Наставления учителя
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Эта книга – подношение ко дню явления Шрилы Б.С. Говинды Махараджа – объединяет в себе статьи самого Гурудева, Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Она замечательна тем, что дает обзор всех основных идей вайшнавизма, как он представлен в учении Чайтаньи Махапрабху. Вера в гуру и вайшнавов, служение Святому Имени, милосердие к каждой душе, искренняя преданность, самопожертвование – вот суть духовного пути, которая постигается в общении с чистыми вайшнавами – учителями, принадлежащими к духовной преемственности Шри Рупы Госвами.
Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
Наставления Учителя Статьи и беседы ачарьев-преемников Шрилы Рупы Госвами Прабхупады
Шри Чайтанья Сарасват Матх
Основатель-ачарья: Его Божественная Милость Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Севайте-президент-ачарья: Его Божественная Милость Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Электронная версия этой книги издаётся по решению и благословениям ачарьи русской миссии Шри Чайтанья Сарасват Матха Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Бимал Авадхута Махараджа
© 2007, издательство Шри Чайтанья Сарасват Матха. Все права принадлежат ачарье русской миссии, Шриле Б. Б. Авадхуту Махараджу
Наши сайты:
harekrishna.ru – официальный сайт Шри Чайтанья Сарасват Матха в России.
scsmath.com – официальный международный сайт Шри Чайтанья Сарасват Матха.
saraswati.pro – издания Шри Чайтанья Сарасват Матха.
gaudiyadarshan.com – электронные и бумажные публикации трудов ачарьев Шри Чайтанья Сарасват Матха.
sridharmaharaj.ru – аудиоархив Шрилы Б. Р. Шридхара Махараджа
govindamaharaj.ru – аудиоархив и видеоархив Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа.
avadhutswami.ru – официальный сайт Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа.
youtube.com/BeautyOverPower – официальный канал Шрилы Б. С. Госвами Махараджа, выдающегося проповедника Шри Чайтанья Сарасват Матха, на английском языке
Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
явился в этот мир в 1929 году в деревне Брахманпара, округ Бурдван, Западная Бенгалия. В 1947 году он принял прибежище лотосных стоп Гурудева, Ом Вишнупада Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа и по сей день, не жалея сил, продолжает служить ему.
С самого начала Шрила Шридхар Махарадж отнесся к Шриле Говинде Махараджу, в то время Гауренде дасу Брахмачари, с особой заботой, вниманием и доверием. Всего через несколько дней после того, как он присоединился к миссии, Шрила Шридхар Махарадж выразил желание назначить его своим преемником. Шрила Шридхар Махарадж называл Говинду Махараджа не просто учеником, а своим возлюбленным сыном.
Шрила Говинда Махарадж заслужил любовь и А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, известного всему миру основателя-ачарьи Международного Общества Сознания Кришны. Он, как и Шрила Шридхар Махарадж, увидел в юном Шриле Говинде Махарадже необычайные духовные качества и уникальные способности к пониманию и объяснению вайшнавской сиддханты. Шрила Шридхар Махарадж предсказал, что Шрила Говинда Махарадж станет великим святым и освободит тысячи душ. В 1985 г. Шрила Шридхар Махарадж передал своему ближайшему ученику все полномочия по управлению Шри Чайтанья Сарасват Матхом. Наделенный всей милостью своих великих духовных учителей, Шрила Говинда Махарадж продолжает их миссию, даря всему миру послание Шри Чайтаньи Махапрабху – послание любви, сострадания и самоотверженного служения. Шрила Говинда Махарадж пленяет сердца своей открытостью, смирением, простотой и милосердием, сочетающимися с духовной мудростью и бескомпромиссной верностью идеалам своего Гурудева и всей Шри Рупануга-сампрадайи.
Введение в истинную реальность
Кришна – Верховный Господь. Существует пять рас, божественных настроений, оттенков духовной любви. Каждая раса полностью пребывает в Кришне. Слуги Господа черпают радость и счастье, служа Ему всем сердцем. В мире есть множество религиозных учений. Одни исповедуют шанта-расу (умиротворенное созерцание Господа), другие – дасья-расу (благоговейное служение), сакхья-расу (дружеские чувства) или ватсалья-расу (родительскую привязанность к Богу). Однако мадхура-расу (отношение к Нему как к своему Возлюбленному) можно найти лишь в преемственности Шри Чайтаньи Махапрабху.
К примеру, Иисус Христос заявлял о себе как о сыне Бога, показывая тем самым, что Господь – Отец, а он – Его сын. Христиане считают такие отношения с Господом наивысшими, а обителью Его, согласно их учению, является Небо. Такова была проповедь Иисуса. Мы видим, что Его настроение и путь Вайшнавов во многом сходны. Гуру Махарадж был высокого мнения о христианстве. Но мадхура-раса – тот высший вид отношений с Богом, который возможен только если мы поклоняемся Шри Кришне. Ни в Библии, ни в Коране, ни в других известных Священных Писаниях такой вид отношений не описан. Повествует о нем лишь «Шримад-Бхагаватам», славу которого воспел Сам Господь, Шри Чайтанья Махапрабху. Именно он открыл миру мадхура-расу, отношение к Богу как к Источнику Высшей Красоты и Очарования. Ничто, кроме лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, не привлечет удачливые души, погруженные в эти сладостные отношения. Они уже ступили на путь поклонения Господу Кришне.
Обитель Шри Кришны – Голока. Божественная природа Господа имеет два основных качества: мадхурья и аударья. В настроении мадхурьи Господь наслаждается любовными отношениями со Своими вечными близкими спутниками, в настроении же аударьи Он всегда старается одарить нектаром этой Любви все искренние души.
В Коране говорится о кхода и банда. Кхода означает «Бог», а банда – «слуга». Здесь мы также видим идею взаимоотношений Бога и души. Согласно христианству, высшим является отношение к Богу как к своему Отцу. В «Песни Песней» Соломона мы находим упоминание о супружеских отношениях с Богом, но лишь самое отдаленное. В действительности, большинство религий мира ведут своих последователей к Брахмалоке, или безличному аспекту Абсолюта. Но выше Брахмалоки находится трансцендентный мир Ваикунтхи. Наше служение Господу начинается именно там. Об этом говорит вайшнавизм. Концепция безличного и бесформенного «Бога» Шанкар-ачарьи, известная как нирвишеша, или ниракара, является ничем иным, как идеей Брахмана. Но вайшнавская шастра, наше Священное Писание, учит, что Господь обладает обликом, но особой, духовной природы.
Издали джунгли кажутся лишь темной бесформенной массой, но стоит приблизиться, и нашему взору предстанет великое множество деталей: птицы, животные, деревья, цветы… Всему в джунглях есть свое место. Подобным образом, находясь вдали от Высшей Истины, люди заключают: «Бог такой, Бог этакий, Он бесформенный». Они описывают Его согласно собственному пониманию. Однако если мы попытаемся познать Всевышнего всем сердцем, мы непременно придем к идее Ваикунтхалоки. Лишь с уровня Ваикунтхи начинают, одна за другой, появляться пять рас, восходя к самой Кришналоке, высочайшему плану бытия, величие которого описывает «Шримад-Бхагаватам»:
эте чамша-калах пумсах
кршнас ту бхагаван свайам
индрари-вйакулам локам
мрдайанти йуге йуге.
(Бхагавата-пурана, 1.3.28)
«Воплощения Господа являются либо Его частичными проявлениями, либо частями Его частей. Они нисходят каждую эпоху, чтобы спасти мир от беспокоящих его демонов. Но изначальная Личность Бога – Господь Кришна, сын Нанды».
Все, что только может узреть человек, обладающий духовным осознанием, берет свое начало в Кришне. Таково учение «Шримад-Бхагаватам». Верховный Господь обладает всем. В Нем пребывают не только пять основных (мукхья) рас, но и семь вторичных (гауна). Все находится в Нем. Он – вместилище всей благодати.
Шри Чайтанья Махапрабху низошел, чтобы даровать нектар божественной жизни. А после Махапрабху в этот мир пришли многие великие души, Его преданные последователи и спутники (паршады). И мы считаем себя очень удачливыми душами, поскольку имеем такого заботливого Хранителя как Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Изо всех сил мы стараемся служить ему в обществе вайшнавов. Это наша великая удача. Я очень счастлив, когда преданные со всего мира приезжают сюда, в Шри Навадвипа Дхаму, ради духовной жизни, оставив позади все мирское. Мы стремимся действовать ради севы, Божественного Служения. Лишь это может привести нас к высшей цели, к высшему назначению.
Редкий дар
Весть об уходе вайшнава из этого мира и наша скорбь разлуки с ним несомненно очень болезненны, однако все происходит по воле Кришны, поэтому нам следует терпеливо принимать это и не останавливаться на пути к трансцендентной цели. Много неприятностей подстерегают солдата на поле брани, но ничто не остановит хорошего бойца. У нас нет другого пути, кроме пути вперед.
Примером тому служит случай с Махапрабху и Шривасом Пандитом, когда сын последнего умер во время киртана Господа Чайтаньи. Махапрабху пел Харе Кришна и танцевал в доме Шриваса. Сам Шривас был спокоен, однако охваченные горем родственники с трудом сдерживали рыдания, чтобы не беспокоить поющего Господа. Все же Махапрабху чувствовал, что в доме что-то случилось, потому что киртан не приносил экстатической радости. Когда Махапрабху спросил Шриваса, почему тот сам не свой и что произошло, Шривас ответил, что нет причин для волнения, и убеждал Махапрабху продолжать. Но Господь сказал:
– Нет. Мне кажется, здесь что-то случилось. Скажи, что произошло, и почему вы скрываете это от Меня?
– Да, Прабху, – ответил Шривас. – Умер мой сын. Я просто не хотел портить тебе настроение.
Тогда Махапрабху подошел к покойному и спросил его:
– Почему ты покинул нас?
– Все происходит по Твоей воле, – ответил покойный мальчик. – По Твоей воле и согласно своей благой карме я родился сыном Шриваса Пандита, однако время, отпущенное этому телу, истекло, и по Твоей воле теперь я отправляюсь в другие условия. Таков закон этого мира, его не избежит никто, я же был столь удачлив, что получил Твою милость и возможность общаться с Тобой.
Объяснения умершего всех потрясли. Затем присутствующие стали петь и танцевать вместе со Шри Чайтаньей и вынесли тело мальчика во двор. Если все это происходило при Самом Махапрабху, что уж говорить о нашей ситуации?
Существует другая история, которая, говорят, произошла во времена Будды. У одной женщины умер единственный сын, и, придя к Будде, она взмолилась: «О воплощение Господа, пожалуйста, верни жизнь моему сыну!» Будда ответил: «Хорошо, но для этого мне кое-что нужно». «Пожалуйста, скажи мне, что необходимо, и я принесу», – молила она. Будда ответил: «Обойди дома в этой деревне и принеси несколько горчичных зерен из той семьи, где никто не умирал. С помощью тех зерен я верну жизнь твоему мальчику».
Женщина была очень простодушной и, стучась в двери, спрашивала всех: «Скажите пожалуйста, может быть в вашей семье не знают, что такое смерть? Мне нужно найти такую семью, взять у хозяина горчичных зерен и отнести владыке Будде, чтобы он вернул жизнь моему сыну». Однако везде ей говорили одно и то же: «У меня умер отец», «У меня умер дядя», «У меня умер брат» и т.п.
Печальная, она вернулась к Будде и сказала:
– О Господь! Не смогла я найти таких зерен.
– Неужели во всем селении не нашлось семьи, где не знают смерти? – ответил Будда.
– Да, Господь.
– Что же ты горюешь? Таков этот мир.
В «Шримад Бхагавад-гите» Кришна говорит:
джатасйа хи дхруво мритйур
дхрувам джанма мритасйа ча
тасмад апарихарйе ’ртхе
на твам шочитум архаси
(Бхагавад-гита, 2.27)
«Для того, кто родился, смерть неизбежна».
васамси джирнани йатха вихайа
навами грихнати наро ’парани
татха шарирани вихайа джирнанй
анйани самйати навами дехи
(Бхагавад-гита, 2.22)
«Так же, как мы выбрасываем старые изношенные одежды и надеваем новые, джива в этом мире покидает свое старое тело и принимает новое».
Тот, кто особенно удачлив, примет хорошее, благоприятное рождение, в котором получит шанс практиковать Кришна-сознание.
В «Бхагавад-гите» Шри Кришна описал, как душа может остановить цикл рождений и смертей в мире материи:
джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма
найти мам эти со ’рджуна
(Бхагавад-гита, 4.9)
«Кто осознает Мою природу, Мое рождение, Мои деяния и Мой уход, больше никогда не родится в материальном мире».
Но чтобы правильно понять, необходимо духовное знание, которое приходит по милости гуру и вайшнавов, только тогда человек достигает подлинного освобождения.
муктир хитванйатха рупам
сварупена вйавастхитих
(Бхагавата-пурана, 2.10.6)
Оставить тело и получить новое вовсе не означает освобождение. И прекращение перерождений подлинным освобождением также не назовешь. Действительно освободиться значит в духе служения ступить в трансцендентный мир – муктир хитванйатха рупам сварупена вйавастхитих. Этого можно достичь благодаря общению с преданными и по их милости. Следуя преданному, всегда занятому служением Кришне, мы легко получим доступ в Божественный мир служения.
муктапи лйлайа виграхам критва бхагавантам бхаджанте
Среди обычных «освобожденных» душ некоторые, особо удачливые, могут получить возможность попасть в трансцендентный мир служения. У них нет привязанности к материальному миру, но влечение к миру трансцендентному в них либо отсутствует вообще, либо очень слабо; они пребывают на границе между этими мирами, в татастхе, однако по милости вайшнавов им также может посчастливиться ступить в мир служения.
атмарамаш ча мунайо
ниргрантхах апй урукраме
курвантй ахаитуким бхактим
иттхам-бхута-гуно харих
(Бхагавата-пурана, 1.7.10)
Объясняя этот стих, Махапрабху сказал, что одно из качеств Кришны – привлекать даже освобожденные души. Те, кто не привязан к материальному миру, и удовлетворен ощущением себя как духовной частицы, независимо от того, достигли они освобождения или живут в материальном теле, также привлекаются настроением преданности и жаждут служить Божественному Миру служения Кришне.
Кришна обладает двумя основными качествами: привлекать и одаривать милостью, дарующей Его преданным экстаз, ананду. Господу не нужно развивать эти качества – они Ему присущи в полной мере.
атмарамаш ча мунайо
ниргрантхах апй урукраме
курвантй ахаитуким бхактим
иттхам-бхута-гуно харих
Поэтому преданные всегда занимаются служением Кришне. В материальном мире непосредственное служение невозможно, но благодаря гуру и вайшнавам, у нас есть шанс, чудесный шанс служить. Слуга не обращает внимания ни на что, кроме указаний Гурудева и Кришны, явленных в писаниях. Он следует им без тени сомнения.
баху джанма каре пади шравана-киртана
табу та ни пайа кришна-паде према-дхана
(Чаитанья-чаритамрита, Ади, 8.16)
Может возникнуть вопрос: почему признаки духовного сознания в нас не проявляются сразу? Причиной тому наше неправильное следование советам писаний. В особенности это касается страшных оскорблений Святого Имени – ведь мы Его оскорбители. Писания предупреждают о существовании десяти оскорблений Святого Имени. Следует изо всех сил стараться их избегать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/govinda-gosvami/nastavleniya-uchitelya/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.