Мудрость, спасающая души. Благодатные дары православной веры
Ирина Булгакова
Православие. О главном и вечном
«В начале было Слово…» – так говорил апостол Иоанн. И с давних времен слова мудрых людей, доверенные перу и бумаге, помогали нам справляться с горем, утешали в минуту скорби, хранили от опасности и помогали выстоять в трудный час. И вовсе не просто так мы собирали эти мысли в книги, подобно драгоценным жемчужинам, и берегли их как зеницу ока. Прозрения и откровения, собранные в этой книге, – как мысли наших современников, так и тех, кто жил задолго до нас, – посвящены лишь одному: тому, сколь ценны наши души, от чего мы должны их беречь и к чему нам стоит стремиться всеми силами, ведь именно так их и можно спасти. Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.
Мудрость, спасающая души. Благодатные дары православной веры
Автор-составитель Ирина Булгакова
Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Еф. 2:4–10
Вера – путь к спасению
Иисус Христос. Мозаика. Начало XIV в. Стамбул. Фетхие Джами. Церковь Богоматери Паммакаристы
Жизнь без веры невозможна
Путь высокой веры есть направление, данное всем людям… Даже не верующие в Бога, сами того не понимая и не желая признавать, живут верой в своей жизни. Они верят свидетельству других; доверяют другим и в исторической, и в личной своей жизни. Так мы, люди, не сомневаемся, что наша мать есть именно наша мать, хотя уверенность наша не покоится на опыте собственных знаний, а держится на вере, на доверии к близким людям…
Архиепископ Иоанн (Шаховской)
* * *
Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни, и не только благополучие каждого из нас, но и благосостояние целых обществ.
Святитель Филарет, митрополит Московский
Где вера, там и сила
Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется верующим. Оставь исследования и прими веру. Вера просвещает все, вера освящает все, вера делает человека достойным Духа Святого. …Если бы прежде не воссияла вера, то не последовала бы и сила в этом святом муже. Где вера, там и сила, а где неверие, там немощь. Вера – начало благ, вера – источник благ. Прими же это оружие спасения.
Святитель Иоанн Златоуст
Вера, действующая с любовью
Любящий Бога и верует искренно, и дела веры совершает преподобно. Верующий же только, а не пребывающий в любви и самой той веры, которую кажется имеющим, не имеет. Он верует с некою легкостью ума, не нося в себе действенного отвеса (устанавливающего его на едином) преславной любви. Только вера, действующая любовью, есть великая главизна добродетелей (Гал. 5:6).
…Исследующий глубину веры обуревается волнами помышлений, а созерцающий ее в простосердечном расположении наслаждается сладостною внутреннею тишиною. Глубина веры, будучи водою забвения, не терпит, чтобы в нее смотрели или узревали любопытными помышлениями.
Блаженный Диадох
Ходите пред очами Господа Бога
Если вы имеете веру в Господа Бога, то она непременно скажется в жизни: вы всегда будете ходить пред очами Господа Бога, всегда будете иметь в сердце своем заповеди Его, всячески будете стараться исполнять их и будете прилежать к молитве.
…Не считайте себя спасенными, потому что родились и живете в спасительной вере: спасительная вера не спасет, если сами не позаботитесь о спасении, если будете жить не так, как следует жить спасаемым. Предостерегаю вас, братия: как солому, как плевелы Господь сожжет вас огнем неугасаемым (Лк. 3:17), если вы будете жить плотью, а не духом.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
* * *
Говорят, все можно купить за деньги. Только Христа ни за какие сокровища мира нельзя купить. А без Христа нет жизни, нет спасения.
Преподобный Варсонофий Оптинский
Ответ неба
Вера – это не просто осознание того, что Бог есть и есть Пресвятая Дева, Которая нам помогает. Мы как-то меньше всего об этом думаем – мы просто приходим к чудотворному образу и просим Богоматерь, молим Ее помочь и уходим утешенными. И как часто свидетельствуем потом, что именно молитва пред сим чудотворным образом принесла успокоение души, исцеление физических болезней, помощь в опасных обстоятельствах! Мы обретаем ответ – ответ неба, ответ вечности через молитву пред чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Вот это и есть вера.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Внутренняя вера мертва без внешних дел не потому только, что без дел нельзя судить о жизни, но и потому, что без дел невозможна самая ее жизнь так же, как нельзя животному жить без вдыхания и выдыхания воздуха.
Вера без дел мертва. Это – вера мысли, а не сердца, а не жизни.
Святитель Филарет, архиепископ Черниговский
* * *
Правая вера при порочной жизни не приносит никакой пользы.
Святитель Иоанн Златоуст
«Господи, откройся!»
Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьёв) был воспитан в вере, но – во внешней, обрядовой вере, не касавшейся души. Неудивительно поэтому, что, повзрослев, он потерял её, как и многие теряли тогда, в начале прошлого века, как иные теряют и сейчас. Он искал смысл жизни везде – и в науке, и в дебрях философских учений. И, конечно же, не нашёл. Смысла для него не находилось ни в чём, во всём он был разочарован до отчаяния…
Наступил окончательный духовный кризис. Борьба была столь тяжёлой, что начала приходить мысль о самоубийстве.
И вот однажды… когда он вдруг ощутил состояние полной безысходности, у него, как молния, промелькнула мысль о детских годах веры: а что, если действительно Бог существует? Должен же Он открыться?
И вот Николай, неверующий, от всей глубины своего существа, почти в отчаянии, воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?»
И Господь открылся.
«Невозможно передать, – говорил батюшка, – то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это или фонарь кто-нибудь зажёг. Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: “Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня, – даруй мне всё пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя”».
Из книги «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни»
Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам
Вера – свободный выбор. Суть веры и религиозной жизни не в принудительной очевидности, а в усилии и выборе. Вера – путь к Богу, опыт, который всегда удается. Праведники стремились к небу, и оно приняло их. «Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится к вам» (Иак. 4:8). Убедить кого-либо в существовании Бога совершенно невозможно, так как все, что можно словами сказать о вере, ни в какой степени не может передать того, что вообще несказуемо и что в ней главное. Доводы веры не против разума, а помимо него. Те, кто хотят доказательства для своей веры, – на ложном пути. Там, где есть хотя бы скрытое даже от самого себя желание доказательства, нет веры. Знаки Богоявления не надо принимать как «подтверждение» – этим мы снижаем, перечеркиваем подвиг веры.
Священник Александр Ельчанинов
Возможность чуда
Вера должна быть внутренним открытием. Да, вера никогда не может быть чем-то принятым только извне. Никогда она не может быть просто заимствована; ее нельзя надеть на себя, как мы надеваем чужую одежду. Человек всегда должен находить ее внутри. В нем открывается то духовное зрение, которое созерцает мир по-иному и видит иной мир…
Одна из предпосылок начала подлинно христианского пути – это нравственная внутренняя честность. Апостол Павел показал это блестяще. Он сказал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:19, 24). И мы все это знаем. И к этому он добавил другое: если мы не можем самосовершенствоваться, то мы можем быть открыты тому движению, которое к нам идет сверху; сила благодати может действовать так, что человек, не способный к победе, побеждает. Человек, от которого нельзя было ожидать чуда, – вдруг совершает чудо. Вера предполагает возможность чуда, то есть нарушение естественного порядка вещей в любое время и в любом месте.
Протоиерей Александр Мень
Кого Господь наделяет даром чудотворения?
Сам Господь определяет, через кого совершать чудеса. Одних Бог избрал святителями и пастырями, иных наделил разумом духовным, чтобы быть старцами, другим дал сугубую благодать творить в изобилии чудеса (святитель Николай, преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский…). В житиях некоторых великих святых мы не находим описания чудес.
Нужно сказать еще об одной стороне этого вопроса. Чудо всегда является духовным испытанием для того, через кого Бог его совершает. Прежде чем творить чудеса, надо подняться на высокую и безопасную ступеньку смирения.
«Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что он сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию, он сказал им: мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань. Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его: о чем плачешь, авва? – Старец отвечал им: сейчас пал великий столп Церкви! Это он говорил о молодом монахе. Но пойдите сами к нему, продолжал он, и посмотрите, что случилось! – Ученики идут и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. Увидев учеников Антония, монах говорит им: скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, и я надеюсь очистить грех свой и покаяться. Но по прошествии пяти дней он скончался» (Древний патерик).
Иеромонах Иов (Гумеров)
Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, что просит.
Преподобный Иоанн Лествичник
* * *
Верующий во Христа ничем другим не может доказать свою веру, кроме исполнения того, что заповедано Им, и удаления от того, что Им воспрещено.
Преподобный Симеон Новый Богослов
* * *
Хотя бы ты был в бане, молись. Где бы ты ни был, молись. Ты – храм Божий; не ищи же места.
Святитель Иоанн Златоуст
Случай из жизни праведного Иоанна Кронштадтского
Верь всему тому, что само в себе истинно и свято, кто бы ни говорил тебе об этом. Иначе берегись, как бы тебе не пострадать сердечно за неверие истине Божией. Сегодня одна бедная и больная девушка, чухонка, которой я по временам подаю милостыню, встретив меня на дороге, сказала мне, что в ночи третьего дня ей явился во сне старец, который повелел ей читать (обо мне) 11-ю главу Евангелия от Иоанна – о воскрешении Лазаря, так как она не умеет молиться обо мне по-своему. Я спросил ее, не обманывает ли она меня; она отвечала, что нет, и я дал ей, что мог, и ушел. Пришедши домой, я почувствовал огонь во внутренности, болезненно паливший меня, и счел этот огонь наказанием Божиим за сомнение о милости ко мне Божией. О! Да не загражду я неверием входа в сердце мое милостям Божиим, чтобы они не обратились от меня вспять.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Щит веры
Вера есть щит, покрывающий тех, которые веруют, не испытывая. Когда же кто станет вдаваться в мудрствования, начнет обо всем умствовать и судить по-своему, для того вера не составляет собой щита, напротив, тогда мы об нее спотыкаемся. Вера все укрывает и осеняет таково должно быть ее свойство. Нельзя ее укоротить рассудком, в противном случае ноги или другая часть тела останутся открытыми, а щит должен быть достаточной величины.
Святитель Иоанн Златоуст
Знамения для познания веры
Апостол Павел говорит: «Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14:22): то есть чудесный дар говорить разными неизученными языками ниспослан от Бога для людей, еще не уверовавших, чтобы через дарование знания языка преподать им наставление в вере и в то же время чудесным дарованием удостоверить их в Божественности веры. Но для тех, которые уже уверовали, это знамение не нужно. По мере того как Божественная вера распространялась на земле, чудесное дарование языков сокращалось. И, следовательно, исчезновение этого дарования не есть оскудение благодати, но прекращение нужды в нем. Господь не одобряет в верующих искания очевидных, удостоверяющих знамений, но приписывает особенное достоинство вере, которая их не требует: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).
Святитель Филарет, митрополит Московский
Наука и вера
В широких кругах интеллигентного общества установилось, как известно, ужасное предубеждение, будто наука несовместима с верою; или проще, что ученые, умные люди не могут веровать.
И должно сказать правду, что фактически это имело основание: наши сравнительно образованные классы в последнее столетие несомненно проявили огромную наклонность к неверию. Неверие сделалось почти признаком мыслящего человека. Все мы, русские, знаем это и по опыту школьному, и по выдающимся писателям нашим, и просто по интеллигентскому быту. Вера ушла от интеллигенции.
Но вот вопрос: почему? Обычно на это отвечают, что прежде же люди были темные, непросвещенные, всему слепо верили, а теперь будто стали умными и увидели-де, что все это одни лишь выдумки, нужные для обмана простодушных людей.
Но в самом деле это – неверное объяснение. Причина неверия наших образованных классов иная: не в науке, а в их воле; не в уме, а в сердце. А что это именно так, доказать совершенно легко – хотя неверующий всегда будет противиться и самоочевидным доказательствам. Но мы пишем не для жестоковыйных упорцев, а для ищущих истины.
Путь доказательства – очень прост. Если бы в самом деле ученость и вера были несовместимы по существу своему, тогда ни один ученый не был бы верующим. И наоборот: если хоть некоторые истинно ученые люди все же остаются и верующими, то очевидно, что наука и вера совместимы сами по себе. Если же, следовательно, есть ученые неверующие и ученые верующие, умные безбожники и умные христиане, то совершенно ясно отсюда, что причина веры и неверия – не в уме или не в недостатке ума, а в чем-то ином.
Митрополит Вениамин (Федченков)
Что такое вера?
Вера есть – быть готовым умереть Христа ради заповедей Его, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь; нищету вменяет в богатство; худость и ничтожество – в истинную славу и знаменитость; и, в то время, как ничего не имеется, быть уверенным, что всем обладаешь. Особенно же она есть стяжание неисследимого богатства познания Христа и взирание на все видимое, как на прах или дым.
…Вера во Христа это не то только небречь о приятностях жизни, но и… терпеливо и благодушно переносить всякое находящее искушение: в печалях, скорбях, неприятных случайностях – пока возблаговолит Бог призреть на нас, подражая пророку Давиду, который говорит: терпя потерпех Господа, и внят ми (Пс. 39:1), то есть, терпя скорби, я уповал, что Господь поможет мне; почему Господь, видя, что я, не колеблясь, чаю помощи от Него, призрел на меня и явил мне милость Свою.
…Вера во Христа, истинного Бога, рождает желание вечных благ и страх мучений; желание же сих благ и страх мук приводит к строгому исполнению заповедей; а строгое исполнение заповедей научает людей глубокому сознанию своей немощности. Это сознание истинной немощности нашей рождает память о смерти. Кто же возымел сию память сожительницею себе, тот приболезненно взыщет узнать, каково будет ему по исходе и удалении из сей жизни.
Преподобный Симеон Новый Богослов
Плоды веры – добрые дела
Видишь на дереве сухую ветвь, которая потому засохла, что не имеет сока, оживляющего ее? И христианин становится иссохшей веткой, если не имеет живой веры, любовью и другими плодами проявляющей свою жизнеспособность. Такой не имеет части со Христом, который есть «истинная виноградная лоза» (Ин. 15:1), и с истинными христианами, которые есть члены тела Его (Еф. 5:30). Он чужд и надежды на вечную жизнь, пока остается таким. Такому Бог грозит судом Своим. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10). Это рассуждение учит тебя, христианин, осмотреться, имеешь ли веру, которая своими плодами, то есть добрыми делами, себя проявляет.
Святитель Тихон Задонский
Вера и разум
Вера есть то, чего мы не видим или умом не постигаем, но веруем, что это есть. Так, не видим Бога, но веруем, что Он есть (хотя из создания мира познаем Его, но познание это, как несовершенное, вера довершает, и познаем все-таки более от веры, чем от разума). Не постигаем умом, как Бог един естеством, но троичен в лицах, но веруем, наставляемые словом Божиим. Не видим Христа, Сына Божия, жизни вечной, Небесного Царствия, но веруем. Не постигаем умом воскресения мертвых, в святейшей Евхаристии Тела и Крови Христовых, но вера в этом утверждает нас.
В этих и прочих тайнах Божиих разум должен последовать вере, а не вера разуму. То есть познание их не от разума зависит, но от веры, и не потому мы веруем, что познаем, но потому познаем, что веруем. Итак, познание их не есть плод нашего разума, но плод веры, которая утверждается на твердом основании Святого Божиего слова и истине, и всемогуществе Божиих. Это для того говорится, чтобы не испытывать умом того, что требует единой веры, но пленять разум в послушание Христу (2 Кор. 10:5).
Святитель Тихон Задонский
Видение веры
Одно дело – при достаточных основаниях к вере требовать видения, как бы в задаток, чтобы потом поверить. Это не сообразно с самим существом и достоинством веры, подобно тому, как и между людьми плохо верят, если требуют задатка. Это дерзость, почти неверие, хотя, может быть, не совсем чуждое желания веровать. Это не одобрено в Фоме. Но совсем другое дело веровать без видения, и вследствие послушания веры, как дар, как награду, как подкрепление, как живительное исцеление, получить видение. Так, первомученик Стефан веровал, исповедал веру перед гонителями, предал себя смертной опасности за веру и тогда «увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55).
Нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слеп ум, когда вера – эта сила духовного зрения – не действует. Напротив, когда действует вера, отверзаются Небеса, становится зримым Сын одесную Отца, везде сущий по Божеству и все исполняющий, неизреченный.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Береги веру!
Русь Святая! Береги веру – самое ценное наше сокровище на земле, жемчужину души человека, опору жизни, радость и свет бытия! Разве не слышишь ты, душа русская, как без слов, но громче всяких речей человеческих молят тебя об этом – особенно в наши неспокойные дни – родные нам угодники русские?
…«Береги в себе веру!» – зовет наш смиренный и кроткий, весь народ русский обнявший своею любовью, всегда радостный и ласковый преподобный Серафим Саровский… «Береги веру!» – взывает родной, близкий каждой верующей душе святой Сергий Радонежский, взывает патриарх-мученик Гермоген и сонм многих-многих других небожителей… «Береги веру», – завещает каждому из нас и святой покровитель нашей северной столицы благоверный князь Александр Невский; этот завет он оставил Русской Земле всею жизнью своею и подвигами, умирая свыше 650 лет тому назад в цветущем возрасте сорока трех лет, но в изнеможении от непосильных трудов, целожизненных подвигов, огорчений и страданий за Святую веру Русской Земли и Родину…
Русь Святая! Слышишь ли ты этот призыв тех, кого привыкла ты благоговейно чтить, гробницам которых привыкла ты поклоняться, у кого всегда любила ты искать себе опоры и утешения в жизни своей? Отзывается ли на этот призыв душа твоя, искони чуткая к голосу небожителей, и крепко ли хранит она в себе веру, эту святыню свою? Или шум вихря событий на Руси в последние месяцы заглушил уже этот голос, и не доходит он до тебя? И не тускнеет ли в тебе свет этой веры?..
Братья! В дни наши, когда все мы жизнью призваны закладывать камни в основание новой Руси, когда Русь еще тяжко болеет муками переходного времени, – не забывайте завещания тех, кто познал на земле всю полноту истинного счастья и с ним отошел в лучший мир, наших «пестунов» – детоводителей ко Христу. А они, идя сами за Господом нашим Иисусом Христом – за Тем, Кто сказал о Себе: «Я есмь путь и истина, и жизнь» (Ин. 14:6), – опытом целой жизни своей говорят, что есть один путь стать счастливым, вечно радостным, «светоносным», легко переносящим все невзгоды жизни: это – верить в Сына Божия, верить, что Он – наша сила. Он – наш всегдашний покровитель. Он – наш свет, руководящий нас в потемках жизни. Он – наш Отец, ни на минуту не забывающий Своих детей… И сколько тогда является у человека крепости, сколько силы духовной, уверенности! Вместе с великим отцом Церкви святым Иоанном Златоустом может сказать верующий: «Пусть мятутся волны, пусть кипит море, – оно безопасно для меня, потому что я стою на камне, и камень этот – Христос…»
С верою в душе принимайся бодро, русский человек, и за внешнее строительство нашей Родины! Вера очистит твое сердце, вера осветит твой разум, вера укрепит твою волю, и сделанное твоим верующим разумом, сердцем и волею, сделанное тобою с молитвою веры будет сильно и прочно и низведет на тебя благословение Божие. Ведь знаешь ты вечные слова вечной книги: «Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж…» (Пс. 126:1). «Я – свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни…» (Ин. 8:12).
Братья! Как образно говорит один из наших поэтов, Христос исходил, благословляя Русь, от крайнего севера до юга, от востока до запада, посевая частицы Своего света в сердца людей. И Русская Земля вся покрыта потом трудов и подвигов носителей этого света, угодников, прославленных у Бога за твердость и чистоту свою, покрыта кровью мучеников за веру святую… И неужели же ты, Русь, ты, которая столько веков жила крепкою духовною связью со своими наставниками и подвижниками веры, презришь то, о чем молят тебя они, к чему зовут тебя, их породившую и ими духовно вскормленную?!
Русский народ! Сбережешь веру в себе, донесешь до Христа огонек ее, когда Христос позовет и нас к Себе, – значит, все сбережешь, потому что жизнь вечную наследуешь. Потеряешь веру – потушишь ли сам ее в груди своей или позволишь вырвать ее у тебя тем, которые так дерзко покушаются сейчас на эту святыню своими грязными руками, – ты все потеряешь.
Молит тебя, душа Русская, Церковь Святая: береги же свое вековое достояние, веру свою, этот бисер бесценный, ради которого евангельский купец, по притче Господней, продал все, что имел, чтобы купить только его! Не дай никому похитить ее у тебя! Не забудь того, что на вере угодников своих Русь возросла и верою предки твои достигали спасения вечного…
Митрополит Николай Ярушевич
Бог есть любовь
Как же возможно для нас познание Единого Великого Бога? Оно возможно только в любви, ибо знаем от великого апостола Иоанна Богослова, что Бог есть любовь, и общение с Ним возможно только в любви: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Вера – выше дел
Вера сама по себе полна добрых дел. Дела бывают в отношении к людям и от людей, а вера – от людей в отношении к Богу; вера делает того, кто обращается, небесным гражданином; вера соделывает человека, сотворенного из земли, собеседником Божиим; ничто не бывает хорошим вне веры. …Не должно, чтобы вера была лишена дел, для того, чтоб она не была поругаема; однако же вера – выше дел.
Святитель Иоанн Златоуст
…И тогда вмешается Христос. О вере и неверии
Неверие чрезвычайно распространилось в нашу эпоху. Но даже в тех, кто говорит, что не верует в Бога, присутствует скрытая малая вера. Как-то раз один паренек сказал мне: «Я не верю в то, что есть Бог!» – «Подойди-ка поближе, – сказал я ему в ответ. – Слышишь, как поет соловей? От кого получил он это дарование?» Несчастный юноша сразу же пришел в умиление. Жестокость неверия исчезла, и его лицо изменилось. В другой раз ко мне в каливу пришли два посетителя. Им было примерно лет по сорок пять, и жизнь, которую они вели, была очень мирской. Как мы, монахи, говорим, что «раз эта жизнь суетна, то мы отказываемся от всего», так и эти двое, еще будучи молодыми, решили прямо противоположное: что «иной жизни нет». А потому они оставили учебу и ударились в жизнь мирскую.
Они дошли до того, что превратились в развалины и душевно, и телесно. Отец одного из них умер от горя. Второй пустил на ветер имение матери и довел ее до сердечной болезни. После того как мы с ними поговорили, они взглянули на вещи иначе и сокрушались: «Мы стали ни на что не годны». Одному из них я дал икону для его матери. Я хотел дать икону и другому, но он ее не брал. «Дай мне, – говорил он, – одну из тех дощечек, которые ты пилишь. В Бога я не верю, но верю в святых». Тогда я ответил ему: «Будь человек зеркалом или крышкой от консервной банки, если на него не упадут солнечные лучи, то он не будет блестеть. Святые просияли от лучей благодати Божией, подобно тому как светила отражают солнечный свет».
…Однажды я сказал: «Видите светила? Они же не прикручены к верху гайками, кто-то удерживает их на небесной тверди. То, что предсказали о Христе пророки, исполнилось. Мы имеем стольких святых, бывших прежде страшными неверами, палачами, идолопоклонниками, но после уверовавших во Христа и засвидетельствовавших свою веру мученичеством. …Многие подвижники в пустыне, не имея месяцеслова и не зная, память какого святого совершается Церковью, говорят в молитве: “Святые дня, молите Бога о нас”. И святые являются им и открывают им свои имена… Потом подвижники смотрят в месяцеслов и убеждаются, что в тот день праздновались явившиеся им святые. Как вы это объясните?» После этого они меня спросили: «Почему же святые идут к монахам, а не помогают народу, испытывающему нужду?» – «Парни, – спросил я их в ответ, – вы сюда что, на самолете прилетели?» – «Нет, – говорят, – на машине приехали» – «Хорошо, а вы по дороге сюда, пока ехали, сколько видели часовен? Они же не выросли сами собой, как грибы после дождя. Святые помогли людям, и от благоговения они построили эти часовенки, возжигают в них лампадки. Духовные люди восходят вверх настолько, насколько отбрасывают материальное».
В любом случае, хотят этого люди или нет, придет время, когда все они уверуют, потому что зайдут в тупик. И тогда вмешается Христос.
Преподобный Паисий Святогорец
Стяжи веру – и будешь счастлив
Обрати все свое внимание на стяжание веры: она – спокойствие, блаженство твоего сердца и твоей жизни. Ты мучаешься сомнением или неверием: оно убивает тебя, лишает иногда плодов молитвы и причащения Святых Таин, вместо мира и радости в сердце поражая его смертельною тяжестью. Стяжи веру – и будешь счастлив.
«Аще имате веру и не усумнитеся» (Мф. 21:21), – говорит Господь, – то и горы можете переставлять. Смотри же: крепись, верный, и бойся единого мгновения сомнения; за мгновение сомнения будешь платиться многими часами сердечного мучения.
…Источник неверия есть гордость. Неверующий внутренне говорит: другие говорят так, а я не соглашаюсь с тем, что они говорят; я хочу верить и говорить иначе. Значит, неверие уничижает слова других и свои мысли сердечные, свои слова поставляет выше мыслей и слов других. Потому, чтобы иметь искреннюю, сердечную веру, непременно нужно смириться сердцем. Господь Спаситель, по человечеству Своему, был кроток и смирен сердцем и нам показал пример величайшего смирения.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Как Господь врачует неверие и отчаяние сердца?
Он дает сердцу испытать смерть духовную без веры и надежды, иначе: попускает диаволу умертвить сердце страшною скорбью и теснотой, от коих обмирает все существо человека – и душа, и тело, а потом вдруг по принятии Святых Таин или после сердечной, слезной молитвы вводит в человека, в его сердце, жизнь Свою, свет веры и надежды, мир, леготу, свободу – для того, чтобы человек, по крайней мере, из таких резких противоположностей в душе его, то есть из противоположностей жизни и смерти, познал, что есть Жизнодавец, без Которого мы умираем и душевно, и телесно, и есть виновник смерти – дух злобы, который поражает наше сердце и все существо смертию! Так было сегодня (20 мая, накануне воскресения) со мною. Разрушительный, адский огонь неверия и отчаяния палил грудь мою; мертвящая тяжесть, теснота давили мое сердце; ум оставался во мраке, тело изнемогало от душевных страданий и преклонялось к земле. Но лишь я причастился с верою Пречистых Тайн – внезапно все существо мое проникла животворящая теплота; я почувствовал благое и легкое бремя на сердце – Христа Господа. Тело получило силы. Я весь ободрился, воспрянул от уныния и воздал славу Богу, дивному в животе и смерти.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Благодать спасающая и милующая
Сошествие Святого Духа на апостолов. Новгородская икона. Конец XV – начало XVI вв. Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Сила благодати
До времени страдания Иисуса Христа на земле люди не знали благодати Духа Святого. Но когда Господь пострадал, Он Своим воскрешением на 50-й день ниспослал Духа Божия. И вот Дух Божий теперь пребывает и будет пребывать с нами до скончания века. И вот верующие теперь как бы живут Духом Божиим. Святой Иоанн Кронштадтский говорит: «Благодать – сила заступающая, милующая, просвещающая, спасающая, располагающая ко всякой добродетели». Вот и говорится, что явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/irina-bulgakova-8343/mudrost-spasauschaya-dushi-blagodatnye-dary-pravoslav/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.