Развитие музыкальных способностей учащихся класса клавишного синтезатора ДМШ/ДШИ. Методическое пособие для преподавателей клавишного синтезатора ДМШ и ДШИ
Анатолий Кунгуров
Пособие содержит рекомендации по методике обучения игре на клавишном синтезаторе. Представляет собой обобщение многолетнего педагогического опыта автора по развитию музыкальных способностей учащихся.Методические рекомендации адресованы преподавателям детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств.
Развитие музыкальных способностей учащихся класса клавишного синтезатора ДМШ/ДШИ
Методическое пособие для преподавателей клавишного синтезатора ДМШ и ДШИ
Анатолий Кунгуров
© Анатолий Кунгуров, 2019
ISBN 978-5-4496-9869-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Автор
Кунгуров Анатолий Владимирович, преподаватель клавишного синтезатора высшей квалификационной категории МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Нижнекамска, Республики Татарстан
Рецензенты:
Красильников Игорь Михайлович, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии» Российской академии образования, доктор педагогических наук, член Союза композиторов России
Ашанцева Маргарита Юрьевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, музыкальной информатики и синтезатора высшей квалификационной категории ГАПОУ «Альметьевский музыкальный колледж имени Ф. З. Яруллина»
ВВЕДЕНИЕ
Решение задач формирования гармоничной личности возможно лишь при комплексном системном подходе к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Особое место в этой системе наряду с нравственным и эстетическим развитием личности занимает музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль в целостном гармоничном развитии личности ребёнка. Музыку называют зеркалом души человеческой. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, т.к. в нем определены человеческие эмоции. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становится, по выражению Б. М. Теплова, «эмоциональным познанием» и даёт ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов.
Отечественная педагогика одним из ведущих принципов построения учебного процесса выдвигает принцип развивающегося обучения, который в свою очередь опирается на положение отечественной психологии о том, что все способности развиваются только в соответствующей деятельности. Это положение определяет особое отношение к музыкальным занятиям в учреждениях дополнительного образования детей.
Определению, диагностике и развитию музыкальности, как комплексу музыкальных способностей, посвятили свои работы В. К. Белобородова, Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, А. Н. Сохор, К. В. Тарасова, Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский, Д. К. Кирнарская и многих других.
К. В. Тарасова, исследуя в онтогенетическом аспекте проблемы развития способностей выделяла два плана: индивидуальный и возрастной. Обращение к методической литературе, в которой в той или иной мере отражён возрастной аспект развития музыкальности, выявило чрезвычайную бедность, фрагментарность и разбросанность данных. Зарубежные исследователи (такие как Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд и др.), изучавшие развитие музыкальных способностей, главным образом, с помощью различных, никак не связанных друг с другом тестовых систем получили часто противоречащие друг другу результаты и делали на их основании взаимоисключающие выводы. Это касается как вопроса о том, развиваются или нет музыкальные способности, так и последовательности этого процесса. Поэтому есть ещё нерешенные процессы развития музыкальных способностей.
Клавишный синтезатор, как политембровый музыкальный инструмент инновационного типа, обладающий широчайшими возможностями для исполнения музыки любого стиля и жанра, уже давно с самой лучшей стороны зарекомендовал себя среди любителей и профессионалов. Однако до сих пор не было хорошо исследовано, как исполнительская деятельность на этом инструменте отражается на развитие музыкальных способностей юных исполнителей на клавишном синтезаторе. В работах И. М. Красильникова, посвящённых методике преподавания клавишного синтезатора, уделено некоторое внимание данной проблеме. Но иных научных исследований или методической литературы о развитии музыкальных способностей при обучении в классе клавишного синтезатора обнаружено не было.
Таким образом, анализ психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме развития музыкальных способностей юных исполнителей на клавишном синтезаторе показал особую актуальность данной проблемы в настоящее время. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия музыкального развития учащихся детских школ искусств (далее – ДШИ) в процессе исполнительской деятельности в классе клавишного синтезатора? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Автор выражает огромную благодарность за помощь в создание данной работы Красильникову Игорю Михайловичу и Кунгуровой Елене Анатольевне. Отзывы принимаются на сайте https://ankungurov.ru/ (https://ankungurov.ru/) в форме «Обратная связь».
Глава 1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК УСЛОВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССЕ КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА
1.1 Музыкальные способности
Музыкальность, по определению «Музыкальной энциклопедии», – это комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки, подготовки из него музыканта-профессионала [1, с.789].
Музыкальность можно разделить на несколько взаимодополняющих друг друга музыкальных способностей. Традиционное воззрение на структуру музыкальных способностей выявляет только два основных критерия, по которым оценивается наличие у данного человека музыкальной одарённости – музыкальный слух, под которым обычно понимается возможность звуковысотного определения и чувство ритма.
Однако современные исследования в этой области музыкознания (начало которым в нашей стране положил ещё в 1940-х годах профессор Борис Теплов, написавший фундаментальный труд «Психология музыкальных способностей»), выявляют ещё одну, причём базовую способность, без которой первые две просто бессмысленны – интонационный слух.
В итоге, с точки зрения современной музыкальной психологии, список музыкальных способностей (именно способностей, но не талантов, к каким относятся таланты композитора, исполнителя, дирижёра) можно обозначить в 3-х пунктах:
1. Интонационный слух;
2. Чувство ритма;
3. Аналитический слух.
Причём отсутствие интонационного слуха полностью лишает человека возможности заниматься музыкой, даже в качестве любителя. Отсутствие чувства ритма даёт ему, естественно при наличии вышележащего пункта – интонационного слуха, возможность стать неплохим меломаном. А частичное или даже полное отсутствие хорошо развитого аналитического слуха, при наличии интонационного и чувства ритма позволяет стать музыкантом-любителем.
1.2 Интонационный слух
«Музыка – искусство интонируемого смысла» – писал академик Асафьев. Известный музыковед и одна из исследователей музыкальных способностей в нашей стране Дина Константиновна Кирнарская дополняет: «…интонируемого смысла, который проявляется, в том числе, и в самых грубых, самых простых качествах звучания – в направлении мелодического движения, громкости и силе звука, в большей или меньшей его активности, акцентированности, в особенностях голосового или инструментального «произношения» [2, с. 64].
Смысловую и эмоциональную сторону звучания музыковед Вячеслав Вячеславович Медушевский назвал «интонационной формой» музыки, чтобы отделить её от высотно-ритмической схемы звучания, названной «аналитической формой» [3, с. 51]. Интонационная форма, по мнению В. Медушевского, опирается на интонационно-целостный принцип построения музыкальной ткани, который «основан на слитном использовании всех свойств звукового материала. Не только звукорядной высоты и ритма, но и тембра, тесситуры, регистра, громкости, артикуляции, вплоть до таких тонкостей, как способ вибрато или агогические нюансы» [3, с. 57].
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/anatoliy-kungurov/razvitie-muzykalnyh-sposobnostey-uchaschihsya-klassa-kla/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.