Дикая, свободная, настоящая. Могущество женской природы
Камилл Сфез
Камилл Сфез – психолог-клиницист и основательница тренингов «Женские круги». Она убеждена, что вопреки всему в каждой из нас живет Дикая Женщина.
Цель ее книги – обнаружить в себе фундаментальную, доисторическую «дикую силу», которая выражается в полной уверенности в себе и контроле над своими мыслями и чувствами. Открыв этот замечательный путь трансформации, каждая сможет поменять старые негативные установки и предубеждения, связанные с сексом, женским циклом, деторождением, возрастными изменениями на положительные, увидеть в этом божественность женской природы, ее магию и красоту.
Камилл Сфез
Дикая, свободная, настоящая. Могущество женской природы
«Встреча с женским не связана с приобретением знаний. Это встреча с тайной вещей».
Анник де Сюзенель[1 - Le Fеminin de l’?tre, Annick de Souzenelle, Albin Michel, 1997.]
Значение пиктограмм
Свидетельство участницы круга женщин
Интервью женщины-вдохновительницы
Ритуал для практического применения
Ключевое понятие, чтобы двигаться дальше
Предисловие
от Моник Гранд, автора игры «Женственность: исследование тайн вашей внутренней сущности»
Перед вами книга, автор которой осмеливается говорить об энергии, одновременно желанной и демонизированной, – о женской силе. Написанные рядом, эти слова превращаются в табу и наводят страх! Тем не менее в глубине души многие женщины хотели бы воплощать женственность более страстно и искренне. Но о какой женственности и о какой силе мы говорим?
Это издание является свидетельством реального поиска женщин, часто попадающих в ловушку между установками воительницы (ошибочно воспринимаемыми как сила) и поведением жертвы (напротив, уподобленным недостатку силы). Описывая истории участниц своего исследования, Камилл Сфез описывает три вместилища женственности: буйный котел нашего тела, таинственный тигель[2 - Сосуд из огнеупорного материала для плавки металлов или для прокаливания чего-н. на сильном огне (Прим. ред.).] нашей души и золотую чашу нашей духовной жизни. Она рассказывает о том, как сама пыталась воплотить свою мечту о подлинной женственности.
Автор освещает тему по-своему, колеблясь иногда между «я» и «мы», показывая при этом реальные вопросы женщин, их потребности и попытки достичь существования за пределами социальных установок. Она обогащает повествование доступными откликами: свидетельствами женщин, интервью со специалистами, вдохновляющими ритуалами и многочисленными понятиями, необходимыми для нашей эволюции.
Какая женщина может похвастаться тем, что не сталкивалась в ключевые моменты своего существования с поиском равновесия между настойчивостью и мягкостью, между силой и хрупкостью, чтобы наконец задать себе важный вопрос: «Почему я не могу быть собой?» Да, почему женщинам так трудно верить в свои таланты, выражать свои убеждения, реально воплощать то, чем они являются? Мы, современницы, не располагаем никакими подсказками для поиска своего пути. Кажется, только три фигуры женщин скрыто влияют на наше подсознание: Ева с ее первородным грехом, Мария Магдалина, падшая женщина, и Мария, родившая ребенка, оставаясь девственной и непорочной. Скудные образцы для женщин, которые сегодня динамично совмещают карьеру, личную жизнь, воспитание детей, втайне мечтая о более прочной связи со своей внутренней природой.
Женская сила заключается во внутреннем мире, восприимчивости и чувствительности. Могущественная женщина – прежде всего женщина сердца, и она не имеет никакого отношения к ранжированию самых влиятельных женщин в мире, чье могущество основано на их состоянии, образовании и известности. Современный мир полон неукротимых амазонок, все еще отмеченных печатью феминизма, женщин вдохновленных, но с осторожностью относящихся к идее самоутверждения. Однако остро не хватает женщин, уверенных в себе, сияющих и творческих, желающих принести больше мудрости и мира.
Эта книга предлагает нам преодолеть страх показаться излишне дерзкими всякий раз, когда мы используем глагол «осмелиться» в первом лице. Риск, конечно, присутствует, но желание остается, и оно имеет право быть слегка безумным! Вопреки всему в нас танцуют Созидательница, Дарительница, Любительница Наслаждений и Мудрая Женщина. Наши ресурсы прекрасны, и они здесь. В женских кругах, как в красных шатрах, женщины слушают и поддерживают друг друга. Сердца открываются. Тела освобождаются. Души становятся легче. Затем наступает время умиротворения. Женщины, одновременно укрепившиеся в мудрости тела и стремящиеся к воплощению силы любви, начинают свой полет. И когда энергия раскрывается, она переходит границы иерархии и непрерывно развивается. Сила спускается сверху и исчезает в центре, который излучает тепло. Женское начало становится очищающейся водой, питающимся ручьем, рекой, которая течет и соединяется с великим целым.
В этом подходе к женской власти есть что-то захватывающее и обнадеживающее, и мне нравится думать, что Камилла Сфез хочет показать нам, как сделать женственность верным союзником. Без сомнения, она хочет показать, как мир сиротлив без женственности и как эпоха женско-мужского дрожит от нового дыхания. После эпохи матриархата с поклонением великим богиням-матерям, после столетий патриархата, в котором бог един и имеет мужское лицо, нынешняя тенденция отмечена поиском равновесия между женщинами и мужчинами. Мужская энергия, посвященная по своей сути распространению и сиянию женских энергий, побуждает каждого (каждую) из нас отражать, исцелять и изменяться, чтобы следовать по пути единства.
Как не последовать за автором в этом укрощении женской энергии, благословляющей человечество лаской? Войдите, в свою очередь, в эту книгу, как в коридоры лабиринта. Осмельтесь потерять себя и найти в контакте с вашей нежной силой, женским изобилием и мудростью. Последуйте за этим приглашением, сотките золотое полотно вашей силы, чтобы сотворить из него уютное гнездо, благоприятствующее неизбежному возрождению.
Вступление
Мой первый круг женщин
Открыв глаза, я оказалась в храме. В тени, с двадцатью другими женщинами всех возрастов, мы были в кругу, каждая со свечой в руке. Их освящали, одну за другой, некие жрицы со знаками принадлежности одному племени. Я была заинтригована, испытывала смутное желание тоже носить эти жемчуга, ткани, перья, которые свидетельствовали бы о моем посвящении.
Когда темнота исчезла, пришла песня, заполнившая пространство, песня – призыв ко всем женщинам мира вспомнить себя. Какая память должна была возродиться? Пели ли они о детстве, или о мифическом прошлом, или о чем-то ином? Я просто чувствовала: что-то росло во мне, как явь или правда, о которых мне забыли рассказать и которые мне были показаны тогда. Все вокруг украшали ткани, цветы, подушки. Ароматы шалфея наполняли воздух, все было сделано для того, чтобы мы чувствовали себя принятыми и чтобы захотели остаться, со своим оружием и бременем. Я чувствовала себя в чем-то вроде кокона, вне времени, будто в центре Земли.
Больше всего меня тронули взгляды этих женщин, казалось, видевших все наши сокровища, силу, слабость. О чем они знали? Откуда пришли, так точно понимающие, что значит быть могущественной женщиной? С какой глубиной встретились внутри самих себя? Я видела соучастие, которым нас окружали, это пробудило мою мечту о простых, доверительных отношениях с другими женщинами, далеких от знакомого мне соперничества.
Когда песня остановилась, седовласая женщина с улыбкой волчицы произнесла: «Время пришло, женщины готовы. Готовы создавать общности, в которых будут почитать наши пути, слушать старых женщин и принимать молодых девушек. Нам нужны эти общности, чтобы стать самими собой, показать себя, найти свою власть. Кто знает, куда она нас приведет?» Прошло время, и я в свою очередь приветствую женщин в кругах. Кто приходит впервые, удивляют меня интуицией, с которой они пытаются «вспомнить себя». Как будто в какой-то момент Истории вмешался механизм забвения, и передача была прервана. В глубине души внутренний голос говорит им, что их истинную природу скрывала завеса, настало время поднять ее. Это ли не призыв раскрыть лучшее в своей сущности?
Сейчас пишется история нового вида феминизма, возникающего по всей планете: женщины собираются вместе, чтобы идти к полному открытию своего потенциала, с искренностью и уважением к другим. Они не мыслят себя в противостоянии мужчинам и еще меньше считают себя их жертвами. Они возвращают власть, возможность правильного общения, выбора своего места в обществе, заботы, с которой относятся к своим телам и к планете, осознавая, что связаны с другими. Они примиряют свои внутренние конфликты, и в этом главный смысл: только изменив себя, они изменят мир. И поэтому работают, чтобы покончить с собственными трудностями. Они хотят иметь возможность быть одновременно сильными и уязвимыми, выстраивать объединение с другим полом и со своим, и чувствуют, что, только восстанавливая внутреннее равновесие, излечат все поколения.
«У меня сложилось впечатление, что я всегда играла роль женщины»
Мод[3 - Все свидетельства в книге услышаны в женском кругу, имена изменены.], 36 лет, первый раз пришла в женский круг: «Что это такое – мое женское начало? Мне задал этот вопрос терапевт, и я не знала, что ответить. У меня сложилось впечатление, что я всегда играла роль женщины, придерживаясь готовых образов. Сейчас, в 36 лет, начинаю задумываться над вопросом материнства. – Несколько секунд она молчала. – Я прихожу сюда, чтобы понять, что это значит, а также посмотреть, как вы это делаете. Я всегда боялась находиться среди женщин, мне нужна ваша помощь».
Особенность этого движения в том, что вопрос о женской идентичности является дверью, ведущей к внутренней трансформации. Женщины собираются вместе, чтобы лучше узнать себя, заново открыть древнюю мудрость и женские знания и инициировать глубокие изменения, необходимые миру.
Мы едва слышим полслова, но я уже вижу огромную волну прилива. Такая простая и невероятная история заслуживает того, чтобы передать ее всем. Я пишу, чтобы у женщин был доступ к ней и чтобы призыв к этому пути и «кругу» зазвучал во всем мире. Эти общности являются тиглями, где одновременно происходят личные и коллективные изменения.
Вы, возможно, спрашиваете себя, какую пользу сможете получить от встречи с вашим женским началом или от вхождения в круг. Некоторых этот поиск ведет к эволюции в определенной области, например, с точки зрения сексуальности или уверенности в себе. Есть те, кто заинтригован, но не настолько, чтобы сделать первый шаг, или те, кто пытается и не находит своего отклика, потому что не готовы или не встретили единомышленников на этом пути. Другие свидетельствуют, что пробуждение их женского сопровождалось переменами в жизни, на работе или дома. Это всегда путь открытости сознания, пролегающий прежде всего там, где нужно срочно понять и утешить, а после он отразится на всем нашем бытии.
Я пишу, чтобы рассказать об этих бесконечных способах беседы с собой, а также о путницах, с которыми я встречалась в течение последних десяти лет, чьи шаги часто совпадали с моими. Я верю в силу вдохновляющих историй, когда речь становится целительной. Каждая женщина рассказывает часть своего опыта, разделяет эмоции и детали, касающиеся ее, и, таким образом, мы получаем универсальность личных свидетельств. Именно так работают женские круги: на основе уникального опыта, пробуждающего истории каждой. Потому что все мы связаны.
Введение
Священное женское
Слушайте историю тех, кто следует по пути глубокой женственности. Пробуждение женщин в их природе происходит через открытие тела и его богатств, через внимание к их ритмам и необходимости замедления, через жажду священного и осмысленного. Они ищут правильный способ сбалансировать жизнь и показать свою ценность, просто находясь в нужном месте. Эта история касается и мужчин, потому что женщины постепенно покидают территории, которые прежде хотели захватить, чтобы делать что-то по-своему. Амазонки устали от охоты на мужских землях, многие складывают оружие.
«Я больше не хочу бороться»
Лила, 32 года, колумбийского происхождения: «Я всегда была воинственной, сильной, как мужчина, но я не хочу быть битой. Все, что я создала в моей жизни, было ответом на то, чего у меня не было. Мать не любила меня, и у меня прекрасные отношения с дочерью. Отношения в моей паре сбалансированы и далеки от тех образцов, которые я видела в детстве. Даже профессия, которую я выбрала, придумала сама, – и действительно делаю то, что хочу. Но меня всегда заставлял действовать гнев, и я от этого устала. Хочется просто прожить свою жизнь в мире и спокойствии».
Дочери амазонок
Найдя способы быть разными, более уверенными, эти женщины занимают иное место в обществе, начинают ценить что-то другое. Они знают, как уйти от наследия патриархата на благо общества в целом, детей, природы и всего живого. Обнаружив этот баланс, они позволяют окружающим позиционировать себя по-разному и таким образом одна за другой изменяют мир.
Новый феминизм
Когда я говорю, что возглавляю женские круги, первое слово, которое звучит в ответ, – феминизм. Будто говоря о табу, полушепотом, мой собеседник хочет убедиться, что я не фурия, готовая размахивать знаменем конца тысячелетнего угнетения женщин мужчинами. Я кажусь спокойной и серьезной, как можно обсуждать это неравенство? Я за или против корпоративных квот? И действительно ли верю, что домашние хлопоты должны быть равномерно распределены в паре?
Мне не нравятся общие истины, я люблю жизненные истории, где раскрываются все наши противоречия, потому что в сердцевине лежит факт избегания стереотипов и нахождения свободы. Женщины сегодня ищут ее и каждый раз пишут, что прислушиваются к интуиции, чтобы сделать выбор, что осмеливаются поступать иначе, чем в предыдущем месяце или чем ожидает их окружение. Эта свобода интересует меня. Демонстрируя ее каждый день, женщины позволяют себе более полную и богатую жизнь, чем оставаясь в дихотомии[4 - Последовательное деление целого на две части (прим. ред.).]: либо нежная, либо амазонка; либо женщина, либо мать; либо любовь к профессии, либо к детям. К счастью, мы устроены сложнее.
Однажды мужчина открыл мне глаза, сказав: «Женщин заставили поверить, что идет борьба за равенство, тогда как мы не равны». Эта фраза заставила меня подпрыгнуть, прежде чем я дослушала ее до конца. Нет, равенство не является ни биологической, ни социальной истиной на сегодняшний день. Но, например, во Франции, благодаря борьбе нескольких поколений, женщины чаще всего претендуют на те же права, что и мужчины, но пока не на ту же зарплату и уважение. Еще предстоит поработать, чтобы достичь полной гендерной справедливости, и, как мне кажется, необходимо прекратить верить, что мы одинаковы.
Мы несем бремя 10 000 лет истории, которая загрузила коллективное бессознательное, систематически оценивая мужчин и ценности мужского начала. Даже если многие из этих ценностей на последнем издыхании, думать, что от них легко отделиться, – это заблуждение. Я скорее верю в силу погружения в это бессознательное, силу понимания нашей идентичности в связи с ее дихотомиями для восстановления равновесия всякий раз, когда в нашем семейном или коллективном наследии наблюдается избыток или недостаток. Это умиротворение необходимо, когда мы гармонизируем мужские и женские полярности внутри себя. Начните задавать себе следующие вопросы: «Какой свободой обладали женщины вашего рода, ваша мать, ваши бабушки? Как мужчины в вашей семье вели себя с ними? Что повторяется или воспроизводится с вами, а что происходит по-другому?» Ответы расскажут о вашем наследии, и нельзя связаться со своим женским началом, не подвергая сомнению и не понимая его. Позже придет время умиротворить и простить.
Женственность – это не женское
В этой книге говорится о женственности, наборе психологических, анатомических или физиологических характеристик, свойственных женщинам. Однако мы не говорим о принадлежностях, которые иногда связывают с женственностью, и еще меньше пытаемся ограничиться определенным типом поведения. Обретение нашей женской свободы происходит тем же способом, которым мы строим себя в обществе, а оно по-прежнему во многом управляется мужчинами. Вся наша жизненная среда, начиная с уличного плана и заканчивая учреждениями, в большей части экономического мира, является результатом созидания и выбора, сделанного половиной человечества. Разве не головокружительно воображать мир, в котором были бы приняты эти же решения на протяжении более 10 000 лет союзом мужчин и женщин?
Инь и ян
В отличие от женственности, женское является не принадлежностью пола, а полярностью внутри каждого человеческого существа. Мы состоим из мужской и женской части. Знаменитый символ тао иллюстрирует этот баланс инь и ян. Женское – это полярность инь, которую несем мы все. В даосской концепции это означает «теневую сторону горы» и приближается к холоду, воде, темноте и пассивности, в то время как ян означает «солнечную сторону горы» и говорит о горячем, об огне и о действии. Две полярности неразделимы и существуют только во взаимосвязи. Они присутствуют в каждый момент внутри нас, в равных пропорциях. В графическом представлении тао кончик ян входит в инь и наоборот, как будто каждая полярность несет в себе зародыш ее превращения.
Как и все живое, мужчины и женщины имеют инь, женскую сторону, и должны научиться выражать ее в дополнение к их ян, мужской стороне. Чтобы получить доступ к женскому аспекту, необходимо войти в состояние внутреннего спокойствия, медитативного и пассивного порядка, нужно прислушаться к самим себе. Как темная сторона горы, глубокое женское – это черная земля, полная тьма, из которой все возникает. Все, что проявляется, происходит от этой ночи, прежде чем свет отделяется от тьмы. Оба пола могут многому научиться в этой полярности, которую часто игнорируют в целях эффективности, скорости и движения, пронизывающих социальную сферу.
Мне очень нравится, как Анник де Сюзенель говорит о женской составляющей нашей сущности[5 - В книге «Le Fеminin de l’?tre», цитированной выше.]. Это медсестра и терапевт, чей главный вклад – расшифровка Библии с текстов на иврите, напоминает нам о том, что Бог создал «мужчину и женщину»[6 - Le Symbolisme du corps humain, Annick de Souzenelle, Albin Michel, 1991.]. Конечно, здесь говорится о нашей биологической реальности, но слова на иврите приобретают другой смысл. «Мужчина» – тот, кто «помнит» другую сторону себя, эти два слова были одинаковыми на иврите, захор. А Ева – это не ребро Адама, это его другая сторона, цела (на иврите), пробуждающая теневую сторону. Нам как осознанным человеческим существам предлагается погрузиться в темноту этой другой стороны и напомнить себе, что в ней содержится секрет того, кто мы есть.
Объект этой книги – внутренняя земля, которую я буду время от времени называть «глубокой женственностью», но которая близка к определению женского. Чтобы найти ее, Анник де Сюзенель предлагает послушать, что в нас близко к источнику жизни. Идти навстречу ему означает проложить внутренний путь к нашим теням и установить контакт с другой стороной нашего существа, которая несет в себе зародыши самых прекрасных достижений.
Женское также касается мужчин
Поскольку мы все несем в себе женское начало, эта книга написана не только для тех, у кого есть матка. Женщины на этом пути стремятся утвердить свою власть и продемонстрировать, что они взаимодополняемы с мужчинами. Они любят их, видят сильные и слабые стороны, благословляют их и противостоят им. Конечно, осмеливаться быть тем, кем ты являешься, уважать себя, создавать связи – не предназначено для того или иного пола. У мужчин также есть свои обряды инициации, чтобы освятить сущность того, кем они являются, и я благодарю всех, кто работает в этом направлении.
Я видела, как женщины учатся прислушиваться к своим ограничениям и говорить «нет», защищать свою чувствительность и интуицию, развивать творческий потенциал с доверием. И мужчины вокруг них изменялись – они становились более внимательными, позволяли себе быть разными. Поскольку мы являемся зеркалами друг друга, когда женщина оживает с этой глубокой женственностью, мужчины вокруг тоже делают это. В моей истории именно мужчины заставили меня задуматься о данном предмете. Я встраивала себя в борьбу с тем, что для меня представляло женское, что я считала слабостью, зависимостью или унижением. И в то же время чувствовала себя запертой в ценностях конкуренции, элитарности и рациональности, которые меня окружали. Я нашла в этих мужчинах много доброты, сочувствия, честности и уважения. Они восстановили свое внутреннее женское, связанное с выровненным мужским началом. Именно они позволили мне открыть себя на этом пути.
«Еёстория», или История женщин до патриархата
Что вы знаете об истории тех, кто жил до вас, кто ходил по Земле 10 000 лет назад? Вы когда-нибудь слышали эхо древних времен, когда мужчины и женщины жили в гармонии, справедливости и связи со стихией? Пора обратить слух и внимание на эту историю, о которой многие забыли. Она дышит новым ветром и освещает настоящее по-другому.
У истоков человечества святое было женским
Задолго до письменности наши предки жили в гармонии с природой, часто в зависимости от нее. Они связывали ритмы времен года и плодородное изобилие Земли с женщиной и ее силой воспроизведения. Не осознавая своей роли в рождении детей, мужчины видели в спутницах воплощение тайны жизни. Они были в образе первого представления о божественном, Богини-Матери, найденной во всех известных археологических памятниках. Статуэтки и картины представляли ее с щедрыми формами, преувеличивая грудь, живот и вульву. Этот культ плодородия природы и женщины, вероятно, продолжался с 25 000 г. до н. э. до 6000 г. до н. э. Хотя я далека от веры в то, что эти времена были идиллическими, мне нравится представлять мир, где Бог был женщиной и матерью.
В моих мечтах это время не характеризовалось доминированием женщин над мужчинами. Женское начало объединяет, сплачивает и обязательно связывает тех, кто его уважает. Мне нравится думать, что женщины могли занимать свои роли целительниц, жриц и пророчиц в служении общине. Они должны были иметь свободную сексуальность и получать поддержку и защиту от мужчин племени. Это то, что я представляю, если только это не мое пожелание для будущих поколений.
«Еёстория», манифест о матриархате
С феминистской борьбой и колеблющимися ценностями патриархата возникает новое осознание: место женщины не всегда было доминирующим, покорным или искушающим, как говорит история. Священное женское начало – это та стадия нашей общей истории, где священное было женским и где женщины занимали другое место. Этот момент эволюции важно помнить, поскольку, как и в случае с любой историей, вы можете от нее освободиться после полного осознания. В противном случае ее бессознательный вес сказывается на нас и нашей свободе. Джейн Хардвик Коллинз, австралийская акушерка, представляет собственный манифест о матриархате[7 - «Herstory», можно скачать на: www.moonsong.com.au.]: «Егостория – это история, написанная победителями и поддерживающая их действия. Еёстория – это история, после прочтения которой у меня появились ответы на многие мои вопросы, даже те, которые я сама себе не задавала».
Вы знаете Венеру с рогом, также известную как Венера Лоссельская? Эта фигура, выгравированная на известняке, датируется 25 000 г. до н. э. и представляет собой женщину с рогом буйвола. На нем выгравированы тринадцать надрезов, представляющих тринадцать лунных циклов, содержащихся в году. Это произведение искусства показывает их использование в качестве единицы измерения времени в доисторическое время. Можем ли мы представить, что женщины были более осведомлены о том, что они несут эту единицу измерения? К какой мудрости они имели доступ в течение почти 20 000 лет? К силе своей циклической природы?
Время лун
Хранительницы жизни и, вероятно, хранительницы священного, женщины, знали о том, что связаны с циклами Луны. Их менструальный цикл длился в среднем 29,5 дня, как и у лунного тела, потому что овуляция вызывается выработкой гормона, связанного с количеством света, который получает наш мозг. Таким образом, ночью в полнолуние, когда в небе было больше света, у женщин происходила овуляция – это означает, что обычно у них были менструации во время новолуния, то есть две недели спустя. Их циклы были естественно выровнены с циклом луны. Слово «менструация» происходит от индоевропейского mehns, что означает «луна» и напоминает нам об индейском способе обозначения этого времени – время лун.
Великая Богиня и рождение богов
Богиня-Мать долгое время изображалась в разных доисторических культурах как солнечная, воплощающая солнечный огонь как источник жизни. Изиду в Египте называли «глазом солнца», который она носила как символ, а Озирис носил луну. Бог Син в Вавилоне был лунным богом, как и сегодня Шива в Индии, который носит полумесяц в волосах.
Около 6000 г. до н. э. в Месопотамии представления о луне и солнце поменялись местами, понемногу появлялись солнечные боги, часто доминирующие. Мужчины осознавали свое место в размножении, строили города и развязывали войны, становились писцами и начали вести историю человечества. Археологические свидетельства выявили массовое разрушение неолитической культуры в Европе в результате стихийных бедствий и появления воинственных захватчиков. Старая матрилинейная система, основанная на родстве по материнской линии, была заменена патриархальной властью. Баланс нарушился, когда передача убеждений и мифов перестала осуществляться устно. Таким образом, мы понимаем, как перешли от «еёстории», рассказанной женщинами, к «егостории», написанной мужчинами.
Великая Богиня становится лунной и переходит в тень Солнца, властного мужского Бога. Что особенно меня трогает в этом повороте – наследие, которое я несу и при этом нахожусь в тени. Для меня это не легко, будь то женщина или мужчина, но я скорее отмечаю моменты, когда мой свет не светит. Вероятно, это связано с отсутствием уверенности, а также с тем местом, на которое женщины были поставлены с рождением патриархата. Замкнутых между архетипами матери и проститутки, их сжигали как ведьм, когда они использовали свои целительные силы. Они были искусительницами, такими как Лилит, Ева или Мария Магдалина, и больше не имели права выражать свою связь с божественным. А вы? Какой была бы ваша жизнь, если бы вы вышли из тени?
Пробудить сегодня священное женское начало
В нашем западном обществе, где поклонение Богине-Матери давно исчезло, новое осознание Земли как Великой Космической Матери, Пачамамы, пришло с появлением шаманизма. Личностное развитие также формирует видение природы как живого организма и прославляет нашу связь со стихиями (вода, огонь, воздух, земля). Параллельно с экологией эти отношения с Матерью-Землей являются воротами к сохранению природных ресурсов, свидетельствуя о новом уважении к жизни. Прекращение эксплуатации богатств – проявление того, что начинает меняться на индивидуальном уровне, ведь каждый из нас учится уважать собственные внутренние земли, скрытые таланты, интуицию и творческий потенциал. Как будто то, что происходило для заботы о Земле, было отражением нового сознания, где каждый стремится заботиться о себе.
И потом, если вы держите эту книгу в руках, вероятно, знаете, что все больше и больше женщин стремятся найти тайны женского, которыми владеют верховные жрицы матриархата. Проще говоря, они хотят вспомнить ту другую полярность себя, которая связана с источником, божественным, интуицией, живым. Они задают вопросы о женственности, о своих правах, свободе и власти. В этом пробуждении женского я вижу возвращение осознания Великой Богини-Матери как еще одного архетипа, необходимого нашей культуре и созиданию. Появляется новое человечество с Ней, которое больше не разделено пополам, между мужским и женским, между действием и созерцанием или любой другой парой противоположностей.
Это священное женское, это Богиня-Мать возвращается, чтобы поднять завесу забвения, чтобы напомнить нам об истинной силе любви, объединении человечества, прощении, включении.
«Мы все связаны»
Многие индейские народы произносят в каждой молитве слова племени лакота Mitаkuye Oyаs’in, что означает: «Мы все связаны». Дословно это также означает «для всех наших отношений»: наши родословные, друзья, растения, животные, камни, все, что живет. Эта фраза повторяется в церемонии, как наш христианский «аминь».
Это видение мира, в котором то, что затрагивает одного из нас, затрагивает всех, отражает для меня пробуждение священного женского начала у мужчин и женщин. Мы связаны друг с другом, с природой, с животными. Женщины взаимосвязаны своей маткой и циклической природой. И мы можем соединить разные части нас, чтобы выйти из иллюзии разделения.
Лиз Коте
«Мужчины и женщины предали свою женскую полярность»
Автор, международный лектор, тренер, духовный гид, посланница и воспитательница священного женского Лиз Коте посвятила более тридцати лет тому, чтобы пробудить у мужчин и женщин силу сердца. Мы познакомились на презентации ее веб-журнала Rose, первого веб-журнала, посвященного священному женскому. Я пишу для него начиная с хроники о «Красных шатрах».
Почему мы говорим о священном женском сегодня?
Лиз: Выход священного женского из тени в последние годы свидетельствует об огромной необходимости перемен в мире. Каждое преобразование должно быть пронизано фундаментальной сущностью женского, несущего в себе высокий творческий потенциал, этот неумолимый зов жизни в нас.
Необходимо срочно оставить доминирующее мышление, нацеленное на мужской мир и сепаратистскую концепцию, чтобы найти более глобальное видение во всех сферах общества. Оба пола были в условиях вечного противостояния. Это тяжелое наследие. Всё и все от этого страдают. Женщины и мужчины погасили и предали свою женскую полярность в ущерб превосходству их мужской полярности. Это заключение достигло своего предела. Разве мы пришли на Землю, не чтобы дополнять друг друга и вместе достигать великих замыслов?
Женское было отдано в залог плоти. Его вырезали из мудрости, силы и души. Неоспоримое присутствие энергии Богини проливает свет на тьму, в которую погружено человечество. Не пора ли наложить целительный бальзам на матрицу коллективного бессознательного, в котором женщины ощущают тяжесть греха Евы, глубоких тысячелетних страданий и циклов оскорблений, презрения, стыда, молчания, унижения и насилия? Не пора ли уступить женскому началу его священное место рядом с мужским? Что вы можете делать с сегодняшнего дня, чтобы почтить один аспект вашей священной женской природы?
Что значит для женщин «принять свое женское измерение»?
Лиз: Принять свое женское измерение – значит примириться с его творческими способностями и позволить себе чтить и прославлять собственное тело, чрево, ощущения и все священные атрибуты женского: внутренность, восприимчивость, чуткость, глубину, интимность, творчество, силу и импульс жизни, гармонию, мягкость, медлительность, грацию, чувственность, красоту, мудрость, разум сердца и тела, интуитивный и эмоциональный интеллект, мягкосердечие, чувствительность, магнетизм, стабильность, порядок и укоренение.
Принять свое женское измерение – высвободить его преобразующую, инстинктивную силу и священный огонь Шакти в интенсивности страсти. Проникнуть в богатства своих глубин, чтобы найти вдохновение в уникальном творческом движении и открыться ценностям сострадания, мира, солидарности, взаимопомощи и сестринства. Соединение со своей священной женской энергией облегчает возвращение к сердцу, душе и ядру своего существа. Каждой женщине предлагается установить лучшие отношения со своим телом и Матерью-Землей, питая укоренение и соглашаясь спуститься на дно ее колодца, священной пещеры, истинного алхимического тигля. Каждой женщине необходимо обрести самую личную, невинную и священную часть, осознавая ее ритмы и всемогущество.
Какой способ может быть лучше, чем вернуться к открытию своей фундаментальной природы и жизненного потенциала? Добро пожаловать на путь красоты!
Обязательно ли воссоединение со своим женским началом – это и встреча со своими травмами?
Лиз: Путь исцеления неизбежен, чтобы каждая женщина могла обрести священные силы и вновь открыть исконную мудрость, которая обитает в ней. Женщинам предлагается установить подлинные отношения любви с собой и со всем женским родом. Освободившись от шрамов, оставленных на их телах, в сердцах и в душах диктатами патриархальной власти, они восстанавливают истинные силы и возвращают достоинство.
Каждой женщине необходимо объединить сердце со своей женской природой, укрепить индивидуальность и питать личную признательность. Она должна позволить проявиться собственному творческому импульсу жизни и истинному голосу в этом мире, чтобы излучать и царствовать в гармонии со своей собственной мужской энергией и в союзе с мужчинами.
Женщины, матери и их дочери, переживают глубокий кризис идентичности. Дезориентированные, многие потеряли связь с первоначальными путями Богини. Каждая женщина, которая сознательно решает открыть свои травмы и высвободить энергию жизни в теле, сердце и душе, открывает спасительный путь для себя и своих потомков. Она должна умереть в своей памяти травмированной женщины, чтобы возродиться к великим возможностям. Чтобы новое могло проявиться, старое должно умереть. Сознательное принятие теневой стороны, несомненно, ведет к независимости, к получению своей личной власти.
Солидарные по своей природе женщины должны найти себя между сестрами, объединяя силы и знания и общаясь от чрева к чреву, от сердца к сердцу. Женская энергия – это энергия примирения, исцеления, восстановления и преобразования. Это объединяющая энергия. Подпитывание сестринства и бесконечная связь со всем живущим и Матерью-Землей порождают неописуемую силу – приумноженного женского.
Какое место в этом исцелении занимает сексуальность чрева?
Лиза: Многие душат поток жизни в своем чреве, сознательно или неосознанно отказываясь выражать истинную природу. Женщины испытывают постоянные физические неудобства в животе и половых органах, а также частые дисбалансы в гормональном цикле. Устав от смирения, тела многих кричат, противятся заточению, тысячелетним страданиям…
Сопровождая многих женщин на их пути исцеления и перерождения, я снова и снова могла констатировать степень травмы непризнания, которую они несут на протяжении веков. Традиции и иудео-христианство пагубно сказались на сексуальности чрева женщин и отдалили их от собственных тел.
Женщины – целительницы в душе – приглашены в путешествие в самую глубину их чрева, чтобы освободить старые страдания, которые отрезали их от жизненного и творческого потенциала. Иметь волю и смирение, чтобы погрузиться в глубину своей сущности и тела, чтобы поднять завесы, которые мешают видению и душат жизнь в сексуальности чрева, – самый безопасный путь для начала настоящего исцеления. Принятие прошлого путем освобождения от бремени собственной матрицы поддерживает в то же время освобождение страдающей коллективной женской матрицы и недр Земли. Воспоминания об истории женщин передаются из поколения в поколение и захватываются, среди прочего, клетками их чрева. Этот путь исцеления и превращения способствует воссоединению священной пещеры с огромной сетью жизни.
Чрево женщины – гигантский резервуар жизни и творения со множеством возможностей, вместилище преобразующей силы и место высокой магии. Огонь дракона готов отразиться в них!
В этом новом человечестве творчество женщины является инициатором. Своим освобождением они поддерживают мужчин в пробуждении их женского измерения. Энергия священного женского объединяет. Можете ли вы представить на мгновение множество кругов женщин по всей планете, объединенных единым стремлением любви?
Дорогие сестры, давайте объединимся в великих устремлениях и великих творениях, расправляя крылья священного женского. Сделаем мир нашей любви плодородным, наполняя его гармонией, красотой и спокойствием. Давайте звучать голосом Богини во всей вселенной, из любви к человечеству. Откройте себя для всех потоков жизни и работайте, чтобы воплотить красоту женского в гармонии с красотой мужского[8 - Некоторые отрывки взяты из источника: Le Fеminin sacrе actualisе / Marie-Isis-Myriam et Lise C?tе, Ariane, 2012.].
Помнить мудрость женского
Задумывались ли вы, что значит в вашей жизни быть женщиной? Я помню время, когда определяла себя как человеческое существо и не хотела подчеркивать гендерную идентичность. Я отлично училась, собиралась найти работу, была независимой и убежденной, что, даже когда стану матерью, не запру себя в этой ограниченной роли.
В то время потребность в самоутверждении проявлялась и в моем теле, особенно в яичниках. У меня было расстройство, хорошо известное гинекологам и относительно распространенное среди молодых женщин, которое подняло мой тестостерон. Этот мужской гормон имел незначительные, но неприятные последствия для здоровья. Он повысился, чтобы сказать мне: слишком стараясь утвердиться в силе, я создавала дисбаланс. Сегодня я смотрю на эту девушку с состраданием, потому что знаю, что являться женщиной было опасно для нее. Это означало бы принять травмы предшественниц, которые присутствуют в коллективном бессознательном. Я стремилась подавить эти чувства и притворялась такой же энергичной, как окружающие меня мужчины, до того, как возник вопрос: «Быть женщиной: чем это отличается от того, чтобы быть человеческим существом?»
Быть женщиной – что это значит для меня?
Вопрос женской идентичности часто возникает при переходе на новый этап жизни, например, при вступлении в брак, появлении желания родить ребенка, начале менопаузы или во время разрыва в любви. Словно внешнее событие предлагает окунуться в идентичность как женщины, чтобы найти что-то или, точнее, услышать голос нашего бессознательного, который говорит только тогда, когда в нас тишина. Иногда этот вопрос возникает под руководством терапевта.
«Как будто я родилась заново»
Изабель, за тридцать, немного отстраненная, говорит о себе с жаром. Она объясняет, почему впервые пришла в круг женщин: «С рождением Сюзанны я ощущаю огромный переворот в моей личности. Как будто я была рождена для себя самой, рождена заново, и мне трудно узнать себя. Я взяла годичный отпуск по уходу за ребенком, потому что не могла представить, что оставлю дочь, о чем бы никогда не подумала до ее рождения. Мне всегда нравилось работать, я считаю себя активной, самостоятельной женщиной, которая любит общаться с людьми. Сейчас я провожу много времени дома, ничего не делаю, кроме как ухаживаю за Сюзанн. В конце дня, когда меня спрашивают, что я сделала, мне стыдно говорить правду. И все же это бездействие, просто пребывание рядом с ребенком и взаимодействие с ней, связывает меня с сущностью. Не могу найти ни мой прежний темп, ни женщину, которой была».
Конечно, рождение ребенка переворачивает наши ориентиры, и некоторые замечают, что их взгляд на самих себя меняется. Они стремятся к познанию, когда в зеркале, кажется, ничего не изменилось. Этот разрыв может появиться в подростковом возрасте, в то время как построение идентичности является сложным процессом, и некоторые девочки между изображениями супергероинь и журнальными образами чувствуют необходимость найти другие модели.
«Когда я была маленькой, мне не нравились девчачьи штучки»
Лиза, 17 лет, динамичная и работящая молодая женщина с пронзительным взглядом: «Какая у меня женственность? Мальчики говорят, что я более женственная с длинными волосами или макияжем, но я знаю, что это не так. Быть женщиной – означает ли это быть матерью? Я не хочу иметь детей. Когда я была маленькой, мне не нравились девчачьи штучки, блестящие, розовые, я думала, что это слишком. Надевала широкие штаны и шла играть с ребятами. Сегодня мне хотелось бы быть только собой. Но, возможно, чтобы быть женщиной, я должна исцелить все части себя, которые пострадали во время разочарования, изоляции, когда люди смеялись надо мной. Чтобы позволить мне быть полностью той, кто я есть».
Это замечание, которое делает Лиза, делают все: чтобы вернуться к своему женскому, часто приходится брать за руку девушку или девочку, которой мы были, и, когда бы она ни страдала, лить ей бальзам на сердце. Успокаивать, утешать, чтобы «не оставить никакого следа этого страдания», как говорит Кристиана Сингер. Только тогда мы сможем жить со своими травмами, не увязая в них всецело, и черпать в них силы. Этот вопрос об уникальности и ценности женского часто является дверью к тому, чтобы найти себя и успокоиться. Действительно, не существует карты этой земли женского, только дороги, пройденные другими, которые служат примерами, практики как ориентиры и внутренний компас.
Встретиться с тайной вещей
Потребность сблизиться с моим женским появлялась постепенно. Но что это изменит в моей жизни? Я понятия не имела, к тому же не знала, что это значит. Когда мне сообщили о начальном курсе для женщин, я сказала себе: у них обязательно должны быть ответы. Я искала, не смея назвать это место, где мне скажут, что быть женщиной – это подарок. Как мать, которая узнаёт пол своего ребенка: «Какая радость – девочка», мне сказали бы: «Какая радость быть женщиной!» И, прежде всего, они объяснили бы мне, какие тайны, хранящиеся с незапамятных времен, наконец восстановили эту гармонию, столь неустойчивую во мне. Эти посвященные женщины, должно быть, получили наследственные знания, которыми могли поделиться только с теми, кто осмелился войти в эту дверь. Сегодня я понимаю, что представляла эти ответы как теоретический курс, в то время как инициация может быть только пережита.
Когда такие жрицы пели песню, призывая всех женщин «вспомнить себя», я была расстроена, потому что понимала, что снаружи ничего не придет. Никто не может сказать нам: «Быть женщиной надо вот так», – и будьте осторожны, если услышите такое. Поскольку они пригласили меня вспомнить что-то – все ответы были во мне, понадобилось просто вернуть их в свою память. Это наблюдение погрузило меня в глубокое доверие и некоторое смятение. Было ли слишком просто позволить мне сделать эту работу? Не мог ли кто-нибудь указать мне путь?
Гораздо позже я обнаружила слова Анник де Сюзенель: «Встреча с женским не происходит из-за приобретения знаний – это встреча с тайной вещей». Отчасти поэтому данная книга является свидетельством, приглашением погрузиться в себя, воссоединиться со своим телом, циклами, интуицией, создать ритуалы и особенно сделать это с другими женщинами. Ничто из того, что вы обнаружите здесь, не будет иметь последствий в вашей жизни, если не осмелитесь проживать это в реальности и в кругу, потому что самое важное на пути не отражено на бумаге. Именно в невидимых связях между нами возникает и может излучаться это женское.
Помнить – значит возвращаться к себе, пересекать пустыню, которая иногда отделяет нас от внутреннего голоса, опускаться в глубины. Это можно осуществить немедленно, здесь и сейчас, как возвращение к источнику и чуду жизни. Но еще это означает процесс поднятия завесы над каждой частью нас, которую мы спрятали или отложили в сторону, и встреча с ней лицом к лицу. В английском языке «помнить» переводится как remember, и легко услышать, что этот глагол имеет связь с глаголами «воссоединяться», «собираться воедино» (se remember (фр.) – воссоединяться). Затем наступает время принятия, которое позволяет интегрировать противоречия или взаимодополняющие полярности нашего существа и чувствовать мир. Настоящая сила находится здесь.
Принять во внимание наследие своего происхождения
Чтобы ответить на вопрос о нашей идентичности как женщины, мы также должны вспомнить наследие и историю родословных. Знаете ли вы, что как ооцит[9 - Женская половая клетка (яйцеклетка) в период ее роста в яичнике и созревания.] вы уже были в теле своей бабушки по материнской линии? Когда она была беременна вашей матерью, в строящейся матке образовалась клетка, которая позволила через тридцать лет создать эмбрион, которым вы станете. Я всегда нахожу невероятным то, что самая первая клетка, которая позволила мне существовать, была сформирована в утробе бабушки, что она сделана из нее.
Понимание опыта женщин в нашей семье имеет последствия во многих областях, включая те, которые связаны с нашей женственностью: отношение к телу, менструации, материнству и сексуальности. Патологии, от которых могут страдать женщины: болезненные месячные, отсутствие либидо, инфекции мочевыводящих путей и даже выкидыш, – находят истоки в семейной верности. Из любви, желания принадлежности, чтобы казаться достойными быть частью семьи, мы повторяем их наследие, а иногда их симптомы.
Для чего эта верность? В детстве мы видели, как наши мама, тети и бабушки выражали свою женственность определенным образом. Мы выстроили себя по этим образам и подсознательно вписали в себя, что для становления нужно делать то же, что и они. Конечно, став взрослыми, мы можем сказать: «Я видела, что моя мама не была счастлива в своей сексуальности, а я хочу быть счастливой», – но этого недостаточно. Мы должны понимать, что некоторые из нас не позволяют самим себе быть более радостными, чем бабушки. Как будто радость быть женщиной может стать оскорблением, предательством, сомнением в их женственности, и мы могли бы потерять свое место в родословной.
Я узнала о влиянии поколений на мою жизнь как женщины благодаря чтению книги Даниэль Флауменбаум «Женщина желанная, женщина желающая»[10 - Femme dеsirеe, femme dеsirante, Dani?le Flaumenbaum, Payot, 2006.]. Гинеколог и иглотерапевт, она впервые рассказывает, что существуют «патологии линий», которые передаются от женщины к женщине и могут выражаться по-разному в зависимости от поколения. Когда нет физической патологии, узел или напряжение проявляются в энергетическом, эмоциональном и ментальном теле. Это может быть вызвано нехваткой информации, а также определенным опытом, табу или запретом, который принесен от предыдущих поколений. Патологии, которые у нас проявляются, – повторение семейного призрака. Понимание того, что они не принадлежат нам, помогает отделять себя от истории. Тогда мы можем придать смысл и трансформировать этот отпечаток.
Знаете ли вы гипотезу морфогенетических полей Руперта Шелдрейка?[11 - L’?me de la nature, Rupert Sheldrake, Albin Michel, 2001.] Этот английский ученый стремится продемонстрировать, что у природы есть душа и живые организмы наследуют не только гены, но и нематериальные, энергетические поля. Именно они сообщают молекулам нашего тела, чтобы они организовались определенным образом и, например, приняли ожидаемую форму органа. Эта концепция напоминает то, что Юнг теоретизировал с психической точки зрения в отношении коллективного бессознательного, воспринимаемого как коллективная память, унаследованная от наших предков, а также от наших сверстников. Это видение подкрепляет видение транспоколенческого, где форма передается повторением, и позволяет понять волны освобождения, которые переживает общество: когда группа осмеливается и делает по-другому, все коллективное поле получает эту информацию и также может измениться.
Часть 1
Воссоединиться с богатством своего женского тела
1
Принять свое тело
Научиться восстановлению связи с женщиной, которой я была раньше, значит для меня научиться доверять себе и любить себя. Это происходит в примирении с моим телом, которое было врагом или неизвестной территорией. Научиться слушать свои ритмы стало фундаментальным шагом, потому что позволило мне уважать собственные основные потребности. Чем больше я культивирую любовь и доброжелательность к себе, тем сильнее мое тело волнуется. Я пережила беременности и особенно подготовку к родам как большие шаги в ощущении, что могу рассчитывать на этот великолепный храм, защищавший жизнь. И то, как родились мои дети, только укрепило это доверие.
Работая психологом, я стараюсь слышать, что болезни говорят о нашем общем состоянии, психическом и эмоциональном, ведь их осмысление помогает устранить симптомы и дает свободу. Видеть, как другие женщины слушают собственное тело, открывают знания и опыт, было самым прекрасным источником знаний, потому что всегда возвращало меня к тому, кем я являюсь вдали от теорий. Именно так мне нравится представлять первые круги женщин, в таинственные времена до патриархата: места, где они познавали тайны своего священного тела.
Найти свое тело женщины
Как создавать себя женщиной в обществе, где женское тело гиперсексуализировано, отретушировано, показано как трофей и объект мужского взгляда? Этот вопрос я задавала, когда в юности пыталась придать телу форму, напоминающую изображения из журналов, веря, что могла бы быть тем, кем пожелала. Я думала, что каноны женственности были основным инструментом для подтверждения моей силы, особенно перед мужчинами. И была неспособна услышать свое тело и представить, что оно может быть источником открытий.
В фильмах и романах почти не было героинь-воительниц. Я выросла с образом спящей принцессы, которая ждала, когда мужчина-двойник придет ее разбудить. К счастью, коллективное воображение открылось для новых феминистских представлений. Снежная королева ждет не своего принца, а любовь своей сестры, и я вижу изящный намек на это движение сестринства, эти отношения между женщинами, с поддержкой и равновесием. Молодые девочки растут сегодня с независимыми героинями, которые умеют выживать в одиночестве и владеют оружием. Они свободны и сами выбирают судьбу. Но нам все еще не хватает примеров в экономической, политической или художественной сфере. Я наблюдаю инициативы женских организаций, которые ценят и продвигают тех, кто открывает пути[12 - W (e) Talk отражает необходимость поощрения множественности женских ролевых моделей (https://wetalk-community.org).]. Это то, чего нам больше всего не хватает, – лицезреть наши возможности при полном сиянии свободы и силы.
Когда женщины скидывают оковы, в которые их заточило общество, перестают быть объектами мужских взглядов и вновь обретают силу, какое применение они ей находят? Что касается тела, то невероятное место, занимаемое органической или веганской пищей, натуропатией и альтернативной медициной, является признаком нового сознания и стремления не быть стесненными диктатом общества потребления. Внимание к тому, что вы едите, к вашему физическому благополучию – больше, чем просто мода. Для многих это новый взгляд на тело как на объект перфоманса, а кроме того, на источник самопознания и пробуждения.
Ценить свое женское тело
Гордиться тем, что вы женщина
ДеАнна Л’ам, которая помогает женщинам переоценить образ их тела и менструации, делает простое наблюдение. Нас не поддержали во время наших первых менструаций, поэтому мы переживаем этот обесценивающий опыт каждый раз, когда истекаем кровью: смущение, стыд или гнев. Проживая эти несколько запретных дней почти четыреста раз за всю жизнь, мы связываем свой образ тела с этим неудобным, даже негативным разрывом, что влияет на наш взгляд на себя.
Представьте, что у вас позитивный образ менструации и в каждом цикле вы глубоко верите, что кровь драгоценна. Представьте, что она может удобрять почву и когда-то использовалась в мощных ритуалах исцеления. Будет ли у вас другое отношение к циклу, уменьшится ли ваше стремление скрыть его или заставить исчезнуть?
Изменение отношения к менструации – это способ полностью принять свою природу. Для этого первым шагом должно стать осознание ложности убеждений, представляющихся истинными. Те, что я чаще всего слышала, говорят о нечистоте или позоре, связанном с менструальной кровью, о недоверии к свиданиям с мальчиками, если вы не хотите быть девочкой-матерью, о проклятой необходимости кровоточить каждый месяц и рожать с болью. Я не думаю, что женщины сегодня сознательно передают эти сообщения своим дочерям или даже идентифицируют себя с ними. Но вижу, что они все еще присутствуют в коллективном бессознательном, потому что связаны с видением тела женщины-объекта. Это проявляется, например, в неспособности матерей объяснить, что сексуальность может быть далекой от порнографических клише, или во всеобщем самоуспокоении касательно отклонений, вызванных чрезмерным вмешательством медицины в процесс родов.
Обесценивание женского тела, изображение менструации как бремени часто передается в семье до тех пор, пока не будет выполнена работа по межпоколенческому психоанализу. Они могут проходить с болью, быть слишком обильными или сопровождаться сильным предменструальным синдромом. Это далеко от нормы и является признаком, что стоит прислушаться к генеалогическому древу. Как ваша мама и бабушки воплощали свою женственность? Какие послания передали вам?
Прислушиваться к своему древу – значит подвергать сомнению видение предыдущих поколений. Конечно, это глубокая работа, в которой вас должен сопровождать профессионал. Она позволяет обнаружить отклики между местами в братско-сестринских отношениях, датами рождения, передающимися болезнями и именами. Например, вы можете осознать, что особенно связаны с двоюродной бабушкой по отцовской линии, которая родилась несколько дней спустя после даты вашего рождения, шестьдесят лет назад. Понимание того, как она жила и, прежде всего, с какими препятствиями столкнулась, поможет облегчить вашу жизнь, если ее история перекликается с вашей. Все просто: женщина, которая не смогла получить позитивный взгляд на свое женское тело, не может передать его будущим поколениям.
Итак, патология, вера в свое тело, запрет на удовольствие или травма повторяются. Позитивно в этом следующее: повторение позволяет появиться осознанию в родословной. Понимание этой блестящей логики помогает больше не переносить бессознательные послания и семейные закономерности и создавать свою жизнь так, как мы хотим, не подражая предкам.
Зная свою историю, можно сказать: «Я знаю ваш образ жизни, я благодарю вас и знаю, что вы сделали все возможное. Теперь моя очередь сделать все возможное, и ради этого я хочу избавиться от того послания, в которое вы поверили». Если повезет и ваша мать скажет правду о том, через что она прошла, можно увидеть, что базовая безопасность укрепилась, и осознать, что есть шансы добиться большего. В противном случае нужно выйти из состояния ребенка перед нашими корнями и стать свободной и полноценной женщиной, которой желают видеть нас наши предки.
Разговор с другими людьми о том, что мы слышали в подростковом возрасте, позволяет осознать свои убеждения для избавления от них. Второй шаг заключается в преобразовании этих посланий. Поскольку они воздействуют на наши эмоции, то влияют и на наше поведение, заставляют действовать так, чтобы спонтанно их подтверждать. «Преобразование» – это процесс, но выделение времени на ритуал уже знаменует собой новый этап. Он позволяет дать образ нашему бессознательному, подобный тому, который я здесь представляю, для очищения себя от негативных образов, связанных с менструацией. Таким образом, не задумываясь, вы предоставляете воображению новые данные, на которых можно строить следующие убеждения, устанавливать позитивные.
Что такое ритуал?
Ритуал – это творческий и символический акт, который практикуется с определенным намерением. Они есть во всех культурах и тесно связаны с самой концепцией человечества, что позволяет нам объединяться. Их представляют на каждый момент нашего существования, как маленькие, так и большие. Таким образом, можно создать ритуал, чтобы отделить себя от человека, который не приносит вам пользы, призвать изобилие, привлечь человека на вашу сторону, или как акт благодарности за красоту жизни.
В этой книге я предлагаю серию ритуалов для практики дома или на природе, чтобы сопровождать вас на встрече с глубинным женским. Это как двери, которые открываются для новых возможностей или привычек. Первые несколько раз помогут установить что-то другое в вашем поведении, и это будет расти со временем. Живите ими с радостью ребенка, который совершает открытие, и вниманием, с которым человек входит в храм.
Изменить убеждения о своем женском теле
Автор: ДеАнна Л’ам
1. Подготовьте достаточно большую миску с водой, добавьте лепестки цветов или несколько капель эфирного масла розы или герани.
2. Сядьте удобно и положите руки на матку.
3. Вспомните сообщения, которые вы получили в связи с вашим женским телом, когда были ребенком, девушкой или на других этапах жизни. Определите их как можно четче и почувствуйте, поддерживали эти сообщения вас или ограничивали.
4. Когда будете готовы, поставьте миску перед собой. Осторожно вымойте руки так, будто отправляете в воду негативные сообщения, которые вам больше не нужны. Предложите им воду и ее силу освобождения.
5. Больше ничего не надо делать. Вдохните в свое сердце свободу, которую приносит вам этот ритуал теперь, когда вы решили не передавать эти сообщения.
6. Наконец, не забудьте поблагодарить эту воду за ее преобразующую силу. С этим чувством благодарности можете вылить ее в растение или в свой сад.
Принять свои шрамы
Все больше и больше инициатив, часто англосаксонских, направлено на то, чтобы повысить ценность женского тела, вульвы, менструаций, а также показать тела, поврежденные грудным вскармливанием, раком молочной железы, одним словом, снять табу, которые существуют вокруг идеального образа женского тела. Я вижу общее желание подлинно показать судьбы, о которых не говорили, сделать эти шрамы знаками мужества, даже стойкости. Женщины учатся любить свои тела с их несовершенствами и знают, что они являются свидетельствами их уникальной истории.
«В последнее время я слежу за собой с большей нежностью»
Магали, 47 лет: «Четыре года назад у меня был рак молочной железы, и мне сделали операцию. Я не хочу говорить о долгом и сложном курсе лечения, хотя меня очень поддержали. Потребовалось время, чтобы принять новый образ моего тела, не видеть незнакомку в зеркале, не бояться, что болезнь вернется. Я не знаю, полностью ли отошла от этого, но в последнее время замечаю, что слежу за собой с большей нежностью. Этот шрам говорит о болезни, но также и обо всем пути, который я прошла с тех пор, чтобы принять себя такой, какая есть, и позаботиться о себе. А еще о смелости, в которой нуждалась, но не думала, что у меня ее окажется столько».
Кларисса Пинкола Эстес – автор книги «Бегущая с волками», которая помогает раскрыть женскую силу. Чтение открыло мне огромный портал, закрытый моим хорошим образованием, которое заставило меня запутаться между «быть в связи» и «быть в желании другого». «Бегущая с волками» напомнила мне, что я – самый важный человек в собственной жизни. Автор говорит о «Клане шрамов», где стигматы, физические и психические, являются свидетельствами нашей истории и истории нашей семьи. Когда женщина испытывает стыд, груз тайны, которую она несет, эта история внедряется в нее, «как черный гравий под кожей души»[13 - Кларисса Пинкола Эстес, «Бегущая с волками», изд-во «София», 2018.]. Но зов Дикой Женщины, архетипа нашей инстинктивной природы, помогает ей раскрыть и оплакать свою историю.
Она сможет с гордостью смотреть на нее, понимая, что все, через что она прошла, сформировало женщину, которой она является сегодня. Если бы не пострадала, не смогла бы пройти свой путь. Мы не гладкие, наш рельеф сформирован ранами, которые мы получили. Мы должны гордиться тем, что принадлежим к «Клану шрамов».
Открыть магию наготы
Переживать момент наготы с другими женщинами – это самая сильная практика для принятия своего тела таким, какое оно есть. Видеть тела других и быть увиденной в пространстве большой доброжелательности, вдали от смущенного смеха и эксгибиционизма, – это дар. Подобный опыт возможен в магии настоящего времени, когда разум, который не предвидел такого развития событий, начинает находить тысячу причин, чтобы не осмеливаться сделать это.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/kamill-sfez/dikaya-svobodnaya-nastoyaschaya-moguschestvo-zhenskoy-prirody-42669382/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
1
Le Fеminin de l’?tre, Annick de Souzenelle, Albin Michel, 1997.
2
Сосуд из огнеупорного материала для плавки металлов или для прокаливания чего-н. на сильном огне (Прим. ред.).
3
Все свидетельства в книге услышаны в женском кругу, имена изменены.
4
Последовательное деление целого на две части (прим. ред.).
5
В книге «Le Fеminin de l’?tre», цитированной выше.
6
Le Symbolisme du corps humain, Annick de Souzenelle, Albin Michel, 1991.
7
«Herstory», можно скачать на: www.moonsong.com.au.
8
Некоторые отрывки взяты из источника: Le Fеminin sacrе actualisе / Marie-Isis-Myriam et Lise C?tе, Ariane, 2012.
9
Женская половая клетка (яйцеклетка) в период ее роста в яичнике и созревания.
10
Femme dеsirеe, femme dеsirante, Dani?le Flaumenbaum, Payot, 2006.
11
L’?me de la nature, Rupert Sheldrake, Albin Michel, 2001.
12
W (e) Talk отражает необходимость поощрения множественности женских ролевых моделей (https://wetalk-community.org).
13
Кларисса Пинкола Эстес, «Бегущая с волками», изд-во «София», 2018.