Краткий курс по финансовому менеджменту
Коллектив авторов
Скорая помощь студенту. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Финансовый менеджмент". Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших и средних учебных заведений.
Краткий курс по финансовому менеджменту
1. Понятие, цели и задачи финансового менеджмента
1. Понятие менеджмента (англ. management – управ-1 ление) означает процесс управления организацией, планирования и контроля и используется практически во всех сферах деятельности организации. Для выполнения своих задач руководитель организации должен использовать технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал. Руководитель должен осуществлять ключевые виды деятельности по управлению: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, в целом представляющие собой практику менеджмента.
Все цели менеджмента сводятся к выживанию организации и сохранению ею своего места на рынке в течение длительного времени. Общие цели менеджмента подразумевают развитие организации в целом и ориентированы на длительную перспективу. Специфические цели менеджмента разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности организации.
Основная цель менеджмента – достижение и поддержание гармонии в развитии и функционировании организации.
2. Различают производственный, финансовый, кадровый, инновационный виды менеджмента.
Финансовый менеджмент – это система экономического управления производством, функционирование которой направлено на достижение общих целей хозяйствования.
Предмет финансового менеджмента – экономические, организационные, правовые и социальные вопросы, возникающие в процессе управления финансовыми отношениями на предприятиях (в организациях, коммерческих структурах).
Различают две подсистемы финансового менеджмента: управляемой (объекта) и управляющей подсистемы (субъекта). Объект управления в финансовом менеджменте – совокупность условий существования денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов.
Субъекты управления включают органы государственного управления, финансовые и налоговые органы, банки, органы страхования и др. Главный субъект управления – собственник.
Различают следующие основные функции объекта финансового менеджмента: организация денежного оборота; снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами; обеспечение основными и оборотными фондами; организация финансовой работы.
Принято выделять следующие основные функции субъекта финансового менеджмента: анализ финансового положения по финансовой отчетности для корректировки существующих бизнес-моделей; определение необходимых объемов и схем финансирования потребностей предприятия (организации, коммерческой структуры); обеспечение достаточной платежеспособности для своевременных платежей; выявление возможностей повышения эффективности деятельности.
3. Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику. Под стратегией понимается общее направление и способ использования средств для достижения долгосрочных целей, под тактикой – конкретные методы и приемы для достижения цели за короткий период времени в определенных условиях.
4. Различают следующие основные разделы финансового менеджмента:
? диагностика финансового состояния;
? управление краткосрочными финансовыми ресурсами;
? управление вложением долгосрочных финансовых ресурсов;
? анализ возможных рисков.
К необходимым условиям функционирования финансового менеджмента относятся предпринимательская деятельность; самофинансирование; рыночное ценообразование; рынок труда; рынок капитала; государственное регулирование деятельности предприятий, основанное на системе рыночного законодательства.
4. Разработаны следующие основные цели финансового менеджмента: максимизация прибыли; увеличение доходов собственного предприятия (организации, коммерческой структуры); рост курсовой стоимости акций; достижение устойчивой ликвидности активов.
Главная цель финансового менеджмента – обеспечение максимизации рыночной стоимости предприятия, что соответствует конечным финансовым интересам его владельцев.
В основные задачи финансового менеджмента входят: формирование необходимого объема финансовых ресурсов; эффективное использование сформированного объема финансовых ресурсов; оптимизация денежного оборота предприятия (организации); максимизация прибыли; минимизация уровня финансового риска и постоянное финансовое равновесие предприятия.
5. Соотношение собственного и заемного капиталов в структуре источников предприятия (организации, коммерческой структуры) определяет конечные финансовые результаты его деятельности (оптимально соотношение в обороте 50: 50 %). Многие организации предпочитают использовать только собственные ресурсы. Однако экономически доказано, что привлечение заемных источников целесообразно при условии их окупаемости, когда использование повысит рентабельность собственных средств.
Для эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов необходимо установление пропорциональности в их использовании на цели производственно-хозяйственного и социального развития организации, выплаты необходимого уровня доходов на инвестированный капитал собственникам предприятия (организации, коммерческой структуры).
Оптимизация денежного оборота предприятия решается путем эффективного управления денежными потоками организации в процессе оборота денежных средств с целью минимизации среднего остатка свободных денежных активов.
Прибыль может быть одной из целей предприятия, при этом ее размер должен быть адекватен уровню финансового риска. Главной целью деятельности современного предприятия должен быть размер его стоимости.
Минимизация уровня финансового риска – одна из основных целей деятельности предприятия (организации, коммерческой структуры). Связь риска с прибылью делает необходимым их постоянное рассмотрение как взаимосвязанных понятий.
Постоянное финансовое равновесие предприятия, т. е. сбалансированность, должна достигаться путем поддержания высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности, формирования оптимальной структуры капитала и активов, достаточного уровня самофинансирования инвестиционных потребностей предприятия.
2. Базовые концепции и принципы финансового менеджмента
1. Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. Концепция (лат. conceptio – понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления.
С помощью концепции или системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются некоторые конструктивистские рамки, определяющие сущность и направления развития этого явления.
Различают следующие основные концепции финансового менеджмента: потоков денежной наличности; компромисса между риском и доходностью; текущей стоимости; временной ценности; асимметричной информации; альтернативных затрат; временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта.
2. Основное содержание концепции потоков денежной наличности составляют вопросы привлечения денежных потоков, идентификация денежного потока, его продолжительности и вида; оценка факторов, определяющих величину его элементов; выбор коэффициента дисконтирования; оценка риска, связанного с данным потоком.
Концепция компромисса между риском и доходностью основана на том факте, что получение любого дохода в бизнесе всегда сопряжено с риском. Связь между данными взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональна: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности.
Концепция текущей стоимости описывает закономерности деловой активности предприятия и объясняет механизм приращения капитала. Ежедневно предприниматель вынужден управлять множеством операций по купле-продаже товара (продукции), услуг, инвестиционных средств. В связи с этим менеджеру необходимо определить, насколько целесообразно совершать эти операции, будут ли они эффективны.
Концепция временной ценности утверждает, что денежная единица, доступная сегодня, не равноценна денежной единице, доступной через какое-то время. Это связано с действием инфляции, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемости.
Концепция асимметричной информации основана на том, что отдельные категории лиц могут владеть информаций, недоступной всем участникам рынка в равной мере. В таком случае говорят о наличии асимметричной информации.
Концепция альтернативных затрат исходит из того, что принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Особенно ярко концепция альтернативных затрат проявляется при организации систем управленческого контроля. Любая система контроля стоит определенных затрат, в то же время отсутствие систематизированного контроля может привести к гораздо более серьезным финансовым потерям.
Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта утверждает, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно. Эта концепция в известном смысле условна и применима не к конкретному предприятию, а к механизму развития экономики путем создания самостоятельных, конкурирующих между собой фирм.
3. В современной практике управления разработаны следующие основные принципы финансового менеджмента:
? приоритет стратегических целей развития предприятия (организации, коммерческой структуры);
? связь с общей системой управления предприятием;
? обязательное выделение в финансовом управлении финансовых и инвестиционных решений;
? построение и соблюдение финансовой структуры предприятия;
? раздельное управление денежным потоком и прибылью;
? гармоничное сочетание доходности предприятия и повышения ликвидности;
? вариативность и комплексный характер формирования управленческих решений;
? высокий динамизм управления.
4. Исходя из принципа приоритета стратегических целей развития предприятия даже высокоэффективные с экономической точки зрения проекты управленческих решений в области финансового менеджмента текущего периода должны быть отклонены, если они вступают в противоречие со стратегическими направлениями развития предприятия и разрушают экономическую базу формирования собственных финансовых ресурсов.
Принцип связи с общей системой управления предприятием означает, что финансовый менеджмент охватывает вопросы всех уровней управления и непосредственно связан с операционным, инновационным, стратегическим, инвестиционным, антикризисным менеджментами, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента.
Принцип обязательного выделения в финансовом управлении финансовых и инвестиционных решений гласит, что финансовые решения работают для поиска финансовых ресурсов. Инвестиционные решения отвечают на вопрос, куда и сколько нужно вложить денег.
Принцип построения и соблюдения финансовой структуры подразумевает, что в деятельности предприятия можно выделить структуры различного характера и предназначения, но финансовую структуру предприятия формирует его основная деятельность.
Согласно принципу раздельного управления денежным потоком и прибылью денежный поток не равен прибыли.
Денежный поток – это движение средств в реальном режиме времени.
Доходность и ликвидность – взаимосвязанные понятия, но связь между ними может быть обратно пропорциональна: так проявляется принцип гармоничного сочетания доходности и повышения ликвидности предприятия (организации, коммерческой структуры).
5. Вся деятельность предприятия – результат принятия различных по характеру и целям, но взаимосвязанных по содержанию решений в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота предприятия. Эти решения тесным образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности. В этом заключается действие принципа вариативности и комплексного характера формирования управленческих решений.
Управление, согласно принципу динамизма, должно быть адекватным и оперативным. Управленческие решения необходимо принимать в короткие сроки, поскольку внешняя и внутренняя среда предприятия постоянно меняется.
3. Основные функции и методы финансового менеджмента
1. Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы. В качестве основных типов функций финансового менеджмента различают функции объекта и субъекта управления.
К функциям объекта управления относятся: организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами, организация финансовой работы и т. д.
Функции субъекта управления последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду.
К ним относятся планирование, прогнозирование или предвидение, организация, регулирование, координирование, стимулирование, контроль.
2. Финансовое планирование в качестве функции управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке и реализации на практике плановых заданий.
Прогнозирование в финансовом менеджменте – разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений.
Функция организации – создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т. п.
Регулирование в финансовом менеджменте – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров.
Координация – согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.
Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы и выполнения финансовых планов. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вносятся изменения в финансовые программы, вскрываются дополнительные резервы и возможности.
3. К основным методам финансового менеджмента относятся составление прогнозов, планирование, страхование, самофинансирование и кредитование.
В практику современного финансового менеджмента включены неформализованные методы экспертных оценок, сценариев, сравнения, построения систем показателей и аналитических таблиц, морфологические.
Данные методы основаны на описании аналитических процедур и не предлагают использования строгих аналитических зависимостей.
В основу формализованных методов финансового менеджмента включены строгие формализованные аналитические зависимости.
4. В практике финансового менеджмента выделяют следующие основные группы формализованных методов:
? элементарные методы факторного анализа, применяемые для оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия (организации, коммерческой структуры), выделения основных факторов его улучшения (методы цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов);
? традиционные методы экономической статистики (методы средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики);
? математико-статистические методы изучения связей, применяемые при расчете разнообразных индикаторов фондового рынка, прогнозировании возможного банкротства (корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, метод главных компонент, ковариационный анализ, кластерный анализ и др.);
? методы экономической кибернетики и оптимального программирования (методы системного анализа, машинной имитации; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование и др.); эконометрические методы, основанные на постулатах эконометрики (матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса).
5. При проведении финансового анализа используются следующие основные методы исследования финансовых отчетов:
? горизонтальный (временной) анализ, означающий сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
? вертикальный (структурный), т. е. выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
? сравнительный (пространственный) – сопоставление сводных показателей отчетности предприятия (организации, коммерческой структуры) с аналогичными показателями конкурентов, внутрихозяйственный анализ структурных подразделений предприятия (организации, коммерческой структуры);
? факторный – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования;
? относительных показателей (коэффициентов) строится на основе расчета отношений между отдельными позициями финансовой отчетности с целью определения взаимосвязи показателей.
4. Первичные и производные финансовые инструменты
1. Осуществляя операции на финансовом рынке, предприятие выбирает соответствующие финансовые инструменты их проведения. Финансовые инструменты представляют собой разнообразные обращающиеся финансовые документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке.
Финансовый инструмент – контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия (организации, коммерческой структуры) и финансовых обязательств долгового или долевого характера другого предприятия (организации, коммерческой структуры).
Различают производные и первичные финансовые инструменты, представленные разновидностями ценных бумаг.
2. Принято выделять следующие основные инструменты финансового менеджмента: бюджетирование; финансовый анализ; привлечение заемных средств; размещение свободных средств; леверидж; инвестиции; эмиссия менеджмента капитала; траст-операции; факторинг; лизинг; страхование.
Бюджетирование – технология планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Финансовый анализ – получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Менеджмент привлечения заемных средств – рациональное управление привлечением заемных средств. Менеджмент размещения свободных средств – использование прямых и портфельных инвестиций, коммерческих кредитов с целью получения дополнительной прибыли. Леверидж – процесс управления активами, нацеленный на возрастание прибыли. Инвестиционный менеджмент – управление инвестициями, осуществляемое с помощью формирования инвестиционного портфеля. Эмиссия менеджмента капитала – управление движением капитала: управление денежными потоками и портфелем ценных бумаг. Траст-операции – доверительные операции банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов по управлению имуществом клиента и выполнению других услуг в интересах и по поручению клиента на правах доверенного лица. Факторинг – разновидность торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств (взыскание дебиторской задолженности покупателя; предоставление ему краткосрочного кредита; освобождение его от кредитных рисков по операциям). Лизинг – форма долгосрочной аренды. Страхование – отношения по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
3. Капитал может существовать в денежной, производительной и товарной формах, ценные бумаги также могут считаться формой существования капитала.
Ценная бумага – финансовый документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца до* кумента к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Акции – долевые ценные бумаги, подтверждающие право их владельца участвовать в управлении хозяйственным обществом, распределении прибыли последнего и получении доли имущества, пропорциональной его вкладу в уставный капитал. Облигации – ценные бумаги, которые подтверждают обязательство эмитента возместить владельцам их номинальную стоимость в определенный срок с уплатой фиксированного процента, если только иное не предусмотрено условиями выпуска облигаций. Казначейские обязательства – вид государственных ценных бумаг, которые выпускаются Минфином России и используются в качестве средства оплаты по текущей задолженности федерального бюджета перед предприятиями и отраслями. Вексель – денежное обязательство должника строго установленной формы, дающее его владельцу безусловное право при наступлении срока требовать от должника или акцептанта уплаты оговоренной в нем суммы. Чек – денежный документ, составленный в установленной законом форме, содержащий приказ владельца лицевого счета, выписавшего чек, о выплате владельцу последнего обозначенной в нем денежной суммы. Депозитный сертификат – письменное свидетельство кредитного учреждения (банка-эмитента) о депонировании денежных средств, удостоверяющее право владельца на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов по нему. В отличие от депозитного сберегательный сертификат предназначен для физических лиц.
4. Производные финансовые активы возникли в итоге развития традиционных финансовых отношений, когда в результате финансовых операций приобретается не сам актив, а право на его приобретение.
Хеджирование – способ компенсации возможных потерь от наступления определенных финансовых рисков посредством создания встречных валютных, коммерческих кредитных и иных требований и обязательств.
В основе производного финансового инструмента всегда лежит некий базисный актив (ценная бумага, товар и т. д.). Цена производного финансового инструмента, как правило, определяется на основе цены базисного актива.
К наиболее распространенным приемам хеджирования относятся форвардный и фьючерсный контракты, своп, опцион, операции РЕПО, варранты.
Форвардный контракт – соглашение о купле-продаже товара или финансового инструмента с обязательством поставки и расчета в будущем.
Опцион в отличие от фьючерсных и форвардных контрактов не предусматривает обязательности продажи или покупки базисного актива, которая при неблагоприятных условиях (ошибочных прогнозах, изменении общей конъюнктуры и др.) может привести к прямым или косвенным потерям одной из сторон.
Фьючерсный контракт (фьючерс) – разновидность ценных бумаг, нацеленная на получение выигрыша от изменения цен.
Своп – договор между двумя субъектами по поводу обмена обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и издержек. Своп упрощает механизмы расчета между участниками хозяйственной операции. Операции РЕПО (договор об обратном выкупе ценных бумаг) – договор о заимствовании ценных бумаг под определенную гарантию денежных средств или средств под ценные бумаги.
Варранты на акции – ценные бумаги, дающие ее владельцу право купить определенное количество акций данной компании в течение определенного времени по фиксированной цене.
5. Понятие и основные функции ценных бумаг
1. В практике современного финансового менеджмента до 80 % общего объема финансовых инвестиций фирм составляют инвестиции в ценные бумаги.
Ценная бумага – финансовый документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Различают следующие основные признаки ценной бумаги: обращаемость на рынке; доступность для гражданского оборота; стандартность; серийность; документальность; регулируемость и признание государством; ликвидность; рискованность; обязательность исполнения.
2. Принято выделять несколько характеристик ценных бумаг. Основные экономические характеристики ценных бумаг: ликвидность (способность ценной бумаги к реализации); доходность – отношение дохода, полученного от ценной бумаги (дивиденда, процента, премии), к вложенным в нее инвестициям; надежность (способность выполнять возложенные на ценную бумагу функции в течение определенного промежутка времени в условиях равновесного рынка); наличие самостоятельного оборота(существование специфических стадий в процессе обращения ценной бумаги).
Временные характеристики ценных бумаг: срок существования ценной бумаги (когда выпущена в обращение, на какой срок или бессрочно); происхождение (ведет ли начало ценная бумага от своей первичной основы (товар, деньги) или от других ценных бумаг).
Пространственные характеристики ценных бумаг: форма существования (бумажная, безбумажная); национальная принадлежность (отечественная или иностранная); территориальная принадлежность (в каком регионе страны выпущена данная ценная бумага).
Рыночные характеристики ценных бумаг: тип актива, лежащего в основе данной ценной бумаги, или ее исходная основа (товар, деньги, совокупные активы фирмы и др.); форма выпуска (эмиссионная, неэмиссионная); форма собственности и вид эмитента (государство, корпорации, частные лица); характер обращаемости (свободно обращается на рынке или существуют ограничения); экономическая сущность с точки зрения вида прав, которые предоставляет ценная бумага; уровень риска (высокий, низкий и т. д.); наличие дохода (выплачивается по данной ценной бумаге какой-либо доход или нет); форма вложения средств (инвестируются ли деньги в долг или для приобретения прав собственности).
Анализ характеристик ценных бумаг осуществляется с целью оценки инвестиционных качеств ценной бумаги.
3. В практике финансового менеджмента различают также общественно значимые функции ценной бумаги.
Регулирующая функция означает, что ценные бумаги обеспечивают прилив капитала в одни отрасли и отток капитала из других, перераспределяют денежные средства (капиталы) между сферами экономики, территориями и странами. Контрольная функция: через ценные бумаги реализуется возможность контроля над экономикой и экономическими процессами в рамках макро- и микроэкономики. Информационная функция: ценные бумаги свидетельствуют о состоянии экономики. Связующая функция: ценные бумаги представляют собой связующее звено между государственными, политическими, общественными институтами совокупными экономическими отношениями. Привлечение дополнительного капитала: выпуск ценных бумаг – источник привлечения и мобилизации дополнительного капитала предприятий. Обеспечение получения дохода на капитал или сохранение и возврат самого капитала. Ценная бумага предоставляет определенные дополнительные права ее владельцам помимо права на капитал (например, право на участие в управлении). Повышение мобильности финансовых ресурсов означает введение различных видов ценных бумаг в финансово-денежный оборот, что позволяет без увеличения денежной массы сосредоточить финансовые ресурсы на наиболее важных участках производства или обращения.
Снижение биржевых курсов – признак ухудшения экономической конъюнктуры. Стабильные курсы или их повышение свидетельствуют о нормальном экономическом положении страны или фирмы.
4. Экономическая роль ценных бумаг зависит также от их разновидности. Средства, полученные путем эмиссии и продажи капитальных ценных бумаг (акции, облигации, инвестиционные сертификаты), предназначены для образования и увеличения капитала производственных предприятий.
Денежные ценные бумаги обеспечивают непрерывность кругооборота промышленного, коммерческого и банковского капитала, бесперебойность бюджетных расходов, ускорение процесса реализации товаров и услуг. Данный вид ценных бумаг позволяет банкам реализовать временно высвобождающиеся на короткое время средства в качестве капитала.
По способу формирования различают: первичные ценные бумаги, основанные на активах (акции, облигации, векселя, закладные); вторичные и производные ценные бумаги,
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/kollektiv-avtorov/kratkiy-kurs-po-finansovomu-menedzhmentu/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.