Управление введением ФГОС основного общего образования

Управление введением ФГОС основного общего образования
Ольга Борисовна Даутова
Елена Аркадьевна Пивчук
Галина Олеговна Матина
Ольга Николаевна Крылова
Петербургский вектор введения ФГОС ООО
В книге рассматриваются различные аспекты управления введением ФГОС основного общего образования. Она содержит практические рекомендации по разработке основной образовательной программы, модели управления качеством образования, организации методической работы, «дорожной карты» обеспечения условий введения ФГОС ООО. Методическое пособие выполнено коллективом ученых СПб АППО. Оно адресовано администраторам школ, коллективам единомышленников, всем тем, кто заинтересован в эффективных изменениях управления школой в процессе решения основных задач введения ФГОС ООО.

Даутова О. Б., Крылова О. Н., Матина Г. О., Пивчук Е. А.
Управление введением ФГОС основного общего образования

Введение
Предвидеть – значит управлять…
    Блез Паскаль
В настоящее время в РФ происходит введение ФГОС на основной ступени образования. Управление федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897, предполагает достижение его главных целей, заключающихся в создании условий для его внедрения, решение задачи по обеспечению необходимых ресурсов и собственно по реализации стандартов.
Данный процесс требует детального управления, отличительной особенностью которого является система мероприятий на основе «дорожной карты» т. е. плана действий, который призван четко прогнозировать и структурировать данный процесс.
Эффективное решение всех управленческих задач возможно при реализации комплекса управленческих функций: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной.
В данном пособии представлены материалы по управлению подготовкой основной образовательной программы (далее ООП), разработкой локальных актов образовательного учреждения (далее ОУ), проектированием «дорожной карты» и модели управления качеством образования, а также по управлению методической работой в условиях введения и реализации ФГОС ООО.
Авторы надеются, что данная книга будет полезна работникам управления образованием, методистам и педагогическим командам, которые смогут в разных форматах – как в информационном (ответ на важные вопросы), так и интерактивном (работа коллектива в режиме практикумов), – решать актуальные задачи управления ведением ФГОС ООО.
Желаем успехов!

    Авторы

Перечень принятых сокращений
БУП – базисный учебный план
ЕГЭ – единый государственный экзамен
ГИА – государственная (итоговая) аттестация
ИКТ (компетентность) – информационно-коммуникационно-технологическая (компетентность)
ОО – общее образование
ИМЦ – информационно-методический центр
ООП – основная образовательная программа
ОУ – образовательное учреждение
ОЭР – опытно-экспериментальная работа
РУО/КО – районное управление образованием/
комитет образования
УДОД – учреждения дополнительного образования детей
УУД – универсальные учебные действия
Учреждения ПК – учреждения повышения квалификации

Раздел 1
Деятельность педагогического коллектива при проектировании ООП и разработке локальных нормативно-правовых актов по ее реализации

Управление деятельностью педагогического коллектива при проектировании ООП и разработке локальных нормативных актов

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Основная образовательная программа – нормативно-правовой локальный акт образовательного учреждения (организации):
• соответствующий нормативным требованиям (требования к самой программе и ее компонентам, к планируемым результатам образования и условиям);
• закрепляющий институциональные нормы ОУ при организации образовательного процесса (учебный план, договоры, план внеурочной деятельности) и предполагающий разработку дополнительных локальных актов (положения, приказы, распоряжения и т. д.);
• представляющий собой модель образовательного процесса конкретного учреждения (организации) («Образовательные программы определяют содержание образования» – ст. 12, п. 1 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»);
• нормативный документ, подлежащий контролю и выступающий как основание для финансирования (см. соответствующие нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней).
Инновационная деятельность, согласно ФЗ 273, представляет собой особый вид деятельности, которая ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования, осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.
Подростковая школа – термин для обозначения ступени школы (основное общее образование).
Локальные акты ОУ – нормативно-правовые документы, создаваемые и утверждаемые ОУ (образовательной организацией) самостоятельно (при необходимости согласованные с Учредителем).
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Какие изменения предполагает ФГОС на уровне методологии образовательного процесса? Как изменяются цели образования? Какие изменения должны быть внесены в организацию образовательного процесса?
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – важнейший ориентир инновационного развития современной школы. Каковы особенности нового стандарта по сравнению с предыдущим? Во-первых, выделены ступени школы как относительно самостоятельные модули образования, имеющие общую идеологию, но учитывающие возрастные особенности в организации образовательного процесса. Требования к результатам образования на каждой ступени позволяют объективировать достижения и фиксировать уровни индивидуального продвижения обучающихся. С точки зрения организационных решений такая логика стандарта позволяет создавать школы ступени, обладающие своей спецификой и гарантирующие определенные результаты. На уровне организационных решений школа принимает решение и создает модель организации внеурочной деятельности, комплексную систему условий для индивидуализации образования (индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный учебный план, индивидуальную учебную программу) с учетом разных категорий учащихся. Во-вторых, выделены три группы образовательных результатов, достижение которых предполагает программное обеспечение (подпрограммы основной образовательной программы) и соответствующую нормативную базу (план организации внеурочной деятельности, должностные инструкции учителей, положение о внутришкольном оценивании – мониторинге – и другие локальные акты). Системно-деятельностный подход к образовательному процессу предполагает разработку и реализацию требований к уроку и к организации внеурочных занятий (система повышения квалификации педагогического коллектива). Метапредметные результаты обеспечиваются за счет формирования системы универсальных учебных действий и новых организационных форм, обеспечивающих интеграцию содержания образования и деятельности обучающегося: учебных предметов, образовательных форм, интерактивных педагогических технологий. Достижение метапредметных результатов конкретизуется в рабочих программах каждого учителя.
В работе с содержанием образования предусматриваются межпредметные связи и точки интеграции знаний из различных областей для решения практических задач, творчества. Основная образовательная программа школы может включать междисциплинарные предметы и курсы или предполагать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся на межпредметном уровне. Полем инновационного развития школы в условиях реализации ФГОС может стать поиск моделей интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Внеурочная деятельность рассматривается как возможность индивидуализации и способ расширения пространства образования. При этом событийность образовательного пространства обеспечивает разнообразие видов деятельности и насыщенность деятельностью школьного уклада.
Таким образом, ФГОС ООО аккумулирует традиции и новации. Обобщая, можно выделить следующие основные идеи.
1. Многие идеи нового стандарта могут рассматриваться как рамочная основа опережающего инновационного развития, поле инноваций и педагогического творчества (школа ступени, школа метапредметных результатов, школа профессионального самоопределения, школа индивидуального развития и др.).
2. Инновационные идеи ФГОС являются преемственными по отношению к лучшим традициям советской и российской школы: методология стандарта ориентирована на организацию деятельностного, личностно развивающего обучения с учетом различных индивидуальных возможностей ребенка.
Инновационные направления развития школы предполагают поиск новых ресурсов.
ИСТОЧНИКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
http://standart.edu.ru/ – официальный сайт ФГОС ОО
http://nsportal.ru/user/9871/page/fgos – социальная сеть работников образования
http://edu-lider.ru/fgos/ – школа успешного учителя
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ОБОЗНАЧЕННОЙ ПРОБЛЕМОЙ
Задание 1. Изучите текст ФГОС ООО и заполните сравнительную таблицу.


Задание 2. Сформулируйте возможные направления и задачи инновационной деятельности педагогического коллектива на уровне:
– изменений в содержании образования;
– организации образовательного процесса;
– ресурсного обеспечения;
– сетевого взаимодействия, сетевого и социального партнерства.
Задание 3. Сделайте SWOT – анализ с целью выделения основных рисков и способов решения возможных проблем при введении ФГОС второго поколения:


Задание 4. Каковы особенности введения ФГОС на ступени ООО?
ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА
В качестве особенностей стандарта основной школы выделим следующее:
1. Это самая большая по продолжительности времени обучения ступень (5 лет).
2. Ступень образования, ориентированная на подростков, проходящих в своем развитии несколько этапов (5–7 и 8–9 кл.), и опирающаяся на сензитивные (наиболее благоприятные для интеллектуального развития) периоды.
Подростковая школа – школа различных проб, личностного, социально ценностного и профессионального самоопределения.
Организация процесса образования в подростковой школе предполагает развивающее обучение: обучение на высоком уровне трудности с учетом индивидуальной зоны ближайшего развития школьника. На уровне 7 класса закладывается формирование устойчивых интересов подростков и начинается дифференциация по уровню сформированности мотивов, общей направленности личности, зарождается стремление к индивидуальности. Организация занятий для подростков должна опираться на ведущие возрастные виды деятельности (общение и социальное творчество), предусматривать различные формы проектной деятельности и разнообразие видов занятий. Общая идея подростковой школы – школа самостоятельных проб, школа расширения личного пространства, самоопределения.
К основным способам решения этих задач относятся:
1. Организация дополнительных занятий (расширение классно-урочных форм организации процесса образования) на базе своего учреждения, других учреждений, в дистанционной форме, в форме смешанных, разновозрастных групп. Ресурсом становится социальное партнерство и сетевое взаимодействие учреждений.
2. Использование активных форм деятельности (социальные, профессиональные пробы, мини-проекты, исследования, самостоятельное принятие решений и ответственности), позволяющих осознавать свои достижения и получать различную обратную связь, осознавать социальную значимость деятельности. Ресурс – уклад школьной жизни, профессиональное творчество и ответственность педагогов.
3. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов подростка как поля возможностей, выбора, преодоления возникающих трудностей. Ресурс – изучение и учет интересов подростков, поддержка их активности и самостоятельности.
Подростковая школа – школа предпрофильной подготовки обучающихся. Предпрофильная подготовка должна в идеале осуществляться не в девятом классе, а в системе, начиная с пятого.
Подростковая школа – школа для выявления и развития различных видов одаренности.
Инновационные идеи: оборудование школы ступени – отдельное здание, специальные кабинеты, система организации образовательной деятельности; метапредметные программы и курсы, дополнительное образование, предпрофильная подготовка как система самоопределения с возможностью получения специальности в девятом классе или предпрофессионального опыта деятельности, индивидуальные образовательные программы.
Основное требование: подростковая школа – школа интеграции.
ИСТОЧНИКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Программа развития подростковой школы http://aclic.ru/docs/ alc_progress_program_5-9_2012.pdf
Каким мы видим образование в подростковой школе? http://www.georo.ru/helper/razdel1/
Центр образования «Царицыно» (подростковая школа) http://www.mhs548.ru/2/9/117/
Ассоциация тьюторов (опыт организации проектной деятельности в подростковой школе) http://www.thetutor.ru/school/junior_high_school_article03.htm
Подростковая школа (из опыта создания модели «школа диалога культур». С. В. Курганов) http://www.bibler.ru/shdkhgo_ku_nip_ shdk.html
Подростковая школа: идеи и пробы http://nazarovo.ucoz.ru/news/podrostkovaja_shkola_idei_i_proby/2012-04-01-1435
Модель «Подростковая школа» («дорожная карта» управления образовательным проектом) http://www.mcfr.ru/journals/52/370/45355/45356/
Психологическое содержание подросткового возраста http://www.hr-portal.ru/article/psikhologicheskoe-soderzhanie-podrostkovogo-vozrasta
Программа развития (проект «Школа ступеней») http://www.emeclass.ru/?page_id=1582
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ОБОЗНАЧЕННОЙ ПРОБЛЕМОЙ
1. Создайте опорный конспект проекта «Школа ступени» (программы инновационной деятельности) с учетом задач возрастного развития обучающихся, конкретных педагогических и социально-педагогических условий вашей территории и школы.
Актуальность проекта (для решения каких общих задач необходим этот проект?)
Адресат проекта (для кого?)
Основная идея (что именно предполагает проект с точки зрения создания)
Целевое назначение проекта (цели – что? В какой последовательности – задачи – как?)
Основные способы реализации проекта (кто? как? с кем?)
Ожидаемый результат (что именно мы получим в результате реализации проекта?)

Требования к разработке основной образовательной программы школы
Основная образовательная программа ступени общего образования разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400). Создание основного нормативного документа школы требует организации проектной деятельности всего педагогического коллектива. Наша задача – представить логику такой работы через осмысление общих требований и структурных компонентов программы.
Функциональное назначение образовательной программы многообразно. Прежде всего, основная образовательная программа (ООП) относится к нормативным документам, самостоятельно разрабатываемым образовательным учреждением. Целевое назначение ООП как документа, регламентирующего образовательный процесс школы, – создание модели организации образовательного процесса в качестве основы для разработки иных программ, проектов и планов образовательной деятельности. ООП – важнейший документ, с которым должны быть ознакомлены родители и в обсуждении которого они принимают участие при заключении общественного договора (иных договоров) со школой. Именно поэтому программа должна быть понятной и содержать адресные компоненты. Главным требованием к основной образовательной программе любой ступени можно считать ее практическую значимость. Это рабочий документ, основание для финансовых и управленческих решений, результат согласования ценностей участников образовательного процесса.
Структура ООП включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный. Каждый из этих разделов содержит инвариантную часть (Примерная основная образовательная программа) – 70%, и часть, формируемую участниками образовательного процесса самостоятельно, – 30%.
Таким образом, проектная деятельность педагогического коллектива – это участие в разработке целевого, содержательного и организационного блоков.
Очень важно, чтобы инвариантная часть программы с точки зрения структурных компонентов и требований к их наполнению полностью соответствовала ФГОС ООО (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588). Содержание многих компонентов образовательной программы невозможно прописать без учета конкретных условий работы школы, задач ее развития, ресурсного и инновационного потенциалов. В качестве методических рекомендаций и материалов используется примерная основная образовательная программа основного общего образования.
При анализе соответствия разработанной основной образовательной программы нормативным требованиям важнейшим является отражение идеологии и ценностей ФГОС. Обязательным является наличие способов реализации трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. Обязательными элементами, заданными в примерной основной образовательной программе, используемыми образовательным учреждением, будут ожидаемые результаты по предметам. Эксперты должны увидеть наличие разных программ (рабочих учебных, дополнительных образовательных и т. д.). Рекомендуем названия программ представить в таблице как ссылку, а сами программы иметь как приложение к образовательной программе и хранить в отдельных папках.
C нормативной точки зрения ряд требований предполагает обязательное наличие некоторых элементов. К таким элементам относятся структурные компоненты программы, выделенные в тексте ФГОС (например, наличие системы оценки и наличие включенных в ООП программ). Безусловно, обязательным является отражение в учебном плане инвариантной части базисного учебного плана (БУП) и перечня условий введения Стандарта. При экспертизе проверяется их соответствие нормативным требованиям (СанПиН, требования к минимальной оснащенности и др.).
ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОАНАЛИЗА
• Соответствие ООП требованиям ФГОС
• Системная взаимосвязь всех компонентов ООП
• Соответствие содержания технологиям и условиям реализации ООП
• Разработанность системы оценки результатов ООП (концептуальная, инструментальная, технологическая составляющие)
• Наличие комплексных согласованных участниками образовательного процесса условий Стандарта для реализации основной образовательной программы.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ООП
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с. Электронный вариант: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/227/ 41d3db236237ec5b2070.pdf.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. С.3. Электронный вариант: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в ФГОС НОО», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2012. № 22540).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
8. Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 апреля 2003 года, с 20 июня 2003 года (в ред. Дополнений и изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2010 г. № 72);

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/galina-matina/upravlenie-vvedeniem-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Управление введением ФГОС основного общего образования Ольга Даутова и Ольга Крылова
Управление введением ФГОС основного общего образования

Ольга Даутова и Ольга Крылова

Тип: электронная книга

Жанр: Прочая образовательная литература

Язык: на русском языке

Издательство: КАРО

Дата публикации: 18.10.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В книге рассматриваются различные аспекты управления введением ФГОС основного общего образования. Она содержит практические рекомендации по разработке основной образовательной программы, модели управления качеством образования, организации методической работы, «дорожной карты» обеспечения условий введения ФГОС ООО. Методическое пособие выполнено коллективом ученых СПб АППО. Оно адресовано администраторам школ, коллективам единомышленников, всем тем, кто заинтересован в эффективных изменениях управления школой в процессе решения основных задач введения ФГОС ООО.

  • Добавить отзыв