Эпоха девяностых. Эпоха нулевых
Сергей Янушкевич
Эти два десятилетия оказались переломными для многих стран и народов. Сложное, противоречивое и очень интересное время. В своей книге я решил показать ту эпоху глазами обычного человека. Как мы жили, к чему стремились и о чём мечтали. Какие фильмы смотрели и какую музыку слушали. В тексте будет много ностальгии и сугубо личного мнения.
Эпоха девяностых. Эпоха нулевых
Сергей Янушкевич
© Сергей Янушкевич, 2023
ISBN 978-5-0050-7230-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Эпоха девяностых
Я родился в 1978 году, и меня с уверенностью можно отнести к поколению девяностых. Я до сих пор хорошо помню это крайне непростое и противоречивое время. Помню, как на наших глазах исчезал прежний (привычный) мир, и ему на смену приходил новый (неизвестный, пугающий и жестокий). Перемены были столь стремительными и глубинными, что были заметны даже ребёнку лет 12—13. Всё переворачивалось с ног на голову. Ещё недавно мы искренне верили в одни идеалы, а уже спустя всего несколько лет нам сказали, что это всё было ложью, и нам срочно нужно верить в нечто другое. Отныне чёрное становится белым, а добро – злом. И если молодёжь довольно быстро смогла принять новые правила игры, то люди старшего поколения в большинстве воспринимали эти перемены, как большую личную трагедию.
Кроме стремительных перемен, я ещё помню ужасную нищету, с которой столкнулась значительная часть населения. Иногда зарплаты родителей хватало лишь на хлеб и оплату коммунальных услуг. От голода зачастую спасал лишь огород и домашнее хозяйство. Турецкие джинсы и кроссовки являлись предметом зависти окружающих, а на простенький видеомагнитофон или импортный телевизор копить приходилось несколько лет. Иногда даже обычная жвачка или бутылочка Кока-Колы воспринималась как большая роскошь и вызывала массу положительных эмоций (нынешнему поколению этого не понять). При такой жизни особенно раздражала вездесущая телереклама, предлагающая нам покупать дорогие автомобили, бытовую технику или туристические путёвки, которые были недоступны основной массе населения. Возможно жители Москвы и других благополучных городов, прочитав этот текст, скажут, что автор слишком сгущает краски. Мол, ничего такого отродясь не было, и я всё преувеличиваю. Не буду спорить с этими товарищами. Я просто пишу о том, что видел сам, будучи обычным школьником из маленького городка в Беларуси.
Ещё из тех времён я хорошо помню стремительную криминализацию нравов молодёжи. Разве можно вообще забыть эти «милые» компании хмурых, быдловатых ребят, что постоянно ошивались на вокзалах, у табачных ларьков и у входов в магазины. У них, кстати, был свой нехитрый «бизнес». При встрече с ними можно было запросто лишиться своих скудных карманных сбережений, да ещё вдобавок крепко отхватить в бубен. Вот где был реальный экстрим. При виде этих ребят тебя наполняли впечатления, которые не получишь даже от просмотра самого крутого фильма ужасов.
Вообще в то время почти каждый второй двенадцатилетний сопляк мечтал о романтической и уважаемой всеми профессии бандита. Такой трансформации в головах молодых людей во многом способствовало широкое распространение «блатной культуры». Культура эта, конечно, существовала и раньше, но именно в девяностые она действительно шагнула в массы. Многие теперь уже открыто гордились родственниками или друзьями, что находились в местах не столь отдалённых. В представлении многих молодых и неокрепших умов, бандиты были классными, крутыми ребятами, которые катались на дорогих тачках, отдыхали в приличных ресторанах и любили красивых девушек. Это вам не какие-то лохи работяги, что с утра до ночи, за копейки горбатятся в своих колхозах или на заводах.
После бандитов, второй по крутости профессией считались бизнесмены. У них тоже были дорогие тачки, красивые девушки и карманы полные бабла. В то время «бизнесменом» именовал себя каждый, кто умудрился достать где-то по дешёвке пару блоков импортных сигарет, после чего продавал их среди знакомых с небольшой наценкой. Помню, мы сами, будучи совсем мелкими, на переменах всерьёз обсуждали всевозможные бизнес-планы и с важным видом спорили, какой из них может принести больше прибыли. Какими же наивными мы тогда были. Как мы хотели казаться крутыми и современными. Лихое время вносило свои коррективы в наше воспитание. Ещё недавно все поголовно мечтали стать лётчиками и космонавтами, но прошло время, и более востребованными профессиями оказались бандиты и барыги.
По важности и драматичности событий девяностые годы для России были, пожалуй, наиболее значительным десятилетием второй половины двадцатого века. Однако в этой статье я сознательно решил не углубляться в политику и не писать о Чеченской войне, расстреле парламента и президентских выборах. Это безусловно важные для каждого россиянина исторические моменты. Вот только сам я живу в другом государстве, и потому вряд ли смогу достоверно описать события, о которых знаю только из выпусков новостей и последствия которых не смог ощутить на собственной шкуре. А то в последнее время у нас и так развелось немало диванных экспертов-геополитиков. Прям тошно становится.
Да и кроме политики, в то время в стране происходило немало других странных и труднообъяснимых вещей. Помню, как в начале 90х среди наших соотечественников возник какой-то нездоровый интерес к инопланетянам и снежным людям. Доходило уже до абсурда. Если верить тогдашним газетам, то летающие тарелки приземлялись практически в каждом райцентре, а в различных контактах с пришельцами (в том числе сексуальных) успело поучаствовать несколько тысяч человек.
Кроме того экраны телевизоров буквально заполонили всякие экстрасенсы, предсказатели, колдуны и прочие носители мракобесия. Это было похоже на массовое помешательство. Видимо, десятилетия строгой советской цензуры напрочь лишили нас иммунитета против этих телевизионных мошенников. Конечно, в наше время тоже осталось немало людей, которые верят во всякую чушь (высокие рейтинги «Битвы экстрасенсов» тому подтверждение). Однако нынешний размах мракобесия уже не тот, что был прежде. Мы хоть уже не заряжаем воду перед телевизором, да и все победители этой самой «Битвы экстрасенсов» по популярности и рядом не валялись с Кашпировским, который в своё время собирал у экранов десятки миллионов зрителей.
Вообще, если говорить о телевидении, то мне на ум прежде всего приходит телешоу «Поле Чудес». Это сейчас оно превратилось в какую-то нелепую клоунаду с песнями, плясками и дурацкими подарками, что привозят сами игроки из своих погребов и огородов. Трудно поверить, что раньше (при Владе Листьеве) это была достаточно умная и интеллектуальная передача, которую с интересом смотрели люди самых разных профессий и возрастов.
Ещё в то время по телику крутили бесконечные мыльные сериалы вроде «Дикой розы» и «Богатые тоже плачут». Поначалу это нам было в диковинку. Смотрели всей семьёй. На сериал приходили даже соседи, у которых дома не было телевизора. Многие из нас успели просмотреть пару сотен серий и потратить на это пару сотен часов своей жизни, прежде чем поняли, какое это лютое днище. Конечно, в то время на экране можно было увидеть немало достойных и интересных программ. Лично я в первую очередь вспоминаю «Марафон 16», «До 16 и старше» и «50/50». Для молодых людей они были, как глоток свежего воздуха.
Трудно поверить, но в девяностые годы иногда было интересно следить даже за политическими новостями на центральных каналах. Во многом это происходило благодаря тому, что в то время бурно расцвела карьера блестящего комедийного актёра, шоумена, а по совместительству политика Владимира Жириновского. Этот неглупый и безусловно талантливый человек в то время удачно примерил на себя роль бесноватого политического гопника и не расстаётся с этим образом по сей день.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/sergey-yanushkevich/epoha-devyanostyh-epoha-nulevyh/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.