Психология
Коллектив авторов
Скорая помощь студенту. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Психология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Краткий курс по психологии
© Обложка. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2016
© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016
1. Возникновение психологии как науки
1. В философских учениях древности затрагивались особенности психического склада людей.
Дохристианские материалисты-философы Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела.
Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
2. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляются в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе.
Первичная познавательная способность человека – ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, «подобно тому как воск принимает оттиск печати без железа и золота».
Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств.
Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.
3. Этапы развития психологии как науки.
Психология как наука о душе: такое определение науки возникло в дохристианскую эпоху, когда наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Психология как наука о сознании: возникла в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за собой и описание фактов.
Психология как наука о поведении (XX в.): задача – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. в основанной немецким психологом В. Вундтом (1832–1920) первой в мире экспериментальной психологической лаборатории (Лейпциг). В 1885 г. В.М. Бехтерев (1857–1927) организовал подобную лабораторию в России (Казань).
2. Основные отрасли психологии
1. Современная психология – область знаний, включающая ряд отдельных дисциплин и научных направлений:
? особенности психики животных изучает зоопсихология;
? пcихика человека изучается другими отраслями психологии:
– детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития,
– социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах,
– педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
2. Ряд отраслей психологии изучают психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
? психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;
? инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники;
? авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта;
? медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;
? патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;
? юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;
? военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Общий предмет исследования психологии – факты, закономерности, механизмы психики.
Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли. Дифференциация дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии с другими науками.
3. Основные задачи психологии:
• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
• научиться управлять ими;
• использовать полученные знания с целью повышения эффективности отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
• быть теоретической основой практики психологической службы.
Изучение психологических закономерностей означает установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.
Поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена объективными и субъективными условиями жизни и деятельности человека, то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов. Устанавливая закономерности познавательных процессов, психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений.
Широкий спектр задач психологической науки обусловливает необходимость ее взаимосвязей с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а также выделение внутри самой психологии специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общественной деятельности.
4. Современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Философия и теория познания (гносеология) решают вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактуют психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология выясняет роль психики в деятельности человека и его развитии. Согласно классификации наук академика Б.М. Кедрова (1903–1985) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.
Психология – научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
3. Этапы развития психологической науки
1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. anima – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего существующего на свете есть душа.
Душа – независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Согласно Платону (427–347 до н. э.) душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом; она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления Платон подразделял на разум, мужество (волю) и вожделения (мотивацию). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.
2. По Аристотелю душа бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека служит стремление, сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дают память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особая форма интеллектуальной активности – нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.
3. В Средние века утвердилось представление о том, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь обращенная к материальному миру внешняя сторона души. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном опыте.
4. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания, характерная попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596–1650) сделал вывод о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные и психические процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.
Б. Спиноза (1632–1677) утверждал: особого духовного начала не существует, есть только одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что его подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Г. Лейбниц (1646–1716) ввел понятие бессознательной психики: в душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий), из них возникают сознательные желания и страсти.
Термин «эмпирическая психология» ввел X. Вольф (1679–1754) для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Дж. Локк (1632–1704) рассматривал душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
5. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 1860-х гг. в связи с созданием психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.
Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829–1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Как и рефлексы, они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью.
Г.И. Челпанов (1862–1936) основал первый в России психологический институт (1912). Экспериментальное направление с использованием объективных методов исследования развивал в психологии В.М. Бехтерев (1857–1927). Физиолог И.П. Павлов (1849–1936) изучал условно-рефлекторные связи в деятельности организма. Его работы заметно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
4. Методы психологии
1. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие поведения человека.
Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация.
В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:
? в зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;
? в зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В случае открытого наблюдения исследователь открывает для наблюдаемых свою роль – недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;
? в зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты;
? в зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;
? в зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;
? в зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;
? в зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное.
Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).
Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
2. Основные особенности экспериментального метода:
• исследователь сам вызывает изучаемое им явление – в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;
• экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
• в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
• эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.
3. Виды экспериментального исследования в психологии:
? лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных;
? естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента. Основное достоинство данного метода заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения;
? формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может носить обучающий и воспитывающий характер;
? констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.
4. В психологии также широко применяются вспомогательные методы:
? беседа (интервью) – получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;
? тестирование – предполагающая стандартизированные вопросы и задачи диагностика, предназначенная для измерения различных психических свойств и качеств личности (тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и др.).
5. Психика и ее основные функции
1. Основные функции психики – тесно взаимосвязанные отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Отражение – способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов.
2. Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основные формы отражения:
? физическая форма отражения, соответствующая низшему уровню организации жизни, характерная для взаимодействия объектов неживой природы;
? физиологическая форма отражения;
? психическое отражение, форма наиболее развитая и сложная, со специфической для человека наивысшей ступенью отражения – сознанием.
Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.
Самосознание – способность человеческой психики отделить в своем представлении себя, собственное «Я» от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования.
Именно самосознание определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.
3. Особенности психического отражения:
• субъективность, т. е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью, мы видим один мир, но он предстает для каждого из нас по-разному;
• объективность, так как психическое отражение все же дает возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности;
• опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека.
Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но и имеет возможность преобразовывать этот мир в процессе целенаправленной деятельности.
4. Психику нельзя свести просто к работе нервной системы, поскольку она представляет собой системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, формируемые у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.
Специфически человеческие качества психики (сознание, речь, труд и пр.) формируются только прижизненно, в процессе усвоения человеком культуры, созданной предшествующими поколениями.
Состав психики человека: внешний мир, природа, ее отражение, взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям культуры, способностей человека.
6. Структура психики
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/kollektiv-avtorov/psihologiya/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.