Соционика. Люди и типы. Проблемы и решения
Альберт Мухаметшин
Книга предназначена для людей, имеющих представление о том, что такое соционика, так как в книге мало внимания было уделено теоретическому основанию. Основная цель книги – описать проблемы и решения людей с различными типами информационного метаболизма.
Соционика. Люди и типы. Проблемы и решения
Альберт Мухаметшин
Корректор Алина Сайфуллина
Дизайнер обложки Татьяна Грибова
Photo Aleksander Shirmanov
© Альберт Мухаметшин, 2024
© Татьяна Грибова, дизайн обложки, 2024
ISBN 978-5-4493-8792-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Знаковые системы
Хочу начать с вопроса «Что такое слово?»
Слово – это знак. Как говорят: «слова – это либо двери, либо стены». Слово является элементом оперирования сознания. Я хочу, чтобы при прочтении данного текста, вы обратили внимание не на слова и их значение, а на то, что стоит за словами. Слова как указатели на объем информации. Система из слов как система указателей, как дорожные знаки для водителя. Использовать знаки для движения – это одна ситуация, исследовать принципы построения знаков – ситуация совсем другая. Если вы хотите получить инструкции по поводу себя, в этой книге их нет, можете смело закрывать и двигаться дальше.
Тип информационного метаболизма
Разберем по частям само название. Типы – это проявление типологии. Типология – это метод классификации, структурирования информации о предметах и явлениях посредством приведения разрозненных представлений к некоторым группам.
Информация – это некоторые сведения, которые существуют вне зависимости от их представления. Здесь уже возникают сложности, как определить информацию, используя письменную речь.
Воспользуемся примером:
«?????????» – вот текст на японском языке (примечание – шрифт издательства не поддерживает иероглифы, что еще лучше, для примера). В нем содержится некоторое сообщение, но человек, который не знает о существовании иероглифов, не сможет не то, чтобы понять наличие некоторого сообщения, но и воспринять то, что некоторая информация существует за этими крючками. Сущность информации заключена между формой и содержанием.
Если с информацией более или менее всё ясно, то, что такое метаболизм?
Метаболизм – целостное свойство системы, связанное с внутренним процессом взаимодействия частей системы. В силу того, что метаболизм – внутренний процесс системы, разложение на части не дает представление о самом процессе. Как отдельные части взаимодействуют и какие дополнительные эффекты появляются благодаря целостной работе системы. В биологических, т.е. живых системах такие процессы установить на порядок сложнее. В рассматриваемой теме под метаболизмом понимается процесс восприятия, обработки, передачи информации.
Само знание о типах информационного метаболизма (далее ТИМ) по сути своей является описательным, то есть не является научным, именно поэтому часто сравнивают с такими системами описания человека, как гороскоп, хиромантия, нумерология и прочее.
Описательный характер знания естественным образом затрагивает идеологическую сторону. Знание без доказательной структуры становится носителем идей, то есть некоторым учением. Чему учит тот или иной индивид под эгидой информационного метаболизма – остается на личной совести.
ТИМ является неявным, то есть увидеть, осознать существование, по сути допустить возможность его существования и обладать некоторой формой, в которую можно поместить это знание. Информация об информации – метаинформация. Воспринять свой ТИМ означает полностью разотождествиться от него, взглянуть со стороны.
Как это вообще возможно?
Инструментальное сознание.
Позиция, при которой свое собственное сознание воспринимается как «рабочая область», на котором появляются и исчезают мысли, чувства, ощущения, образы.
Например, откуда у вас появляются мысли? То есть, в один момент времени мысли еще не было, и вдруг она появилась. На уровне убеждений есть различные обоснования, например, что мозг формирует мысли за 7 секунд до их попадания в сознание. А как он их формирует? Информационный метаболизм – одна из идей, попыток воспринять изнутри своего сознания его работу.
Соционика, как знание, появилась благодаря А. Аугустинавичюте, основная идея, которая ей тиражировалась – о дуальной природе человека. Соответственно, популярная часть соционики – поиск платоновской второй половинки.
Как результат, заразившись знанием о соционике, люди ищут того, что ищет каждый человек, начиная от наркомана до президента. Тот самый первый жизненный опыт, когда человек был «большим целым», единым организмом мать-плод. По сути, это слияние.
Так как информационный метаболизм – это механизм, в нем не может быть чуда, в широком смысле этого слова, и это очень хорошо, что человек разочаровывается в соционике, чем сходит с ума и живёт в слиянии со всем окружающим его миром.
Для описания структуры ТИМ, в этой книге будут использоваться модели И. Калинаускаса, так как на мой субъективный взгляд, из всех изученных мной моделей, эта модель оказалась действующей на практике при минимальном идеологическом наборе.
Популярная соционика приводит ТИМ к типу личности, психотипу, социотипу. Что не совсем корректно, личность – продукт социализации, психотип – особенности характера, социотип – прототип человека в социальном взаимодействии.
Привести соционику к научному базису невозможно. Любые попытки будут разбиваться об то, что предмет рассмотрения – информационный метаболизм, является частью субъективного мира человека. Соответственно, нет единой системы взглядов на предмет, обилие школ, течений и направлений.
Например, даже в области психологии, такая вещь как шкала (тест – опросник) депрессии А. Бека, без самого Аарона имеет низкую практическую ценность в силу того, что любое психологическое исследование упирается в слова и их содержательное значение. Содержательное значение не в смысле контекста употребления, а в смысле эмоционального наполнения самим человеком значения слов и восприятием тестирующего, этого почти что неуловимого эмоционального значения для другого. Проще говоря, прочесть полную стенограмму, как играли пьесу в театре, и посмотреть пьесу в театре – получить разный объем информации.
Обнаружить внутри себя механизм обработки информации – обнаружить то, как воспринимается, как перерабатывается, как выдается информация, а так как информация – это то, что находится между формой и содержанием, то это значит, что можно найти формообразующее измерение. Как из ничего появляется что-то, как что-то превращается в ничего. Очень специфическое и экзотическое предложение – найти собственный исток сознания, который в свою очередь неуловим.
Сферы применения
Профессиональная ориентация
Часто типы информационного метаболизма используются как типология личности, соответственно из этого строится предпосылка о сфере применения качеств личности. Стоит заметить, что личность человека – продукт социализации. Личность буквально делают другие люди. Поэтому профессиональная ориентация с точки зрения личности – это всегда использование того, что выдали, то есть, чему научили другие люди. Например, с момента наступления дееспособного возраста, сейчас в РФ это 18 лет, человек вправе полностью распоряжаться своей жизнью и может научиться, переучиться, приобрести навыки и выкинуть, обесценить старое и жить как личность с чистого листа. В силу того, что в информационной эпохе скорость появления новых профессий растет в геометрической прогрессии, классические представления о профессиональном выборе остались только в очень консервативных сферах деятельности, типа медицины.
С этической точки зрения, вопрос рекомендаций о сфере деятельности тоже носит неоднозначный характер. Например, психолог не может взять и выбрать за клиента, но обязан способствовать вопросами тому, чтобы выбор был совершен. Несмотря на это, некоторые специалисты в сфере соционики предлагают такие услуги. По сути, это личная задача человека, разобраться то, как он изнутри себя устроен, знание о ТИМе подсказывает структуру, дает возможность взглянуть со стороны ИМ на собственную психику.
Поэтому вопрос об использовании соционики в проф. ориентации, тем более в профессиональном отборе кандидатов, остается открытым. Несмотря на это, в моей личной практике есть успешные опыты использования этой типологии для решения ситуационных проблем внутри компании.
Внутри любой профессиональной сфере есть различные позиции, а также есть различный спрос на занятие этих позиций. Это стоит учитывать, так как психологический комфорт, финансовая состоятельность, социальный успех, также занимают конкретное место для отдельно взятого человека.
Выбор партнёра
В этой сфере применения распространена идея о дуальной природе человека. ТИМы используются как подпитка иллюзии, что есть другой идеальный человек, который существует только в моей голове, и это дуал. Дуал как панацея, дуал как источник материнской любви, дуал как идеальный любовник, дуал как романтический идеал.
Информационный метаболизм и интертипные отношения не о людях, а механизмах, которые в людях. Никто же не идеализирует морозильную камеру, не фантазирует на этот счёт: «а как она морозит, а как держит холод, долго можно хранить продукты?…» Но с людьми так происходит, и причина здесь носит чисто психологический характер – желание слияния.
Несмотря на всё вышесказанное, отношения между людьми в автоматическом, не осознающем режиме, в целом происходят по моделям ТИМа. Поэтому, в практическом смысле, знать эти механизмы лучше, чем не знать, так как всегда можно отрефлексировать, осознать происходящее и вместо пустой борьбы начать осознавать происходящее. Сам по себе выбор партнера – это очень просто, для этого не надо знать соционику.
Схема такая:
– Я тебя выбрал (а).
– Я мирюсь с последствиями своего выбора.
– Если меня не устраивает свой выбор, выбираю заново.
Так как психика выбираемого и выбирающего куда больше, чем тип информационного метаболизма, переложить ответственность за выбор, конечно, можно, но на мой субъективный взгляд, не стоит.
Узнать себя, найти себя
Есть такой формат товара, как духовные поиски себя, под видом изучения соционики.
Разобраться в себе, найти себя, прийти к себе и так далее. На мой взгляд, в каком-то смысле можно употребить слово духовность, в контексте изучения себя как социального механизма. В целом, мне не близок сам термин духовности, так как внутри всякого течения есть идеологическая ориентация, агитация на что-то или к чему-то.
Тип как идеал
Эксплуатирование нарциссического свойства личности. У каждого человека в той или иной форме есть нарциссическая часть. Часто, для описания типа используются качественные характеристики, которые описывают сильные стороны и уникальность. Нарциссические черты – часть личности, что в большей степени определено процессом развития и формирования самой личности, а там множество процессов, значения которых на порядок влиятельнее механизма ИМ.
Тип как игры для взрослых и не очень
Получая знание, человек получает доступ к некоторой группе людей, способных разделить это знание, т.е. формируется сообщество. Внутри таких сообществ, в которых соционика является организующей структурой, все коммуникации построены по принципу предъявления своих названий. «Будьте добры, не нажимайте мне на активационную! А вы кто? Я Наполеон!» Типы используются как маскарад для свободы самовыражения. Про функциональность таких сообществ сказать нечего. Основная задача – попытаться восполнить то, что было недополучено в процессе социализации.
Аспекты
«То, как задается контекст, определяет то, какой объект появляется на фоне»
Информационные аспекты имеют свои истоки из эмпирических наблюдений К. Г. Юнга.
Мышления, чувства, ощущения и интуиции.
Мышление именуется логикой, чувства именуются этикой, ощущения – сенсорикой.
Логика противопоставлена этике, а сенсорика интуиции.
Еще две пары дихотомий описываются в соционике: рациональность и иррациональность, экстравертность и интровертность.
Здесь стоит остановиться поподробнее. Экстравертность и интровертность, как психологический термин, определяет ситуационную направленность, соответственно использовать их не есть корректно. Следует употреблять термины интротимности и экстратимности, подразумевая «абстрагирование и конкретность». Внешний аспект – конкретен, внутренний – абстрактен.
Интротим воспринимает себя как субъекта, как абстракцию, а мир как объект, как конкретность.
Экстратим воспринимает себя как объект, как конкретность, а мир как субъект, т.е. как абстракцию.
Рациональность и иррациональность – пара дихотомий, описывающих информацию с точки зрения предсказуемости, рациональная информация – высоковероятная, иррациональная – низковероятная.
Модели
Для описания типов воспользуемся двумя моделями – аспектами структуры типа ИМ и «штурвал Калинаускаса» из книги «Игры, в которые играет «Мы».
Рис. 1. Структура аспектов типа ИМ.
I функция – аспект организаций
Потребляю извне для восприятия себя.
Требуется непрерывность восприятия информационного аспекта во всём континууме, иначе возникает сомнение в реальности своего существования.
Человек организован внутри этой функции – фундамент ИМ.
Требуется положительное подтверждение, в случае отрицательного воздействия возникает реакция агрессии.
II функция – аспект функционирования
Произвожу во вне, для восприятия мира.
Требуется сбыт продукции, для ощущения себя нужным миру, иначе возникают подавленные состояния.
III функция – аспект координации
Произвожу вовне, для восприятия себя.
Критерий оценки себя, я как некоторая форма, «таковость», такой-не такой.
Положительная информация повышает самооценку, человек сближается с ситуацией, отрицательная информация – отдаляется.
Объем собранной информации по этому аспекту позволяет менять форму себя по запросу от среды. Человек всю жизнь собирает информацию по этому аспекту, укрепляет себя.
IV функция – аспект связи
Потребляю извне, для восприятия мира.
Принцип хорошего места там, где мир воспринимается как плюс.
Прерывистое, ситуативно-зависимое восприятие информационного аспекта.
Место социальной суггестии, зависимость от других людей.
Требование к месту, ситуации, миру, которое плохо поддается осознанию, оценка через смутные ощущения.
Интеллектуальное разложение типа посредством «расщепления III функции». Результат приведен на рисунке 2.
Рис. 2. Штурвал Калинаускаса.
Свойства аспектов
Субъектная логика:
• I функция: мир должен быть в соответствии с моим пониманием (Робеспьер, Максим Горький).
• II функция: миру нужно моё понимание, мне нужно быть понятным миру (Жуков, Дон Кихот).
• III функция: я должен быть понятным (Есенин, Дюма).
• IV функция: мир должен быть мне понятен (Гюго, Гамлет).
• -I функция: мое понимание не имеет особого значения (Джек Лондон, Штирлиц).
• -II функция: миру не надо ничего объяснять (Бальзак, Габен).
• -III функция: мне надо объяснить, чтобы моё отношение поняли правильно (Гексли, Наполеон).
• -IV функция: не хочу объяснять, боюсь быть понятым (Достоевский, Драйзер).
Объектная логика:
• I функция: мир должен быть в соответствии с моими знаниями о нём (Джек Лондон, Штирлиц).
• II функция: мои знания о мире нужно привнести в мир (Бальзак, Габен).
• III функция: я должен знать, быть компетентным, осведомленным (Гексли, Наполеон).
• IV функция: мир должен быть мне знаком (Достоевский, Драйзер).
• -I функция: знания о мире не имеют особого значения (Робеспьер, Максим Горький).
• -II функция: не нужно привносить свои знания в мир (Жуков, Дон Кихот).
• -III функция: мне нужно рассказать, что я знаю, чтобы со мной взаимодействовали, учитывая мои правила (Дюма, Есенин).
• -IV функция: не хочу знать о мире, боюсь быть однозначным, определенным (Гюго, Гамлет).
Субъектная этика:
• I функция: мир должен быть достойным моего отношения к нему (Достоевский, Драйзер).
• II функция: миру нужно мое отношение, я должен иметь отношение к миру (Гексли, Наполеон).
• III функция: я должен хорошо относиться к миру, мне нужно, чтобы мне всё нравилось (Бальзак, Габен).
• IV функция: мир должен мне нравиться (Джек Лондон, Штирлиц).
• -I функция: моё отношение к миру не имеет особого значения (Гюго, Гамлет).
• -II функция: не надо высказывать своё отношение (Дюма, Есенин).
• -III функция: я должен высказать своё отношение, чтобы меня поняли точно (Дон Кихот, Жуков).
• -IV функция: не хочу высказывать своё отношение, боюсь быть открытым (Робеспьер, Максим Горький).
Объектная этика:
• I функция: мир должен ко мне относиться с любовью. Я достоин мира (Гамлет, Гюго).
• II функция: мир нужно расположить к себе, я должен получить любовь от мира (Дюма, Есенин).
• III функция: мне нужно быть достойным мира (Дон Кихот, Жуков).
• IV функция: мир должен быть достоин меня. Мир должен любить меня (Робеспьер, Максим Горький).
• -I функция: отношение мира ко мне не имеет особого значения (Достоевский, Драйзер).
• -II функция: не нужно добиваться любви от мира (Гексли, Наполеон).
• -III функция: я должен быть достоин мира, чтобы взаимодействовать с ним (Бальзак, Габен).
• -IV функция: не хочу, чтобы ко мне как-то относились, боюсь отношения мира к себе (Джек Лондон, Штирлиц).
Субъектная сенсорика:
• I функция: мир должен быть надёжным, приятным (Габен, Дюма).
• II функция: мир нужно сделать надежным, приятным (Штирлиц, Гюго).
• III функция: я должен быть надёжным, здоровым. (Робеспьер, Достоевский).
• IV функция: мне нужен комфортный, безопасный мир (Дон Кихот, Гексли).
• -I функция: надёжность не имеет особого значения (Жуков, Наполеон).
• -II функция: не нужно, чтобы мир был комфортным (Максим Горький, Драйзер).
• -III функция: мне нужно быть надежным, здоровым, чтобы действовать согласно своим убеждениям (Гамлет, Джек Лондон).
• -IV функция: не хочу знать про своё здоровье, боюсь дискомфорта (Бальзак, Есенин).
Объектная сенсорика:
• I функция: мир должен давать мне силы, питать мое могущество, активность (Жуков, Наполеон).
• II функция: мир нужно сделать сильным, богатым, красивым, активным (Драйзер, Максим Горький)..
• III функция: я должен быть сильным, красивым, богатым, активным (Гамлет, Джек Лондон).
• IV функция: мне нужен активный, сильный, красивый, богатый мир (Есенин, Бальзак).
• -I функция: сила, могущество, активность не имеют особого значения (Габен, Дюма).
• -II функция: не надо проявлять силу, показывать своё могущество (Гюго, Штирлиц).
• -III функция: мне нужно быть сильным, проявлять активность, чтобы реализовывать задуманное (Робеспьер, Достоевский).
• -IV функция: не хочу знать про свои силы, могущество, боюсь открыто проявлять активность (Гексли, Дон Кихот).
Субъектная интуиция:
• I функция: мир должен соответствовать моим идеальным представлениям, убеждениям, вере (Бальзак, Есенин).
• II функция: мир нужно привести в соответствие со своими идеальными представлениями, убеждениями, верой (Гамлет, Джек Лондон).
• III функция: я должен быть в соответствии со своими идеальными представлениями, убеждениями, верой, не противоречить себе (Максим Горький, Драйзер).
• IV функция: мне нужен идеальный мир, отражающий мои убеждения, дающий веру, внутренне непротиворечивый (Жуков, Наполеон).
• -I функция: убеждения, идеальные представления о мире, моя вера не имеют особого значения (Гексли, Дон Кихот).
• -II функция: не надо проявлять собственные убеждения, обсуждать свою веру, свой внутренний мир (Достоевский, Робеспьер).
• -III функция: мне нужен свой идеальный мир, свои принципы, убеждения, чтобы комфортно себя ощущать (Гюго, Штирлиц)
• -IV функция: не хочу знать про свой идеальный мир, боюсь заявлять о своих убеждения, принципах, вере (Гаьен, Дюма).
Объектная интуиция:
• I функция: мир должен быть завершенным, уникальным, гармоничным, совершенным, волшебным (Дон Кихот, Гексли).
• II функция: мир нужно привести к завершенности, гармонии, сделать мир уникальным, завершенным, волшебным (Робеспьер, Достоевский).
• III функция: я должен быть уникальным, гармоничным, совершенным, чудесным (Гюго, Штирлиц).
• IV функция: мне нужен уникальный, гармоничный, совершенный, волшебный, чудесный, завершенный мир (Габен, Дюма).
• -I функция: завершенность, гармоничность, совершенство мира не имеют для себя особого значения (Есенин, Бальзак).
• -II функция: не надо приводить мир к совершенству, гармонии, завершенности (Гамлет, Джек Лондон).
• -III функция: мне нужны этапы представления о завершенности для того, чтобы активно действовать дальше (Максим Горький, Драйзер).
• -IV функция: не хочу знать о завершенности, совершенстве мира, боюсь быть не уникальным, гармоничным. (Жуков, Наполеон).
Проблемы определения типа
Отсутствие явных критериев.
В силу того, что метаболизм – явление системное, установить, где хвост, а где хобот у слона – задача трудоемкая. Описываемые модели и смысловое значение аспектов разнятся от автора к автору, т.е. существует огромное поле теории, а в практическом смысле, явных критериев для определения не было выявлено. Ну и вправду, как сделать явным критерий, суть которого – неявное?!
Семантическое наполнение. Значение слов задается контекстом их употребления, а значение смыслового наполнения информационных аспектов задаётся.. восприятием задающего!
К моему сожалению, субъективно, ТИМ не является частью реальности объективной, а лишь некоторой системой взглядов на причины автоматического поведения людей. В зависимости от автора, смысловое наполнение информационных аспектов и словесное обозначение будет разниться, по причине самого информационного метаболизма и других особенностей языка.
Попытки диагностировать ТИМ по словарю и семантическому наполнению делались мной, но метод оказался на практике не применим. Есть неплохая работа «Семантика информационных аспектов» Миронова В. В., связанная с структурированием аспектов по наполнению словаря. На мой взгляд, речь не может являться предметом для диагностики ИМ.
Кожно-гальваническая, вегетативно-сосудистая реакция как стресс-реакция на воздействие в «точку наименьшего сопротивления типа», «активационную» и т. д.
Статистических исследований на этот счёт мной не производилось, но в целом, можно наблюдать, что у людей некоторых типов есть общая тенденция к избеганию некоторых тем для обсуждения, а прямое указание на обсуждаемое вызывает психомоторные реакции. На мой взгляд, в качестве диагностического критерия, можно воспользоваться этим. Проблема возникает дальше, на уровне слов и тестирования стресс-реакции. Значения слов, богатство языка и способности внутренней интерпретации не дают возможности к жестким системам тестирования.
Рефлексия и самоконтроль против тестируемого. Развитая рефлексия, способность к интеллектуальному отражению своих психических процессов становится барьером к прямому методу оценки ТИМ, суть которого – мыслительный автоматизм.
Эталонные представления о типах. Для популяризации были приведены описания вида «логико – интуитивный интротим», к большим личностям типа «Робеспьер».
На мой взгляд, определение ТИМ личностей – занятие бесполезное, которое носит в себе исключительно идеологический характер, тиражирование своего профессионального мнения в среде.
В итоге, ТИМ, как знание, на мой взгляд, является лишь внутренним средством для восприятия себя и других людей и возможным средством для репрезентации информации, т.е. переводить с языка «наших» на язык «ваших».
Как определить тип
Предостережения в определении типа:
– Собственная функция самоуверенности против типирующего. Оставлять тип как гипотезу. У Дон Кихота и Гексли – дар всевидения, у Робеспьера и Максима – единственно верное понимание, у Джека Лондона и Штирлица – объективное знание, очевидность, у Есенина и Бальзака – непротиворечивый взгляд в глубины восприятия другого человека, у Жукова и Наполеона – неподдельность моторных реакций и восприятие тела человека, у Дюмы и Габена – непосредственные ощущения, которые их никогда не подводят и т. д.
– Психоанализ. Переносы, проекции, проективные идентификации. Суть не опираться на ассоциации, т.к. ассоциация привносит личностное содержание в процесс определения типа.
– Зона нормативов типируемого. Конкретное личностное содержание конкретного индивида зоны нормативов, того, как необходимо проявлять себя, может служить еще одной диагностической неточностью. Например, человек интротим, в жизни чаще использует интровертные шаблоны поведения, но при определении типа, хочет, чтобы его поняли и избыточно включается в ситуацию и т. д.
Четких алгоритмов нет. Определение типа метаболизма – искусство.
Желательно выполнять не как последовательность, а как одновременный анализ (восприятие целого). Примерная схема определения типа:
– Найти аспект координации – реакции избегания и сближения.
Грубо прикинуть, какая информация управляет человеком: логика, этика, сенсорика, интуиция. Какое положительное впечатление пытается произвести человек?
– Какой продукт производит человек? Высоковероятный или маловероятный?
Какова стихия человека, в чем он консервативен и уверен? Логика, этика – высоковероятные элементы – значит признак рациональности, иначе сенсорика и интуиция – значит признак иррациональности.
– Конкретизировать аспект организации через восприятие идеального места: если логика, то идеальное место – этика, если этика, то идеальное место – логика, если сенсорика, то идеальное место – интуиция и если интуиция, то, соответственно, сенсорика.
– Конкретизировать аспект организации по «цвету», т.е. что человек отстаивает и в чем уверен, в чём-то абстрактном или в чем-то конкретном?
После нахождения этих двух «кнопок» можно уже сформулировать гипотезу по поводу ТИМа другого человека. Еще раз остановлюсь на том, что собственная функция аспекта организации типирующего является одной из главных трудностей в процессе определения ТИМа другого человека.
Модель заполняется так:
Если интротим, то по цвету первая функция белая, если экстратим – черная.
Если рациональность – первая функция либо логика, либо этика, иррациональность – сенсорика или интуиция.
Вторая функция противоположна по цвету и по рациональности.
Третья функция одинакового цвета с первой, у интротимов I и III – белые, у экстратимов – черные.
Четвертая функция одинаковая по цвету со II и противоположна I и III, одинаковая с I по критерию рациональности или иррациональности.
Была идея привести ряд речевых конструкций для определения III и I функций, но в силу того, что выражения будут вне контекста, есть такой риск (соблазн) воспринимать их как эталоны для определения, чем грешат некоторые специалисты в этой области. Поэтому оставлю эту часть темы определения типа здесь не освещенной. Для искренне желающих познать практическое значение предлагаю понаблюдать за людьми с мыслями: «на какую тему нельзя шутить с этим человеком?» для третьей функции и «из-за каких причин, механизмов, чего люди безосновательно раздражаются и злятся?» для первой функции.
Люди с высоким уровнем рефлексии для изучения таким образом не подходят.
Техника безопасности
Первое. Отождествление себя с типом информационного метаболизма. Собственно, не надо так. Механизм восприятия, обработки, передачи, хранения информации – не Я, а мой.
Второе. Как некоторое знание об устройстве человека, ИМ является достаточно экзотичным, людям без специальной психологической осведомленности достаточно трудно воспринять ценность этой информации. Соционику применяют и к месту, и не к месту. Типируют тапочки, президента, прикладывают, как подорожник к психотравмам и т. д.
Чтобы не становиться адептом идеи, следует разграничить себя, т.е. «Я», свое устройство, т.е. «Моё» и само знание. Иначе, люди находят волшебный мир и живут в нём, хотя кому-то без него никуда!
Третье. Объективно знать ваш метаболизм не может никто. На мой взгляд, лучшим диагностическим критерием является ваше собственное ощущение, подходит или не подходит тот или иной тип. Авторов множество, описаний множество, то, что отражает вас, то и реально. Не верьте другим людям, которые пытаются вам объяснить ваш тип, мне в том числе, т.к. это всего лишь мое восприятие этой темы.
Единожды разобравшись в теме, у вас будет собственное представление об устройстве себя, которое либо дает вам возможности, открывает двери или же наоборот – закрепощает, делает объектом управления.
Описание типов информационного метаболизма
Далее стоит задача описать типы метаболизма структурно, исключая особенности содержания личности каждого отдельно взятого человека. В любом случае, так или иначе, у меня, как у автора текста, не выйдет это, так как итог был бы чисто теоретическим. Поэтому в своём стремлении к объективной истине, я могу поделиться исключительно истиной субъективной, т. е. любое описание так или иначе производная от взгляда автора.
Абстрагирование и конкретизация является частью понятийного аппарата внутри этого знания, поэтому абсолютно структурное описание не найдет отражение в конкретике, а абсолютно конкретное описание типа будет описанием конкретного индивида с этим ТИМом.
Дон Кихот
I функция. Аспект организации объектная интуиция.
Восприятие мира как целостного, распорядок, последовательность событий.
Принцип существования – «мир совершенен, идеален – значит я есть».
«Реальность такова и больше никакова».
Идеалисты по структуре ИМ. Прекрасно чувствуют полноту или недостающих до полноты элементов. Собственное представление и ощущение порядка и гармонии есть практически всегда. Разрушение такого воспринимается очень остро, типичная ситуация – опоздание.
Структурно так организованы, что убеждены в верности собственного восприятия. Вижу только возможное, невозможного – не существует.
Гармоничность и целостность следует понимать в самом широком смысле, как возможный спектр, от гармонии в райском саду до гармонии военной ситуации.
По содержанию, обычно, здесь находятся представления об устройстве мира, усвоенного на процессе социализации.
Связь со второй функцией.
Вывод в мир своего восприятия через субъективное понимание, объяснение, описание, обучение. Составление шагов, последовательностей, текстов, инструкций, планов, набора требований.
Связь с третьей функцией.
В восприятие попадает только то, что имеет непосредственное отношение «ко мне». Склонны подпускать к себе людей, разделяющих их представления об устройстве мира, создавать тематические сообщества «под себя». Если такого сообщества нет, то имеются планы или фантазии о таковом.
Связь с четвертой функцией.
Восприятие построено из непосредственных ощущений, которые редко осознаются, т.е. склонны воспринимать возникающие у себя идеи как уникально свои. От чего порой возникает некоторая степень грандиозности себя.
Основная проблематика первой функции.
Реакция агрессии и избегания на несоответствие реального положения вещей с воображаемым. Трудно отделимы собственные представления о мире от себя. Постоянность целостного восприятия окружающей действительности достигается за счёт иллюзорности собственного восприятия.
II функция. Аспект функционирования субъектная логика.
Продукт самореализации – свое собственное понимание, концепция, объяснение, учение.
Диапазон методов обоснования у людей со второй функцией субъектная логика очень широк. «Было бы желание, а причины мы найдём!». Объяснить могут что угодно, кому угодно. Практически к любой задаче подходят как исследователи. Ставят некоторый эксперимент, делают выводы, обобщают в некоторое целостное представление и тиражируют модель.
Связь с третьей функцией.
Если собеседник «не понимает», вызывается естественная реакция объяснить понятнее, доходчивее, тщательнее. Концептуализируются отношения между людьми, как средство к построению целостной воспринимаемой реальности.
В большинстве случаев, беседа строится по типу лекции или интеллектуального доказательства, почему следует прослушать обучающий материал.
Связь с четвертой функцией.
Исследуется и строится только то, что на уровне ощущений воспринимается как интересное, т.е. приятное для ума. Почти что невозможно заниматься исследовательской деятельностью того, что неприятно, но нужно. Скорее разрушат распорядок, чем будут заниматься тем, что не вызывает интерес.
Основная проблематика.
Трудность в сбыте теоретической продукции, связанная с признанием.
Чтобы сказка стала былью, нужен статус и признание. В зависимости от сообщества, чтобы тиражировать свои идеи, людям с таким типом требуется получить различные символы социальной ценности: статус, звание, признание в проф. сообществе, без них уникальность продукции не ценится.
III функция. Аспект координации объектная этика
Оценка себя через отношение к себе.
Если относятся хорошо – я хороший, если ко мне относятся плохо – я плохой. Отсутствие однозначного знания, т.е. «как ко мне относятся» вызывает психологический дискомфорт – трудность в самоуправлении. В автоматическом режиме, если отсутствует информация, прощупывается отношение к себе, если не выходит однозначно определить после серии попыток, может быть переключение в такой режим защиты, как априорное ожидание негативного отношения к себе, то есть защита самооценки в минус. Поссориться, чтобы точно знать как относится человек ко мне.
У детей такого типа есть особенность, что отношения между людьми, которые являются частью объектной этики, напрямую влияют на самооценку – «если рядом со мной происходит конфликт, значит я плохой». Взрослый человек довольно легко дистанцируется от этого, несмотря на то, что механизм включается.
Связь с четвертой функцией.
Заболеть, когда меня не любят. В силу того, что субъективные ощущения являются функцией связи, чтобы защититься от негативного отношения к себе, люди такого склада могут уйти в болезнь. Самогипноз с целью справиться с тяжёлой социальной ситуацией.
С другой стороны, когда относятся хорошо, субъективные ощущения могут зашкаливать и ощущаться как предельная радость – эйфория.
Здесь «любят/не любят» стоит рассматривать как положительное отношение конкретных людей или социальной группы.
Основная проблематика.
Невозможность контролировать отношения людей к себе.
Желание понравиться, поддерживать позитивный образ себя в глазах других людей.
Решение такой проблемы, восприятие факта вместо оценки: люди относятся так, как они относятся. В том смысле, что у других людей, есть свои причины для такого отношения.
Кардинальное решение – искренне высказывать свое собственное отношение к людям. Не пытаться угодить, заискивать, заигрывать.
IV функция. Аспект связи субъектная сенсорика.
«Это вы мне скажите, как я себя ощущаю».
В вопросах телесного здоровья, внушаем со стороны других людей. Восприятия своего тела концептуализированы. Принцип хорошего места – хорошо там, где мне комфортно. Наличие человека, который уверенно скажет о физическом состоянии, дает психологическое спокойствие. Внушаемость по поводу физического здоровья контролируется только авторитетностью другого. Самостоятельно довольно трудно убедить себя в своем самоощущении.
Трансовые состояния возникают, когда есть сенсорное удовлетворение:
вкусная еда, приятные прикосновения, приятная атмосфера.
В автоматическом режиме человек стремится туда, где его накормят, согреют, убаюкают.
Пластичность в аспекте связи позволяет через внушение избавляться от различных психосоматических заболеваний.
Основная проблематика.
Как защититься человеку от негативных внушений по поводу своего здоровья? Например, «Что-то вы последнее время выглядите не очень, приболели что ли?»
Веры в источник информации, собственной уверенности в этом аспекте не всегда достаточно, но можно психологически отдалиться от источника. Люди постоянно сомневающиеся в самочувствии, по сути, для таких людей являются психическими террористами.
Дюма
I функция. Аспект организации субъектная сенсорика.
Принцип существования – «я ощущаю – значит я существую».
Уверенность в собственных силах, в собственных ощущениях. Если мне не комфортно, значит мне не комфортно и иначе никак! Если мне приятно, значит мне приятно. Человек прекрасно знает свое самочувствие, в то же время не хочет знать никакой информации об этом от других людей. Самоуверенность в области своего восприятия своих ощущений. Постоянный запрос на разнообразие ощущений, вкусовые, тактильные, обонятельные, зрительные и др.
Связь со второй функцией.
Легко ссорится и сближается с людьми, с целью обеспечения собственного комфорта. Творческий репертуар, как можно манипулировать отношениями между людьми, атмосферой зависит непосредственно от сензитивности людей этого типа.
Связь с третьей функцией.
Уверенное ощущение себя как специалиста достигается за счет наличия в речи ссылок на авторитеты. В идеале, я и есть авторитет, соответственно всё, что мной произнесено – истина. Объяснения и разъяснения подрывают чувство уверенности в себе.
Связь с четвертой функцией.
Ощущение безопасности есть тогда, когда есть предсказуемость. Принцип идеального места – хорошо там, где есть стабильная гармония. Склонность к избеганию неприятной информации, которая может нарушить психологически комфортное равновесие.
Основная проблематика первой функции.
Если нет разнообразия физических ощущений, то меня нет. Жизнь богатая сенсорными удовольствиями – дорогое удовольствие.
II функция. Аспект функционирования объектная этика.
Продукт, который производит этот тип – управление внешними отношениями, отношением людей ко мне и людей между друг другом. Как подружить враждующих, как внести вражду дружащим. Управление оперативной информацией о людях.
Творчество заключено в рисковых моделях взаимодействия с другими людьми. Уверенность в своих ощущениях позволяет тонко управлять взаимоотношениями. По сути, основной продукт – интрига. Игра на потребностях, желаниях и ожиданиях людей. Знают, как можно намекнуть человеку так, чтобы он воспринял идею как свою, искусно направляют людей в нужную им сторону.
Связь с третьей функцией.
Если есть природный дар в виде большого ума, могут находить удивительные формы, как можно соединить не соединяемых людей, найти подходы и социальные интерфейсы. Когда их не понимают, могут «проучить» человека, так, как понятно только им. «Если меня не любят, значит не понимают»
Связь с четвертой функцией.
Мастерски могут встраиваться во внешние ситуации так, чтобы их было незаметно. Например, на новой работе, после сбора оперативной информации, быстро находят позицию, при которой меньше всего дискомфорта.
Основная проблематика второй функции.
Межличностные отношения – продукт, который нужен всем. Другое дело: «а кто я такой?» Чем лучше социальное положение, тем более редкие люди есть в окружении. Идеальное положение родиться в аристократичной семье баронессой или герцогом. Наличие безусловного статуса дает сильный ресурс в сфере управления отношениями между людьми.
III функция. Аспект координации субъектная логика
Принцип самооценки – «если мне понятно, как правильно – я хороший, если я понимаю не правильно – плохой».
В сфере самооценки требуется однозначное положение: либо я понимаю, либо нет.
Защита самооценки в плюс – абстрагирование и агрегирование всего к единой системе понимания.
Защита самооценки в минус – отрицание каких-либо знаний в предметной сфере, чтобы не ошибиться.
Амбивалентность в сфере восприятия своего понимания. Чем больше непонятного, тем больше вопросов. «Я понимаю, что ничего не понимаю».
Когда нет четкого ответа на вопрос «а правильно ли я понимаю?», есть такая автоматическая реакция как избегание, дистанцирование от ситуации.
Способность к мыслительному акту, додуматься, догадаться, разгадать, понять – всё это дает положительное подкрепление и соответственно жизненную энергию. С другой стороны, если что-то не понятно, непонятный человек, непонятная ситуация – всё это уменьшает жизненные силы, т. е. дает минус на самооценку.
Связь с четвертой функцией.
Повышая собственную сензитивность, разборчивость, увеличивается объем воспринимаемой внешней реальности. Больший объем воспринимаемой реальности порождает большее количество вопросов. Отсутствие ответов на свои вопросы порождает минус на самооценку, который уменьшает чувствительность. С другой стороны, если человек с таким типом задает себе вопросы и находит ответы, тот же самый круг движется в другую, позитивную сторону.
Основная проблематика третьей функции.
Как всё понимать? Мета-конструкции, мета-логика и прочие мета.. То, из чего можно что-то понять, построить конструкции, выстроить последовательности, связать несвязуемое, соединить несоединяемое. Жажда всё понять отрывает от реального положения вещей и от взгляда на вещи как есть, т.е. имеет место склонность к фантазированию в сфере прагматичных задач. Там, где надо принять очевидное, простое решение, могут создаваться для себя иллюзорные трудности, которые, конечно, имеют место быть при более глубоком и детальном рассмотрении решаемой задачи.
IV функция. Аспект связи объектная интуиция
Жажда предсказуемости, последовательности и непрерывности внешнего мира. От задачи к задаче, от цели к цели, «без сучка без задоринки». Желание предсказуемости уменьшает амбициозность и направляет человека в русло привычного уклада жизни. Распорядок жизни, расписание – то, что программирует этих людей. Чем устойчивее распорядок, тем он более предсказуем. Изменение привычного распорядка вводит человека в легкий транс, который нужен для того, чтобы восстановить вновь внезапно разрушившийся порядок.
Основная проблематика четвертой функции.
Внешняя ситуация сама собой гипнотизирует человека. Если человек встроился в какой-то распорядок, то крайне трудно его самостоятельно поменять. Неохотно меняют приемлемый уклад своей жизни. Изменения во внешнем распорядке, наступившие по внешним обстоятельствам, обычно воспринимают с тревогой.
Гюго
I функция. Аспект организации объектная этика.
Если ко мне никак не относятся – меня нет!
Принцип существования – «я существую, если вокруг есть кто-то или что-то, относящееся ко мне».
Отношения между людьми – зона самоуверенности. Внешние отношения трудно отделимы от себя, так как в первой функции человек не осознает границы себя, так как организован внутри этой функции. Прекрасно видит какие отношения между людьми и как к нему относятся, но рассказать о том, как относятся к нему люди, не может. Жизнь как праздник, тусовка, бесконечный поток контактов с людьми. Крайне трудно переносят одиночество.
Связь со второй функцией.
Близкие люди, те, кто находятся на близкой психологической дистанции, получают заботу о физическом состоянии. Так, чтобы ничего не болело и было приятно и радостно вместе сосуществовать. Если близкий человек в плохом настроении, стремятся его поднять через различные сенсорные удовольствия. Если не выходит, пытаются «вылечить больного», чтобы восстановить изначальные отношения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/albert-muhametshin/socionika-ludi-i-tipy-problemy-i-resheniya-39466824/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.