Санкт-Петербург, я люблю тебя!
Андрей Владимирович Фёдоров
История о мальчике, который хочет лучше знать историю своего родного Санкт-Петербурга, а ожившие памятники истории честно и без прикрас рассказывают её ему.
Вернулся из школы Ваня как никогда раньше грустным, словно получил пять двоек за день, а ведь ещё только шестой класс! Разгрызая гранит науки, ещё и нервов убьёт вдоволь, и слёз прольёт. А тут уже вернулся никакой. Есть ли повод так грустить?
Мать стоит в прихожей, глядит на него, и счастливое выражение её лица, радостной, так как встречала со школы сына, сменилось тревогой.
– Что-то случилось?
– Да нет… – устало отвечал Ваня, всем видом показывая своё желание поскорее запереться в комнате и остаться наедине, дабы никто не донимал.
Но мать и не думала оставлять сына в покое. Подошла к нему вплотную, потрогала лоб и задумчиво произнесла:
– Температуры нет…
– Да всё в порядке.
– Двойку получил? Так ничего страшного! Исправишь, подтянешь. Не каждый раз выходит, как хотелось бы.
– Да нет же!
– А что тогда?
– Не важно, мам.
– Как это не важно? – возмущённо возразила она, – я твоя мать, и желаю знать всё, что происходит с моим сыном! Это нужно делать, пока ты ребёнок! Сейчас же отвечай, что случилось! Побил кто-то? Девочка не захотела идти гулять?
– Нет!
– А что тогда?
Ваня обречённо вздохнул, давая знать, что сдаётся.
– Нам в школе в честь дня города задали доклады. Катьке Кузнецовой задали про архитектуру, Сашке про корабли. А мне нужно написать о самом главном историческом персонаже Петербурга.
– И в чём проблема? – недоумённо спросила мать, – пиши о Петре I.
– Да в том то и дело! Учитель сказал, что Пётр, это очевидно, и о нём напиши только если не найдёшь никого хотя бы отчасти такого же значимого, каким был первый император. Он, конечно, город основал и заложил, но были жители с не менее интересными биографиями, о которых стоило бы рассказать. А их столько, что я даже не знаю о ком. Ну, а о Петре, конечно, можно, никто не запрещает, как уже говорил, но учитель в любом случае попросил посидеть, подумать и постараться найти ещё какого-нибудь. Вот я и…
– Ой, – махнула рукой мать, перебив сына, – нашёл тоже проблему. Бери первого попавшегося и пиши, да и нет проблем, – после короткой паузы взглянула Ване в глаза и подытожила, – не повод это, чтобы так переживать, – открыла дверь на кухню, – а сейчас иди, переодевайся, мой руки и марш за стол! – пока шёл к комнате, крикнула вслед, – сегодня, кстати, дедушка в гости приезжает.
– Хорошо! – отвечал Ваня, ни капельки не изменивший выражения лица даже после того, как мать попыталась успокоить его. Мысль о задании учителя не покидала ни на секунду. Притом сам вызвался этот доклад делать, о чём матери не сказал, да и слава Богу! Она бы ещё его пожурила за то, что лишнюю работу на себя взял. И нет, она не учила его быть ленивым. Просто время середина мая. Загрузка перед летом и так колоссальная, а тут ещё доклады берёшь, когда они тебе и не нужны, потому что пятёрок вагон, и всего две четвёрки за четверть намечается. К чему себя перед летом лишними заботами нагружать, когда все мысли только о море, солнце, фруктах и непреодолимом желании поехать в аквапарк и скатиться вниз с самой высоченной горки?
Но раз уж взял на себя такую ответственность, то надо выполнять, хотя отказ и не повлиял бы ни на что – только учитель, разве что, пожурил бы, да и всё. А если и поставит двойку, то погоды она не сделает уже. Но Ваня к счастью для мамы и папы, который был в командировке, и к несчастью для себя (по крайней мере он так думал пока в силу возраста) рос ответственным и трудолюбивым человеком.
Весь остальной день провёл в раздумьях по поводу доклада, благо уроков на завтра не задали. В обед весь в интернете, в комнате тоже ни на шаг от экрана. Даже в туалет ходил с телефоном: а то вдруг хорошая мысль придёт именно в этот момент, а записать не на чем. Мать же сколько ни ругалась, ни возмущалась тем, что Ваня целый день от гаджетов не отрывается, добиться своего не сумела. Сын был полностью погружён в раздумья и поиск информации, забывая про вред для глаз.
Самым сложным в докладе было то, что нужно было ещё и объяснить, почему выбрал, например, именно Александра II, а не Екатерину Великую. А это, знаете ли, даже для взрослых сложно. Для ребёнка двенадцати лет тем более. Вот кто из всех исторических личностей, живших в Петербурге, сделал для России и конкретно города в своё время больше или меньше и заслуживает доклада в отличие от остальных? Во, как сложно!
«Лучше бы тогда на уроке вообще молчал!» – ворчал про себя Ваня, в очередной раз стирая большой объём текста для доклада: «Вот кто меня за язык тянул?!» И рад бы он бросить это дело и отказаться. Но имея всего две четвёрки по физкультуре и труда, в итоге прослывший круглым отличником, портить себе статистику двойкой, пускай она ничего и не решала, и подвести класс, которому этот доклад вроде бы как был нужен для общих познаний, совершенно не хотел.
После очередной неудачной попытки написать вступительные строчки к докладу забросил это дело. Позже точно идеи какие-нибудь, да и появятся. К тому же за временем не следил. Казалось, занимался от силы час, а посмотрел на часы, и время неожиданно к ужину подошло. Тут как раз и в квартиру позвонили. Мать пошла открывать. Следом к двери рванул Ваня. Дверь открыта, через порог прошёл дедушка.
– Привет, деда! – протянул ему руку.
– О! Вот и наш отличник, – улыбнулся дедушка, пожимая Ване руку, – как дела в школе?
– Не очень… – отвёл взгляд.
– А чего так? – встревожено взглянул на мать. Та отвечала:
– Доклад сегодня взял сложный на тему самого значимого жителя в истории Петербурга в честь дня города. Не знает о чём писать, кого выбрать, а послезавтра уже сдача.
– Вот оно как! – удивился дед, приподняв брови.
– Дедушка, есть какие-нибудь идеи? – спросил Ваня.
– Одна мыслишка у меня возникла. Но сначала поужинаем!
Позже сели за стол. Мать сегодня приготовила пюре с курицей, запечённой в духовке.
Пока ели, дедушка разговаривал с матерью по поводу отца. Куда уехал, когда вернётся. Того вызвали в командировку на Кипр, теперь хвастался красивым видом на море из номера пятизвёздочного отеля, за который было уплачено компанией. Мать всё обрушалась, что из-за работы не смогла поехать с мужем. Так бы Ваню под мышку, чемоданы дополна, и море, море, море! Собственно, а чего отказываться от почти бесплатной, а, следовательно, халявной поездки на море? Теперь осталось только локти кусать.
Перешли к чаю, и дедушка вспомнил про доклад.
– Ну, чего у тебя там? Доклад на тему самого великого и значимого жителя Петербурга за всю историю?
– Ну, да.
– Во, дела… – покачал головой дедушка, – А чего Петра I не возьмёшь?
– Да понятное дело, что он город основал. Но учитель сказал, что нужно попробовать о ком-нибудь другом, потому что выбор Петра очевиден. Но не он же один отметился великими деяниями! А ребятам в классе хотелось бы и про Достоевского послушать, и про Гоголя. Каждый из них что-то оставил после себя, что-то привнёс. Вот и думаю я, о ком написать, да не знаю! О Петре, конечно, можно. Но только в крайнем случае, если другого героя не найду.
Дедушка довольно кивнул головой.
– Взрослеет не по дням, а по часам! Молодец! Любой другой от лени бы уже махнул рукой, да выбрал бы Петра… – похвалил он Ванину мать. Та покраснела от смущения. Ничего сложного ведь в этом нет. Только часами заниматься с ним математикой и русским языком, извести и себе, и ему кучу нервов, превратить мозги после умственной нагрузки в желе, будто у зомби из «Ходячих Мертвецов», всего-то…
– Так что мне делать? О ком мне писать доклад? – спросил Ваня.
– Я знаю ответ, – произнёс дедушка, после хлебнул чаю.
Ваня пододвинулся поближе.
– И?
Дедушка хитро взглянул на внука.
– Я советую тебе спросить у них самому, – и улыбнулся.
– Спросить?! – у Вани челюсть чуть не упала от подобного совета.
– Ага.
– Боюсь, что памятники не умеют разговаривать, – вздохнул он.
– Ты уверен? – спросил дедушка, хитро прищурившись, – даже не пробовал, а уже говоришь! Памятники, между прочим, на своём веку столько повидали, что ни тебе, ни мне и не снилось! Каждое событие, что происходило, они видели, запоминали. И если искать ответов на такие сложные вопросы, то только у них… – хлебнув чаю, добавил, – и вообще утро вечера мудренее. Ляжешь спать, а утром наилучшая идея придёт сама собой.
Ваня был огорчён ответом: «Лучше не придумаешь…» – и мысленно махнул рукой. Больше ничего дельного всё равно дедушка не скажет, так и пущай с ним. С возрастом вроде бы люди мудрыми становятся, а он такое сказанул! У памятников спросить…
Но глупый совет советом, а доклад делать надо. Благо, дедушка ушёл домой, а мать уже легла спать после трудного дня. Ваня сидел в состоянии покоя, когда ему абсолютно никто не мешал, и не торопясь продумывал варианты для доклада. Но опять же ничего путного не выходило.
Уже, было, желая сдаться, так как утро вечера мудренее, Ваня собирался закругляться. Всё равно лучших идей уже не будет. Да и по-честному, и завтра не появится, а доклад нужен на сдачу в эту в пятницу и ни днём позже.
«Видимо, придётся про Петра I писать, раз уж лучшие мысли в голову не лезут» – подумал Ваня и выключил компьютер, внезапно задумавшись о совете дедушки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/andrey-vladimirovich-fedorov/sankt-peterburg-ya-lublu-tebya/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.