Русский стиль выживания. Как остаться в живых одному в лесу

Русский стиль выживания. Как остаться в живых одному в лесу
Михаил Диденко


Сам себе тренер
В этой книге описан самый трудный вариант выживания – в одиночку, с минимумом снаряжения, в средней полосе и тайге. Русский стиль выживания кардинально отличается от западного. Человек надеется не на приборы и аксессуары, а на себя – свои навыки и смекалку.

Благодаря изданию вы узнаете, КАК можно выжить без подручных средств, ЧТО делать в непредвиденных ситуациях и ПОЧЕМУ важно сделать лес вашим другом, а не источником опасности.

В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.





Михаил Диденко

Русский стиль выживания. Как остаться в живых одному в лесу


Автор приносит благодарность Владимиру Попову и Григорию Соколову за предоставленные материалы


Памяти В. Антипова и В. Кудревича



© Диденко М., текст, 2022

© Скотников И., изображения, 2022

© В оформлении обложки использована фотография:

© Sergey Tinyakov / Shutterstock.com.

© Используется по лицензии от Shutterstock.com

© ООО «Издательство «Эксмо», 2022




Введение


Русский стиль выживания отличается от западного подхода тем, что человек надеется не на приборы и аксессуары, а на себя – свои навыки и смекалку. По этому методу человек не отгораживается от природы палатками, раскладушками с тентом, примусами и термическими грелками, а наоборот – старается слиться с природой, раствориться с ней, снова стать ее частью. На это есть причины:

– Во-первых, любой прибор может поломаться, и если ты не умеешь сделать удочку, кружку и нож из «ничего», из подручных средств, из буквально того, что валяется под ногами, – ты обречен. А можешь наловить рыбу без сетей, зажечь огонь без спичек, напилить дрова без пилы? Если ты знаешь и умеешь все это, то тем более ты отлично справишься, имея снаряжение. Если не знаешь, то читай дальше.

– Во-вторых, если ты настороженно относишься к природе, такой настрой тоже может сыграть злую шутку – отношение к лесу как к чему-то темному и зловещему, какому-то источнику опасности будет держать тебя в напряжении и незаметно подтачивать твои силы. По крайней мере, ты будешь тратить энергию на это напряжение, сам того не зная. Если же ты считаешь лес учителем и любишь его, сама природа будет идти тебе навстречу. Ты будешь слышать разговоры деревьев, ветерок будет приветствовать тебя, грибы не станут от тебя прятаться, и птицы будут делиться с тобой радостью бытия в своих песнях.

– В-третьих, этот метод, по сути, воинская подготовка. В древности подростков специально отправляли в лес или горы одних, чтобы они могли закалить свой Дух, научиться использовать все свои ресурсы, выйдя на острую грань выживания… Этот метод берет начало в поистине доисторических практиках. Есть версия, что они берут начало еще в эпохе палеолита – эпохе камня, до металла. Именно в эту эпоху зародились боевые и целительские навыки, которые постепенно исчезли в новую эпоху неолита, оставшись в основном в труднодоступных местах Земли – Китай, Тибет…

Но и в России есть целые регионы, где знание сохранилось с первобытных глубин! Это тайга и тундра, и местные жители – эвенки, ханты, чукчи и другие, которые донесли свои знания до наших дней – 80-х годов XX века, и которые живут здесь с времен палеолита (как эскимосские племена). Например, клинки северного оружия «пальма» изначально изготавливались из расколотых трубчатых костей крупных животных, живших еще в эпоху плейстоцена (мамонты, шерстистые носороги). Кстати, эскимосы (частично проживающие и в России) имеют в том числе гены палеоантропов Денисовской пещеры – то есть «денисовцев», отличающихся и от кроманьонцев, и от неандертальцев… И эта необычайно развитая воинская культура дошла до современности. В принципе у каждого народа была высокоразвитая воинская и физическая культура[1 - Анализируя «арктические игры» и воинскую культуру народов Северо-Восточной Азии, можно задаться вопросом – а зачем вообще появился спорт? Традиционные игры и упражнения по своей пользе и разнообразию ничуть не уступают спортивным.] – но благодаря удаленности северных народов от «цивилизации» они свою культуру смогли сохранить – а мы можем ей воспользоваться.

Это и русские старообрядцы, которые ушли в тайгу от царей и которые живут здесь последние 500 лет. Это люди, по сравнению с которыми меркнут даже опытные, родовые охотники (не говоря уже о туристах). И наконец-то последнее время спецназовцы стали использовать опыт выживания старообрядцев, обучаясь у них (иными словами, изобрели велосипед).

Не стоит пугаться слова «первобытный» – наконец-то и до современных ученых стало доходить, что образ, созданный надменными творцами современного мира – косматый запуганный дикарь в шкурах, – мягко говоря, не соответствует действительности. Да, квантовых микроскопов и айфонов у пращуров не было. Но отсутствие технического прогресса вовсе не говорит об отсутствии духовного поиска и мудрости. (А может, и наоборот, это говорит о том, что они были мудры.) Они жили на воле, родами, где все были друг другу свои. Земля давала им все, что нужно для жизни – реки, полные рыбы, леса, полные дичи и ягод. Они не задыхались от злости и смога в перенаселенных «вавилонах», где все друг другу чужие, где за «органические» продукты надо платить вдвое больше и где такие банальные для лечения вещи, как гусиный жир, – это жуткий дефицит.

Так что можно сказать, что это первобытный стиль. Кроманьонский стиль.

Также в книге затронуты партизанские рецепты времен ВОВ – со снабжением у них не всегда все было хорошо. А воевать, жить и лечиться было нужно.

Данный метод – это нечто большее, чем курс выживания. Это воинские практики и техники для цельного развития духа и тела. Выживание здесь не самоцель, а, скорее, инструмент для внутреннего развития. Это действительно система – в том плане, что здесь есть методическая последовательность. Это не бессвязный набор приемов. Это опыт многих тысяч людей за десятки тысяч лет. И хотя его всегда можно восстановить на практике, лучше этого не делать – потому что придется пройти весь тысячелетний путь заново. Причем одно дело боевые навыки, а как насчет целительства? Там все намного сложнее.

Выживание – это только часть воинской системы (хотя и важная и неотъемлемая часть). Но в этой книге нами было решено осветить лишь ее выживательскую грань. Такие вещи не для всех, и не надо думать, что в эпоху Интернета можно узнать все обо всем. Некоторые вещи не разглашаются и не продаются.

Но:

– из-за глобализации и изменения мышления современных людей интерес к древним знаниям пропадает, а интерес к блестящей коммерческой мишуре повышается, и не хотелось бы, чтобы эти знания ушли;

– учитывая обстановку в мире, хочется поделиться действительно полезными, настоящими практиками – с надеждой, что они не пригодятся;

– в нашем обществе катастрофическое положение в области мужского воспитания – а эти методы как раз полезны для воспитания характера;

– если человек заинтересуется и будет искать, он найдет и другие элементы системы, а если нет – то хватит и того, что написано в этой книге; и так здесь освещено многое…

Да и умение выживать само по себе очень сильно повышает уверенность человека, позволяя ему потом достигать жизненных высот, становиться «островком», к которому тянутся другие люди. И самое смешное, что все это очень просто – но и в тот же момент трудно. Лес – это лучший учитель и гигантский бесплатный тренажер.

Конечно же, все нижеописанные практики проверены автором, его друзьями и знакомыми на своем личном опыте – и ничего кроме пользы они не принесли. Да и не могли. Интересно, что практически любой человек, волей случая попавший в примерно такие же ситуации, получает такие же ощущения и приходит к тем же выводам – и это не случайно, потому что система основана на обобщенном опыте тысячелетий.

Эта книга о выживании в условиях России одного человека с минимумом (а то и отсутствием) снаряжения – это самый трудный вариант выживания. Здесь выживание является не самоцелью, а инструментом для внутреннего развития, а жизнь в лесу – медитацией. В этой книге нет теоретических описаний растений и грибов, она максимально практична и полезна.



Нам трудно сейчас, физически трудно, но мы отдыхаем душой. Смятение нас не терзает, мы уверены, что рано или поздно, но найдем выход из леса. Мы даже подготовлены морально к тому, что это может случиться не скоро. Зато здесь мы испытываем чудесное, уже позабытое чувство: мы часть всего, что вокруг.

    ЛЕОНИД РЕПИН. «Затерявшиеся в тайге»







Часть первая

Закалка духа








Глава 1

Знакомство с лесом

(Успокоение)


Здесь, в тайге, время течет по-иному. Для человека, в ней потерявшегося, оно несется скачками. А потом безнадежно, медленно тянется. Всякая поспешность чужда тайге. Все в ее жизни вершится неторопливо. Она живет как бы в другом измерении времени. Если бы человеку было дано проникнуть в него, в иной жизненный ритм, и пожить в нем немного, он бы увидел странные, любопытные вещи. Он бы увидел, как, вспучивая землю, шевелятся, движутся, вырастая вглубь и вширь, корни деревьев. Как стволы раздаются и поднимаются к небу. Как набухают и лопаются почки ранней весной и как из них появляются листья и тотчас почти опадают, сраженные холодом осени… В том измерении и вся-то земля преображается заметно для глаза.

Но это увидеть нам не дано. У нас свой жизненный ритм. Мы предпочитаем спешить, бежать, опаздывать, снова спешить… И сами не замечаем уже, как в нашей жизни остается мало времени для того, чтобы подумать о ней.

    ЛЕОНИД РЕПИН. «Затерявшиеся в тайге»






К сожалению, нам, современным людям, нужно заново знакомиться с лесом, с природой! Человек оторван от своей естественной среды обитания и живет в искусственных клетках городов. Если конкретно, то, во-первых, наш опорно-двигательный аппарат не предназначен для бега по искусственному покрытию типа асфальта – это «убивает» голеностоп, колени (самые хрупкие и важные суставы), поясничный отдел позвоночника. А попробуйте побегать по лесным тропинкам или вообще по мягкому мху в сосновом бору! Никакая резина не сравнится. А воздух? В лесу он содержит более двухсот биологически активных летучих веществ, которые значительно улучшают умственную и физическую деятельность всех систем организма (включая сердечно-сосудистую!), повышают устойчивость организма к инфекциям и токсинам, повышают содержание гемоглобина в крови, нормализуют частоту пульса, улучшают легочную вентиляцию. Фитонциды в лесном воздухе подавляют размножение болезнетворных бактерий. Больше всего фитонцидов выделяют пихта, сосна, ель, можжевельник, черемуха, дуб, береза и клен. Наибольшая концентрация фитонцидов наблюдается в июне, после полудня, в молодом лесу.

Также фитонциды оказывают положительное влияние на иммунную систему, дыхание и кровообращение. Но это еще не все! Лесной воздух наполнен отрицательно заряженными аэроионами, которые благотворно действуют на весь организм, повышают интенсивность газообмена, регулируют дыхание. Больше всего воздух насыщен аэроионами вблизи дубов и берез. А в городе? Гарь и вонь выхлопных труб. Офисная жизнь также отрицательно сказывается на зрении, позвоночнике, приводит к гиподинамии в целом. А ведь человеку нужно минимум 3 часа физической активности в день. И, кстати, – тренировки по этой системе требуется проводить только в лесу! Почему – см. дальше.

Но самое страшное не это. Самое страшное в рассинхронизации биоритмов. Каждый, кто хоть неделю жил в деревне, знает, что там вечером хочется спать, а утром действовать, трудиться. В отличие от города, где все наоборот… В деревне человек приближается к природе – он видит и слышит, как вечером все стихает, а утром наоборот – петух возвещает о начале нового дня, встает солнце и так далее. Так вот – нам предстоит не приблизиться к природе, а войти в нее. Деревня – это все-таки обжитое, уже человеческое место. Лес – это особая стихия. Пусть лес средней полосы не такой дикий, как тайга или горные леса Тянь-Шаня, все же он живет своей жизнью. Там и есть средоточие природы. В лесу к ночи достаточно резко наступает тишина. А утром, примерно в 4.30, как по команде начинают петь птицы и чувствуется, что солнце уже раскаляется за деревьями.

И там человек может начать свое исцеление – гармонизируя свои биоритмы, так как на природе он неизбежно начинает подстраиваться к природным, естественным ритмам. Лес – это еще и целитель. Нужно просто прийти туда. Кстати, с точки зрения науки биоритмологии (хронобиологии) очень вредны перелеты на самолетах, потому что они просто сбрасывают ритм. Одно дело, когда ты провел ночь в клубе, а на следующий день спишь до обеда. Или когда ты хронически не высыпаешься из-за работы, из-за того, что нужно рано вставать, чтобы не застрять в пробке, а вечером, как всегда, сидишь в Интернете допоздна. А другое дело, когда тебя резко перебрасывают из одной зоны, к которой ты худо-бедно привык, в другую. А что происходит с людьми, которые по работе летают чуть ли не каждый день? Остается только догадываться. Но каждый выбирает сам – здоровье или карьера[2 - По этой же причине тренировки в вечернее время полезны не всем. Вечером биоритм замедляется, организм готовится ко сну. А на тренировке ритм искусственно подстегивают, и человек потом долго не может уснуть. О ритмах можно написать отдельную книгу.].

Лес – это гигантский камертон.

Современный человек – расстроенный музыкальный инструмент. Научные исследования показали, что внутренние биологические ритмы фибробластов участвуют в различных метаболических функциях (например, в синтезе белков цитоскелета, контроле клеточного цикла, синтезе ферментов и др.)[3 - Bursian, 2009.]. Если по-простому, то у человека с расстроенными биоритмами (а это практически все городские жители) даже ферменты синтезируются не так как нужно! Да и иммунитет зависит от ритма сна и бодрствования[4 - Shepard and Shek, 1997.]. Но это вроде все уже знают.

Итак, нам надо постепенно вернуть гармонию с природой. Для начала нужно просто прогуляться в лес. Это, помимо вышеупомянутой синхронизации, даст еще и успокоение, позволит подумать о своей жизни, отрешившись на время от всего насущного… Не зря даже современный человек с мозгами, забитыми бетонной пылью, инстинктивно тянется на природу, отдыхает там.

Но можно сказать, что это еще и своего рода аскеза. Только не восточная, а наш метод. Тут все индивидуально – надо прислушиваться к себе, своим ощущениям. В этом данная система отличается от современных, где все расписано по полочкам и уложено в таблицы. Здесь все интуитивно, тонко и по ситуации.

Естественно, ехать надо не на машине, а электричкой. Или, по крайней мере, оставить машину в какой-нибудь деревне и в лес уже идти пешком. Никаких бутылок (водки, пива и т. п.), консервов и прочего. Желательны максимально натуральные продукты. Поездка не должна превращаться в балаган – это тихий отдых, во время которого идет напряженная внутренняя работа. Настрой участников должен быть соответствующим. Разумеется, весь мусор нужно будет потом забрать с собой. Кроме органики, которую нужно будет зарыть. Конечно же, нельзя сломать ни ветки без нужды (то есть реальной потребности). Количество участников – минимальное. Можно (и иногда нужно!) поехать и одному. Количество вещей – тоже. Это не туристический поход, а своего рода медитация – очистка от ментального сора, приведение мыслей в порядок или вообще отдых от мыслей.

Одежда – никаких ярких цветов (пускай это противоречит требованиям техники безопасности для туристов, которых в случае чего легче найти по кричащим расцветкам). Одежда тоже должна быть в максимальной гармонии с окружающей средой. Необязательно рядиться в камуфляж, но штормовка, комбинезон серого, зеленого, коричневого цвета будут в самый раз. Посмотри на природу вокруг тебя – ты не должен выделяться, ты должен хоть на время стать ее частью, а не чужеродным элементом, от которого будут шарахаться птицы. Да, здесь важна любая мелочь.

Найди приятное место и расположись там – вдали от шума поездов, линий электропередачи, тропинок и следов. Антропогенный фактор должен быть сведен к минимуму. Естественно, не должно быть никакой музыки (особенно в духе тынц-тынц) – так делают только те, кто боится тишины, боится быть наедине с собой (или в принципе не способен любить природу). Это не пикник. Не должно быть никакого шума, громких разговоров, смеха. Нужно исключить все технические средства – телефон можно взять только на крайний случай, для вызова спасателей. Никакого Интернета. Нужно хотя бы на время отрешиться от обычного замкнутого круга мыслей, шаблонов, поступков. Побыть в покое, тишине и сосредоточении. Белка должна выйти из колеса – и вспомнить, как залезать на деревья.

Разведи костер – для него используй только сушняк, сухостой. Ни в коем случае не травмируй живые деревья. Вообще, после твоего ухода должен остаться только черный круг от костра и бревно, на котором ты сидел. Никакого мусора, никакой разрухи.

Отвлекись от своих друзей (если пришли с кем-то), не говори им о своих намерениях. Все нужно было оговорить заранее. А теперь надо просто смотреть на бегающие языки пламени. Можно молчать, можно высказаться или спеть при желании. Наблюдай за своими мыслями, переживаниями. Созерцай. Грейся.

Постепенно в душе наступит покой – это заработали древнейшие пласты сознания. Это все твои первобытные предки, которые так же сидели долгими вечерами и смотрели на пламя. Запомни это состояние, чтобы в будущем вызывать его по своему желанию, когда надо будет успокоиться. И запомни костер, чтобы вызывать его образ, когда надо принять решение.

Кстати, заливать костер водой нельзя. Он должен погаснуть сам. Кто-то скажет – и это все? Да я и сам так делаю! Да, по нашей традиции мы и так знаем все, нам не нужно ничему учиться – нам надо просто вспомнить. И такие практики помогают в этом. Но не торопись: поход в лес – это лишь начало. Древняя система согласуется с научным методическим принципом «От простого к сложному». Это только первый шаг.

Использовать дома свечу как заменитель костра можно, но не особо рекомендуется. Одно дело костер, который пробуждает в нас генетическую память, и другое – обыкновенная свечка. Лучше пойти в парк, найти там укромное место и разжечь костерок, и посидеть в конце рабочей недели, расслабиться, отдохнуть от всего.

А пока мы продолжим.

После полуночи уйди от костра в тьму леса. Перед этим, днем, надо осмотреть его – нет ли ям, завалов… Уйди так далеко, чтобы не видеть костра. Но и старайся не заблудиться. Если ты сугубый горожанин, тебе будет страшно. И это хорошо! Это полезный, стимулирующий страх. Это слабый стресс, который активизирует иммунную систему, мобилизует силы организма. Этот страх не надо сдерживать – он естественен. Это тоже древний страх первобытного человека перед темнотой, неизвестностью. Если страх слишком сильный, дальше отходить не стоит.

Такой естественный, природный страх очищает и психику, встряхивает ее, удаляет всякие комплексы и зажимы. В городской, с виду безопасной, среде это сделать невозможно. Человеку нужен нормальный страх, поэтому с древности в культуре существуют разные страшные истории и легенды. И ночной лес помогает закалить свою психику – приходя раз за разом, человек боится все меньше. И это благотворно отражается и на его повседневной жизни! Также полезно ходить в лесу в сумерках – когда любой пень или куст кажутся страшилищем. Подходя к ним и убеждаясь, что это лишь иллюзия, человек становится храбрее и спокойнее. Вроде бы примитивно, но – работает!

Также можно потренироваться ночью одному в лесу.

При возможности (если ты остановился рядом с озером) можно испытать первобытную пустоту, бывшую еще до сотворения мира – нырни глубоко, с закрытыми глазами. Конечно, до этого, днем, надо заранее проверить водоем – нет ли коряг, битого стекла, достаточно ли он глубок?

Ты поймешь, что такое первородный мрак, в котором ты невесом и не имеешь никаких опор. Также можно сказать, что ты заново испытаешь ощущение материнской утробы…

На следующий день вернись в город и осознай, что что-то изменилось. И возвращайся в лес – тебе предстоит новое испытание.



«Мы долго еще сидели возле костра, впитывая в себя то тепло, которое он источал. Молчали. Очень часто на нас нисходило такое чувство, при котором говорить не хотелось, да и чужой голос не то чтобы мешал, но отвлекал от собственных мыслей. И тогда мы, видимо уступая этому чувству, ненадолго расходились в разные стороны и залегали в траве, вслушиваясь в невнятные тихие шорохи, возникавшие в траве и вершинах деревьев»

    ЛЕОНИД РЕПИН. «Затерявшиеся в тайге»







Глава 2

Ночевка в лесу

(Смирение)


«Нужда изощряет изобретательность».

    РОБИНЗОН КРУЗО






Как перестать волноваться перед боем, экзаменом, собеседованием и «отпустить» себя? Почему человек, стараясь действовать как можно лучше в какой-либо ситуации, иногда терпит сокрушительное поражение? Почему спортсмен, на тренировке «рвущий» своего оппонента, становится вялым и безвольным на соревновании и проигрывает тому вчистую?

Вспомним классический пример с бревном. Если бревно лежит на земле, пройти по нему легко. Можно даже пробежать. Если поднять это же бревно на высоту метра, двигаться по нему будем уже более осторожно. А если поднять это бревно на высоту трех метров? Кто-то вообще откажется идти, кто-то будет идти шажками, и только редкий человек спокойно его перейдет (рис. 2). Почему? Ведь толщина бревна не зависит от высоты его расположения! Но высота влияет на нас – при подъеме возникает и повышается чувство опасности. И, что самое интересное, желая перейти, например, бревно, человек будет перенапрягаться и как раз из-за этого может упасть! Проиграть из-за того, что собрал все силы, чтобы выиграть. Почему такое происходит? Почему психика и тело предают нас?













Психологи называют это сверхценностью, или сверхмотивацией. То же самое и в делах, и в личной жизни – желая сдать экзамен «на отлично», студент может переволноваться до такой степени, что впадет в ступор и ничего не сможет ответить. Хотя, выйдя из аудитории, он сможет рассказать все билеты наизусть. А спортсмен, желая победить, будет нервничать так сильно, что «перегорит» и выйдет на ковер уже с ватными мышцами. И проиграет опять же тому, кого «рвал» на тренировках. Получается, что экзамен или соревнования – это «бревно на трехметровой высоте». Человек сам повышает значимость события и сам же из-за этого себе вредит. Потому что тут задействовано Эго – страх опозориться, страх проиграть. Причем в присутствии окружающих…








Что же делать? Психолог Владимир Викторович Антипов в своей книге «Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям», ничего не выдумывая, обращается к традиционной формуле русских ратоборцев – «Я не свой, я Божий». Это больше, чем высказывание. Это концепция, это целое мировоззрение, которое применимо не только на поле битвы. «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой». Конечно, в каждом народе были свои формулировки такого мировоззрения – «Самурай живет для смерти» и другие, но нам в силу традиций больше подходит своя. Атеист может положиться на «дружественную Вселенную». Говоря о духовности, надо сказать, что эта система дорелигиозна – точнее, она не относится к современным авраамическим (или иным) религиям. Конечно, когда в какой-либо край приходила одна из современных религий, то жители вносили в нее что-либо из своих старых практик – в частности, воинских. Потому что вера верой, а побеждать необходимо. Ну и священнослужители смотрели на это сквозь пальцы. Но опять же – эта система к какой-либо религии не относится, хотя ее элементы можно увидеть в любой из них. Мир вообще огромен и непознаваем, и ни одна из существующих теорий (религии, наука) не может его объяснить. Нет правила или закона, который бы действовал всегда и везде.

Суть одна – человек «отпускает» ситуацию, не думает о результате и становится более свободным и раскованным в своих действиях. Он не думает о том, как выглядит, сможет ли не опозориться и т. д. – и, что самое интересное, за счет этого как раз может победить! Он не мешает сам себе и весь свой потенциал пускает в дело. Его КПД становится выше.

Не всегда от человека зависит, победит он или проиграет. И речь не только о боевых действиях, когда одного может убить случайная пуля в тылу, а другой останется жив после разрыва гранаты рядом. Например, дед автора на войне дважды, сам того не зная, прошел по минному полю, и ничего, а трое бойцов из соседней части, решившие перейти там же, подорвались.

В городских условиях, особенно с применением «огнестрела», бывают случаи не менее интересные… А этот подход помогает человеку относиться к грядущим событиям более спокойно – он отрешается от самого себя.




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/mihail-didenko/russkiy-stil-vyzhivaniya-kak-ostatsya-v-zhivyh-odnomu-v-les/) на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.



notes


Примечания





1


Анализируя «арктические игры» и воинскую культуру народов Северо-Восточной Азии, можно задаться вопросом – а зачем вообще появился спорт? Традиционные игры и упражнения по своей пользе и разнообразию ничуть не уступают спортивным.




2


По этой же причине тренировки в вечернее время полезны не всем. Вечером биоритм замедляется, организм готовится ко сну. А на тренировке ритм искусственно подстегивают, и человек потом долго не может уснуть. О ритмах можно написать отдельную книгу.




3


Bursian, 2009.




4


Shepard and Shek, 1997.


Русский стиль выживания. Как остаться в живых одному в лесу Михаил Диденко
Русский стиль выживания. Как остаться в живых одному в лесу

Михаил Диденко

Тип: электронная книга

Жанр: Руководства

Язык: на русском языке

Издательство: Эксмо

Дата публикации: 21.05.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В этой книге описан самый трудный вариант выживания – в одиночку, с минимумом снаряжения, в средней полосе и тайге. Русский стиль выживания кардинально отличается от западного. Человек надеется не на приборы и аксессуары, а на себя – свои навыки и смекалку.

  • Добавить отзыв