Герои мифов
Кристина Александровна Ляхова
100 самых-самых
Благодаря этой книге читатель сможет познакомиться с мифическими героями Древней Греции и Рима, Китая, Индии, Кореи, народов Кавказа, Африки, Древней Руси, узнать о совершенных ими подвигах. Книга дополнена цветными иллюстрациями, которые дадут более полное представление о том, как древние видели своих легендарных героев.
Кристина Александровна Ляхова
Герои мифов
Предисловие
Слово «мифология» состоит из двух греческих слов: mythos – «предание, сказание» и logos – «слово, учение». Мифология представляет собой совокупность мифов, т. е. повествований, рассказов о богах, демонах, волшебниках и др., в которых отразились фантастические представления древних людей об окружающем их мире. Мифов известно великое множество. В них рассказывается о богах, о птицах и животных, о происхождении Вселенной и т. д.
Особое место в мировой культуре занимают мифы, в которых повествуется о героях, об их силе, бесстрашии, уме, находчивости, справедливости… Словом, о том, какими в представлении древних должны быть совершенные люди. Часто наряду с этими идеальными качествами сочинители мифов наделяли героев и обычными свойствами, присущими простым людям. Например, русский герой Святогор был невероятно могучим богатырем, но захотел употребить свою силу не для помощи людям, а для собственной славы, решив поднять землю, и поплатился за это жизнью. Нередко герои, о которых рассказывается в мифах, были вынуждены прибегать к хитрости, обману, чтобы добиться своей цели.
Но объединяет героев древних легенд то, что практически все они руководствовались благородными целями: защищали свой народ от врагов, сражались с чудовищами, учили людей добывать огонь, сеять зерно, выращивать виноград, готовить пищу, варить пиво и многое другое. Иногда герои попадали в серьезные переделки, но чаще всего им удавалось избежать опасности и спастись.
В этой книге рассказывается о многих героях, в существование которых верили древние. С некоторыми из них читатели уже наверняка знакомы. Это герои Древней Греции: Геракл, Персей, Тесей, Ясон и аргонавты, Орфей, участники Троянской войны: Ахилл, Одиссей, Гектор, Парис и многие другие.
Однако читатели, вероятно, знакомы не со всеми героями античности. В этой книге рассказывается о том, кто такая Кассандра и почему к ее пророчествам никто не прислушивался, несмотря на то что они всегда сбывались; какой смысл скрывается в имени греческого героя Автолика; кем на самом деле был Дафнис; кто такой Эней и как ему удалось спастись во время падения Трои; кроме того, в данном издании приводится еще одна, самая ранняя версия об Эдипе и др.
В. Рейнер. «Орфей с животными»
В книге также рассказывается о героических китайцах, которые добывали огонь, основывали города, боролись с наводнениями; о корейских правителях божественного происхождения; о ста братьях нартах и их единственной сестре, красавице Гудрун и матери Сатане.
Разумеется, книга была бы неполной, если бы в нее не вошли мифы о героях финских и скандинавских эпосов. Иранцы также внесли свой вклад в развитие мифологии, сочинив истории о Гильгамеше, Энкиду. А о героях Африки, индейцев Америки, племени самоедов, Монголии, Тибета и Полинезии наверняка слышали не все. В любом случае, даже самый искушенный читатель, прекрасно разбирающийся в мифологии, найдет для себя в этой книге что-то новое и увлекательное.
При слове «миф» многим людям сразу же вспоминаются библейские, античные и многие другие древние «сказки», рассказывающие о сотворении мира и появлении человека, а также о подвигах греческих, римских, скандинавских богов и героев. Во многих, особенно в античных, мифах боги наделяются чертами простых смертных. В них часто описываются бытовые, житейские события, но много внимания уделяется и разнообразным чудесам, без которых боги просто немыслимы.
Г. Моро. «Эдип и Сфинкс»
Наиболее древними, по всей вероятности, являются мифы, объясняющие те или иные признаки животных. Тогда же родились мифы, рассказывающие о происхождении животных от людей, а также и о противоположной точке зрения: о том, что люди прежде были животными. Связаны с ними мифы о превращении людей в животных или растения. Кроме того, в мифах рассказывается о сотворении небесных тел неземными, сверхъестественными существами. Космологические мифы также относятся к одним из самых древних. В них выражались представления древних о происхождении Вселенной. Особое место занимали антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека. Как правило, во всех космологических и антропогонических мифах присутствуют две основные идеи: сотворение и развитие. Первоначально мир создается сверхъестественным существом (богом, демиургом, колдуном, волшебником) либо возникает из какого-то первобытного существования, хаоса, вечной ночи, яйца и др. Далее, как правило, рассказывается о происхождении богов и людей или только людей. В таких мифах можно обнаружить сведения о чудесном рождении, о судьбе, о происхождении смерти, о загробном мире, а также мифы-пророчества о конце мира, гибели всего живого.
Существует большая группа мифов, посвященная появлению огня, возникновению земледелия, различных ремесел, охоты, изобретению разнообразных инструментов. Кроме того, к этой же группе относятся мифы, в которых объясняется возникновение брачных обрядов, обычаев, правил, законов, праздников и т. д. Все эти действия, как правило, установлены культурными героями. Кроме того, культурным героям довольно часто приписывают участие в устройстве мира, например поднятии земли со дна океана на поверхность, установлении на небе солнца, луны и звезд, смены дня и ночи, времен года, регулировании приливов и отливов. Они же принимают активное участие в создании и воспитании первых людей.
В наиболее древних мифах процесс добывания чего-то жизненно важного для людей объясняется как простая находка или как похищение у первоначального владельца, например у богов, духов-хозяев, правительницы царства мертвых и т. д. Одним из главных мотивов мифов служит похищение огня. Австралийцы верят, что этот подвиг удалось совершить тотемным предкам, полинезийцы приписывают его герою Мауи, индейцы Америки – Ворону. Наиболее известным является миф о древнегреческом герое Прометее, который похитил огонь у богов и подарил его людям.
Одновременно с этими мифами или немного позднее появились рассказы о создании природных и культурных объектов. В данном случае культурный герой выступал как демиург, т. е. мастер, создатель, творец. Все объекты он создавал с помощью обычных гончарных, кузнечных, земледельческих и других инструментов и приспособлений.
Момент, когда люди научились обрабатывать металл, также отразился в мифах. Сразу же появились истории о герое-кузнеце, которому удалось познать тайны огня и подчинить себе железо. Как правило, таким героям придавались божественные черты (например, Гефест у греков или небесный кузнец Курдалагон у осетин).
По мифам, в которых рассказывается о подвигах культурных героев, можно судить об успехах, которых удалось достичь людям в далеком прошлом. Исследователями был введен специальный термин: время мифическое, к которому относят эти многочисленные подвиги культурных героев. В древних мифологиях также имеются повествования о культурных героях – первопредках. Герой совершает подвиги и является основателем рода, племени или выступает как строитель нового города.
Ваза с изображением битвы Геракла со львом
Помимо изобретения культурных благ и всяческого устройства жизни людей, культурным героям приписывают также возможность бороться со стихийными хаотическими природными силами, которые описываются в мифе как чудовища, великаны, демоны и подобные им персонажи. Часто, сражаясь с чудовищами, культурные герои спасают жителей города или другого поселения и таким образом предотвращают человеческие жертвы, которые могли случиться в будущем.
«Медуза». Деталь мозаики из Тины
Наиболее часто мотивы борьбы с чудовищами встречаются в мифах народов Полинезии и Микронезии, у северо-восточных палеоазиатов, обских угров и др. Но их можно обнаружить и в мифах других народов, например у греков. С чудовищами приходилось сражаться Гераклу, Персею, Тесею, Ясону, Одиссею и многим другим.
Не все культурные герои, о которых упоминается в мифах, являются вымышленными персонажами. Иногда мифы основывались на реальных исторических событиях. С другой стороны, известно немало и таких мифов, в которых культурным героям придавались черты духов, что является явным вымыслом.
Все же их нельзя сравнивать с богами: герои по силе и могуществу стоят гораздо ниже, и в то же время им приписывается магическая сила, которая ставит их выше людей и помогает совершать подвиги.
Иногда божествам приписывают качества культурных героев, иными словами, в мифах рассказывается не только о том, что тот или иной бог сотворил землю, небо, светила, людей и т. д., но и научил их способу добывания огня, обрабатыванию земли, основным ремеслам. Африканские племена считают некоторых своих богов своими первопредками, основателями родов.
После формирования пантеона богов многие мифы стали относить культурных героев к их числу, помещая последних на одну из низших ступеней. Героев стали называть помощниками богов в их деяниях, посланцами, исполнителями высшей воли. Герои же в свою очередь стремились возвыситься до уровня богов, тем более что, согласно мифам, они обладали почти тем же могуществом и могли творить чудеса, например вызывать дождь, гром и молнию и т. д. Зачастую герои стремились совершить последний героический поступок, который отличал их от богов: победить смерть (иногда – добыть огонь). Из-за этого между богами и героями часто происходили конфликты, которые всегда заканчивались поражением героя и потерей свободы или гибелью. В культуре самых разнообразных народов можно обнаружить мифы, в которых рассказывается о герое, навечно прикованном к скале толстой цепью в наказание за его гордыню.
Особое место занимают мифы, в которых повествуется не об одном, а о двух героях, братьях-близнецах, которые, как правило, вечно соперничают друг с другом. Иногда один из братьев является положительным героем, помогает людям, учит их ремеслам, борется с врагами, а второй – отрицательным, он ленив, жаден, портит все, что удалось создать его брату-близнецу, вредит ему в подвигах. Например, у племени ирокезов есть миф о братьях Иоскехе и Тавискароне, у жителей Меланезии – о То Кабинане и То Карвуву.
Но существуют и исключения. Имеются и мифы, герои которых, братья-близнецы, во всем помогают друг другу и вместе добиваются больших результатов, чем если бы действовали поодиночке. Например, племена, обитавшие в южной части Северной Америки, рассказывали о «мальчике из вигвама» и «мальчике из кустарника», которые бескорыстно помогали друг другу.
Но все же чаще в мифах показывается противоборство двух братьев. Близнец, являющийся отрицательным персонажем, подражая своему более талантливому брату, создает различные предметы, но все они приносят не облегчение труда, а вред остальным людям. Например, То Карвуву, подражая То Кабинане, создал гористую местность, мешающую людям передвигаться, акулу, которая нападала на них в море, и, наконец, смерть. Имеется пара братьев и в греческой мифологии – это положительный герой Прометей и его брат Эпиметей.
Существует множество мифов, в которых не упоминается о брате-близнеце, творящем зло. В этом случае герою приписываются одновременно и положительные, и отрицательные черты. Таким образом, они не только помогают людям, но и совершают бессмысленные, злые поступки. Таковы некоторые культурные герои, о которых упоминается в мифах жителей Северной Америки.
В других случаях положительный персонаж нередко прибегает к хитрости и обману для достижения своей (чаще всего благородной) цели. Например, Мауи хитрит, когда ему приходится общаться со своей демонической прародительницей (целью является добывание огня, ловушки для птиц, рыболовного крючка). Другой герой, Ворон, для того чтобы получить мячи (небесные светила), притворяется плачущим. Прометей обманул богов во время дележа мяса.
И все же в большинстве мифов проходит разделение между шутками, несерьезными трюками, обманом и серьезными подвигами. Как правило, их не смешивают.
Следующим этапом развития образа культурного героя является появление трикстера. Он отличается от героя тем, что не совершает великих поступков, вся его функция заключается лишь в шутках, озорных поступках и т. д. Одним из таких героев, известных в племени виннебато, проживавшего в восточной части Северной Америки, является Вакдьюнкага. Уже само его имя указывает на характерные черты героя: в переводе оно приблизительно означает «шут», «безумец». Среди многочисленных героев античной мифологии к трикстеру более других близок бог Гермес.
Шутки и проделки трикстера, как правило, нужны ему для того, чтобы удовлетворить свою прожорливость или другие потребности. Ради этого трикстер не только обманывает и крадет, но и нарушает самые страшные запреты. Например, для утоления голода он нарушает все законы гостеприимства, засиживается в гостях до тех пор, пока не съест все запасы семьи, рода или племени.
Иногда трикстер нарушает правила не для достижения своей цели, а из простого озорства. Например, все тот же Вакдьюнкага совершает действия, которые являются пародией и оскорблением ритуала приобретения духа-покровителя или подготовки к военному походу. Ворон совершает действия, являющиеся пародией на свои собственные героические поступки, а также на один из главных шаманских ритуалов: камлание. Поступая таким образом, смеясь над святынями и ритуалами, иногда добивается успеха, но бывает, что его постигает и неудача. Положительный культурный герой, демиург, первопредок и трикстер являются главными образами, которые неоднократно разрабатываются в мифах.
Иногда герой в течение повествования так меняется, что окончательно теряет черты культурного героя и остается трикстером. Эти варианты, в свою очередь, изменяются настолько, что их главными персонажами являются уже не люди, а животные. Например, таковы многочисленные сказки о пауке или находчивом зайце, которому не раз удавалось обмануть своих более сильных, но глупых врагов.
Мифы о похищении героем огня у богов или светила также прошли значительные изменения. На их основе возникли многочисленные сказания о походе в далекие страны за волшебными яблоками, жар-птицей, живой водой и другими предметами. Для того чтобы добыть необходимое, герою приходилось иногда действовать силой, а порой хитростью, сражаться с врагами, которые появлялись у него на пути, т. е. персонажам сказаний приписывались способности, присущие культурному герою.
В некоторых сказаниях главный персонаж отправлялся на поиски огня, т. е. собирался совершить подвиг, который в древности приписывался именно культурному герою. Однако отличие персонажа от культурного героя состоит в том, что второй совершает подвиг (находит огонь, пресную воду, злаки) для блага людей, т. е. рассказывается о возникновении этих явлений и предметов на земле, тогда как персонаж сказания просто выполняет трудную задачу. Причиной для этого служит собственная выгода, просьба отца или приказ царя, а не желание облегчить жизнь людей. Поэтому подобных персонажей никак нельзя называть культурными героями.
Тем не менее все эти сказания родились на основе мифов, главными героями которых являлись культурные герои. Скандинавские народы увековечили эти сказания в своих рунах, на Кавказе идея культурного героя нашла отражение в сказании о ста братьях-нартах, тюркско-монгольские народы выразили ее в своих богатырских поэмах. В качестве примера можно вспомнить конкретные источники: скандинавскую Эдду и сказания о Гильгамеше. Одним из таких героев является Вяйнямёйнен, карело-финский герой. Он совершил множество подвигов, например первым догадался добыть огонь из живота громадной рыбы, затем посетил царство мертвых, вернулся обратно и принес с собой обычные и магические инструменты для изготовления лодки. С их помощью ему удалось смастерить первую лодку. Кроме того, он похитил волшебную мельницу под названием сампо, участвовал в космогонических явлениях.
Другой герой, Сосруко, относящийся не к карело-финскому, а к нартскому эпосу, также совершил подвиг культурного героя – добыл огонь. Он же смог вырастить фруктовые деревья в местности, где жил сам.
«Гильгамеш со львом»
Свои герои есть у олонхо и бурятских улигеров. У каждого из этих народов имеется не одно сказание об одиноком или даже единственном на земле человеке. Именно ему и приписывают всевозможные подвиги. Один из них, Гильгамеш, основал город Урук, главный культурный центр Двуречья. Крепость и храм города он построил из волшебных кедров, за обладание которыми ему пришлось сражаться с их хранителем, чудовищем.
В эпосах «Рамаяна», «Гэсэре», «Беовульф» и других также можно встретить персонажей, которые напоминают культурных героев мифов. На протяжении последних ста лет исследователи много спорили о том, кем же в действительности следует считать культурных героев. Некоторые называли их воплощением божества и полагали, что, как и боги, они не имели человеческого тела и обитали на небе. Другие считали, что культурными героями постепенно становились демиурги. Кто-то настаивал на том, что героя следует считать первопредком или просто идеализированным предком. Существовали и версии, согласно которым героя нельзя отнести ни к богам, ни к людям, поэтому они занимают промежуточное положение между ними. Были и такие предположения: культурные герои – это идеализированные предки, люди, реально существовавшие на земле.
Мифы считаются важным явлением культурной истории. Они являются основным способом понимания мира для древних, воплощением их мироощущения. Иногда основные мотивы заимствовались одним народом у другого, но это происходило только в том случае, если он был им близок, понятен, соответствовал условиям проживания и уровню культурного развития.
Древние люди переносили на окружающие их объекты свои свойства и приписывали им способность чувствовать, ощущать, т. е. одушевляли. Поэтому в мифах так много фантастики: болезни представлялись людям в виде страшных чудовищ, пожирающих души; космос казался им огромным живым существом. Кроме того, люди не имели определенного понятия о свойствах собственного тела, поэтому силачи в их представлении имели не по две, а по четыре и более рук, героев с прекрасным зрением представляли многоглазыми.
Часто люди, герои и боги связывались друг с другом родственными отношениями. Герой, обладающий необычными для людей способностями, по их мнению, мог родиться только от бога.
Как правило, в мифах рассказывается об очень древних, «начальных» временах, когда жизнь текла не так, как мы привыкли ее воспринимать. В «стародавних временах» боги часто являлись людям, общались с ними, помогали в подвигах, чудеса были обычным, будничным явлением.
Нельзя не упомянуть о связи мифов с религией. Мистерии, проводящиеся в Древней Греции, сопровождались рассказыванием священных мифов о богине Деметре и ее дочери Персефоне, о последующем похищении Персефоны правителем подземного мира Аидом, о ее спасении и возвращении на землю. Текст мифа как бы объяснял действия, которые совершали жрецы во время мистерий. Вероятно, культовые мифы получили распространение не только в Греции, но и везде, где совершались религиозные обряды, однако сведений об этом мало.
Голова коры (Персефоны). Деталь статуи с афинского Акрополя
Исследователи постарались выяснить, был ли миф сочинен в обоснование обряда или, наоборот, обряд возник на основе уже существующего мифа. Известно, что обряд является самой устойчивой частью религии, в то время как мифологические представления нестойкие, часто изменяются, иногда и вовсе забываются. Их заменяют новые мифы, объясняющие значение обряда, возможно уже с искаженным смыслом.
Удивительные герои древних легенд
При слове «герой» в воображении стазу же возникает гигантский исполин с огромным мечом, которым он без особых усилий повергает всех врагов и чудовищ, спасая мир. Тем не менее зачастую герои мифов почти ничем не отличаются от обычных людей и ничто человеческое им не чуждо. Они влюбляются, страдают, раскаиваются, отчаиваются, поддаются на чужие уловки, хитрят сами, боятся, безумствуют, смеются, плачут, теряют веру в себя, находят друзей и, конечно же, совершают подвиги. Такие разные в легендах разных народов герои в чем-то похожи друг на друга. И это не удивительно, ведь они созданы воображением людей, живущих на одной планете и пытающихся представить себе, откуда возникла эта планета и как на ней появилась жизнь. Как? Если верить мифам, то при непосредственном участии богов. Но и без активного (или невольного) вмешательства героев дело не обошлось! Хотите знать, как это происходило? Тогда читайте дальше…
Абрскил
Абрскил является героем абхазских легенд. Абхазцы верили, что он появился на свет от непорочной девы. Возмужав, Абрскил стал одним из самых сильных богатырей, защитником своего народа. Он не только побеждал всех врагов, но и успешно занимался земледелием, уничтожал папоротники, колючки и дикую виноградную лозу – растения, приносящие вред культурам.
Однако продолжалось это недолго. Пришел день, когда Абрскил решил помериться силами с верховным богом Анцва. Богатырь наполнил кожаные мешки доверху огромными валунами, привязал этот груз к седлу, вскочил верхом на своего крылатого коня-араше и поднялся в небо. Взмахнув саблей, Абрскил рассек тучу, вызвав молнию, а затем сбросил на землю несколько валунов и произвел ужасный шум, подобный грому.
И сегодня в Очамчирском районе Абхазии местные жители посещают Чилоускую пещеру. Они верят, что именно в ней в древности и был заключен Абрскил.
Узнав об этом, Анцва очень разгневался. Он приказал поймать дерзкого богатыря и заточить его в пещеру, приковав тяжелой цепью вместе с конем к высокому железному столбу. Согласно легенде, Абрскил расшатал столб и попытался вырвать его из земли, но, когда он уже был готов сделать это, прилетела птичка трясогузка и уселась на столб. Богатырь захотел прогнать птичку и начал бить по верхушке столба, но тем самым только еще глубже вгонял его в землю.
Автолик
Автолик является одним из многочисленных героев греческих мифов. В них он описывается ловким, умелым и бесстрашным разбойником. Он жил на горе Парнас, неподалеку от города Дельфы.
Свой дар – плутовать и обманывать людей – он получил от отца, бога Гермеса – вестника, покровителя путешественников и проводника душ умерших.
Отец передал Автолику также способность принимать любой образ по своему желанию или становиться невидимым.
Однако имя этого героя не связано с его способностями. В переводе с греческого оно обозначает «сам волк» или «олицетворение волка», что, вероятно, указывает на тотемные корни происхождения героя.
Автолик отличался силой и храбростью, ему не раз приходилось участвовать в сражениях. Он был знаком с приемами кулачного боя, метко стрелял из лука и прекрасно владел другими видами оружия. Все свои знания он передал Гераклу, который оказался прекрасным учеником.
Среди его многочисленных хитрых проделок наиболее часто упоминается о похищении коров Сисифа, которых тот бдительно охранял. Автолику все же удалось обмануть стражей и похитить коров у Сисифа, который тоже слыл мошенником и которого было очень трудно перехитрить. Но Сисиф оказался еще хитрее, чем полагал Автолик: хозяин стада пометил копыта всех своих животных особым знаком, который был известен только одному Сисифу, поэтому ему было несложно отыскать похищенных коров.
Греческие мифы называют Автолика самым вороватым из людей. Но он мог победить врага не только хитростью, но и силой.
Автолик очень скоро был уличен в воровстве, и ему ничего не оставалось, как вернуть скот законному владельцу. Согласно одному из вариантов мифа, в отместку за кражу Сисиф соблазнил юную дочь Автолика, красавицу Антиклею.
Автолик вскоре узнал о случившемся и, желая скрыть позор дочери, очень быстро нашел Антиклее жениха и сыграл свадьбу. Согласно другой версии, у девушки был жених по имени Лаэрт еще до встречи с Сисифом, но она не смогла устоять перед обаянием Сисифа и согласилась вступить с ним во внебрачную связь.
Так родилась легенда о том, что настоящим отцом Одиссея, который родился у Антиклеи, на самом деле являлся не Лаэрт, а Сисиф.
Возможно, эта легенда была придумана лишь для того, чтобы объяснить находчивость, хитрость и склонность к мошенничеству, присущие Одиссею.
Агамемнон
Греческие мифы называют Агамемнона одним из героев Троянской войны, предводителем греческого войска.
Отец Агамемнона – Атрей, мать – Аэропа. Атрей, микенский царь, был убит Эгисфом, после чего Агамемнону и его брату Менелаю пришлось покинуть город и бежать в Этолию. Но скоро они восстановили свою власть благодаря помощи царя Спарты Тиндарея, который вступился за них. Агамемнон женился на Клитеместре, дочери Тиндарея, и стал править Микенами. Жена родила ему трех дочерей и сына Ореста.
Военные подвиги Агамемнона наиболее подробно описываются в «Илиаде» Гомера. Но из этого же сочинения можно узнать и об отрицательных качествах царя: высокомерии, упрямстве, несправедливости.
После того как Парис похитил Елену, жену Менелая, бывшие женихи этой красавицы объединились в войско и отправились в военный поход на Трою. Агамемнона как старшего брата обманутого мужа выбрали предводителем, но отрицательные качества его характера послужили причиной многих несчастий, случившихся не только с самим Агамемноном, но и с его войском. Например, однажды царь подстрелил на охоте лань и громко заявил, что его меткости должна завидовать сама богиня охоты Артемида. Услышав это, Артемида разозлилась и наслала на флот Агамемнона свирепый ветер. Кораблям так и не удалось выйти из Авлида. Пришлось Агамемнону усмирить свою гордыню и принести Артемиде в жертву свою дочь Ифигению.
Воины пришли к стенам Трои, но не смогли войти в город. Тогда они принялись разорять окрестности, что привело к новым бедам. Агамемнон похитил дочь Хриса, жреца Аполлона. Отец предлагал похитителю большой выкуп, но царь отказался вернуть ее. Хрис обратился за помощью к Аполлону, и тот наслал на воинов моровую язву. После того как открылись причины болезни, Ахилл потребовал возвращения девушки отцу. Агамемнон вернул ее, но вместо этого присвоил себе пленницу Брисеиду, которая по праву военного трофея досталась Ахиллу. После этого Ахилл отказался вести военные действия, и троянцы нанесли армии греков огромный урон.
Грекам все же удалось выиграть войну: они вошли в город и разорили его, после чего отправились в обратный путь. Дорога Агамемнона в Микены наиболее подробно описывалась в эпической поэме «Возвращение», написанной в VII веке до н. э. и не сохранившейся до наших дней, а также в произведении Стесихора под названием «Орестея».
Эти произведения повествуют о том, что Агамемнон в результате военного похода на Трою получил сокровища и Кассандру, дочь последнего троянского царя. Но на родине он нашел смерть. Один из наиболее древних мифов рассказывает о том, что Агамемнон погиб от руки одного из своих врагов, Эгисфа. За время отсутствия царя Эгисф соблазнил его жену и решил завоевать престол, устранив соперника. Эгисф убил Агамемнона прямо на праздничном пиру. Позднее, примерно в середине VI века до н. э., получила распространение другая легенда, согласно которой сама Клитеместра убила мужа, отомстив таким образом за смерть дочери, которую Агамемнон принес в жертву богине Артемиде. Жена встретила Агамемнона с притворной радостью, ничем не выдавая своих чувств. Позднее, когда царь находился в ванне, Клитеместра накрыла его тяжелым покрывалом и три раза ударила мечом.
Акхат
Акхат, или Акхит, является героем угаритского мифоэпического предания в западносемитской мифологии. Он был сыном мудрого правителя Данниилу, родившись по благословению Илу. Мальчик превратился в сильного богатыря. Когда он достиг инициационного возраста, отец дал ему свое благословение на занятие охотой. В память об этом дне Куасар-и-Хусас сделал и подарил мальчику чудесный лук. Акхат стал часто ходить на охоту и однажды повстречался с богиней Анат. Увидев лук, она захотела взять его себе и стала предлагать юноше взамен любые земные богатства, свою любовь и, наконец, пообещала сделать его бессмертным.
Детство Акхата, сына правителя, прошло счастливо. Он играл, тренировался и очень быстро вырос и стал сильным, красивым юношей и умелым охотником. Каждый день он ходил охотиться и ни разу не возвращался с пустыми руками.
Но Акхат от всего отказался, не желая расставаться с дорогим ему подарком. Тогда Анат, которая решила во что бы то ни стало завладеть луком, наслала на молодого охотника стаю орлов во главе с их предводителем Йатпану. Орлы накинулись на богатыря, разорвали его своими мощными клювами на части и съели. Узнав о смерти сына, Данниилу обратился к божественному существу Балу с просьбой помочь найти хотя бы останки тела: правитель вместе со своей дочерью Пагат желал оплакать погибшего. Балу оторвал крылья у орлов, а затем вспорол их животы и обнаружил остатки тела Акхата. Затем Балу вернул орлам крылья, и хищные птицы улетели, а сестра Акхата – Пагат – покинула дом и отправилась мстить убийцам.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/kristina-lyahova/geroi-mifov/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.