Веды. История моей семьи

Веды. История моей семьи
Наталья Козлова
А знаете ли вы свою родословную? Как звали ваших предков, кем они были по роду занятий, по характеру, по нравам? В каждой семье есть свои памятные даты, свои обычаи, свои традиции. Вы знаете их? На многие из этих вопросов Вы найдете ответы в этой книге.

Веды
История моей семьи

Наталья Козлова

© Наталья Козлова, 2024

ISBN 978-5-4483-6740-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Не забывайте предков, храните историю, чтите память!
С юности я задавалась вопросом о том, кем были мои предки, чем они занимались, как их звали, где жили. Спрашивала родителей, бабушек, дедушек об истории их происхождения.
На некоторые вопросы получала ответы, но на многие нет. В какой-то отрезок времени генеалогический вопрос стал второстепенен, но потом вспыхнул с новой силой.
С давних времен знать своих предков считалось престижным. Дворяне создавали генеалогические древа и вывешивали их на стенах своих домов, а простые люди передавали информацию устно.
Однажды я спросила у своей бабушки Екатерины Николаевны: «Почему вы не интересовались вашими предками?» Она ответила: «Наташа, была война, потом послевоенные годы, жили очень бедно, я растила троих детей…, мы думали как прокормиться, голодали». Тем не менее, она рассказала очень много о своих предках! За что я благодарна, она знала прапрародителей и это замечательно! Не каждый сегодня может похвастаться таким знанием.
Углубившись в поиски, опросила множество родственников и знакомых, писала запросы в архивы, и многое нам удалось собрать! Вы не представляете какое это счастье! Каждой новой записи радовалась как ребенок, за каждую весточку благодарила Бога. Очень интересно было изучить историю наших предков. География поиска оказалась очень широкой. От нашей Нижегородской области до Ростова-на-Дону.

Светлая мысль
Уж с давних пор мысль светлая таилась в голове:
Узнать о предках-о тебе и обо мне.
И сделан был опрос с пристрастием
У всей родни о нашем прошлом и настоящем.
Собрав первоначальные сведения,
О чудо! Я пишу в архив.
Чтоб более не быть в неведении.
И почтой электронной поступил ответ,
Прочитываю строки с замираньем
И узнаю кем был ПРАПРА… ПРАДЕД!
Попали в руки мне таинственные книги
О, песня! Оцифрованные версии.
«Ревизские сказки», чудо современной техники.
В процессе генеалогическом
Крестьяне ночью снились мне.
После прочтенья строк в листочках исторических.
«Раскопки» эти словно артефакт
Частично составляю древо, есть контакт!
Получилась сложная конфигурация-
Не определенная геометрически субстанция…
МЫ ОБЛАДАТЕЛИ бесценной информации!

Ревизские сказки
Одним из главных источников для генеалогических исследований являются ревизские сказки.
Документы именной переписи податного населения Российской Империи, охваченного ревизиями XVIII – середины XIX вв.
Благодаря этим документам я нашла бесценную информацию о предках.
К моему счастью эти рукописи сохранились и оцифрованы. Некоторые из них мне удалось обработать лично. Другие обработаны сотрудниками архива. Но результат есть и личности предков установлены.
Возникновение ревизских сказок связано с реформой налогообложения, начатой в 1718 г. Подворное налогообложение было заменено подушным, подати стали взыматься с «души мужского пола».
Ревизская сказка содержит в себе следующие клаузулы: название (год, месяц, число подачи, губерния, уезд, село, владелец крепостного селения, если сказка дана по помещичьему селу), графу с номером семьи, цифры состава семьи «по последней ревизии», число и состав «выбывших» и «прибывших» лиц, временно отсутствовавших, и итоговые данные «ныне налицо». Меня в первую очередь интересовали сведения о составе семьи и родственных связях внутри неё, а также даты рождения и смерти, информация о браках, разводах и рождении детей. В ревизских сказках можно почерпнуть и другую ценную информацию: возраст, отчество, причину отсутствия или наоборот появления. Например встречались записи «выдана в замужество…«с указанием названия деревни, а иногда и имени отчества жениха; «выбыл в рекруты» и т. д. с указанием числа. В заключение стоят подписи ответственных лиц. В сказку записывалась одна семья за другой, на левой половине листа – мужчины, на правой женщины.


Ревизские сказки за 1782 год

История моей семьи по линии папы

Место рождения и место жительства


Карта Балахнинского уезда

Мария и Христофор Понуровы жили на территории бывшего Балахнинского уезда в деревне Лбово Больше-Песошинской волости. Деревни Ожгихино и Лбово, расположенные на территории современного Городецкого района. До революции входили в состав Балахнинского уезда и относились к Больше-Песошинской волости, приходское село – Бриляково. Крестьяне в этих деревнях были преимущественно удельные и экономические (помещика у них не было). В тех краях жило много старообрядцев. Из деревни Ожгихино родом Мария Понурова, мама моей бабушки Ирины Евстигнеевой (в девичестве Понуровой), а ее отец Христофор Понуров из деревни Лбово. Эти деревеньки находятся неподалеку и разделены перелеском. Жили натуральным хозяйством. Был большой двор, много скотины: птицы, лошадь, свиньи, корова. Так же обрабатывали землю: сеяли хлеб, сажали овощи.
Хотелось бы несколько строк написать об истории Балахнинского уезда. Балахна – один из древних русских городов. В 1897 г. по данным переписи населения в Балахнинском уезде проживало 141 694 чел. Балахна впервые упоминается в 1536 году со времени возведения в ней крепости. В Балахне была построена Никольская церковь, которая сохранилась до наших дней, что просто удивительно. В Балахне были развиты ремесла, в том числе изразцовое производство. Изразцами балахнинских мастеров был украшен храм Василия Блаженного. В этом городе так же делали отличный красный кирпич из которого большинство каменных зданий 17 века в Нижнем Новгород. Балахнинский уезд с августа 1922 года Балахнинский рабочий район, с 1929 года присоединены Бурцевская, Зиняковская, Козинская (Большекозинская) (передана из Сормовского уезда), Кубенцевская волости, часть Урковской волости.
Городецкий район – Большепесошнинская, Бриляковская, Василевская, Пуреховская, Смольковская волости. Борский район – пос. 2-й фабрики Зиняковской волости. Растяпинский рабочий район, с 1929 года Дзержинский район – Гнилицкая, Мысовская, Растяпинская волости (переданы из Сормовского уезда). Город Нижний Новгород – Гордеевская и Сормовская волости, с. Высоково и с. Копосово Козинской волости (переданы из Канавинского и Сормовского рабочих районов, с. Высоково в 1932 года из Балахнинского района).
В Городецком краеведческом музее хранится рукопись под названием: «Список записным старообрядцам Нижегородской губернии в Балахнинском уезде жительство имеющим». К этой книге составлен географический указатель под названием: «Каталог или алфавит значащихся жительств в сей книге принадлежащей городецкой Старообрядческой часовне за 1832 год июля 15 дня». В книге приведен так же список всех прихожан часовни с разделением по населенным пунктам и указанием возраста на 1811 год. Часовня в Городце была бегло поповского толка и в её приход входил весь Балахнинский уезд. Ниже приведен список населенных пунктов, в которых проживали прихожане часовни:
– Акинино, Андреевка, Андросово, Аржаное, Артемьево, Артюшино;
– Бабино, Бакунино, Бастраниха, Бебрюхово, Безводное, Бездели, Безделово, Белая Рамень, Беловская, Белоглазово, Беляево, Беляницино, Березино, Бесчасное, Блиново, Блудово, Бодягино, Боковка, Большое, Завражное, Большое, Песошное, Большое Чухово, Боярское, Буйна, Букино, Бураково, (Вахрушово),Бурдуково, Бурково, Бурмакино, Бурнаково, Бутаково, Буян;
– Варварское, Василева Слобода, Васильевское, Васильково, Вашево, Вашурово, Вейнино (Шейкино тож),Верхние Бротены, Верхняя Бледная, Верхняя полянка, Вершилово, Весельевское, Воздвиженская слободка, Войлоково, Волжное Пестово, Вологино малое, Воняты, Воробьево, Вороново, Воротилово, Высокая Рамень, Высоково, Вязовое;
– Гавриловка, Галанино, Глебцево, Гнусино, Гологузово, Голышево, Горбуново, Гордеево, Городец, Горохово, Горюшки, Грачево, Гувнищи, Гурьево;
– Дристуново, Дроздово, Дружкино, Дубово, Дудино, Дураково, Дырино, Держково, Дехтяриха, Долбленино
– Евдокимово, Емелино, Емельяново, Еремино, Есюнино, Ефрино, Ефутино;
– Жаворонково, Жбанниково, Желнино, Желтухино, Жеравизное, Жеховская, Жилино;
– Заборово, Завражное,,Заломаево, Зарубино, Засерихино;
– Иваново, Ивашково, Иголкино, Ильино,
– Кабачево, Калинка, Калинки, Калинкино, Караваево, Карлово, Кирилово, Кирино, Кирьяново, Кленово, Кобелево, Кобылино, Ковалево, Ковригино, Козино, Колбасиха, Колганово, Колесниково, Коньково, Копейное, Копнино, Коробейниково, Коробово, Коровинское, Королево, Коротайка, Косково, Косолапово, Костенево, Косяково, Котельницы, Красноселье, Кривоносово, Кривцово, Круглово, Крутово, Кувтино, Кудашево, Кузнецово, Кузнечиха, Кулаевсая, Кслободка, Кулимоново, Кумино, Кумохино, Кумохинская, Кунорино, Курза, Курмыш;
– Лапино, Лбово, Липовая Грива, Липовки, Лисино, Лосево, Лошкино, Лубянцы, Луговое, Лукино, Луковкино, Лысово, Ляпуново, Ляхово;
– Максимовское, Малахово, Малая слободка, Малое Завражное, Малое Козино, Малое Песошное,
Малое Чухово, Матренино, Меркушево, Михайлово, Михалево, Могильцы, Мозгулино, Мокрово, Мокрушино, Момляево, Мостовое, Мотовилки, Мочальное, Мошкино, Муравьево, Мысово, Мякишево;
– Нагавицино, Нагорново, Налескино, Нечаево, Нечаиха, Нечунаево, Нижние Бротены, Нижняя Бледная, Нижняя слобода, Никольское, Нозрино, Носово;
– Обжорово, Обросово, Обухово, Овдокимово, Ожгихино, Оксеново, Ольняново, Опалево, Опалихино, Оползино, Осинки, Оскордино, Осоково на Тесовой, Останино, Останово, Остапово, Островино;
– Павелкино, Пердушкино, Перечесово, Перечос, Першино, Пестово, Пестряково, Петрушкино, Петухово, Петуховская, Печонкино, Плешиха, Плоское Скипино большое, Повалихино, Поганцево, Подветельное, Подлужное, Полизалово, Пономарево, Попово, Посерихино, Починки, Починок, Починок Беля-евский, Починок Бещасновский, Починок;
– Митрохин, Привалово, Прозорово, Прокурино, Пронино, Пру-дищи, Пудово, Пустое Лбово, Пустошь Июдина, Пушкино, Пырьево, Пьяново, Пятеево;
– Раково, Рекшино, Репино, Решетниково, Рогожино, Рогозинино, Рогозинниково, Роймино, Романово, Рошково, Руя, Рыделево, Рыжухино;
– Савино, Самарино, Самойловка, Самыгино, Сарапкино, Свиньино, Селино, Сельцо Спасское, Сельцо Штатное, Серимостово, Серково, Серково при Узоле, Сидорино, Сидорово, Скипино, Скользихино, Скорынино, Слоново, Каратаево тож), Смирино, Смиркино, Смольево, Собакино, Собинно, Соболиха, Содомово, Соромово, Спирино, Стариково, Старцово, Стрекалово, Стрелка, Суздалево, Суходол Малый, Сысуйково;
– Таковиково, Таковое, Тарханово, Тархановское, Телицино, Ткалино, Тонково, Торхово, Трегубово, Трестьяниха, Трестьянское, Трестьяны, Тригино, Трошино, Тюпинское, Тяблино, Тяжелухино;
– Улыбино, Ульяново, Усово, Устиново;
– Феденя, Федоровское, Федосово, Федурино, Филино, Филипцево;
– Харламиха, Хахалино, Хлебаево, Хлебаиха, Хмелеватово;
– Чегенево, Черепово, Черетково, Черницы, Черное, Чертунино, Чесноково, Чучелиха;
– Шадрино, Шалахино, Шарыпово, Шейкино, Шеляухово, Шерохово, Шестунино, Шипилово, Шмагрино, Шушерино, Яблонное, Ягодное Лесное, Яровская.
СЕЛА: Бриляково, Зеленое, Козино, Конево, Копосово, Котово, Крапивино, Кубинцово, Курцево, Никольский Погост, Покровское.
В процессе поиска наткнулась на интересную информацию, касающуюся места проживания моих предков и решила написать. В то время (1772—1773 гг) Городецкая волость была разделена между двумя уездами разных наместничеств. Южная часть относилась к Балахнинскому уезду Нижегородского наместничества, а северная к Юрьевец-Поволскому уезду Костромского наместничества. Часть Городецкой волости, входившая в Балахнинский уезд, была дворцовой – в ней жили дворцовые (государственные) крестьяне. В части, относившейся к Юрьевец-Поволжскому уезду, были вотчинные земли разных помещиков, в том числе и Сабурова. По ревизии 1811 года Городецкой вотчиной Сабурова владеет жена секунд-майора Дмитрия Васильевича Маслова Анастасия Егоровна Маслова (Сабурова). Ей принадлежат: в селе Городце Скомороховская слободка, вновь построенная рядом с Городцом деревня Подгорная Дехтяриха и деревня Шараповская Дехтяриха тож, деревня Марково, деревня Бурково, деревня Зорино. Позже эта вотчина перешла во владение коллежского советника Александра Сергеевича Ознобишина.

Родная деревня
Деревня Лбово удивительное место. Оно обладает «магическим» свойством притягивать к себе людей, очень близкое и родное. В воздухе там ароматы полевых цветов и хвои. Ветки деревьев в лесу гладят по волосам, а лес «заряжает» энергией.
Где бы не была, какие красоты мира не ласкали бы взгляд, всегда хочется вернуться на родину, вздохнуть полной грудью, прогуляться по лесу и ощутить прикосновение нежных веток, насытиться ароматом русского поля.
Это место по истине «волшебное», оно пропитано духом истории. Зная информацию о том кто жил здесь ранее, можно вообразить их силуэты мужчин в лаптях и в широких штанах из грубого сукна и силуэты женщин – крестьянок в длинных простеньких юбках или сарафанах.

Деревня
Родная сердцу деревушка
Была прекрасна и жива,
Ты словно бабушка-старушка,
Что в юности красавицей слыла.
Ты в давние года цвела и широчала,
Домов на двадцать или двадцать пять,
Теперь их три. Они пустые…
Лишь летом дачники приедут городские.

Дуб
Посреди красивейших лесов,
Во кругу полей бескрайних,
Под небесным куполом Земли
Дуб растет огромный и прекрасный.
В давний год его отец сажал
При рожденьи сына-первенца,
Чтобы вместе с дубом возмужал,
Рос, трудился и в жизни целился.

Лыва
Есть среди множества озер
Болотце дорогое.
С ним не сравнится в красоте
Орон, Умбозеро, Онежское, Большое.
Среди ветвей еловых
И трав лесных, лесных кустов,
Оно раскинулось в ложбинке
По краешку овражка у дубков.
К воде мосток построен тонкий,
А подойдя лягушки встретят
Дружным хором
И увлекают задушевным разговором.

Милый уголок
Сегодня вновь пишу к тебе,
О милом сердцу уголке,
Не забываю ни на день
О малой родине моей.
Вокруг леса и чисто поле
И часто вижу я во сне,
Скачу во весь апорт в наш дом
На белоснежном скакуне.
А мимо – небо голубое,
Трава пахучая, роса.
Леса дремучие, поля.
И крест старообрядческий при входе.
Перекрещусь, пройду по тропке,
По обе стороны лесок,
А дальше, за завесой веток-
Любимый сердцу уголок.
Домишко ветхий и гнилой,
Но почему такой родной?
Крыльцо и сени, и окошки,
И валуны на тропке вросшие.
И дуб огромный, и калитка,
И покосившийся забор,
И куст терновника, орешник,
Ромашка, в поле василек.
Сегодня вновь пишу к тебе,
О милом сердцу уголке,
Не забываю ни на день
О малой родине моей.

Понуровы Христофор и Мария

Понуров Христофор Еремеевич
(7.05.1904—13.12.1941)
Родился в деревне Лбово 7 мая 1904, основанием служит справка ЦАНО:
«Комитет по делам архивов mari28022008@rambler.ru
Нижегородской области
государственное казенное учреждение
Центральный архив Нижегородской области
(ГКУ ЦАНО)
ул. Студенческая, д. 15, г. Нижний Новгород, 603950,
тел. 434—19—11, тел./факс 434—19—11,
e-mail: archiv@cano.kreml.nnov.ru
Архивная справка
10.08.2015 1701/08—06
1702/08—06
В документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории, в метрической книге церкви с. Бриляково (приход д. Лбово Пустое) Балахнинского уезда за 1904 год, имеется запись №11 о рождении Христофора. Рожден и крещен 7 мая 1904 г. Родители: крестьянин д. Лбово Пустое Иеремия Павлов Понуров (имя и отчество так в документе) и жена его Агапия Герасимова (отчество так в документе), оба православные. Восприемники: той же деревни крестьянский сын Василий Иванов Чуванов (отчество так в документе) и крестьянская девка Матрона Чуванова. Основание: ф. 570, оп. 3, д. 1604, л. 173об., 174…»
Мужское имя Христофор имеет греческие корни и произошло от имени «Христ», «Христос», означающего «мессия», и окончания «форос», означающего «нести». Его можно перевести как несущий в себе Христа или чтящий Христа.
Погиб 13/12/1941 года, ВОВ, основание: выдержка из « ОБЩЕГО СПИСКА ЗАХОРОНЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»: «…ПОНУРОВ Христофор ЕРЕМЕЕВИЧ, pод.: 1904 г., рядовой, 1089 СП 322 СД, 13 декабpя 1941 г. погиб и зах.: Тульская обл., Киреевский р-н, п. Шварц, бр. Мог. 5.» Имя прадеда «выбито» на мемориальной плите аллеи Славы г. Городца.
Со слов очевидца, который приходил к моей прабабушке Марии Ивановне рассказать как погиб ее муж (имя единственного выжившего из земляков Христофора в том кровавом побоище неизвестно): «Был приказ: отстоять высоту, с нашей стороны новобранцы-крестьяне, прошедшие 14-ти дневный „курс молодого бойца“, ранее большинство их них винтовку видели только на картинке; со стороны немцев-танки и видавшие виды солдаты. Мы сошлись в неравном бою и были разбиты… задавлены гусеницами, расстреляны из автоматов… Мне же, тяжело раненому удалось укрыться под амбаром и пробиться к своим… лежал в госпитале.» После ранения он пришел на побывку, рассказал землякам как погибли их родственники, отправился снова служить и геройски погиб.
Христофор был высокий, худощавый. В доме Марии и Христофора висели фотографии в рамках. Я помню высокого мужчину и рядом с ним маленького.
Прабабушка Мария Ивановна называла мужа Хритя. Она рассказывала, что он был добрый и заботливый, трудолюбивый и сручный.


Понуров Христофор Еремеевич (фото 1941 года, прадед выше ростом)

Христофор
Прапрадед наш крестьянин Христофор
В деревне Лбово жил, он хлеб растил.
Хозяйство, дети, Марьюшка жена,
НО ВОТ ОБРУШИЛАСЬ ВОЙНА.
Мобилизация и дальняя дорога,
В учебке около десятка дней,
Одна на пятерых винтовка-другим лопата.
Зима, окопы и мороз все злей.
Декабрьским утром, открыв голубые глаза
Он видел танки, натиск мощного врага.
И вот приказ, атака, полчаса…
НЕ БЕЛЫЙ СНЕГ-КРОВАВАЯ РОСА.
Прапрадед наш красноармеец Христофор
С лопатой шел на танки судьбе наперекор!
Под Тулой храбро воевал, отчизну смело защищал.
Есть запись в ОБД «Мемориал»:
«Киреевский район, поселок Шварц, могила №5…».
Мария получила похоронку,
То вестник страшный в светлый дом,
Она лишь схоронилася в сторонку,
Да слезы утирала рукавом.
Мне говорили, что по истечении многих лет
Она хранила за иконой в уголочке,
Завернутый в каком-то узелочке
Тот страшный пожелтевший документ.

Понурова Мария Ивановна
(1912—24.02.1994)
Мария Ивановна родилась в деревне Ожгихино, вышла замуж ориентировочно в 1925 году, переехала к мужу в деревню Лбово, где и жила до глубокой старости, лишь, когда стала очень плохо видеть переехала к младшей дочери Ираиде Христофоровне в деревню Ковригино.
Прабабушка говорила, что замуж ее отдали «годов 16» и муж ее был старше, но подтверждения тому не нашлось. Лишь в домовой книге был обозначен год рождения 1904, а этот факт означает, что они были с одного года с Христофором. Однако, в домовой книге Елизаветы Коневой (ее сестры), год рождения Елизаветы 1914, а Мария старше!
Большой души человек была! Не могу не написать несколько строк-воспоминаний из детства. Как я благодарна судьбе, что мне удалось быть с ней рядом. Она «излучала искры» добра и справедливости. Была очень откровенна, иногда, как говорят, просто «резала правду-матку».
В любой момент, когда бы не пришел (ла) ты к ней в ее гостеприимный дом, на столе будет 5—6 блюд. Она говорила: «Вы меня никогда не застанете врасплох, да и сама не люблю хлебать одно и тоже». Ах уж эти «маленькие горшечки!» (так она их называла). Готовила она в русской печке, которая занимала 1/3 комнаты. Какие вкусные щи, картошка, а жареные лисички со сметаной! Этот запах из детства не забудется. Были дни, когда мы ночевали у нашей милой бабули… и утром просыпались на запах пирогов!
Мама рассказывала, что бабушка водилась со мной. Приезжала к нам зимой, качала меня в подоле. У прабабушки Маши была широкая юбка из ситца на резинке и она там укачивала меня. Потом я отказывалась укладываться без юбки. А однажды, когда я в очередной раз заболела, она намазала моими соплишками дверную ручку соседям-пьяницам по коммуналке и на утро Настя (соседка) слегла с температурой. На что прабабушка спокойно заявила: «Пусть отдохнут от пития!» Хотите-верьте, хотите-нет, но старые люди знали что то такое «волшебное»! И маме помогла бабуся Маша, когда та мучилась с токсикозом. Встали очень рано утром и пошли к колодцу. Водила ее бабушка вокруг, что то нашептывала. Маму тошнило даже от мысли о еде. После «водных процедур» с прабабушкой, на утро встала и так захотела кушать! Мария Ивановна была великой труженицей. Подняла троих детей в военные годы, работала и еще раз работала.

Дети Марии и Христофора
1.Понуров Федор Христофорович.
2. Понурова Ирина Христофоровна.
3. Понурова Ираида Христофоровна.
У Марии и Христофора были еще дети, но они умирали в раннем, младенческом возрасте, времена были суровые.

Федор Христофорович Понуров
Со слов бабушки был очень похож на покойного отца Христофора. Имя Фёдор греческого происхождения, современная форма имени Теодорос (Теодорос, Феодорос), образованного из двух смысловых частей «теос, феос» («бог, божество») и «дорон» («дар, подарок»). Поэтому имя Фёдор в переводе означает «дарованный Богом», «Божий дар». Церковная форма имени – Феодор. Ориентировочно в 1951 году женился. Жена – Понурова (Трусова) Мария. Детей у них не было. Жили в Городецком районе, жена работала в магазине, получилось так, что обнаружили недостачу, был суд, приговорили к ссылке… Они выехали в Североуральск. Жена умерла раньше Федора Христофоровича, о чем он уведомил родственников. После ее смерти Федор Христофорович выехал из Североуральска в неизвестном направлении, найти его не удалось.
Бабушка Евстигнеева Ирина Христофоровна и папа Евстигнеев Федор Нестерович неоднократно подавали запросы о поиске, но ответ поступал одинаковый: «Выехал в неизвестном направлении».

Ирина Христофоровна Понурова (Евстигнеева) 25/05/1932—26/03/1992
Родилась и выросла в деревне Лбово. Закончила основную школу в Бурково. После окончания школы уехала в Городец.
Это были послевоенные годы, годы подъема и больших строек. В 1948 г. нашем районе начиналось строительство Нижегородской ГЭС. На грандиозную стройку съехалось более 15 тысяч человек. Приезжали семьями, комсомольскими бригадами, жили в палатках, бараках, сборных домиках.
Ирина (моя бабушка) работала на ГЭС и выполняла тяжелую работу: выкладывала природным камнем дамбу, потом перешла работать швеей на обувную фабрику. Впоследствии ушла на пенсию по инвалидности (мочекаменная болезнь). В 1992 году Ирины не стало. Перенесла несколько операций, но к сожалению медицина в то время была бессильна в лечении этого заболевания. Она была добрым человеком, очень любила своего единственного сына Федора, меня (свою внучку) и мужа Нестера. Навещала маму в деревне Лбово.
Я ее запомнила заботливой и милой, но так нуждающейся в помощи и ответных чувствах. Она рассказывала, что в военные годы совсем нечего было есть, особенно зимой. Однажды они с подружкой увидели, что кто-то выбросил позеленевшие картофельные очистки и их съели. Понимали, что отравятся, но ели, так хотелось кушать! Мама (Мария Ивановна) долго отхаживала ее после такого приема пищи, но организм был сильный и молодой, выжила!
Когда она была рядом я не понимала, глупая маленькая еще была, что с близкими надо больше времени проводить, потом, спустя время, так сожалела, что не делала этого. А ведь никого роднее кроме нас с папой у нее не было. Дети военных лет-герои. Они переносили все тяготы войны и послевоенных лет наравне со взрослыми.

Ираида (Раиса) Христофоровна Торопова (Понурова) 28/02/1941—21/10/1997
Ираида Христофоровна родилась в 1941 году. Училась в сельской школе, затем в педагогическом колледже. Работала учителем в Бриляках. В 1964 году вышла замуж за Торопова Анатолия Петровича.
Жили в колхозе «Заречный», потом переехали в Ковригино. Ее муж работал прорабом, она служащей в сельсовете. Их дом с Анатолием Петровичем был полной чашей. На радость родителям росли две дочери Ирина (18.05.1972) и Алла (28.03.1965). Ирина умерла в 2012 году 16 октября (сахарный диабет). У Ирины и ее мужа Владимира Борисова есть дочь Наталья, а у нее сын Артем.
В подсобном хозяйстве держали скотину, а на приусадебном участке выращивали овощи. Болезнь (мочекаменная болезнь, заболевание почек) рано ее унесла из жизни, сколько бы еще добра она сделала!
Тетя Рая была очень отзывчивым человеком и гостеприимной хозяйкой. Эта черта досталась ей от мамы Марии Ивановны. От нее так и веяло доброй и теплой энергетикой. Думаю, именно о таких людях говорят- «светлый человек». Мой папа, Евстигнеев Федор Нестерович, который с раннего детства был дружен с Ираидой Христофоровной, называл ее только Раечкой. Ведь именно она, Раечка, водилась с ним, когда его привозили к бабушке Маше в деревню Лбово.

Предки Христофора и Марии
Исходная информация, которую сообщил мне дедушка (Нестер Федорович Евстигнеев, муж Ирины Христофоровны моей бабушки по линии папы): отец Христофора Еремей, мать-?, достоверно известно, что было два брата Тихон и Александр, которые также проживал в деревне Лбово.
У Тихона был сын Кирилл. Прекрасно помню дядю Кирилла, его жену тетю Полю (Апполинарию Артемьевну), когда мы приезжали в гости к прабабушке Маше, они угощали нас медом в сотах. Их дети- Виктор, Павел и Фаина. У Виктора Кирилловича два сына Николай (1983 г.р) и Евгений (1986 г.р) он с семьей живет в Городце. У Николая дочь Вероника (учится во 2 классе) и Иван (2016 г.р), жена Ирина. Фаина Кирилловна живет в Заволжье, у нее сын Давыдов Владимир Николаевич (1979 г.р.) и дочь Булыгина Екатерина Александровна (1986 г.р.). Павел Кириллович (21\02\1965) живет в Смольках, у него два сына Кирилл (16.11.1998) и Игорь (26\11\1989), жена-Елена Николаевна Понурова (48 лет, учитель математики).
У Александра- сын Иван, сын Анатолий и дочь Татьяна (жили в деревне Лбово, детей нет). Анатолий трагически погиб в 1976 году (примерно с 7—9 ноября), авария. Татьяна (Ташка, так ее в деревне называли) жила в деревне Лбово до глубокой старости. Иван был военным (возможно летчиком), по рассказам приезжал с дочерью в деревню Лбово, которая говорила, что живут в городе Абакан (Хакассия). Понуров Иван Александрович (26\06\1925) участник ВОВ, награжден. Есть в базе «Подвиг народа».
Удалось выяснить очень много, к моему великому счастью! Итак, согласно архивной справке, родители Христофора- Иеремей Павлов Понуров и Агапия Герасимова (имена и отчества как в документе). Эта информация позволила шагнуть глубже в историю и узнать из ревизских сказок имена наших предков.
Очень увлекательным оказался процесс прочтения документов. Попали они ко мне в электронном виде, и необходимо было информацию буквально расшифровывать по буквам. Но после недели трудов, результат порадовал, и счастью не было предела! Вот документы, которые обработала и получила результат по нашим деревням.
По результатам ревизских сказок я выяснила, что родителями Иеремея Понурова были Павел Васильевич и Авдотья Гавриловна. Родители Павла Васильевича- Василий Прохорович и Прасковья Власовна, отец Василия Прохоровича- Прохор Михайлович, родители Прохора Михайловича- Михаил Герасимович и Феодора Терентьевна, далее информации нет в архиве и соответственно отец Михаила Герасимовича-Герасим (примерно 1690 г.р.).
Информация получена из уст папы Федора Нестеровича и дедушки Нестера Федоровича. Семья Марии (моей прабабушки) жила в деревне Ожгихино. Отец-Иван, мать- Оксинья Моисеевна. У Марии было три сестры: Ольга, Александра, Елизавета и брат Ермолай.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/natalya-kozlova-9872322/vedy-istoriya-moey-semi-24427768/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Веды. История моей семьи Наталья Козлова
Веды. История моей семьи

Наталья Козлова

Тип: электронная книга

Жанр: Прочая образовательная литература

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 29.08.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: А знаете ли вы свою родословную? Как звали ваших предков, кем они были по роду занятий, по характеру, по нравам? В каждой семье есть свои памятные даты, свои обычаи, свои традиции. Вы знаете их? На многие из этих вопросов Вы найдете ответы в этой книге.

  • Добавить отзыв