Живописец Василий Суриков и Тесь. Очерк
Алексей Болотников
Альбом включает краеведческий очерк о пребывании Василия Ивановича Сурикова в селе Тесинском. Он бывал здесь в гостях у родной сестры Екатерины (в замужестве Виноградовой) в 1865, 1867 и 1868-м. Писал пейзажи, этюды, эскизы. В альбоме представлены сохранившиеся работы этого периода.
Живописец Василий Суриков и Тесь
Очерк
Составитель Алексей Болотников
ISBN 978-5-4490-9549-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Автор ОЧЕРКА, СОСТАВИТЕЛЬ АлЬБЛМА Алексей Болотников
Мои благодарности:
Наталье Алексеевне Калеменевой, журналисту, краеведу – за предоставленные сведения;
Валентине Викторовне Нагорных, архивариусу – за предоставленные сведения;
Людмиле Вениаминовне Соборовой, школьному библиотекарю, краеведу – за предоставленные сведения;
Тесинскому художественному музею – за предоставленные возможности
Иллюстрации и фотографии, включенные в альбом, взяты из открытых ресурсов интернета и любезно предоставлены учреждением МБУК «Тесинский художественный музей»
Живописец Василий Суриков и Тесь
«Вкусивший света не захочет тьмы»
В. Суриков «Русское слово» 4 февраля 1916 г.
«… И нет сомнения в том, что памятные места, связанные с пребыванием в нашем крае В.И.Сурикова, со временем вольются в созвездие исторических мест, связанных с великими именами лучших представителей нашей Родины»
В. Мешков, народный художник РСФСР
Фотоколлаж «Василий Суриков в Тесинском»
В Теси гостил он, воду пил Тубную…
И церковь акварелью написал,
И, постигая красоту земную,
Бродил сквозь березняк и краснотал.
Он не тесинец, не односельчанин,
Но всё-таки нам близок, как земляк,
И потому мы верим – не случаен
Его поездок в Тесь и дар, и знак:
Он – Суриков, художник, внук казачий…
В его палитре – краски русских бурь…
Среди задач – милее нет задачи! —
Отображать Россию и Сибирь.[1 - Автор стихов здесь и далее – Алексей Болотников]
Село Тесинское и картинная галерея
Тесинский художественный музей – жемчужина Минусинского района. Начало его восходит к 1983 году. Воскресным днем 17 апреля была открыта Тесинская народная художественная галерея. Шестьдесят седьмая в реестре народных галерей РСФСР.
Произошло это в год 135-летия со дня рождения великого русского художника Василия Сурикова, четырежды бывавшего в с. Тесинском. В этот же год отмечалась и еще одна юбилейная дата художественной жизни страны – 225 лет со дня открытия в Петербурге Императорской Академии художеств. Открытие галереи в малоизвестном сибирском селе, косвенно связанное с событиями российского масштаба, выглядело внушительно и символично. По такому случаю, как водилось в советские времена, был подновлен центр села: подсыпаны гравием дороги главных улиц, подновлены заборы. Торжественно убран флагами и транспарантами недавно сданный в эксплуатацию новый Дом культуры. И сельский центр получил иной облик – праздничный. Съехались гости из нескольких районов, возглавляемые краевыми начальниками от культуры и власти. А миссию по разрезанию ленточки поручили двум почётным лицам: председателю тесинского колхоза «Искра Ленина» И. А. Луцику и действительному члену Академии Художеств РСФСР, председателю правления Союза художников РСФСР С. П. Ткачеву.
В апреле 1983 года г. Красноярск встречал хлебом-солью более двухсот пятидесяти художников, прибывших со всех концов СССР на пленум Союза художников. По завершении работы пленума его участники отправились в рабочие коллективы, поехали на стройки. В село Тесь приехали 42 ведущих художника России. При содействии Союза художников РСФСР в дар Тесинской народной галерее были безвозмездно переданы 172 живописных, 288 графических, 35 скульптурных работ, 28 плакатов, 150 предметов декоративно-прикладного искусства. Работы были выполнены 304 авторами – мастерами изобразительного искусства из Москвы, Иркутска, Ленинграда, Красноярска, Улан-Удэ, Хабаровска, Владивостока и других городов СССР.
В основном фонде музея ныне насчитывается свыше 650 работ, в научно-вспомогательном – свыше 400 экспонатов. «Это одна из немногих сохранившихся сельских галерей, где представлены живописные и графические работы выдающихся мастеров советского времени», – мнение экс-министра культуры Красноярского края Геннадия Рукши.
Среди авторов, подаривших Тесинской картинной галерее свои работы – известные мастера, имеющие звания:
Живопись.
Живописцы: народные художники России, СССР:
Браговский, Б. Ф. Домашников, П. Р. Елизов, А. М. Знак, В. А. Кузьмин, М. И. Малютин, А. Я. Николаев, К. М. Ольдаев, А. Н. Осипов, Т. А. Рудь.
Народные художники РСФСР: Б. Я. Ряузов, И. В. Сорокин, А. И. Тимин, А. П. Ткачёв.
Заслуженные художники РСФСР, СССР: Ю. Н. Анохин, Э. Я. Выржиковский, И. М. Гурвич, В. Д. Илюхин, А. Ф. Калинин, А. А. Калугин, С. М. Каманин, В. В. Киселёв, Э. В. Козлов, Д. А. Косьмин, М. Ю. Кугач, С. К. Ланзы, А. Г. Лысенко, А. В. Моторин, Ф. М. Кащеев, Г. Е. Новикова, В. В. Прошкин, Ю. И. Семенюк, И. В. Сорокин, П. Ф. Судаков, Ф. С. Торхов, В. А. Ульянов, В. М. Чемсо, С. И. Чирков, И. А. Широкова, А. А. Шумилкин, В. Я. Юкин.
Графика.
Графики: народные художники РСФСР:
И. Л. Бруни, Н. Л. Воронков, Б. Н. Ермолаев, Н. Н. Жуков, В. И. Машков, А. Ф. Пахомов, А. Ф. Сахаровская.
Заслуженные художники РСФСР: В. С. Алфеевский, Д. Д. Арсенин, Б. С. Берендгоф, Г. М. Бурмагина, В. А. Ветрогонский, Н. Л. Воронков, М. М. Герасимов, И. В. Галицын, А. Т. Даниличев, В. Т. Дмитриенко, А. М. Колчанов, О. Д. Коровин, С. С. Косенков, Г. С. Краснов, Н. П. Лой, Б. С. Лукошков, И. П. Обросов, В. В. Петрова, Н. П. Родионова, В. В. Стекольщиков, Г. В. Храпак. Скульптура.
Скульпторы: народный художник РСФСР О. С. Кирюхин.
Заслуженные художники РСФСР: Д. В. Горнов, Ю. В. Гришко, Ю. П. Ишханов, М. М. Кошкин, Н. Б. Никогосян.
Музей – «жемчужина Минусинского района», востребованное жителями и гостями села учреждение. Число посетителей ежегодно составляет более 11 тыс. человек.
Василий Иванович Суриков – великий мастер известных исторических полотен, портретист, признанный живописец глубоких и блестящих, тонко-реалистичных и трогательных пейзажей. Словом, великолепных картин, писанных рукой и кистью талантливого колориста.
Василий Иванович четырежды побывал на Минусинской земле. В селе Тесинском гостил у родной сестры Екатерины[2 - Виноградова Екатерина Ивановна (1846—1868), урождённая Сурикова, старшая сестра В. И. Сурикова. В 1864 году вышла замуж за С. В. Виноградова и переехала в с. Тесь. 20 марта 1868 года умерла от воспаления лёгких. Похоронена в Теси; могила утрачена. Несколько лет назад случайно обнаружена могильная плита Е. И. Виноградовой, служившая много лет ступенькой крыльца одного из домов в с. Тесь (см.: Калеменева Н. А. Светлый образ сестры любимой // Суриковские чтения. Научно-практическая конференция – 2008. Красноярск, 2008. С. 63).]. В окрестностях писал эскизы и этюды, которые позднее нашли свое место в таких известных полотнах, как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин» и других.
В фондах Тесинского художественного музея, к сожалению, нет подлинных работ великого земляка. Однако, в постоянной экспозиции здесь шесть копий с суриковских эскизов, выполненных в дар галерее, художником Л. Е. Пекуровским.
Рис. 1
Л. Е. Пекуровский
Стрелец
Тесинский художественный музей
Рис. 2
Л. Е. Пекуровский
Этюд к картине «Боярыня Морозова
(0,32—0,4) б/цв. акв. Тесинский художественный музей
Рис. 3
Л. Е. Пекуровский
«Боярыня Морозова. Фрагмент. Юродивый, сидящий на снегу»
Тесинский художественный музей
Рис. 4
Л. Е. Пекуровский
Степан Разин
Тесинский художественный музей
Рис. 5
Л. Е. Пекуровский
Странник. Эскиз к картине Боярыня Морозова
Тесинский художественный музей
Рис. 6
Л. Е. Пекуровский. Портрет юноши Леонида Чернышёва. 1889—1890 (копия)
Тесинский художественный музей
Минусинские пленэры Сурикова
Юноша Василий Суриков прожил в Сибири первые двадцать лет своей жизни. Здесь происходило становление характера будущего мастера, закладывался стиль творца непревзойденных исторических полотен.
Сибирь, его малая родина, и буйные краски сибирской природы сформировали в нем уже в детские и юношеские годы вкус и художнические качества, которые не могли не проявиться ярко и образно в полотнах. И начиналось будущее мастерство с его работ доакадемического периода. Таковы пейзажные карандашные и акварельные опыты, в том числе написанные в селе Тесинском и Минусинском округе.
Рис. 7 В. И. Суриков
Синий камень на Енисее. (выше села Подсинее) 1865. 1866 г. (?) Акварель. 24,8x44,8. Красноярский художественный музей
На полотне стоит дата: 1865 год. По предположениям искусствоведов, работа выполнена семнадцатилетним Васей Суриковым в момент первого посещения родной сестры – Кати Виноградовой, проживающей с 1864 года с мужем в с. Тесинском Минусинского округа. Другие исследователи полагают, что пейзаж написан на реке Енисее, где-то под Красноярском.
Акварель, принадлежащая Красноярскому художественному музею и подписанная словами «Синий камень на Енисее. Рис. Суриковъ 1865», обнаруживает знакомство автора с академической пейзажной живописью первой половины ХIХ века и, вероятно, списана с натуры, а по мнению некоторых исследователей,[3 - Т. М. Ломанова. «Пейзажные традиции В. И. Сурикова в творчестве художников Красноярского края XX века. Барнаул] с журнальной репродукции, завезенной из столицы в Красноярск. Суриков, очевидно, легко впитывал получаемые впечатления от произведений искусства, и Петербург его ошеломил новизной понимания живописи.
Подтвержденной датой посещения села Тесинского, выявленной исследователями Т. Резвых и Н. Макаровой, считается 1867 год[4 - Акварель Синий камень на Енисее. Рис. Суриковъ 1865 датирована музеем 1866 годом, однако Суриков ездил в с. Тесь летом 1867 года, о чём свидетельствует его письмо из Теси от 21 июля 1867 г. (об этом: Резвых Т., Макарова Н. Неопубликованные письма В. И. Сурикова // Суриковские чтения. Научно-практическая конференция. Красноярск, 2015. С. 3 – 6.).]. Однако когда же написана акварель «Село Тесинское. Церковь», датируемая 1865 (?) годом?
Рис. 8 В. И. Суриков
Село Тесинское. Церковь. 1865 (?)
Бумага, графитный карандаш, акварель. 15,8х22,5
Красноярский краевой краеведческий музей
Это акварель, написанная с натуры и изображающая Тесинский Богородице-Казанский собор, написана в Тесинском. Церковь строилась c 1905 года и освящена в 1809-м, то есть изображенному на рисунке храму 56 лет. Белизна побеленных известью стен, крашенные крыши, позолоченные купола… Вокруг собора – каменная ограда с чугунными решётками. В окнах – витые кованные решетки. Двери железные, тоже кованные. Однако, подробнее обратимся к этой работе ниже.
Рис. 9 В. И. Суриков
Минусинская степь. 1873 Б., акварель. 13,7x31,8. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Полотно, изображающее пейзаж степной долины на фоне предгорий Западного Саяна, написано уже опытной рукой воспитанника Академии художеств. Одиночная повозка на малоезженом тракте, узкая полоска водоема, предгорные склоны и водораздельные хребты. Эта работа, как и степной пейзаж с конным караваном, вероятно, написаны с натуры. Художник в лето 1873 года много путешествовал по Минусинскому округу, успевал запечатлеть увиденное и прочувствованное[5 - Некоторые исследователи (Т. А. Резвых) считают «Минусинская степь – название ошибочное. Изобразил же Суриков окрестности Красноярска с г. Так-Мак».].
Рис. 10 В. И. Суриков
Минусинск. В пути. Лист из альбома. 1873
Акварель, графитный карандаш. 23x32,6. Собрание наследников художника. Частная коллекция
В благословенное лето 1873 г. была выполнена эта акварель и ещё много зарисовок, эскизов, этюдов и завершенных пейзажей по минусинско-хакасским мотивам. Датировка, сюжет рисунка и, главное, название «Минусинск. В пути», как нельзя лучше свидетельствуют о вероятности посещения Суриковым Минусинского округа.
Сколько же раз Василий Суриков приезжал в с. Тесинское?
Кто собрал первые сведения о пребывании молодого Васи Сурикова в селе Тесинском? Ещё Наталья Петровна Кончаловская в книге «Дар бесценный»[6 - Цитирую по изданию в Красноярском книжном издательстве от 1978 года], в главе «Икона» написала: «Сестра Катя вышла замуж, высватал её казак Сергей Васильевич Виноградов, после свадьбы молодые уехали в село Тесь, где служил Виноградов. В конце книги, обращаясь к читателю, Наталья Петровна пишет:" Теперь, когда ты прочёл эту книгу, мне хочется дополнить твои впечатления необходимыми сведения о том, как она создавалась.
Многое пришло в книгу из записей моей матери Ольги Васильевны Суриковой, той самой Оленьки, которая трех лет отроду позировала для образа стрелецкой внучки в картине «Утро стрелецкой казни» пока отец рассказывал ей страшную сказку». «Кое-что я взяла из воспоминаний моего отца Петра Петровича Кончаловского, которого Суриков очень любил и высоко ценил как живописца. Многое развернулась передо мной из рассказов и записей моей тётки Елены Васильевны Суриковой. Широко пользовалась я записями современников Сурикова – поэто Волошина, критика Стасова, искусствоведов Тепина, Никольского, Глаголя, Турунова и Красноженовой. Черты времени черпала я из писем и воспоминаний художников Репина, Чистякова, Грабаря, Нестерова, Мннченкова, Бенуа и других. В течение трех лет неизменно работала я в Ленинской библиотеке, перечитывая газеты с 1870 до 1916 года. Это дало мне возможность полностью ощущать современную деду атмосферу».
«Во время работы я была теснейшим образом связана с сотрудниками Исторической библиотеки с научными сотрудниками Русского музея в Ленинграде и Третьяковской галереей в Москве, всегда оказывавшими мне необходимую помощь.»
«В Красноярске, на родине деда, я бывала не раз. Изучая окрестности и бродя по его любимым местам, я встречалась с людьми, отцы и деды, которых хорошо его знали, в частности, с благодарностью вспоминаю беседы с ныне покойной красноярской художницей К. И. Матвеевой – внучкой Петра Сурикову окончить Академию».
«Строго придерживаясь подлинности событий, я не ввожу в книгу ни одного вымышленного лица, ни одного придуманного факта. И потому, вкладывая все найденное и изученное мною в художественную форму, я могу назвать мой труд романической былью».
Подозреваю, что до выхода в свет книги Натальи Кончаловской, история суриковской родной сестры Кати, в замужестве Виноградовой, почившей в бозе совсем молодой на тесинском церковном погосте – мало кого занимала. Следовательно и подробности пребывания юного Сурикова в Тесинском, увы, немногочисленные и не уверенно датированные, даже сибирских искусствоведов, историков и краеведов до недавнего времени мало мотивировали на разыскания.
Однако, в девяностых годах прошлого века возникла-таки идея открытия картинной галереи (1983 г.) в селе Тесь. Вероятно, не без идеи увековечивания фактов пребывания здесь В. Сурикова.
Кладом фактов была и есть сбереженная семьей, современниками и потомками переписка. Однако, как оказалось, письменные свидетельства переписки не могут порой трактоваться однозначно. Одни говорят нам, что юный живописец во время поездок в с. Тесинское сделал около двадцати рисунков жителей села, их домов, окрестностей. Другие говорят о пятнадцати виденных рисунках. Но, за исключением рисунка «Село Тесинское. Церковь», датированного то 1865-м (на рисунке), то 1868-м годами (по сведениям Красноярского краеведческого музея), о их местонахождении ничего неизвестно. И сохранились ли? Сохранись они – явились бы неопровержимыми фактами.
Акварельный рисунок Тесинской церкви датированный 1865 годом – первое вероятностное свидетельство посещения художником села Тесинского. Вероятностное – так как нет других подтверждений, кроме даты на рисунке.
Акварель Синий камень на Енисее. (выше села Подсинее) датируется тоже 1865 годом, однако эта дата некоторыми исследователями подвержена сомнению и относится со знаком вопроса на 1866 г. (?).
В работе[7 - «Неопубликованные письма В. И. Сурикова» в сборнике Суриковские чтения. Научно-практическая конференция 2013, Красноярск, 2015] Т. Резвых и Н. Макаровой также исследуется вопрос дат и обстоятельств посещения молодым Суриковым села Тесинского. Цитирую:
«…неопубликованные письма из фондов Красноярского краевего краеведческого музея дополняют представление о В. И. Сурикове некоторыми новыми фактами, а они, когда речь идёт о большом художнике, всегда интересны и сами по себе, и тем, что вносят в уже известный материал новую окраску.
В этой публикации предлагается девять писем В. И. Сурикова, адресованных матери, Прасковье Фёдоровне, и брату, Александру Ивановичу, ранее не публиковавшихся, и одно, от февраля 1891 года, адресованное им же, опубликованное с большими купюрами в предыдущих изданиях.
Из опубликованных писем в книге «В. И. Суриков. Письма. Воспоминания современников» самое раннее относится к 1868 году; в нём Суриков подробно рассказывает «дяденьке»[8 - Василий Матвеевич Суриков (? – 1868), двоюродный дядя художника. См.: Калеменева Н. А. Синий Ус // Суриковские чтения. Научно-практическая конференция. Красноярск, 2015. С. 64] об условиях поступления в Академию художеств. Следующее за ним – тоже от 1868 года, уже из Томска, с дороги в Петербург. То есть, вероятно, по замыслу составителей, начиная с первого письма, в переписке прослеживается дорога В. И. Сурикова в искусство. Возможно, чтобы не нарушать эту логику, было опущено, как теперь выяснилось, действительно самое раннее из дошедших до нас писем (или оно всё же не было известно составителям). Письмо это, адресованное матери и брату, написано на тонкой бумаге, сквозь которую проступают чернила, что создаёт трудности при чтении; писалось в селе Тесь Минусинского округа, куда Суриков приехал в гости к сестре[9 - Виноградова Екатерина Ивановна (1846—1868), урождённая Сурикова, старшая сестра В. И. Сурикова. В 1864 году вышла замуж за С. В. Виноградова и переехала в с. Тесь. 20 марта 1868 года умерла от воспаления лёгких. Похоронена в Теси; могила утрачена. Несколько лет назад случайно обнаружена могильная плита Е. И. Виноградовой, служившая много лет ступенькой крыльца одного из домов в с. Тесь (см.: Калеменева Н. А. Светлый образ сестры любимой // Суриковские чтения. Научно-практическая конференция – 2008. Красноярск, 2008. С. 63).]. В Красноярском краеведческом музее оно датируется августом 1866 года, и это согласуется с тем, что в книге «В. И. Суриков. Письма. Воспоминания современников», в разделе «Летопись жизни В. И. Сурикова», написано; «1866. В конце лета – поездка в с. Тесь к сестре Е. И. Виноградовой. Пишет этюды в деревне». Вопрос о неверной датировке письма возник случайно, уже и причина возникновения этого вопроса забыта, но ответ на него нашёлся, и самый простой. В Минусинской котловине несколько иной климат, чем в остальной Сибири; там значительно теплее, и даже растут арбузы. Наверное, по этому бытовому признаку письмо и было отнесено к августу или к концу лета, когда они поспевают, так как Суриков в письме говорит о поездке на бахчу. Однако упущено из вида беглое упоминание о том, что Суриков приехал в Тесь в воскресенье, 21 числа. Но августовские числа не совпадают с календарями ни 1866, ни 1865 года, зато в календаре 1867-го есть 21-е число, приходящееся на воскресенье, но это не август, а июль. Следовательно, поездка Сурикова в Тесь состоялась во второй половине июля 1867 года. Таким образом, уточнение датировки письма вносит небольшие коррективы в официальную биографию художника. Что же касается поездки на бахчу – он мог захотеть просто посмотреть, как растут арбузы, которые в Красноярск из Минусинска по Енисею доставляли на баржах, или мог поехать, чтобы помочь их пропалывать, или, может, были ранние сорта, поспевающие к концу июля. Эти детали никакой роли не играют, но интересны для воображения короткого и счастливого отрезка жизни совсем ещё молодого Сурикова. Это самое раннее из его сохранившихся писем написано старательным «писарским» почерком (он тогда – канцелярский служащий), с «вензелями»; позже почерк его становится всё более простым, без «красивостей», которых Суриков не любил ни в жизни, ни в искусстве».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/aleksey-bolotnikov-10389549/zhivopisec-vasiliy-surikov-i-tes-ocherk-34330858/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Автор стихов здесь и далее – Алексей Болотников
2
Виноградова Екатерина Ивановна (1846—1868), урождённая Сурикова, старшая сестра В. И. Сурикова. В 1864 году вышла замуж за С. В. Виноградова и переехала в с. Тесь. 20 марта 1868 года умерла от воспаления лёгких. Похоронена в Теси; могила утрачена. Несколько лет назад случайно обнаружена могильная плита Е. И. Виноградовой, служившая много лет ступенькой крыльца одного из домов в с. Тесь (см.: Калеменева Н. А. Светлый образ сестры любимой // Суриковские чтения. Научно-практическая конференция – 2008. Красноярск, 2008. С. 63).
3
Т. М. Ломанова. «Пейзажные традиции В. И. Сурикова в творчестве художников Красноярского края XX века. Барнаул
4
Акварель Синий камень на Енисее. Рис. Суриковъ 1865 датирована музеем 1866 годом, однако Суриков ездил в с. Тесь летом 1867 года, о чём свидетельствует его письмо из Теси от 21 июля 1867 г. (об этом: Резвых Т., Макарова Н. Неопубликованные письма В. И. Сурикова // Суриковские чтения. Научно-практическая конференция. Красноярск, 2015. С. 3 – 6.).
5
Некоторые исследователи (Т. А. Резвых) считают «Минусинская степь – название ошибочное. Изобразил же Суриков окрестности Красноярска с г. Так-Мак».
6
Цитирую по изданию в Красноярском книжном издательстве от 1978 года
7
«Неопубликованные письма В. И. Сурикова» в сборнике Суриковские чтения. Научно-практическая конференция 2013, Красноярск, 2015
8
Василий Матвеевич Суриков (? – 1868), двоюродный дядя художника. См.: Калеменева Н. А. Синий Ус // Суриковские чтения. Научно-практическая конференция. Красноярск, 2015. С. 64
9
Виноградова Екатерина Ивановна (1846—1868), урождённая Сурикова, старшая сестра В. И. Сурикова. В 1864 году вышла замуж за С. В. Виноградова и переехала в с. Тесь. 20 марта 1868 года умерла от воспаления лёгких. Похоронена в Теси; могила утрачена. Несколько лет назад случайно обнаружена могильная плита Е. И. Виноградовой, служившая много лет ступенькой крыльца одного из домов в с. Тесь (см.: Калеменева Н. А. Светлый образ сестры любимой // Суриковские чтения. Научно-практическая конференция – 2008. Красноярск, 2008. С. 63).