий жизни славян сопровождалось присутствием «Ведающих матерей», или ведунов, которые дарили свою силу и помогали вызвать нужные силы природы, чтобы славяне-язычники всегда жили с природой и другими мирами одной тесно связанной жизнью и не забывали, кто они есть на самом деле.
От белой ведьмы не ждут никакого зла, поскольку она и не способна его творить, даже умея его делать. Она несет людям добро и благополучие. Ее по традиции называют ведьмой, поскольку она ведает и знает, но употребляет свои знания и умения исключительно в положительном направлении.
Дуалистический образ ведьмы. Народная классификация
В народе подразделяли всех ведьм на две категории – ведьмы «от рождения» и «ученые» ведьмы.
Родовая ведьма
Нижеперечисленные причины появления родовой ведьмы меняются в зависимости от региона, где бытуют данные верования:
1. Прирожденная ведьма, природная, или ведьма «от рождения», появляется в том случае, если у кого-то рождаются подряд семь девушек, а между ними не родилось ни одного мальчика.
2. В ряде мест считали, что ведовская сила могла появиться и в том случае, если ее бабушка, мать и она сама были рождены вне брака.
3. Она просто является дочерью ведьмы.
4. Также довольно часто полагали, что прирожденная ведьма могла родиться у матери, которая во время протекания беременности готовила праздничные вечерние кушанья и случайно проглотила уголек.
5. Кроме того, такая родовая ведьма могла родиться, когда ребенка еще в утробе матери прокляли в минуту приготовления вечерней праздничной трапезы, особенно если речь идет о главных христианских праздниках: Троица, Пасха, Вербное воскресенье и т. д.
6. Родовая ведьма появляется и тогда, когда ребенок рождается вследствие чужой смерти, например, ее мать умирает при родах.
7. Также полагали, что способность женщины к ведовству могла быть вызвана неправильным поведением ее родителей, в первую очередь матери. В частности, если мать кормила ее грудью «три Великие пятницы», то есть более двух лет.
Ученая ведьма. Инициация ведьмы
1. «Ученая» ведьма набирается своих сверхъестественных сил от другой ведьмы-наставницы.
2. От черта или вообще от какой-либо нечистой силы, включая Огненного змея.
3. От умирающей ведьмы, которая передала наследнице свои колдовские знания, как говорили в народе, «свой дух».
Основное отличие между «прирожденной» и «ученой» ведьмами состоит в том, что прирожденная ведьма может иногда и исправить причиненный ею вред, но ученая никогда этого не сделает. В народе говорили: «Хуже ведьма ученая, чем прирожденная».
Важно то, что славянские ведьмы, в отличие от западноевропейских ведьм, знали все колдовские обряды, различные заклинания, шептания, заговоры, сглазы, порчи или их снятие. Отметим, что западноевропейские ведьмы могли знать только одно или два вредоносных заклинания, в зависимости от их узкой специализации, хотя соитие с демонами или самим дьяволом, а также продажа ему своей души считалось обязательным их действием.
Волшебница.
С картины Дж. Уотерхауса
Как уже говорилось выше, магическая ведовская сила могла быть как врожденной, доставшейся женщине по наследству от матери-ведьмы или по вышеперечисленным причинам, так и приобретенной.
У инициации ведьмы есть и свои особенности.
1. Ведьма училась у другой ведьмы или даже у самого черта, приставленного к ней в качестве наставника самим дьяволом.
Народные пересказы связывают с процессом «инициации» ведьмы определенные богохульные ритуалы, такие как топтание иконы или креста, прочтение молитвы наоборот, перебрасывание через ножи и т. д.
Старшая ведьма также могла умыть свою ученицу волшебным отваром, после чего та вылетала на улицу через печь и возвращалась уже готовой ведьмой. Дело в том, что в такой отвар могли входить довольно жуткие ингредиенты, такие как жир некрещеного младенца, высушенные крылья нетопыря, кровь и кости лягушек и крыс и т. д.
2. Также женщина могла кувыркаться через ножи, даже один или два ножа и становилась ведьмой. Однако чаще всего упоминаются двенадцать ножей.
3. Как уже говорилось выше, широко известен и иной способ стать ведьмой, даже если женщина по рождению и не ведьма. Отметим общеевропейское поверье, что колдун или ведьма, будучи связанными с нечистой силой, могут передать свое умение только духовным путем, через согласие принять это умение. Однако поскольку ведьма перед смертью не может передать свои знания и умения, то она не может умереть и жестоко мучается, то ее умения могут передаваться обманом, через рукопожатие.
Передача напрямую через родовой путь, от отца к сыну, как связанная с символикой рождения и зачатия, не допускается.
При этом надо учитывать тот факт, что свои профессиональные умения, знания и навыки люди обычно передают своим ближайшим родственникам, и вообще в традиционной культуре они считаются совместной родовой собственностью, которая приравнивается к собственности имущественной.
Интересно, что у викингов могли продать даже свою воинскую удачу и доблесть в бою, которые также считались собственностью рода.
4. В народе существовало понятие: «Покумиться с ведьмами» – то же, что «поверстаться в колдуны», то есть сделаться чародейкою, принять на себя это вещее звание. Такое вступление в колдуны и ведьмы сопровождается круговыми плясками.
5. По народным представлениям, обычная женщина могла стать ведьмой в том случае, если в нее по ее желанию или против воли вселялся злой дух, дьявол, душа умершего. Как правило, такое вселение против воли происходило вследствие «неправильного поведения» самой женщины или из-за проклятия.
6. Становились ведьмами и в том случае, если женщины сожительствовали с чертом, бесом, змеем, Огненным змеем или заключали с ними сделку ради обогащения или по иной причине, в частности, ради приворота мужчины.
7. Существует народное убеждение, что любой колдун и всякая ведьма заключают договор с дьяволом. При этом они продают ему свои грешные души и отрекаются от веры в Бога, святых и от вечного блаженства.
Этот договор скрепляется распискою, написанной будущей ведьмой или колдуном их собственною кровью. Договор обязует их творить чары только назло людям, а последнего – помогать им во всех предприятиях. Такой договор, как правило, заключается на определенный срок, по истечении которого ведьма и колдун душой и телом попадают в распоряжение сатаны и его приспешников.
Пожалуй, самой известной такой повестью о сделке с Мефистофелем является гениальный роман в стихах Гете «Фауст», основанный на распространенных немецких «легендах о докторе Фаустасе».
На Руси бытовали многочисленные рассказы о том, когда, как и при каких именно обстоятельствах отчаянные грешники продавали дьяволу свои души.
Дьявол являлся к деве в облике прекрасного юноши или представительного господина и притворялся надежным другом. Могло показаться, что он готов был избавить ее от всех невзгод, при этом голодным он приносил угощение, бедным сулил деньги, несчастным и гонимым предлагал защиту и утешение, а любительниц легкой разгульной жизни заманивал головокружительными обещаниями. Алхимикам и другим средневековым ученым он обещал открыть тайну философского камня и способ превращения свинца в золото и т. д.
Стоило девушке поверить демону-искусителю, как он тут же предлагал ей отказаться от веры в Бога, вступить в ведьмацкий ковен и, соответственно, вручить ему свою душу и тело.
Даже наивная и совсем неопытная девушка не может не догадаться, кто стоит перед ней. Если она все же соглашалась принять его услуги, ее душа навеки оказывалась во власти дьявола.
Он соблазнял девушку, а затем принуждал их кровью подписать договор «купли-продажи» их души. В знак того, что она стала ведьмой, нечистый дух оставлял на теле девушки отметину в виде маленького темного пятнышка.
Кстати, западноевропейские инквизиторы имели обыкновение длинной острой иглой протыкать на теле потенциальной ведьмы все темные родинки и бородавки. При этом, если женщина кричала от боли, то это являлось доказательством того, что она ведьма, поскольку считали, что от боли кричит не она, а вселившиеся в нее демоны.
Доктор Фауст призывает нечистого.
Гравюра начала XVII в.
Затем к новоявленной ведьме в качестве помощника и любовника приставлялся черт, который мог в виде огненного смерча влетать в трубу ее дома. Да и сама ведьма нередко вылетала из трубы на метле.
Подобную колоритную парочку с добрым юмором описал в своей «Ночи перед Рождеством» Николай Васильевич Гоголь. У его не слишком юной, но весьма привлекательной ведьмы Солохи, есть не только множество поклонников среди степенных козаков, но и старый приятель-черт, вместе с которым они в Рождественскую ночь крадут с неба звезды и месяц.
Отметим, что названия «еретик», «еретица» в различных местностях употребляются в смысле злого колдуна, упыря и колдуньи (подробнее см. ниже).
Ведьмы и колдуны одновременно и властелины, и рабы различных демонов. Властелины они потому, что могут повелевать нечистою силою, а рабы – поскольку нечисть, в первую очередь черти, анчутки и т. д., командует ими.
Черти требуют от них беспрестанной работы, и если колдун не приищет для них никакого занятия, то они тотчас же замучивают его самого.
Во избежание подобной опасности колдуны придумали заставлять чертей, вить из песку и воды веревки, ложкой вычерпывать море, реку и т. п.
Проявления активности ведьм
Перечислим основные занятия ведьм, которые, по народным поверьям, являются для них типичными и наиболее вредоносными:
1. Изымание ведьмами молока от коров. В народе главным вредным свойством ведьмы считалась их способность портить скот и отбирать у коров молоко. С этой целью ведьма в фартук, платок, сорочку, цедилку и даже в вожжи собирала росу на межах и пастбищах, волоча по траве полотно или вышеперечисленные предметы, затем выжимала эти вещи или ткань и поила собранной росой свою корову. Она также могла просто вешать намокшие вещи дома, и в обоих случаях из них обильно текло молоко. Характерно, что ведьмы доят и высасывают чужих коров не только летом, но даже и зимой.
Широко распространены былички, в которых рассказывается о том, как некий человек несознательно повторяет колдовские действия ведьмы, отбирающей молоко у коров. Забавно, что затем он не может избавиться от обилия молока у себя дома.
Интересно, что коровье молоко с росой является любимым кушаньем ведьм.
Ведьмы любили принимать у себя по праздникам всякую нечистую силу, но, чтобы ее угостить, они были должны вначале подобраться к чужим коровам и выдоить их до крови, при этом лучшей считалась черная корова.
Прирожденная ведьма доит чужих коров так же, как обычная женщина. В то время как ведьма ученая после первого выдоя проделывает дырку в одном из столбов своего дома и затыкает ее чопиком. При этом молоко течет оттуда – будто из крана.
Иногда ведьма бегает доить чужих коров, превращаясь в белую собаку. Если же ведьма не может украсть молоко, то она может хотя бы навредить корове. В этом случае у коровы из вымени вместо молока будет течь кровь.
По русскому поверью, ведьма, опиваясь молоком, обмирает, как бы впадает в зимнее оцепенение, и, для того чтобы она очнулась, надо запалить солому и жечь ей пятки.
В народе полагали, что доение ведьмами чужих коров не такое безобидное занятие, как это может показаться. Было признано, особенно во время проведения судебных процессов над ведьмами, что такое доение коров было нечестивым делом. Оно могло повлечь за собой падеж скота, иссыхание дождевых источников и повсеместный неурожай.
В одной из русских духовных песен говорится, что грешная душа, обращаясь к своему телу, говорит:
Пойду я в муку вечную,
бесконечную, в горючи огни.
Почему ж ты, душа, себя угадываешь?
ее тело спрашивает. —
Потому я, тело белое, себя угадываю,
Что как жили мы были на вольном свету,
Из чужих мы коров молоко выдаивали,
Мы из хлеба спорынью вынимывали.
В русском духовном стихе читаем:
Четвертая душа согрешила:
В чистом поле корову закликала,
У коровки молочко отымала,
Во сыру землю выливала,
Горькую осину забивала,
Горькую осину засушивала…
О роли осины в ведьмацких практиках будет рассказано ниже. Приведенные нами свидетельства духовных песен довольно показательны. Представляется, что данные тексты являются отголоском глубокой старины, когда под молоком могли пониматься плодородящие дожди, поэтому выдаивание молока равносильно похищения росы или дождя. В то же время изымание из хлеба спорыньи может производить неурожаи и всеобщий голод. Поэтому подобное действие считалось одним из самых страшных грехов…
Кстати, ведьма может также отнимать молоко и у кормящих матерей.
2. Воровство ведьмами пищи и иных ценностей сельской жизни. В старину народ верил, что ведьмы или другого рода колдуньи могут «держать обилие», то есть заключать в себе и хранить огромные запасы денег, жита и даже пушных зверей, которые доставляют промышленникам их богатство.
На Украине такое представление можно встретить и в наши дни, особенно это касается дождей и урожая.
Кроме урожаев, ведьмы могут скрадывать и другие припасы, которые необходимы для благосостояния человека. Например, они могут уносить мед из ульев, загонять к себе рыбу и забирать птиц и зверей, за которыми ходят на промысел охотники.
Колдунья, ворующая вино из закрытого погреба с помощью демона.
Гравюра 1486 г.
Приведем малороссийскую сказку, в которой описана такая особенность деятельности ведьмы.
Жили-были три брата, занимались рыболовством и звериной охотою; и на лове, и на охоте братья не знали неудачи: закинут ли сети – а они уже полнехоньки рыбою, возьмутся ли за ружья – зайцы сами бегут на выстрелы. Дело в том, что мать у них была ведьма. Раз братья решили ее испытать: взяли тенета и ружья, пошли за зайцами, а матери сказали, что идут ловить рыбу. Что же? Раскинули тенета – и вместо зайцев полезли в них окуни, караси да щуки!
3. Влияние ведьм на погоду. Когда в засухах и бесплодии почвы стали обвинять женщин, люди поверили, что сожжение и потопление ведьм должно обязательно возвратить земле дожди и плодородие.
Точно так же обливание водою «додолы» признается сербами за лучшее средство против летней засухи. Но с другой стороны, так как гроза, пожигающая тучи, нередко сопровождается разрушительной бурею и градом, то отсюда родилось верование, что ведьмы, желая произвести непогоду, град и буйные вихри, рассевают по полям дьявольский пепел (пепел демона градовой тучи)…
Приведем историческую справку. Канцлер Великого княжества Литовского Радзивилл[3 - Радзивиллы – старинный литовский княжеский род. Альберт Станислав Радзивилл (1595–1666) – польский историк.] описывал в своих мемуарах страшную бурю, которая произошла 5 мая 1643 года, при этом он утверждает, что ее произвели ведьмы.
Распространены рассказы о том, что ведьмы пускают по воде синие огоньки, катают бочки, разрыв которых производит грозу и бурю…
Как видим, еще в XVII веке самые образованные люди своего времени не теряли веры в то, что ведьмы могут вызывать бурю. Поэтому становится понятной примета, согласно которой ни одна женщина не должна была присутствовать при отправлении рыбаков в море. Главное, стремиться избежать того, чтобы она не увидела, как укладывают в лодку рыболовные и мореходные снасти. Считали, что это может вызвать большую беду, вплоть до гибели рыбаков и мореходов.
Эта примета возникла из боязни морской бури, которую может наслать тайная ведьма. Правда, полагали, что и обычная баба может их невольно сглазить.
Согласно народным представлениям, ведьмы могут влиять на погоду, например, они задерживают дожди и таким образом насылают засуху. Желая произвести засуху, ведьма – как только появится дождевая туча – машет на нее своим передником, и туча удаляется с горизонта.
С помощью «громовых стрелок» ведьмы способны вызывать с неба молнии, которые зажигают дома и поражают людей. Для этого они бросают в воздух кремневые камни и таким образом возжигают в дождевых источниках молнии и мечут «громовые стрелки».
Девушка, насылающая бурю и градобитие.
Иллюстрация к трактату о колдовстве Ф.-М. Гваццо, 1626 г.
В первую очередь это касается словенских ведьм – вештиц, которые, подобно вилам, владеют этими губительными стрелами.
Кстати, с помощью своего колдовства колдуны и ведьмы могут давать оружию победоносную силу и неизменную меткость, а также они могут заговаривать его таким образом, что удары и выстрелы делаются совершенно безвредными. Считается, что первоначально это поверье связано с грозовыми стрелами и богом-воином Перуном.
Вызывание ведьмами проливных дождей и града. О ведьмах также рассказывают, что они погружают в воду горшки и, взбалтывая ее, могут вызвать ненастье.
С аналогичной целью они потрясают котлом или вздымают пыль против солнечного заката. Сверх того, в своих котлах и горшках они стряпают, то есть варят, непогоду: проливные дожди и град.
Скрадывание ведьмой росы и дождя. В Малороссии рассказывают, что ведьмы скрадывают с неба дождь и росу, затем уносят их в завязанных кринках или мешках и запрятывают их в своих хатах и каморках, то есть кладовых.
Согласно распространенной на Украине быличке, в старые годы похитила ведьма дождь, и во все лето не упало его ни единой капли. Как-то раз она ушла в поле, а дома оставила наймичку и строго наказала ей не дотрагиваться до горшка, что стоял под подкутом.
Однако мучимая любопытством наймичка достала горшок, развязала его, смотрит: внутри не видать ничего, только слышится исходящий оттуда неведомый голос: «Вот будет дождь! Вот будет дождь!»
Испуганная наймичка выскочила в сени, а дождь уже льется – словно из ведра! Скоро прибежала хозяйка, бросилась к горшку, накрыла его – и дождь перестал. После того принялась бранить наймичку: «Если б еще немного оставался горшок непокрытым, – сказала она, – то затопило бы всю деревню!».
Рассказ этот передается и с некоторыми изменениями: ведьма запретила наймичке входить в одну из своих кладовых, где стояли завязанные кадки; та нарушила запрет, развязала кадки и нашла в них жаб, ужей, лягушек и других гадов. Эти гады подняли страшный гам и расползлись в разные стороны.
То было ясно, тихо, безоблачно, а тут – откуда что взялось! – понадвинулась черная-черная туча, подули ветры и полился дождь. Ведьма – поскорей домой, посбирала гадин, сложила в кадки, завязала – и только это сделала, как дождь перестал идти.
Вызывание ведьмами и колдунами вихрей и смерчей. Владеющие вихрями, колдуны и ведьмы способны насылать с их помощью на своих врагов или соперников порчи и заклятия.
До сих пор бытует мнение, что в крутящемся вихре вертится нечистый дух и что это его свадебная пляска с ведьмою. В ряде случаев считается, что это колдун танцует с ведьмой.
Также полагали, будто, чтобы напугать путников, ведьмы нередко превращаются пыльным столбом и мчатся навстречу к ним с огромной скоростью.
Чехи по этому поводу говорят, что ведьмы «чаруют», то есть поднимают вихрь.
Повсеместно верили, что если в такой столб пыли, поднятый вихрем, бросить острый нож или топор, то можно поранить или даже убить черта или ведьму, и нож упадет на землю весь окровавленный.
Кстати, такой ведьмовской вихрь может даровать необычные способности человеку, который в него попал и смог после этого выжить.
Следует указать и на положительное воздействие ведьм на вихри. Они зачастую неравнодушны к народным битвам и помогают той стороне, которая попросила их о чародейной помощи. В этом случае они напускают на вражескую рать сокрушительные вихри и вьюги. Например, в XVI веке ходила молва, что во время осады в 1552 году Казани татарские колдуны и колдуньи, стоя на городских стенах, махали одеждами на русское войско, насылая на него этим буйные ветры и проливные дожди.
Исторические хроники говорят: «Егда солнце начнет восходити, взыдут на град, всем нам зрящим, ово престаревшие их мужи, ово бабы, и начнут вопияти сатанинския словеса, машуще одеждами своими на войско наше и вертящеся неблагочинне.
Тогда абие востанет ветр и сочинятся облаки, аще бы и день ясен зело начинался, и будет такий дождь, и сухия места в блато обратятся и мокроты исполнятся; и сие точию было над войском, а по сторонам несть».
Они также могут поднимать своих врагов и недоброжелателей в воздух и кружить в вихре со страшною, ничем не удержимою скоростью.
Известен рассказ, как ведьма помогла парню отомстить злому колдуну за боль и мучения:
«Один колдун, из ревности к молодому парню, заставил его целые месяцы носиться в неудержимом вихре. Неведомая сила подхватила молодого человека в воздух, закружила и понесла все выше и выше.
Измученный голодом и жаждой, он летел, сам не зная куда. Отчаянные жалобы его не достигали до людей, никто не видел его жгучих слез, несчастный иссох до костей и не чаял себе спасения. Когда наконец буйный вихрь оставил его, парень спустился на землю. Пытаясь отомстить своему ворогу, он отыскал хитрую колдунью и прибегнул к ее помощи. Чародейка запалила в печи зелье – и среди ясного, безоблачного дня вдруг завыл ветер, схватил колдуна и понес его высоко над землею. С той поры кружился он по воздуху в неистовой пляске, а за ним носились стаи крикливых ворон и галок».
4. Призыв ведьмами своих возлюбленных и иных людей. Если ведьма хочет призвать кого-нибудь из дальней стороны или просто издалека, то она варит корень тирлича и, как только вода закипает, она произносит заклинание, и в ту же минуту призываемый «зниметця и полетать як птах».
Считается, что ведьмы, заваривая зелье, приговаривают: «Тирлич, тирлич! Мого милого прикличь». Считают, что чем сильнее закипает это снадобье, тем выше и быстрее несется призываемый человек.
Малорусы говорят: «Як дуже зилля кипить – милий поверх дерева летить; а як не дуже – о половини дерева». Кстати, в этом последнем случае призываемый человек, если ведьма этого захочет, легко может налететь на древесный ствол и расшибиться до смерти.
Распоряжаясь ветрами и вихрями, ведуны и ведьмы на метлах или иных предметах или животных могли переноситься с места на место с быстротою крылатого ветра.
5. Защита ведьмами и колдунами своих земель от противников. Ведогони, то есть колдуны-ветрогоны, одной страны воюют с ведогонями соседних земель, защищая от противников свои родовые вотчины.
Согласно малорусскому сказанию, ведьмы также слетаются на границе между родовыми землями и сражаются одни против других.
Вооруженные небольшими мечами, они наносят друг другу удары, приговаривая при этом: «Що втну, то не перегну!» Это делается для того, чтобы удары меча не были смертельными. Поэтому ведьмы после каждого поражения восстают снова к битве.
Полагали, что в ночь накануне Духова дня ведьмы воруют деревянные мечики, которыми поселянки трут коноплю, затем они затыкают их за пояс и, слетаясь на Лысую гору или в пограничные места, рубятся ими, как саблями…
Такое же поверье существует у болгар относительно боев между змеями – защитниками родовых земель – здухачами, а иногда – довольно вредоносными змеями-халами.
6. Воровство ведьмами месяца и звезд. На Украине, в Карпатах и на Руси повсеместно верили, что ведьмы могут похитить небесные светила. Они складывали их в горшки и кувшины, а затем прятали в глубоких погребах или опускают в криницы, то есть скрывают, то есть погребают или хоронят. О падающих звездах в Малороссии говорили, что их уносит ведьма и прячет в кувшины.
С особенной ревностью ведьмы занимаются скрадыванием месяца и звезд на праздники Коляды и Купалы, когда бывают большие ведовские сборища – шабаши – и нечистая сила предается самому дикому разгулу.
Отметим, что в финно-карельском эпосе «Калевала», собранном еще Ленротом из отдельных саг и песен, говорится о том, что жуткая ведьма – старуха Лоухи, живущая в туманной земле – Похъеле, крадет с неба солнце и месяц, а вещий кузнец Ильмаринен кует их вновь и возвращает на Небо.
Случалось ли затмение, или густые облака неожиданно и надолго заволакивали небо, поселяне в похищении небесных светил обвиняли колдунов, ведьм и злых духов, поскольку тем в темноте удобнее творить злобные и безбожные дела, а также «уловлять в свои сети православных христиан».
В России сохранилось следующее причитанье:
Красная девица
По бору ходила,
Болесть говорила,
Травы собирала,
Корни вырывала,
Месяц скрала,
Солнце съела.
Чур ее, колдунью,
Чур ее, ведунью!
В данном тексте ведьма заменяет собой змеев и представляется съедающей солнце, то есть приобретает космогонический масштаб.
7. Влияние ведьм на свадьбу и деторождение. Губительное влияние ведунов и ведьм распространяется на все, что обещает приплод или нарождение. По народным поверьям, они делают баб неплодными, отымают у жениха мужскую силу; присаживают ему килу, а у невесты скрывают половой орган. Поэтому полагали, что при всякой свадьбе необходимо соблюдать особенные предосторожности для охраны новобрачных и поезжан от злого очарования.
В некоторых деревнях, там, где празднуется свадьба, нарочно затворяют двери и затыкают трубы, чтобы не влетела ведьма. Считалось, что ведьмы «глазят» беременных женщин и «выкрадают» из них зачатых младенцев.
Чаще всего на свадьбу за большое вознаграждение приглашали специального колдуна для защиты свадебного поезда – чтобы злые ведьмы и колдуны не превратили поезжан в стаю волков, и на саму свадьбу – для защиты молодых и гостей от порчи и сглаза.
8. Неурожаи и бескормица. Содействуя стихийным демонам, насылая неурожаи, бескормицу и голод, злые ведуны и ведьмы тем самым порождают между людьми и животными различные недуги и усиленную смертность.
Жители Костромской губернии полагали, что в ночь на Ивана Купалу ведьма идет в чужое поле и делает там «пережин», то есть выстригает во ржи узкую дорожку, собирая колоски, а вместе с ними может «забрать» весь урожай с поля. По другой версии, завязывая «завитки» – это вид порчи – связанные или сломанные колосья во ржи или в льняном поле, ведьма отбирала урожай в свою пользу. Иногда она делает заломы на поле, этим уничтожая весь урожай.
По восточнославянским поверьям, ведьма также могла «отнимать сало» у свиней, то есть жир с чужих свиней переходил к свиньям ведьмы, даже если она их не кормила. Кроме того, она перенимала яйценоскость у чужих кур. В присутствии ведьмы женщины никак не могли напрясть много пряжи, так как вся нить шла на веретено ведьмы.
9. Порча и болезни. Ведьме всегда приписывали способность насылать на людей порчу. Это могло касаться и домашних животных, растений, продуктов и т. п. В результате подобных действий люди, животные и растения болеют, гибнут, новорожденные дети не спят по ночам, плачут, домочадцы ссорятся, свадьбы расстраиваются, продукты портятся, нитки рвутся, любая работа не спорится или вообще становится невыполнимой.
Вследствие ведьминых чар вместе с холодными вьюгами и продолжительными ливнями появляются простудные болезни, а вместе со знойным дыханием лета и повсеместною засухою подымаются вредные испарения и появляется моровая язва. Они концентрируются в кипучих котлах, в которых ведьмы заваривают мучительные недуги и болезни, которые разносят по селениям ветры.
По мнению русских поселян, колдуны и ведьмы могут напускать на людей и домашний скот порчу, то есть «томят» их, сушат, изнуряют болезненями и психическими припадками.
Испорченных таким колдовством людей принято называть кликушами. Кликуши – это несчастные люди, которые страдают падучею или другими тяжкими болезнями, соединенными с бредом, пеною у рта и непроизвольными корчами. Как правило, речь идет об эпилепсии. Эти страдальцы издают дикие вопли и под влиянием господствующего в народе суеверия утверждают, будто злые вороги посадили в них бесов, которые и грызут их внутренности.
Силой страшных заклятий колдуны и ведьмы могут насылать нечистых духов по воздуху. Находящиеся в их власти ветры разносят на людей неисцелимые недуги, называемые стрелами, икотою, поветрием или заразою и т. д.
Несчастный, которым овладевала болезнь, наведенная колдовством, приносил ее с собою везде, куда бы ни пришел. Такая неотвязная и неизлечимая болезнь выразилась в поверье, что злобные духи, такие как мары, поселяются внутри больного и делают его бесноватым или разъезжают на его спине. Они налегают на человека страшною тяжестью и заставляют его возить себя, изнуряют, ломают и трясут его тело. Такое же представление связано и с самими ведьмами, которые в ночные часы могут явиться в избы, сесть на сонных людей, давить их и принуждать носить себя по окрестностям.
Девушка, насылающая болезнь.
Гравюра 1489 г.
Отметим, что снять ведьмину болезнь все же возможно. Ее снимает или сама ведьма, которая ее наслала, если она ведьма родовая, а не наученная; более сильный черный колдун или ведьма, за большую плату или просто из жалости, или если ведьма, наведшая эту болезнь, является ее противницей; или сильная белая ведьма. Иногда ее может снять и специально обученный священник.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/a-e-nagovicyn/vedmy-v-tradicii-i-narodnoy-kulture/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Издание 1928, кн. II.
2
Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. М.: Художественная литература, 1957.
3
Радзивиллы – старинный литовский княжеский род. Альберт Станислав Радзивилл (1595–1666) – польский историк.