Сыновья Богини. Введение в Викку для юношей
Кристофер Пензак
Это книга о месте мужчины в ведьмовской традиции – этим она отличается от большинства изданий по Викке. Во многих языческих мифах и ритуалах центральное место занимает Богиня. Можно подумать, что ведьмовство просто не предназначено для мужчин – но это не так. Ведьмы признают, что внутри каждого из нас есть мужская и женская энергия, и их баланс священен. «Сыновья Богини» – превосходное введение в Ремесло Мудрых от автора бестселлеров, мага и целителя Кристофера Пензака. Познакомившись с Виккой в подростковом возрасте, он ожидал найти эффектные ритуалы и мощные заклинания, но обнаружил нечто большее – богатую духовную традицию, которая помогает обрести внутреннюю мудрость, уверенность и силу. В современном мире многим мужчинам не хватает надежных ориентиров и четких жизненных целей. Викка позволяет прислушаться к голосу интуиции, чтобы обрести связь с природным началом и снова увидеть в жизни смысл и ценность. В яркой и занимательной форме эта книга раскрывает множество тем – основы проведения ритуалов, значение мифологических историй и арканов Таро, управление эмоциями, сексуальность, принципы практической магии, составление заклинаний и празднование саббатов. Автор показывает, что колдовство и ритуалы – не способ сбежать из реального мира в страну фантазий, а ценные инструменты, которые помогают лучше осознать свое место во Вселенной и жить более насыщенной и полной жизнью.
Кристофер Пензак
Сыновья Богини. Руководство по Викке для юношей
Christopher Penczak
Sons of the Goddess: A Young Man’s Guide to Wicca
© 2005 by Christopher Penczak
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО Издательская группа «Весь», 2020
* * *
Дорогой Читатель!
Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.
Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.
Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.
Искренне Ваш,
Владелец Издательской группы «Весь»
Пётр Лисовский
Об авторе
Кристофер Пензак – выдающийся автор книг и публикаций, учитель, целитель и эклектичный ведун. Пройдя обучение у многих ведьм, мистиков и целителей из разных традиций, он создал собственную практику ведьмовства и целительства, которая опирается как на методы современной магии, так и на мудрость мистических традиций всего мира. Он является посвященным служителем, травником, консультантом по цветочным эссенциям и сертифицированным мастером рейки в тибетской традиции Усуи и традиции Шамбалы. Из-под его пера вышел целый ряд книг, в том числе «Внутренний храм ведьмовства» (The Inner Temple of Witchcraft), «Городская магия» (City Magick), «Геи в ведьмовстве» (Gay Witchcraft) и «Магия рейки» (The Magick of Reiki). Как учитель он много ездит по стране, проводя публичные беседы и встречи в книжных магазинах и других аудиториях. В настоящее время Пензак вместе со своим партнером живет в Нью-Гэмпшире. Там он преподает в Северо-Восточном институте целостного здоровья и является одним из основателей фонда «Дары милосердия», некоммерческой организации, объединившей в себе людей, представляющих различные духовные традиции и посвятивших себя служению местным сообществам.
Предисловие
Я пришел к ведьмовству, только начиная понимать, что значит быть мужчиной. Думаю, я стал ведуном раньше, чем мужчиной. Меня познакомили с идеей Бога и Богини, когда я поступил в колледж, – мне было всего восемнадцать. Хотя ведьмовство и магия вызвали у меня большой интерес, они не сразу нашли во мне глубокий отклик. Я был настроен весьма скептически. Мне импонировали идеи Викки, но я не понимал их духовной составляющей. Уже встав на этот путь, я первоначально фокусировался в основном на технической стороне ведьмовства, тогда как это не только наука, но также искусство и духовная практика. Теперь, спустя годы, я понимаю, что духовность важнее заклинаний, и что магические практики ведут нас к пониманию нашего духа.
Продолжая свой путь, я осознал, что ведьмовство – или Ремесло, как его называют ведьмы, – по большей части связано с Богиней и женской силой, и задумался, где здесь мое место как юноши. Моими учителями были замечательные мудрые женщины, но меня волновал вопрос, действительно ли Викка – подходящий для меня, молодого мужчины, духовный путь. Ведь все наиболее известные мужские образы представляли старых и мудрых волшебников и королей, с которыми я не чувствовал никакой связи. Я также узнал, что ведьмы способны свободно перемещаться между мирами, одной ногой они стоят в физическом мире, а другой – в духовном. Я тоже в значительной мере чувствовал, что нахожусь между мирами, но только не очень твердо стою на ногах. Я застрял где-то между детскими мечтами и ответственностью взрослого, играя с идеей магии, увлекаясь магическими техниками, но не имея представления о духовном пути. Хотя я считал себя довольно чувствительным парнем, но все же был мужчиной, и в ритуалах, отождествляясь с таким большим количеством женской энергии, чувствовал себя несколько дезориентированным в духовном плане. У меня были прекрасные образцы для подражания, учителя ведьмовской традиции и родители, благодаря которым формировались мои нравственные принципы и характер, но в моем мире ведьмовства не было никаких мужских примеров.
Так начались мои поиски мужских духовных образов. Я хотел найти учения, которые включали бы в себя не только Богиню, но и Бога, – поэтому обратился к древним мифам, в надежде найти в них образ мужской божественности. Также я искал и примеры взаимоотношений между мужским и женским божественным началом. Поскольку я начал изучать ведьмовство вместе со своей матерью, истории о матери и сыне как Богине и Боге особенно меня привлекали. Во время учебы в колледже я наблюдал за постоянно меняющимися отношениями Богини и Бога в процессе вращения Колеса года – как молодой Бог рождается, растет, достигает зрелости, принимает на себя миссию короля и служит обществу. И этот меняющийся образ стал моделью в моем процессе развития.
Благодаря этим ролевым моделям и постоянной практике я научился почитать как свою мужскую, так и женскую энергию, и находить между ними баланс. Я взрослел при помощи практики ведьмовства. С постижением магии ко мне пришли и личная сила, и чувство ответственности перед самим собой, своей семьей и своим сообществом. Идя духовным путем магии, я научился быть настоящим магом и настоящим мужчиной.
* * *
Когда мне предложили написать эту книгу, я не был готов к этому. Но в последнее время ко мне как учителю стало приходить много молодых мужчин. Мы поговорили с ними об этом и решили, что было бы здорово, если бы появилась книга, отличающаяся от сотен традиционных изданий по Викке – книга, которая была бы посвящена процессу перехода от мальчика к мужчине. Мне самому очень не хватало источников, которые говорили бы об этом переходе и о месте мужчины в традиции ведьмовства. Надеюсь, эта книга поможет вам, сыновьям Богини, пройти этот путь к обретению силы.
Глава первая. Путь ведьмы: первые шаги
Одна из первых вещей, которую я узнал о ведьмовстве: нужно делать то, что говоришь. Мало просто назвать себя ведьмой. Но при таком обилии индивидуальных и эклектичных традиций Викки не существует какого-либо центрального органа, совета или ведомства, выдающего сертификаты ведьм, и многие этим пользуются. Итак, как же стать ведьмой или ведуном? Меня учили, что настоящие ведьмы действительно знают свое дело. Они знают свое Ремесло, его историю и науку. Настоящие ведьмы, в отличие от тех, кто просто играет с этой идеей, не только знают все эти вещи, но и живут ими. Они стремятся жить в равновесии, гармонии, здоровье и магии. Можно быть ведьмой в глубине души; если же вы хотите стать истинной ведьмой или ведуном, то должны хорошо изучить историю и традиции и освоить техники, чтобы применять их на практике.
Если вам встретятся люди, которые только и говорят о том, как накладывать заклинания на других, или какие они всесильные, значит, они не идут по пути ведьмы. По-настоящему могущественные люди не будут говорить о своем могуществе. Они просто знают об этом – о том, что самая большая их сила заключается во власти над собой и собственными реакциями, а не над другими людьми. Ведьмы и ведуны идут путем мудрости, и они руководствуются мудростью, когда нужно решить, применять магию или просто ждать и наблюдать.
Эклектичное ведьмовство
Современное ведьмовство берет начало из многих источников. Когда в 1950-х годах ведьмовство только начало возрождаться в массовой культуре, большинство людей практиковали формальные традиции, такие как гарднерианское и александрийское ведьмовство, названные в честь их основателей, Джеральда Гарднера и Алекса Сандерса. Чтобы к ним приобщиться, нужно было получить инициацию от кого-то из представителей данной традиции. Позже для широкой публики открылись или были вновь созданы многие другие магические направления. С появлением печатных материалов по Викке те, кто не мог найти группу или учителя в определенной традиции, стали практиковать в одиночку, экспериментируя с различными системами и стилями. Такие одиночки, а также те, кто формально не относился к какой-то определенной традиции, адаптировали материалы из разных культур, традиций и периодов времени и создавали свои уникальные эклектичные системы. Современный эклектичный ведун может опираться на мудрость кельтов, но также почитать азиатскую Гуаньинь как один из аспектов Богини. Одна из моих учителей сказала, что хорошая ведьма крадет у лучших. Но я бы сказал, что мы не крадем, а собираем под крышей ведьмовства мудрость многих культур. Эклектичный ведун использует то, что отзывается в его душе и что работает. Хотя некоторые считают термин «эклектичный ведун» несколько уничижительным, и многие из тех, кто так себя называет, на самом деле мало что знают и умеют, я принимаю этот термин, потому что хороший ведун-эклектик должен обладать знаниями о многих традициях и владеть многими методами.
Что такое Викка
С термином «Викка» сейчас связано много путаницы. Обычно этим словом называют современную форму возрожденной старой традиции – традиции ведьмовства. Корень слова witchcraft — «ведьмовство» может прослеживаться до слов wicca и wicce. Некоторые ученые считают, что он означает «изгибать или формировать», что соотносится со способностью ведьм совершать магию – изменять или формировать жизненные энергии магическим путем, достигая исцеления или других эффектов. Другие же склоняются к тому, что это слово означает wise – «мудрый», связывая его с корнем слова wizard – «чародей», таким образом представляя ведьм как хранителей мудрости. Чем больше вы будете изучать этот вопрос, тем больше найдете разных мнений среди ведьм, ученых и экспертов.
Современные ведьмы часто просто используют слова «Викка» и «виккане» вместо «ведьма» и «ведьмовство» из-за негативных чувств, возникающих у многих людей в связи с последними. Некоторые считают Викку преимущественно религией, а ведьмовство относят к магической работе и заклинаниям. Другие называют Виккой только формальные традиции ведьмовства – такие как гарднерианская или александрийская Викка, считая эклектичные практики просто ведьмовством. Я использую слова «ведьма» или «ведун» и «виккане» как взаимозаменяемые, в зависимости от того, с кем имею дело, но все же предпочитаю говорить «ведьма» или «ведун». Мне кажется, важно сделать так, чтобы люди перестали бояться этого слова. Если они будут видеть любящих, счастливых, приносящих пользу другим людям ведьм и ведунов, старые стереотипы будут разрушены.
Также многие практикующие используют слово pagan – «язычник», взятое из латыни. Вообще оно означает жителей сельской местности, но исторически так сложилось, что во времена распространения христианства оно стало ассоциироваться со старой религией. По сути, все ведуны/виккане – язычники, но не все язычники называют себя ведьмами или ведунами. Точнее говоря, мы – неоязычники, или современные язычники, но многим этот термин не нравится, и они предпочитают называть себя просто язычниками. Лично я всегда обращаюсь к другим так, как они сами этого хотят. Когда я не уверен, то вежливо спрашиваю. Большинство людей охотно объясняют, что они имеют в виду и как относятся к тому или иному слову. Некоторые ведьмы и ведуны называют себя служителями, жрицами и жрецами языческого сообщества, но большинство язычников этого не разделяют – они тоже считают себя жрицами и жрецами, но им не нравится навешивать на себя какие-либо ярлыки или причислять себя к определенным традициям Викки/ведьмовства.
Во что верят ведьмы
Ведьмовство – это наука, искусство и религия одновременно. Мы не навязываем какие-то верования и представления тем, кто обучается нашему Ремеслу, все это они обретают в результате собственного опыта. Я пришел в ведьмовство, желая доказать, что все это неправда. Я считал магию просто обманом, пока на собственном опыте не убедился, что она работает. И тогда мне захотелось узнать больше. Я понял, что идеи Викки основываются на настоящей науке, на неких базовых концепциях. Также ее практическое применение включает творческий компонент – искусство, которое позволяет вам выражать себя, чего обычно не одобряют другие религии. И этот опыт приводит вас к тому, что викканские верования обычно считаются религией.
Некоторые практикующие получают опыт пробуждения во время медитаций, магической работы или благодаря экстрасенсорным способностям, и это вдохновляет их глубже изучать ведьмовство. Другие начинают с интереса к практике и в процессе обучения получают опыт, который приводит к изменению их представлений. Магия перестает быть сказкой и становится чем-то реальным и значимым, она становится неотъемлемой частью жизни.
Ведьмы верят в силу природы. Все в мире живо и наполнено энергией – наши тела, растения, деревья, камни. Природные энергии часто проявляются в виде духов, фей, мифических богов и богинь как в нашем мире, так и в иных, тонких мирах. Божественное (кто-то называет его Божественным разумом, кто-то – Великим Духом) для ведьм представлено мужским и женским началом, Богом и Богиней, Господином и Госпожой. От этих божественных родителей происходят многие мифические боги и богини, называемые древними богами. Они воплощены в таких аспектах природы, как земля, небо, Солнце, Луна, урожай. Мы верим, что Божественный дух проявляется во многих разных формах и принимает многие обличья, поэтому терпимо относимся к религиям и верованиям других людей.
Ведьмы учатся «настраиваться» на эту живую энергию. Вступая во взаимодействие с ней при помощи медитации, ритуалов или экстрасенсорных способностей, мы совершаем магию. Магия – это способность производить желанные изменения в своей жизни, а иногда и в жизни других людей. Одним из элементов магии является заклинание. Так же как мы объясняемся при помощи слов, магические заклинания подобны специальным символам, служащим для сообщения о наших намерениях Вселенной. Заклинания передают наши желания Вселенной, она откликается на наш зов, и вместе мы формируем жизненные энергии таким образом, чтобы высказанное намерение проявилось в физической реальности.
Развитие психических способностей также является частью обучения ведьмовству. Если заклинания – это способ говорить со Вселенной, когда мы хотим что-то изменить, то экстрасенсорные навыки – способ слушать Вселенную. Развивая медитативные навыки, мы учимся слушать, прежде чем что-то делать.
Современные ведьмы часто используют в своей работе пентакль – пятиконечную звезду, или пентаграмму, вписанную в круг. Этот древний символ сакральной геометрии нынче используется как символ защиты и магии. Пять точек символизируют пять чувств – зрение, осязание, обоняние, вкус и слух. А круг – это шестое чувство, наши психические способности. Также пентакль – символ пяти элементов – Земли, Воздуха, Огня, Воды и Духа. И наконец, это символ человеческого тела – две руки, две ноги и голова. Хотя некоторые ошибочно считают пентакль символом зла, в действительности он означает духовное равновесие. Ведьмы и ведуны носят пентакль как украшение и во время проведения ритуалов, и в повседневной жизни. Мы считаем, что он обеспечивает физическую и психическую защиту, а также усиливает экстрасенсорные/магические способности и помогает установить внутреннее равновесие.
Мы почитаем циклы природы, и наши праздники соответствуют важным дням в природном мире. Мы отмечаем особые этапы в движении Солнца, Луны и звезд, а также время посадки и сбора урожая. Восемь главных праздников в ведьмовстве называют Колесом года. Эти праздники, а также лунные ритуалы, могут проводиться большими и малыми группами или в одиночку. Небольшую группу, от трех до тринадцати человек, называют ковеном. Ведьмовство можно практиковать как в ковене, так и в одиночку, или сочетать то и другое. Я, например, праздники Колеса года отмечаю со своим ковеном, а лунные ритуалы и магические практики выполняю в одиночку.
Рис. 1. Пентакль
Мы сами себе жрецы и жрицы и можем сами проводить свои ритуалы. Хотя у нас много друзей в сообществе, нам не нужно, чтобы кто-то для нас что-то делал. Ведьмы и ведуны должны хорошо владеть многими искусствами и навыками.
Большинство из нас верит в то, что мы продолжаем жить после смерти и что наш дух, покидая земные пределы, отправляется в духовные миры. В разных традициях ведьмовства эти сферы называют по-разному – потусторонний мир, подземный мир, страна вечного лета, Авалон. В этих сферах обитают наши предки, а также боги и духи. Там душа проводит некоторое время, отдыхая и восстанавливая свои силы, прежде чем вновь вернуться в этот мир и родиться заново. Не все ведьмы верят в реинкарнацию, но это довольно распространенное представление в магических сообществах.
Правила
В современном ведьмовстве существуют только два общепринятых правила. Первое называют по-разному: «закон возврата», «правило трех» или «закон троекратного воздаяния». Многие также называют его законом причины и следствия, или законом кармы. Закон возврата гласит, что все наши действия возвращаются к нам в троекратном размере. То есть любая энергия – мысль, слово или действие – в конечном итоге возвращается к своему источнику, троекратно усиленная Вселенной. Я представляю это себе как резиновый мяч, который мы бросаем в мир – в конце концов он ударяется о стену и отскакивает обратно к нам, с еще большей силой, чем с которой мы его бросили. На этом законе основана вся магия. Все, что мы делаем, возвращается к нам и становится реальным, потому что обретает бо?льшую силу.
Второе правило – «викканский принцип», который, собственно, не является правилом. Это, скорее, что-то вроде жизненного кредо, ориентира в жизни, а не предписание в традиционном смысле. Викканский принцип можно сформулировать так: «Делай, что хочешь, покуда это никому не вредит». Живи так, как считаешь нужным, лишь бы никому не причинять вреда, в том числе и себе. В свете правила трех этот принцип имеет смысл, поскольку, если вы кому-то причините вред, он вернется к вам. Но при этом каждый волен принимать свои решения и иметь дело с соответствующими последствиями. В христианстве есть аналогичная идея, более известная как «золотое правило», представленное в Евангелии от Матфея, 7:12: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Вообще большинство религий в своей основе учат состраданию и любви, в том числе и Викка. Ведьмы и ведуны стремятся жить «в совершенной любви и совершенном доверии». В некоторых традициях эти слова используются в качестве священного пароля для входа в ритуальное пространство. Но мы стараемся воплощать их не только в ритуалах, но и в повседневной жизни.
Откуда появились ведьмы
Нет никакой тайны в том, откуда сейчас появляются ведьмы. Это такие же люди. Мы приходим из обычных семей и домов, как и все остальные. Но наша история, наши корни – другое дело. Наши корни запутаны и таинственны. Не все знают, откуда они берут свое начало, откуда растет наше семейное древо.
Я думаю, что всюду, где были люди, были и ведьмы. Там, где люди собирались в племена, находились люди, которые понимали, что нужно поддерживать связь с природой и миром духов, чтобы использовать эту связь для помощи племени. В некоторых культурах их называют шаманами или знахарями, но на Ближнем Востоке, в Африке и в Европе это были предки ведьм. Я полагаю, все началось еще в каменном веке. Найдены свидетельства существования культуры каменного века, в которой почитали Богиню, и многие считают это время началом ведьмовства. До наших дней сохранилось множество древних скульптурных изображений Богини.
Человеческая культура развивалась, и вслед за кочевыми племенами каменного века стали появляться земледельческие цивилизации. Некоторые ведьмы и ведуны оставались на периферии этих цивилизаций, то были разного рода народные целители и гадалки. Другие образовывали особые касты жрецов и жриц, как в древних культурах Египта, Шумера, Греции и Рима. Таким же образом появились кельтские друиды, тевтонские провидцы и мастера рун. Все эти культуры повлияли на современное возрожденное ведьмовство. Многие считают Викку исключительно кельтской традицией, однако в действительности наши корни тянутся из многих культур. Несмотря на то что в ходе создания империй и миграции племен эти культуры сталкивались и воевали друг с другом, в каждой из них сохранялись традиции магии и служения обществу.
Когда человечество вступило в новую эру – для обозначения которой многие ученые и большинство язычников используют аббревиатуру CE, тогда как другие предпочитают AD (начальные буквы слов Anno Domini, что на латыни означает «в год пришествия нашего Господа»), – роль ведьмы меняется. Для многих в западном мире наша эра знаменуется рождением Иисуса Христа. Христианство начиналось как культ, который подвергался гонениям, но в конце концов стало официальной религией и объединяющей силой для всей Европы в период упадка первой Римской империи, в конечном итоге приведя к образованию Священной Римской империи.
Во времена Священной Римской империи мы находим самые многочисленные свидетельства охоты на ведьм. Сейчас этот период называют «эпохой костров». Гонения начала Римско-католическая церковь, но позже их подхватили и продолжили другие религиозные и светские структуры. Некоторые ученые считают, что в действительности преследования начались еще в эпоху первой Римской империи, поскольку правители боялись быть отравленными людьми, обладающими знаниями о растениях, способными как исцелять, так и убивать, такими как знахари и ведьмы. Католическая церковь продолжила эти гонения с еще бо?льшим рвением, добавив к ним религиозный контекст. Многих людей преследовали, обвиняя в колдовстве, и часто предавали смерти самыми ужасными способами, хотя большинство из них не имели к нему никакого отношения. Жертвами становились евреи, мусульмане, христиане-еретики, повитухи, травники, гомосексуалисты и многие другие, кого просто считали социально неприемлемыми. Их предавали смерти путем утопления, повешения, сожжения или помещения под пресс. Это был первый холокост в Европе.
То были самые тяжелые времена, когда ведьмовство всячески очерняли и преследовали. В попытке подогнать старые верования под относительно новую христианскую мифологию ведьмовство объявляли сатанизмом, извращением христианства. На самом деле большинство ведьм ни тогда, ни сейчас не верят в Дьявола. И многие современные сатанисты не верят в сущность, называемую Сатаной. Все наши представления в ведьмовстве предшествуют появлению христианского Дьявола, и мы воспринимаем эту воображаемую силу абсолютного зла как социального и политического козла отпущения, на которого списывали все ужасы Средневековья. Еще более печально то, что большинство жертв не имели никакого отношения к истинному ведьмовству или сатанизму. Некоторые из них были народными целителями и знахарками, но большинство были христианами, которых убивали из политических соображений, из-за денег или просто из-за паранойи.
Гонения продолжались на протяжении всего существования Священной Римской империи и вместе с европейскими переселенцами пришли в Америку. Особенно известны громкие процессы над ведьмами в Салеме. Хотя там никого не сжигали на костре и, скорее всего, среди осужденных не было настоящих ведьм, переселенцы были охвачены той же паранойей и страхом, которые захлестнули Европу, в результате чего многих людей из этого американского поселения заключили в тюрьму или предали смерти. Согласно последним данным, эту паранойю спровоцировало, по крайней мере отчасти, отравление спорыньей. Спорынья – грибок, поражающий зерно, который может вызывать галлюцинации, и больше всего спорынья распространилась именно в тех районах и в то время, когда проходили процессы над ведьмами.
Действительно ли была «эпоха костров»?
Была ли «эпоха костров» на самом деле? Ответ на этот вопрос зависит от того, кого вы спросите. По поводу происходивших тогда событий существуют разногласия. Если говорить о том, действительно ли людей преследовали и убивали, безусловно, это имело место. Являлись ли они все ведьмами? Нет. Очень много людей попало под эти гонения, цифры как завышались, так и занижались, некоторые пытались доказать, что «эпоха костров» была реальностью, другие – полностью это опровергнуть. Мы никогда не сможем точно узнать всех фактов. Сохранившиеся документы ясно свидетельствуют о преследовании тех, кого подозревали в ведьмовстве, но мы точно не знаем, сколько людей было убито и имели ли они какое-либо отношение к настоящему язычеству, магии или ведьмовству. Так что я предлагаю вам быть открытыми, рассмотреть все точки зрения и затем решить, что вам кажется наиболее правдоподобным.
Наконец голос разума возобладал в Европе и Америке. Наступила эпоха разума и логики. Гонения прекратились, однако сохранению живой магической традиции это мало помогло. Наука и техника начали изучать и исследовать физический мир, и, хотя их открытия принесли очевидную пользу и преимущества, для многих тайна и магия неведомого мира была утрачена. Такие вещи, как колдовство, ведьмы, феи и духи, стали просто фольклором и выдумкой. Ведьмовство сохранялось только в старых магических книгах и в семейных традициях, хранящихся в тайне.
Ремесло ведьм начало возрождаться в XX веке. В середине века в Англии отменили законы, запрещающие ведьмовство, потому что люди считали их устаревшими и суеверными. Это позволило выйти из подполья тем, кто сохранял семейные традиции или участвовал в воссоздании современных традиций, и начать делиться своими знаниями. Интерес к мистическому возрастал как в Европе, так и в Америке, положив начало тому, что мы теперь называем движением нью-эйдж (новой эпохи). Духовные искатели, в стремлении найти целостную и здоровую духовную практику, изучали средневековые рукописи, шаманизм, кристаллы и травы. Из Англии традиции ведьмовства стали распространяться в другие страны, видоизменяясь в зависимости от культур, людей и времени. Вскоре появились книги по ведьмовству, с тем чтобы люди могли изучать и практиковать его, с учителями и ковенами или самостоятельно. Родовое древо ведьмовства стало разветвляться во многих направлениях. Сейчас существует почти столько же традиций и разновидностей ведьмовства, сколько и ведьм.
Следуя своим убеждениям
Если мы хотим идти по пути ведьмы, то должны подтверждать делами свои слова. Истинные ведьмы не только знают и понимают свою историю и верования, но и живут, основываясь на этих верованиях. Ведьмы стремятся воплотить в себе лучшие человеческие качества и вести сбалансированную жизнь. Говорят, что наши ритуалы воплощают «совершенную любовь и совершенное доверие». Виккане должны стараться вынести эту безусловную любовь за пределы ритуального круга и жить ею.
Ведьмы занимаются магией, но живут в материальном мире. Наша духовная энергия в значительной мере вовлечена в обычный, стабильный, рассудочный мир, но иногда, увлекаясь магией, мы забываем о заземлении. Истинные ведьмы ценят не только мистические знания, но также здравый смысл и практическую мудрость. Иногда самые сложные проблемы решаются простыми способами и не требуют сложных магических действий.
Многие думают, что ведьмы безнравственны, поскольку у нас нет Десяти заповедей или каких-то других подобных правил. На самом деле нам следует быть более нравственными, чем последователям других традиций, так как у нас нет никаких «ты должен» и «ты не должен», которые говорили бы, что делать, чего не делать и как думать. Мы должны осознавать всё, что делаем, – не только свои действия, но также мысли и слова, поскольку знаем, что мысль и слово обладают магической силой, и мы несем за них ответственность.
Образы ведьм, которые предлагают в кино-, телефильмах и книгах, от злых и страшных злодеев до могущественных и обаятельных героев, легко вводят в заблуждение. Люди забывают о первоначальных целях и предназначении ведьм. Ведьмы – это служители. Мы служим высшему благу, и мы здесь для того, чтобы жить здоровой жизнью, а также делиться своей мудростью и магией с другими. Мы – сильные и значимые члены общества. Мы духовные служители, целители и мистики, вносящие свой вклад в преобразование мира.
Мужчины-ведуны особенно должны помнить о своей роли как в обычном обществе, так и в языческом сообществе. Для большинства людей ведьма – всегда женщина, а практикующий мужчина – это колдун, чародей или маг. Правда, термин «колдун» мало кто использует, но некоторые мужчины-язычники называют себя чародеями или магами. Этот образ приобрел особую популярность после показа сериала о Гарри Поттере, который еще больше укрепил идею о том, что женщины – ведьмы, а мужчины – маги и чародеи. Я считаю, что мужчинам-ведунам необходимо твердо стоять на своем пути и заявлять о себе, но заявлять своими делами, своим служением, своим чувством духа сообщества. Когда вы начинаете путь ведуна в молодом возрасте, особенно если в вашем окружении нет особой поддержки, люди думают, что это у вас временно, что вы это «перерастете». И лучший способ показать другим, что это ваш путь, – это создавать позитивные изменения в вас и окружающем вас мире. Именно так я и начал обучать ведьмовству. Во время учебы в колледже друзья стали замечать во мне разительные перемены и захотели узнать мой «секрет». Вскоре я уже вел неформальные учебные группы, проводил медитации и лунные круги. Мне повезло, что в то время я получал поддержку от многих людей, но большинство моих друзей и родственников, которые меня не поддерживали, в конце концов согласились, что это действительно мой путь, потому что я стал гораздо более счастливым и здоровым, чем будучи католиком. Если вы живете в соответствии со своим путем, другие люди узна?ют об этом, вам не придется ничего говорить. На самом деле иногда лучше быть сдержаннее и поменьше говорить, чтобы люди сами пришли к вам. Когда тебе открывается мир магии, приходишь в такой восторг, что хочется поделиться со всеми вокруг, но не все этому открыты. Ваш энтузиазм может вызвать негативную реакцию тех, кто убежден во вреде викканской, эзотерической или нью-эйджевской философии. Я знаю, что некоторые из моих родственников думали, будто я попал в секту. Когда мой пыл немного поутих и я начал действительно применять духовные принципы в своей повседневной жизни, семья и друзья убедились, что я нашел нечто по-настоящему ценное и полезное, и стали поощрять мои занятия магией.
Нам также нужно стать более осознанными внутри нашего растущего языческого сообщества. Поскольку многие приходят к Ремеслу в поисках Богини, мужская роль мужчин не всегда четко определена. Современное ведьмовство все еще подобно младенцу. Несмотря на большое родовое древо, мы только пытаемся формировать наши сообщества. С одной стороны, мужчины должны найти способы сбалансированным образом сотрудничать с нашими сестрами по Ремеслу, поддерживать их, но также мы должны исследовать и возрождать наши собственные таинства и ритуалы или создавать новые. Подобно тому как женщины исследовали Богиню, наша задача – исследовать Бога. Я сам, когда пришел к этому Ремеслу, Богом совсем не интересовался. Меня привлекала сама идея Богини, потому что она казалась новой и необычной. Мне пришлось затратить немало усилий, чтобы обрести Бога ведьм и сделать его частью своей жизни.
Благодаря своей истории ведьмы открыты и терпимы к другим религиям и культурам. Мы стремимся больше узнать о них, чтобы лучше понять точку зрения каждого. Некоторые мои лучшие друзья – христиане, и, хотя у нас разные взгляды и представления, мы все равно любим друг друга. Ведьмы понимают, что даже в мире язычества может быть много путей и способов что-то делать. Ни один способ не является абсолютно правильным, и можно идти разными путями, если только они основаны на мудрости и здравом смысле. При этом нужно остерегаться фанатизма. Очень легко, получив необычайный и прекрасный опыт, решить, что такой опыт или такая вера необходимы всем. На какое-то время я и сам поддался этому. Мне просто не терпелось поделиться с другими тем, что так хорошо работало для меня, и некоторые из моих нерелигиозных друзей начали думать, будто я пытаюсь обратить их в свою веру. А я просто был очень воодушевлен, но мой необузданный энтузиазм привел к некоторым проблемам. Путь каждого человека индивидуален, даже если мы в чем-то похожи.
Недавно я разговаривал по интернету с одним парнем, который, по сути, практиковал ведьмовство, но не называл себя викканином или ведуном. Он объяснил это тем, что многие виккане противоречат сами себе, используют двойные стандарты и сами по-хорошему не понимают того, о чем говорят. Другие были слишком догматичны и настаивали на том, что их путь – единственно правильный. То есть он неоднократно сталкивался с тем, что люди называли себя викканами, а в результате оказывалось, что он понимал и практиковал это лучше, чем они. Я посоветовал ему снова попытаться установить контакт с сообществом и учить других своим примером, поскольку он так хорошо понимает, что на самом деле представляет собой ведьмовство, пусть даже оставаясь практиком-одиночкой, просто встречаясь с другими ведьмами. Хотя он не называет себя ведуном, но живет по-настоящему магической жизнью. Он знает основные принципы магии и ритуала, отмечает лунные и солнечные праздники, но также открыт новым идеям и техникам. Он следует старым традициям, но не боится пробовать новое. При этом он активно работает над собственным исцелением, используя для этого магию и медитацию. И, что самое главное, зная, что все его мысли, слова и поступки проявляют его реальность и влияют на все окружающее, он ко всему подходит с большой осторожностью и ответственностью. Все это – важнейшие аспекты жизни ведьмы.
Исцеление и очищение
Исцеление оказалось для меня самой трудной частью обучения. Мои учителя настаивали на том, что, поскольку ведьмовство – это целительское искусство, сначала нужно научиться исцелять себя и при необходимости обращаться за помощью к другим. Для ведьм исцеление касается не только физического тела, но также ума, сердца и души.
Начиная заниматься ведьмовством, я не был счастливым человеком. Я был очень скрытным, думая, что меня никто не сможет понять, ни родители, ни друзья. Меня злило, что меня никто не понимал, но я не мог сказать об этом или объяснить другим, почему злюсь. Я учился в католической школе для мальчиков, где основной упор делался на спорте и соревнованиях, но мне нравились музыка и рисование. В духовном плане я не чувствовал поддержки церкви, потому что в ней тоже не находил понимания, и начал сомневаться вообще во всякой духовности. В колледже все ждали от меня больших успехов, но во мне по-прежнему было много злости, и я не знал, кто я такой и как по-настоящему себя любить и о себе заботиться. Затем я познакомился с магией. Одна из моих первых учителей говорила, что в основе магии лежит любовь к себе. Я старался следовать ее наставлениям и практиковать ведьмовство в повседневной жизни, и это преобразило меня. Одним из самых простых заданий было каждый день вести записи в дневнике. Благодаря этим записям и медитациям, которым я научился позже, мое внутреннее состояние изменилось. Появилась уверенность. Но самое главное, я обрел чувство покоя, которое приходит с осознанием того, кто ты есть. Это дало мне силы, чтобы стать более открытым со своей семьей и друзьями и строить отношения на основе честности и духовных ценностей. Хотя моя злость не ушла сразу, я нашел путь, который помог мне исцелить свои эмоции и встретиться со своей тенью.
Очищение – еще одна важная часть магии. Мы очищаемся физически перед ритуалами, но практика также помогает нам очистить ум и эмоции. Учитель настаивала на том, чтобы я в первую очередь научился медитировать и вести дневник. Я же злился на нее, потому что, едва почувствовав вкус успеха, хотел скорее узнать магические техники. Но я рад, что послушал ее и ждал, иначе мог бы натворить что-то такое, о чем бы потом жалел. Медитация помогла мне посмотреть на себя и изменить то, что мне в себе не нравилось. Магия – это процесс трансформации, как внешней, так и внутренней. Вступая на путь ведьмы, следует подумать о том, что вы хотели бы в себе изменить. Как бы вы себя чувствовали, если бы это изменилось? По мере моего продвижения по пути окружающие начали замечать во мне изменения и стали расспрашивать меня о ведьмовстве и о медитации. И уже вскоре я получил призыв Богини вступить на стезю учительства и писательства.
Только очистившись ментально, я научился слышать послания Богини. Чем больше я медитировал и совершал ритуалы, тем сильнее чувствовал связь с богиней-вороной Маха. В первом ритуале, которому меня научили, нужно было призвать в качестве представителей четырех стихий кельтских божеств. Для стихии Воздуха мы призывали ирландскую богиню Маха. Должен признаться, тогда я почти ничего не чувствовал, но увидел, что магия работает, и поэтому продолжал. Чем чище я становился, тем больше чувствовал, видел и слышал на психическом уровне. Сначала это было ощущение легкого ветерка, когда я обращался к Махе. Затем я стал видеть смутные очертания. И вскоре она начала являться мне спонтанно, когда я медитировал или просил наставления, и я мог слышать ее голос в своем уме.
Очищение – это не только ритуальные ванны и благовония. Очищение – это важная часть всего пути ведьмы. Болезненный опыт, пережитый мной из-за завышенных амбиций, очищал и закалял меня подобно пламени горнила, пока я не начал лучше взаимодействовать с Богиней, а затем и с Богом, что в конечном итоге привело меня к исполнению моего истинного предназначения в этом мире, а именно к учительству и писательству. В результате всего этого процесса я начал слышать их послания и получать их поддержку. На самом деле, поменяв свою прежнюю нелюбимую работу на нечто неожиданное, но приносящее мне большое удовлетворение, я вступил в новый цикл еще более глубокого исцеления и в последующие годы обрел такие знания, навыки и уверенность, которые позволили мне стать служителем в нашем сообществе. Только благодаря периодам самоисцеления и очищения я смог прийти к жизни истинного ведуна не на словах, а на деле.
Почему вы решили изучать Викку?
Я не могу ответить за вас на этот вопрос. Это можете сделать только вы. Перед принятием любого важного решения следует хорошо подумать. Чтобы лучше разобраться в своих мыслях и чувствах, я обычно веду записи в дневнике. У ведьм есть особая магическая книга, которую они называют Книгой теней. Традиционно она содержит описания ритуалов и магических техник. Но в наше время это, скорее, личный дневник, куда ведьмы записывают все, что происходит в их жизни, в том числе магические техники, ритуалы и медитации. Это пространство, в котором вы можете исследовать свои мысли и чувства.
Многие упражнения, которые я привожу в этой книге, требуют ведения записей в вашей Книге теней. Кому-то это может показаться скучным заданием, но это на самом деле подготовка к магической работе. Хотя Викка – очень увлекательное занятие, она не просто развлечение. Есть некоторые серьезные вещи, о которых следует подумать, прежде чем приступать к магической работе и ритуалам. Книга теней дает для этого отличную возможность.
Упражнение: Почему вы решили изучать Викку?
Возьмите записную книжку, которая станет вашей Книгой теней. Это может быть простая записная книжка в спиральном переплете или ежедневник. Я предпочитаю использовать папку с тремя разъемными кольцами, чтобы можно было переставлять материал по мере его накопления. Напишите хотя бы одну страницу о том, что вы думаете о ведьмовстве и почему хотите изучать Викку. Чем вас заинтересовала Викка в первую очередь? Чего вы ожидаете от ее изучения? И что вы готовы в это вложить? Как вы считаете, можно ли что-то узнать о ведьмовстве из телепередач, фильмов и книг? Если да, то чем, по-вашему, реальное ведьмовство отличается от того, что представляют средства массовой информации? Возможно, вы уже как-то связаны с Виккой. Как вы хотите дальше развиваться? Какие у вас цели? Чему вы уже научились? Запишите все свои мысли и обоснования, и если решите, что изучение Викки – действительно то, что вам нужно в данный момент, переходите дальше, к главе 2.
Глава вторая. Божественные матери и сыновья: первые истории
Мне бы очень хотелось сказать, что я представляю длинную линию потомственных ведьм, но это не так. Я начал практиковать Викку вместе со своей мамой. Мы с ней приступили к занятиям одновременно и учились одним и тем же вещам, но мы очень разные. Она – превосходная интуитивная ведьма, и зачастую даже не знает, почему она что-то делает, но это работает. У меня, напротив, с самого начала был более научный подход, я тщательно исследовал все магические техники и часто находил обоснования интуитивным действиям моей матери. Мы с ней составляли отличную пару и много лет практиковали вместе в небольшом ковене.
Только гораздо позже я понял, почему моя мать стала изучать ведьмовство. Она боялась, что я связался с сектой, но знала, что если запрещать мне ходить на занятия, я захочу этого еще больше и отдалюсь от нее. Вот почему эта мудрая женщина пошла учиться вместе со мной, и это стало нашим совместным объединяющим опытом. Мы и без того были близки, но Ремесло еще больше укрепило мои отношения с обоими родителями.
Мы хотели на наш первый алтарь установить совместное изображение Богини и Бога, но не смогли найти ничего, что нам обоим бы понравилось. Однажды во время отпуска в Аризоне нам попалась индейская статуэтка, изображающая мать с ребенком на руках, и мы подумали о мощной связи между Богиней и Богом как между матерью и сыном. Сын рождается на свет ребенком и затем вырастает, обретая собственную силу и ответственность. Это напоминало о наших отношениях, так что эта статуэтка стала центральной на алтаре. Теперь, когда я вырос и живу отдельно в своем доме и у меня свой алтарь, эта статуэтка по-прежнему стоит на алтаре моей матери.
Викканские боги
Я начинал с традиций научного ведьмовства, изучал психические способности и теорию магии. В этом мне не виделось ничего религиозного и даже духовного. Мой первый учитель, которая была другом нашей семьи, ничего не говорила о религиозном аспекте, поскольку была воспитана в римско-католической традиции. И я не обращался к Богине и Богу, пока позже мы с матерью не нашли других учителей. Я не понимал религиозного аспекта, воспринимая представления о множестве богов и богинь из древних мифов просто как истории. Я не думал, что эти боги реальны, они не имели для меня какого-либо глубокого духовного смысла, и мне не удавалось соотнести их со своей жизнью здесь и сейчас.
Одна наставница говорила мне, что богов невозможно понять, их можно только пережить. Думаю, она права, но я все равно пытаюсь понять и объяснить их.
Я представляю себе богов как проявления Божественной жизненной силы, создающей все сущее. У этой жизненной силы, или Великого Духа, есть женский аспект – Богиня, и мужской аспект – Бог. Как я понимаю, у Богини много разных ликов, разных обличий. Иногда она – Мать-Земля. Иногда – Богиня Луны. В разных культурах ее маски называют разными именами. Из-за различия масок и имен может казаться, что они различаются, но за всеми ними скрывается одна и та же Богиня. Конкретные образы и имена облегчают ее восприятие. Просто во всей своей целостности Богиня слишком обширна и непознаваема, если же рассматривать только одну ее сторону, она становится более доступной для человеческого понимания. У Бога тоже много обличий и форм, имен и проявлений, которые он меняет, когда мы смотрим на него и пытаемся его понять.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/kristofer-penzak/synovya-bogini-vvedenie-v-vikku-dlya-unoshey/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.