Общая психология

Общая психология
Коллектив авторов
Скорая помощь студенту. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Общая психология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Общая психология

© Обложка. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2016
© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016

1. Возникновение психологии как науки

1
С древнейших времен потребности общественной жизни побуждали человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности затрагивались некоторые психологические аспекты.

Философы-материалисты древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела.
Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

2
Великий философ Аристотель (384–322 до н. э.) в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе.

Первичная познавательная способность человека – ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота».

Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств.
Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

3
Этапы развития психологии как науки.
? Психология как наука о душе: такое определение науки возникло в дохристианскую эпоху, когда наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
? Психология как наука о сознании: возникла в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за собой и описание фактов.
? Психология как наука о поведении (XX в.): задача – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
? Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. в основанной немецким психологом В. Вундтом (1832–1920) первой в мире экспериментальной психологической лаборатории (Лейпциг). В 1885 г. В. М. Бехтерев (1857–1927) организовал подобную лабораторию в России (Казань).

2. Отрасли психологии

1
Современная психология – область знаний, включающая ряд отдельных дисциплин и научных направлений:
• особенности психики животных изучает зоопсихология;
• психика человека изучается другими отраслями психологии:
– детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития,
– социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей),
– педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

2
Ряд отраслей психологии изучает психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
• психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;
• инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники;
• авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта;
• медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;
• патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;
• юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;
• военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

3
Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования.

Общий предмет исследования психологии – факты, закономерности, механизмы психики.
Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).

3. Задачи и место психологии в системе наук

1
Задачи психологии:
• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
• научиться управлять ими;
• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
• быть теоретической основой практики психологической службы.
Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, сознание человека отражают объективную действительность, следовательно, изучение психологических закономерностей означает установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.
Устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а также выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

2
Современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Как и психология, изучением человека занимаются все перечисленные науки, но в иных аспектах. Философия и теория познания (гносеология) решают вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактуют психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология выясняет роль психики в деятельности человека и его развитии.

3
Согласно классификации наук академика Б. М. Кедрова (1903–1985) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

4. Этапы развития психологической науки

1
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. anima – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего существующего на свете есть душа. Душа – особая сила, существующая в теле человека и животного, а иногда и растения.
Согласно древнегреческому философу Платону (427–347 до н. э.) душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления Платон подразделял на разум, мужество (волю) и вожделения (мотивацию). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.

2
По Аристотелю душа бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека служит стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дают память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особая форма интеллектуальной активности – нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.

3
В Средние века утвердилось представление о том, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь обращенная к материальному миру внешняя сторона души. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

4
С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания, характерная попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596–1650) сделал вывод о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.
Голландский философ Б. Спиноза (1632–1677) утверждал: особого духовного начала не существует, есть только одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что его подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646–1716), отвергнув Декартово равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Термин «эмпирическая психология» ввел немецкий философ X. Вольф (1679–1754) для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632–1704) рассматривал душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

5
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 1860-х гг. в связи с созданием психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.
Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829–1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Как и рефлексы, они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью (движением, поступком, речью). Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека, но не придал должного значения специфике психической реальности в сравнении с физиологической ее основой. Также ученый не учел полностью роли культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
Г. И. Челпанов (1862–1936) основал первый в России психологический институт (1912). Экспериментальное направление с использованием объективных методов исследования развивал в психологии В. М. Бехтерев (1857–1927). И. П. Павлов (1849–1936) изучал условно-рефлекторные связи в деятельности организма. Его работы заметно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

5. Методы психологии

1
К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие поведения человека.
Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация.
В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:
• в зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;
• в зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В случае открытого наблюдения исследователь открывает для наблюдаемых свою роль – недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванная знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;
• в зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты;
• в зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;
• в зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;
• в зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;
• в зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное.
Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

2
Основные особенности экспериментального метода:
? исследователь сам вызывает изучаемое им явление – в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;
? экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
? в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
? эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

3
Виды экспериментального исследования в психологии:
• лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных;
• естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента. Основное достоинство данного метода заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения;
• формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры;
• констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

4
Помимо вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:
• беседа (интервью) – получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;
• тестирование – психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие другие.

6. Психика и ее основные функции

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

1
Основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.
Отражение есть способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов.
Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основные формы отражения:
• физическая форма отражения, соответствующая низшему уровню организации жизни, характерная для взаимодействия объектов неживой природы;
• физиологическая форма отражения;
• психическое отражение, форма наиболее развитая и сложная, со специфической для человека наивысшей ступенью отражения – сознанием.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Самосознание – способность человеческой психики отделить в своем представлении себя, собственное «Я», от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования.
Именно самосознание определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.

2
Особенности психического отражения:
• субъективность, т. е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью: мы видим один мир, но он предстает для каждого из нас по-разному;
• объективность, так как психическое отражение все же дает возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности;
• опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека.
Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовывать этот мир в процессе целенаправленной деятельности.

3
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.
Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу; ее отражение (полноценную деятельность мозга); взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

7. Структура психики

1
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

2
Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.
К ним относят свойства нервной системы: сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

3
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс – течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие) и т. д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

4
Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности.
Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Качества личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека: интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.
Психические качества не существуют отдельно от психических свойств, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности:
• жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
• темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения);
• способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
• характер как систему отношений и способов поведения.

5
Психическое состояние – относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изучены общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности); эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

8. Строение нервной системы

1
Психическими и физическими функциями человека управляет нервная система.
Анатомическое строение нервной системы выглядит следующим образом. Основной ее элемент – нейрон.
Нейрон представляет собой микроскопически малую нервную клетку с отходящими от нее отростками. Длинный отросток называется аксоном, короткий древовидной формы – дендритом. Посредством этих отростков все нервные клетки связаны между собой. Место соединения отростков называется синапсом. Пучки нервных волокон, идущие к поверхности тела, к внутренним органам и мышцам, образуют периферическую нервную систему. Разветвленные окончания нервных волокон образуют органы чувств.
Скопления нейронов образуют центральную нервную систему (ЦНС).

2
ЦНС включает в себя спинной и головной мозг, остальные нервные структуры входят в периферическую систему.
Головной мозг – высший отдел ЦНС, состоит из мозгового ствола, большого мозга и мозжечка. Большой мозг представлен двумя полушариями, наружная поверхность которых покрыта серым веществом – корой.
Кора составляет важнейшую часть головного мозга как материальный субстрат высшей психической деятельности и регулятор всех жизненных функций организма.

3
Для осуществления любого вида психической деятельности необходимо участие трех основных функциональных блоков мозга.
Первый блок – активации и тонуса анатомически представлен сетевым образованием в стволовых отделах мозга – ретикулярной формацией, которая регулирует уровень активности коры от бодрствующего состояния до утомления и сна. Полноценная деятельность предполагает активное состояние человека, лишь в условиях оптимального бодрствования человек может успешно воспринимать информацию, планировать свое поведение и осуществлять намеченные программы действий.
Блок приема, переработки и хранения информации включает в себя задние отделы больших полушарий. В затылочные зоны поступает информация от зрительного анализатора – иногда их называют зрительной корой. Височные отделы отвечают за переработку слуховой информации – так называемая слуховая кора. Теменные отделы коры связаны с общей чувствительностью, осязанием. Блок имеет иерархическое строение и состоит из корковых полей трех типов: первичные принимают и перерабатывают импульсы от периферийных отделов; во вторичных происходит аналитическая переработка информации; в третичных осуществляется аналитико-синтетическая обработка информации, поступающей от разных анализаторов, – этот уровень обеспечивает наиболее сложные формы психической деятельности.
Блок программирования, регуляции и контроля расположен преимущественно в лобных долях мозга. Здесь ставятся цели, формируются программы собственной активности, осуществляется контроль за их протеканием и успешностью выполнения.
Совместная работа функциональных блоков мозга составляет необходимое условие осуществления любой психической деятельности человека.

4
Работа больших полушарий построена по контрлатеральному принципу, т. е. левое полушарие отвечает за правую сторону телесной организации человека, правое полушарие – за левую. Установлено, что и в функциональном отношении оба полушария неравнозначны.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/kollektiv-avtorov/obschaya-psihologiya/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Общая психология Коллектив авторов
Общая психология

Коллектив авторов

Тип: электронная книга

Жанр: Учебники и пособия для вузов

Язык: на русском языке

Издательство: РИПОЛ Классик

Дата публикации: 25.05.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Общая психология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

  • Добавить отзыв