Управленческий баланс. Учебник по финансовому анализу малого бизнеса для кредитных специалистов

Управленческий баланс. Учебник по финансовому анализу малого бизнеса для кредитных специалистов
Олег Иванов


После изучения учебника «Управленческий баланс» Вы будете:– знать структуру и особенности формирования статей отчета— детально понимать статьи, образующие активы и пассивы, а также взаимосвязи между составляющими отчета— знать особенности учета и анализа всех статей баланса— видеть зоны риска и определять потенциал кредитования по балансу— иметь практические навыки в формировании балансаУчебник содержит множество примеров и задач, максимально приближенных к работе кредитного специалиста.Часть текста ранее была опубликована в книге «Финансовая математика».





Управленческий баланс

Учебник по финансовому анализу малого бизнеса для кредитных специалистов



Олег Иванов



© Олег Иванов, 2024



ISBN 978-5-0050-5759-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero


















1. Управленческий баланс


Термин баланс (от французского balance – буквально «весы»; от латинского bilanx – «имеющий две весовые чаши») означает равновесие, уравновешивание или соотношений взаимно связанных показателей деятельности.

Первое в истории документальное подтверждение применения прототипа современного годового бухгалтерского баланса было обнаружено в конце 14 века в архивах торговой компании Франческо Датини.

При этом теоретические сведения о балансе были получены только в 1494 году, когда вышла в свет работа Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», содержавшая первое описание не только баланса, но и бухгалтерии в целом.

Согласно традиционному определению, бухгалтерский баланс – это система показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств предприятия на отчетную дату.

Управленческий баланс в финансовом анализе

Официально утвержденная форма бухгалтерского баланса не позволяет в полной мере провести необходимый финансово-экономический анализ предприятия. Есть и другая особенность: индивидуальные предприниматели и компании, использующие некоторые специальные налоговые режимы, освобождены от необходимости составления бухгалтерского баланса.

Как же быть в такой ситуации? Ответ прост: нам нужен управленческий баланс.

Для финансового анализа малого бизнеса принято составлять управленческий баланс единого формата для всех предприятий, независимо от их размера, вида деятельности, наличия или отсутствия бухгалтерского/внутреннего учета.

В данном учебнике рассматриваются базовые принципы составления баланса без особенностей учета НДС – налога на добавленную стоимость. Все статьи отчета отражаются по их конечной стоимости (в том числе НДС). Особенности баланса при анализе предприятий-плательщиков НДС рассматриваются в учебнике «Основы бухгалтерского учета и финансовый анализ малого бизнеса».

Форма управленческого баланса

Единая форма управленческого баланса позволяет выработать единый подход к оценке рисков при проведении финансового анализа любого заемщика малого бизнеса.

В управленческом балансе статьи традиционного баланса могут быть переформатированы и представлены так, чтобы их можно было легко читать и анализировать любому кредитному специалисту. При этом группировка статей активов и пассивов сохраняет логику финансовой отчетности, принцип равновесия между активами и пассивами остается неизменным.

Единый подход к составлению управленческого баланса подразумевает, что любой специалист, обладающий навыками финансового анализа, сможет «прочитать» управленский баланс любого предприятия.

Далее в тексте учебника под словом «баланс» мы будем подразумевать управленческий баланс, составляемый кредитными специалистами банка.

!Необходимо помнить, что если анализируемый бизнес состоит из нескольких связанных компаний[1 - Связанные компании – юридические и/или физические лица, связанные между собой таким образом, что деятельность одной из компаний/лица влияет на деятельность другой компании/лица.], то рассматриваемый в учебнике подход к кредитованию малого бизнеса подразумевает обязательное проведение консолидированного анализа группы всех связанных компаний. В этом случае необходима консолидация[2 - Консолидация – это объединение финансовых показателей группы связанных компаний/лиц, исключающее взаимные перетоки и обязательства внутри группы.] и составление консолидированного управленческого баланса с помощью финансовых данных всей группы.




2. Особенности баланса


Баланс представляет собой двухстороннюю таблицу: левая сторона – актив, отражает средства предприятия, используемые в бизнесе, а правая – пассив, отражает источники образования данных средств.








Баланс составляется на конкретную дату и отражает состояние дел на предприятии в данный момент времени. В финансовом анализе баланс принято называть «фотографией бизнеса».

!При проведении финансового анализа микропредприятий баланс составляется на дату выезда на место ведения бизнеса клиента. При анализе малых предприятий из-за большого объема информации и особенностей ведения учета на предприятии составить баланс на дату выезда бывает затруднительно, в таких случаях рекомендуется составлять баланс на последнюю «закрытую» отчетную дату (обычно на начало одного из последних месяцев).

При составлении баланса, «средства» и «источники» объединяются по методу однородности в группы и образуют статьи Баланса.

Суммы активов и пассивов называются валютой баланса и по определению равны между собой. Равенство сторон баланса объясняется тем, что в активе отражаются средства по составу и размещению, а в пассиве – источники формирования этих же средств. Другими словами, активы сформированы из пассивов.

Все данные, отраженные в соответствующих статьях баланса, должны быть подтверждены визуально, документально (согласно бухгалтерскому и/или управленческому учету – выписки, справки, накладные и пр.) и перепроверены кредитными специалистами с помощью методик перекрестной проверки.

Однако в процессе финансового анализа могут быть получены данные, которые не удалось подтвердить или перепроверить. В таком случае рекомендуется отражать их отдельной строкой за балансом. К таким данным могут быть отнесены не подтвержденные или временно не участвующие в бизнесе активы, просроченная и сомнительная дебиторская задолженность, несезонный товар или неликвидный товар и т. п.

Данные, отражаемые за балансом, не влияют на итоговое значение валюты баланса, а также не участвуют в расчете коэффициентов, но могут помочь при оценке рисков и принятии решения по кредиту.



Структура баланса

Типовая структура баланса предприятия малого бизнеса выглядит следующим образом:








Пример формы Управленческого Баланса малого бизнеса приведен в Приложении в конце учебника.



Особенности активов

Активы – это результат перераспределения источников финансирования с целью получения прибыли.

Активы, которые оборачиваются в течение короткого срока, объединяются в раздел под названием Оборотные средства.

Активы, которые предназначены для использования в течение более длительного периода, объединяются в разделе Основные средства.

Традиционно статьи активов располагаются в балансе по степени убывания ликвидности сверху вниз, от наиболее ликвидных к наименее ликвидным. То есть, чем выше ликвидность (возможность обращения в деньги) у объекта статьи, тем выше в таблице находится данная статья.








Особенности пассивов

Пассивы представляют собой источники формирования активов предприятия. Любой бизнес начинает работу с привлечения капитала как собственного, так и заемного в виде различного рода кредитов и займов, которые становятся обязательствами предприятия.

Обязательства группируются по категориям и подразделяются на краткосрочные (сроком погашения до 12 месяцев) и долгосрочные. Срок обязательств определяется не с момента возникновения и до полной оплаты, а со дня составления баланса и до полного погашения задолженности.

Собственные средства отражаются в разделе Собственный капитал и представляют собой источник формирования активов из средств учредителей/участников бизнеса.

Статьи пассива располагаются по степени срочности сверху вниз, от краткосрочных к долгосрочным обязательствам, то есть чем выше в отчете статья, тем короче срок исполнения обязательства.








Краткие правила соответствия активов и пассивов

Напомним, что в балансе суммы активов и пассивов всегда совпадают.

Говоря о формировании средств (активов) с помощью источников (пассивов), следует помнить, что основные средства обладают низкой ликвидностью и используются в бизнесе в течение длительного времени, поэтому они должны финансироваться за счет долгосрочных ресурсов (долгосрочные займы, собственный капитал).

Оборотные средства, напротив, обладая высокой оборачиваемостью и окупаемостью, могут финансироваться за счет краткосрочных заемных/ привлеченных средств, которые, как правило, более доступны и более дешевы для бизнеса.

При оценке любой статьи баланса рекомендуется применять консервативный подход и следовать простому правилу:

«Активы оценивать по разумному минимуму, пассивы по разумному максимуму».

При проведении финансового анализа, все статьи баланса и то, как они соотносятся между собой, должны быть подробнейшим образом изучены и сопоставлены. Конкретные способы оценки будут описаны ниже в соответствующих главах.




3. Актив. Оборотные средства


Оборотные средства на практике также могут иметь и другие названия: оборотный капитал, краткосрочные активы, текущие активы и пр.









3.1. Касса


Статья оборотных средств Касса отражает все имеющиеся наличные денежные средства предприятия на момент составления баланса.

По определению денежные средства в наличной форме являются наиболее ликвидными средствами в любом бизнесе.

!Для многих микропредприятий наличные деньги до сих пор могут оставаться основным источником ликвидных средств.



Источники информации

– Имеющиеся остатки денежных средств в наличной форме

– Бухгалтерский учет: регистры счета 50



Особенности учета и финансового анализа

Кредитный специалист должен убедиться в существовании и сумме наличных денежных средств: клиент в присутствии специалиста должен пересчитать наличность.

!В балансе учитываются только те наличные денежные средства, в наличии которых можно убедиться визуально.

Кредитный специалист должен постараться выяснить, за какой период сформированы данные остатки денежных средств. Анализ соответствия имеющихся остатков наличности и реальной возможности заработать такой объем средств за данный период, позволяет выявить так называемое искусственное завышение денежных остатков, целью которого может быть повышение общей привлекательности бизнеса.

В случае составления баланса на последнюю «закрытую» отчетную дату (например, на начало текущего квартала) кредитный специалист лишен возможности визуальной перепроверки. В таком случае все наличные денежные средства должны быть подтверждены документально (например, подтверждение поступления наличных денежных средств на расчетный счет после инкассации). В противном случае их необходимо отразить в статье за балансом.

Не менее важным является понимание того, как используются клиентом денежные средства и на какие цели. Нецелевое использование денежных средств может привести к различным финансовым осложнениям в будущем.



Задача

На момент проведения финансового анализа в продуктовом магазине заемщика (в 12—00) кредитным специалистом были получены следующие сведения о наличных денежных средствах:

1. В кассе находилось 5 000 рублей, деньги в присутствии кредитного специалиста пересчитаны клиентом.

2. Выручка от торговли за текущий день составила 13 000 рублей, что подтверждается промежуточным отчетом кассового аппарата. Также в течение сегодняшнего дня клиент рассчитывался с поставщиками, в общей сложности было выплачено около 10 000 рублей. Точную сумму клиент пока не подбивал.

3. Рядом с кассовым аппаратом в коробке от конфет находилось 2 000 рублей. Со слов клиента, эти деньги отложены для оплаты услуг дворника за прошлый месяц.

4. Со слов клиента, в сейфе бухгалтерии находится 100 000 рублей для предстоящей выплаты зарплаты сотрудникам магазина. Эта сумма – накопленная выручка за несколько дней работы. Бухгалтер сейчас в банке, ключи от сейфа у него.

Вопрос: Какое значение необходимо отразить в статье баланса «Касса»?



Решение:

1. Учитывается в полном объеме 5 000 рублей.

2. Не учитываются, так как являются доходом и затратами за период. В балансе учитываются фактические остатки денежных средств на момент анализа. Остатки, как правило, и формируются из предыдущих остатков в кассе, выручки за период за минусом затрат в том же периоде.

3. Учитывается в полном объеме 2 000 рублей. Также эта сумма должна быть отражена в пассиве баланса в статье «Задолженность по аренде, зарплате и другим текущим платежам».

4. Не учитывается, так как нет подтверждения и деньги не пересчитаны, вся сумма отражается в статье за балансом.



Ответ:

«Касса»: 5 000 +2 000 = 7 000 рублей.

«Задолженность по аренде, зарплате и другим текущим платежам»: 2 000 рублей.

«За балансом»: 100 000 рублей.




3.2. Расчетный счет


Статья оборотных средств Расчетный счет отражает денежные средства предприятия в безналичной форме, находящиеся на счетах в банках на момент анализа.

По аналогии с наличными деньгами, денежные средства в безналичной форме также являются наиболее ликвидными средствами предприятия.

Наличие остатков на расчетных счетах, а также движений по счету, напрямую указывают на степень легализации расчетов.



Источники информации

– Выписки об остатках на счетах из всех обслуживающих банков на дату составления баланса

– Бухгалтерский учет: регистры счетов 51, 52, 55, 57



Особенности учета и финансового анализа

Кредитный специалист должен получить документальную информацию об остатках денежных средств на расчетных и специальных счетах компании, согласно банковской выписке.

Все документы, подтверждающие остатки денежных средств на расчетных счетах, должны иметь одну дату – дату составления баланса, которая либо совпадает с датой проведения финансового анализа, либо составляется на последнюю «закрытую» отчетную дату. В противном случае может получиться «перекос» при анализе данных.



Задача

На момент посещения офиса клиента (25 октября) кредитным специалистом были получены следующие сведения о расчетных счетах:

1. Выписка с расчетного счета в банке «А» на первое число текущего месяца, согласно которой, дебетовые обороты за период с начала года составили 7 500 000 рублей, кредитовые обороты за этот же период – 7 800 000 рублей, остаток денежных средств на дату выписки составил 350 000 рублей.

2. Выписка с расчетного счета в банке «В», исходящий остаток на сегодня составляет 105 000 рублей.

3. Депозитный договор, оформленный на компанию в банке «А» на сумму 1 000 000 рублей, срок вклада 12 месяцев, вклад открыт в начале текущего года.

Вопрос: Какое значение необходимо отразить в статье баланса «Расчетный счет»?



Решение:

1. Не учитывается, так как выписка с расчетного счета не актуальна на момент проведения финансового анализа.

2. Учитывается в полной сумме 105 000 рублей, данные банковской выписки предоставлены на дату анализа.

3. Не учитывается, так как депозит не подтвержден выпиской на момент анализа. Договор не является подтверждением наличия денежных средств и мог быть закрыт досрочно. Если клиент утверждает, что сумма остатков на расчетном счете и депозите не менялась с момента предоставления прошлой выписки и договора, то данные суммы следует отразить в статье за балансом.



Ответ:

«Расчетный счет»: 105 000 рублей.

«За балансом»: 1 000 000 рублей.




3.3. Сбережения


Сбережения – накопленные денежные средства предприятия для использования в бизнесе.



Источники информации

– Денежные средства в сейфе предприятия

– Банковские выписки с лицевого, других счетов владельцев предприятия на дату составления баланса

– Депозитные договоры, открытые как на предприятие, так и на владельцев предприятия

– Выписки с карточных счетов, где указывается остаток денежных средств на дату составления баланса

– Электронные выписки со счетов

– Косвенно – беседа с владельцами предприятия



Особенности учета

!В балансе отражаются только подтвержденные визуально или документально сбережения, предназначенные для дальнейшего использования в бизнесе. В противном случае суммы сбережений отражаются в статьях за балансом.

На практике ситуация, когда клиенты не хотят или не могут показать свои сбережения, возникает достаточно часто. Очень важно не создавать дополнительного напряжения и недоверия со стороны руководителей или владельцев бизнеса, тем самым сохранив степень их открытости.



Особенности финансового анализа

При анализе крупных сумм сбережений кредитным специалистам необходимо найти ответ на три основных вопроса:

– Источник накопления средств

– Цель или причина накопления

– Период времени, за который были осуществлены накопления

Получив ответы на эти вопросы, кредитный специалист может провести перекрестную проверку достоверности полученной информации.

Существует несколько основных источников для накопления денежных средств:

– поступление денежных средств от покупателей, в том числе от дебиторов

– возврат займа клиенту или получение займа/кредита клиентом

– продажа имущества

В дальнейшем кредитному специалисту необходимо аналитически перепроверить, действительно ли денежные средства могли быть накоплены за рассматриваемый период времени, исходя из указанных клиентом источников. Эта информация также должна быть отражена в виде комментариев к балансу.



Задача

На момент посещения бизнеса клиента кредитным специалистом были получены следующие сведения о сбережениях:

1. В сейфе клиента находилось 300 000 рублей (деньги увидены кредитным специалистом и пересчитаны клиентом), из них 100 000 рублей – накопленная выручка за несколько дней и 200 000 рублей – получены от продажи личного легкового автомобиля. Всю сумму на следующей неделе клиент планирует потратить на закуп товара.

2. Клиент сообщил, что имеет накопления в валюте в размере 75 000 евро, деньги отданы под проценты знакомому предпринимателю, срок возврата в течение десяти дней.

3. Супруга клиента, с его слов, имеет депозит в банке на сумму 1 млн. рублей, деньги были получены от продажи квартиры бабушки супруги и отложены на будущее. Сам клиент признался, что никогда не видел этих денег.

Вопрос: Какое значение необходимо отразить в статье баланса «Сбережения»?



Решение:

1. Учитывается в полной сумме 200 000 +100 000 = 300 000 рублей.

2. Не учитывается, так как нет визуального или документального подтверждения, вся сумма в рублях по курсу на дату анализа отражается за балансом.

3. Не учитывается, так как нет подтверждения, и деньги не предназначены для бизнеса.



Ответ:

«Сбережения»: 300 000 рублей.

«За балансом»: 75 000 евро в рублях по курсу на дату финансового анализа.




3.4. Дебиторская задолженность покупателей


Дебиторская задолженность покупателей – это сумма, которую должны покупатели предприятию за проданные товары или оказанные услуги.

Дебиторская задолженность возникает в том случае, если товар уже продан (услуги оказаны), но деньги от покупателя еще не получены.

Рассматривая статью «Дебиторская задолженность покупателей», будем говорить о задолженностях покупателей предприятия за товар, готовую продукцию, услуги. Для упрощения обозначим все эти объекты задолженности одним словом – «товары».



Источники информации

– Выставленные счета, счета-фактуры, накладные

– Договоры поставки товара/оказанных услуг

– Бухгалтерский учет: регистры счетов 45, 62

– При совершении неформальных сделок – долговые расписки, прочие документы, подтверждающие задолженность покупателей

– Данные управленческой отчетности



Особенности учета

!В дебиторской задолженности покупателей стоимость товаров указывается по продажным ценам.

Дебиторская задолженность покупателей имеет существенное отличие от других активных статей баланса. Это связано с тем, что визуально убедиться в наличии такого актива не представляется возможным, поэтому необходимо внимательно анализировать информацию по таким счетам.

В дебиторской задолженности покупателей могут скрываться, так называемые внутренние потоки между подразделениями группы компаний, которые формально не связаны между собой, но являются единым бизнес-организмом.



Особенности финансового анализа

Оценка дебиторской задолженности производится исходя из реальной возможности возврата долга. Следовательно, при составлении баланса необходимо учитывать только ту задолженность, которая является действующей на момент составления баланса и потенциально возвратной.

Каждую из просроченных задолженностей необходимо проанализировать по срокам возврата и с точки зрения вероятности ее погашения. В случаях, если задолженность является просроченной, а возвратность – сомнительной, она не учитывается при составлении баланса и отражается за балансом с комментариями. Дебиторская задолженность может перейти в разряд просроченной в зависимости от наличия или отсутствия документально оформленных сроков ее погашения, а именно:

– при наличии договора – согласно условиям и срокам оплаты, указанным в договоре

– при отсутствии договора – в малом бизнесе, при прочих равных условиях, отсрочка платежа до 30—60 дней считается нормальной

Необходимо помнить, что проблемной дебиторская задолженность становится не сама по себе, а из-за возникновения проблем с оплатой задолженности со стороны контрагента-должника. Поэтому необходимо также анализировать причины возникновения просроченной задолженности.

Особое внимание следует обращать на диверсификацию дебиторской задолженности. Концентрация долга у одного или небольшого количества покупателей в случае их неплатежеспособности может являться дополнительным риском для нормальной деятельности предприятия.

Всегда следует обращать внимание на долю дебиторской задолженности в структуре оборотных активов и валюты баланса в целом. В случаях, когда доля дебиторской задолженности превышает 30% оборотных средств, необходимо дать подробные комментарии о причинах возникновения такого соотношения.



Задача

На момент посещения бизнеса клиента кредитным специалистом были получены следующие сведения о дебиторской задолженности покупателей.

Общая сумма дебиторской задолженности составляет 1 000 000 рублей, всего десять дебиторов.

1. Имеется один крупный оптовый покупатель, на его долю приходится 60% всей дебиторской задолженности, продажи этому покупателю осуществляются еженедельно, при этом оплата, согласно договору, происходит 2 раза в месяц.

2. С двумя постоянными покупателями заключены договоры, согласно которым максимальная сумма задолженности за товар может быть не более 100 000 рублей на срок до 7 дней. Оба покупателя на момент проведения финансового анализа имели максимально возможную задолженность, последняя поставка для них была три недели назад.

3. На 100 000 рублей был отгружен товар на собственную торговую точку на рынке, точка оформлена на ИП клиента, оплата за товар по бухгалтерии еще не проведена.

4. Оставшиеся дебиторы являются постоянными покупателями, закупаются на небольшие суммы, договоры не заключены, платят все в разные сроки, со слов клиента просроченных задолженностей нет.

Вопрос: Какое значение необходимо отразить в статье «Дебиторская задолженность покупателей»?



Решение:

1. Учитывается в полной сумме 600 000 рублей. Желательно подробное изучение дебитора, так как он является крупным.

2. Не учитывается, так как согласно договорам дебиторская задолженность просрочена на две недели. Вся сумма отражается за балансом с комментариями о причинах просрочки оплаты.

3. Не учитывается, так как это задолженность между связанными компаниями. Исключение двойного учета.

4. Учитывается в полной сумме 100 000 рублей. Необходима выборочная сверка отгрузочных документов и платежной истории дебиторов.



Ответ:

«Дебиторская задолженность покупателей»: 600 000 +100 000 = 700 000 рублей.

«За балансом»: 200 000 рублей



Задача

На момент посещения бизнеса клиента 01.11.2016г. кредитным специалистом были получены следующие сведения о дебиторской задолженности покупателей согласно заключенным договорам:








Вопрос: Какое значение необходимо отразить в статье «Дебиторская задолженность покупателей»?



Решение:

– Д1 учитывается в полной сумме 500 000 рублей.

– Д2 не учитывается, так как согласно договору дебиторская задолженность просрочена на десять дней, вся сумма отражается за балансом с комментариями о причинах просрочки оплаты.

– Д3 (обе суммы) не учитывается, так как согласно договору дебиторская задолженность 50 000 рублей просрочена на пять месяцев. Погашение непросроченной задолженности 500 000 рублей вызывает сомнение в связи с проблемностью самого дебитора и нестандартным сроком отсрочки по задолженности в 500 000 рублей. Необходимо подробно выяснить ситуацию с данным дебитором, так как доля проблемной задолженности высокая. Вся сумма отражается за балансом с комментариями о причинах просрочки оплаты.

– Д4 не учитывается нигде, так как согласно договору дебиторская задолженность просрочена более двух лет.

Ответ:
«Дебиторская задолженность покупателей»: 500 000 рублей.
«За балансом»: 200 000 +50 000 +500 000 = 750 000 рублей.




3.5. Товары в пути


Данная статья баланса отражает информацию о предоплаченных товарах, отгруженных поставщиком, но еще не поступивших к покупателю.

Статья Товары в пути отражается в балансе, если поставщики получили оплату и выполнили свои обязательства по отгрузке товара, но товар еще не прибыл к клиенту. При этом ответственность за доставку и все сопутствующие расходы по транспортировке несет сам клиент.

Некоторые предприятия могут учитывать данную статью в разделе Товарно-материальные запасы. Но более консервативно рассматривать Товары в пути в качестве ожидаемых поступлений. Особенно это актуально при длительных по времени поставках товаров из-за границы.



Источники информации

– Договоры с поставщиками

– Договоры с организациями, оказывающими транспортные услуги, услуги по прохождению таможни

– Договоры страхования товара, в которых может быть указана сумма сделки

– Для импортных сделок – коносаменты, инвойсы, документы таможенного оформления

– Бухгалтерский учет: регистры счета 60 (по дебету) – как предоплата поставщикам

– Данные управленческого учета



Особенности учета и финансового анализа

!Товары в пути учитываются по закупочной стоимости.

Каждое предприятие по-своему рассчитывает себестоимость товаров в пути. В некоторых случаях в себестоимость могут быть включены все расходы, связанные с доставкой товара, прохождением таможни, погрузкой/разгрузкой и т. д.

Следует помнить о том, что у небольших компаний подтвердить действительный объем товаров в пути очень сложно. Поэтому статью Товары в пути необходимо рассматривать достаточно консервативно.



Задача

На момент посещения бизнеса клиента кредитным специалистом были получены следующие сведения о товарах в пути:

1. Клиент оплатил партию товара поставщику из Италии на сумму 50 000 евро, включая доставку и таможенные расходы. Товар будет отгружен железнодорожным контейнером через неделю.

2. Клиент отправил товар на сумму 400 000 рублей на свой склад со своего другого склада, расположенного в другом городе на расстоянии 50 км автомобильным транспортом. Расходы на перевозку составят 50 рублей/км.

3. Бракованный товар на сумму 100 000 рублей отправлен с претензией обратно поставщику за его счет.

4. В прошлом месяце клиент сделал предоплату за дизельное топливо для собственного грузового автопарка в объеме одной железнодорожной цистерны (60м3) по цене 22 000 рублей/т, цистерна пришла на станцию назначения, разгрузка топлива планируется в течение двух дней (справочно – плотность дизельного топлива 850 кг/м3).

Вопрос: Какое значение необходимо отразить в статье «Товары в пути»?



Решение:

1. Не учитывается, так как товар еще не отгружен поставщиком, относится к статье «Предоплата поставщикам».

2. Не учитывается, так как это перемещение товара внутри одного бизнеса. Данный товар уже был ранее оприходован и должен был быть учтен в статье «Товарно-материальные запасы», исключается двойной учет.

3. Не учитывается, так как возврат денежных средств за бракованный товар под вопросом, вся сумма отражается за балансом.

4. Учитывается в полной сумме 22 000 х 850/1000 х 60 = 1 122 000 рублей.



Ответ:

«Товары в пути»: 1 122 000 рублей.

«Предоплата поставщикам»: 50 000 евро в рублях по курсу на момент составления баланса

«За балансом»: 100 000 рублей.




3.6. Предоплата поставщикам


Данная статья баланса отражает информацию об оплате за товар поставщикам в счет будущих поставок.

Такая ситуация возникает в том случае, если предприятие частично или полностью оплатило товар, но еще не получило его.



Источники информации

– Договоры поставки

– Платежные документы, подтверждающие факты предоплаты

– При совершении неформальных сделок – расписки от поставщиков о поступлении денежных средств в счет будущих поставок

– Бухгалтерский учет: регистры счетов 60 (по дебету), 76 (по дебету)

– Данные управленческой отчетности



Особенности учета и финансового анализа

Анализируя данную статью, необходимо обращать внимание на сроки поставки товара и на то, является ли товар, в отношении которого сделана предоплата, ликвидным с точки зрения сроков поставки.

!Предоплата поставщикам учитывается в балансе по закупочным ценам.

Умение распределять денежные средства обеспечивает предприятие стабильной ликвидностью. При работе с контрагентами по предоплате важно понимать целесообразность такого сотрудничества:

– какие товары приобретаются,

– каковы сроки их поставки,

– какое значение эти товары имеют в деятельности предприятия.

В случаях работы по предоплате снижается доля высоколиквидных средств, что может привести к нарушению нормальной деятельности предприятия в будущем.

Любая предоплата должна иметь экономическую выгоду для предприятия. Например, фиксирование цены на определенный период в будущем, скидки в цене или гарантирование объема поставки товара перед началом сезона.




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/oleg-ivanov-21076124/upravlencheskiy-balans-uchebnik-po-finansovomu-analiz-48416452/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.



notes


Примечания





1


Связанные компании – юридические и/или физические лица, связанные между собой таким образом, что деятельность одной из компаний/лица влияет на деятельность другой компании/лица.




2


Консолидация – это объединение финансовых показателей группы связанных компаний/лиц, исключающее взаимные перетоки и обязательства внутри группы.


Управленческий баланс. Учебник по финансовому анализу малого бизнеса для кредитных специалистов Олег Иванов
Управленческий баланс. Учебник по финансовому анализу малого бизнеса для кредитных специалистов

Олег Иванов

Тип: электронная книга

Жанр: Руководства

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 26.04.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: После изучения учебника «Управленческий баланс» Вы будете:– знать структуру и особенности формирования статей отчета— детально понимать статьи, образующие активы и пассивы, а также взаимосвязи между составляющими отчета— знать особенности учета и анализа всех статей баланса— видеть зоны риска и определять потенциал кредитования по балансу— иметь практические навыки в формировании балансаУчебник содержит множество примеров и задач, максимально приближенных к работе кредитного специалиста.Часть текста ранее была опубликована в книге «Финансовая математика».

  • Добавить отзыв