Сахалинская хроника
Евгений Плотников
Сахалин. Загадочный и далекий. Остров, своими очертаниями напоминающий рыбу. Что знаем мы о нем? Какие люди там живут? Чем они занимаются?В «Сахалинской хронике» рассказывается об истории острова Сахалин, его географическом положении, этническом составе коренного населения, этимологическом значении названий острова и названий некоторых населенных пунктов. Произведение дополнено отрывками из романа автора, в которых описаны забавные приключения жителей одного из поселков северной части Сахалина.
Сахалинская хроника
Евгений Плотников
Иллюстратор Евгений Плотников
Дизайнер обложки Евгений Плотников
© Евгений Плотников, 2024
© Евгений Плотников, иллюстрации, 2024
© Евгений Плотников, дизайн обложки, 2024
ISBN 978-5-4496-0434-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
САХАЛИН
Остров Сахалин находится на Дальнем Востоке у восточного побережья Евразийского континента. От материка Сахалин отделен Татарским проливом и в самом узком его месте, называемом проливом Невельского, имеет ширину 7,3 километра. Кстати, именно Геннадий Иванович Невельской (1813—1876) на военно-транспортном корабле «Байкал» прошел между Сахалином и материковой частью, доказав, что это остров. Ранее, основываясь на мнение Ивана Федоровича Крузенштерна (1770—1846), в России считали Сахалин полуостровом; тогда как японские мореплаватели, такие как Мамия Риндзо (1780—1844), а японцы, естественно, тоже занимались исследованием Сахалина и близлежащих островов, изначально утверждали обратное.
Сахалин омывается Охотским и Японским морями, по своей конфигурации напоминает рыбу. Остров расположен меридионально, то есть с севера на юг, в длину простирается на 948 километров, площадь составляет 76,4 тысячи квадратных километров. Северная оконечность острова – полуостров Шмидта, южная – полуостров Крильон. От японского острова Хоккайдо отделен проливом Лаперуза шириной 43 километра; так же как пролив Невельского, этот пролив в зимний период замерзает. Полуостров Терпения – восточная часть Сахалина, напоминающая по форме спинной плавник рыбы, находится в Охотском море, его южная точка – мыс Терпения.
Если сравнивать с европейской частью России, то Сахалин расположен на широте Волгограда (средняя его часть). Правда, холодное Охотское море вносит свои коррективы в климатические условия острова, опровергая тем самым термин «Сахалин – вторые Сочи», высказанный Н. С. Хрущевым (1894—1971; руководитель СССР с сентября 1953 года по октябрь 1964 года) во время посещения Сахалина осенью 1954 года.
Коренной состав жителей острова – это палеоазиатские народы нивхи и айны. Нивхи обитали на территории устья реки Амур и северной части Сахалина. Айны, соответственно, в южной части Сахалина, Курильских островах и на острове Хоккайдо. Основным занятием у них было рыболовство, охота и собирательство. Позже на север острова мигрировали тунгусоязычные народы – эвенки, ульта (ороки) и якуты. Преимущественное их ремесло – оленеводство.
Слово «Сахалин» происходит от маньчжурского «Сахалян-Улла» и означает «Черная река». Так в Маньчжурии (впоследствии северная часть Китая, граничит с Россией) называли реку Амур. Черной рекой называли Амур и местные тунгусо-маньчжурские народы (нанайцы, ульчи, удэгейцы, ороки, орочи и негидальцы), так как его вода более темная по сравнению с водами многочисленных рек в него впадающих. Созвучно этому определению и перевод китайского названия реки Амур – Хэйлунцзян («река Черного Дракона»).
По другой версии слово «Сахалин» произошло от китайско-маньчжурского названия горного хребта Сихотэ-Алинь, расположенного вдоль восточного побережья Евразии, напротив острова Сахалин. «Си» означает «запад», «хэ» – «река», «та» – «большой», «алинь» – «горный хребет». Следовательно, Сихотэ-Алинь можно перевести как «Большой хребет в низовье рек, текущих с запада». Чтобы узнать каким образом наименование «Сахалин» попало на географические карты, необходимо вернуться к теме открытий.
В результате поражения России в Русско-Японской войне южная часть Сахалина к югу от пятидесятой параллели отошла к Японии.
Знакомясь с южной оконечностью Сахалина, можно прийти к выводу, что полуостров Крильон носит название какого-то морского обитателя; например, морских планктонных рачков называют крилем. На самом деле Луи де Крильон (1543—1615) – это крупный военный деятель Франции. Так полуостров назвал его соотечественник, французский мореплаватель Жан-Франсуа де Лаперуз (1741 – примерно 1788). Совершая путешествие, он ориентировался на составленные французскими географами карты, где над рекой Амур, у его устья, значилась надпись «Сагалиен анга хата» (или «Сахалян анга хата»), что с маньчжурского переводится как «Скала в устье Черной реки». На карты ошибочно нанесли это наименование на остров и постепенно к нему привыкли.
В Японии изначально Сахалин значился как Кита-Эдзо (Северный Эдзо; Эдзо – раннее название Хоккайдо). Эдзо (или эмиси) на японском языке означает «волосатые варвары» и относится к коренным обитателям Японских островов, таким как айны. В дальнейшем остров получил другое японское название – Карафуто, оно происходит от искаженного айнского выражения «Камуй-кара-путо-я-мосир» и означает «Земля бога устья».
Важно уточнить, что существует несколько вариантов происхождения слова «Карафуто» – «китайский остров», «березовый остров». Есть также мнение, что Карафуто происходит от японских слов «кара» («пустота»), «футо» («толстый», «обширный»), получается, Карафуто – «пустое пространство». В равной мере предполагают, что Карафуто происходит от айнского названия острова – Карапту, образованного от айнских слов «коропок-ун-кур», что означает «жители землянок» («кур» по-айнски значит «человек»). Правда, оно больше подходит к названию Курильских островов. Используется в Японии по отношению к острову и слово «Сахарин» (звука «л» в японском языке нет).
У Сахалина есть еще одно название; нивхи нарекли его Ых-миф, а себя – ыхнивн, то есть житель Ых-мифа. С восточной стороны Ых-миф омывается водами Пила-Керкк – Большого моря (Охотское море), а с западной – водами Матькы-Керкк – Малого моря (Сахалинский залив и Татарский пролив). На севере Ых-мифа расположен Миф-тёнгр – Голова земли (полуостров Шмидта). Ногами же земли, соответственно, является полуостров Крильон.
После исследования острова российскими и японскими мореплавателями, Сахалин с 1855 года находился в совместном владении России и Японии. В 1875 году Россия обменяла северные Курильские острова на Сахалин, получив его в свое полное единоличное владение. В результате поражения России в Русско-Японской войне, проходившей в период с 1904 по 1905 год, южная часть Сахалина к югу от пятидесятой параллели отошла к Японии. Русские жители, за исключением нескольких семей, покинули Южный Сахалин.
На своей новой территории японцы образовали префектуру Карафуто с административным центром в городе Оодомари (Корсаков). Эмблема префектуры Карафуто представляла собой три березовых листа и три березовых сережки между ними (возможно отсюда и предполагаемая трактовка слова «Карафуто» – «березовый остров»). Впоследствии они перенесли администрацию во вновь построенный населенный пункт.
Новый город был основан в глубине южной части острова в долине реки Сусуя. Во время освоения Сахалина Россией на этом месте находилось село Владимировка, которое по официальной версии появилось 6 августа 1882 года в результате заселения острова русскими людьми, главным образом ссыльными поселенцами. Название села происходит от имени начальника Южно-Сахалинского округа, как, впрочем, и названия большинства русских населенных пунктов и крепостей были образованы от имен военачальников, осуществляющих свою деятельность на Сахалине.
Владимировка располагалась в широкой Сусунайской долине, окаймленной с запада грядой Мицульского хребта Западно-Сахалинских гор, а с востока сопками Сусунайского хребта. Название долины происходит от названия реки Сусуя, что в переводе с айнского означает «проход между скалистых берегов»; образовано от слова «сусу» – «проход» и слова «я», означающего «земля, горы, скалистый берег». Река Сусуя имеет более двадцати притоков, стекающих с окружающих ее горных хребтов.
Местность долины реки Сусуя японцам очень понравилась. Там они и решили построить город, будущую столицу губернаторства Карафуто. Строили его не в самом селе Владимировка, а южнее; вырубали лес, русское кладбище, которое попало в зону строительства, аккуратно перенесли. Японцы, также как и русские, особо не обременяли себя выдумыванием названий при переименовании имевшихся или вновь создаваемых городов и поселков. Владимировку они переименовали в Харуки по фамилии японского военачальника, подразделение которого первым вошло в это село. Такое же название они присвоили и речке Красносельской (приток Сусуи). Что касается нового административного центра, то для него придумали поэтическое название – «Тойохара», с японского языка оно переводится как «Богатая, плодородная долина».
Владимировка сначала являлась пригородом, а впоследствии вошла в городскую черту. В результате интенсивной застройки Тойохары и развития города, в северной части на месте села Владимировка расположились промышленные предприятия, а в южной части, заложенной японцами, сосредоточились жилые кварталы и административные здания. Русские постройки за исключением нескольких строений, не сохранились.
Во время Второй мировой войны Советским Союзом с 9 августа по 2 сентября 1945 года была проведена военная кампания по разгрому группировки Императорских вооруженных сил Японии расположенных на Южном Сахалине и Курильских островах. Вследствие поражения Японии в войне Южный Сахалин и все Курильские острова были присоединены к СССР (вошли в состав РСФСР). Город Тойохара 4 июня 1946 года был переименован в Южно-Сахалинск и впоследствии стал административным центром области, состоящей из объединенного Сахалина и Курильских островов. Датой основания города принято считать 6 августа 1882 года – год появления села Владимировки.
Японское население, включая айнов, было депортировано из Южного Сахалина в Японию. Остров покинули в основном граждане Страны восходящего солнца. Оставались корейцы, которых японцы привезли на Сахалин в качестве рабочей силы; также предпочли остаться некоторые граждане Японии, состоявшие в семейных отношениях с лицами, не имевшими японского гражданства. Айны, что остались и проживали на Сахалине, постепенно растворились среди других народов и полностью исчезли. Последняя представительница айнской национальности умерла в первой половине 70-х годов XX века.
Массовое заселение Сахалина переселенцами из материковой части СССР началось в начале 1950-х годов и продолжалось до конца 80-х годов того же столетия. Движение людей было не равномерным на протяжении указанного периода времени, пик пришелся на его начало, что вполне естественно; граждане со всех концов страны переезжали как на постоянное место жительства, рассматривая Сахалин основным местом своего проживания, так и временно, что называется, «на заработки».
Начало 1970-х годов. Недавно построенный поселок Нефтегорск. Полностью уничтожен в результате землетрясения 1995 года. Фото из семейного архива.
Оценить масштаб переселения можно на примере одного населенного пункта, расположенного в северной части Сахалина неподалеку от полуострова Шмидта – небольшого эвенкийского стойбища Оха. Если в середине 40-х годов в этом стойбище проживало всего пять русских семей, то в начале 70-х годов это был уже настоящий русский город с населением более 30 тысяч жителей. Вполне даже себе достойный районный центр с типовыми пятиэтажными домами, называемыми в народе «хрущевками», с наличием общественного транспорта на дорогах, заведениями социально-культурного и бытового назначения.
Причиной, побудившей направить людской поток на Сахалин, послужило промышленное освоение природных ресурсов острова. Нефтегазодобывающей отраслью была охвачена преимущественно северная часть; показательно отметить тот факт, что Южно-Сахалинск был областным административным центром, тогда как город Оха стал столицей сахалинских нефтяников.
В южной части добывали уголь – так на карте острова появился город Углегорск. Во время японского владения Южным Сахалином город назывался Эсуторо. Стоит отметить развитие лесозаготовительной отрасли, которая обеспечила работой целлюлозно-бумажный завод в городе Чехове, удовлетворяющего потребности острова в бумажной продукции. Целлюлозно-бумажная промышленность была главной отраслью города, во времена префектуры Карафуто называвшегося Нода. Кстати сказать, сам целлюлозно-бумажный завод основан в этой самой префектуре в феврале 1922 года как акционерное общество «Оози». С 2004 года в результате экономических преобразований город Чехов потерял статус города и стал селом.
Что может прийти в голову при упоминании об острове Сахалин? Рыболовецкие сейнеры, рыбаки и выловленная ими рыба. Разумеется, и добыча с переработкой морепродуктов также нашли свое место в промышленном потенциале Сахалинской области.
В период японского владения Южным Сахалином на юге острова была построена железная дорога, имеющая отличительную особенность по сравнению с железнодорожным транспортом материковой России. Отличие состояло в ширине колеи – в странах бывшего СССР, Финляндии и Монголии используется так называемая «Русская колея» равная 1520 мм (изначально 1524 мм, осталась в Финляндии); в Японии нашла применение «Капская колея» (название происходит от английской колонии на юге Африки), размер которой составляет 1067 мм.
Довольно продолжительное время на Сахалине функционировала железная дорога с «Капской колеей» и использовался японский подвижной состав. Эту железную дорогу впоследствии продлили на север острова. Работы по реализации строительства проводились в несколько этапов и в 1979 году достигли поселка Ноглики, ставшего, на довольно таки длительный срок, крайней точкой Сахалинской железной дороги на севере острова (не считая узкоколейную железную дорогу с шириной колеи равной 750 мм).
После почти шестидесятилетней эксплуатации железную дорогу на Сахалине решили перевести на стандарт «Русской колеи», также решили заменить и эксклюзивные японские вагоны. В августе 2019 года переход на «Русскую колею» полностью завершился. Практически ничего не осталось от архитектуры города Тойохара; часть деревянных построек сгорела, что-то заменили, построили новые дома и Южно-Сахалинск превратился в обычный российский город.
НОГЛИКИ
Из отчетного доклада о работе медицинской части Сахалинской культбазы народов Севера, 1932 год
Ноглики – это населенный пункт, расположенный на северо-востоке острова Сахалин на правом берегу реки Тымь в девяти километрах от ее впадения в Ныйский залив Охотского моря. Он является административным центром территориальной единицы в рамках существующего на Сахалине административно-территориального деления.
Слово «Ноглики» происходит от одноименного названия небольшой реки – Ноглики. Нивхи, коренной народ северной части Сахалина, называли эту речку «Ноглын-нги», что означает «Пахучая (вонючая) река», а стойбище, на месте которого расположен теперешний районный центр, «Ноглын-во». Необходимо уточнить, что к названию населенных пунктов нивхи всегда прибавляли частицу «во», что по-нивхски означает «селение», получается «Ноглын-во» – «поселение там, где воняет».
На первый взгляд может показаться, что выбор места для проживания у речки с таким неблагозвучным названием выбран не совсем удачно. В результате все довольно просто; дело в том, что на Сахалине сосредоточены богатые залежи углеводородов, добыча которых стала основополагающей отраслью промышленности особенно во второй половине XX века. Нефть просачивалась сквозь землю, попадала в реки и текла по поверхности небольшими маслянистыми пятнами.
На языке нивхов слово «тылгур» означает «легенда, предание, сказание». Так вот один из таких тылгур трактует происхождение название речки Ноглики следующим образом. Шел как-то по тайге охотник-нивх. Захотелось ему пить. Он подошел к небольшой реке, зачерпнул в ладони воду, поднес ее к губам. Вместе с водой к нему в руки попало просочившееся сквозь землю маслянистое нефтяное пятно. Чуткие ноздри охотника уловили непривычный запах. Он встряхнул руками и произнес: «Ноглын-нги!» Так это название закрепилось за небольшой речушкой, мелеющей во время отлива до размеров широкого ручья.
В данном случае эта история неким образом опровергает понятие «деньги не пахнут». Сами денежные знаки (купюры, монеты) может и не пахнут. А «черное золото», как еще называют нефть, пахнет. И этот запах приносит тем странам, которые имеют на своей территории запасы нефти, солидную прибыль. Хотелось бы подчеркнуть, именно странам (или отдельным представителям стран), но не всегда конкретным народам.
Место для культбазы
Культбаза расположена на восточном побережье в селе Ноглики на правом берегу реки Тымь в шести километрах от места впадения ее в Ныйский залив. Село Ноглики является административным центром Восточно-Сахалинского туземного района, образованного 14 декабря 1929 года в составе Сахалинского округа Дальневосточного края РСФСР. На территории культбазы имеются следующие постройки: здание больницы, школы (двухэтажный дом), три жилых дома для сотрудников, несколько мелких зданий под жилье, складское помещение, ледник, собачник, мастерские и другие. В зданиях культбазы помещаются также РИК, райком ВКП (б) и райком ВЛКСМ. Оборудование здания больницы еще не доведено до конца, так как пароходы со строительным материалом для базы ушли во Владивосток невыгруженными из-за штормов. Планом предусмотрено возведение еще целого ряда зданий, таких как лаборатория для медицинской и ветеринарной частей, ветеринарная амбулатория со стационаром, здание для РИКа, дом туземца и несколько жилых зданий. Лес для них заготовлен, деньги также частью отпущены.
15 мая 1925 года окончилась пятилетняя оккупация Северного Сахалина японскими войсками, длившаяся с 1920 по 1925 год. Японская интервенция началась 5 апреля 1918 года, когда Япония высадила свои войска во Владивостоке; интервенция охватила Приморскую, Амурскую, Забайкальскую области и Северный Сахалин. С окончанием японской оккупации на острове установилась Советская власть. 15 мая 1925 года в городе Александровске-Сахалинском, административном центре Северного Сахалина, состоялся торжественный митинг, на котором было решено переименовать главную площадь города и назвать «Площадь имени 15 мая». Впоследствии в честь события 15 мая назвали и одну из улиц в поселке Ноглики.
12 мая 1925 года на Северном Сахалине был образован Сахалинский округ с центром в городе Александровске-Сахалинском, в состав которого вошли четыре района: Александровский, с центром в городе Александровске, названного в честь императора Александра II; Охинский, с центром в поселке Охе (с эвенкийского языка переводится как «нехорошее место» из-за большой загрязненности воды нефтью); Рыбновский, с центром в селе Верещагино; Рыковский, с центром в селе Рыковском.
На тот момент населенный пункт Ноглики входил в состав Охинского района. 10 февраля 1930 года состоялся первый туземный съезд, который подтвердил принятое решение о создании Восточно-Сахалинского туземного района с центром в Ногликах. В это время на месте поселка было нивхское стойбище, состоящее из нескольких домов, приспособлений для сушки рыбы и пяти-шести домиков, оставленных японцами.
20 октября 1932 года Восточно-Сахалинский туземный район в составе Сахалинского округа вошел в Дальневосточный край РСФСР (с 20 октября 1938 года – Хабаровский край), а со 2 января 1947 года включен в состав Сахалинской области РСФСР.
1 февраля 1963 года вместо Восточно-Сахалинского туземного района образован Ногликский промышленный район Сахалинской области с центром в рабочем поселке Ноглики. 12 января 1965 года в связи с упразднением системы сельских и промышленных районов образован Ногликский район с центром в поселке Ноглики.
С 1 января 2005 года Ногликский район наделен статусом «Муниципальное образование „Ногликский городской округ“» с административным центром в поселке городского типа Ноглики. Кроме административного центра в муниципальное образование входят села: Катангли (происходит от нивхского слова «ккъатлан» – «быть крепким, терпким», то есть «терпкая густая река», получившая название из-за своеобразного привкуса воды от нефти); Вал (от орочонского слова «вала» – «удачливый»); Даги (от орочонского «даи» – «большая речка»); Чайво (от нивхского «чайво» – «высыхающее место», по другой версии – от названия травы «чайм»); Морской Пильтун (в переводе с нивхского языка означает «большой палец»). Также в состав «Ногликского городского округа» входят села Комрво, Эвай, Венское, Горячие Ключи, сельскохозяйственное село Ныш и железнодорожная станция Ныш-2.
Культбаза – культурно-просветительская база. Одна из форм культурного строительства в СССР. Советское правительство, учитывая особые бытовые условия народов Крайнего Севера, а также их большую территориальную разбросанность, приступило к созданию комплексных социально-культурных учреждений – культурных баз (культбаз). Начальный период строительства на Севере 1926—1935 годы. Культбазы должны были обслуживать как кочевое, так и оседлое население. Они были нужны для разъяснения своей идеологии и культуры коренным жителям Северо-Востока, а также для борьбы с неграмотностью, различными заболеваниями и эпидемиями. Инициатива создания культурных баз на Севере принадлежала Комитету Севера при Президиуме ВЦИК.
ВКП (б) – Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков). Правящая партия в СССР, переименована из Российской коммунистической партии (большевиков) на проходившем в 1925 году XIV партийном съезде в результате образования в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик (СССР). С 1952 года после XIX съезда партии называлась Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС).
ВЛКСМ – Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (комсомол), общественно-политическая молодежная организация, работавшая под руководством Коммунистической партии Советского Союза. В 1918 году был создан Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ), в 1924 году ему было присвоено имя В. И. Ленина – Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ). В 1926 году в связи с образованием СССР комсомол был переименован во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи.
РИК – районный исполнительный комитет. Исполком выполнял функции управления, был подотчетен Совету – представительному органу государственной власти СССР. Аналог администрации района.
Хотя культбаза расположена не в туземном селении, но в смысле возможности обслуживания населения восточного побережья и долины реки Тымь лучшего места придумать нельзя. Село Ноглики находится на стыке трех дорог, в центре узлового сообщения. Отсюда идет дорога на север, юг и запад, отсюда одинаково недалеко (три дня) до северной и южной оконечности района, отсюда ближайшая дорога до города Александровска – три-четыре дня зимой.
База отличается одним существенным недостатком – на ее территории до настоящего времени нет дома туземца. Каждый раз, когда туземцы приезжают навестить, своих детей-школьников или привозят своих родных в больницу, приходится искать место для устройства приезжих и часто за отсутствием такового помещать их в интернат при школе.
В Ногликах находится также КПП (1) ОГПУ и с 1930 года проживает несколько сотен рабочих, обслуживающих АСО.
ОГПУ – Объединенное государственное политическое управление, создано 15 ноября 1923 года. На этот орган возлагалось ведение всей разведывательной и контрразведывательной работы, а также борьба с бандитизмом. Функции ОГПУ 10 июля 1934 года перешли к Главному управлению государственной безопасности НКВД СССР.
НКВД – Народный комиссариат внутренних дел. Аналог Министерства внутренних дел (МВД).
АСО – аварийно-спасательное обеспечение либо аварийно-спасательный отряд.
Состав населения
Всего на территории района насчитывается около 3050 человек, из которых: русских – около 1500, прочих европейцев около 100, японцев 215 (из них 6 женщин), китайцев и корейцев около 200; народов Севера – 1037 человек, которые включают в себя – гиляков 733, эвенков (тунгусов) – 170, ульта (ороков) – 144, якутов – 9, айнов – 1. Населенных пунктов всего 59, состоящих из оседлых поселений и кочевых, то есть временных стоянок кочевых эвенов и ульта. Гиляки живут в 30 населенных пунктах, из них только 2 – смешанные.
Стоянок, где проживают исключительно ульта, – шесть. Они живут и кочуют только на восточном побережье Сахалина. Когда пришли на остров, ульта не помнят, кочуют они небольшими группами из одного или двух родов. С приближением весны они перебираются к морским побережьям для охоты на нерпу. Летом и осенью располагаются около мест с рыбной ловлей, на зиму перекочевывают в тайгу для охоты на пушного зверя, а по ее окончании – вблизи тех мест, где возможны заработки на перевозках грузов и пассажиров.
Эвенки пришли на Сахалин менее 100 лет назад, живут и кочуют в районе Ныйского, Чайвинского и Пильтунского заливов по речкам Чачи, Даги, Аскасай, Вал, Хандуза, Паромай и Сабо. Русских людей эвенки называют «лучакан».
Русские живут в восьми пунктах и состоят из переселенцев и рабочих, завербованных на рыбные промыслы, в нефтяные и лесозаготовки.
Японцы проживают в пяти пунктах – кроме нефтепромыслов в их арендном пользовании находятся три рыболовных места на территории Ныйского поссовета, которые работают только во время хода кеты. Еще недавно, ко времени организации культбазы летом 1929 года, в районе кроме туземцев проживало около 300 человек.
Заработки туземцев, в особенности гиляков, были ничтожные – хозяйство их было почти исключительно натуральным. К настоящему времени картина совершенно изменилась. Организовано семь туземных колхозов со 115 человек рабочей силы. На убой морского зверя количество людей увеличивается, так как выходят и старики. Всего было в 1931 году охотников на нерпу и ловцов 158 человек.
Эвенки и якуты
В культурном отношении они занимают среди сахалинских туземцев первое место. Главное их богатство – олени, из которых часть всегда следует за своим хозяином, а часть бродит по тайге в полудиком состоянии. Самое большое стойбище состоит из 70 жителей, но чаще – маленькие от 5 до 12 палаток. Летом перебираются поближе к морю, некоторые входят в рыболовные артели. На зиму – опять в тайгу, ближе к оленям и объектам промысла. В поисках корма для оленей передвигаются с места на место со своими жилищами и имуществом. Маленьких детей перевозят в колыбельках, представляющих собой лубяную коробочку, согнутую под тупым углом. Живут в палатках из полотна, отапливаемых железной печью. Пол устлан густым слоем веток хвойных деревьев – на них же, подстилая под себя оленьи шкуры, спят, покрываясь одеялами и ношеным платьем. Кроме палаток жилищем эвенка является также правильный конус из жердей с круглым основанием, обтянутый оленьими кожами.
Ульта
Русское влияние в их быту сказывается значительно слабее, чем у эвенков и якутов. Южной границей их обитания является Луньский залив, так как они усиленно занимаются рыболовством. Кроме палаток жилищем ульта является юрта с удлиненным овальным основанием, у которой жерди наверху нельзя свести в одной точке. Все ульта говорят хорошо на языке эвенков (тунгусском) и по-русски. По-гиляцки говорят все пожилые и большинство молодежи. Между ульта и гиляками довольно дружеские отношения. Эвенки, якуты и ульта носят одежду русского покроя. Зимой одеваются в оленьи дохи, женщины часто в шубы на лисьем меху. Обувь носят летом покупную и самодельную из выделанной под замшу оленьей кожи, а зимой исключительно торбаза из оленьих лапок с меховыми чулками внутри.
Ульта (ороки) транспортного собаководства не имели, нивхских и айнских собак они не приобретали из-за их неуживчивости с оленями. Ульта содержали породу оленегонных лаек тунгусского типа, которых, возможно, привели с собой при иммиграции на остров. Эти собаки были хорошо приспособлены к оленеводству, карауля стада и не давая оленям разбредаться. Также собаки ульта прекрасно проявляли себя и в охоте на медведя, дикого оленя и пушного зверя. Данная порода собак высоко ценились у нивхов и айнов именно в качестве охотничьих.
Ульта и нанайцы называли нивхов «гиллы». Отсюда и прозвище «гиляк», закрепившееся за нивхским народом. Объясняется это названием территории обитания нивхов, которую ульта именовали «Гилла», то есть земля нивхов, а «гиляком» называли жителя «Гиллы».
Стоит отметить, что вслед затем термин «гиляк», употреблялся русскими жителями на бытовом уровне в отношении всех коренных народов Северного Сахалина, а с течением времени «местными гиляками» называли себя и некоторые русские, постоянно проживающие в северной части острова.
Гиляки
Гиляцкие стойбища расположены на берегу моря, заливов и по берегам реки Тымь селениями, состоящими от 2 до 12 домов. Часть из них имеет постоянные дома, часть на зиму переезжает в зимники, в тайгу, там деревья защищают от ветра и дрова для топки находятся близко. В каждом летнем селении расположены юкольники для сушки рыбы. За ними идут амбары и жилища. Амбары почти все поставлены на сваях, чтобы избежать почвенной сырости, лестницу здесь заменяет толстый кол с зарубками. У домов обычно расположен ряд крепко вбитых кольев, к которым привязывают нартовых собак. В каждом стойбище можно увидеть несколько медвежатников – бревенчатые срубы-клетушки, заваленные сверху камнями. Часто видны и высокие клетки на столбах, где выращивается ради шкуры лисенок. На зимниках еще есть особый вид построек – собачники, где во время сильных морозов и буранов помещаются собаки.
У нивхского народа есть тылгур (предание), в котором говорится, что нивх произошел от лиственницы, поэтому у него красное как у лиственницы тело (имеется в виду загорелое, цвета древесины лиственницы). А орнгар – так нивхи в свою очередь нарекли ульта (ороков) – произошел от пихты, поэтому у него тело белое, такое же, как цвет ее древесины.
Жилище нивхов состояло из основного жилого помещения, называемого «то-раф», и летнего, который именовался «ке-раф». Рядом с домами находились «нё» – хранилища (амбары на столбах), а также каркасные вешала «ха’сы», предназначенные для сушки вяленой рыбы – «ма» (юколы).
Для приготовления юколы рыбьи тушки, в основном это была кета и горбуша, тщательно промывались в воде и потрошились. Затем они разрезались вдоль позвоночника, немного не доходя до хвоста, и разделялись на две половины, оставаясь соединенными в хвостовой области. Эта работа требовала определенной сноровки, поскольку разрез должен быть ровным и без зазубрин, чтобы влага стекала, а не задерживалась во впадинах; рыба, таким образом, быстрей сохла и не портилась. Считалось большой удачей, если удавалось обзавестись ножом, сделанным из японского меча – катаны. Позвоночник и крупные кости удалялись, голова либо отделялась, либо оставалась на одной из половин. После чего рыбу развешивали на «ха’сы» (жердь из ствола тонкого дерева на двух козлах), установленных на ветру.
В процессе приготовления юколы тушки не солили и не использовали никаких специй, благодаря этому юкола хорошо утоляла голод и не вызывала жажду. Также юкола использовалась в качестве корма для собак. В основном юкола из кеты была красного цвета. Особо ценилась у нивхов белая юкола, которую делали из нерестовой кеты. Стоит заметить, что когда кета добирается до мест нереста и находится продолжительное время в пресной воде, цвет ее мяса становится светлым.
Одним из видов транспорта у нивхов были нарты. В качестве ездовой силы использовались нартовые собаки. Они не очень крупных размеров, так как по утверждению нивхов, большие собаки отличаются силой, но не выносливостью и поэтому не в состоянии тянуть груженые нарты при совершении длительных переходов. Высота в холке сахалинских ездовых собак 46—56 сантиметров, вес 20—30 килограмм; цвет шерсти многообразен – от багряного до черного. Различаются собаки также по внешнему виду и длине волосяного покрова. Интересно отметить, что нивхи кобелям хвосты купировали, у сук же хвосты оставляли.
Транспортное собаководство было наиболее развитым у нивхов. Существовала хорошо отработанная система селекции, которая включала приемы отбора, выбраковки, сортировки, ухода, воспитания, кормления и дрессировки нартовых упряжных собак. Летом, когда собаки не привлекались к работам, они содержались на воле; собак в это время практически не кормили, предоставляя им полную свободу по добыванию пропитания.
Формировавшаяся нивхами порода нартовых собак, выделявшихся неприхотливостью, сравнительной легкостью в содержании, высоко ценилась на острове. Это были выносливые, быстроходные животные, способные к дальним перевозкам по пересеченной местности и транспортировке тяжелых грузов. В упряжке насчитывалось от семи до тринадцати собак вместе с вожаком; в таком составе упряжка, запряженная в нарты, способна бежать с поклажей подряд по восемь-десять часов, совершая редкие перерывы по пятнадцать минут. Надо сказать, что собаки везут нарты только на голодный желудок и в это время им на пути лучше не попадаться. Когда животные прибывают в пункт назначения, им дают корм, в основном юколу. После приема пищи четвероногие труженики обычно засыпают до утра.
Нивхи использовали ездовых собак не только зимой. Когда море очищалось ото льда, собак впрягали в постромки и привязывали к лодкам; крепилась упряжь в носовой части лодки и за обращенный к берегу борт. Собаки бежали вдоль кромки моря, у самого края воды, и транспортировали лодки с хозяевами на весьма длинные расстояния. Подготовленные ездовые собаки в час преодолевали более двадцати километров.
В качестве транспортного средства нарты на Северном Сахалине использовались довольно продолжительное время, даже в середине XX века. В 30-е или 40-е годы, чтобы в осенне-зимний или зимне-весенний период добраться из населенного пункта Ноглики до административного центра Сахалинского округа города Александровска-Сахалинского, который расположен на противоположной стороне острова, на побережье Татарского пролива, нужно было на собачьей упряжке сначала доехать до села Дербинского, находящегося выше по течению реки Тымь; затем пересесть на грузовой автомобильный транспорт и на нем прибыть в административный центр Сахалина. Такой путь совершали, например, призывники на сборный пункт Военного комиссариата.
Село Дербинское появилось как поселение ссыльных каторжан. Его основали 5 июля 1880 года и назвали по имени смотрителя тюрьмы. Данный деятель, звавшийся Дербин, отличался совершеннейшим отсутствием какой-либо политкорректности и был убит каторжниками за жестокое с ними обращение. Иногда случалось так, что заключенные убегали из мест своего заточения. Надо заметить, что не все арестанты отбывали наказание за политические диссидентские взгляды и могли похвастаться наличием хорошего воспитания или очаровать постороннего человека изысканными манерами, демонстрируя владение хорошим французским языком; беглые каторжане какое-то время бродили по лесам, в поисках пищи наведывались на стоянки местного нивхского населения, отбирали еду, насиловали женщин. Нивхи называли таких беглых каторжников «кытьк». 15 ноября 1949 года село переименовали в Тымовское – название происходит от реки Тымь, искаженное нивхское слово «тыми» переводится как «нерестовая река» (где «тымы» означает углубление на дне реки, в котором нерестится рыба, а «и» – река).
Если же возникала необходимость покинуть остров или, наоборот, посетить его, то самым распространенным, а зачастую основным путем было морское путешествие. Город Александровск-Сахалинский – это портовый город, омываемый водами Александровской бухты, от которой, собственно, и получил свое название. Необходимо сделать небольшое уточнение, поскольку Александровский порт является сезонным, то есть морская навигация проходит с апреля по декабрь (это в лучшем случае), в остальное время воды бухты и Татарского пролива покрываются льдом. Толщина льда варьируется от 0,7 до 1 метра, иногда достигает и 1,5 метра, к тому же бывают подвижки льда и его сжатие. Сам по себе Татарский пролив – не ласковые воды побережья юга Франции или Египта, там случаются частые штормы, высота волны достигает 4 метров. Таким образом, путь с Сахалина до Большой земли, или как говорят на острове, до Материка, в то время был совсем не простым.
Продолжая тему труднодоступности, можно упомянуть об одном историческом событии в жизни страны, произошедшем в 1953 году. Дело в том, что через три недели после смерти Сталина, руководство СССР объявило амнистию для отбывавших в местах лишения свободы заключенных. 27 марта 1953 года был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии», согласно которому из мест заключения надлежало освободить 1 миллион 203 тысячи человек.
Амнистия не обошла стороной и лагеря, расположенные на Сахалине. Скопившиеся на острове бывшие заключенные столкнулись с транспортной проблемой. Оказалось, что покинуть Сахалин всем сразу было невозможно. Вплавь ведь не поплывешь. Оставалось только одно – ждать оказии.
Карта острова Сахалин
За этот период, пока на острове находились освободившиеся заключенные, не было совершено ни одного правонарушения; в отличие от остальной территории страны, где преступность резко возросла. Объяснялось это тем, что лидеры преступного мира распорядились не совершать преступления, пока не удастся покинуть остров. Запрет неукоснительно соблюдался, причем даже местными уголовниками.
В некоторых стойбищах, таких как Пильтун, Чайво, Ныйво, Погово и других, построены новые дома. В большинстве же случаев жилищем гиляков является юрта, низенькая, несколько врыта в землю, бревенчатая с отверстием вверху для выхода дыма. Полы деревянные, имеется потолок и крытая берестой крыша. Некоторые дома потолка не имеют, только крышу. Окна почти везде стеклянные. Вокруг стен нары-лежанки, на них ночью спят, а днем убирают к стенам. Над нарами для маленьких детей подвешена колыбелька – это корытце, в которое крепко завязывается запеленатый в тряпки ребенок. Кроме головы он не может шевельнуть ни одной частью тела. У нижнего конца имеется отверстие, через которое стекают нечистоты в привязанную берестяную коробочку. Хотя непривычному глазу на первый взгляд кажется, что колыбелька является истязанием для ребенка, на самом деле ребенок чувствует себя очень хорошо и никогда не плачет, если сыт и чист, часто сам играет, покачивая всем своим туловищем колыбельку.
Одежда у гиляков вся из покупных тканей – как у мужчин, так и у женщин одного покроя. У женщин одежда украшена цветными нашивками и медными блестками. На ногах носят высокие сапоги из нерпичьей кожи и шкуры, нередко можно встретить и из оленьей; ради тепла в сапоги кладут еще немного сухой травы или носят чулки из собачьего меха. Зимой носят халаты ватные, на голове шапки из нерпичьей кожи или из собачьего меха. Летом благодаря сильному росту волос большей частью обходятся без головных уборов, у кого есть, носят шляпу. Поверх халата зимой носят доходящую до колен шубу из двух слоев собачьих шкур. Как женщины, так и мужчины волосы носят длинные, заплетенные в косы. Стригутся и бреются пока еще немногие.
Предмет женской одежды – «ухт» – представлял собой халат, украшенный по краям полы красивым орнаментом. В тех домах, в которых были грудные дети, подвешивалась «тякк» – люлька для детей. Посуда у нивхов, сделанная из бересты, называлась «тык».
Нивхи жили в единении с природой. Никогда нивх не срубал просто так дерево и не убивал без надобности зверя. В противном случае Курнг мог жестоко наказать людей (Курнг – всевышнее божество у нивхов; другой представитель пантеона – Тайхнад – создатель всего живого на земле).
В давние времена, как гласит один из тылгур, осенью по рекам, ведомая инстинктом продолжения рода, шла на нерест рыба. Хороший выдался год; много рыбы было. Нивхи сделали богатые запасы, насушили вдоволь юколы. А рыба все шла и шла. Тогда нивхи, позабыв о чувстве меры, откусывали у выловленной рыбы хрящ и выбрасывали ее.
Следующий год был очень тяжелым – мало рыбы пришло нереститься и нивхи не смогли сделать необходимые запасы. Несладко пришлось людям. Это Курнг показал свою силу и свою власть.
Состояние грамотности
Своей письменности у сахалинских туземцев нет. В настоящее время в институте народов Севера в Ленинграде проводится преподавание для эвенков и гиляков по книжкам, где для изображения звуков соответствующей речи употребляются знаки латинского алфавита. Причем те звуки, которые имеют особое произношение, снабжаются особыми значками. Грамотных немного, их можно разделить на следующие три категории: умеющие подписывать только свое имя и фамилию; умеющие кое-как написать целое предложение; умеющие более или менее правильно изложить свою мысль. Большинство приходится на первую категорию. Больше всего грамотных у эвенков и меньше – у гиляков. По данным УполТуза (уполномоченного по правам туземцев) товарища Тимошенко, процент лиц малограмотных ко всему населению равняется 9,62. Из них гиляков – 131, эвенков – 38, ульта – 18 и якутов – 19. Трое являются студентами института народов Севера в Ленинграде и находятся сейчас здесь на практике, а четвертый – самоучка.
В школе при культбазе обучалось в первом учебном году – 1929—1930 – 60 человек. Большинство детей учились до конца учебного года. Во втором году существования – 1930—1931 – обучалось около 40 детей. Причем до конца учебного года оставалось в школе только около 10 человек.
В 1930 году кроме школы при культбазе функционировала также школа для туземных детей в стойбище Чирво по реке Тымь с числом учащихся, доходящим до 16 человек. В 1931 году открыта также школа в туземном стойбище Пильтун. В общем, про всех детей туземных надо сказать, что они довольно способны, быстро усваивают, многие рисуют…
Медицинское обслуживание
Помощь оказывалась в амбулатории при больнице ежедневно. Всего в амбулатории с 23 октября 1929 года по 1 октября 1931 года сделано 13140 посещений, из которых на долю народов Севера приходится 1316. Стационарная помощь оказывалась в больнице и в заразном бараке (прошло 463 человека), из них на долю народов Севера приходится 168 человек, или 36,3 процента. Помощь при родах и в послеродовом периоде оказывалась в больнице, на дому, в туземных стойбищах и в тайге (по вызовам), когда роженица не успевала в больницу. Всего в больнице родили 42 женщины, из которых 8 туземок.
Число сделанных сотрудниками медицинской части километров во время объездов в районе – 7729, из них на собаках – 2342, оленях – 1595, лошадях – 1126, на лодке – 1240, катером – 750, на шхуне – 800, пешком – 340, верхом – 86. Вызовы туземцами от отдаленных стойбищ для оказания медицинской помощи были в 21 случае. И, что весьма отрадно, является показателем большого авторитета медицинской помощи среди гиляков – это приезд за врачом на своем транспорте…
Послесловие
В середине 90-х годов XX века муссировалась идея о возрождении традиционных нивхских родовых хозяйств. Но среди нивхов большого энтузиазма она не вызвала. Действительно, вряд ли найдется огромное количество желающих переселиться из благоустроенного жилья с ванной и горячей водой в землянки и шалаши.
Вытесняется из массового употребления нивхский язык. Старое поколение уходит, молодые в большинстве своем не владеют нивхским языком. Так как нивхских школ нет, преподавание ведется на русском языке, а нивхский язык изучают в школе наравне с иностранными языками. В Ногликах был прецедент, когда родители детей-нивхов просили убрать нивхский язык из школьной программы и уделять больше внимания изучению английского, японского языков, мотивируя это тем, что данные языки более востребованы в современной жизни.
В свое время для проживающих во время учебы в интернатах детей коренных народов Севера и Дальнего Востока на ужин часто подавали гороховое пюре с селедкой; такая еда состояла из самых простых в транспортировке завозов и хранении ингредиентов. Замечательное с точки зрения европейского человека блюдо, коренные народы Севера сопровождали такими комментариями как «горох, потом живот ох».
Один из обычных и распространенных продуктов пищевой цепочки для местных жителей Дальнего Востока рыба под названием корюшка у русских людей по запаху ассоциировалась с огурцом. Когда коренные жители познакомились с зеленым продолговатым овощем, давно освоившим среднерусскую равнину, они заметили, что он действительно источает запах корюшки. Но людям, приехавшим из центральной части страны и подносившим к носу пойманную корюшку, коренные жители Дальнего Востока, демонстрируя свою осведомленность, деловито замечали: «Что, гурцом пахнет?»
Таким образом, можно заключить, что начатое в 1926—1935 годах культурное строительство, поставившее своей целью приобщить представителей народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к плодам цивилизации, накормить их горохом и свежими огурцами, в какой-то мере достигла своего результата.
ДЫМ ИЗ ТРУБЫ ДОМА НА УЛИЦЕ ДАЧНОЙ
Отрывки из романа
«Не понимаю интерес нашего народа к унитазам», – думал Гена, безуспешно вращая пластиковый маховик водопроводного крана. Вместо ожидаемого потока воды раздавалось лишь глухое шипение, да и то вскоре полностью прекратившееся. Не то чтобы Гена имел в виду прямое назначение этого фаянсового изделия. Он был согласен, унитаз играет важную роль в жизни человека. Интерес к этому предмету был непонятен по другой причине.
Когда Гена учился в школе, и если кому-нибудь из учеников надо было что-то уничтожить, например, дневник с замечанием или тетрадь с плохой отметкой, то на вопрос о способе сокрытия следов своего неудовлетворительного поведения и такого же отношения к учебе ученик важно отвечал: «Утопил в унитазе!» Может быть, унитаз для нашего человека – это путь в неизведанное? Ворота в другой мир. Вот он и сует туда все, что ни попадя. Канализация часто засоряется, в домах отключают воду. Чего оттуда только не доставали! Рыбьи головы, рыбьи кишки. Один раз даже вытащили двухметровый мешок. Непознанное всегда манило человека.
Избавиться от ненужных вещей, просто поместив их в мусорные контейнеры, возможности в то время не было, поскольку не было этих самых мусорных контейнеров; точнее, они еще не получили широкого распространения и повсеместно не применялись. В небольшом сахалинском поселке Ноглики – районном центре – вывоз мусора и пищевых отходов осуществлялся при помощи заурядных механических транспортных средств: в основном это были грузовые автомобили, но иногда использовали колесные тракторы с прицепом.
Выглядело это забавно. В определенное время, обычно два раза в день – утром и вечером, подъезжало транспортное средство, называемое в разговорной речи словом «мусорка», и парковалось к установленным во дворах подиумам, снабженным лесенкой. Водитель или сопровождающий его помощник совершал вояж по близлежащим дворам с колокольчиком в руках; своим треньканьем, напоминающим последний школьный звонок, он оповещал жителей о возможности избавления от ненужных отбросов, накапливаемых в результате их жизнедеятельности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/evgeniy-plotnikov-17812338/sahalinskaya-hronika-39854602/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.