Авторское право: мифы и факты

МИФ №1. Если произведение выложено в Интернет, то оно является общественным достоянием.
Ни одно произведение (за исключением тех, срок охраны которых истек) не является общественным достоянием, кроме тех случаев, когда автор напрямую выражает желание, чтобы это произведение перешло в общественное достояние. Некоторые считают, что публикация произведения в сети подразумевает разрешение неограниченному кругу лиц копировать это произведение. Очень важно помнить, что, с точки зрения закона, компьютеры никогда не осуществляют копирование. Копируют только люди. 

Компьютеры получают команды, но не разрешения. Разрешение могут получить лишь люди. Более того, подразумеваемое разрешение никоим образом не может обладать большей силой по сравнению с напрямую выраженными условиями использования произведения. Важно помнить, что перевод произведения в общественное достояние означает полный отказ от всех прав. Нельзя осуществить перевод произведения в общественное достояние для «некоммерческого использования».

МИФ №2. Если нет уведомления об авторском праве (copyright), то произведение не охраняется.
Так было раньше в странах с англосаксонской системой права, однако сегодня подавляющее большинство государств присоединились к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. — наиважнейшему многостороннему международному договору, регулирующему вопросы авторского права. Например, в США все оригинальные произведения, созданные творческим трудом автора после 1 апреля 1989 г., охраняются авторским правом вне зависимости от наличия уведомления об авторском праве. Считайте, что произведение, созданное другим лицом, охраняется авторским правом, за исключением тех случаев, когда Вы уверены, что оно не охраняется. Есть некоторые произведения, которые более не охраняются ввиду отсутствия уведомления об авторском праве. Но если Вы не уверены — не рискуйте.

МИФ №3. Если я не получаю за это денег, то я ничего не нарушаю.
Извлечение прибыли может лишь повлиять на размер компенсации, которую Вас может обязать выплатить суд. Это единственное различие. Вы по-прежнему можете нарушить авторские права, даже если Вы не получаете за это ни копейки, однако если автору (правообладателю) Ваши действия могут наносить значительный реальный ущерб, суд может вынести решение о компенсации такого ущерба.

МИФ №4. Если не использовать авторское право, то оно теряется.
В наши дни Авторское право нельзя потерять, если оно явно не отдано. Вы также не можете «защитить авторским правом имя» или что-либо короткое, как часть названия. Вы не можете использовать чью-либо торговую марку в таком направлении, которое украло бы покупательную силу марки, или в направлении, которое могло бы заставить людей спутать вас с настоящим владельцем марки, или который мог бы позволить вам получать прибыль с имени марки. Авторское право можно только передать. В отличие от американского законодательства, в котором четко прописано, что авторским правом названия произведений вовсе не охраняются, российское законодательство предоставляет охрану названиям произведений, но только в том случае, если название произведения создано творческим трудом автора и «может использоваться самостоятельно». Термин «самостоятельно» постоянно подвергается справедливой критике юристов, поскольку совершенно непонятно, является ли «самостоятельным» использование названия песни в качестве названия какой-то другой песни или нет. Более надежно названия можно защитить через систему товарных знаков, неиспользование которых как раз и может привести к утрате права на такой товарный знак. Запрещается использовать чужой товарный знак способом, который может нанести ущерб собственнику такого товарного знака. Или способом, который может привести к тому, что люди перепутают Вас с законным владельцем товарного знака и Вы получите необоснованный доход от использования чужого товарного знака. Например, в отношении музыкальных клипов было бы крайне неразумным проставлять на них знак MTV.

 

МИФ №5. Если я создаю свое произведение, но основываю его на уже существующем произведении, то все права на мое произведение принадлежат мне.
Законодательство об авторском праве четко говорит о том, что создание так называемых производных произведений, то есть созданных на основе уже существующих произведений, — это одно из исключительных прав автора оригинального произведения. При этом не берется в расчет то, что создание такого производного произведения может представлять собой в высшей степени творческий процесс. Даже если Вы пишете рассказ, используя героев чужого рассказа, то Вам необходимо получить разрешение автора оригинального произведения.

МИФ №6. Мне ничего не будет: у ответчиков в суде очень широкие права.
По большей части, меры по защите авторских прав — это меры гражданско-правового характера. Поэтому в большинстве случаев в отношении нарушителей авторских прав подаются гражданско-правовые иски. В гражданском праве не действует принцип презумпции невиновности в том виде, в каком он формулируется в уголовном праве. В гражданском суде главным является то, какая из сторон покажется судье более убедительной.

МИФ №7. Так что, нарушение авторских прав — не преступление?
Преступление. Статья 146 УК РФ предусматривает, что незаконное использование объектов авторского права, а также присвоение авторства, если такие деяния наносят крупный ущерб, «наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет». А в случае если нарушение совершено неоднократно или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то нарушители могут быть наказаны штрафом в размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет».

МИФ №8. Мне прислали произведение по e-mail. Теперь я могу его опубликовать в сети.
Обладание экземпляром произведения вовсе не то же самое, что и обладание авторскими правами. Еще одним аспектом электронной почты является то, что послания по e-mail в большинстве случаев не являются секретными. То есть если Вы послали кому-то письмо, а затем получатель у себя на сайте процитировал Ваше письмо, то Вам будет весьма сложно доказать, что публикация Вашего электронного письма нарушает Ваши авторские права и наносит Вам экономический ущерб.

МИФ №9. Можно использовать все, если указать источник.
Что говорят: «Мы не присваиваем заслуги других авторов, а просто агрегируем различные публикации. Если мы берем материалы из открытого доступа и указываем имя автора, значит, ничего не нарушаем». На самом деле: Многие уверены, что любой контент, выложенный в свободный доступ, можно копировать безвозмездно и без разрешения, если указать имя автора и источник. Это действительно звучит логично и хочется верить, что в будущем так и будет. Но пока же, к сожалению, все не так. Отсутствие запрета не считается согласием или разрешением. Если автор в прямой форме не согласился на копирование своего материала, то использование будет незаконным и влечет ответственность.

МИФ №10. Права на контент в соцсети нельзя защитить.
Что говорят: «Мы ведем аккаунт компании в соцсети и вдруг обнаруживаем, что наш собственный материал публикуется в аккаунте конкурента. Естественно, в Гражданском кодексе такого результата интеллектуальной деятельности как аккаунт в соцсети нет. Поэтому защититься невозможно». На самом деле: Аккаунт в социальной сети можно рассматривать как минимум с точки зрения трех объектов интеллектуальной собственности — сложный объект, составное произведение и база данных. Поэтому защита возможна.

МИФ №11. Права на созданный работником контент автоматически переходят к работодателю.
Что говорят: «Мы платим сотруднику зарплату и в трудовой договор включили „хитрый“ пункт, что все созданное работником поступает в собственность компании. Это стопроцентная гарантия того, что все созданное работником — наша интеллектуальная собственность». На самом деле: То, что результаты деятельности работников автоматически становятся интеллектуальной собственностью работодателя — самый распространенный и, пожалуй, самый вредный миф. Автором результатов интеллектуальной деятельности всегда является физическое лицо и первоначально права возникают у автора. Компания не может творить сама. Это может делать только человек или коллектив авторов.
Для получения прав от сотрудника необходимо для каждого результата деятельности готовить следующие документы:
1) грамотный трудовой договор, в котором предусмотрены дополнительные обязанности работника по осуществлению интеллектуальной деятельности;
2) формализованный документ, в соответствии с которым можно идентифицировать каждый служебный результат интеллектуальной деятельности (к примеру, спецификация);
3) служебное задание, по итогам выполнения которого должен быть получен результат;
4) акт о передаче результата от работника работодателю;
5) соглашение о выплате авторского вознаграждения, которое в противоречии с еще одним распространенным мифом никогда не совпадает с заработной платой.
 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить