Менеджмент
Коллектив авторов
Скорая помощь студенту. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Менеджмент». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.
Менеджмент
© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2015
1. Понятие менеджмента
1
Понятие «менеджмент» (англ. management – управление) означает процесс управления организацией, планирования и контроля и используется практически во всех сферах деятельности организации. На практике руководитель организации для выполнения своих задач должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал.
Руководитель должен осуществлять ключевые виды деятельности по управлению: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и представляют собой менеджмент.
Менеджмент можно рассматривать с различных позиций: как самостоятельную отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства позволяет достигать успеха в экономике, социологии, психологии, праве и др.; как вид профессиональной деятельности, направленной на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ее ресурсов.
Основная цель менеджмента – достижение и поддержание гармонии в развитии и функционировании организации.
2
Менеджмент имеет общие и специфические цели.
Общие цели менеджмента подразумевают развитие организации в целом и ориентированы на длительную перспективу.
Специфические цели менеджмента разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности организации.
Все цели менеджмента сводятся к выживанию организации и сохранению ею своего места на рынке в течение длительного времени.
3
Основные задачи менеджмента включают:
? эффективную организацию производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
? привлечение работников, имеющих высокую квалификацию;
? эффективное стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
? формирование необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
? формирование стратегии развития организации и ее реализацию;
? организацию контроля за эффективностью деятельности организации.
4
Субъекты и объекты менеджмента в совокупности представляют собой систему управления организации.
Субъект менеджмента – это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации ее целей и задач.
Объект менеджмента – все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента.
Объектами менеджмента могут выступать персонал организации, ее конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики ресурсов, информация и т. д.
5
В основе системы управления организацией лежат базовые принципы менеджмента. В их состав входят:
• сочетание научности и творчества, специализации и универсальности;
• целенаправленность;
• последовательность;
• непрерывность;
• взаимодействие централизованного руководства и самоуправления;
• концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников;
• обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы;
• состязательность участников управления;
• предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений.
2. Основные школы менеджмента
1
Современный менеджмент стал итогом длительного эволюционного развития управленческой мысли. В целом за время развития теории управления выделялись несколько направлений, соответствующих определенным историческим этапам. Данные направления получили название «школы менеджмента».
Основы административной (классической) школы управления были разработаны французским экономистом Франции А. Файолем и одновременно в Германии М. Вебером, в США Дж. Муни и А. Рейли, Л. Гуликом, Л. Эрвиком, а также М. Фоллетт. Главный принцип теории административной школы – разработка оптимального способа организации труда работников. В данной теории организация рассматривается как огромный механизм, которым управляют общие закономерности: специализация и унификация видов выполняемых работ, единство выполняемых действий, единоначалие, стандарты контроля, централизованное принятие решений, распределение работы по отделам. Согласно данной теории, разделение труда необходимо для того, чтобы в ходе работы сотрудник повышал уровень своей компетенции. Для лучшего планирования и координации действий необходимы единые правила и методы их осуществления. С той же целью принятие основных решений возложено на руководителя предприятия. Однако число непосредственных подчиненных у начальника ограничено. Для того чтобы избежать дублирования функций внутри организации, разработана система разделения деловых функций: все подчиненные распределяются по отделам, каждый из которых должен удовлетворять те или иные потребности всей организации.
2
Научная школа менеджмента основывается на трудах Ф. Тейлора, Ч. Баббиджа, X. Гантта и др. В теории научного менеджмента сравнительно более точно, чем в административной теории управления, определяется способ организации труда.
В теории научного управления работники организации рассматривались в качестве «ассистентов машин». Приверженцы школы считают, что научному анализу можно подвергнуть поведение и побуждения работников, рассчитать, в какой момент они устанут и за какой срок сумеют восстановить силы. Практика наблюдений подтвердила обоснованность данного подхода.
Представители данной школы доказывали необходимость подбора конкретных служащих для выполнения определенного вида работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки, а также рационализации труда и его мотивации.
3
Представители школы человеческих отношений сфокусировали свое внимание на элементе производственного процесса, который недостаточно учитывался в классических теориях, т. е. на человеке. Расцвет школы человеческих отношений, основателем которой считается Э. Мэйо, пришелся на конец 1940-х гг.
Э. Мэйо с коллегами исследовал влияние различных физических факторов (освещение, отопление, расположение служебных помещений и т. п.) на производительность труда рабочих. Подобные опыты также проводились с варьированием продолжительности труда. Совокупность полученных данных, основанных на конкретных наблюдениях и отличающихся от тех, которые можно было бы получить в рамках классического подхода, позволила предположить, что отношение работающих к различным изменениям трудовой обстановки важнее объективных условий таких изменений. В дальнейшем идеи школы человеческих отношений были доработаны К. Аргирисом, Д. Мак-Грегором, Р. Лайкерт и Н. Мейером. В целом представители школы человеческих отношений подчеркивают ключевую роль человека в процессе производства в ущерб любому другому фактору.
3. Основные модели менеджмента
1
На формирование модели менеджмента влияют религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяется несколько базовых моделей менеджмента (азиатская, западная, американская, английская).
Модель менеджмента – это совокупность идей, лежащих в основе системы управления организации.
2
Основным фактором, повлиявшим на формирование азиатской модели менеджмента, стала буддистская философия. Мировосприятие на Востоке принципиально отличается от европейского, поэтому применение в странах Азии управления по западному образцу невозможно.
Характерные особенности азиатской модели менеджмента:
• внутрифирменные и межфирменные отношения, построенные на доверии и взаимопонимании руководителей компаний;
• сравнительно высокий уровень образования персонала;
• ориентация на доверие партнеров друг к другу;
• осознание совместного вклада в развитие организации.
В основе азиатского менеджмента лежат дружные отношения в коллективе.
Главное отличие азиатского от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров: бизнесмены в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, кроме основного, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина данной тактики – стремление вначале достичь доверительного контакта и только затем решать основные проблемы.
3
В Японии и Южной Корее фирмы обеспечивают сотрудникам доход, но также дают им возможность для саморазвития и самовыражения.
Основные особенности японского менеджмента:
• утренняя зарядка для сотрудников фирмы;
• проведение рабочего времени в форменной одежде;
• использование метода консенсуса на совещаниях руководителей, которые заканчиваются принятием решений;
• обязательное награждение за успехи в труде;
• функционирование «кружков качества», в которые входят рабочие, менеджеры и руководители компании;
• наличие общей столовой и для руководителей, и для рабочих;
• большое значение стажа работы сотрудника на фирме для назначения заработной платы и продвижения по службе;
• пожизненное принятие на работу;
• практика поставок точно в срок, дающая возможность избавиться от громоздких складских помещений и достичь высокого уровня дисциплины персонала фирмы;
• сведение перерывов в работе к минимуму;
• предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию.
4
В основе западной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения:
? индивидуальная ответственность;
? самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.
Основные участники западной модели менеджмента – владельцы, акционеры, менеджеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы.
Западная модель менеджмента характеризуется отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе; единоначалием руководителя в принятии решения; разграничением деловых и личных отношений.
В западном менеджменте выделяются американский, английский и немецкий менеджмент.
5
Американский менеджмент предполагает реализацию следующих базовых положений:
• менеджеры действуют прямолинейно;
• прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах;
• не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса.
6
Английский менеджмент ориентируется:
• на издержки производства (стремление к их постоянному сокращению);
• разработку новых наукоемких изделий, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
• гибкость в использовании технологических процессов.
7
Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями:
• дальновидностью;
• высокой дисциплиной;
• длительным процессом внедрения новшеств, модернизации производства;
• осуществлением руководства компанией двумя структурами: правлением и наблюдательным советом.
8
Каждая модель менеджмента, используемая на предприятии, накладывает собственный отпечаток на процессы управления в организации: изменяются механизмы принятия управленческих решений, организационные структуры управления, приоритеты управления и планирования. Также модифицируются механизмы реализации всех функций и методов управления в организации. Выбор и применение конкретной модели менеджмента приводит к различному уровню экономической эффективности хозяйственной деятельности организации.
4. Основные тенденции современного менеджмента
1
Современное мировое хозяйство представляет собой результат взаимодействия всех участников международной деятельности. Современные тенденции в политике, экономике, культуре и религии напрямую влияют на приоритеты развития отдельных государств. Изменяются и приоритеты управления. Под влиянием геополитических факторов корректируются стратегии развития коммерческих организаций и государств в целом.
Основные тенденции современной международной экономики – интернационализация и глобализация.
Интернационализация – возрастание роли экономической деятельности, не ограниченной национальными и географическими границами.
Глобализация – это возрастание значения международных контактов организации по сравнению со значимостью контактов внутри страны.
Под влиянием данных тенденций в управленческой науке также происходит развитие теоретических концепций, адекватных современным условиям хозяйствования.
2
В настоящее время получили широкое распространение несколько теорий менеджмента.
Реинжиниринг представляет собой одновременно теорию и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого совершенствования с охватом и реконструкцией всех элементов системы управления организации, включая системы человеческих мотиваций и стимулов.
Управленческий механизм настраивается при реинжиниринге на овладение рынком путем анализа его емкости, организации сбыта товаров, способов стимулирования продаж, обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг.
3
В результате развития прямых связей организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к конкретно горизонтальным структурам, на поиске выгодных схем соотношений между крупными и малыми операциями.
Концепция внутренних рынков корпораций характеризуется переносом закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутренние взаимодействия структурных подразделений организации.
Данная концепция предполагает, что подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность в рамках организаций, могут оперативно вносить изменения в производство товаров, предоставление услуг, во всю систему отношений с потребителями.
С концепцией внутренних рынков корпораций тесно связана концепция демократической корпорации, предусматривающая широкую децентрализацию управления с развитием демократических форм и методов функционирования структурных подразделений и руководителей.
4
Любое предприятие (организация) представляет собой часть природного кругооборота. В таком понимании в центре внимания оказываются экологические процессы.
Концепция экологически осознанного руководства предприятием основывается на рассмотрении предприятия как экологической субсистемы.
В рамках данной концепции важнейшими целями предприятия как экологической субсистемы становятся:
? защита ресурсов (получение на входе в субсистему экологически проверенных ресурсов и их экономное расходование);
? ограничение выбросов (предотвращение или уменьшение утечки вредных веществ в окружающую среду на выходе из субсистемы);
? сокращение отходов (снижение их количества, переработка и повторное использование);
? ограничение риска (уменьшение потенциальных опасностей на выходе из субсистемы, предотвращение аварий или снижение тяжести их последствий);
? производство безвредных продуктов, которые на протяжении их жизненного цикла являются ресурсосберегающими, не наносят вреда окружающей среде (отсутствие вредных выбросов и отходов), обладают низкой долей риска для здоровья их потребителей.
5. Основные законы управления
1
Среди множества законов процесса управления можно выделить основные:
• непрерывность;
• стадийность;
• согласованность.
Непрерывность процесса управления означает непрерывную последовательность выполнения, сменяемости и повторяемости одних и тех же видов работ (управленческий цикл).
Стадийность управления подразумевает формирование целей, определение альтернатив реализации целей и отбор наиболее эффективной организации исполнения решения, контроль за исполнением и оценка результатов.
Общность в процессе управления означает, что независимо от разнообразия объектов управления существует общность функций, приемов и методов управления, содержания управленческого цикла, процесса (технологии) выработки и принятия решений и т. д.
Согласованность управления – это установление и поддержание объективно требуемых количественных и качественных взаимосвязей между различными видами управленческого труда, последовательности его осуществления в пространстве и времени, взаимосвязи между целями и средствами их достижения.
2
Формирование и выбор целей выступают исходным пунктом управления. Цели определяют содержание основных функций управления, выбор методов и структуры управления, средства достижения целей функционирования системы.
Ограничение – это цель определенного вида: генеральный императив действий, описывающий будущее как нежелательное состояние и процесс, противоречащие главной цели.
Целенаправленность логически связана с перспективностью. С точки зрения эффективности управления, чем больше период перспективности, тем выше эффективность управления с позиций устойчивости и сохранения организационной системы.
3
Любая система в условиях неравновесного состояния стремится к оптимальному состоянию.
Обратная связь – это регулирующее и защитное средство организационной системы от «непредсказуемых» воздействий внешней и внутренней среды. Она позволяет обнаружить расхождение и отрегулировать поведение организационной системы в соответствии с заданной целью.
Любые модели поведения организационных систем не отражают их истинного состояния в настоящий момент времени. Менеджер должен вносить в модель изменения (дополнения) в соответствии с внешними и внутренними условиями. Исходная модель модифицируется, развивается, включая в себя все новые и новые факторы и условия.
4
Управление представляет собой непрерывный процесс сбора, обработки и хранения информации.
Информация – это ресурс и продукт управления. В теории информации и информационных систем заложены основы информативного управления.
6. Основные принципы управления
1
Принцип (лат. principium – начало, основа) – исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, поведения и действий.
Выделяются принципы:
• общие для всех видов управления системами различной природы;
• специфические, относящиеся к управлению организационными социально-экономическими системами;
• относящиеся к отдельным компонентам управления.
2
К основным принципам менеджмента организационными системами относятся:
? сочетание научности и творчества заключается в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках. В некоторых случаях в связи с невозможностью их использовать принятие управленческого решения базируется на интуиции (импровизации);
? сочетание специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы. Разрешение проблем служит составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования;
? сочетание централизованного руководства и самоуправления выражается в принятии решений на местах в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера;
? концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, следовательно, увеличивается эффективность работы;
? обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью, поскольку подобная ситуация сопряжена с произволом руководящих лиц. Превышение ответственности над правами подавляет инициативность сотрудников, поскольку инициатива оказывается наказуемой;
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/kollektiv-avtorov/menedzhment/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.