Краткий курс по финансовому праву

Краткий курс по финансовому праву
Коллектив авторов
Скорая помощь студенту. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Финансовое право". Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

Краткий курс по финансовому праву

1. Понятие и функции финансов
1. Финансовое право входит в систему российского права и является одной из активно развивающихся отраслей. Название данной отрасли тесно связано с финансами. Для того чтобы разобраться в финансовом праве, необходимо иметь представление о том, что же такое финансы. В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач.

2. Финансы по своему материальному выражению представляют собой денежные фонды и доходы государства, его территориальных подразделений (субъектов РФ, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для удовлетворения потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы всей страны. Подобной характеристики явно недостаточно, так как сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций.


Финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов и доходов государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.
3. Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Децентрализованные финансы – это денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов организаций.

4. Финансы выражают денежные отношения, которые возникают:
? между организациями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
? предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и при их распределении;
? государством и организациями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
? государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
? организациями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
? отдельными звеньями бюджетной системы;
? органами имущественного и личного страхования, организациями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

5. Основными функциями, в которых проявляется сущность финансов, являются распределительная и контрольная функции. Распределительная функция проявляется при распределении общей выручки и прибыли хозяйственных структур, часть которой поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные государственные фонды финансовых ресурсов. Контрольная функция служит инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов и проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта (далее – ВВП) по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

6. Кроме вышеуказанных функций финансы выполняют регулирующую функцию, которая связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства, и стимулирующую функцию, играющую активную роль в развитии инновационно-инвестиционной деятельности в экономике, сокращении затрат на производство товаров и услуг, в повышении эффективности использования всех факторов производства для экономического роста.

2. Финансовая деятельность Российской Федерации: понятие, функции и методы
1. Под финансовой деятельностью государства понимается осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.
2. В ходе финансовой деятельности производится образование, распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретных хозяйствующих субъектов и территориальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деятельности.

3. Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства:
? межотраслевой характер – в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований контролируется деятельность и в других сферах;
? осуществление финансовой деятельности происходит в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти;
? сфера финансовой деятельности относится к ведению федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местных органов.

4. Финансовая деятельность муниципальных образований направлена на решение задач местного значения, которые определены законодательством о местном самоуправлении. Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется через органы местного самоуправления.

5. К методам финансовой деятельности относятся следующие:
? финансирование – распределение и предоставление государственных денежных средств на безвозвратной и безвозмездной основе;
? кредитование – выделение средств на началах возмездности и возвратности. Финансирование и кредитование подразделяются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, организационно-правовой характеристики субъектов, участвующих в этих отношениях, и других факторов;
? обязательные и добровольные платежи. Они охватывают несколько видов платежей, каждый из которых отличается своеобразием. Например, основными обязательными платежами в государственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, государственные пошлины с юридических и физических лиц. Существуют обязательные платежи и отчисления, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды. Метод обязательных платежей применяется и при государственном страховании (обязательное страхование пассажиров и др.). За счет обязательных отчислений банков в Центральном банке РФ (Банке России) депонируются обязательные резервы;
? безналичные денежные расчеты.
6. Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также их использование осуществляются посредством расчетных операций, которые производятся в разных формах.

3. Конституционные основы финансовой деятельности
1. Основное содержание принципов определяется Конституцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства, конкретизированными в нормах финансового права.

2. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества.

3. Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих значение как для Российской Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) субъектов РФ.

4. Единство финансовой политики и денежной системы. Согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство.

5. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.

6. Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает, как уже отмечалось, из положений Конституции РФ, характеризующей Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

7. Участие граждан Российской Федерации в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

8. Принцип гласности, основы которого установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.

9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также с планами предприятий, организаций и учреждений.

10. Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

4. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
1. К ведению Российской Федерации относятся:
? установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
? разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы;
? определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
? определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, основ управления государственным и муниципальным долгом;
? составление и рассмотрение проекта, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов о его исполнении;
? осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом РФ;
? предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
? установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов;
? утверждение бюджетной классификации РФ;
? установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и др.

2. В ведении субъектов РФ находятся:
? составление, рассмотрение проектов бюджетов субъектов, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об их исполнении;
? распределение доходов и расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
? предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;
? установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
? определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов РФ;
? осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом субъекта РФ и др.

3. К ведению органов местного самоуправления относятся:
? составление, рассмотрение проектов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об их исполнении;
? определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
? определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
? предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
? определение порядка осуществления муниципальных заимствований;
? осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

5. Система финансовых органов, осуществляющих финансовую деятельность
1. В пределах установленной компетенции финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:
? федерального бюджета;
? федеральных налогов и сборов;
? финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;
?денежной эмиссии.

2. Президент РФ как глава государства подписывает и обнародует федеральные законы, а также обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти в области финансов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с чем и строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, денежно-кредитной политики, регулирования валютных и иных финансовых отношений, деятельности органов финансово-кредитной системы.

3. Правительство РФ:
? обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
? разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет;
? обеспечивает исполнение федерального бюджета;
? представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
? разрабатывает и реализует налоговую политику;
? принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
? осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
? руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;
? разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

4. Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют на соответствующей территории финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

5. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, для осуществления финансовой деятельности создан специальный орган – Министерство финансов РФ, в ведении которого находятся:
? Федеральное казначейство (федеральная служба);
? Федеральная налоговая служба;
? Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Также отдельные полномочия в финансовой сфере выполняют:
? Банк России;
? Федеральная таможенная служба;
? Федеральная служба по финансовому мониторингу;
? Федеральная служба страхового надзора;
? Федеральная служба по финансовым рынкам.

6. Министерство финансов РФ (далее – Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулирование в следующих сферах: финансовой; аудиторской, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенных платежей (в части исчисления и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

7. К его компетенции отнесена также выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы. В круг важнейших функций Минфина России входит обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Минфин России разрабатывает проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности.

8. Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства исходя из принципа единства кассы, управления совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом.

9. Главная задача Федеральной налоговой службы заключается в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов.
Федеральная таможенная служба осуществляет деятельность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела (взимание налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, распределение денежных средств между подведомственными организациями, контроль за их использованием и др.).
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет: сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю; создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и др.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет необходимые исследования для проведения экспертиз по вопросам осуществления страхового надзора; дает разъяснения юридическим и физическим лицам по поводу применения страхового законодательства; предупреждает и ликвидирует последствия нарушения страхового законодательства и др.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора полномочна осуществлять контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за исполнением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре; за соблюдением валютного законодательства и др.
Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов).

10. Банк России как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране.

6. Понятие и признаки финансовой системы РФ


Под финансовой системой понимаются совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, а также система государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
1. Традиционно в составе финансовой системы РФ выделяют следующие элементы:
? бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов муниципальных образований;
? внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;
? финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
? имущественное и личное страхование;
? кредит (государственный, муниципальный и банковский).

2. Любое звено финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) с целью удовлетворения различных по содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства используются в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Децентрализованные денежные средства – это денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Денежный фонд общего назначения – это государственный или местный бюджет.

3. Бюджетная система образует денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления.

4. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся:
? Пенсионный фонд РФ;
? Фонд государственного социального страхования РФ;
? Государственный фонд занятости населения РФ;
? фонды обязательного медицинского страхования.

5. Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды находятся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т. д.) и используются ими для выполнения своих функций и задач. Финансы предприятий – исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Имущественное

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/kollektiv-avtorov/kratkiy-kurs-po-finansovomu-pravu/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Краткий курс по финансовому праву Коллектив авторов
Краткий курс по финансовому праву

Коллектив авторов

Тип: электронная книга

Жанр: Финансовое право

Язык: на русском языке

Издательство: РИПОЛ Классик

Дата публикации: 25.05.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Финансовое право". Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

  • Добавить отзыв