Авианосцы: заблуждения и факты

Миф №1. Флот без авианосцев – не флот.
А это смотря, какие задачи стоят перед флотом. Если работа на огромных океанских пространствах, проводка конвоев, атака удаленных от берегов архипелагов – то да, 1000 раз да, и история второй мировой войны это доказывает весьма ярко. Атака на Перл- Харбора, Гуам, Филлипинская эпопея, Атлантические конвои – все так. Но зачем, скажите, строить дорогущие корабли (а это не только монументальная работа целой отрасли (собственно кораблестроительной), но и создание, например, авиации палубного базирования, постройка кораблей поддержки, изменение КОНЦЕПЦИИ построения флота и пр. ) в войне против, скажем, Японии, когда серийные бомбардировщики достигают любой точки любого острова архипелага с береговых аэродромов под Владиком! 

Японцы, кстати, хорошо понимали это и в 30-х годах, и сейчас. Хагакурэ учит «Если есть 2 пути самурай должен избрать путь смерти» - все так, но нигде не сказано – глупой смерти. Авиазавод «Сухого» почему-то расположен в Комсомольске-на-Амуре. С чего бы это интересно? Далее. Против Финляндии использовать авианосцы? Против Турции? Против Германии? – Берлин вполне штатно достигался бомбардировщиками ДБ 3ф с баз на Эзеле. В 41 году. Да, большую часть груза составляло топливо. Но к 50-м годам, когда страна только-только залечила раны войны и впервые всерьез встал вопрос постройки авианосцев, авиация была уже другой и территории Великобритании достигнуть вполне могла с тех же аэродромов на территории ГДР. (Откуда ее вполне успешно достигали некоторое время назад подопечные г-на Геринга). Оставался лишь 1 авианесущий противник – США, но выставлять против них авианосцы – означало играть по правилам противника и на поле противника. Вряд ли кто-то всерьез рассматривал возможность десантирования крупных сил на пляжи Калифорнии. Очень эффектно, бесспорно, но вспомните каких ресурсов стоила десантная операция в Нормандии. А до этого ведь был еще и Дьепп когда англо-американцев успешно спихнули обратно в море с огромными потерями для них. А это всего лишь Па-де-Кале !!! Так что противники авианосцев (при всем уважении к заслуженному боевому адмиралу Кузнецову) тоже не дураки сидели. Заметим еще раз что авианосец – даже 1 единственный ОЧЕНЬ дорогая игрушка, и иметь его просто «ради престижу» роскошь непозволительная. Обратите внимание – авианосцы сегодня это атрибут исключительно колониальных держав (США, Великобритании, Франции) в числе их неожиданно оказался…Таиланд. Что? Такая мощная экономика или такие прозорливые адмиралы? Да ни то ни другое – просто Таиланд кроме суши – это миллион островов.

 

Миф №2. Наши авианосцы – НЕДО-авианосцы. 
Дело в том, что по целому ряду причин, и политических в том числе, СССР не мог разрабатывать полномасштабный авианосец класса «Нимиц». Во-первых, ни к чему (см. выше). В доктрине развития флота для такого «чуда» просто не было места. Во-вторых, единственный завод бывшего СССР который мог потянуть такой заказ находился в г. Николаев на Черном море, Черное море, в свою очередь, соединяется со Средиземным проливами Босфор и Дарданеллы (сейчас не будем обсуждать спорный статус этих проливов – это наша национальная боль - !!!) режим судоходства по которым ОСОБЕННО ВОЕННОГО жестко регламентирован. АВИАНОСЕЦ по ним не может пройти НИ туда, НИ сюда. Если же все-таки «прорываться» (горячие головы могли бы и найтись) это тянет на серьезный военный конфликт со страной – членом НАТО на секундочку. Учитывая тот факт, что основной задачей наших авианосцев планировалась все-таки борьба с подводными лодками противника, их изначально обозначили как ПКР (Противолодочный крейсер) проект 1143 затем переназвали в ТАВКР (Тяжелый авианесущий крейсер). 

На ТАВКР возлагалось выполнение следующих задач: 
• прикрытие корабельных соединений от ударов с воздуха, их противолодочное и противокатерное обеспечение; 
• обеспечение боевой устойчивости РПКСН (Ракетных Подводных Крейсеров Стратегического Назначения) в районах боевого патрулирования; 
• обеспечение развёртывания подводных лодок; 
• прикрытие морской ракетоносной, противолодочной и разведывательной авиации в зоне досягаемости корабельной истребительной авиации; 
• поиск и уничтожение ракетных подводных лодок противника в составе группировок разнородных противолодочных сил; 
• поражение группировок надводных кораблей противника; 
• обеспечение высадки морских десантов. 
По сути задачи-то кроме 2-х последних – оборонительные. Задачи обеспечения статуса «мирового жандарма» (в отличие от того же «Нимица») перед нашими авиками никогда не стояли. «Наводили порядок» мы в своих вотчинах, опираясь преимущественно на танковые колонны и «вертушки» наземного базирования. Может какому-то «мореману» по обкурке и взбрело бы в голову поддерживать операцию в Праге 1968 года силами авиации Черноморского флота… но это уже за пределами рассматриваемой проблемы. Афганистан, опять же – авианосцы просто необходимы. Корея… Вьетнам… Это американцам через океан лететь, а мы по берегу, по берегу… Исключение – пожалуй Куба, но она сама есть – непотопляемый авианосец а «штурмовать» Остров свободы – такой задачи не отрабатывалось в Генштабе. Это все к тому, что корабли проекта 1143 были построены для вполне определенных целей и задач и им полностью отвечали.

Непохожие близнецы. Силует "Киева" цветной (проект 1143-1) наложен на "Адмирала Кузнецова" (проект 1143-6) (красным обозначены отличия)Обратите внимание надстройка снесена сильно назад, из ранее нерабочей палубы сделан "трамплин" и сам корпус короче. То есть проект постоянно изменялся и дорабатывался. 

Миф №3. Тактико-технические характеристики ТАВКР сильно уступают американцам.
Немного истории:
16 октября 1968 г. Главком ВМФ (так нелюбимый автором статьи адмирал Горшков) утвердил ТТЗ на проектирование ПКР с авиационным вооружением «1143 Киев» (в военной документации он проходил под шифром «Кречет»).
Техпроект «1143 Киев» был разработан в крайне сжатые сроки и утверждён ВМФ и МСП 30 апреля 1970 г. Новый ПКР со смещённой по-авианосному к правому борту надстройкой, полётной палубой с консольным свесом смотрелся весьма эффектно и выгодно отличался от кораблей предыдущей серии «проект 1123».
Ракетно-артиллерийское и противолодочное вооружение находилось в носовой части, а также позади надстройки. С учётом поступивших в ходе рассмотрения эскизного проекта предложений и дополнений, были приняты решения по сокращению объёма конструктивной защиты, замене предлагавшихся ранее к размещению на корабле ПКР П-120 «Малахит» более мощными П-500 «Базальт», комплексированию средств радиосвязи, а также увеличению водоизмещения до 28000 тонн. (в конце концов увеличили до 29 000).


Значительным изменениям подверглось радиоэлектронное вооружение. Так, прежняя трёхкоординатная РЛС освещения воздушной обстановки «Ангара» заменялась на более совершенную станцию «Фрегат». Предстояло также впервые установить на головном корабле, испытать и принять на вооружение комплексы связи «Тайфун-1», «Цунами-БМ», навигационный комплекс «Салгир-1143», систему управления «Каспий», системы «Привод-СВ», «Аист-К», «Лазурь», главный ударный комплекс «Ураган-1143» – всего 24 (!) совершенно новых изделия и системы. «Проектирование нового корабля сопровождалось решением целого ряда сложных проблем, - сообщает «Электронная Энциклопедия кораблей» (http://ship.bsu.by/) - таких, как создание беспиллерсовой конструкции ангарного покрытия площадью около 3000 кв.м, специального термостойкого покрытия полётной палубы, защищающего её от воздействия высокотемпературных (более 1000°) газовых струй вертикально взлетающих самолётов, изготовление и установка звукопрозрачного и прочного обтекателя антенного поста ГАС диаметром 8,4 м, обеспечение взрывопожаробезопасности и эксплуатационного обслуживания авиационного вооружения, упорядочение воздушных потоков над верхней палубой (для создания благоприятных условий взлёта и посадки).
Наличие на борту ПКР «1143 Киев» совершенно несвойственных для авианосца многочисленных ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов, предназначенных для решения различных боевых задач, предопределило своеобразный «гибридный» тип архитектуры корабля». Система набора корпуса по всей длине была продольной, в оконечностях – поперечной. Корпус и два нижних яруса 9-ярусной надстройки изготавливались из стали АК-25 (толщиной до 30 мм) и АК-27 (свыше 35 мм). Надстройка, начиная с 3-го яруса и выше, выполнялась из броневой стали. Согласно существовавшим в то время требованиям противоатомной защиты, боеспособность корабля должна была сохраняться при воздушном взрыве 30-килотонного ядерного заряда на удалении 2000 м.(!!!)При этом непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых четырёх смежных отсеков (без учета ангара, где границей непотопляемости являлась 5-я палуба, и указанный показатель составлял три отсека).
Все вертикальные поверхности надстройки, дымовой трубы и самого корпуса делались наклонными от вертикали (до 10°) с тем, чтобы максимально снизить величину радиолокационного поля и, как следствие этого, – заметность корабля в целом. Надо сказать, что принятые тогда специалистами Невского ПКБ решения в ряде случаев предвосхитили технологию «stealth» которой сейчас так гордятся американцы.
На головном корабле пр.1143 предусматривалась возможность базирования 22 летательных аппаратов, в двух вариантах комплектации – самолётном или вертолётном. Все они хранились в одноярусном ангаре (130x22,5x6,6 м), связанном с полётной палубой двумя самолетоподъёмниками (лифтами), расположенными слева и в корму от надстройки. Первый из них служил для спуска ЛАК в ангар, а второй – для подъёма. Проектная вместимость ангара составляла 22 летательных аппарата, но после посещения в 1975 г. «Киева» министром обороны маршалом А.А.Гречко, потребовавшим увеличить число летательных аппаратов в полтора раза, схему размещения машин в ангаре пересмотрели. После отмены министром запрета на обязательный зазор между ними в 0,75 м и разрешения ставить самолеты «валетом», вместимость ангара увеличили до 36 ЛАК.
«Ангар оборудовался системами вентиляции с автоматическим выключением при пожаре, - дает справку «Электронная Энциклопедия кораблей», - контроля концентрации паров авиакеросина, водораспыления, воздушно-пенного пожаротушения и сигнализации; при необходимости пять опускаемых противопожарных асбестовых штор могли разделять общее пространство ангара на шесть изолированных зон». В отличие от американской практики, состав авиагруппы корабля «1143 Киев» не был фиксированным и мог варьироваться в зависимости от решаемой задачи. Самолётный вариант предусматривал приём на борт 20 СВВП и двух спасательных вертолётов, вертолётный – 20 машин Ка-25ПЛ и двух спасательных. Для обеспечения деятельности корабельной авиагруппы (в самолётном варианте) на борту хранились необходимые запасы авиатоплива, а также 18 спецавиабомб РН-28, управляемые и неуправляемые ракеты, разовые бомбовые кассеты и т.д.

"Адмирал Кузнецов" в базе. Если приглядеться - достаточно хорошо заметен 10-градусный "крен" надстройки 

 

Су-33 палубного базирования на борту "Кузнецова" 

 

Старт с трамплина без катапульты имеет лишь 1 недостаток. Для поднятия в воздух боевой группы требуется больше времени. (У американца 2 катапульты)

 

Миф №4. Авианосцы следовало сохранить любой ценой.
Всего было заложено 7 авианесущих крейсеров. Последний – проект 1143-7«Варяг» - (опять неудачное имя, говорил я, нельзя называть корабли именем погибших героев) был разобран еще не построенным. «Киев» прослужил верой и правдой до 1993 года то есть 17 лет. Всего прошёл 240850 миль, (почти полмиллиона км!!) с его палубы самолёты совершили 4258 полётов, вертолёты – 9154. К 1993 г корабль нуждался в серьезнейшей модернизации. (как и другие ТАВКРы) на которую просто не было денег. Переоборудование одного лишь авианосца «Игл» обошлось Великобритании в 31 миллион фунтов стерлингов в ценах 1964 года (!). Умножьте это на 6. Ну и еще на коэффициент инфляции… Представим себе ситуацию, когда у вас во дворе под окнами находится Rolls-Royce у которого ну… двигатель стуканул…В общем – не конец света, двигатель можно демонтировать, разобрать, отхонинговать, заменить вкладыши т т.д. Сущие пустяки – на это нет денег – то есть совсем нет – кушать нечего, гаража нет, водителю платить надо и пр. Что делать? – Кому-нибудь продать этот чемодан без ручки. И такие покупатели нашлись – те, что постарше – на металлолом. (Кстати в Бусан) ТАВКР «Минск» сейчас доживает свой век в Китае в качестве развлекательного центра. Но «Адмирал Горшков» (бывший «Баку»1143-5) – продан Индии (нашему геополитическому союзнику) как боевой корабль и еще послужит российскому ВПК в качестве выгодной площадки для реализации потенциала модернизаций. Кстати сейчас активно идут переговоры (не без скандалов и мистификаций) о дооборудовании его нашими «Су»-шками (это как минимум 30 единиц заказа для Комсомольска-на-Амуре). А легендарный Главком ВМФ СССР «Адмирал Кузнецов» - прошел глубокую модернизацию в Североморске, живет и здравствует, держит в напряжении очко наших американских друзей. Кстати никаким «недо-авиком» они его не считают, а внимательно отслеживают каждый поворот руля, каждый старт с палубы. Как недавно заявил главком ВМФ Масорин – «Он прослужит еще долго. Но не вечно, а потому нужно думать о проектировании новых авианосцев». Срок спуска на воду назначен - 2015 год. А строить будет, скорее всего, Питер. А может Германия?...
 
 

 

 

 


 

 



 


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить